Ребенок знает буквы но не может читать. Как научить ребенка читать и выучить буквы в игровой форме — в каком возрасте начинать и заинтересовать малыша. Зачем вам все это знать

Почему он не читает?

Поступая в школу, кто-то из ребят читает бегло и правильно, а кто-то постоянно спотыкается и делает много ошибок.
Что такое навык чтения? Он включает в себя скорость, способ чтения, его правильность, то есть техническую сторону. И смысловую - выразительность чтения и понимание прочитанного текста. Осознание прочитанного зависит от уровня развития речи, от круга интересов, запаса знаний и наблюдений. Читать выразительно - значит правильно находить нужную интонацию, произносить фразы достаточно внятно и громко, делать паузы и логические ударения.
Каждый ребенок начинает читать сначала по слогам, затем произносит короткие слова целиком, потом - большую часть слов слитно и лишь некоторые по слогам. На последнем этапе переходит к чтению целых слов и групп слов.

Причины, вызывающие трудности в овладении чтением:

Нарушения артикуляции;
- малое поле зрения;низкий уровень развития внимания и памяти:
- недостатки речевого развития: бедный словарный запас, недоразвитие фонематического слуха;
- нарушения пространственных представлений у малыша.

Упражнения для успешного овладения чтением и предупреждения различных нарушений.

Тренируем артикуляцию
Недостаточная подвижность артикуляционного аппарата, невнятность произношения могут тормозить скорость чтения. Язык, губы, нижняя челюсть работают несогласованно, плохо переключаются с произнесения одного звука на другой. Поможет решить эту проблему артикуляционная гимнастика, а также чтение чистоговорок и скороговорок. Просите малыша четко артикулировать слова и увеличивайте скорость их произнесения.
Устраивайте такие разминки каждый раз перед чтением в течение 5 минут. Шу-шу-шу - я письмо пишу. Ры-ры-ры -мы спускаемся с горы. Са-са-са - прилетела в сад оса. Иван-болван молоко болтал. Болтал, болтал, да не выболтал. Трут морковь на терке Рае и Егорке.
Расширяем поле зрения
Установлено, что объем поля нашего зрения при восприятии зрительной информации значительно влияет на скорость чтения. Увеличить его помогут несложные упражнения.
„Что вокруг?”
Найдите на стене или в окружающем пространстве какую-либо точку, на которой ребенок зафиксирует взгляд. Попросите. глядя на нее. назвать видимые справа и слева от малыша предметы.
„Цифровая таблица” (размер 15x15 см)


Положите таблицу перед глазами ребенка. попросите зафиксировать взгляд на квадратике в центре. Пусть малыш, не переводя взгляд, назовет все цифры, которые он видит.
Начинать тренировку можно с близких к центру цифр, постепенно расширяя поле зрения.
Развиваем внимание и память
Умение сосредоточиться и сконцентрироваться очень важно для результативности работы. Если внимание вашего ребенка рассеянно и он не может длительно сосредоточиться на чтении, потренируйтесь в выполнении таких несложных упражнений.
„Запомни, нарисуй”
В течение 2 секунд покажите малышу карточку с изображенной на ней фигурой, буквой, набором букв, коротким словом (например, „РПНТ", „СТЛШГ", „ДОМ” и т.д.). Попросите его записать, нарисовать то, что он запомнил. Увеличивайте объем материала по мере тренировок.
„Слушай внимательно"
Скажите ребенку, что вы ему дадите задачку, а результат он должен записать только тогда, когда последует команда: „Пиши!" Пример задания: „У меня есть два числа - 2 и 3. Сложи первое и второе. Из того, что получится, отними 1. Пиши!” Меняйте варианты задания, усложняя количество действий.
„Перепутанные линии”
Нарисуйте путаницу из линий, каждая из которых имеет номер в своем начале. Задача малыша - проследить глазами каждую линию слева направо и в конце поставить ее номер.


„Фигуры из спичек" (развитие зрительной памяти)
Выложите фигуру из спичек и накройте ее листом бумаги. На 1-2 секунды приподнимите бумагу, покажите фигуру ребенку, затем спрячьте ее снова. Пусть малыш посчитает, сколько спичек вы использовали. и выложит из них то, что он запомнил.
„Сколько ты запомнишь?”
Предложите вашему малышу запомнить 3-4 картинки и назвать их по памяти. Затем он должен отыскать их среди 10-12 похожих. Можно использовать карточки с буквами или цифрами, постепенно увеличивая количество запоминаемых картинок.


Развиваем речь и слух
Дети со сложностями в речевом развитии составляют группу риска при обучении чтению. Это те ребята, которые поздно начинают говорить, имеют проблемы со звукопроизношением, речь их отличается бедностью словарного запаса, неумением грамотно и четко построить предложение, описать какое-то событие или пересказать сказку. Особое внимание уделите развитию фонематического слуха. Здесь вам пригодятся такие игры.
„Назови слово”
Придумывайте слова на определенные буквы („А", „К". „Т”, „3” и т.д.). Пусть слово или начинается на заданную букву, или заканчивается ею.
„Поймай звук”
Ребенок должен хлопнуть в ладоши, когда услышит, например, букву „К” в словах, которые вы ему называете.
„Придумай новое слово”
В этой игре необходимо заменить вторую букву в слове так, чтобы получилось другое слово, например: „ДЫМ - ДОМ”, „КОТ - КИТ”, „РУКИ - РАКИ”.
„Подбери слово”
Попросите малыша подобрать как можно больше слов, отвечающих на вопросы: „Какой?”, „Какая?”, „Какое?”. Яблоко (какое?) - спелое, сочное, румяное, зеленое и т.д.
Зима (какая?) - снежная, лютая, морозная. промозглая.
Дом (какой?) - высотный, кирпичный, низкий, разрушенный.
„Один - много”
Это упражнение хорошо тренирует грамматические навыки.
Предложите назвать по картинкам слова, используя сочетания со словами „один - много”.
Например, один человек - много людей, одна скамейка - много скамеек. Объясните, что есть такие слова, которые нельзя изменить, например „пальто”, .„пианино”.


„Придумай предложение”
Дайте ребенку задание придумать предложения, используя следующие слова и словосочетания: „холодное лето”, „колючий куст”, „смешной котенок”, „проливной дождь”, „веселая поездка”, „длинный поезд”.
„Закончи фразу”
Начните предложение, не договаривая слово, пусть малыш угадает конец.
В саду растут ми...
Зимой на улице мо...
Щенок грызет ко...
Ориентировка в пространстве
Дети к началу школьного обучения должны хорошо ориентироваться в схеме своего тела, знать, где „право - лево”, „верх - низ” не только на себе, но и в окружающем пространстве, на листе бумаги – это тоже основа для беглого чтения.
„Найди точку”
Попросите малыша дотронуться правой рукой до левого уха, потом левой рукой - до правого колена, указательным пальцем правой руки до левого плеча.
„Возьми предмет”
Из разложенных перед ребенком игрушек он должен по команде взять в правую (левую) руку названную игрушку.
„Накрой ладошкой”
Разложите на столе картинки. Предложите накрыть правой рукой, например. яблоко, а левой - машинку. Пусть малыш скажет, что лежит под правой, а что под левой рукой.
„Путешествие ручкой по листу бумаги”
Скажите ребенку, что отправляетесь в путешествие. Для этого в левом верхнем углу листа попросите нарисовать машину. Переместитесь в правый нижний угол, где надо нарисовать домик. От домика вы затем поедете к речке в левый нижний угол.
„Выложи узор"
Выкладывайте буквы и узоры из спичек, счетных палочек. Конструирование букв из спичек - захватывающее занятие. Попросите малыша, например, переложить спичку так, чтобы из буквы „Н” получилась буква „П”.


„Графические диктанты”
Важно научить ребенка ориентироваться на листке в клеточку. Он должен видеть правый, левый, нижний и верхний углы клетки, ее стороны.
Попросите малыша поставить точку в левом верхнем углу клетки и двигаться по клеточкам по вашей команде: „Одна клетка вниз, одна вправо, одна вверх, одна вправо, две клетки вниз, одна вправо, две клетки вверх, одна вправо, две вниз”. Дальше пусть малыш продолжит узор до конца строки. Усложняйте узоры. Детям нравится такая игра - всегда интересно знать, что же „за зверь” получится в результате.


Не забывайте постоянно хвалить и поощрять ребенка. Занятия должны вызывать интерес и проходить в игровой форме. Ситуация успеха сейчас совершенно необходима вашему крохе. Пусть ему будет весело и интересно, и тогда вы со временем воспитаете настоящего книгочея!

27.09.2010, 20:45

Добрый день!

Спасибо:flower:

27.09.2010, 20:57

Переучивать должен специалист, поговорите с учителем, попросите помочь.

27.09.2010, 21:02

нам именно помог букварь Жуковой, может просто не торопить события и заниматься по-больше. научиться, дело времени

27.09.2010, 21:26

Если ребенок бегло читает, то какая разница каким способом? Как это проявляется - читает по буквам? По моим представлениям бегло - это когда слитно читает слова. Один черт как: по буквам, по слогам, глобально целое слово.

Папский городок

27.09.2010, 21:32

Вы уже в школе? А учитель чем занят???:016:

Сейчас за дело взялась учительница (обучение с нуля) - день и ночь. КАК она это делает - понятия не имею.

27.09.2010, 21:35

Я фигею, дорогая редакция! Интересно, а зачем дети в школу ходят? Или надо, чтобы дети приходили в школу только за тем, чтобы учитель проверял, правильно ли их дома родители научили?

27.09.2010, 21:45

27.09.2010, 21:57

то есть ребенок отдельно произносит звуки М и А, когда читает МА? Получается что он в итоге чтения не произносит слово "Корова", а просто перечисляет буквы по порядку?

Тогда вам действительно стоит потренироваться читать слоги, хоть по букварю (по любому) хоть сделать самому слоговые таблицы, или просто написать разные слоги. И просите произносить две буквы вместе слитно: М-А МА, и так далее. Если не знает как -вы показываете. Отрабатывает каждую букву отдельно, не надо читать слово КОРОВА. Надо читать МА, МО, МУ, МЫ, МЭ, если отрабатываете слоги с другой согласной - то другие: КА,КО,КУ, КЫ, КЭ и так далее. Скорее всего если вы ему сказали как прочитать МА и МО, то МУ он сможет слитно прочитать сам. После того как ребенок понял что значит слитно, просите его первую часть его работы (М-А) не произносиь вслух, а произносиь мысленно. Пока ребенок это не освоит не стоит читать слова.

27.09.2010, 22:06

Нет. Ребенок поступил только на подготовительные курсы. При поступлении на курсы было маленькое собеседование, на нем ребенка попросили прочитать каждое слово громко, вот и услышали.

Проблема в том, что и слоги в букваре КО - РО - МА - БА, ребенок читает как К-О, Р-О, М-А, Б-А.

Интерсно, как это можно услышать, если ребенок читает "бегло"?
Не бегло, стало быть. Ну тогда еще есть какая-то логика в переучивании...

27.09.2010, 22:30

Вопрос в том, как читает эти буквы ребенок? Называет ли их ЭМ, БЭ, ЭФ или произносит звук который получается при чтении?

27.09.2010, 22:31

27.09.2010, 23:12

А как ребенок читает согласные? Как звуки (М, П, К) или как буквы (Эм, Пэ, Ка). В первом случае все не так сложно. Просто пусть потянет согласный, прибавляя к нему гласный (Жукова). Во втором случае намного сложнее. Т. е. слово МАМА у ребенка будет читаться как ЭмАЭмА. Тут, мне кажется, надо переучиваться читать согласные.

С согласными все нормально, читает как звуки

27.09.2010, 23:14

27.09.2010, 23:18

Чтобы услышать слитный слог из двух букв, эффективно еще так: согласный (именно согласный звук) произнести быстро-быстро, а гласный потянуть.

Спасибо:flower: Попробую.

27.09.2010, 23:28

27.09.2010, 23:31

Смешарик-читарик вам в помощь.

Что это? Книжка, диск?

Клава Батарейкина

27.09.2010, 23:40

Ну тогда еще есть какая-то логика в переучивании...

Логика простая: это называется побуквенное чтение. И коварство его в том, что ребенок знает буквы и вроде как читает. А на деле получается, что он не понимает смысла прочитанного. Потому как буквы (звуки) не соединяет в слоги, а слоги - не превращаются (для него) в слова. Т. е.он видит и читает отдельные буквы.

Клава Батарейкина

27.09.2010, 23:51

Что это? Книжка, диск?

Книга. У нас есть, но ничего особенно выдающегося в ней нет (ИМХО)

27.09.2010, 23:56

книга. У нас есть, но ничего особенно выдающегося в ней нет (ИМХО)
Не буду сспорить-ничего выдающегося нет,но дети чудесным образом очень быстро понимают как читать по слогам....

28.09.2010, 00:10

Чтобы услышать слитный слог из двух букв, эффективно еще так: согласный (именно согласный звук) произнести быстро-быстро, а гласный потянуть.
+ 1000
У нас та же проблемма.Именно так советует нам читать логопед и еще начитывать слоги как можно чаще и больше.
Логопед занимается с ребенком по книжке "Быстрое обучение чтению" О.Узорова Е.Нефедова

28.09.2010, 00:20

Подскажите мне
есть 2 метода чтения

1 метод её
например слово Крокодил
К-ро К-ро-ко К-ро-ко-дил

28.09.2010, 00:41

Подскажите мне
есть 2 метода чтения
дочь научилась сама, переучиваю
1 метод её
например слово Крокодил
К-ро К-ро-ко К-ро-ко-дил
каждый раз возвращается к началу слова, получается неэффективно и медленно

2 метод К-ро-ко-ди-л и потом у неё всегда идет повторение бегло Крокодил сразу целое слово, т.е повтор того что прочитала

Как научить читать без повторов?
так и учить, как учите. посидеть с ней вместе, поводить пальчиком по слову, чтобы читала все по порядку, не возвращаясь к началу. она пытается смысл уловить, поэтому прочитанное повторяет: сначала прочитывает механически, потом сама себя слушает, запоминает детали слова и пытается составит целое. все нормально, ребенок в процессе освоения навыка, просто ваш способ более эффективный.

28.09.2010, 13:36

Мое сокровище и буквы знает, и технику соединения их в слоги освоил, а слова все равно не читает. По буквам - да. По слогам - нет. И знаменитый словарь Жуковой не помог, и кубики Зайцева не спасают. Решила не педалировать, благо время до школы еще есть (годик, может два). Если настаивать, то, боюсь, что он вообще возненавидит чтение. Пока подначиваю - типа, вот тут же написано, умел бы читать, все узнал бы раньше мамы... или вот дружок твой уже читает хорошо и все знает. Иногда после этих слов мой бросается к букварю. Изо всех сил начинаю восхищаться. Но запала хватает пока не надолго, увы.
Кстати, мне очень понравился метод соединения букв в слога, для маленьких. Рисуется первая буква, а от нее волнистая линия-"тропинка" ко второй. Ребенок пальчиком ведет по линии, растягивая первую букву до момента встречи со второй, когда ее и произносит. Мой понял быстро. Тренироваться не хочет. Я уже к нашей воспитательнице подошла на предмет некоторого увеличения заданий на чтение для моего, ну хоть чуточку, может, втянется. Сама я бегло читала в три года. Но в первом классе было ужасно скучно на Родной речи.

28.09.2010, 14:33

вам поможет только она http://www.forum.littleone.ru/showthread.php?t=1770585.
тел в топе есть,если не найдете пишите мне.правда,боюсь что сейчас она вас уже не возьмет,но можно договориться на январь.

28.09.2010, 14:52

моя доча читала только буквы, неделю билась с ней по букварю Жуковой, в итоге сначала читает каждый слог по буквам /шепотом/, после объединяет буквы каждого слога в слоги, а потом воспроизводит устно слово целиком.
сразу слогами ну никак ((...
пока читает так:
например, "дос-ка"
"д", "о","с" - "дос"
"к", "а" - "ка" = "все вместе доска"

Каждый ребенок в процессе обучения чтению проходит этап чтения по слогам. На этом этапе мозгу ребенка при чтении необходимо выполнить несколько процессов: не только узнать буквы и произнести нужные звуки, соединив их в слово, но и запомнить первый слог, удержать его в памяти и соединить со следующими слогами, а потом еще и понять, что прочитал. Потому целостное восприятие или понимание, как мы часто говорим, затруднено.

Понимание прочитанного приходит тогда, когда ребенок читает словами, причем, не по одному слову, а группами слов. На этом этапе техническая сторона чтения уже не вызывает трудностей и главной задачей является понимание текста.

Но как перейти к этому этапу, если ребенок читает по слогам и никак не получается его сдвинуть со слогового чтения?

В этом случае просто заставлять читать будет малоэффективно. Важно научить ребенка легко и быстро прочитывать сначала слоги, а затем слова. Причем, слова даются от простого к сложному. Сначала слова из 3 букв, затем 4-буквенные слова и постепенно длина слова увеличивается.

На этом этапе необходимо многократное чтение слов и слогов.

Почему это так важно? Потому что при чтении мы не читаем по буквам или слогам, а просто узнаем слово.

Одной из основных предпосылок для овладения быстрым чтением на уровне речевой деятельности является симультанное - одномоментное - узнавание графического материала, т. е. слов. О.А. Кузнецов, Л.Н. Хромов Техника быстрого чтения

А для того, чтобы легко и быстро узнавать слова и слоги, необходимо многократное чтение слов и слогов. И получить это можно с помощью различных упражнений.

Таблицы слов и слогов. В таблице записаны различные слоги или слова и ребенку необходимо научиться не просто читать эти слоги или слова, а делать это быстро. Потому одну таблицу используем многократно на протяжении длительного времени.

Но просто так ребенку читать не интересно, потому предлагаем разные приемы чтения. Например: 1) читаем на буксире. Взрослый читает столбики слов или слогов вслух, а ребенок повторяет. 2) Читаем хором. Здесь можно подключить ребенка, который читает лучше и тогда он будет вести за собой медленно читающего ребенка. 3) читаем только определенные слоги или слова, например, начинающиеся на букву Н. 4) читаем разными голосами, с разной интонацией.

И таких вариантов можно придумать множество. Важно, что подобные варианты чтения ребенок будет воспринимать, как игру, и чтение будет идти интереснее.

Вреднючка. Этот прием можно использовать как на столбиках слогов, так и на столбиках слов. Есть такое существо Вреднючка, которое все делает наоборот. И читает тоже наоборот. Давай посмотрим, как она читает. И читаем столбики не слева направо, а справа налево. Получается смешно. дети веселятся, но в то же время учатся легко соединять буквы в слоги и быстро прочитывать.

Этот прием легко использовать в классе на уроке чтения. Тогда можно добавить варианты - девочки читают правильно, а мальчики, как Вреднючка. Потом поменялись.

Филворды. Конечно, вы не раз видели подобные задания в различных сборниках кроссвордов, детских журналах. Филворды легко составить и самостоятельно. И это тоже отличное упражнение для формирования навыка чтения. В процессе поиска слова ребенку необходимо многократно прочитывать буквы и слоги, чтобы найти спрятанные слова. К тому же, это отличная

И это только маленькая часть упражнений, которые помогают перейти от слогового чтения к чтению словами.

  1. Таблицы слогов и слов
  2. Менялки
  3. Ёлочка
  4. Парочки (с предлогом)
  5. Парочка с хвостиком
  6. Лесенка
  7. Вреднючка
  8. Вверх тормашками
  9. Квадрат слогов
  10. Филворды
  11. Слоговица
  12. Складушки
  13. Прятки
  14. Собери урожай

И это только те, которые направлены на быстрый переход от слогового чтения. А есть еще и другие игры и упражнения: на развитие внимания, памяти, понимание текста и развитие скорости восприятия.

С помощью этих упражнений и приемов можно легко достичь желаемого – быстрого и правильного чтения с хорошим пониманием .

А какие упражнения и игры используете вы, чтобы помочь ребенку быстрее овладеть навыком чтения?

Очень часто при обучении ребенка чтению родители сталкиваются с такой ситуацией: «Моей внучке 4 года. Буквы знает все, а вот слоги складывает неохотно».

И перед родителями встают вопросы: Что же делать? Как научить ребенка читать не буквы, а слоги и слова?

Эта проблема встречается очень часто потому, что родители учат читать без учета возрастных особенностей и интересов ребенка. Ребенку не интересно учить буквы, чтобы ПОТОМ научиться читать. Ему надо сейчас и сразу видеть результат своих усилий и понимать, зачем он это делает. Изучая с ребенком отдельные буквы, родители забивают голову ребенка ненужными знаниями, затрудняют и удлиняют процесс обучения чтению.

А есть более легкие и быстрые способы , не изучая отдельные буквы. К таким способам можно отнести методику обучения чтению по складам. Да, именно так, по складам. Это понятие вошло в обиход, благодаря Н. Зайцеву, поскольку методика Зайцева опирается именно на склад, а не слог. В словах слог может быть очень большим и его ребенку трудно прочитать. А склад - это наименьшая звуковая единица, которая не всегда может совпадать со слогом. Например, в слове "пальто" 2 слога "паль-то", но 3 склада "па-ль-то". Ребенку гораздо проще запомнить и прочитать именно склады, а не слоги.

На чтении по складам основывается не только методика Н. Зайцева. Когда-то давно мне попалась очень хорошая книга В. Эдигей. Честно говоря, я даже не помню, как она называлась. Сама книга не сохранилась у меня, потому что мы передавали ее друзьям и знакомым. У кого-то она и осталась. Но это не так важно. Важен сам способ, как учить читать.

В книге был предложен необычный в то время подход к обучению ребенка чтению . Причем, для того, чтобы научить ребенка читать по складам , совсем не обязательно, чтобы он знал все буквы. Достаточно, чтобы ребенок знал хотя бы половину гласных. А остальные и гласные, и согласные, ребенок выучит в процессе обучения чтению.

Кому подойдет этот способ обучения чтению по складам?

  • Если Вашему ребенку трудно сливать буквы в слог и слово,
  • Если ребенок знает буквы, но не хочет читать
  • Если ребенку уже 4-5 лет и больше, он только учится читать и не знает еще букв
  • Если вы хотите, чтобы ребенок научился читать быстро и легко

С чего начнем обучение чтению?

  1. Познакомим ребенка с гласными буквами. Пусть малыш запомнит хотя бы половину гласных. Тогда можно перейти к чтению складов. При знакомстве ребенка с буквами, не забывайте
  2. Знакомим ребенка с согласной буквой и сразу читаем ее со всеми гласными. Для этого выписываем столбик складов и читаем склад с одной согласной вместе с ребенком. Если ребенок не знает какую-то букву, то просто называем ее и прочитываем склад вместе.
  3. Предлагаем ребенку прочитать столбик складов несколько раз сверху вниз, снизу вверх, вразброс, помогая ребенку, если он забыл букву.
  4. Читаем, как «Вреднючка», т.е. наоборот, справа налево. Здесь можно поиграть с ребенком. То взрослый читает правильно, а ребенок как «Вреднючка», то наоборот.
  5. Придумываем слова, которые начинаются на какой-то склад из этого столбика.

На эти упражнения у Вас уходит 5 - 10 минут, не больше.

На следующий день вспоминаете с ребенком, как читаются эти склады. Если ребенок не горит желанием читать, то можно придумать какое-то интересное задание: научи читать склады куклу, покажи Мишке, где написан склад …

Очень удобно набрать такие столбики складов на компьютере или написать от руки контуры букв и предложить ребенку обвести или закрасить какой-то определенный слог или склад.

Так 2-3 дня, а может и больше, мы отводим на чтение слогов с одной согласной. А после этого переходим к другой букве, но каждый день вспоминаем слоги, которые научились читать ранее, с помощью : можно прочитывать выборочно, искать знакомый склад в словах, рисовать или закрашивать слоги, играть в «Прятки».

Существует много игровых приемов, которые позволяют тренировать ребенка в многократном чтении так, что ребенок это не замечает, потому что он играет. И это лучший вариант научить ребенка читать - .

P.S. Поскольку по этой методике обучения чтению мы читаем отдельные склады, которые совпадают с открытым слогом, то можно употреблять как слово склад, так и слог. А вот когда будем соединять их в слово, тогда уже будет склад.

Поделиться: