Массаж для укрепления ног ребенку 1 год. Противопоказания к массажу для детей до года

Гимнастика и массаж для детей от 1 до 3 лет , заключается в простых упражнениях, которые стимулируют мышцы и способствуют ускоренному развитию. Подготовка с детства к физическим упражнениям, в дальнейшем позитивно отразится на здоровье малыша.

Гимнастика после года, значительно отличается о гимнастики для младенцев , так как малыш уже способен самостоятельно стоять, ходить.

Мышцы уже окрепли, следовательно, многие упражнения выполнять намного проще.

Упражнения для детей 1 года

Положив карапуза на стол, держа за кисти, сделайте круговые движение его конечностями.
В том же положении поднимите его ноги до 90 градусов и выпрямите их.

Попросите ребенка самостоятельно перевернуться со спины на живот.
Взрослый придерживает малыша за подмышки, в это время занимающийся должен попытаться встать на ноги из положения «лежа на животе».

Поставьте на стол затылком к себе, чтобы ребенок во время гимнастики опирался туловищем на массажиста. Одной рукой держите за живот, другой за колени, попросите его наклониться и поднять игрушку, лежащую на столе. Затем скажите, чтобы выпрямился самостоятельно.

Положив младенца на спину, потяните за руки, постарайтесь посадить ребенка, придерживая за спину и ноги, в коленных суставах.

Попросите подвигаться на четвереньках. Попробуйте добавить игровые элементы в гимнастику, разместив перед ним игрушку и постепенно отодвигая ее подальше.

В этот период малыш уже может двигаться самостоятельно. Попробуйте научить залазить на высоту в 20 сантиментов, раскладывая на полу предметы, как преграду на пути через которую он должен переступить. Это могут быть подушки, матрасы.

Упражнения и гимнастика для 2 лет

На втором году жизни, усовершенствуется ходьба, ребенок может уже самостоятельно вылезать на диван, перелезать через бревно или обруч.

В этот период на первый план выходят процедуры, развивающие основные движения (ходьба, сохранение равновесия при столкновении с преградами на пути, ползание, бросание и т. п.).

Игра с мячом

Ребенок уже умеет бросать и ловить, ударять по нему ладонью, передавать другому игроку.
Малыша нужно научить спрыгивать с невысокой поверхности. Первоначально придерживайте его во время занятий.

Повесьте игрушку выше, чем может достать малыш, попросите достать ее, подпрыгнув и схватить предмет рукой.

Предложите малышу, лежащему на спине, самостоятельно подняться. Во время занятий придерживайте его за голени.

Комплекс упражнений для детей 3-х лет

К комплексу занятий, которые выполнялись на втором году жизни, добавляются более сложные элементы.

Разложите по комнате игрушки разной высоты до 0,5 м. Двигаясь по помещению, научите осторожно переступать через игрушки, можно сделать из упражнения игру соревновательного характера.

Например, играя вместе, попробуйте на скорость добежать до противоположной стены помещения. Постепенно ускоряйте темп движения.

Можно научить играть в футбол

Ему будет полезно поочередно ударять мяч носком правой или левой ноги.
В этом возрасте ребенку следует бегать, это развивает дыхательную систему и кровеносную, мышечный аппарат. Поощряйте его к таким занятиям.

Для развития мышц плечевых суставов попросите малыша, обхватить самого себя руками. Дыхание его должно быть свободным и легким. На счет один он должен развести руки в разные стороны, сделав вдох, на счет два малыш сделать выдох и обхватить свое тело.

Развивающая гимнастика и массаж детям 1—3 лет значительно отличаются от комплексов, выполняемых ранее. В этом возрасте малыши склонны к подражанию. Кроме того, что все свои действия взрослым нужно озвучивать, их можно показывать, сравнивать с движениями животных или сказочных персонажей.

Для детей от 1 до 3 лет характерна быстрая утомляемость, однако и восстанавливают силы они достаточно скоро. Поэтому занятия должны проходить с небольшими паузами, быть достаточно разнообразными.

Массаж детский после года: особенности выполнения

Во время процедуры пассивные и активные движения должны чередоваться. Причем первые всегда необходимо выполнять перед вторыми. Если малыш 1—3 лет не хочет делать массаж, убегает, не дается, то занятие лучше всего перенести на вторую половину дня, когда непоседа уже слегка устанет и не будет так активен.

Чтобы заинтересовать карапуза сеансы можно превращать в игру, давать новую куклу, зверушку. Однако ни в коем случае нельзя заставлять детей заниматься силой или криками. Также запрещается отвлекать их внимание во время сеансов лакомствами — малыш может подавиться.

Массаж для ребенка от 1 года до 3 лет делается с целью укрепления мышц, на которые приходится наибольшая нагрузка во время хождения:

  • Нижних конечностей.
  • Спинки.
  • Животика.

Манипуляции должны подготавливать еще недостаточно развитые мышцы и связки карапуза к увеличивающимся физическим нагрузкам.

Массаж после года ребенку направлен и на профилактику возникновения патологий опорно-двигательного аппарата:

  • Плоскостопия.
  • Косолапости.
  • Искривления нижних конечностей.
  • Нарушений походки, осанки.

Большое внимание необходимо уделять массажу ладошек и пальчиков, а также стимуляции мелкой моторики детей. Учеными доказана безусловная связь между воздействием на эти части тела и развитием речи у малышей.

Массаж ребенку в 1, 2, 3 года: комплекс упражнений

При проведении процедуры детям этого возраста наряду с поглаживанием, разминанием и растиранием применяются легкие ударные прикосновения. Движения повторяются по 3 раза. Рекомендуется использовать следующий комплекс:

Выполняя массаж детям от 1 до 3 лет, необходимо ориентироваться на двигательные навыки малышей. Если карапузу недоступно какое-либо активное упражнение, нужно отложить его выполнение и заменить более легким.

Чем старше становится непоседа, тем больше рекомендуется добавлять активных и игровых элементов. Должна вестись подготовка к тому, что детский массаж от 3 лет будет практически полностью состоять из них.

В свободное от занятий время взрослым необходимо стимулировать большую физическую активность детей. Поощрять лазания, ползания, ходьбу, беганье, организовывать игры с различными предметами: мячиком, палочкой, обручем.

Добавьте комментарий.

Вот и наступил он – первый настоящий День Рождения! Время пролетело так быстро, а малыш так многому научился за свой первый год - из нежной, трогательной и беспомощной тушки он превратился в активного, любопытного и подвижного маленького человечка. Он уже умеет смеяться, ходить, вставать на четвереньки, играть с игрушками, сидеть, ползать, выражать свои чувства и желания, общаться с другими детками и взрослыми и даже говорить. Чуть-чуть. Как много он теперь умеет! И как же здорово наблюдать за его развитием!

Для чего нужен массаж годовалому ребенку

Назначают обычно как для общего развития, так и при задержке формирования некоторых навыков, и при наличии ортопедических или неврологических проблем. И здесь есть нюансы, на которые нужно обратить внимание родителям.

11-13 месяцев назначает педиатр. Функциями такого массажа будут укрепление мышц, связок и суставов - ведь процесс ходьбы дает значительную нагрузку на позвоночник, суставы и связочный аппарат малыша. Специальные упражнения помгогают ребенку научиться вставать, приседать, развивают ловкость, силу мышц, помогают формировать правильную осанку и установку стоп. Акцент на массаже в год смещается на ножки. Именно их, а так же мышцы пресса и спинки, необходимо укрепить в первую очередь. Курс обычно длится 10-12 сеансов, по 35-40 минут.

О детском лечебном массаже

А теперь – . Его назначает ортопед или невролог, иногда вместе с , парафинотерапией, фотохромотерапие й и приемом лекарствоеных средств. Иногда чрезмерная нагрузка на неокрепшие ножки вызывает их искривление - варусное или вальгусное . В первом случае стопа отклоняется наружу, голени приобретают «икс-образную» форму. Во втором - искривление голеней происходит в виде «колеса», а стопы могут косолапить и отклоняться внутрь от оси, проведенной через центры подъягодичной складки и колена. Бывает, что малыш начинает ходить на цыпочках, и это тоже сигнал неблагополучия. Может случиться, что одна из ножек косолапит, либо, наоборот, выворачивается наружу.

Хотя диагноз «плоскостопие» обычно ставят не ранее 3 лет, так как до этого времени сохраняются жировые подушечки на внутренних поверхностях стоп, ортопед может назначить при вялости мышц.

Еще одной причиной назначения лечебного массажа может стать вдруг проявившаяся пупочная грыжа . Вертикальные нагрузки при слабом прессе способны к этому привести, хотя и не часто. Могут проявиться проблемы с шейным отделом позвоночника. После обследования невролог может назначить расслабляющий массаж.

При задержке речевого развития полезен специальный массаж ручек, воротниковой зоны, задней поверхности шеи.

Если вы обнаружили у малыша что-либо из перечисленного - у вас есть веский повод проконсультирова ться с ортопедом и неврологом. И провести курс лечебного массажа, не откладывая.

Отдельно хочется сказать о дренажном массаже . Его делают при бронхите и даже при пневмонии . Дренажный массаж выполняется в особом положении, чаще - в позе «попа выше головы» (хотя бывают исключения) и представлен активным растиранием и разминанием области грудной клетки и отстукиванием ее. Даже в сложных случаях у ребенка улучшается отток мокроты из бронхов. Сам массаж выполняется 15-20 минут, активно и даже жестко. Педиатры назначают 3-5 еансов, в случае пневмонии - до 10. Конечно, лучше, чтобы дети никогда не болели. Но если вдруг это произошло - дренажный массаж облегчит состояние малыша, ускорит его выздоровление.

Самый сложный первый год – позади, а впереди - новые достижения, открытия и успехи вашего малыша. Чтобы все успеть - нужно много сил и здоровья. И массаж - один из путей, приводящих к этому.

Стоимость детского массажа в Санкт-Петербурге

Массаж для ребенка до 1 года на дому, до 45 мин – 950 рублей.

Массаж для детей старше 1 года на дому, до 60 мин – 1050 рублей.

Физическое развитие малыша на первом году жизни напрямую связано с его умственным развитием. Не ленитесь заниматься с крохой! В этом вам поможет массаж и упражнения для ребенка в один год.

1 59934

Фотогалерея: Массаж и упражнения для ребенка в один год

Врачи говорят , что „двигательная активность" младенца практически равна нулю. Что это значит? Под „двигательной активностью" понимают умение малыша держать голову, переворачиваться, садиться, ползать, ходить. Освоение ребенком этих навыков в определенной последовательности называют „цепочкой двигательной активности".

Каждому возрастному этапу детского развития соответствует свое звено этой цепи. Например, в 1,5-2 месяца большинство малышей начинают держать голову, в 3-4 месяца — переворачиваться со спинки на живот, в 6-7 месяцев — сидеть с поддержкой рук, в 7-9 месяцев — сидеть без поддержки, вставать на ножки, ползать, в 10-12 месяцев появляются навыки самостоятельного хождения. Конечно, эти цифры условны. На практике нередки случаи, когда малыши, минуя фазу ползания, начинают ходить. Или ползут, не умея при этом самостоятельно сидеть. Каждый ребенок индивидуален и имеет собственный график развития. Тем не менее, общепризнано, что возрастной период от 7 до 9 месяцев считается пиком развития двигательных умений у грудничков. В этом возрасте идет активное наращивание мускулатуры малышей, укрепление суставов и связок, формирование большого количества новых нервных клеток и окончаний. Также этот период характеризуется усилением способности копировать и повторять все увиденное и услышанное. Происходит так называемое познание себя и окружающего мира, дальнейшее формирование речевого аппарата, совершенствование развития мелкой моторики. Поэтому очень важно в это время следить за своевременностью формирования двигательных навыков грудничка, помогать ему, постепенно развивая его физические и интеллектуальные способности.


Важно научиться

Ползание — одна из важнейших стадий развития ребенка. Во время обучения ползанию стимулируется рост двигательной активности и как следствие — нервно-психическое развитие. В физиологическом отношении происходит укрепление мышц спины, плечевого пояса, рук и ног малыша. Увеличивается подвижность позвонков и гибкость межпозвоночных связок — идет подготовка мышц и связок позвоночника к этапу „прямохождения" (ходьбе) и тренируется удержание баланса. Возникает навык ориентирования в пространстве, расширяется кругозор малыша. У крохи появляется чувство независимости — теперь он может без помощи мамы и папы добраться, куда ему угодно. В вопросах развития грудничков своевременному ползанию уделено очень много внимания. Для ребенка намного полезнее сначала научиться ползать, а потом уже — садиться и вставать.


Если ваш малыш
в возрасте 7-8 месяцев не делает попыток к освоению данного навыка, то желательно подтолкнуть его к этому. Учтите, что невозможно заставить или спровоцировать ребенка на ползание, потому что просто подошел срок. Малыш начнет ползать только тогда, когда сам будет к этому готов. Когда в нем проснется интерес к движению, появится желание перемещаться, приближаться и рассматривать окружающие вещи, трогать предметы. На этом и базируется родительская помощь неторопливому „ползуну". Вам необходимо заинтересовать малыша, дать ему почувствовать свободу движения и перемещений. Сидя в своей кроватке или манеже, ребенок, скорее всего, никогда не научится ползать, так как ползти, собственно говоря, некуда! Он ограничен в пространстве и не имеет стимулов к попыткам вырабатывания у себя нового двигательного навыка. Если для вас важно нормальное физическое развитие обожаемого крохи, не отгораживайте его от мира. Позвольте самостоятельно решать вопросы — куда, зачем и когда? Результаты не заставят себя долго ждать. Не стоит удивляться и беспокоиться, если ваш малыш начал ползать, но как-то странно. Способов ползания существует великое множество. Известны, например, ползания „по-пластунски", „лягушкой", „гусеницей", можно ползти вбок, назад, используя прыжковую или проскальзывающую технику. Малыш выберет любую из них или придумает свою, наиболее оптимальную и удобную для него. Не волнуйтесь, рано или поздно все „ползунки осваивают правильную технику ползания — „перекрестную", когда одна рука работает в паре с противоположной ногой.


Пространство спорта

Итак, вы полны решимости научить кроху ползать. Тогда запаситесь терпением и обратите внимание на несколько несложных советов.

Увеличьте пространство для движения. Даже в небольшой квартире постарайтесь создать свободный уголок для беспрепятственных перемещений. Отличная стартовая полоса — длинный коридор или путь на кухню: пока доползешь туда-обратно... Одним словом, физкультура! Нет грязи и пыли! Регулярно проводите уборку. Ежедневно мойте пол и вытирайте пыль, чаще пылесосьте и чистите ковры, раз в неделю — глобальная уборка. Старайтесь не использовать химических средств там, где часто бывает малыш. После уборки прячьте все тряпки и флаконы с химией, совсем скоро они станут опасной целью вашего крохи.


Раскладывайте вокруг
малыша его игрушки на зрительно досягаемом расстоянии. Куда бы он ни повернулся, повсюду перед его глазами будет какая-то приманка. Крохе останется только выбрать. Не спешите, подать желаемый предмет, дождитесь попыток ребенка приблизиться. Затем похвалите малыша, объясните, что он все правильно делает и (внимание!) переместите ребенка поближе к игрушке, а не наоборот — как делается обычно.

Ходите в гости или приглашайте к себе родителей с малышами, которые уже умеют активно ползать. Чувство собственности и желание „я тоже хочу так и туда" непременно подтолкнут „неторопыжку" к действиям — малыши быстро перенимают навыки от других детей.

Обратите внимание на поверхность, по которой будет ползать малыш. Она не должна быть слишком твердой или слишком мягкой. Желательно отсутствие выступов и углублений. Для улучшения качества ползания по паркету, уменьшения болезненных ощущений и снижения ударной нагрузки на колени, подстилайте детский коврик или обычное покрывало. Еще можно на домашние штанишки начинающего „ползунка" нашить наколенники из плотного нескользящего материала.


Не создавайте помех

Не перегружайте ребенка лишней и неудобной одеждой. Бесполезно учить кроху двигаться, если он одет как капуста. Подгузники, тесные штанишки, скользящие носочки, длинные кофточки не прибавят скорости. Если в комнате тепло, одевайте малыша легко, достаточно одного боди и ползунков. Удобны носочки с прорезиненной подошвой — в них малышу будет легче отталкиваться стопами от пола.


Побудьте ребенком

Помните, что лучший способ чему-то научить малыша — это объяснять и показывать все на собственном примере. Так что, дорогие родители, надевайте наколенники, вставайте на четвереньки и — вперед на освоение квартирного пространства. Тем более что с такого ракурса вам откроются незаметные прежде детали вашего жилища и найдутся давно потерянные вами вещи.


На зарядку!

Уделяйте большое внимание массажу и упражнениям для ребенка в один год, способствующим развитию навыков ползания. Полезно также проводить расслабляющий массаж (поглаживающие движения и растирание всех задействованных мышц).


По 5-10 минут 2-3 раза в день

Выкладывая ребенка на живот, подложите ему под животик небольшой плотный валик (из полотенца). Диаметр валика должен быть таким, чтобы малышу было удобно. Не должно быть перевеса головы или попки вперед и назад. Слегка потяните ребенка вперед-назад за ноги так, чтобы он понял возможность и легкость передвижения с приподнятым животом.

Ползание с отталкиванием от руки

Придерживая и слегка подталкивая одной рукой стопы малыша, другой рукой держите его под живот, приподнимая вверх, помогая малышу. Игрушку, лежащую перед ним, постепенно удаляйте. Побуждайте ребенка ползти вперед, но не делайте это за него.

2-3 раза И.п.: лежа на животе. Возьмите ребенка за кисти. Сначала потяните руки вперед до полного выпрямления. Слегка приподнимите голову и корпус малыша над столом. Затем начинайте уводить руки в стороны, медленно сгибая в локтях. Отводите ручки назад и вверх до сближения лопаток.


По 8-12 раз каждой конечностью

И.п.: лежа на животе. Начните со сгибания и разгибания ног. Удерживая руками голени малыша, обхватите их пальцами чуть выше голеностопных суставов. Поочередно сгибайте и разгибайте колени левой и правой ноги. При этом также работающие бедра должны прижиматься к бокам (положение ног „лягушкой") или к центру живота (ноги вместе), приподнимая таз вверх. Затем перейдите на сгибание рук: обхватите предплечья малыша чуть выше запястья. Сгибайте и разгибайте руки в локтях. При этом ладони крохи должны скользить по поверхности стола или пола, разжимаясь в кулачках. Все движения имитируют настоящее ползание. Сопровождайте упражнение командой и счетом: „Ползем, раз, два, три, четыре". Подъем тела за кисти выпрямленных рук.

2-3 раза И.п.: лежа на животе. Одной рукой возьмите малыша за кисти. Потяните их вперед до полного выпрямления. Затем, продолжая вытягивание, начните приподнимать руки вверх до момента, пока его плечи и грудь не оторвутся от поверхности стола. Другой рукой придерживайте кроху посередине спины. Зафиксируйте такое положение 2-3 секунды. Плавно вернитесь в и.п.


Упражнение выполняется
вдоль длинного края стола или дивана. Возьмите малыша на руки, удерживая его над поверхностью в горизонтальном положении. Одна рука находится под грудью, а другая — под животиком и бедрами. При этом, удерживая ребенка под грудью, ваша кисть должна быть сильно вытянута. Большой палец отогнут вертикально, и находится на середине груди, остальные пальцы фиксируют малыша в области подмышки.

Создавая эффект хождения на руках, подталкивайте руки малыша своей кистью, поочередно выдвигая то левую то правую. Добравшись до противоположного края, протяните малыша обратно так, чтобы его выпрямленные руки проскользили по поверхности стола или дивана.

2-3 раза И.п.: лежа на спине. Возьмите ребенка за кисти рук (руки согнуты в локтях). Слегка потяните за них, но не поднимайте малыша сами. Дождитесь, пока ребенок примет положение сидя. Разведите его руки в стороны. Продолжайте придерживать малыша, следите за ровным положением его спины. Плавно вернитесь в и.п., придерживая голову.

4-5 раз И.п.: лежа на спине. Двумя руками удерживайте голени малыша. При этом большие пальцы находятся со стороны задней поверхности голени, а все остальные — придерживают колени, не давая ногам сгибаться. Не спеша поднимите прямые ноги до угла 90 градусов. Также плавно вернитесь в и.п. Не забывайте о поворотах со спины на живот и обратно, массаже и упражнениях для ребенка в один год, „ножницы" руками и ногами, боксирующих движениях и круговых поглаживаниях животика и спинки малыша.

Подошел к концу первый год жизни ребенка. За это время он превратился из беспомощного, кричащего комочка в полноценную личность.

Годовалый проказник встает на четвереньки, сидит, ползает, а в большинстве случаев уже ходит самостоятельно.

Массаж годовалого ребенка делают для общего развития, а также при нарушениях формирования важных навыков.

В этом возрасте акцент делается на спинке и прессе , а также ножек: ступней, голени, бедер.

При помощи занятий укрепляются мышцы, принимающие непосредственное участие в прямохождении, развивается координация движений и ловкость конечностей.

После годика увеличивается риск нарушения работы органов дыхательной системы. Ежедневный массаж уменьшает вероятность сбоя их функционирования.

Еще одна не менее важная цель – это профилактика искривления позвоночника, нижних конечностей и нарушения осанки в целом.

Положительными свойствами обладает даже непрофессиональный массаж, который каждая мама может . Важно просто соблюдать несколько простых правил и внимательно прислушиваться к реакции малыша во время процедуры.

Особенности процедуры этого возраста

  • Перед началом сеанса комнату проветривают 15–20 минут. Максимальная температура воздуха в помещении – 22 градуса.
  • Комплекс занятий с годовалым ребенком обязательно состоит из массажа и гимнастики. Начинать всегда лучше с упражнений, потому что массаж часто расслабляет малыша, и он засыпает
  • Гимнастика прорабатывает все группы мышц ребенка.
  • Положение для повзрослевшего крохи допустимо любое – стоя, сидя, лежа. Единственное условие существует по поводу массажа спинки : его делают лежа или сидя.
  • Оптимальное время сеанса – 40–45 минут. Это в теории, на практике чаще всего все по-другому. Ребенку в возрасте одного года тяжело долго сидеть на одном месте, поэтому длительность процедуры может достигать полутора часов.
  • Количество повторов – пять раз. Знакомить малыша с упражнением нужно, повторив его сначала 2–3 раза.
  • Все движения используются в активной форме . Если малыш сам в состоянии сделать упражнение, то взрослый позволяет ему это. Кроме того, мама или папа тоже повторяют упражнение, показывая таким образом малышу пример. К активным занятиям подключают всех детей, которые есть в семье.
  • После годика массаж начинают со спины, животика, потом переходят к конечностям.
  • Порядок массажа ручек: плечо, предплечье, кисть.
  • Ножки прорабатывают в следующем порядке: бедро, голеностоп, ступня.
  • Каждый ребенок требует индивидуального подхода.
  • Сеанс проходит в игровой форме.
  • Одежда для занятий подбирается в соответствии с сезоном: летом – футболка и шортики, зимой – хлопковые штанишки и кофточка. На время массажа ребенка раздевают до плавок.

Техника массажа

Исходное положение – лежа на животе, под голень кладут небольшой валик. Начинают процедуру с поглаживаний.

Спинка
После поглаживаний приступают к растиранию поясничной области подушечками указательного, среднего и безымянного пальца.

Пальцы расставляются подобно граблям и растирают межреберные промежутки. Следующие элементы – активное разминание, похлопывание и пощипывание.

Ягодицы
Растирают каждую ягодицу отдельно. Потом разминают, задействуя при этом обе руки. Далее делают легкие ударные движения по каждой из ягодичных мышц.

Ножки
Ножки массируют поочередно. Сначала заднюю поверхность бедра левой, потом правой ножки, далее переднюю часть бедра левой и правой ножки.

Также продолжают использовать все знакомые элементы: поглаживание, растирание, пиление, разминание.

Животик
Круговыми движениями гладят область живота, делают встречные поглаживания. Отлично стимулируют кровообращение легкие пощипывания области вокруг пупка.

Нужен ли ? И какое влияние он оказывает на вегетативные центры головного мозга ребенка.

Это видео расскажет Вам о приемах массажа и развивающей гимнастики для ребенка в возрасте 1 года.

Заключение

Первый год жизни остался позади. Родители сделали очень многое для того, чтобы их кроха развивался согласно возрасту, а желательно и опережал сверстников.

Но впереди малыша ждут новые свершения, на которые ему понадобятся силы. Для этого важно не прекращать заниматься с ребенком даже после того, как он перешагнул годовалый рубеж.

Поделиться: