Познавательно-экспериментальный проект «Волшебница - вода


Актуальность По результатам бесед с детьми было выяснено, что детям интересно узнать, что происходит с водой, какие у неё свойства. Как вода помогает всему живому жить и расти. Задача взрослых – научить детей самостоятельно добывать знания исходя из опытно-экспериментальной работы, делать выводы, умозаключения в ходе знакомства с водой, а также бережно относиться к природным ресурсам.


Цели проекта Расширить знания детей о свойствах воды (прозрачность, не имеет вкуса, запаха и цвета, вода растворитель, вода текучая); Формировать у детей интерес к познавательно-исследовательской деятельности; Повысить уровень речевой активности, овладения экспериментальной деятельностью, экологической культуры;


Задачи проекта: Закреплять и систематизировать знания детей о воде и её свойствах. Развивать познавательные способности детей, учить проявлять самостоятельность при получении знаний во время опытов, экспериментов. Воспитывать бережное отношение к воде, осознавая необходимость ее беречь.


Этапы проекта Подготовительный: Выбор темы; Постановка проблемы; Определение цели и задач исследовательской работы; Изучение методической литературы; Разработка плана мероприятий проекта. Основной Организация исследования в рамках проекта: Занятия; Наблюдения в группе и на прогулке; Беседы; Игры-эксперименты; Чтение художественной литературы; Заключительный Повторное обследование детей;(беседа) Занятие «Волшебница-вода»; Оформление фотовыставки «Вы слыхали о воде?..»; Выставка детских работ Оформление картотеки занимательных опытов и экспериментов с водой; Родительское собрание по теме «Детских экспериментов» Презентация проекта на педсовете


Формы работы оборудование в группе уголка экспериментирования и экологических исследований оформление картотеки занимательных экспериментов и опытов проведение занятий по теме проекта дидактические игры подбор консультаций наблюдения на прогулках и в группе чтение художественной литературы; опыты и эксперименты с водой; изготовление стенгазеты «Вы слыхали о воде», «Давайте купаться,..», «Круговорот воды в природе»; родительское собрание на тему: « Детское экспериментирование», презентация проекта.

























Цель:

  • Закреплять знания детей о свойствах воды.
  • Показать эстетическое значение воды, роль воды в природе.
  • Развивать наблюдательность, умение принимать игровую ситуацию и участвовать в ней.
  • Развивать любознательность, мышление, речь детей.
  • Развивать навыки проведения лабораторных опытов.
  • Воспитывать бережное отношение к воде.

Подготовительная работа:

  • Организовать выставку детских рисунков “ Рисуем вместе с мамой” .
  • Закрепить у детей знания о разных состояниях воды, о круговороте воды в природе.
  • Беседы о воде, ее роли в жизни человека.
  • Проведение занятий – экспериментирование с водой.
  • Рассматривание иллюстраций на тему “Вода”
  • Чтение художественной литературы.
  • Наблюдение за состоянием воды во время прогулок.

Действующие лица.

Взрослые роли: Волшебница Вода, Снежная королева, Грязнуля, Дядюшка Самовар, Ведущая.

Во время праздника необходимо стремиться как можно чаще вовлекать детей в разговоры со взрослыми персонажами, в разнообразные игры, хороводы, отгадывание загадок.

Ход праздника

Ведущая: Ребята, давайте дружно поздороваемся.(поздоровались). 22 марта – ребята отмечается день всемирной воды. А у нас сегодня необычный праздник – праздник волшебной воды. Почему волшебной? Да потому, что вода бывает очень разной. Она может быстро-быстро бежать в ручейке, плескаться в море, становиться холодными льдинками или горячим паром. Вот какая она разная! (Звучит музыка.) Слышите? Это идет к вам в гости волшебница. Раз вода волшебная, значит, есть и Волшебница Вода.

(Появляется Волшебница Вода.)

Волшебница Вода.

Вы обо мне? А вот и я!
Узнали вы меня друзья?
Здравствуйте, ребята.
Я волшебница вода.
Я на свете всех важней.
Я прелестней всех на свете.
Я на свете всех милей.

Ну, наконец-то я добралась к вам... Боялась, что не успею, столько работы у меня каждый день. Вы ждали меня?

Вода. Для начала, я хочу начать с загадок. У меня есть волшебное ведерко, а в нем капельки с загадками. И так начнем.

(По очереди достает из ведерка капельки с загадками.)

  1. Растет вниз головой.
    Не летом растет, а зимой.
    Чуть солнце ее припечет, заплачет она, потечет. (Сосулька.)
  2. Лежало одеяло мягкое белое. Солнце припекло, одеяло потекло. (Снег.)
  3. Рыбам зиму жить легко, крыша чистое стекло. (Лед.)
  4. Кругом вода, а пить нельзя. (Море.)
  5. Летом бежит, зимой спит, весна настала опять побежала.. (река).

Вода. Ой какие молодцы. Отгадали все загадки. А это что такое у вас?

Ведущая. Мы рисунки рисовали. Тебя в гости поджидали.

Подходит к выставке рисунков детей и просит объяснить, что они нарисовали. Дети по очереди объясняют, подчеркивая, что все изображенное на рисунках – это вода.

Волшебница Вода
Долго, долго ждали мы тебя
Ты немножко отдохни
Ведь устала ты в пути
А ребята тут как тут
Для тебе стихи прочтут.

1-я капелька.

Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька, замерзает,
В лес туманом заползает...
Ледником в горах зовется,
Лентой серебристой вьется.
Средь высоких, стройных елей
Рушится потоком селей...

2-я капелька.

На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит,
Растворяет сахар в чае.
Мы ее не замечаем,
Мы привыкли, что вода –
Наша спутница всегда!

3-я капелька.

Без нее нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без воды нам не прожить!
Путешествует всегда
Наша спутница – вода!

4-я капелька.

Чтобы лился дождик с неба
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли,
Чтоб варились кисели
Чтобы не было беды –
Жить нельзя нам без воды.

5-я капелька.

Вода – это радость земли
Вода – это счастье земли.
Вода – это чудо земли.
Воду ты всегда береги.

Волшебница Вода. Я довольна очень рада. Сколько умных здесь ребят. И рисуют и стихи читают. Мою воду уважают. Ребята! А вы можете сказать, где я бываю? Где путешествую?

Ведущая. Мы не скажем, а покажем. Собрались все капельки в тучку. Тесно им стало и пошел дождь. Полетели капельки на землю, попрыгали, поиграли. Скучно им поодиночке прыгать. Собрались они и потекли веселыми ручейками (капельки составляют ручейки, взявшись за руки). Встретились ручейки и стали большой речкой(капельки соединяются в одну цепочке). Текла – текла речка и попала в большой-пребольшой океан (дети перестраиваются в хоровод и двигаются по кругу ). Плавали – плавали капельки в океане, а потом вспомнили что домой нужно возвращаться, как раз солнышко пригрело стали капельки легкими, потянулись вверх (присевшие капельки поднимаются, затем вытягивают вверх руки). Испарились они под лучами солнышка и вернулись домой на тучку.

Вода. Молодцы.. Славно попутешествовали. У меня для вас есть еще интересная игра “ Сухое – мокрое” . Я буду произносить слова, если слово является водой то вы будете хлопать, а если не имеет отношения к воде – то топать. Хорошо.

Лужа, дым, сосулька, пар, снег, подушка, река, барабан пруд, родник.

Слышен громкий стук, топот, падают стулья. Под музыку появляется грязнуля..

Грязнуля. Привет честному народу! А что это вы здесь все собрались?

Ведущая. У нас здесь праздник Волшебной воды.

Грязнуля. Нашли для кого праздник устраивать! Лучше бы сделали праздник всех грязнуль! Я бы на нем самой главной была. Чего смеетесь? Разве не знаете, что от простой воды и погибнуть можно? А вы праздник воды устроили! Запомните: вода – наш враг! Умываться? Никогда! Зубы чистить? Ни за что на свете! Вот я – к воде не прикасаюсь и ничего, живу. Даже симпатичная, можно сказать, и грязи-то на мне не так уж много. Мыться не главное, главное – не пачкаться!

Ведущая. Что ты, Грязнуля, у нас даже малышки знают что надо умываться. Хочешь они тебе покажут как это нужно делать.

Грязнуля. Посмотрю я,и что же они умеют?

Ведущая. Давайте пригласим наших малышей.

Игра “ Кто умеет чисто мыться? ” (Младшая группа.)

Игра сопровождается движениями, указанными в тексте.

Кто умеет чисто мыться?
Кто водицы не боится?
Это мы! Это мы.! Это мы!
(Дти поднимают руки вверх).

Кто не хочет быть грязнушкой
Хорошенько моет ушки?
Это мы! Это мы.! Это мы!
(Дети поднимают руки верх)

Умываться мы умеем
Мы мочалкой моем шею.

(Дети изображают как трут шею мочалкой.)

А потом помоем ловко
Мы над тазиком головку.
И вот так! И вот так! И вот так!
(Дети изображают как моют головку.)

Чтобы чисто вымыть ножки,
Мы потерли их немножко
И вот так! И вот так! И вот так!
(Дети изображают как моют ноги.)

Мы помылись как большие
Вот мы чистые какие.
Посмотрите! Посмотрите! Посмотрите вы на нас.

Ведущая. А еще мы можем научить тебя грязнулька стирать платочки.

Мы платочки постираем,
Крепко, крепко их потрем,
Вот так! Вот так! Вот так!
(Дети трут платочки кулачками “стирают”.)

Крепко, крепко их потрем,
А теперь пополоскаем,
Вот так! Вот так! Вот так!
(Дети изображают, как полощут платочки.)

Мы платочки полоскаем
А потом их выжимаем
Вот так!Вот так! Вот так!
(Выжимают платочки.)

Мы платочки отожмем
А теперь мы все платочки
В тазик дружно отнесем.
Вот так! Вот так! Вот так!
(Несут платочки воспитателю.)

Ведущая. Молодцы ребята. А я потом ваши чистые платочки отнесу, повешу на веревочку и прицеплю цветными прищепками.

Грязнуля: Вот какие молодцы! Посмотрела я на вас, такие маленькие, а все умеете. Спасибо вам ребятки. Ой, как я рада! Вот я умываться и стирать у вас научилась. Я теперь такой вредной не буду. Я была грязной, со мной никто не водился, вот я и злилась. А теперь все измениться. Я все поняла ребята. Я теперь тоже буду с водой дружить .

Вода. Правильно.

Нужно мыться непременно
Утром, вечером и днем,
Перед каждою едой,
После сна и перед сном.

Воспитатель. Грязнулька хочешь с ребятами поиграть?. Конечно хочу.

Грязнуля, грязнуля
Что губы надула?
Ты не злись не сердись (Дети останавливаются.)
А ребятам улыбнись (Грозят пальцем грязнуле, она хмуриться.)
Ты немножко попляши (Хлопают в ладоши, грязнуля пляшет.)
Что нам делать прикажи!

Грязнуля. (Стоит подбоченившись и топая ногой приказывает)

Приказываю стать сосулькой.” (Дети выполняют ее приказ.)
Молодцы.
Приказываю стать капелькой.
Приказываю стать снежинкой.

Грязнуля.

Ой ребята– малыши
Поиграли от души.
А теперь домой пора.
До свиданье детвора.

А вас малыши, за то что меня многому научили я с удовольствием в группу провожу.

Под музыку появляется Снежная королева.

Снежная королева.

Меня сразу узнают.
Стоит только появиться!
Я из снега, я из льда.
Догадались кто же я?

Ведущая. Ребята. Что за гостья к нам пришла? (Снежная королева) .Даже издалека видно, что вы – Снежная королева.

Ведущая. (осторожно): Дорогая Королева, но к нам вы, по-моему, забрели случайно.

Снежная королева. Как случайно? (Спрашивает детей.) А из чего сделаны мои сверкающие замки, из чего сотканы белоснежные ковры? Правильно, из снега и льда! А это ведь тоже вода.

Ведущий. Снежная Королева расскажи нам о своих владениях.

Снежная королева: С удовольствием.

В царстве дальнем, в царстве белом,
Среди снега, среди льдин
Я живу, как королева,
Холод – спутник мой один!
Снег искрится, снег сверкает,
Радуя меня красой.
Никогда он не растает,
Даже летом и весной!
Сад висячий из сосулек
Прихожу я поливать,
Разрослось сосулек столько
Просто некуда девать!
Во дворце повсюду стужа,
Я владею царством льда.
И везде снежинки кружат.
Лед, снежинки – все вода!

Ведущая. Спасибо.

Снежная королева: Так, а почему в моем присутствии капельки бегают. Так и хочется всех заморозить. Ух-ух.

Кто со мной играть пойдет.
Выходи смелей вперед.

Игра “ Заморожу”.

(Дети стоят в кругу, в центре Снежная королева.)

Покажите ваши ручки,
Любят ручки поплясать.
Я сейчас их заморожу. (Дети вытягивают вперед руки и поворачивают ладони вверх вниз.)
Надо ручки убирать (Снежная королева старается задеть руки детей.)
Покажите ваши ножки,
Любя ножки поплясать. (Ставят одну ногу на пятку и покачивают носком вправо влево.)
Я сейчас их заморожу!
Надо ножки убирать! (Дети приставляют ногу к другой йоге.)
Покажите ваши ушки,
Любят ушки поплясать. (Дети тихонько тянут себя за ушки.)
Я сейчас их заморожу!
Надо ушки убирать!

Снежная королева. Ой, какие вы ловкие, шустрые, быстрые. Не справиться мне с вами.

(Старается задеть уши, они быстро прикрывают ушки ладошками.)

Ведущая. Ребята, давайте покажем Снежной королеве какой бывает вода. Пройдем в нашу творческую лабораторию.

Опыт 1 (средняя группа). Ребята перед вами стоят бутылочки с бесцветной водой. Мы с вами сейчас возьмем и потрясем их и посмотрим что же произойдет. Ребята, ведь вода и впрямь волшебница. Посмотрите из прозрачной воды сделала, цветную. В какие цвета прокрасилась вода? (красный, желтый, зеленый и синий) . Понравилось вам. А сейчас нужно составить из бутылочек с цветной водой светофор.

(На столе стоят бутылки с водой, а на крышке краска красная, желтая, зеленая, синяя.)

Опыт 2 (старшая группа).

Педагог предлагает дошкольникам “создать” дождь. На столах у ребят лежат подносы с фигурными чуть влажными губками. Дети высказывают свои предположения о том, на что похожи эти губки (на подушку, на облако). Воспитатель предлагает представить, что губка – это пушистое и легкое облако. Сверху она сухая, а внутри влажная. Нужно сжать ее. Что произошло? Почему из “облака” не идет дождь? (Капелек воды пока еще мало.) Добавляем в наше “облако” немного воды из стаканчика. Что теперь случится с нашими “облаками”, если их сжать? (Дети высказывают свои гипотезы и проводят опыт.) Теперь из губки-облака идет дождь. Какой он? Тихий, как осенью. А теперь выльем всю оставшуюся воду на губку и сожмем ее. Что получилось? Какой дождь идет теперь? (Сильный – весенний или летний.) Вот и в природе в разное время года дождь бывает разным: сильным или слабым, тихим или шумным.

Опыт 3 (подготовительная группа). Педагог предлагает рассмотреть глобус, объясняет, что это – модель нашей Земли, нашего общего дома. Какую форму имеет глобус? (Округлую.) Что обозначено на глобусе желтым цветом? (Суша.) А вот голубым цветом обозначена вода – океаны и моря. Тонкие синие линии – это реки.(В реках вода пресная. ) Давайте один из вас сделает сушу, другой море, третий речку, и четвертый сделает фильтрацию воды. Вода в морях и океанах не такая, как в реках, прудах и озерах. Чем она отличается?

Снежная королева. Молодцы ребята.Много вы знаете и о свойствах воды, и как идет дождь, даже о модели нашей земли – о глобусе.

И тебе спасибо Снежная королева
Но прошла твоя пора
Красавица весна вступает в свой права.
Понапрасну не грусти и не печалься
Ну, а в следующем году в гости к нам ты возвращайся.

Снежная королева. Спасибо вам ребята. Очень весело у вас. Ну, а мне пора идти. Приходите ко мне в гости. Я вас сосульками угощу.

Ведущая. До свидание. Шутница какая, разве сосульки можно есть, они же грязные, холодные.

Под музыку появляется Дядюшка Самовар.

Ведущая. Но, а посуду мы и вовсе в гости не звали! Место посуды – на кухне!

Дядюшка Самовар. (обиженно): Так-то вы гостей встречаете! А ведь я не зря к вам в гости пришел!

Посмотрите-ка сюда:
У меня внутри – вода.
На вопрос ваш отвечаю:
Без воды не выпить чаю.
Я – блестящий самовар.
Из-под крышки лезет пар.
Пар – водичка или нет?
Ну-ка, дайте мне ответ!

Ведущая. (ребятам): Ну как, ребята, пар – это вода или нет? (Ответы детей.) Значит, придется мне извиниться перед Дядюшкой Самоваром. Извини меня, Дядюшка самовар Ты правильно сделал, что на наш праздник пришел.

Дядюшка Самовар. Мой пар очень горячий, ребята. (Обращается к детям.) Никогда не трогайте кипящий самовар или чайник, когда из них идет пар..

Хорошо у вас, ребята
От души я вас хвалю.
И за это вас ребята.
Чаем с медом угощу.

Ведущая. Спасибо Дядюшка самовар. Мы с ребятами потом в группе, чай с медом попьем.

Самовар. Ну, а мне пора, до свиданье детвора.

Волшебница Вода.

В природе путешествует вода,
Она не исчезает никогда:
То в снег превратится, то в лед,
Растает – и снова в поход!
По горным вершинам, –
Широким долинам,
Вдруг в небо взовьется,
Дождем обернется.
Вокруг оглянитесь,
В природу вглядитесь...

Все вместе.

Нас окружает везде и всегда
Эта волшебница – наша вода!

Ведущая. Итак, ребята, вода это бесценный дар. Чистую воду на Земле надо беречь и разумно использовать, не тратить зря, не загрязнять вредными веществами и мусором. Пусть на земле всегда будет голубая и чистая вода! Давайте споем песню “Большой хоровод”

1. Мы на свет родились
Чтобы радостно жить
Чтобы вместе играть
Чтобы крепко дружить
Чтоб улыбки друг другу дарить и цветы
Чтоб исполнились в жизни все наши мечты

Так давайте устроим большой хоровод
Пусть все люди земли с нами встанут в него
Пусть по всюду звучит
Только радостный смех
Пусть без слов станет песня понятна для всех

2. Мы хотим кувыркаться в зеленой траве
И смотреть как плывут облака в синеве
И в прохладную речку нырять в летний зной
И в ладоши ловить теплый дождик грибной

Припев – тот же.

3. Мы на свет родились
Чтобы радостно жить
Чтоб цветы и улыбки друг другу дарить
Чтобы горе исчезло пропала беда
Чтобы яркое солнце светило всегда.

Припев – тот же.

Ведущая. Ребята молодцы, но пришла я к вам не с пустыми руками. Я хочу подарить вам вот этих веселых колобков, внутри каждого колобка находятся зернышки пшеницы, ваша задача ухаживать, поливать. И что произойдет увидите сами.

А еще, я хочу подарить вам мыльные пузыри, играя с ними будете вспоминать встречу со мной.

Ведущая. Спасибо.На этом встреча с Волшебницей Водой, заканчивается и нам пора возвращаться в группу. А вас дорогая волшебница приглашаем с собой, посмотреть чем ребята занимаются. Давайте всем скажем до свидание.

(Под музыку дети уходят в группу.)

МДОУ №6 «Рябинка». Павловский Посад.

Воспитатель высшей категории Щербакова Галина Георгиевна.

Проектная деятельность как форма работы с родителями

Детские годы - самые важные в жизни человека, как они пройдут, зависит от взрослых - родителей и воспитателей.

Общение педагогов с родителями воспитанников всегда было и остается актуальным вопросом. Одна из сторон этого вопроса - поиск рациональных путей взаимодействия.

И семья, и дошкольное учреждение по-своему передают ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.

Современным родителям приходится нелегко из-за нехватки времени, занятости, недостаточности компетентности в вопросах дошкольной педагогики и психологии. Нестабильность общества, социальная напряженность, экономическое давление передвинули воспитательные функции семьи на второе и третье места, а в ДОУ воспитание всегда стоит на первом месте. Эту ситуацию можно нивелировать за счет включения семьи в образовательное пространство ДОУ.

Поскольку родители являются первыми педагогами, а дошкольные учреждения оказывают им помощь в воспитании и развитии ребенка, родители играют главную роль в сообществе педагог - родитель - ребенок. Установить обратную связь с ними, учесть их пожелания и интересы нам помогли анкеты с различными типами вопросов:

Наша группа называется «Улыбка». В данной группе был проведен опрос родителей детей. Большую активность проявили мамы детей (79% от числа опрошенных).

Анализ полученных сведений показал:

Большинство родителей настроены позитивно, демонстрируют готовность сотрудничать, но с оговоркой (дефицит времени);

Отсутствует четкое представление о системе совместной работы родителей и педагогов.

Пожелания родителей относительно результатов совместной деятельности выглядели следующим образом:

Получить максимально полную информацию о своем ребенке хотели бы 68% родителей;

Получить возможность общения с психологом - 55%;

Получить психолого- педагогическую консультацию по решению проблем- 36%;

Научиться определять способности детей - 21%;

Получить возможность общения с родителями других детей - 28%.

Анкетирование родителей свидетельствует о том, что они готовы к сотрудничеству и доверительности. Авторитет воспитателя в вопросах воспитания очень высок. 86% опрошенных родителей считают воспитателя наиболее важным источником информации по воспитанию ребенка, которому они более всего доверяют.

Обработка анкет позволила получить сведения о том, что ожидают родители от ДОУ, очертить круг вопросов, увидеть трудности и проблемы родителей в воспитании и развитии детей. И, кроме того, стало понятно, что формы и методы работы с родителями, применяемые ранее (выступления на родительских собраниях, наглядная агитация и др.) оказались недостаточно эффективными, не позволяющими родителям занять активную позицию в образовательном процессе ДОУ.

Работа с семьями воспитанников должна учитывать современные подходы к этой проблеме. Главная тенденция - использование активных и интерактивных форм и методов взаимодействия.

И здесь удачной находкой оказался метод проектов, цель которого - объединение усилий образовательного учреждения и семьи в вопросах воспитания, обучения и развития ребенка.

Родителям это необходимо, для того чтобы научиться понимать ребенка, воспитателям - чтобы эффективнее оказывать в этом помощь родителям. Все мы только выигрываем оттого, что родители осознают важность своего влияния на развитие личности ребенка, научатся содействовать его гармоничному развитию, активно сотрудничать с детским садом.

ПРОЕКТ «Волшебница вода»

Наша группа называется «Улыбка»

Наш проект познавательно-исследовательский, где дети узнают много, нового исследуют, экспериментируют, проводят разные опыты.

Во-первых, проект позволяет почувствовать себя исследователем, во-вторых, проектный метод позволяет объединить детей, родителей и воспитателей в совместной деятельности.

Пояснительная записка

Актуальность.

Проект разработан в силу особой актуальности проблемы воспитания, экологической культуры дошкольников.

Проект направлен на закрепление и углубление знаний детей о том, что вода, очень нужна для всех живых существ; без неё не могут жить растения, животные, человек.

Формирование у детей знаний о различных явлениях окружающей природы должно сочетаться с пониманием ценности природы для общества и человека, с овладением нормами поведения в природной среде. Это достигается путем решения задач воспитания экологической культуры дошкольников.

Воспитание экологической культуры - долгий путь формирования правильных способов взаимодействия с природой. Понимание элементарных связей, существующих в природе, чувство сопереживания всему, действенная готовность его созидать, восприятие красоты природы - вот составляющие экологической культуры. Детям необходимо прививать навыки экологически грамотного отношения в быту, в частности, научить детей бережно и экономно относиться к воде. Обратить их внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного. Всё это подчеркивает актуальность данного проекта.

В наше время многие люди потеряли связь с природой. В итоге изменилось и поведение. Люди стали брать от природы всё, ничего не отдавая ей взамен. Человек не чувствует природы, не контактирует с ней. Поэтому в последнее время возрос интерес к экологии и экологическому воспитанию в дошкольных образовательных учреждениях.

Идея проекта: Развитие познавательной активности детей.

Проблема: Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни человека, об основных источниках загрязнения воды, его последствиях, мероприятиях по предотвращению загрязнения воды.

Игровая мотивация: Письмо от «Капельки».

Цель: Сформировать у детей знания о значении воды в жизни всего живого на земле: вода-источник жизни, а также осознанное, бережное отношение к воде, как к важному природному ресурсу, а также продолжать воспитывать интерес у детей к живой природе. Формировать экологическую воспитанность дошкольников, активизировать мыслительно-поисковую деятельность детей

Вид проекта : Познавательно-экологический.

Гипотеза:

— откуда берётся вода?

— кому она нужна?

— можем ли мы прожить без воды?

Материал: Контурные карты, контейнеры для воды, дневник наблюдения, детская энциклопедия для детей, комнатные растения.

Участники проекта: воспитатели, воспитанники, родители

Составила воспитатель: Щербакова Г.Г.

Задачи:

Задачи :

Образовательные: развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования с жидкостями воды: прозрачность, отсутствие формы, вода-растворитель; развивать навыки проведения опытов;

Коррекционные: развитие тонкой и общей моторики, координация движений; формирование и совершенствование грамматического строя речи; расширить объем правильно произносимых существительных, глаголов;

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к воде как природному ресурсу.

Предварительная работа :

1.Знакомство с художественными произведениями

2.Чтение стихотворений о воде

3.Заучивание пословиц и поговорок, разгадывание загадок

4.Рассматривание иллюстраций

5.« Приключения водяных капель» - беседы о том, что вода необходима всем живым существам.

6.Семья Кристины сочинили сказку «KOPOЛEBA-BOДA».

Семья Риты и Арины сочинили сказку про « КАПЕЛЬКУ».

Семья Богдана сочинили сказку «Волшебница вода ».

7.Провели конкурс рисунков о воде.

8.Наблюдение за водой на прогулке.

Этапы проведения проекта :

1,Организационно-подготовительный:

Рассматривая контурные карты и глобус, мы пришли к выводу, что вода на них занимает большую площадь, чем суша.

Проведение мини - беседы « Если б не было воды »

Цель: Сформировать у детей знания о значении воды в жизни человека и уточнить представления детей о том, что вода важна для всех живых существ.

— Подбор литературы и дидактического материала по данной теме.

2.Познавательно-практический:

— Познавательные беседы

— Путешествие Капельки

— Волшебница - вода

— Проведение презентации « Детям о воде »

Занятия-эксперименты.

— Занятия путешествия.

— Дидактические игры.

— Загадывание загадок.

— Наблюдения:

— в группе

— Наблюдения на прогулках.

Оборудование : глобус, альбом «Вода в природе и в жизни человека», иллюстрации, стекло, стаканы с водой, мелкие предметы, чашечки с мукой, сахаром, солью, ложки, кружочки синие, фиолетовые, голубые, ноутбук, раскраски про воду, презентация о воде.

Ход проекта:

  1. Постановка проблемы, вхождение в игровую ситуацию (приходит Незнайка, который утверждает, что можно прожить без воды) .
  2. Обсуждение проблемы, принятие задачи.

Кому нужна вода?

Кто живёт в воде?

Где в природе встречается вода?

Поэтапное решение проблемы:

Беседа: «Что мы знаем о природе? »

Цель: Определить уровень первичных представлений детей о природе, природных объектах.

Художественная литература:

— Чтение рассказов, стихов, сказок о воде.

— Экологическая сказка « Путешествие Капельки»

— Заучивание пословиц, поговорок и стихотворений, загадывание тематических загадок.

— Д / и « Кто живёт в воде»

— Пальчиковая игра « Дождик»

— Разучивание стихотворения « Волшебница - вода »

— Ручной труд « коллаж « Рыбки в воде»

Надувание мыльных пузырей.

Задачи: доставить детям удовольствие, создать радостное настроение и положительный эмоциональный настрой; следить за правильностью выполнения вдоха (через нос, учить направлять струю воздуха при выдохе. («Социализация», «Познание»)

Игра - «Тонет - не тонет»

Задачи: обогащать чувственный опыт детей, их представления о многообразии свойств предметов окружающего мира, развивать умение узнавать и называть их; показывать разные способы обследования предметов. («Познание»)

Игра с воздушными шарами.

Задачи: обогащать игровой опыт, формировать умение интересно проводить досуг, вступать в игровое взаимодействие со сверстниками; развивать двигательную активность. («Физическая культура», «Коммуникация»)

2 этап - исследовательский

А какую же роль играет вода вообще в жизни человека? Прежде чем, об этом говорить мы налили в прозрачный стакан воду и рассмотрели её.

Вода, представляет собой прозрачную жидкость, не имеет цвета, запаха и вкуса. В твердом состоянии называется - льдом, снегом или инеем, в газообразном - водяной пар.

Виды воды: Пресная (дождь, реки, озера), соленая (моря, океаны) подземная, минеральная, сточная, ливневая; мертвая или живая (виды воды из сказок).

Применение: земледелие, питье и применение пищи, теплоноситель, пожаротушение, спорт (на льду, на снегу и даже под водой

Во время проекта проводилась работа с родителями:

- Поиск информации о воде.

-Экспериментирование на занятиях

- Экспериментирование в домашних условиях.

- Конкурс рисунков .

Факты: В организме растений животных содержатся более 50% воды; если бы все ледники растаяли, то большая часть суши была бы затоплена

1.Наблюдение за изменением состояния воды. Получаем талую воду.

Что за звездочки сквозные

На пальто и на платке?

Все сквозные, вырезные,

А возьмешь, вода в руке. (Снежинки.)

Растет она вниз головою

Не летом растет, а зимою.

Чуть солнце ее припечет,

Заплачет она и умрет. (Сосулька.)

Я и туча, и туман,

И ручей, и океан.

И летаю, и бегу,

И стеклянной быть могу. (Вода.)

2.«Какие свойства воды ты знаешь

Цель: Познакомить детей с некоторыми свойствами воды (прозрачность, нет вкуса, нет запаха), обратить их внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного

Посмотрите, в стакане обычная вода из-под крана. Я сквозь воду могу посмотреть на игрушки, на ваши лица. Попробуйте сделать то же самое. Хорошо ли вам видны предметы, на которые вы смотрите? Вода немного искажает предметы, но их хорошо видно. Формулируем одно из свойств воды: ЧИСТАЯ И ПРОЗРАЧНАЯ.

Еще одно свойство воды - в ней можно растворять различные вещества. У вас в чашечках есть мука, соль и сахар. Попробуем растворить эти вещества в воде и посмотрим, что же у нас получится. (Дети выполняют опыт.) Расскажите, что вы сделали и что же получилось? Вывод: соль и сахар быстро растворяются в воде, вода остается прозрачной. Мука тоже растворяется в воде, но вода становится мутной.

  1. 3 . «Какой бывает вода ». Опыт «Вода бывает теплой, холодной, горячей».

Цель: Показать детям зависимость состояния воды от температуры воздуха. Познакомить со способом получения теплой и горячей воды. Стимулировать самостоятельное формулирование выводов детьми

4.Замораживаем воду.

Цель: показать, что живая вода на морозе меняет свое состояние - превращается в твердый лед.

Когда бывает пар? Цель: познакомить с паром и условием его образования в домашних условиях. Пар это мельчайшие легкие капельки воды.

Рассматривая глобус, мы обратили внимание, что большую площадь занимает вода. Большая часть земной воды - соленая, она не пригодна для хозяйства и питья

5.Опыт «Поможем воде стать чистой»

Цель: Развивать умение ставить перед собой цель, планировать свою работу. Развивать логическое мышление путем моделирования проблемных ситуаций (педагогом) и их решения. Создать условия для выявления и проверки различных способов очистки воды

Показать и рассказать, что снег, перенесенный в теплое помещение постепенно тает, образуется талая вода, она содержит мусор, грязь по - этому снег в рот брать не следует, но такой водой хорошо поливать растения.

Надо взять чистый стакан, воронку, сито, бумажный фильтр, марлю. Сначала очищаем через сито - практически неочищенная, через марлю - стало чище, через бумажный фильтр- чистая.
Капелька: Посмотрите, какая у нас чистая стала вода.
Что мы про неё можем сказать?
Дети: (называют предположительные ответы)
-Вода стала чистая, прозрачная.

6.«Кому нужна вода».

Опыты: « Вода нужна всем », «Растения пьют воду», «У растения внутри есть вода ».

Цель: Формировать представления о значении воды в жизни человека и для природы, о разнообразии состояний воды в окружающей среде. Развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта.

3 этап - заключительный

Мы проанализировали и обобщили результаты, полученные в процессе исследовательской деятельности детей. В конце наших исследований мы сделали вывод: дети узнали много нового о воде, научились с ней экспериментировать, беречь, не засорять в природе. Процесс и результат принес детям радость, осознание собственных умений.

Акция «Берегите воду!» Мы распечатали плакаты с призывом экономного расходования воды и развесили их в группе.

Цель: Создать радостное, веселое настроение. Закрепить полученные знания о воде, ее значении в жизни людей и всего живого. Воспитывать бережное отношение к воде

Ты запомни навсегда

Эти мудрые слова -

Беречь природу для людей

Для вас, и будущих детей.

Результатами проекта являются:

У детей воспиталось эмоциональное, бережное отношение к объектам окружающего мира, умения видеть красоту окружающего мира.

Сформировались представления о некоторых природных объектах, явлениях, закономерностях; привились навыки экологически грамотного поведения в природе и в быту.

Дети научились прогнозировать свои действия по отношению к окружающей среде; желания предпринимать определенные действия по ее сохранению и улучшению.

Эмоциональное развитие ребенка в целом, формирование умения логически мыслить, самостоятельно делать обобщения (умственное развитие). Дети обогатили свой словарь, развилось наблюдательность, любознательность, интерес к познавательной деятельности, ассоциативного мышления.

Ребята научились ставить проблему, находить пути решения, планировать, самостоятельно работать с информацией, быть ответственным партнёром, уважать мнение собеседника. У детей появился стимул для работы и познания с удовольствием, с желанием; формирование у детей опытно-исследовательских навыков.

ПРОЕКТ

«ВОЛШЕБНИЦА ВОДА»

Вид проекта: исследовательский, творческий

Продолжительность : краткосрочный

Участники проекта: воспитатели, дети 5-6 лет, родители

Сроки реализации : ноябрь

Актуальность : Ребенку-дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности.

Экспериментирование как специально-организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.

ФГОС ДО : …Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.)

Развитие способности детей экспериментировать представляет собой определенную систему, в которую включены демонстрационные опыты, осуществляемые педагогом в специально организованных видах деятельности, наблюдения, лабораторные работы, выполняемые детьми самостоятельно в пространственно-предметной среде группы.

Как показывает практика, знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго. Китайская пословица гласит : «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Важно, чтобы каждый ребенок проводил собственные опыты.

Экспериментирование оказывает положительное влияние на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья (за счет повышения общего уровня двигательной активности) .

Цель :

Формировать у детей представления о природном объекте – воде, о значении воды в природе через исследование свойств воды и установление причинно-следственных связей; формирование экологической культуры личности.

Задачи :

Воспитательные : Воспитывать интерес к явлениям в природе, бережное отношение к воде, экономному ее использованию. Воспитывать любознательность, доброжелательное взаимодействие детей друг с другом;

Развивающие : Развивать наблюдательность, интерес к познавательно-исследовательской деятельности, эмоционально – эстетические чувства, самостоятельность, активность, инициативность. Развивать умение работать в группе;

Обучающие : Продолжать знакомить детей с самым важным компонентом природы – водой, без которой невозможна жизнь на планете Земля. Расширять представления о роли воды в жизни растений, животных, человека и ее влиянии на здоровье. Формировать представления о свойствах воды, о состояниях воды, Формировать осознанное, бережное отношение к воде как важному природному ресурсу, закладывать основы экологической культуры личности.

Предполагаемый результат :

Воспитание у детей бережного отношения к объектам окружающего мира, умения видеть красоту окружающего мира.

Формирование представлений о некоторых природных объектах, явлениях, закономерностях; привитие навыков экологически грамотного поведения в природе и в быту.

Умения прогнозировать свои действия по отношению к окружающей среде; желания предпринимать определенные действия по ее сохранению и улучшению.

Обогащение словаря, развитие наблюдательности, любознательности, интереса к познавательной деятельности.

Формирование у детей умения ставить проблему, находить пути решения, планировать, самостоятельно работать с информацией, быть ответственным партнером, уважать мнение собеседника.

Появление стимула для работы и познания с удовольствием, с желанием; формирование у детей опытно – исследовательских навыков.

Повысить компетентность родителей в экологическом образовании дошкольников.

Взаимодействие с родителями :

1. Создание альбома «Мир воды»

2. Консультация для родителей «Эксперимент в детском саду» .

3. Создание коллажа «Круговорот воды в природе»

4. Составление описания игр с водой

5. Консультация по теме : «Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников» .

6. Консультация по теме : «Почему нужно беречь воду?» .

7. Помощь в подготовке необходимого оборудования для проведения опытов с водой.

8. Посещение с ребенком детской библиотеки для накопления информации о воде

9. Изготовление панно «Кому нужна вода» .

Взаимодействие с педагогами :

1. Привлечение воспитателей, музыкального руководителя.

2. Консультация для педагогов «Уголок экспериментирования в детском саду» .

3. Составление планирования работы с детьми по экспериментированию.

4. Составление конспектов для работы с детьми старшего возраста по данной теме.

ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:

Подготовительный этап проекта:

1. Подобрать и изучить методическую литературу по теме проекта.

2. Пополнить развивающую среду :

Подбор художественной литературы по теме;

Подбор энциклопедий, карт, схем;

Составление картотек загадок, ребусов, стихов, поговорок;

Составление картотеки опытов с водой;

Подготовка оборудования для опытов с водой.

Вовлечь родителей в проектную деятельность.

Основной этап проекта:

1. Разработать перспективный план занятий познавательного цикла.

2. Подготовить информацию для родителей по темам :

Эксперимент в детском саду;

Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников;

Почему воду нужно беречь?

Составление схемы «Круговорот воды в природе» .

Провести презентацию «Мир воды» .

Перспективный план работы с детьми

Дата Содержание

I неделя

11 – 15.01.2016 г. Беседа №1 “Вода вокруг нас”.

Беседа №2 “Вода вокруг нас” (продолжение) .

Беседа №3 “путешествие капельки”.

Наблюдение №1 – за водой.

Наблюдение №2 – за испарением.

Опыт №1 “Вода прозрачная”.

Опыт №2 “У воды нет цвета, вкуса и запаха”.

Опыт №3 “Вода жидкая”.

Просмотр слайд-шоу “Природные водоёмы”.

Прослушивание аудиозаписи mp3 – детская песенка “Вода буль-буль”.

Рисование “Природные водоё мы : родник, ручей, озеро”.

Загадки о роднике, ручейке, озере.

Подвижные игры “Пройди через речку по мостику”, “Ручеёк”, пальчиковая игра “Рыбка в озере живёт”,“Ходят капельки по кругу”, “На болоте”.

Физминутка “Дождик”.

Рассматривание иллюстраций с изображением реки, озера, моря; предметных картинок с сюжетами использования воды.

Прослушивание аудиозаписей из цикла “Звуки природы”: “Звонкий ручей”.

Чтение стихотворений “Сколько знаю я дождей” (А. Тараскин, “Ручеёк” (Т. Жиброва) .

II неделя

18 – 22.01.2016 г Беседа №4 “Вода нужна всем”.

Беседа №5 “Волшебница вода”.

Беседа №6 “Берегите воду”.

Наблюдение №3 – за растениями.

Наблюдение №4 – за снегом.

Опыт №4 “Вода не имеет формы”.

Опыт №5 “В воде некоторые вещества растворяются, некоторые – не растворяются”.

Опыт №6 “Вода, растворяя вещества, приобретает их вкус, цвет, запах”.

Просмотр слайд-шоу “Водопады”.

Рисование “Природные водоё мы : болото, река, водопад”.

Загадки о болоте, реке, водоёме.

Подвижная игра “Болото : с кочки на кочку”, пальчиковая игра “Вышел дождик погулять”, “Мы – водные животные”

Рассматривание энциклопедии “Жизнь в пресной воде”, “Водоемы”.

Интерактивная физминутка “Весёлое болото”.

Прослушивание аудиозаписи mp3 – детская песенка “Дождь в ладошках”.

Прослушивание аудиозаписей из цикла “Звуки природы : шум водопада”.

Лепка “Озеро с камышами”.

Чтение стихотворений “Что случилось с рекой” (Б. Заходер, “ Капля дождевая” (Т. Маршалова, “Как люди речку обидели”.

Заклички, пословицы, поговорки.

III неделя

25 – 29.01.2016 г. Беседа №7 “Дождь”.

Беседа №8 “Туман”.

Беседа №9 “Град и снег”.

Наблюдение №5 – за таянием льда, снега.

Наблюдение №6 – за сосульками.

Опыт №7 “Вода бывает тёплой, холодной и горячей”.

Опыт №8 “Пар – это тоже вода”.

Опыт №9 “Лёд – твёрдая вода, тает в тепле”.

Просмотр слайд-шоу “Подводный мир океана”.

Просмотр обучающего мультфильма “Азбука безопасности – за бортом”.

Рисование “Природные водоё мы : море, океан”.

Загадки о море, океане.

Подвижная игра “Снежиночки-пушиночки”, пальчиковая игра “Ветер на море”, физминутка “Снеговик”.

Создание ледяных построек, украшение территории детского сада разноцветными льдинками.

Прослушивание аудиозаписей из цикла “Звуки природы”: “Шум океана”, “Шум моря”, “Прибой”.

Прослушивание аудиозаписи mp3 – детская песенка “Синяя вода”.

Чтение стихотворений “Алёшка и снежок” (Е. Андреева, “Трудолюбивая вода” (В. Иванова,

Жила – была Река”, К. Чуковский “Мойдодыр”.

Заклички, пословицы, поговорки.

IV неделя

01– 05.02.2016 г. Беседа №10 “Роса”.

Беседа №11 “Водоёмы”.

Беседа №12 “Водный транспорт”.

Беседа №13 “ Чем отличается вода в морях и океанах от речной, озерной?”.

Наблюдение №7 – за облаками.

Наблюдение №8 – за снежинками.

Опыт №10 “Лёд – легче воды”.

Опыт №11 “Лёгкие предметы не тонут, тяжёлые опускают на дно”.

Опыт №12 “В солёной воде предметы не тонут”.

Прослушивание аудиозаписи mp3 – детская песенка “Облака – белогривые лошадки”.

Просмотр слайд-шоу “Искусственные водоёмы”.

Просмотр обучающего мультфильма “Безопасность на воде летом”.

Рисование “Искусственные водоё мы : фонтан, бассейн, аквариум”.

Рисование “Круговорот, как я его понимаю”.

Загадки о бассейне, аквариуме, фонтане.

Подвижная игра “Дождик”, пальчиковая игра “Капитан”, интерактивная физминутка “Чунга-чанга”,“ Караси и щука”

Прослушивание аудиозаписей из цикла “Звуки природы”: “Спокойная музыка и морской прибой”, “Дельфины”, “Пение птиц и звуки моря”.

Аппликация “Рыбки в аквариуме”.

Чтение стихотворений “Речка зимой” (В. Фетисов, “Моряк” (Е. Стеквашова) Н. А. Рыжова “История одного пруда”, Г. -Х. Андерсен “Русалочка”, сказка “День рождения Дельфиненка”.

Заклички, пословицы, поговорки.

Составление кроссвордов, ребусов, загадок.

Итоговая НОД по познавательно-исследовательской деятельности “Волшебная капелька”

Заключительный этап проекта:

1. Создание мини- музея «Волшебница Вода» .

2. Итоговая НОД «Волшебная капелька» .

Проект в детском саду «Вода». Старший дошкольный возраст

Актуальность: Если посмотреть на глобус, мы увидим, что большую часть земной поверхности занимает вода. Без воды не может прожить человек. Вода-источник жизни всего живого на земле. Последние годы ученые обращают внимание на экологическую проблему, связанную с водой. Загрязнены океаны, моря, реки. Гибнут их обитатели.
Дети - наше будущее. Задача взрослых – научить детей бережно относиться к природным ресурсам Родины, а именно воде.
Проект разработан в силу особой актуальности проблемы воспитания экологической культуры у дошкольников.
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатель, родители.
Срок реализации: краткосрочный.
Цель: расширить знания детей о воде как объекте неживой природы, ее значении для жизни человека, роли в окружающем мире.
Задачи: - систематизировать знания детей о значении воды в жизни людей
- умножить и расширить представления детей о воде как среде обитания для животных, птиц, растений
- стимулировать у детей процессы познания и вовлекать их в совместную исследовательскую деятельность
- развивать любознательность
- воспитывать бережное отношение к природным ресурсам
- повысить воспитательную компетенцию родителей в экологическом образовании дошкольников
Планируемый результат:
- у детей сформируются представления о воде как источнике
жизни на земле
- дети приобретут экологический опыт поведения в природе
- у детей укрепится интерес к познавательно - исследовательской деятельности, умение устанавливать причинно - следственные связи
-умение разрабатывать алгоритм исследования
- повысится воспитательная компетентность родителей в
экологическом образовании дошкольников.
План реализации проекта.
Подготовительный этап проекта.
1. Изучить методическую литературу по теме проекта.
2. Пополнить предметно-развивающуу среду:
- подбор художественной литературы по теме
-подбор энциклопедий, карт
-составление картотеки опытов с водой
-подготовка оборудования для опытов с водой
- подобрать ребусы, загадки, пословицы о воде
- провести консультацию для родителей « Эксперемент в детском саду»
- познакомить родителей с лэпбуком.
Основной этап проекта. (Таблица 1)
Познавательно - исследовательская деятельность (Таблица 2)
Заключительный этап проекта.
1. Подведение итогов.
2. Оформление лэпбука: «Вода» (совместная деятельность воспитателя, детей и родителей
Лэпбук «Вода» (фото 1,2)
Наполнение конверта «Свойства воды» (фото 3)
Наполнение конверта «Где живет вода»(фото 4)
«Кому нужна вода» (фото 5)
Сказка (фото 6)
1.»Кто живет в воде»(фото 7)
2.Наполнение конверта «Опыты с водой»(фото 8)
Игра «Что на воде, что под водой, что над водой» (фото 9, 10,11)
Таблица "Это надо знать"
Список используемой литературы.
1.Л. С. Журавлева «Солнечная тропинка».
2. А.М. Федотова « Пермский край – мой родной край».
3. О.В. Дыбина « Опыты и эксперементы для дошкольников».
4. Н. А. Рыжова « Путешествие капельки».
5. А. И. Иванова « Методика организации экологических наблюдений и эксперементов в детском саду».
6. Г. П. Тугушева, А.Е. Чистякова « Эксперементальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста».

Скачать Проект «Вода»

Поделиться: