Психолого-педагогический доклад «Семья — это институт жизни. Культура поведения в семье. Семейные традиции и обычаи. «Семья – это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро» (В.А. Сухомлинский). Материал на тему: Учимся быть семьей

Семья - это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро.
В.Сухомлинский

Как часто люди обвиняют во всех своих бедах общество, среду, политиков, школу. Как часто мы обсуждаем, что ребёнок попал в «плохую» компанию… Но рассуждения эти от лукавого. Если вы общаетесь со своим ребёнком, если семья сплочённая и дружная, то к плохой компании ребёнок не тянется. Если с детства ребёнок научился отличать добро ото зла, плохое от хорошего, то ему не страшно окружение, в любой компании он сохранит характер, не приобретёт вредные привычки. Более того, люди в окружении воспитанного человека будут превращаться в культурных людей.

Но важно помнить, что только когда в семье любят друг друга, заботятся друг о друге можно рассчитывать на то, что ребёнок станет человеком, на которого нельзя оказать дурного влияния.

Но бывает так, что ребёнок из приличной семьи совершает подлые поступки. Родители недоумевают почему так происходит. Но если разобраться, оказывается, что семейные ценности не являются основой семьи, что у родных натянутые отношения, что о бабушке или о дедушке зачастую говорят плохо, не уважают пожилых, не собираются вместе, не обедают за одним столом, не говорят о проблемах и радостях.

Мы надеемся, что в ваших семьях дело обстоит иначе. На этой страничке вы найдёте множество статей, стихов, рисунков о семье, о доброте, о дружбе, то есть о том, что делает каждого из нас лучше.

Если говорить о семейных ценностях нельзя не сказать о празднике День Петра и Февронии или День семьи, любви и верности. Именно 8 июля, а по старому стилю - 25 июня, в России отмечают День Семьи. Инициатором возрождения этого праздника была Светлана Медведева.

Святые Пётр и Февронья по разным легендам долгое время жили в браке и умерли в один день, а по другим преданиям супруги постриглись в монастырь так как Бог не дал им детей.

Поэтому дети должны по своему заботится о родителях. Главное, что дети могут сделать для своей семьи это не учёба, как могут подумать многие из вас. Конечно, учёба, хорошее поведение имеют огромное значение, но куда важнее ответственно относится к своему здоровью и жизни. Ведь для родителей нет ничего более ценного, чем жизнь и здоровье детей. Поэтому внимательно относитесь к предупреждениям взрослых, к сообщениям полиции. Это не пустые слова, а настоящая забота о вас.

Семейные ценности это умение заботиться о близких, умение ставить общие интересы прежде своих собственных, умение побеждать свои амбиции во благо семьи. И, конечно же, это уверенность в том, что и тебя поддержат когда понадобится.

В нашей школе огромное внимание уделяют семейным ценностям, а также поддерживают тех, кто нуждается в помощи. Мы тесно общаемся с ветеранами. Мы участвуем в акции Всемирный День Доброты, отправляя подарки детям-сиротам и приезжая гости. И, разумеется, не забываем поздравлять людей в День Пожилого Человека. А ещё мы с радостью примем ваши предложения о том, как ещё помочь тем, кто в этом нуждается.

На нашем школьном сайте мы расскажем вам о праздниках, которые имеют отношение к семье и о тех праздниках, которые дарят нам любовь, доброту, нежность.

Если вы рисуете, пишите стихи или рассказы, то мы ждём ваши работы, которые будут размещены на сайте. Причём работы мы ждём от всех, ведь о семье может сказать каждый человек.

Зерно прозревает в СЕМЬЕ,
В СЕМЬЕ человек вырастает.
И всё, что потом обретает,
Приходит к нему не извне.

Семья - это родство не только по крови.

В романе «Война и мир» Л.Н.Толстого семья выполняет своё высокое истинное назначение. Становление личности человека во многом зависит от семьи, в которой он растет. Как говорил Сухомлинский, семья - это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро. Однако в мире существует не только добро, но и в противовес ему зло. Есть семьи, связанные лишь фамилией. Ее члены не имеют ничего общего между собой. А ведь интересно, кем станет человек, личность которого формировалась в атмосфере безразличия и отсутствии ласки? Три семьи – Болконские, Курагины и Ростовы – как бы являют собой то самое добро и зло. На их примере можно подробно рассмотреть все то семейно-человеческое, что только бывает на свете. А собрав их воедино, получить идеал.

Представители старшего поколения совершенно не похожи между собой. Считающий пороками праздность и суеверие, добродетелями — деятельность и ум Болконский. Хлебосольные, простодушные, простые, доверчивые, щедрые Наталья и Илья Ростовы. Очень известный и достаточно влиятельный в обществе человек, занимающий важный придворный пост Курагин. Между ними нет ничего общего, кроме того, что все они семейные люди. У них совершенно разные увлечения и ценности, разный девиз, под которым они идут вместе со своей семьей (в том случае, если эта семья существует).

По-разному представляются отношения между старшим поколением и детьми. Изучив и сравнив это «качество», можно подтвердить или оспорить термин «семья», которым объединены эти люди.

Семья Ростовых наполнена доверчивостью, чистотой и естественностью. Уважение друг к другу, желание помочь без нудных нотаций, свобода и любовь, отсутствие жестких воспитательных норм, верность семейным отношениям. Все это включает в себя, казалось бы, идеальная семья, главное в отношениях которой — любовь, жизнь по законам сердца. Однако и у такой семьи есть пороки, что-то, что не позволяет ей стать эталоном. Возможно, немного жесткости и строгости не помешало бы главе семейства. Неумение держать хозяйство привело к разорению, а слепая любовь к детям действительно закрыла глаза на правду.

Семье Болконских чуждо проявление сентиментальности. Отец — непререкаемый авторитет, вызывающий благоговение со стороны окружающих. Он сам занимался с Марьей, отрицая нормы воспитания в придворных кругах. Отец любит своих детей, а они почитают и любят его. Их связывают трепетные чувства друг к другу, желание заботиться и оберегать. Главное в семье — жизнь по законам ума. Быть может, недостаточное проявление чувств отдаляет эту семью от идеала. Воспитанные в строгости, дети носят на себе маски, и лишь некая крохотная часть их излучает искренность и восторженность.

А можно ли назвать семьей Курагиных? Их история не несет в себе той «родовой поэзии», которая свойственна семьям Болконских и Ростовых. Курагиных объединяет только родство, они даже не воспринимают друг друга, как близких людей. Дети для князя Василия лишь обуза. Он относится к ним безразлично, желая их сплавить побыстрее. После слухов о связи Элен с Анатолем князь, заботясь о своим имени, отдалил от себя сына. «Семья» здесь — кровные узы. Каждый член семьи Курагиных привык к одиночеству и не чувствует потребности в поддержке близких. Отношения фальшивы, лицемерны. Этот союз – один большой минус. Семья сама по себе отрицательна. Как мне кажется, это и есть то самое «зло». Пример семьи, которой просто не должно быть.

Семья для меня – это настоящий маленький культ. Семья – это дом, в котором хочется остаться навсегда, а ее основанием должны стать любящие друг друга люди. Качества двух семей – Ростовых и Болконских – я хотела бы воплотить в своей семье. Искренность, забота, понимание, любовь, переживание за близкого, умение оценить ситуацию и не идеализировать своих детей, желание воспитать полноценную личность – вот то, что должна представлять собой настоящая семья. Строгость и рассудительность Болконских, любовь и покой Ростовых – вот то, что способно сделать семью по-настоящему счастливой.

Понятие семьи в романе описывается со всех сторон.


Я согласна с мнением автора. Главной функцией семья является социализация, то есть формирование индивида как личности. А также функция - воспитание, то есть привитие социальных норм, в том числе нравственное воспитание. Именно в семье человек получает тот набор важных качеств и умений, с которыми он пойдёт по жизни. Задача любой семьи - формировать в человеке хорошие качества, научить творить добро.

В качестве доказательства я бы хотела привести пример из литературы.

В произведении Л. Н. Толстого "Война и мир", главная героиня Наташа Ростова, пример для подражания. Хорошо воспитанные в своё время графиня Наталья Ростова и граф Ростов в дальнейшем достойно воспитали всех своих детей. Добро, справедливость, отзывчивость - именно эти качества им были привиты с раннего детства в семье их родителями. Так, Наташа Ростова отдала свои подводы под раненых вместо того, чтобы вывести своё имущество. Наташа показала, что для неё жизни людей важнее, чем вещи. Это показывает, как важна роль семьи в формировании у ребёнка черт нравственности и высокоморальных качеств.

Семья - социальная группа, основанная на браке или кровном родстве, связанная общностью быта и взаимной ответственностью.

В семье должна осуществляться взаимная социализация индивида. Считается, что именно в семье у ребёнка начинает формироваться мировоззрение, закладываются основные черты характера. Чрезвычайно важно, чтобы отношения в семье основывались исключительно на любви и взаимопонимании. Поэтому, если между её членами часто возникают конфликты, то это так или иначе скажется на поведении ребёнка, повлияет его на будущее. А если в семье не прививаются такие качества, как добро, то формируется негативная личность.

В качестве аргумента я бы хотела привести пример из истории. Иван Грозный, который с детства невольно становится свидетелем насилия и заговоров, в том числе и со стороны матери, пытавшейся всеми средствами подавить боярскую оппозицию. Вся та жестокость, воспринятая юным царём за должную модель поведения, впоследствии нашла воплощение в политике опричниного террора. Из этого можно сделать вывод, что с детства каждый ребенок должен быт окружён достаточным вниманием родителей, а также ограничен от дурного влияния со стороны.

Таким образом, семья - это важнейший социальный институт, который играет определяющую роль в формировании личности. И важно, чтобы влияние семьи на личность было позитивным, чтобы человек научился совершать высоконравственные поступки, научиться творить добро.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) - начать подготовку


Обновлено: 2017-06-15

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Добрый день, уважаемые коллеги!

Начать свое выступление со слов В.А. Сухомлинского «Семья – это та первичная среда, где человек должен учиться делать добро»

Маленькие дети не запоминают плохого.

Они забывают, как болит коленка после падения, они забывают, как ругалась мама за порисованные стены, они забывают, как царапается кошка в приступе ярости.

Дети отпускают весь негативный опыт и снова открывают свои сердца на встречу новому опыту .

    Любовь детей бескорыстна – они непредвзятые наблюдатели. Дети обожают своих родителей и копируют даже их недостатки.

    Хотя дети иногда не слушаются своих родителей, однако они внимательно наблюдают за их поведением, и оно оказывает на них большое влияние.

    Они хорошо видят, когда родители лицемерят или говорят неправду

Типы отношений родителей к детям, отрицательно влияющих на характер детей

    Излишняя опека (ребенок привыкает полагаться на своих родителей до такой степени, что это мешает ему самому принимать решения)

    Излишняя уступчивость (делает ребенка испорченным, требовательным, неспособным относиться к другим с пониманием)

    Излишняя тревога (делает ребенка беспокойным и нервным – могут развиться психосоматические болезни)

    Завышенные требования (дети склонны чувствовать себя растерянными, подавленными и неудачниками)

    Пренебрежение (дети, которыми пренебрегали, отвергали в возрасте, формирующем их личность , проявляют склонность к агрессии и импульсивности, становясь старше, что способствует увеличению преступности, насилия, наркомании)

    Сотрудничество - понимание того, что ребенок это отдельная личность, человек (чело веков). Он появился из вечности и уйдет в вечность. Он пришел со своей миссией. Он принес новое. Родители с любовью и уважением создают условия для выявления того лучшего, что заложено в ребенке. Ребенок при этом признает авторитет родителей, уважает их и склонен слушаться.

    Воспитание с позиции материальной заинтересованности – будешь хорошим, наградим (деньги, подарки, развлечения), будешь плохим – накажем.

    Воспитание с позиции насилия – не хочешь, заставим

    Отсутствие воспитания – это баловство детей или равнодушие родителей к вопросам воспитания «Как живет пусть так живет. Все дети были такими. Все курят. Все пьют»

    Воспитание в сотрудничестве:

    Любить любого ребенка, ибо любовь есть преобразующая сила.

    Понимать ребенка и принимать его таким, какой он есть.

    Восполниться оптимизмом в отношении любого ребенка.

    Как завоевать послушание ребенка?

    В сердце ребенка находится высшее Я, он интуитивно знает Истину, как бы мал он не был.

    Если мама говорит неправду, то ребенок не может слушаться. Если папа говорит одно, а делает другое, то ребенок не может слушаться. Если с ребенком лукавят, занимаются политикой, то он не может слушаться. Если мама говорит ему быть послушным, а сама не слушает папу, то ребенок не может быть послушным.

    Добиться послушания ребенка невозможно без сотрудничества и работы над собой.

    Родители должны быть в повседневной жизни примером для своих детей, учить их видеть в других людях хорошее и поступать с другими людьми так, как хотели бы, чтобы и другие поступали с ними.

    Родители должны устанавливать правила поведения в семье и сами неукоснительно следовать им.

    Уметь преподносить уроки жизни в игровой форме.

В дошкольных организациях ведется огромная, кропотливая работа с семьей, хотелось бы предложить некоторые, возможно знакомые вам, формы работы:

Урок самопознания для родителей «Секреты семейного счастья»

Выставка «Мама, папа, я – дружная семья».

Гала-концерт Песенного фестиваля «Всему начала отчий дом».

Родительское собрание «Мы с тобой одной крови» (о культуре общения родителей и детей, правилах этикета, стилях общения).

Письма родителям.

В праздника 8 Марта «Сердце матери - неиссякаемый источник чудес»

«Все прекрасное в человеке от лучей солнца и сердца матери»

Родительские собрания:

«В каждом ребенке солнце».

«Мы с тобой одной крови»

«Час родительства»

«Жизнь дана на добрые дела»

«Быть примером»

«Воспитание с любовью»

«Дети света»

«Шаг навстречу»

«Измеряй все сердцем»

«10 заповедей для родителей»

Януш Корчак.

    Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой .

    Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него сделал. Ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот – третьему, и это необратимый закон благодарности .

    Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб. Ибо что посеешь, то и взойдет .

    Не относись к его проблемам свысока. Жизнь дана каждому по силам и, будь уверен, ему она тяжела не меньше, чем тебе, а может быть и больше, поскольку у него нет опыта

    Не унижай!

    Не забывай, что самые важные встречи человека – это его встречи с детьми . Обращай больше внимания на них – мы никогда не можем знать, кого мы встречаем в ребенке.

    Не мучь себя, если не можешь сделать что-то для своего ребенка. Мучь, если можешь – но не делаешь. Помни, для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все.

    Ребенок – это не тиран, который завладевает всей твоей жизнью, не только плод плоти и крови. Это та драгоценная чаша , которую Жизнь дала тебе на хранение и развитие в нем творческого огня. Это раскрепощенная любовь матери и отца, у которых будет расти не «наш», «свой» ребенок, но душа , данная на хранение.

    Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы делали твоему.

    Люби своего ребенка любым – неталантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним – радуйся, потому что ребенок – это праздник, который пока с тобой .

Интеграция в работе с семьей самая важная интеграция, так как воспитание в детском саду и семье должно придерживаться единых нравственно-духовных ценностей. И закончить свое выступление мне бы хотелось словами С.А.Назарбаевой «…Наша задача - переосмыслить свое мировоззрение, научиться любить и уважать себя, быть ответственным за свои мысли, слова, и дела, жить в согласии со своей совестью, заниматься честно делом, которое тебе по душе и которое ты умеешь делать, помогать людям, быть благодарным, научить всему этому поколение, которое идет за нами… Молодые должны быть счастливы, жить в радости, гармонии, творить, созидать, любить».

В заключении хочется пожелать нам всем оптимизма, радости от выполняемой работы и счастья, ведь только счастливый педагог может воспитать счастливого ребенка. Спасибо!

Семья - это та первичная среда,
где человек должен учиться
творить добро.

В. А. Сухомлинский

Главное значение семьи – воспитание детей. И каков бы ни был её состав, мать и отец – главные воспитатели. Они отвечают за воспитание не только перед детьми, но и перед собой, перед обществом. Их ответственность закреплена законодательством о браке и семье, а также сочетается с правом выбора родителей с формами и методами воспитания, и содержания их детей.

В вопросах воспитания родители должны достичь взаимопонимания во всех значимых и незначительных вопросах, несмотря, но, то, что между родителями возникают разногласия в воспитании и ведении домашнего хозяйства, разумные любящие родители никогда не должны, показывать перед детьми свои разногласия во мнениях.

Здоровая семья – залог здорового общества. По мнению социологов, существует пять самых главных условий, для семейного благополучия:

1.​ Отдельная квартира

2.​ Материальное благополучие

3.​ Взаимопонимание между супругами

4.​ Дети в семье

5.​ Хорошее положение на работе.

Но каковы, же основные условия семейного воспитания, необходимые для полноценного развития детей дошкольного возраста, успешного формирования личности каждого ребёнка:

  • ​ организация жизни семьи, семейный уклад (распределение между взрослыми обязанностей по воспитанию);
  • ​ стиль семейных отношений и воспитания детей (преимущества демократического стиля по сравнению с авторитарным);
  • ​ пример мать и отец – главные воспитатели, а также других старших членов семьи, как образец подражания (ответственному отношению к семейному и общественному долгу, доброжелательному отношению к людям);
  • ​ организация разнообразной деятельности детей, необходимых для развития личности ребёнка (игры, картинки, советы, бучение, художественная деятельность);
  • ​ авторитет родителей, как непременное условия хорошего воспитания;
  • ​ здоровый образ семьи (духовного и физического);
  • ​ единство взглядов и педагогических действий, их последовательность: какого человека надо воспитать, как этого добиться;
  • ​ забота родных об охране нервной системы детей (возникновение детских неврозов).

Зачастую мы не учитываем в должной мере, что наше собственное поведение (родителей) как в зеркале отражается в детском поведении, особенно в дошкольном возрасте. Они особенно впечатлительны и искренне выражают свои чувства, представления и отношения не таят, а просты и откровенны во всем. Сразу вспоминается рассказ Л.Н.Толстого «Старый дед и внучек» — смысл рассказа касается взаимоотношений родителей младших и старших поколений, хоть рассказ корнями уходит в далекое прошлое, но проблемы семейного воспитания ещё в то, временя, были актуальны.

Семью почитали ещё с древних времён. Народ сложил много пословиц.

  • ​ При солнышке — тепло, при матери – добро.
  • Нет, милее дружка, чем родная матушка.
  • ​ Вся семья вместе – и душа на месте.
  • ​ Золото и серебро не стареют, отец и мать цены не имеют.

Неотъемлемой частью в воспитании является эмоциональное развитие семьи. Ведь не секрет ни для кого, что на житейском уровне отношений взрослого к детским переживаниям зачастую снисходительное, не редко и отрицательное. Сейчас ребёнок возбужден, и его приходится успокаивать, сдерживать, а порой он в унынии, что готов заплакать, даже без повода. И именно в этот период он слышит такие фразы, как: «Перестань реветь!», «Успокойся и сядь!», «Прекрати истерику!», «Что ты без конца смеёшься, ты клоун?»….. Безусловно, взрослым было бы легче, если б ребёнок сидел тихо, и приставал со своими «проблемами», но трудно представить такого «ребёнка — дошколенка», который справился бы сам со своим эмоциональным состоянием и сознательно регулировал своё поведение. Эмоциональность ребёнка- это открытость его миру, доверчивость, непосредственность, импульсивность поведения.

Во-избежании грубой ошибки в воспитательном процессе ребёнка, родителям необходимо усвоить один очень важный вывод, на который мы детские психологи обращаем внимание. Детские переживания (эмоциональная сфера) – это чрезвычайно важная и очень тонкая сторона психического развития. Особенности эмоций и чувств ребёнка в целом и в этой связи – как параметр его психической уравновешенности, внутреннего комфорта и здоровья.

Воспитание детей большая радость, большая ответственность и большой труд. Недостаточно обеспечить материальное благополучие – необходимо, что бы каждый ребёнок рос в условиях душевного комфорта, добропорядочности и любви. Но немало важным является то, какое участие принимают сами родители в психическом и эмоциональном развитии ребёнка.

Каждый родитель должен знать семь основных правил воспитания ребёнка:

  • ​ Нельзя унижать ребёнка.
  • ​ Не нужно допекать, опекая.
  • ​ Неразумно требовать немедленного повиновения.
  • ​ Никогда не нужно угрожать.
  • ​ Не следует вымогать обещаний.
  • ​ Нельзя потакать ребёнку и слепо идти у него на поводу.
  • ​ Для достижения понимания, будьте последовательными.

Главный замысел и цель семейной жизни –
воспитание детей. Главная школа
воспитания — это взаимоотношения мужа и жены, отца и матери.

В. А. Сухомлинский

Поделиться: