Признаки испуга у ребенка и способы самостоятельного лечения грудничка в домашних условиях. Четыре фразы, которые пугают детей и влияют на их будущее

Не пойдёшь чистить зубы - появится Мойдодыр и устроит тебе головомойку. Не будешь доедать - Баба-яга съест тебя самого. Ляжешь на краю - придёт серенький волчок и укусит за бочок. Взрослые часто прибегают к помощи сказочных персонажей, чтобы добиться от ребёнка послушания.
Но действительно ли запугивание - эффективный метод воспитания? И не приведёт ли оно к проблемам в дальнейшей жизни ребёнка? The Village обсудил этот непростой вопрос с педагогом и психологом.

Анна Федосова

Монтессори-педагог, эксперт сообщества «Монтессори.Дети»

Когда родитель пугает ребёнка с целью добиться послушания, ребёнку транслируется сообщение: «Я, твоя главная защита и опора в мире, могу тебя оставить». Условие, которое назначается дальше, не меняет того факта, что существуют обстоятельства, при которых родитель может оставить ребёнка или кто-то злой разлучит ребёнка с родителем. Чем младше ребёнок, тем больше масштаб эмоциональной катастрофы. Для младенца мама - почти весь мир, для дошкольника - важная часть мира, но даже для младших школьников и подростков родители важны, и отношения с ними остаются в какой-то степени прообразом всех иных отношений. Если родитель может оставить меня, значит, всё в этом мире, что мне дорого, может меня предать и покинуть.

Разумеется, единичный случай вряд ли вызовет глубочайшую травму на всю жизнь, хотя многое зависит от эмоционального напряжения в ситуации и впечатлительности ребёнка. Но, к сожалению, чаще всего ребёнку грозят не однажды. В России запугивание - довольно распространённый педагогический приём. Нельзя сказать, что это не вносит свой вклад в то, как много в нашей стране мрачных взрослых, которые не ждут от жизни щедрости и таят в себе опасение, что всякое счастье обернётся разочарованием. Даже примета на этот счёт имеется: много смеяться - к слезам.

В большинстве случаев, когда родитель реагирует угрозой на нежелательное поведение вместо объяснения, что именно плохо и как это исправить, взрослый даёт расплывчато-негативную оценку ситуации (не веди себя плохо), а то и личности в целом (не будь капризным, жадным), или требует того, что невозможно выполнить только по одному своему желанию (уснуть, успокоиться).

Обычно ребёнок не имеет намерения вести себя плохо: он ведёт себя так, как смог придумать. У него есть потребность, которую он хочет удовлетворить, но не знает как, или есть чувства, может быть, не доставляющие радости ему самому. Пока родитель не показал, как вести себя правильно, а ребёнок этого не понял и не запомнил, неясное «перестань вести себя плохо, а не то...» больше похоже на «перестань действовать, перестань быть собой». Вместо того чтобы помочь ребёнку разобраться, как он может себя вести, мы учим ребёнка отвергать либо себя, либо некоторые свои чувства. Это серьёзный удар по самооценке, вере ребёнка в собственную значимость и успешность, по конгруэнтности.

Большинство родителей не сознаёт, сколь малому ребёнок способен научиться, пока он боится. Развивающийся мозг ребёнка в стрессовой ситуации сосредотачивается на том, что уже умеет, а не на усвоении нового. Он бросает все усилия на выживание в ущерб обучению, даже если ситуация не опасна, а только оценена как угрожающая. Страх хорошо учит только одному - держаться подальше от всего, что связано со страшным. Более сложные выводы страх делать мешает.

Если для запугивания используется не персонаж (Баба-яга, Мойдодыр), а реальный собирательный образ (случайный встречный, полицейский, доктор), то ребёнок начинает бояться таких людей. То есть взрослые сами учат детей не доверять новым знакомым, избегать полицейских и врачей. Одно дело - учить детей, чтобы они держались родителей в толпе и никогда не позволяли себя увести постороннему, и совсем другое - учить их видеть в каждом встречном угрозу. Потом потребуется не один тренинг социальной компетентности, чтобы повзрослевший ребёнок стал коммуникабельным и инициативным в общении с новыми людьми. И, конечно, не нужно учить ребёнка бояться тех, кто по долгу службы должен бы нам помогать.

В целом ребёнок, который поверил родительским угрозам, испытывает постоянный стресс, вызываемый страхом, который как минимум тормозит его развитие, а как максимум может провоцировать такое нервозное поведение, как энурез, заикание, тики, обгрызание ногтей.

К тому же рано или поздно к ребёнку приходит понимание, что угроза взрослым исполнена не будет: мама не оставит его, сколько бы ни грозилась; бабушка не отдаёт чужому дяде, хотя столько раз обещала; вопреки папиным рассказам, никакой Бабай, сколько ребёнок ни капризничал, его не забрал. Ребёнок начинает подозревать, что родители говорят неправду. К сожалению, это не отменяет перечисленных негативных эффектов, а только прибавляет ещё один. Взрослый не просто теряет привычную возможность воздействовать на ребёнка страшилкой для принуждения - он сам открывает ребёнку свою беспомощность в установлении дисциплины, когда тщетно взывает к помощи устрашающего внешнего фактора.

Ребёнок нуждается в защите и руководстве не только фактически, но и психологически. Ему важно ощущать, что он, многого не понимающий в мире вокруг, находится под охраной заботы любящих и авторитетных взрослых. Практически за каждым несносным поведением ребёнка стоит невысказанная надежда уяснить границы допустимого. Детям нужны не только ограничения и жёсткое руководство: прекрасна игра, а не правила, но игра без правил перестаёт существовать. Ограничения дают свободу действий, отсутствие ограничений даёт хаос.

Важно понимать, что запугивание не имеет ничего общего с информированием или возможностью столкнуться с последствиями. Когда мы сообщаем ребёнку об опасности и объясняем, как конкретно нужно действовать, чтобы этой опасности избежать, мы помогаем ребёнку стать более осведомлённым, знающим, успешным.

Если опасность велика и мы не можем позволить ребёнку с ней столкнуться, мы устанавливаем правила поведения и добиваемся, чтобы ребёнок следовал правилу. Если же опасность невелика, то можно предупредить ребёнка, убедиться, что он понял, и предоставить ему свободу действий. При этом важно быть готовым принять любой исход, не злорадствовать и помочь справиться с последствиями. Действуя таким образом, вы помогаете ребёнку научиться принимать на себя ответственность, справляться с проблемами, следовать правилам и ограничениям, принятым в вашей семье, саду или школе, которые он посещает.

Наталья Смирнова

психолог центр практической психологии «Магикато»

Пугать - бесперспективное занятие. Страх порождает неуверенность перед окружающим миром, даёт повышение тревожности. У ребёнка становится меньше шансов стать успешным по жизни. Почему же родители пугают детей? Мы, родители, это делаем в тех случаях, когда не можем что-то разъяснить ребёнку, договориться с ним, заставить сделать так, как мы считаем правильным.

Психика ребёнка до пяти лет устроена так, что он принимает все сказанное родителями за чистую монету. В зависимости от темперамента и впечатлительности каждый ребёнок реагирует на страшилки по разному: сангвиники пропускают информацию про Бабу-ягу мимо ушей, а меланхолик в ужасе потом просыпается от кошмаров на эту тему. Также детская психика устроена таким образом, что вымышленный персонаж воспринимается как реальный. И всякие Мымры и Бабайки обрастают дополнительными подробностями. И если этот персонаж из фантазий ребёнка предстанет перед родителями в виде живой картинки, то, поверьте, родитель тоже придёт в ужас. Тому свидетельством могут быть детские рисунки про страхи, которые дети рисуют на консультациях у психологов.

Коллекция пугающих образов может быть различна. Например, если вы пугаете ребёнка дядей-полицейским, который едет за плохими ребятами, то будьте готовы к тому, что формируете искажённый образ профессии. Ведь какие они, эти плохие ребята, ребёнок домысливает сам. И если он потерялся, то чувствует себя плохим, а значит, не обратится к полицейскому за помощью, а убежит от него. Ещё распространённый способ напугать - доктор с уколом. Это вековая пугалка, она испытана ещё на наших родителях и звучит особенно убедительно. В результате дети безумно боятся врачей.

Я хотела бы порекомендовать родителям не жалеть времени на разъяснения ребёнку того, что хорошо, а что плохо, что можно делать, а что нельзя. Спокойно и без страшилок. Тогда вы получите уверенного, спокойно спящего ребёнка, которому в будущем не придётся тратиться на психологов.

Иллюстрация: Настя Григорьева

Понимают, что причина кроется в их собственном поведении. «Будешь плохо себя вести — тебя заберет полицейский, придет врач и сделает укол, отдам тебя в детский дом» — трудно составить полный список всего, чем пугают детей родители, чтобы добиться послушания.

Способ работает: можно детей напугать, и они перестанут шалить, сделает, что от них требуется. Но как этот воспитательный метод скажется на психическом здоровье ребенка? У множества трудностей и проблем взрослого человека причина — детские страхи.

Мама напугала ребенка выдуманным злодеем, который причинит ребенку вред, если он не подчинится. Она создала персонажа, который в сознании ребенка сильнее и авторитетнее, чем она сама. А, значит, защитить или заступиться перед «полицейским» или «злым врачом с уколами» она не сможет.

У ребенка в этот момент в голове творится ужас: до определенного времени папа с мамой для него самые сильные люди на свете и могут все. А тут появляется какой-то бабайка и мама спокойно отдаст ему малыша?

Разрушение родительского авторитета само по себе болезненно для ребенка. Но, вместе с этим, у него формируется повышенное чувство страха. Да, все дети разные, один не очень испугается, а другой всю жизнь вспоминать будет. В педагогике описаны случаи, когда у детей от страха парализовало ноги. Зато, какой воспитательный эффект!

Рано или поздно ребенок поймет, что мама с папой его обманывали. И это еще одно неприятное открытие. Причем неприятно не столько понимание того, что полицейскому он вряд ли нужен, а у злой тети своих детей хватает, как сам факт лжи со стороны родителей. Кроме обиды и разочарования у ребенка закрепляется понимание того, что обманывать можно всех. И своих родителей тоже.

Родители должны понимать, что, пугая ребенка за плохое поведение, они расписываются в своем бессилии. Вместо поисков решения ситуации, чтения соответствующей литературы, попыток разобраться что происходит, они предпочитают решать проблему одним махом, не задумываясь о последствиях для ребенка.

Происходит подмена понятий - в поликлинике нельзя шуметь не потому, что у кого-то голова болит, а потому что доктор отругает. Кашу нужно есть не чтобы быть сильным и здоровым, а потому, что коза забодает. Папу с работы нужно ждать не с радостью, а со страхом, что мама ему все расскажет и ребенок будет наказан.

Но самым страшным для малыша являются угрозы отдать его кому-то за плохое поведение. Для ребенка это означает только две вещи - он плохой и его не любят. А такие установки не способствуют здоровому психологическому развитию малыша.

Неужели все так серьезно? И простое запугивание каким-то бабайкой может так навредить ребенку? Нет, конечно, оно может навредить гораздо хуже. Вплоть до невроза, энуреза и заикания, гипертрофированного чувства вины, недоверия и враждебности к миру, повышенной тревожности. И это все только из-за того, что именно сейчас, в данный момент малыш не хочет ложиться спать или есть кашу.

Очень трудно отказаться от запугивания как педагогического приема. Да и ребенок должен понимать, что есть что-то в мире, чего нужно бояться.

Как пугать детей правильно

Говорите о реальных опасностях

Пугать ребенка стоит только теми вещами, которые реально могут навредить - ток в розетке, горячий утюг, машины на дороге и т.п.

Рассказывайте о людях, которые действительно могут быть опасны.Рассказывайте, что делать ребенку, если какая-то тетя или дядя, или даже незнакомый ребенок захочет угостить его конфеткой и позовет к себе в гости, показать интересный мультик или щенка. Но говорите об этом не в состоянии вашей истерики, а когда вы оба в спокойном состоянии.

Пугайте неприятными или опасными последствиями неправильного поведения

Например, перспективой стать похожим на какого-нибудь известного отрицательного героя из мультика или сказки, если ребенок, к примеру, не хочет чистить зубы.

Но не переходите при этом на личности.

Машина может сбить, если не соблюдать правила движения, а не потому, что у тебя глаза на затылке. Собака может укусить, если дразнить ее палкой, но не потому что ты обзывался на маму, в толпе можно потеряться, потому что много народу, а не потому что ты вечно спишь на ходу. Чувствуете разницу?

Пугайте адекватно

Если ребенок отнимает чужие игрушки, вряд ли за это доктор сделает ему укол от жадности. А вот ребята играть на площадке могут и перестать.

alwaysbusymama.com

Наверное, всем родителям случалось пугать своего ребёнка бабайкой или Мойдодыром. Запугивание действительно позволяет угомонить малыша и добиться от него послушания, но является ли этот метод действенным и эффективным? Стоит ли брать его на вооружение? Психологи говорят категорическое нет таким методам воспитания, поскольку они могут создать проблемы в дальнейшей жизни ребенка. Рекомендуем ознакомиться,

Родители пугают ребенка страшилками с целью добиться послушания, говоря ребенку о том, что из-за его поведения страшная сущность может украсть его, то есть разлучить с родителями. Если взрослый произносит это, прекрасно осознавая, что это шутка и никакого бабайки, как и бабы-яги не существует, для ребенка такая фраза сродни настоящей катастрофе. И чем младше малыш, тем больше масштаб трагедии, поскольку мама для него представляет собой основу мира. Не зря дети реагируют на такие запугивания с истерикой и плачем. Если родители продолжают усердствовать в таком запугивании, то в единичных случаях может возникнуть и глубочайшая психологическая травма – такое случается у впечатлительных или эмоционально зависимых детей, которые оказались в стрессовой ситуации. В нашей стране запугивание является довольно распространенным приемом в педагогике, но сам подход крайние неверный, поскольку взрослый не объясняет негативных последствий плохих поступков, непослушания, а просто реагирует угрозой. Логичнее не просто давать негативную оценку ситуации или даже личности ребёнка, а разъяснить все возможные последствия и найти общий язык с малышом. Чаще всего, применяя испуг, родители пытаются получить определенный результат – ребёнок должен успокоиться или уснуть – но метод выбран неправильно, поскольку негативные эмоции не способны обеспечить успокаивающий эффект.

ПОЧЕМУ ДЕТИ ВЕДУТ СЕБЯ ПЛОХО?


Как правило, ребёнок не ведёт себя плохо специально, он просто удовлетворяет свои текущие потребности или же просто не знает, как выразить или реализовать свои желания. Так что происходящее может и не приносить ему удовольствие. Задача родителей показать ребенку, как правильно вести себя и контактировать с окружающим. Вместо этого малыш получает невнятную угрозу и распоряжение прекратить выражение своих желаний. В результате родителям приходится пугать ребёнка ещё и ещё раз, хотя достаточно один раз разобраться, что именно ребенок хочет получить своим поведением. Подавление самовыражения является ударом по самооценке малыша, закладывает в него неуверенность и сомнения в собственной значимости и успешности.


Угроза становится причиной стресса, но во время стресса человек активизирует все свои имеющиеся знания, чтобы преодолеть или избежать опасности. А вот новая информация не воспринимается и ребёнок не способен ничему научиться. Страх мешает анализировать и делать выводы. Так что попытки запугать ребенка, чтобы он успокоился, а потом объяснить что-то, просто бессмысленны – он ничего не воспримет, поскольку находится в стрессе. Рекомендуем ознакомиться,

Можно даже составить список самых популярных страшилок, которыми чаще всего родители запугивают своих детей:

1. Злые сказочные персонажи – в эту категорию можно отнести всевозможных бабаек, баб Ёжек, Кусак, сюда же относятся злые милиционеры, чужие дяди и тети. Результат от такого запугивания действительно есть – ребёнок резко замолкает, но только потому, что он понимает, что его родители не так уж всесильны, а он вовсе не в безопасности, ведь существует зло, которое сильнее мамы папы и может отнять его у семьи. Такое поведение формирует повышенное чувство страха и разрушает авторитет родителей.

2. Угроза отдать ребенка тете/круглосуточный садик – многие родители ничего страшного в такой фразе не видят, тогда как для ребёнка она разрушает весь его мир, поскольку он понимает что родители просто не любят его. Пугая малыша такой фразой, не удивляйтесь, если этот страх станет навязчивым, а ребёнок будет плакать по ночам.

3. Запугивание ремнем – угроза применения насилия для ребёнка, который в полной мере зависит от родителей, также никак не воспринимается шуткой. Более того, родители нередко пользуются такой угрозой, а иногда и самим наказанием с целью заставить ребенка делать то, что они хотят в данный момент времени. При этом сами родители ведут себя непоследовательно и не всегда адекватно, руководствуясь своими сиюминутными желаниями, что никак не способствуют развитию доверия со стороны ребенка.

4. Неадекватные угрозы – сами родители нередко придумывают страшное наказание, которым пугают ребенка по любому поводу вне зависимости от проступка – взрослые эксплуатируют детский страх к темноте, уколам и пр. Рекоендуем ознакомиться,

5. Кстати, запугивание уколами, да и вообще злым доктором – самая распространённая страшилка. Но вызывая иррациональный страх перед медиками, родители не понимают, что с врачами ребёнок вынужден сталкиваться постоянно – во время болезни, при медосмотрах, получении справок как в детском саду, так и в школе.

ЧТО БУДЕТ ЕСЛИ ПУГАТЬ РЕБЕНКА?


Родители пугают малышей не только сказочными персонажами вроде бабайки, но и реальными людьми, например, доктором, который заберет в больницу, или полицейским. В результате ребёнок боится каждого встречного человека в военной форме и с истерикой отправляется врачу, учится видеть угрозу на каждом шагу. Существует огромная разница между тем, чтобы учить малыша держаться рядом с мамой и не потеряться, и запугиванием образом злой тети, которая его уведет. Результаты такого воспитательного процесса не радуют – ребёнок начинает бояться окружающих, это негативно сказывается на коммуникабельности и малыша и может стать серьезной проблемой во взрослой жизни. Такой ребёнок будет испытывать проблемы при общении с новыми людьми.

Если запугивание является одним из основных методов воспитания, то у впечатлительных детей это может спровоцировать полноценный невроз от энуреза и заикания до тика или обгрызания ногтей. Более того, ребёнок в определенный момент вырастает и понимает, что все ужастики, которыми пугали его мама или бабушка, на самом деле не существуют, а бабайка и Баба-яга – это сказочные герои, дядя-милиционер или злая тётя никуда его не заберёт, тем более родители его не отдадут. Поэтому такой ребёнок с понятным недоверием относится ко всему, что говорят взрослые. Сами взрослые теряют как доверие, так и возможность поддержания дисциплины, ведь устрашающе фактор больше не работает. Рекомендуем ознакомиться,

ЭФФЕКТИВНО ЛИ ПУГАТЬ РЕБЕНКА?


Маленький ребёнок во всем зависит от взрослых – ему важно знать, что он находится в защищённом пространстве. Запугивание позволяет ему понять, что эта защита не абсолютна, поэтому создаваемые самими взрослыми страхи являются лишь источником дополнительного стресса. Что касается механизмов воздействия на ребёнка, то есть гораздо более простые и доступные методы, которые действуют в любом возрасте – это жесткие границы и правила, которые должны соблюдаться в любых условиях.

Запугивая ребёнка, родители не дают ему никакой полезной информации, тогда как на самом деле необходимо рассказать малышу о реальных опасностях и четко объяснить его действия в опасной ситуации. В этом случае он будет более знающим и защищенным, сумеет применить полученные знания при необходимости. На практике это выглядит следующим образом: вместо того чтобы повторять ребенку " Не отходи от меня, иначе тебя заберёт чужая тетя", необходимо объяснить малышу, как действовать если его действительно пытается увести незнакомый человек.

В разумных пределах необходимо объяснить ребенку, что в мире существует достаточно много опасных ситуаций, в которые малыш может попасть:

1. Дома такими опасными местами является ток в розетке, горячие предметы от утюга до кастрюли;

2. Машины на дороге и во дворе – ребёнок должен знать правила поведения, а не просто шарахаться ото всех приезжающих машин;

3. Попытка пообщаться с диким животным;

4. Прыжки с высоких объектов (качелей, детской горки и пр.).

При этом стоит выдумывать неадекватные последствия, чтобы просто впечатлить малыша – информация должна быть правдивой с инструкцией по поведению в экстремальной ситуации. Также не нужно пугать, переходя на личностные качества малыша и обвиняя в возникновении сложных ситуаций негативные качества ребёнка. Примеру, стоит указать причинно-следственные связи, то есть собака укусит, если дразнить или мучить ее, а не потому что ребенок плохо себя ведет. Рекомендуем ознакомиться,

Задача родителей состоит в достижении взаимопонимания с собственным чадом, тогда как запугивание для получения быстрых результатов – это путь плохих родителей, которые желают получить беспрекословное послушание без особенных затрат времени. К сожалению, такой воспитательный прием широко используют представители старшего поколения, выдумывая, порой, дикие страшилки. В будущем такой подход к воспитанию обязательно негативно скажется на доверии к семье или даже навредит ребенку.

«Если ты сейчас же не успокоишься, тебя вон тот дядя заберет!», «Все! Я ухожу, а ты остаешься здесь один!», «Если будешь капризничать, то сейчас доктор тебе еще один укол сделает».

Скажите, Вам знакомы эти фразы? А Вас запугивали в детстве? Напишите, пожалуйста, в комментариях. Или вы слышали во дворе, или в поликлинике эти и другие похожие фразы от других родителей?

А встречались ли на вашем пути «доброжелатели» (в автобусе, на детской площадке), которые хотели (из самых благих намерений) успокоить вашего ребенка запугиванием?

И метод «запугивания» приносит свои результаты, не такой хороший, как поджопник/подзатыльники, конечно.
Боясь, что его родители сейчас бросят или отдадут чужому человеку, малыш постарается этого избежать и поскорее выполнить все просьбы взрослого. Магия просто!

Хотите вселить ребенку страх? Недоверие к миру? Недоверие к авторитету родителей (ведь они могут бросить), тревогу перед врачами и милицией? Пугайте детей, как можно чаще!
Используя такие фразы один раз, вы просто подсядите на эту иглу, начнете применять это всегда, когда нет времени и желания искать другие способы воспитания.

Сегодня детей с повышенной тревожностью, тиками и невротическими состояниями, к сожалению много. Как победить, потом эти проблемы? Ох… На это придется потратить немало времени и сил. И вам, и ребенку. А ведь довести до такого состояния ребенка очень просто.

Подробный разбор этого вопроса смотрите в видео: «Обидчивость у детей. Что делать?»

Примеры из практики.

1. Девочке три с половиной года. Ходила в детский сад давно и радостно. Но однажды, проснувшись, рыдала, кричала, извивалась, . Начала часто болеть, ночью просыпаться с криками. На второй консультации девочка в игре проигрывает, что воспитатель, если дети себя плохо ведут говорит «я вас сейчас в магазин всех отнесу».

В данной ситуации было выяснено, что такая фразы была сказана воспитателем единожды (это воспитательница так пошутила), и имела такое влияние на ребенка.

Вывод:

Не обязательно пугать ребенка ежедневно, можно это сделать одной неосторожной фразой и надолго.

2. Ребенку 6 лет. Боится панически темноты и замкнутых пространств. В три года застрял с мамой в лифте и с тех пор не может даже находиться один в закрытой комнате, двери все время должны быть нараспашку.

За несколько (пару месяцев) тревога начала уходить.

Вывод:

Можно до посинения ждать, когда фобия сама собой рассосется.

3. Девочке 8 лет. Частые ночные энурезы. Плохо засыпает, тревожно спит, со слезами на глазах. Страх темноты.

После консультаций с психологом ребенок сказал, что боится, что его заберет Бабай. И, действительно, родители признались, что, когда девочка не слушалась, они несколько раз говорили про Бабайку, но не придали этому значения и, как им показалось, девочка, тоже не поверила в его существование.

Вывод:

Чтобы достичь наивысшего результата, подождите немного. Страхам нужно настояться для пущего эффекта. Ночные энурезы, могут появиться не сразу. Попробуйте, про Бабайку, рассказывать уверенно и несколько раз. А еще про Бабу-Ягу, которая крадет непослушных детей.

И примеров может быть еще масса!

Конечно, мало кого из нас не запугивали в детстве. И на самом деле, каждый ребенок очень индивидуален и на одну и ту же фразу и историю может отреагировать по-разному. Один — не обратит внимание, а другой — впечатлится так, что обзаведется фобией.

Хотя иногда, запугивать детей все-таки надо. Удивлены?)

Это касается ситуаций, опасных для жизни и здоровья ребенка. Ток в розетке, машины на дороге и т.д. Но тут, скорее не запугивание, а констатация реальных фактов.

Понимаю, что соблазн использовать этот способ в воспитании, даже в обычных ситуациях, очень велик.

И метод запугивания, действительно, дает свои результаты. Но применяя его, помните, о том, к каким последствиям это может привести.

Может, лучше попробовать договориться с ребенком по-другому?

У вас еще остались вопросы по детским страхам?

  • Фобия и возрастной страх - в чем отличия?
  • Фразы-убийцы детской уверенности.
  • Что делать, если ребенок боится?
  • Откуда берутся страхи у детей разного возраста?
  • Какие ошибки совершают большинство родителей, когда ребенок боится?
  • Самый страшный страх - страх смерти? Как с ним бороться?
  • Профилактика детских страхов. Можно ли предотвратить?
  • Как помочь ребенку победить страх в домашних условиях?
  • Могут ли родители заразить ребенка своими страхами?
  • Какое воспитание провоцирует большое количество страхов у ребенка?
  • Как найти баланс между «стой, опасно!» и привитием разумной осторожности в жизни?
  • Могут ли страхи быть нормой?

Родители в детстве нас часто пугали вымышленными существами, что, по их мнению, должно было остерегать нас от неправильных поступков. Такая традиция существовала не только в России, но и во многих странах мира.

Бабай

Бабай - достаточно молодой феномен русской фольклорной культуры, всплывший на поверхность в условиях разрухи и расцвета блатной культуры в период Гражданской войны. Первое упоминание о Бабае приписывают Василию Ивановичу Чапаеву – так, по слухам, комдив дразнил своего друга, писателя Исаака Бабеля. По словам исследователя Жанны Бадалян, в советском обществе Бабай играл существенную охранительно-идеологическую роль.
У Бабая нет конкретного описания, но чаще всего его представляли в виде хромого старика с мешком за плечами, в который он забирает непослушных детей. Обычно родители вспоминали Бабая, когда их ребенок не хотел засыпать:

Ай, бай, бай, бай,
Не ходи, старик Бабай,
Коням сена не давай.
Кони сено не едят,
Всё на Мишеньку глядят.
Миша спит по ночам
И растёт по часам.
Ай, бай, бай, бай,
Не ходи ты к нам, Бабай.
Так поется в колыбельной песенке.

Бугимен

Викторианская Англия славилась своими нравоучительными историями. В воспитательных целях народное мифотворчество придумывало различных персонажей, способных наказывать детей за отсутствие прилежности. К примеру, водяная старуха Пэг Паулер утаскивала на дно тех детей, которые вместо изучения Библии предпочитали по воскресеньям купаться.
Но во главе всей устрашающей нечисти стоял Бугимен – существо без внешности, от чего в кошмарных фантазиях ребенка он приобретал самый невообразимый вид. Бугименом часто пугали детей, сосущих пальцы. Из уст родителей доносилось важное предупреждение: если дети не станут послушными, Бугимен прикоснется к ним своими длинными пальцами и их тело покроется бородавками. Став экранным персонажем, Бугимен продолжает наводить страх уже не только на английских детей.

Омбре дель косталь

Мужчина с мешком – Омбре дель косталь – является главным ужасом детей Латинской Америки. Этот тощий и злой персонаж не просто ворует шаловливых детей, но еще и съедает их, правда, в Бразилии он поступает более гуманно – продает детей в рабство.
Истоки легенды о мужчине с мешком, возможно, имеют связь с событием, произошедшем в 1910 году в испанской Альмерии. Там жил некий Франциско Ортега, больной туберкулезом и отчаянно искавший средства к спасению от страшного недуга. Один из целителей порекомендовал больному пить кровь ребенка, а также обмазывать ею грудь. Ортега так и поступил – выкрал мальчика и зверски с ним расправился. От туберкулеза он не излечился, но вскоре за свое чудовищное преступление был казнен.

Бендит-и-Мамай

Этот загадочный персонаж родом из валлийских легенд, по преданию он происходит от коренных обитателей острова Мэн. Бендит-и-Мамай, что в переводе звучит как «матушкино благословение», чрезвычайно зловредное существо – главная его цель это оставленные без присмотра лошади, которых он седлает и бешенной скачкой доводит до изнеможения.
Кроме этого валлийцы считали, что Бендит-и-Мамай крадет малышей, подменяя их своими уродливыми отпрысками. Для того, чтобы вернуть украденное чадо родители обращались к знахарям и ведьмам, и нередко их усилия приносились результат.
Чтобы воспрепятствовать появлению назойливого воришки валлийцы ставили во дворе посуду с молоком и произносили в адрес существа несколько добрых слов. Некоторые суеверные родители до сих пор стращают своих непослушных детей этим низкорослым и уродливым созданием.

Костоправ

Мистический и зловещий Костоправ родился в буйном воображении французских родителей. Им пугали своих чад не желавших ложиться вовремя спать. Днем он прячется где-нибудь в темных местах, а ночью выходит на охоту за непослушными детьми.
Образ Костоправа восходит к XIX веку и связывают его с медициной. В то время, когда не было анестезии из кабинета врача-костоправа доносились жуткие звуки, серьезно пугавшие маленьких посетителей больницы.

Черный Пит

Легенды описывают Черного Пита то как трубочиста, то как мавра, и даже как демона. Долгое время его образ ассоциировался с пиратами, которыми голландцы пугали непослушных детей. По наиболее популярной версии Черный Пит это бывший чернокожий раб, освобожденный Святым Николаем и пообещавший ему служить. Согласно голландской легенде, Черный Пит неизменный спутник и помощник Синтаклааса (Санта-Клауса).
Хорошим детям Черный Пит приносит подарки, а непослушных – лишает их. Самых же вредных детей он может и вовсе унести в пустом мешке. Впрочем, чаще всего в качестве шутки таким детям он может принести связку розг или головешку угля. От Черного Пита ничего не ускользнет, так как он всегда носит с собой книжечку, куда записывает все поступки детей.

Крампус

Первые упоминания о Крампусе содержатся еще в дохристианском германском фольклоре и корнями уходят в древнегреческую мифологию: недаром своим внешним видом – мохнатое чудовище с рогами – он напоминает сатира. В христианское время это мифологическое существо олицетворяло дьявола со всеми его пороками.
Несмотря на запреты Церкви образ Крампуса утвердился в фольклоре как спутник Святого Николая – своеобразный его антипод. Каждый год в ночь с 5 на 6 декабря жители альпийского региона одевают наряд Крампуса и обвешанные цепями и колокольчиками пугают маленьких детей. По легенде приходящий с мешком или лоханью Крампус забирает непослушных детей и уносит их в царство Санта-Клауса, где они трудом исправляют свои провинности.

Тэк-Тэк

Япония славится своими хоррор-легендами. Такого количества наводящих ужас персонажей, пожалуй, больше нет нигде. В одной из терзающих душу историй девушку по имени Касима Рэйко перерезал на две части поезд, от чего она обозлилась на весь свет. С тех пор ее верхняя половина ночью ползает по городским тротуарам, издавая своими локтями жуткий звук «тэк-тэк».
Согласно поверью Тэк-Тэк охотится на детей, загулявшихся допоздна. Если увидит она в сумерках какого-нибудь ребенка, то станет преследовать его до тех пор, пока не настигнет и не убьет, разрубив пополам косой. Ребенок по легенде превращается в такого же монстра как Тэк-Тэк.

Поделиться: