Методика изучения семейного законодательства в средней школе

На уроке школьники изучали семейное законодательство РФ на примере дела о разводе одной семейной пары. Субъектом данной учебной деятельности является(-ются)
1) семейное законодательство
2) урок
3) школьники
4) семейная пара

2. Учёные-обществоведы определяют общество как
1) меру свободы человека
2) обособившуюся от природы часть мира, включающую в себя способы взаимодействия людей
3) единство живой и неживой природы
4) совокупность всего созданного человечеством

3. Примером трудовой деятельности является
1) осмотр школьником выставки картин
2) поступление в вуз
3) общение с друзьями
4) приготовление обеда

4. Значимые, вызывающие определённые эмоции взаимодействия людей называют
1) взаимными уступками
2) сферой творческой деятельности
3) сферами общественной жизни
4) межличностными отношениями

5. Виолетта учится в школе на «отлично»; она готовится к экзамену по математике и читает учебник, справочную литературу, решает задачи. Одним из средств этой деятельности является
1) экзамен
2) учебник
3) математика
4) школа

6. Разлившаяся весной река затопила несколько населённых пунктов. Спасатели эвакуировали местных жителей и домашний скот. Этот пример иллюстрирует
1) влияние природы на жизнь общества
2) административное правонарушение
3) глобальные экологические проблемы
4) влияние культуры на жизнь общества

7. Какие из перечисленных терминов используются в первую очередь при описании духовной сферы общества?
1) товары, услуги
2) федерация, монархия
3) стратификация, мобильность
4) искусство, мораль

8. Прочитайте приведённый текст, каждое положение которого отмечено буквой.
(А) Учёные страны Z исследовали, как ведут себя в межличностных конфликтах мужчины и женщины. (Б) Было установлено, что женщины стремятся найти компромисс и чаще готовы идти на уступки. (В) Нет ничего удивительного в том, что мужчины стремятся продемонстрировать силу и принципиальность в отстаивании своей позиции.
Определите, какие положения текста
1) отражают факты
2) выражают мнения
Запишите в таблицу цифры, обозначающие характер соответствующих положений.

9. Верны ли следующие суждения о глобальных проблемах?
А. Глобальные проблемы угрожают существованию человечества.
Б. Для преодоления глобальных проблем необходимо объединение усилий всех стран мира.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

10. Верны ли следующие суждения о межличностных конфликтах?
А. Причиной конфликтов между людьми нередко становится отсутствие умения слушать другого человека.
Б. Разрешить межличностный конфликт можно путём компромисса интересов сторон.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

11. И для человека, и для животного характерно то, что их
1) конкретные действия вызываются определёнными потребностями
2) активность способствует развитию их личности
3) поведение определяется социальными нормами
4) условные рефлексы доминируют над безусловными (врождёнными)

12. Верны ли следующие суждения о глобальных проблемах человечества?
А. Загрязнение обществом природной среды относится к экологическим проблемам.
Б. Перенаселённость современного мира усиливает остроту экологических проблем.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

13. Верны ли следующие суждения о формировании личности?
А. Личность формируется во взаимодействии с окружающими людьми.
Б. Формирование личности не прекращается на протяжении всей жизни человека.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

14. Установите соответствие между социальными фактами и сферами общественной жизни: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца.
СОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТЫ
А)расчёт параметров бюджета страны
Б)создание службы занятости населения
В)очередные выборы главы государства
Г)разработка бизнес-плана компании
Д)концерт всемирно известного музыканта
СФЕРЫ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ
1) духовная
2) социальная
3) экономическая
4)

На уроке школьники изучали семейное законодательство РФ на примере дела о разводе одной семейной пары. Субъектом данной учебной деятельности является(-ются)
1) семейное законодательство
2) урок
3) школьники
4) семейная пара

2. Учёные-обществоведы определяют общество как
1) меру свободы человека
2) обособившуюся от природы часть мира, включающую в себя способы взаимодействия людей
3) единство живой и неживой природы
4) совокупность всего созданного человечеством

3. Примером трудовой деятельности является
1) осмотр школьником выставки картин
2) поступление в вуз
3) общение с друзьями
4) приготовление обеда

4. Значимые, вызывающие определённые эмоции взаимодействия людей называют
1) взаимными уступками
2) сферой творческой деятельности
3) сферами общественной жизни
4) межличностными отношениями

5. Виолетта учится в школе на «отлично»; она готовится к экзамену по математике и читает учебник, справочную литературу, решает задачи. Одним из средств этой деятельности является
1) экзамен
2) учебник
3) математика
4) школа

6. Разлившаяся весной река затопила несколько населённых пунктов. Спасатели эвакуировали местных жителей и домашний скот. Этот пример иллюстрирует
1) влияние природы на жизнь общества
2) административное правонарушение
3) глобальные экологические проблемы
4) влияние культуры на жизнь общества

7. Какие из перечисленных терминов используются в первую очередь при описании духовной сферы общества?
1) товары, услуги
2) федерация, монархия
3) стратификация, мобильность
4) искусство, мораль

8. Прочитайте приведённый текст, каждое положение которого отмечено буквой.
(А) Учёные страны Z исследовали, как ведут себя в межличностных конфликтах мужчины и женщины. (Б) Было установлено, что женщины стремятся найти компромисс и чаще готовы идти на уступки. (В) Нет ничего удивительного в том, что мужчины стремятся продемонстрировать силу и принципиальность в отстаивании своей позиции.
Определите, какие положения текста
1) отражают факты
2) выражают мнения
Запишите в таблицу цифры, обозначающие характер соответствующих положений.

9. Верны ли следующие суждения о глобальных проблемах?
А. Глобальные проблемы угрожают существованию человечества.
Б. Для преодоления глобальных проблем необходимо объединение усилий всех стран мира.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

10. Верны ли следующие суждения о межличностных конфликтах?
А. Причиной конфликтов между людьми нередко становится отсутствие умения слушать другого человека.
Б. Разрешить межличностный конфликт можно путём компромисса интересов сторон.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

11. И для человека, и для животного характерно то, что их
1) конкретные действия вызываются определёнными потребностями
2) активность способствует развитию их личности
3) поведение определяется социальными нормами
4) условные рефлексы доминируют над безусловными (врождёнными)

12. Верны ли следующие суждения о глобальных проблемах человечества?
А. Загрязнение обществом природной среды относится к экологическим проблемам.
Б. Перенаселённость современного мира усиливает остроту экологических проблем.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

13. Верны ли следующие суждения о формировании личности?
А. Личность формируется во взаимодействии с окружающими людьми.
Б. Формирование личности не прекращается на протяжении всей жизни человека.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

14. Установите соответствие между социальными фактами и сферами общественной жизни: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца.
СОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТЫ
А)расчёт параметров бюджета страны
Б)создание службы занятости населения
В)очередные выборы главы государства
Г)разработка бизнес-плана компании
Д)концерт всемирно известного музыканта
СФЕРЫ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ
1) духовная
2) социальная
3) экономическая
4)

На уроке школьники изучали семейное законодательство РФ на примере дела о разводе одной семейной пары. Субъектом данной учебной деятельности является(-ются)
1) семейное законодательство
2) урок
3) школьники
4) семейная пара

2. Учёные-обществоведы определяют общество как
1) меру свободы человека
2) обособившуюся от природы часть мира, включающую в себя способы взаимодействия людей
3) единство живой и неживой природы
4) совокупность всего созданного человечеством

3. Примером трудовой деятельности является
1) осмотр школьником выставки картин
2) поступление в вуз
3) общение с друзьями
4) приготовление обеда

4. Значимые, вызывающие определённые эмоции взаимодействия людей называют
1) взаимными уступками
2) сферой творческой деятельности
3) сферами общественной жизни
4) межличностными отношениями

5. Виолетта учится в школе на «отлично»; она готовится к экзамену по математике и читает учебник, справочную литературу, решает задачи. Одним из средств этой деятельности является
1) экзамен
2) учебник
3) математика
4) школа

6. Разлившаяся весной река затопила несколько населённых пунктов. Спасатели эвакуировали местных жителей и домашний скот. Этот пример иллюстрирует
1) влияние природы на жизнь общества
2) административное правонарушение
3) глобальные экологические проблемы
4) влияние культуры на жизнь общества

7. Какие из перечисленных терминов используются в первую очередь при описании духовной сферы общества?
1) товары, услуги
2) федерация, монархия
3) стратификация, мобильность
4) искусство, мораль

8. Прочитайте приведённый текст, каждое положение которого отмечено буквой.
(А) Учёные страны Z исследовали, как ведут себя в межличностных конфликтах мужчины и женщины. (Б) Было установлено, что женщины стремятся найти компромисс и чаще готовы идти на уступки. (В) Нет ничего удивительного в том, что мужчины стремятся продемонстрировать силу и принципиальность в отстаивании своей позиции.
Определите, какие положения текста
1) отражают факты
2) выражают мнения
Запишите в таблицу цифры, обозначающие характер соответствующих положений.

9. Верны ли следующие суждения о глобальных проблемах?
А. Глобальные проблемы угрожают существованию человечества.
Б. Для преодоления глобальных проблем необходимо объединение усилий всех стран мира.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

10. Верны ли следующие суждения о межличностных конфликтах?
А. Причиной конфликтов между людьми нередко становится отсутствие умения слушать другого человека.
Б. Разрешить межличностный конфликт можно путём компромисса интересов сторон.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

11. И для человека, и для животного характерно то, что их
1) конкретные действия вызываются определёнными потребностями
2) активность способствует развитию их личности
3) поведение определяется социальными нормами
4) условные рефлексы доминируют над безусловными (врождёнными)

12. Верны ли следующие суждения о глобальных проблемах человечества?
А. Загрязнение обществом природной среды относится к экологическим проблемам.
Б. Перенаселённость современного мира усиливает остроту экологических проблем.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

13. Верны ли следующие суждения о формировании личности?
А. Личность формируется во взаимодействии с окружающими людьми.
Б. Формирование личности не прекращается на протяжении всей жизни человека.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

14. Установите соответствие между социальными фактами и сферами общественной жизни: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца.
СОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТЫ
А)расчёт параметров бюджета страны
Б)создание службы занятости населения
В)очередные выборы главы государства
Г)разработка бизнес-плана компании
Д)концерт всемирно известного музыканта
СФЕРЫ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ
1) духовная
2) социальная
3) экономическая
4)

С целью совершенствования методики изучения семейного права в средней школе была разработана система уроков.

Вопросы семейного права могут начинать изучаться с пятого класса, при этом важное значение имеет формирование знаний о своих правах и обязанностях, воспитание у учащихся уважительного отношения к семье.

Система уроков по изучению вопросов семейного права в средней школе (7-9 классы) дана в приложении.

Рассмотрим методику проведения отдельных уроков.

Тема урока «Семья - малая социальная группа» (6 класс).

Цели урока:

  • 1. Актуализация у подростков опыта семейного взаимодействия.
  • 2. Создание условий для осознания учащимися позитивного семейного опыта.
  • 3. Формирование представлений о любви и ее психологических составляющих.

Задачи урока:

  • 1) определим, понятия семья, любовь, брак;
  • 2) познакомим, с классификациями чувства любви и любви как отношения к другому;
  • 3) выявить перспективность мотивов вступления в брак;
  • 4) подвести учащихся к осознанию своего опыта и своих взаимоотношений.

Рассмотрим фрагмент урока.

«Прежде чем приступить к изучению темы, определимся с понятиями, которыми будем оперировать. Напишите слово семья и несколько ассоциаций, которые у вас возникают, когда вы слышите это слово... (1 мин.). А теперь для обогащения нашего понимания этого понятия давайте обменяемся своими ассоциациями, для этого каждый по очереди называет одно слово-ассоциацию... (1-2 мин.).

Что движет людьми, когда они создают семью, вступают в брак?.. (Ответы детей.) Первым, основным, ведущим мотивом является любовь.

Что же такое любовь?... Итак, это чувство, основанное на доверии, уважении, ответственности, нежности и заботе о том, к кому оно направлено. Злость - это чувство? Да, пришло - ушло. Тоска - этo чувство? Да, пришла - ушла. Любовь - это чувство... (реакция детей: пришла - ушла). Мы, действительно, не испытываем ее 24 часа в сутки да еще на протяжении всей жизни. Тогда что же такое любовь? (Риторический вопрос).

Когда мы слышим “я сижу на стуле”, “я ем суп”, мы понимаем, о чем идет речь? (Да) Что делает человек, говоря “я люблю тебя”? (Проявляет свои чувства: целует, обнимает, нелепо прикасается, дарит подарки, говорит комплименты, ласковые слова, помогает...). Это любовь отношение.

А как же тогда любовь к родине, еде, природе: люблю мороженое, осень, грустить, смотреть на звезды?.. Это способность любить. Ее можно развивать, этому можно научиться, если есть желание».

Тема урока «Понятие семьи и брака» (7 класс).

Работа с понятиями

Типы и виды семьи и брака

Семейные ценности

Нормативно-правовая основа современной семьи

Говоря о семейных отношениях, нельзя не остановиться на ключевых понятиях, связанных с темой урока.

Работая в группах, дайте свою трактовку предложенным понятиям:

Брак, толерантность, попечительство

Семья, толерантность, опека

Аменгерство, зарегистрированный брак, толерантность

Полигамия, толерантность, венчание

Моногамия, толерантность

Сожительство, толерантность

В мире проживают миллионы людей, каждый из которых рано или поздно находит свою вторую половинку и создает семью. Мы уникальны, уникальны и семьи. У каждой из них свои ценности и традиции, особая душевная атмосфера, правила и привычки.

Человек, как частичка неповторимого общества, что-то принимает, что-то считает совершенно ненужным. Есть ли в вашей семье качества отдельных ее членов или ценности, которые вы бы хотели сделать частью своей будущей семьи? Какие из качеств вашей семьи вам хотелось бы навсегда оставить в прошлом?

Индивидуальная работа по заполнению таблицы: «Плюсы и минусы моей семьи».

Работа в парах: «Модель моей будущей семьи». Из перечисленных в таблице качеств выбираем 3-5 приоритетных.

Работа в группах: «Символ семьи». К перечисленным приоритетам добавляем рисунок символа семьи, по необходимости корректируем приоритеты.

Необходимо подвести учащихся к формулировке:

Стабильность (взаимопонимание, терпимость) в семье = стабильность (взаимопонимание, терпимость) в обществе = стабильность (взаимопонимание, терпимость) в государстве

Государство заинтересовано в прочности семьи и ее стабильности.

Работа в группах: «Моя семья - моя крепость». Каждый кирпич - нормативно-правовой акт или орган, защищающий семью или отдельных ее членов. Акцентируем внимание на фундаменте дома, помещая в него Конституцию, и крыше, размещая там слово «толерантность» как приоритетное качество современной семьи.

Обратимся к источникам.

Работа в группах: анализ отрывков из нормативно-правовых документов.

Тема урока «Брак как форма отношений между мужчиной и женщиной, одобряемая обществом» (8 класс).

Первоначальную основу семейных отношений составляет брак. Брак в человеческом обществе считается единственно приемлемой, социально одобренной и закрепленной законом формой отношений супругов. Брак - институт, регулирующий отношения только супругов, а семья - институт, регулирующий, кроме того, еще и отношения между родителями и детьми.

Сегодня мы будем рассматривать один из социальных институтов - семью.

Каждый из нас является членом семьи. Кто не создал своей семьи - живут с родителями, братьями, сестрами.

Семья - это первичная ячейка общества.

Создание семьи - одна из фундаментальных потребностей человека.

Семья выполняет исключительно важную функцию - воспроизводство рода и воспитание детей.

В самом главном документе РФ - Конституции этот момент законодательно закреплен.

Задание 1: Откройте Конституцию на странице 13, прочитайте статью 38.

Основным источником семейного права является Семейный Кодекс - свод норм права, регулирующий семейные отношения. Семейный Кодекс введен в действие 1 марта 1996 года.

Задание 2: Прочитайте статью 1, пункт 1 Семейного Кодекса

В статье 2 Семейного Кодекса РФ определены отношения, регулируемые семейным законодательством.

Задание 3: Прочитайте статью 2 Семейного Кодекса

Несмотря на столь сильную законодательную базу, в современном обществе много проблем, касающихся семьи. Я предлагаю вам, работая в мобильных группах, обозначить эти проблемы. Выделить главные, используя статистические данные и свой жизненный опыт. По истечении 10 минут каждая группа по очереди назовет вскрытые проблемы.

Проблемы:

Жилищные проблемы - отсутствие доступного жилья для большинства молодых семей.

Омоложение брачного возраста.

Неспособность молодых родителей брать на себя ответственность за жизнь и здоровье своего ребенка - отказ от него.

Участившиеся случаи воспитания детей в неполных семьях.

Социальные проблемы - низкая заработная плата родителей или вообще отсутствие работы.

Учитель: Проблемы обозначены, частично государство решает их на самом высоком уровне:

Государственное решение проблем:

Ст. 62 Семейного Кодекса - закрепила возможность юридического оформления семьи несовершеннолетним по достижению 16-летнего возраста в связи с индивидуальными обстоятельствами.

Работают 4 программы для молодежи, решающие жилищный вопрос.

Однако в реальной жизни их отнюдь не становится меньше. Продолжая работу в группах - предложите собственные варианты выхода из кризиса (работа в группах 7 минут).

Учитель: Семья - неотъемлемая ячейка общества, и невозможно уменьшить ее значение. Ни одна нация, ни одно цивилизованное общество не обходилось без семьи. Обозримое будущее общества также не мыслится без семьи. Для каждого человека семья - начало начал. Понятие счастья почти каждый человек связывает, прежде всего, с семьей: счастлив тот, кто счастлив в своем доме. Семья - это и результат, и еще в большей мере - творец цивилизации. Семья - важнейший источник социального и экономического развития общества. Она производит главное общественное богатство - человека.

Домашнее задание. Напишите сочинение-рассуждение на тему “Моя будущая семья”.

Конспект урока по теме «Основы семьи и брака» (9 класс) дан в приложении 2.

Одним из приемов изучения семейного права в средней школе является решение задач.

Например, «Круглякова Ирина, 10 лет, осталась сиротой, и её взял на воспитание дядя Дегтярёв, у которого был родной сын Андрей, 12 лет. Став взрослыми, дети полюбили друг друга и решили пожениться. Родители возражали против их брака. Заведующая ЗАГСом отказала в приёме заявления, разъяснив, что брак не может быть зарегистрирован, так как заявители находятся в родственных отношениях.

  • - Правильно ли поступила заведующая ЗАГСом? Почему?
  • - Какие действия могут предпринять молодые?»

При изучении вопросов семейного права особое внимание должно отводиться правам ребёнка, которые закреплены в Семейном кодексе РФ и в Гражданском кодексе РФ. Необходимо научить распознавать свои права, воспитывать у учащихся осознанное отношение к правам, данным им государством. В случае необходимости подростки должны знать куда им и их родителям нужно обратиться для осуществления защиты своих прав.

В результате работы по данному направлению учащиеся не только получают необходимые юридические знания, но и практические навыки, которые могут пригодиться им в дальнейшей жизни. У них развивается интерес к предмету и основам семейного законодательства, что немаловажно в воспитании подрастающего поколения.

На уроке школьники изучали семейное законодательство РФ на примере дела о разводе одной семейной пары. Субъектом данной учебной деятельности является(-ются)
1) семейное законодательство
2) урок
3) школьники
4) семейная пара

2. Учёные-обществоведы определяют общество как
1) меру свободы человека
2) обособившуюся от природы часть мира, включающую в себя способы взаимодействия людей
3) единство живой и неживой природы
4) совокупность всего созданного человечеством

3. Примером трудовой деятельности является
1) осмотр школьником выставки картин
2) поступление в вуз
3) общение с друзьями
4) приготовление обеда

4. Значимые, вызывающие определённые эмоции взаимодействия людей называют
1) взаимными уступками
2) сферой творческой деятельности
3) сферами общественной жизни
4) межличностными отношениями

5. Виолетта учится в школе на «отлично»; она готовится к экзамену по математике и читает учебник, справочную литературу, решает задачи. Одним из средств этой деятельности является
1) экзамен
2) учебник
3) математика
4) школа

6. Разлившаяся весной река затопила несколько населённых пунктов. Спасатели эвакуировали местных жителей и домашний скот. Этот пример иллюстрирует
1) влияние природы на жизнь общества
2) административное правонарушение
3) глобальные экологические проблемы
4) влияние культуры на жизнь общества

7. Какие из перечисленных терминов используются в первую очередь при описании духовной сферы общества?
1) товары, услуги
2) федерация, монархия
3) стратификация, мобильность
4) искусство, мораль

8. Прочитайте приведённый текст, каждое положение которого отмечено буквой.
(А) Учёные страны Z исследовали, как ведут себя в межличностных конфликтах мужчины и женщины. (Б) Было установлено, что женщины стремятся найти компромисс и чаще готовы идти на уступки. (В) Нет ничего удивительного в том, что мужчины стремятся продемонстрировать силу и принципиальность в отстаивании своей позиции.
Определите, какие положения текста
1) отражают факты
2) выражают мнения
Запишите в таблицу цифры, обозначающие характер соответствующих положений.

9. Верны ли следующие суждения о глобальных проблемах?
А. Глобальные проблемы угрожают существованию человечества.
Б. Для преодоления глобальных проблем необходимо объединение усилий всех стран мира.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

10. Верны ли следующие суждения о межличностных конфликтах?
А. Причиной конфликтов между людьми нередко становится отсутствие умения слушать другого человека.
Б. Разрешить межличностный конфликт можно путём компромисса интересов сторон.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

11. И для человека, и для животного характерно то, что их
1) конкретные действия вызываются определёнными потребностями
2) активность способствует развитию их личности
3) поведение определяется социальными нормами
4) условные рефлексы доминируют над безусловными (врождёнными)

12. Верны ли следующие суждения о глобальных проблемах человечества?
А. Загрязнение обществом природной среды относится к экологическим проблемам.
Б. Перенаселённость современного мира усиливает остроту экологических проблем.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

13. Верны ли следующие суждения о формировании личности?
А. Личность формируется во взаимодействии с окружающими людьми.
Б. Формирование личности не прекращается на протяжении всей жизни человека.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

14. Установите соответствие между социальными фактами и сферами общественной жизни: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца.
СОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТЫ
А)расчёт параметров бюджета страны
Б)создание службы занятости населения
В)очередные выборы главы государства
Г)разработка бизнес-плана компании
Д)концерт всемирно известного музыканта
СФЕРЫ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ
1) духовная
2) социальная
3) экономическая
4)

Поделиться: