Роль семьи в формировании здорового образа жизни (доклад). «Здоровый образ жизни в семье

Консультация для родителей

«Роль семьи в формировании здорового образа жизни»

"Ребенок учится тому, что видит у себя в дому,

Родители пример ему..."

Себастьян Брант

«Берегите здоровье смолоду!» - эта пословица имеет глубокий смысл. Формирование здорового образа жизни должно начинаться с рождения ребенка для того чтобы у человека уже выработалось осознанное отношение к своему здоровью.

Условия, от которых зависит направленность формирования личности ребенка, а также его здоровье, закладываются в семье. То, что прививают ребенку с детства и отрочества в семье в сфере нравственных, этических и других начал, определяет все его дальнейшее поведение в жизни, отношение к себе, своему здоровью и здоровью окружающих.

Даже в раннем школьном возрасте ребенок еще не способен осознанно и адекватно следовать элементарным нормам гигиены и санитарии, выполнять требования ЗОЖ, заботиться о своем здоровье и здоровье окружающих. Все это выдвигает на первый план задачу перед родителями по возможно более ранней выработки у маленького ребенка умений и навыков, способствующих сохранению своего здоровья.

Конечно, здоровье детей напрямую зависит от условий жизни в семье, санитарной грамотности, гигиенической культуры родителей и уровня их образования.

Как правило, у взрослых возникает интерес к проблеме воспитания привычки к здоровому образу жизни лишь тогда, когда ребёнку уже требуется психологическая или медицинская помощь. Готовность к здоровому образу жизни не возникает сама собой, а формируется у человека с ранних лет, прежде всего внутри семьи, в которой родился и воспитывался ребенок.

ЗОЖ служит укреплению всей семьи. Ребенок должен узнать лучшие семейные российские традиции, понять значение и важность семьи в жизни человека, роль ребенка в семье, освоить нормы и этику отношений с родителями и другими членами семьи. Духовное здоровье - это та вершина, на которую каждый должен подняться сам.

Основной задачей для родителей является: формирование у ребенка нравственного отношения к своему здоровью, которое выражается в желании и потребности быть здоровым, вести ЗОЖ. Он должен осознать, что здоровье для человека важнейшая ценность, главное условие достижения любой жизненной цели и каждый сам несет ответственность за сохранение и укрепление своего здоровья. В этом ничто не может заменить авторитет взрослого. Поэтому родители должны сами воспринять философию ЗОЖ и вступить на путь здоровья.

Существует правило: "Если хочешь воспитать своего ребенка здоровым, сам иди по пути здоровья, иначе его некуда будет вести!" .

Даже в раннем дошкольном возрасте ребенок еще не способен осознанно и адекватно следовать элементарным нормам гигиены и санитарии, выполнять требования ЗОЖ, заботиться о своем здоровье и здоровье окружающих. Все это выдвигает на первый план задачу перед родителями по возможно более ранней выработки у маленького ребенка умений и навыков, способствующих сохранению своего здоровья.

Домашний режим дошкольника – одна из важных составляющих семейного воспитания, позволяющих сохранять высокий уровень работоспособности, отодвинуть утомление и исключить переутомление. Семья организует рациональный домашний режим – сон, оптимальный двигательный режим, рациональное питание, закаливание, личную гигиену, нравственное и этическое воспитание, отказ от разрушителей здоровья и т.д. Режим в детском саду должен соответствовать домашнему режиму.

Еще очень важная проблема, связанная со здоровьем детей – это просмотр телевизора и пользование компьютером. Компьютер и телевизор, несомненно, полезны для развития кругозора, памяти, внимания, мышления, координации ребенка, но при условии разумного подхода к выбору игр и передач, а также непрерывного времени пребывания ребенка перед экраном, которое не должно превышать 30 минут.

Формируя здоровый образ жизни ребенка, семья должна привить ребенку следующие основные знания, навыки и умения:

Знание правил личной гигиены, гигиены жилых и учебных помещений, одежды, обуви и др.;

Умение взаимодействовать с окружающей средой, понимать, при каких условиях среда обитания (дом, класс, улица, дорога, лес) безопасна для жизни;

Знание основных частей тела и внутренних органов, их расположение и роль в жизнедеятельности организма человека;

Умение измерять рост, массу тела, определять частоту своего пульса и дыхания, понимание значения определения этих показателей для контроля за состоянием здоровья и его коррекции;

Понимание значения ЗОЖ для личного здоровья, хорошего самочувствия, успехов в учебе;

Умение правильно строить режим дня и выполнять его;

Знание основных правил рационального питания с учетом возраста;

Понимание значения двигательной активности для развития здорового организма;

Знание правил профилактики заболеваний позвоночника, стопы, органов зрения, слуха и других;

Знание основных природных факторов, укрепляющих здоровье, и правил их использования;

Знание правил сохранения здоровья от простудных и некоторых других инфекционных заболеваний;

Умение анализировать опасные ситуации, прогнозировать последствия и находить выход из них;

Умение оказывать простейшую помощь при небольших порезах, ушибах, ожогах, обморожениях;

Знание лечебных учреждений, где возможно получить помощь в случае болезни.

Родителям необходимо знать критерии эффективности воспитания ЗОЖ:

Положительная динамика физического состояния вашего ребенка;

Уменьшение заболеваемости;

Формирование у ребенка умений выстраивать отношения со сверстниками, родителями и другими людьми;

Снижение уровня тревожности и агрессивности.

Совершенно очевидно, что решение проблемы оздоровления дошкольников возможно только при условии реализации единой программы гигиенического обучения и воспитания в семье и детском саду.

Для правильного развития и воспитания ребенка необходим здоровый образ жизни. Формирование его происходит при соблюдении в семье некоторых условий. Роль семьи при этом велика и занимает лидирующее место. Задача семьи сформировать у ребенка правильное представление о здоровом образе жизни, обеспечить ему условия жизни, способствующие этому, а именно правильному режиму дня, труда, отдыха, сна. Можно выделить несколько вариантов влияния семьи на развитие здорового образа жизни.

Замечено, что дети усваивают образ жизни родителей, их привычки, их отношение к жизни, в том числе к физической культуре. Положительный пример родителей существенно влияет на формирование у детей стремления заниматься физической культурой в свободное время всей семьей. Формы могут быть разными - туристические походы пешком или на лыжах, игры, участие в коллективных соревнованиях.

Вопросы распорядка дня, личной гигиены особенно важны для детей, чей более слабый организм требует повышенного внимания к сохранению здоровья. Вместе с тем, именно в детском возрасте закладываются основные навыки во всем, в том числе и здоровом образе жизни. Личная гигиена подразумевает режим дня, рациональную систему питания, занятия спортом и закаливание, гигиену зрения и умственного труда, гигиену тела (уход за кожей, зубами, волосами), гигиену одежды, обуви, жилища.

Хорошо, когда ребенок ест, ложится спать, садится за уроки в одно и то же время. Его организм бывает готов к предстоящему виду деятельности. Такой ребенок и ест с аппетитом, и засыпает быстро, и не «раскачивается» долго, принимаясь за уроки, а, значит, на всем экономит время и меньше устает.

В каждой семье режим дня организуется по-разному, но основной план режима дня должен оставаться постоянным. В первую очередь, это касается сна. Систематическое недосыпание нарушает работоспособность центральной нервной системы, приводит к переутомлению и неврозам. Выработать привычку вовремя ложиться спать под силу только семье, причем самое лучшее, если родители и сами ложатся спать в определенное время, а не засиживаются перед экраном телевизора.

Несомненно, роль семьи в полноценном развитии ребенка поистине велика. И наиболее отчетливо это проявляется в вопросах, касающихся формирования здорового образа жизни, что достигается благодаря правильному физическому воспитанию. Пониженной двигательной активностью страдает большое количество детей, а ведь за день они должны пробежать, проскакать, пройти около 7 км, причем 3 км за те часы, что находятся в школе. Иначе дети просто не выдержат статических и психоэмоциональных нагрузок - проще говоря, не смогут сидеть, слушать, запоминать. Гулять же им положено каждый день по 3 часа! Организму просто необходим кислород! И учить уроки надо в проветренном помещении. Особую тревогу вызывает тот фат, что большинство учащихся вместо прогулок на свежем воздухе, спортивных занятий ежедневно просиживает у телевизора более 2 часов. Пример родителей ничем не заменишь. К сожалению, лишь небольшое количество семей начинают свой день с гигиенической зарядки, мало семей в холодное время года проводят выходные дни на природе, занимаются спортом.

А ведь, характеризуя данный аспект роли семьи в формировании здорового образа жизни, следует сказать, что здесь роль родителей просто неоценима. Так, например, к формам физического воспитания в семье относятся пешие прогулки и походы, плавание, лыжные прогулки, катание на коньках, езда на велосипеде и, наконец, просто бег.

Говоря о семейных пеших прогулках, следует сказать, что они являются одной из форм активного отдыха, рационального использования свободного времени для укрепления здоровья. Туристские походы формируют чувства коллективизма, ответственности, взаимопомощи. Трудности похода вырабатывают выдержку, настойчивость, выносливость, сочетают в себе познавательную и двигательную активность.

Влияние плавания на организм человека благотворно и разнообразно. При плавании тело человека в водной среде располагается горизонтально и этим позвоночник освобождается от нагрузки массы тела; создаются благоприятные условия для формирования правильной осанки. Под действием воды активизируется кровообращение в сосудах кожи, омываемой и массируемой водой. Дыхательная система под влиянием активного выдоха в воду и преодоления ее сопротивления заметно укрепляется, увеличивается глубина дыхания. Пребывание в воде закаляет организм, совершенствует его терморегуляцию, повышает устойчивость к холоду, изменению температуры. Во время плавания активизируется обмен веществ, деятельность всей нервной системы, упражняются многие группы мышц, суставы и связки. Длительные повторения определенных циклов движений повышают выносливость организма и сопротивляемость его простудным заболеваниям.

Катание на коньках стимулирует двигательную активность детей, улучшает состояние их здоровья и общую физическую закалку. Систематически выполняемые движения на воздухе приводят к благоприятным изменениям в развитии органов дыхания и дыхательной мускулатуры. При передвижении на коньках многократно повторяются одни и те же движения, происходит постоянное чередование напряжение и расслабления мышц ног при смене одноопорного и двухопорного скольжения, что благоприятно влияет на укрепление свод стопы. Значительно повышается устойчивость вестибулярного аппарата, повышается чувство равновесия, правильно распределяется мышечное напряжение.

Езда на велосипеде оказывает сильное воздействие на сердечно-сосудистую, дыхательную системы, способствует укреплению мышц, особенно ног, стопы. У детей развивается быстрота, ловкость, равновесие, глазомер, координация движений, ориентировка в пространстве, ритмичность, сила, выносливость, повышается вестибулярная устойчивость.

Но на этом роль семьи в формировании здорового образа жизни не заканчивается. Очень важно привить детям знание о том, как правильно питаться, сколько и какие продукты питания необходимо употреблять в пищу, что также закладываются родителями в семье.

Ребенок с детства должен усвоить: для того, чтобы быть здоровым, в день необходимо съедать 500 граммов овощей и фруктов, что самым полезным является черный хлеб, а изделия из муки высшего сорта (белый хлеб, булочки, батоны, сушки, пряники, вафли, пироги, торты), надо употреблять в пищу как можно реже, так как они отрицательным образом влияют на здоровье. Родители не должны позволять детям ежедневно употреблять в пищу продукты так называемого «быстрого питания»: чипсы, «кириешки», всевозможные сладости, газированные напитки. В зимне-весенний период необходимо увеличить потребление детьми продуктов, содержащих витамин С (цитрусовые, лук, шиповник, квашеная капуста). Соль на столе должна быть йодированная.

Стремление быть здоровым, красивым, успешным в работе тоже является семейной ценностью. Как хорошо, когда в семье все бодры и энергичны, полны жизненных сил, с интересом проводят свободное время, дружно справляются с домашней работой, увлекаются спортом! В семье должно царить убеждение, что свое поведение надо контролировать всегда. Пример в этом подают в первую очередь родители, разговаривая со своими детьми. Какие бы проступки ни совершили дети, в обращении с ними мы должны придерживаться правил эффективного общения. Если мы умеем контролировать себя, наши дети в любой ситуации тоже сумеют отдавать отчет своим поступкам.

Таким образом, ведущими факторами, формирующими здоровый образ жизни и способствующими укреплению здоровья младших школьников, являются рационально организованный режим дня, сбалансированное питание, оптимальный двигательный режим, занятия по физической культуре на открытом воздухе, закаливающие процедуры, соответствующие возрасту ребенка, регулярное качественное медицинское обслуживание, благоприятные гигиенические и санитарно-бытовые условия, а также пример семьи.

При использовании всех этих факторов создаются наиболее благоприятные предпосылки для формирования здорового образа жизни, сохранения и укрепления здоровья детей.

Одним из важнейших факторов в развитии здорового образа жизни младших школьников являются сформированные у них представления и понятия, расширяющие знания детей о человеке, его здоровье, здоровом образе жизни.

Нередко у ребенка возникает стойкое желание выполнять лишь любимые упражнения, например, ездить на самокате, играть с мячом, прыгать со скакалкой. И тогда роль взрослого состоит в том, чтобы не дать ребенку ограничиться только такой двигательной активностью. С раннего возраста у детей необходимо формировать привычку ежедневно выполнять утреннюю гимнастику.

Большое значение в укреплении здоровья имеют циклические, т.е. длительные, регулярно повторяющиеся упражнения, направленные на тренировку и совершенствования выносливости. Именно выносливость в сочетании с закаливанием обеспечивает надежную защиту от острых респираторных заболеваний.

Популярное циклическое упражнение - бег трусцой со скоростью 5 - 7 км/ч. Начиная такие упражнения с 3 - 4-го года жизни (преимущественно в игровой форме), через один - два года можно получить хороший оздоровительный и обще развивающий эффект. Нагрузку следует увеличивать постепенно, причем не за счет удлинения пробегаемой дистанции, а за счет ее повторения в одном занятии (2 - 3 раза). Постепенно при правильно организованной тренировке уровень выносливости старших дошкольников повышается вплоть до пробега 1,5 - 2 км без напряжения.

Спортивный уголок, созданный дома, помогает родителям разумно организовать досуг детей, способствует закреплению двигательных навыков.

Необходимо сделать все возможное для более широкого использования физических упражнений и игр, организации физкультурных уголков дома и во дворе.

Необходимо устраивать вечерние прогулки, после которых у ребенка появляется хороший аппетит, бодрое настроение, дети быстро засыпают и спят более глубоко. Очень важна правильная организация самой прогулки. Во время пребывания на воздухе в любое время года ребенок должен двигаться, периодически отдыхая. При этом он должен быть одет в соответствии с погодными условиями.

В течение дня нужно обращать внимание на то, как ребенок сидит, ходит, бегает и т.д.; нужно закаливать детей в процессе с повседневной жизни (мыть руки до локтя, умываться, проводить для этого специальные меры закаливания: воздушные и солнечные ванны, водные процедуры).

Галина Волкова
«Роль семьи в формировании здорового образа жизни у ребёнка». Консультация для родителей

«Роль семьи в формировании здорового образа жизни »

(Консультация для родителей )

«Здоровая семья - сильная Россия » - эта пословица имеет глубокий смысл. Семья играет огромную роль в воспитании осознанного отношения детей к здоровью .

Формирование отношения ребенка к здоровью начинается в семье . Стремление малыша быть здоровым зависит от того , какой образ жизни ведут родители , потому что малыш как губка впитывает стиль поведения близких людей.

В раннем возрасте ребенок еще не способен осознанно и адекватно следовать элементарным нормам гигиены и санитарии, заботиться о своем здоровье и здоровье окружающих . Все это требует от родителей формирования такого стиля жизни , который способствует сохранению своего здоровья .

Конечно, здоровье детей напрямую зависит от условий жизни в семье , санитарной грамотности, гигиенической культуры родителей и уровня их образования .

Очень часто родители обращают внимание на здоровье ребенка тогда , когда ему уже необходима помощь медиков или психологов. Поэтому важно обратить внимание на эту проблему и создать благоприятные условия развития в семье с раннего возраста .

Ребенку необходимо показать лучшие семейные традиции, понять значение и важность семьи в жизни человека , роль ребенка в семье , освоить нормы и этику отношений с родителями и другими членами семьи .

Но рассказы нравоучения взрослых не вызовут у малыша стойкой потребности в здоровом образе жизни . А значит, прежде чем научить ребенка, эту потребность родители должны выработать у себя.

В жизни есть важное правило : "Если хочешь воспитать своего ребенка здоровым , сам иди по пути здоровья , иначе его некуда будет вести!".

Режим дня дошкольника – одна из важных составляющих семейного воспитания, позволяющих сохранять высокий уровень работоспособности, отодвинуть утомление и исключить переутомление. Семья организует рациональный домашний режим – сон, оптимальный двигательный режим, рациональное питание, закаливание, личную гигиену, нравственное и этическое воспитание, отказ от разрушителей здоровья и т . д. Режим в детском саду должен соответствовать домашнему режиму.

Другая проблема, связанная со здоровьем детей – это просмотр телевизора и пользование компьютером. Компьютер и телевизор полезны для развития кругозора, памяти, внимания, мышления, координации ребенка, но при условии разумного подхода к выбору игр и передач, а также непрерывного времени пребывания ребенка перед экраном, которое не должно превышать 30 минут.

Формируя здоровый образ жизни ребенка , семья должна привить ребенку следующие основные знания, умения и потребности :

Знание правил личной гигиены, гигиены помещений, одежды, обуви и др. ;

Потребность строго соблюдать режим дня;

Умение анализировать опасные ситуации, прогнозировать последствия и находить выход из них;

Умение взаимодействовать с окружающей средой, понимать, при каких условиях среда обитания (дом, класс, улица, дорога, лес) безопасна для жизни ;

Родителям необходимо знать критерии эффективности воспитания здорового образа жизни :

Положительная динамика физического состояния вашего ребенка;

Снижение заболеваемости;

- формирование у ребенка умений выстраивать отношения со сверстниками, родителями и другими людьми ;

Снижение уровня тревожности и агрессивности.

Совершенно очевидно, что положительный результат может быть достигнут только при тесном взаимодействии дошкольного учреждения и семьи . Так как потребности в здоровом образе жизни сформируются только при однозначном отношении к ним у родителей и педагогов . Только при соблюдении этого условия ребенок воспримет бережное отношение к своему здоровью как непреложную истину, единственно правильный стиль жизнедеятельности .

Публикации по теме:

Использование дидактических игр в формировании здорового образа жизни и основ безопасности жизнедеятельности Успешное формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников во многом зависит от целенаправленной систематической воспитательно.

Использование проектной деятельности в формировании у детей здорового образа жизни. Из опыта работы. Проект «Азбука здоровья» ЗДОРОВЫЕ ДЕТИ являются гарантом благополучия современного общества. В наш стремительный динамичный век родители мало уделяют внимания, как.

Консультация для родителей «Формирование здорового образа жизни» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение г. Хабаровска «Детский сад комбинированного вида №71» Консультация.

Консультация для родителей «Формирование здорового образа жизни у детей 3–4 лет в детском саду» Консультация для родителей на тему: Формирование здорового образа жизни у детей 3-4 лет в детском саду. Формирование здорового образа.

Консультация для родителей «Формирование здорового образа жизни у дошкольников посредством валеологии» Консультация для родителей на тему: «Формирование здорового образа жизни у дошкольников посредством валеологии» Выполнила воспитатель гр.

Консультация для родителей «Роль семьи в духовно-нравственном воспитании ребёнка» Консультация для родителей. «Роль семьи в духовно-нравственном воспитании ребёнка» Актуальность обусловлена тем, что семья является традиционно.

Живорыкина Марина Васильевна

Роль семьи в формировании здорового образа жизни ребенка.

Здоровье ребенка превыше всего,

Богатство земли не заменит его.

Здоровье не купишь, никто не продаст,

Его берегите, как сердце, как глаз.

(Ж. Жабаев)

Потенциал здоровья и привычный стиль жизни человека закладывается в детстве. В семье закладываются основы здоровья ребенка, воспитываются базовые навыки его поддержания, формируются поведенческие привычки. Именно семьяосуществляет первичное воспитательное воздействие на сознание и поведение человека, прививает гигиенические установки, понятия, принципы и наиболее естественно и эффективно формирует здоровый стиль жизни, соответствующий конкретным условиям жизнедеятельности. Семья как изначальная данность в жизни любого человека, оказывает существенное влияние на общее состояние здоровья и благополучие детей и рассматривается как основополагающий фактор формирования здоровья и здорового образа жизни.

За последние десятилетия состояние здоровья наших детей оставляет желать лучшего. Рост заболеваемости связан не только с неблагоприятной экологической обстановкой, с постоянным ростом нагрузок, но и с отказом родителей вести здоровый образ жизни. Здоровье детей напрямую зависит от условий жизни в семье, санитарной грамотности, гигиенической культуры родителей. На его формирование оказывают влияние многие факторы, но особое место занимают семейные. Избежать множества заболеваний, уменьшить влияние вредных факторов на формирование здоровья помогает ЗОЖ, основам которого учит семья. Именно семья является самым мощным средством в формировании образа жизни и здоровья ребенка. Именно в семье ребенок учится ходить, произносить первые слова, именно семья формирует навыки здорового образа жизни и отношение к своему здоровью, заботится о его физическом и психическом развитии.

Почему сегодня так остро стоит вопрос о создании полноценной,

здоровой семьи? Потому что только такая семья может стать национальным

достоянием общества. А для этого необходимо формироватьздоровый образ жизни и, прежде всего это следует начинать с самого рождения ребёнка.

Большинство родителей не понимают самой сущности понятия «здоровье», рассматривая его только как отсутствие заболеваний, совершенно не учитывая взаимосвязи физического, психического и социального благополучия.

Понятие о здоровом образе жизни включает в себя много аспектов.
Во-первых, соблюдение режима дня. Необходимо объяснить детям, что его надо неукоснительно соблюдать. Именно семья организует соблюдение режима ребёнком.Это позволяет сохранять высокий уровень работоспособности, отодвинуть утомление и исключить переутомление.
Во-вторых, это культурно-гигиенические навыки. Дети должны уметь правильно умываться, знать, для чего это надо делать.
В-третьих, это культура питания. Нужно есть больше овощей и фруктов. Рассказать детям, что в них много витаминов А, В, С, Д, в каких продуктах они содержатся и для чего нужны.
В-четвертых, это гимнастика, физические занятия, занятия спортом, закаливание и подвижные игры. Необходимо приучать ребенка к спорту. Наблюдения показывают, что родители обычно активны и изобретательны в создании хороших бытовых условий, в заботе о том, чтобы дети были красиво одеты, вкусно и сытно накормлены. Но чрезмерный комфорт и обильное питание при недостаточно активном двигательном режиме зачастую развивают бытовую лень, ослабляют здоровье, уменьшают работоспособность. Родители должны показывать своим детям пример активной, интересной и подвижной жизни.

Формируя здоровый образ жизни ребенка, родители должны привить ему основные знания, умения и навыки:
- знание правил личной гигиены, гигиены помещений, одежды, обуви;
- умение правильно строить режим дня и выполнять его;
- умение взаимодействовать с окружающей средой: понимать, при каких условиях дом, улица, дорога, парк, детская площадка безопасна для жизни и здоровья;
- умение анализировать опасные ситуации, прогнозировать последствия и находить выход из них;
- знание основных частей тела и внутренних органов, их расположение и роль в жизнедеятельности организма человека;
- понимание значения ЗОЖ для личного здоровья, хорошего самочувствия, успехов в занятиях;
- знание основных правил правильного питания;
- знание правил сохранения здоровья от простудных заболеваний;
- умение оказывать простейшую помощь при небольших порезах, ушибах;
- понимание значения двигательной активности для развития здорового организма.

Еще очень важная проблема, связанная со здоровьем детей – это просмотр телевизора и пользование компьютером. Современные дети видят больший интерес в виртуальной игре, чем в реальной игре в футбол или теннис.Это приводит к главной болезни ХХI века - гиподинамии, т.е. малоподвижности. Компьютер и телевизор, несомненно, полезны для развития кругозора, памяти, внимания, мышления, координации ребенка, но при условии разумного подхода к выбору игр и передач, а также непрерывного времени пребывания ребенка перед экраном, которое не должно превышать 30 минут.

Не стоит забывать, что получено достаточно данных по влиянию образования и социально-экономического статуса родителей на здоровье детей. Так, в семьях с достатком ниже среднего, смертность детей от несчастных случаев, травм выше, больше заболеваемость, выше уровень и средняя длительность госпитализации. Риск несчастных случаев среди детей уменьшается с ростом образования матери.Установлено выраженное влияние на здоровье учащихся большой занятости на работе матерей,злоупотребления алкоголем отцов. Показатели здоровья детей, особенно раннего возраста, зависят от типа семьи - полная, неполная и т.п.

Особое значение имеет образ жизни родителей, так как правила

здорового образа жизни, которым учат детей в школе, дома могут ежедневно подтверждаться или игнорироваться. Именно семья осуществляет

первичное воспитательное воздействие на сознание и поведение человека.Для подавляющего большинства учащихся именно родители являются наиболее предпочтительным источником получения информации о способах сохранения здоровья. В то же время многие родители в силу разных причин не уделяют достаточного внимания здоровому образу жизни как своему собственному, так и ребенка.

Школа сегодня все больше рассматривается в качестве важнейшего

института, который может стать центром укрепления здоровья.

Образовательные учреждения могут осуществлять здоровье сохраняющую деятельность не только средствами учебно-воспитательного процесса, через организацию гигиенически целесообразного режима дня и особенностей учебной деятельности, но и целенаправленное просвещение родителей по вопросам сохранения здоровья детей и формированию у них навыков здорового образа жизни.

Ещё великий русский педагог В. А. Сухомлинский говорил:«Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».

Школа может помочь при решении многих вопросов воспитания. Но она никогда не сможет конкурировать с семьей. Именно от родителей зависит, каким вырастет ребенок. Семья – это целый мир со своими правилами, отношениями к жизни, здоровью, воспитанию. Образовательные, оздоровительные программы могут только помочь дополнить, обогатить знаниями, но заменить семейное воспитание, пример родителей они не могут. Начинать надо с себя – взрослого, и пусть будут здоровы наши дети. Существует правило: "Если хочешь воспитать своего ребенка здоровым, сам иди по пути здоровья, иначе его некуда будет вести!".

Живорыкина Марина Васильевна

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

ДОКЛАД на педагогический совет

по теме: «РОЛЬ СЕМЬИ В ФОРМИРОВАНИИ У ДЕТЕЙ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ»

Воспитателя

II младшей группы

Золотцевой В.И.

Современная жизнь выдвигает повышенные требования к здоровью детей, которое является данной от природы и абсолютной ценностью трех уровней - биологического, социального и психологического. Здоровье, и это неоспоримо, основа жизни человека, а значит, не самоцель, а необходимое условие полноты реализации жизненных целей и смыслов. От чего же зависит здоровье человека? Если условно уровень здоровья принять за 100%, то 20% зависят от наследственных факторов, 20 - от внешних условий (среда), т.е. в итоге от экологии, 10% - от деятельности системы здравоохранения. А что же остальные 50%? Они зависят от самого человека, от того образа жизни, который он ведет. Приведенное процентное соотношение показывает значимость формирования ценностного отношения к здоровью, а также пропаганды здорового образа жизни среди детей дошкольного возраста и их родителей.

Все родители хотят видеть своих детей здоровыми, веселыми, хорошо физически развитыми. Поэтому, одновременно с заботой о чистоте тела и с удовлетворением потребностей в пище, необходимо создать условия для реализации потребности в активных движениях, которые повышают устойчивость к заболеваниям, мобилизуют защитные силы организма.

Здоровье ребенка во многом определяется отношением родителей к его физическому воспитанию. При этом отцы рассматривают физическое развитие в качестве цели воспитания чаще, чем матери, и физическому воспитанию мальчиков оба родителя придают большее значение, чем воспитанию девочек. Родителями мальчиков в возрасте 6 - 7 лет значимость их физической готовности ставится на первое или второе место, в то время как родители девочек этого возраста физвоспитание ставят на седьмое - восьмое место.

Замечено, что дети усваивают образ жизни родителей, их привычки, их отношение к жизни, в том числе к физической культуре. Положительный пример родителей существенно влияет на формирование у детей стремления заниматься физической культурой в свободное время всей семьей. Формы могут быть разными - туристические походы пешком или на лыжах, игры, участие в коллективных соревнованиях.

Нередко у ребенка возникает стойкое желание выполнять лишь любимые упражнения, например ездить на самокате, играть с мячом, прыгать со скакалкой. И тогда роль взрослого состоит в том, чтобы не дать ребенку ограничиться только такой двигательной активностью. С раннего возраста у детей необходимо формировать привычку ежедневно выполнять утреннюю гимнастику.

Кроме того, важны ежедневная двигательная активность и активный отдых, поэтому родители должны знать подвижные игры, их содержание и правила. Помочь родителям в этом - задача педагога.

В теплый период года необходимо повышать двигательную активность дошкольников на природе. Это ходьба между деревьями, по бревну или доске («мостик через речку»); перешагивание через корни, бревно; перелезание через бревно; подлезание под сучья; прыжки с возвышения (пень, бревно); подъем в гору и спуск с горы; перепрыгивание препятствий с места и с разбега. С целью повышения выносливости детей рекомендуется проводить бег в медленном темпе: с дошкольниками старшей группы - до 1,5 минуты, в подготовительной группе - до 2 минут. Используется и бег с высоким подниманием бедра, на прямых ногах (не сгибая их в коленях), приставным шагом боком и др. Все перечисленные виды движений можно проводить в игровой форме , что улучшает качество их выполнения, повышает интерес детей и поддерживает их положительные эмоции.

Зимой возможностей немало: катание на санках с горки, на коньках, лыжах, спортивные игры (элементы баскетбола, футбола, настольного тенниса, плавания) в помещении.

Пешеходные и лыжные прогулки являются одной из наиболее эффективных форм активного отдыха, рационального использования свободного времени для укрепления здоровья. Лыжные прогулки могут включать кратковременные переходы, чередующиеся с отдыхом.

Итак, двигательная активность играет важнейшую роль в укреплении здоровья ребенка, в формировании систем организма, оказывает стабилизирующее воздействие на становление психических функций.

Большое значение в укреплении здоровья имеют циклические, т.е. длительные, регулярно повторяющиеся упражнения, направленные на тренировку и совершенствования выносливости. Именно выносливость в сочетании с закаливанием обеспечивает надежную защиту от острых респираторных заболеваний.

Популярное циклическое упражнение - бег трусцой со скоростью 5 - 7 км/ч. Начиная такие упражнения с 3 - 4-го года жизни (преимущественно в игровой форме), через один - два года можно получить хороший оздоровительный и обще развивающий эффект. Нагрузку следует увеличивать постепенно, причем не за счет удлинения пробегаемой дистанции, а за счет ее повторения в одном занятии (2 - 3 раза). Постепенно при правильно организованной тренировке уровень выносливости старших дошкольников повышается вплоть до пробега 1,5 - 2 км без напряжения.

Спортивный уголок, созданный дома, помогает родителям разумно организовать досуг детей, способствует закреплению двигательных навыков.

Необходимо сделать все возможное для более широкого использования физических упражнений и игр, организации физкультурных уголков дома и во дворе. Во многих семьях дети с раннего возраста имеют санки, лыжи, велосипеды, коньки, ракетки и воланы для игры в бадминтон, не говоря уже о мячах, обруче, скалках, кеглях и др. Однако сами они не всегда могут организовать игры, так как нуждаются в руководстве со стороны родителей, которые должны познакомить детей со способами использования физкультурного инвентаря, с правилами действий, содержанием игр. Помните: оздоровительный эффект от игры на свежем воздухе в парке, на прогулочной площадке, значительно выше, чем от игры в закрытом помещении, как бы хорошо оно ни проветривалось.

Необходимо устраивать вечерние прогулки, после которых у ребенка появляется хороший аппетит, бодрое настроение, дети быстро засыпают и спят более глубоко. Очень важна правильная организация самой прогулки. Во время пребывания на воздухе в любое время года ребенок должен двигаться, периодически отдыхая. При этом он должен быть одет в соответствии с погодными условиями.

В течение дня нужно обращать внимание на то, как ребенок сидит, ходит, бегает и т.д.; нужно закаливать детей в процессе с повседневной жизни (мыть руки до локтя, умываться, проводить для этого специальные меры закаливания: воздушные и солнечные ванны, водные процедуры).

Велика роль примера родителей и старших членов семьи. Если взрослые регулярно занимаются физической культурой и спортом, соблюдают режим, правила гигиены и закаливания, то дети, глядя на них, систематически будут делать утреннюю зарядку, заниматься физическими упражнениями и спортивными играми.

Прежде всего необходимо активно использовать целебные природные факторы окружающей среды: чистую воду, ультрафиолетовые лучи солнечного цвета, чистый воздух, фитонцидные свойства растений, так какестественные силы природы представляют собой привычные компоненты окружающей среды и необходимы для жизнедеятельности организма.

У детей важно формировать интерес к оздоровлению собственного организма. Чем раньше ребенок получит представление о строении тела человека, узнает о важности закаливания, движения, правильного питания, сна, тем раньше он будет приобщен к здоровому образу жизни. Если же ребенка насильно принуждают заниматься физкультурой, а также соблюдать правила гигиены, то ребенок быстро теряет интерес к этому.

Именно родители формируют у детей потребность в систематических занятиях физической культурой и в здоровом образе жизни.

Литература

1. О.Б.Казина, «Веселая физкультура для детей и их родителей», М.: Мозаика-Синтез, 2005.

2. Н.И.Бочарова, «Оздоровительный семейный досуг с детьми дошкольного возраста», М.: Аркти, 2003.

3. Т.Н.Зенина, «Родительские собрания в детском саду», М.: Педагогическое общество России, 2007.

4. «Дошкольное воспитание» №6, 2008.

Подобные документы

    Взаимосвязь двигательной активности, здоровья и развития ребенка. Особенности развития движений детей 3-го года жизни, формы деятельности по их физическому воспитанию. Роль воспитателя в устроении подвижных игр, физкультурных занятий, утренней гимнастики.

    курсовая работа , добавлен 04.03.2011

    Понятие здорового образа жизни в педагогике и условия его формирования у старших дошкольников. Изучение роли дошкольного образовательного учреждения в формировании здорового образа жизни у детей 4-6 лет. Разработка специальной валеологической программы.

    дипломная работа , добавлен 27.03.2013

    Социально-педагогические задачи физического воспитания детей школьного возраста. Характеристика значения физической культуры в школьный период жизни. Роль спортивного скалолазания в формировании здорового образа жизни и укреплении здоровья школьников.

    курсовая работа , добавлен 10.10.2013

    Условия и компоненты формирования здорового образа жизни детей дошкольного возраста. Программа совместной деятельности ДОУ и семьи по воспитанию у детей потребности в здоровом образе жизни. Беседа по теме "Значение режима дня в жизни дошкольника".

    дипломная работа , добавлен 05.07.2012

    Формирование здорового образа жизни в семье как социальное и педагогическое явление. Содержание и характер внутрисемейных отношений. Воспитательный потенциал семьи в формировании у ребенка здорового образа жизни. Занятия оздоровительного характера.

    курсовая работа , добавлен 14.05.2014

    Задачи и средства физического воспитания. Принципы и методы обучения детей разнообразным формам двигательной деятельности. Роль и место дидактической игры в процессе формирования представлений о здоровом образе жизни и укреплении здоровья у дошкольников.

    курсовая работа , добавлен 13.02.2015

    Особенности формирования здорового образа жизни в процессе развития личности ребенка. Основные понятия о здоровье, традициях и культуре образа жизни. Средства, методы и приемы формирования ценностей здорового образа жизни у детей дошкольного возраста.

    курсовая работа , добавлен 11.12.2014

    Сущность понятий "здоровье" и "здоровый образ жизни", факторы, влияющие на укрепление здоровья человека. Роль семьи в физическом воспитании и развитии детей. Опытно–экспериментальная деятельность по обучению дошкольников азам здорового образа жизни.

    курсовая работа , добавлен 17.02.2016

    Воспитательные возможности семьи в формировании личности ребенка через взаимоотношения родителей и детей. Типы семьи, характеристика ее функций. Трудности семейного воспитания. Составление социального паспорта семьи, проведение тестов, анкетирование.

    дипломная работа , добавлен 21.02.2014

    Анализ методических особенностей формирования здорового образа жизни у детей 4-5 лет в условиях детского учреждения. Средства, формы организации и факторы физического воспитания, обеспечивающие формирование основ здорового образа жизни у детей 4-5 лет.

Поделиться: