Кто предал тот будет предан сам. Афоризмы про предателя. Что есть предательство

Предательство… От этого слова холодеет в груди. Сразу вспоминается предательство Иуды, а потом ещё много других: исторических и личных. Наверное, мало кому повезло вообще не иметь личного опыта в этом вопросе. Большинство из нас либо сами предавали, пусть ненароком, случайно, по стечению обстоятельств, либо ощущали боль от предательства ближних, окружающих - тех, от кого зависела если не жизнь, то бытование.

Трудно оказаться в роли преданного, но ещё труднее - в роли предателя. И, порой, мы даже не отдаём себе отчёта в том, что это уже случилось…

О предательстве мы беседуем со священником ФЕОДОРОМ ЛЮДОГОВСКИМ, преподавателем и клириком МДАиС.

- Давайте попробуем определить, что такое предательство.

Я бы сказал так: предательство происходит тогда, когда кто-то обманывает доверие другого человека, относясь к нему, вопреки категорическому императиву Канта, не как к цели, а как к средству.

- Каковы могут быть причины предательства?

Бывает по-разному. В наиболее острых и драматических ситуациях - это желание спасти себе жизнь, избавить себя от пыток (солдат, разведчик попал в плен; арестован член подпольной организации; христианина заставляют отречься от Христа - и т. п.). Иногда - гораздо более пошлое желание не создавать себе проблем (молодой человек закрутил роман с девушкой, а она - кто бы мог подумать! - забеременела; всё, дальше его дело - сторона). Часто это вопросы выгоды (деньги, карьера и т. п.). Бывают, конечно, и более экзотические случаи. Тут может быть и желание сделать всех счастливыми, не считаясь с чувствами и судьбами отдельных людей - в том числе самых близких; и чёрный цинизм (чем хуже - тем лучше); и азарт двойного, тройного агента…

Бывает ли предательство простительное и непростительное? Какое простительно и почему? Какое непростительно и почему?

Тут важна корректная постановка вопроса. Либо: всякое ли предательство, совершенное по отношению ко мне, я должен прощать? Либо: могу ли я рассчитывать, что любое предательство с моей стороны будет прощено? Симметрии здесь, пожалуй, нет.

Кроме того, важно, из какой системы ценностей мы исходим. Если из «общечеловеческой» (правда, я не уверен, что такая существует), то, вероятно, на оба вопроса ответ будет отрицательным. Ибо «по-человечески» понятно, что есть поступки, простить которые не достанет сил; что есть поступки, просить за которые прощения просто кощунственно. Но какие именно это поступки - тут многое зависит от конкретных людей, ситуаций, времени, места и т. д.

Но если мы исходим из евангельской этики, то ответ на первый вопрос будет: в идеале - да, потому что не зря же мы просим в молитве Господней: «прости нам грехи наши, как и мы прощаем должникам нашим». А на второй: рассчитывать - нет, но надеяться - да. Ведь Христос уже искупил, уже простил все наши грехи - нам осталось лишь покаяться, т. е. перемениться внутренне.

Раскаявшийся предатель, которого мучает совесть, может ли найти утешение, если последствия его предательства неисправимы (например, в результате погиб друг)? В чём?

Для безрелигиозного, атеистического сознания мне трудно представить, каким могло бы быть это утешение. Разве что попытка убедить себя в том, что и я, и мой друг - всего лишь горстка атомов, не имеющая собственной воли. Но такие радикальные воззрения встречаются крайне редко. Поэтому обычный путь для предателя - цинизм, агрессия или, наоборот, апатия, желание забыться и т. д. Нередкий исход - самоубийство: прямое и быстрое или же растянутое во времени: алкоголь, наркотики и проч.

Если же человек религиозен, если (об этом мне проще говорить) он христианин, то утешение, думается, возможно. Друг погиб - это значит, что его нет в этом мире. Но его душа жива, и друг-предатель может приложить все усилия, положить всю жизнь на то, чтобы исходатайствовать спасение душе своего друга (и, что не менее важно, позаботиться о собственной душе), - и тогда есть надежда, что в вечной жизни они встретятся не врагами, но вновь друзьями. Ну и, разумеется, если у друга была семья - помогать этой семье (если, конечно, эта помощь будет принята).

- Предательство Петра и предательство Иуды - в чем разница?

Разница, во-первых, в причинах. Мы не знаем всех мотивов и мыслей Иуды, но очевидно, что деньги сыграли здесь существенную роль. Поступок Иуды был обдуман, спланирован и успешно осуществлён. Отречение же Петра имело причиной страх - в общем-то, извинительное чувство. С его стороны это было спонтанной реакцией на опасность. Осознав свой проступок, своё предательство, Пётр со свойственной ему эмоциональностью и порывистостью тут же раскаялся в нем.

Во-вторых, есть разница в дальнейшем поведении. Иуда, видя, какой оборот приняло дело (возможно, для него это было неожиданностью), «раскаявшись», как говорит Писание, вернул деньги первосвященникам и старейшинам со словами: «Согрешил я, предав кровь невинную». Он осознал свой грех, но ему, судя по всему, даже не пришло в голову попросить прощения у Учителя. И, скорее всего, причиной тому был не страх ареста, пыток и казни (как это было с Петром): муки совести, которые он претерпевал, были значительно сильнее тех мучений, которые могли причинить ему палачи. Нет, он просто решил: «Такое не прощают». Конечный итог нам известен: Иуда покончил с собой.

Пётр, напротив, как будто не проявляет никаких внешних признаков раскаяния, кроме горьких рыданий - но дорого ли они стоят? Он не пытается более следовать за Иисусом; он, как и прочие ученики (кроме Иоанна), побоялся подойти ко кресту. Не он снимает с креста тело Учителя; не ему приходит в голову мысль помазать тело благовониями. Но он остаётся вместе с другими учениками, с общиной, главой которой до недавнего времени был Иисус. В сердце Петра есть скорбь, есть стыд, но нет отчаяния. Он помнит, хотя и не постигает, слова Учителя о воскресении. Он не теряет надежды на прощение. И он получает желаемое: его, уже и не ученика вовсе (ангел, явившийся мироносицам, говорит: «Идите, скажите ученикам Его и Петру…»), Иисус сам спрашивает… - о чем? О причинах предательства? О гарантиях того, что подобное не повторится впредь? Нет - о любви. «Симон, сын Ионы, любишь ли ты Меня?» И ответ у Петра может быть только один: «Да, Господи, Ты знаешь, что я люблю Тебя».

Смысл предательства. Странный вопрос, я понимаю, но ведь должен быть какой-то смысл, например, у предательства Иуды (бывает ли страшнее?). Вот говорят же, что если бы Иуда не предал, то… Давайте поразмышляем об этом сообща.

Если я правильно вас понял, на сей раз вопрос не о причинах, мотивах, побуждениях (о чем мы уже говорили), а, так сказать, об объективных, не зависящих от воли предателя последствиях его поступка. Ответ на этот вопрос одновременно сложен и прост. Прост потому, что ответить можно довольно кратко: любой поступок, который человек совершает по свой воле (свободной воле!), вступает во взаимодействие с волей Божественной - а Бог способен любое зло обратить во благо. Сложен же этот ответ потому, что мы не только не можем постичь Божью волю в каждом конкретном случае - мы и внутрь человека-то не можем заглянуть. В каком-то смысле человек - тайна не меньшая, чем Бог.

Что касается конкретно Иуды, то можно сказать так: его предательство привело к тому, что Иисус был арестован, допрошен, избит и казнён - а затем Он воскрес, вознёсся и ниспослал на апостолов Святого Духа; но всё же никто из христиан не будет благодарить Иуду за его поступок. Если Евангелие для нас - важнейший источник вероучения, то нам следует со всей серьёзностью отнестись вот к этим словам: «Когда же настал вечер, Он возлёг с двенадцатью учениками; и когда они ели, сказал: истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня. Они весьма опечалились, и начали говорить Ему, каждый из них: не я ли, Господи? Он же сказал в ответ: опустивший со Мною руку в блюдо, этот предаст Меня; впрочем Сын Человеческий идёт, как писано о Нем, но горе тому человеку, которым Сын Человеческий предаётся: лучше было бы этому человеку не родиться». Поэтому гётевский Мефистофель, слова которого Булгаков поставил эпиграфом к своему роману, лжёт (а впрочем, чему здесь удивляться? он - лжец и отец лжи): «Я часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо» - диавол и его служители действительно хотят зла, но благо совершает Бог, а не они.

Бывает так, что человек оказался не готов к какой-то трудной ситуации. У меня есть знакомая, которая боялась, что может не выдержать физические страдания и предать Христа, а потому с детства готовила себя к этому, училась терпеть боль. Но когда пришло время испытаний, оказалось, что ей надо было проявить устойчивость совсем в другом. То есть фокус, в котором она держала себя, оказался неподходящим - она не заметила, что пришло время испытаний, и оказалась не готова. Предательство произошло. Как быть всегда и ко всему готовым? Что помогает человеку осуществлять верный выбор? Ведь в экстремальной ситуации мы ведём себя не вполне адекватно.

Да, знал бы, где упадёшь - соломку б подстелил. Но мы не знаем этого. Может быть, это хорошо. Потому что в конечном счёте нам не приходится рассчитывать на собственные силы - по крайней мере, не стоит рассчитывать исключительно на них. Если мы стараемся сохранить верность Христу - то в качестве подготовки, тренировки к часу икс нам нужно ежедневно делать именно это: хранить верность Христу, т. е. делать то, что Он нам велел, соблюдать Его заповеди, не отрекаться от Него нашими делами.

Знаете, вот вы задали этот вопрос, и я подумал: такая предварительная подготовка (учиться терпеть боль и проч.) - это ведь в иных случаях может быть проявлением страха, что Бог предаст нас, не поможет в минуту испытания, отступится от человека, который оказался в ситуации жизненно важного выбора. Ну и ладно, мол: Бог от меня отвернулся, а я всё равно сильный, я от Него не отрекусь, и никто не сможет меня ни в чем упрекнуть - даже Он.

Должен признаться, что такой страх посещает и мою душу. Но я всё же надеюсь на то, что Господь не даст мне испытаний выше того, что я - с Его помощью - смогу выдержать.

Если человек под страхом смерти отрёкся от Христа или (под страхом тюремного заключения, увольнения, разного рода неприятностей) отрёкся от близкого человека, но лишь на словах, а внутренне по-прежнему их любит - это предательство?

Сложный вопрос. Наверное, сам этот человек ощущает себя предателем. Да и вряд ли может сохраниться та же любовь. Впрочем, глубина предательства, если можно так выразиться, бывает разной. Вспомним Оруэлла, «1984». Главный герой выдал Джулию с головой - но и он, и его мучитель-воспитатель были согласны в том, что он её не предал. Но затем он всё же предал её - тогда, когда захотел избавиться от пытки, отдав на пытку (лишь в намерении, лишь на словах!) свою возлюбленную.

Ну, а если вспомнить мучеников разных эпох, то они не соглашались отречься от Христа даже на словах, отказывались оказать малейший знак почитания («для виду») ложным богам. И именно поэтому мы их почитаем как мучеников - т. е. свидетелей истинности Евангелия.

А как же те, что всё же сказали или сделали нечто для виду? Погибли они или же спаслись? Мы этого не знаем. Но ясно, что подражать следует не им, а тем, кто был твёрд до конца, до смерти.

- Как простить себя?

Это сложно. И тут даже не обязательно говорить о таком тяжком грехе, как предательство. Вот, к примеру, жил-был человек, весь такой благочестивый, в храм ходил, исповедовался-причащался, постился-молился - всё у него было хорошо. И вдруг - впал в блуд. Что делать? Человек умные книжки читал, знает: это смертный грех. Он сам себя отделил от Церкви. Теперь ему положена неслабая епитимья, отлучение от причастия на годы и годы… Как теперь жить? Как мог я - я! а не какой-нибудь там маловерный захожанин - сделать такое? Что обо мне батюшка подумает? Да и Господь - простит ли он меня? - И часто такое смирение паче гордости приводит к тому, что человек уходит из Церкви (что и было истинной целью диавола, когда тот подталкивал христианина ко греху). Но отпадение от Церкви происходит не по причине блуда, а именно из-за неумения и нежелания простить себя самого.

Здесь, мне кажется, уместно вспомнить эпизод из жизни преподобного Силуана Афонского, дошедший до нас в изложении приснопамятного архимандрита Софрония (Сахарова). «В какой-то праздник, когда водили в селе хороводы, Семён [мирское имя Силуана] смотрел, как один мужик, средних лет, его односельчанин, играл на гармонике и плясал. Отозвав этого мужика немного в сторону, он спросил его:

Как же, Степан, ты можешь играть и плясать, ведь ты же убил человека?

Он убил его в пьяной драке. Тогда тот отводит Семена ещё немного далее и говорит ему:

Знаешь ли, когда я был в остроге, то много молился Богу, чтобы простил меня, и Бог мне простил; потому я теперь спокойно играю».

- А что сложнее: простить другого или простить себя? На чем основано прощение в том и другом случае?

Что сложнее - не знаю, ситуации могут быть очень разными. А на чем основано прощение… Тут надо сперва понять, что значит простить. Может быть, разобраться в этом будет легче, если мы посмотрим вот с какой стороны. Каждый христианин совершает те или иные грехи. Он приходит на исповедь в надежде на прощения Богом этих грехов. Что значит, что Господь простил грех? Это значит, как мне представляется, что Господь относится к нам так, как если бы этого греха не было вовсе. Можно сказать даже так: Своим прощением Бог изменяет прошлое. Вот стоят Иван или Марья, очищенные от грехов в таинстве покаяния. Ведь нет на них греха? Нет. Ну так и не было ничего! И не морочьте голову.

Вот так же, думается, и мы должны относиться к обидчикам и к себе. После каждого греха, после каждой обиды, после предательства даже - вновь и вновь, вопреки очевидности, вопреки логике, - верить человеку, вновь и вновь строить с ним отношения с чистого листа, вновь и вновь изменять прошлое. Не было греха! Не было предательства! Ничего не было. Вот он, мой ближний, предстоящий Богу. Вот я грешный, я - и мой Спаситель. Он пришёл, чтобы спасти меня и его - и, я уверен, Он спасёт нас.

Трудно выработать в себе такое отношение к человеку? Не то что трудно - невозможно. Но невозможное человекам возможно Богу.

Когда-то где-то мне довелось прочесть утверждение, что простить можно только того, кто просит прощения, кто осознаёт свою вину и раскаивается. А как вы думаете, если человек причинил страдания и вред, но не раскаивается, не извиняется, можем ли мы его простить? В чем разница между двумя видами прощения: кающегося и нераскаянного человека?

Разница существенная. Дело в том, что Господь настаивает на активном выяснении отношений, а не на молчаливом всепрощении. «Если, - говорит Он, - согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрёл ты брата твоего; если же не послушает, возьми с собою ещё одного или двух, дабы устами двух или трёх свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» (Мф. 18:15–17). Т. е. упорство в грехе, гордость, нежелание признать свой проступок - всё это ведёт к разрыву отношений. Человек с милостивым сердцем, конечно, даже и в таких условиях может простить своего обидчика - но последнему, скорее всего, это не принесёт никакой пользы, а лишь подаст повод для озлобления.

Такое понимание отражено и в церковных канонах, и в уголовном праве. Глава государства (по крайней мере, таковы юридические нормы в России) может помиловать только того, кто просит о помиловании - т. е. признает свою вину и просит прощения. Церковь может воссоединить с собой человека, сколь угодно тяжко согрешившего, давно уже отлучённого, но только если он принесёт покаяние.

И в заключение: можно ли сказать, что в наши дни представления о предательстве изменились по сравнению с предыдущими эпохами?

Не совсем так. Я бы сказал, что изменилось восприятие поступков, которые раньше однозначно бы воспринимались как предательство. Если вернуться к началу нашего разговора, то мы определили предательство как обман, надругательство над чьим-либо доверием. Так вот: сейчас, как кажется, люди меньше склонны верить друг другу, раскрываться навстречу друг другу. Муж ушёл от жены - ну что же, их брак исчерпал себя. (И, что характерно, так думают не только «третьи лица», но и сами супруги.) Человек перешёл на другую работу - ну что же, каждому необходим карьерный рост, прибавка в зарплате и проч. И уже исчезает отношение к работе как к общему делу, как к служению. Мать отказалась от ребёнка в роддоме - ну что же, зато родила, не сделала аборт; это, в конце концов, её право. И так далее. Т. е. существенным образом изменились представления о некоторых типах человеческих отношений. Налицо желание максимально освободить себя и других от ответственности: «так сложилось; это его право; лучше так, чем по-другому».

- А надо ли стараться вернуться назад, к более острым и более ответственным человеческим отношениям?

Думаю, что да, хотя и не во всем это возможно и желательно. Выше я привёл пример с работой - он, наверное, создаёт диссонанс рядом с двумя другими, куда более трагическими. И в самом деле, отношение к работе сильно зависит от типа общества, от взаимоотношений людей. Для японца фирма, корпорация - это (говорят) как семья. А для американца - only business. И здесь вряд ли имеет смысл что-то менять. Но именно в межличностных отношениях - да, конечно. Потому что «другой» - это не только наш партнёр, не только субъект права, не только наш друг, родственник, сосед, но и один из тех, кого пришёл спасти Христос. И потому мерой отношений между человеком и человеком, между человеком и Богом в наши дни, как и прежде, является Евангелие. И нам нужно не переписывать его, а менять нашу жизнь в соответствии с ним. Менять её так, чтобы мы сердцем, нелицемерно смогли услышать Благую Весть и, в свою очередь, стать её глашатаями для других людей.

Беседовала Светлана КОППЕЛ-КОВТУН

Можно сделать предположение, что предательство появилось примерно одновременно с осмысленными дружескими и любовными отношениями. По версии христианской религии, подобный поступок был совершен через считанные дни после сотворения мира. И сегодня мы, взрослые образованные люди, любим добавить экспрессии и выкрикнуть во время ссоры: «Я тебе верил, а ты меня предал!». Предательство - это страшно и больно, но действительно ли мы верно понимаем это слово?

Что есть предательство?

Обратимся к толковому словарю. Современное объяснение слова «предал» - нарушил данную клятву, не выполнил своих обещаний. Вам говорят что-то, вызывающее сомнение, или вы собираетесь доверить другу свой самый главный секрет? В таких ситуациях многие машинально просят поклясться, не всегда рационально оценивая степень серьезности данного поступка. Клятва - это священный обет и самое серьезное обязательство, которое только можно себе вообразить. Соответственно, предательство - это худший грех. Еще совсем недавно во многих странах карали смертной казнью вероотступников, предателей отечества и людей, изменивших своему супругу/супруге. Если верить криминальным сводкам, и сегодня значительный процент тяжких преступлений совершается с целью отомстить за предательство.

Что такое хорошо, что такое плохо?

Оценить, является ли тот или иной поступок предательством, можно только по эмоциональному состоянию и восприятию ситуации в целом обманутым человеком. Важно понимать, что с моральной точки зрения совершенно равны девочка-школьница, рассказавшая кому-то секрет подружки, и муж, обманывающий жену много лет подряд. В классической психологии предательство - это происшествие, неминуемо влекущее за собой моральную травму. Оценить же ее масштабы со стороны неспециалист просто не может. Что касается конкретных поступков, существует сотни способов предать: от неосторожно брошенных слов до реальных физических воздействий, способных повлечь за собой причинение вреда здоровью или даже смерть человека.

Любовь и разочарования

Если вы попросите своих знакомых вспомнить известные афоризмы про предательство, цитаты, озвученные ими, в большинстве своем, скорее всего, будут касаться любви и супружеской неверности. И действительно, в реальной жизни воспоминания про ножи, воткнутые в спины, - это редкость. А вот семейные драмы и разбитые сердца есть в истории каждого второго брака. Почему это происходит, ведь в день свадьбы все молодожены дают клятвы верности друг другу и обещают хранить и оберегать союз при любых обстоятельствах?

Вопрос о том, почему люди изменяют, можно считать философским, и ответ на него следует искать в каждом конкретном случае. А между тем предательство любимого человека является одним из самых страшных и болезненных. Люди склонны идеализировать объект своей любви и безгранично доверять ему. Именно по этой причине новость об обмане обычно звучит как гром среди ясного неба.

Если друг оказался вдруг...

К счастью, близкие родственники предают не так уж и часто. Но человек - существо социальное, и у каждого из нас есть друзья. Сближаясь с кем-то, мы делимся своими секретами, рассчитываем на взаимопомощь и поддержку. Все пословицы о дружбе сводятся к тому, что на друзей можно положиться и им следует доверять. Именно по этой причине предательство подруги пережить так же сложно, как мужа или жены. И такие ситуации также не редкость. Масштабы могут быть разными. Женщина, еще вчера воспринимаемая вами практически как родная сестра, может начать распускать сплетни о вашей персоне или вовсе вступить в близкие отношения с вашим мужчиной. Что делать в такой ситуации? Лучший совет для тех, кто пережил предательство другом, - постараться не потерять веру в людей и найти в себе силы жить дальше.

Механизм предательства

Разобравшись с тем, что такое предательство, самое время - попробовать понять, как же совершаются подобные поступки. Все достаточно просто: мы заводим близкие отношения (дружеские или любовные) с каким-то человеком, доверяем ему, а через какое-то время друг или любимый не оправдывает наших ожиданий. Важный вопрос: почему происходит предательство людей? Ответы на него могут быть разными, это и определенный склад характера конкретного человека, безответственность и слабость, к примеру, или же действия в угоду собственным интересам. Нельзя забывать, что люди бывают разными, существуют и те, которые начинают с кем-то близко общаться только ради того, чтоб использовать в своих интересах.

Как избежать греха?

Человеческие взаимоотношения сложны, как и жизнь в целом. Предательство - это великий грех, и если вы хотите не допустить его в свою жизнь, начните с работы над собой. Задумайтесь, обманывали ли вы когда-нибудь кого-то? На самом деле жить правильно и с чистой совестью совсем нетрудно и очень приятно. Постарайтесь избегать сплетен, не участвуйте в разговорах, посвященных обсуждению третьих лиц. Лучше погасить свое любопытство в зародыше, нежели рисковать дружбой и личной жизнью. Постарайтесь избавиться от привычки вообще рассказывать что-то о своих близких посторонним. Ответственно подходите к любым обещаниям и клятвам, и если даете их, пытайтесь держать слово любой ценой.

Особенно щекотливый вопрос - супружеская измена. Действительно, порой чувства в браке угасают, и в этот момент один из супругов может влюбиться вновь в кого-то другого. В таких ситуациях следует поступать по чести и не заводить новых отношений до момента выяснения отношений в семье и принятия решения о расторжении брака.

Защита от предательства

Предательство друзей или любимого человека - это очень больно и неприятно. Любой здравомыслящий человек не пожелает столкнуться с такой проблемой. Можно ли предотвратить предательство и как-то защититься от него заранее? Предать может тот, кому мы доверяем, соответственно, гарантированная защита от людской подлости и слабости - это отказ от близких отношений с окружающих. Но разве будет жизнь в радость без друзей и любви? Разумеется, нет. Правда жизни заключается в том, что никто не может быть уверен, что является полностью защищенным от предательства окружающих.

Полезный совет: впускать в свою жизнь людей постепенно, не стремиться откровенничать на секретные темы с новыми приятелями. Относитесь к самым близким с уважением, старайтесь всегда быть внимательным и отзывчивым. И тогда вероятность того, что вы узнаете, что такое предательство друзей, снизится к минимуму.

Как поступить, если вас предали?

Никому не нравится оставаться в дураках и быть обиженным. Психологи утверждают, что предательство другом - это серьезная моральная травма. Самое главное после данного события - не потерять веру в людей. Что касается самого факта обмана, прощать или нет, решать только вам. Но если вы захотите продолжить общение с человеком, предавшим вас, следует относиться к нему с осторожностью. Когда происходит что-то плохое, мы склонны винить себя. Почему это произошло именно со мной, чем я плох? Примерно такие вопросы появляются в голове после предательства.

Главное - успокоиться и понять, что если раскрыт обман или факт измены, проблемы - не у пострадавшей стороны. Вина того, кого предали, только в том, что он имел неосторожность доверять ненадежному человеку. В большей степени виновен в произошедшем тот, кто совершил недостойный и низкий поступок. Провинившегося остается только пожалеть, если он считает допустимым вести себя подобным образом, вряд ли жить ему будет легко и приятно.

Афоризмы о предательстве

Если вам довелось пережить предательство подруги или друга, не расстраивайтесь - в подобных ситуациях оказывались и многие великие и известные люди. Сложено о данном проявлении слабости человеческой природы немало афоризмов и красивых цитат. Правдиво и емко высказывание Анжелики Миропольцевой: «Предавший однажды предаст навсегда». В некоторых ситуациях можно оспорить данное утверждение, но слишком часто оно оказывается правдивым.

Если говорить про предательство, цитаты открывают только часть сути. В большей степени предрасположенность человека к нарушению данных обязательств закладывается в течение всей жизни. Значение имеют и воспитание, и моральные убеждения, и опыт прожитых лет. Интересна такая мысль: «Предательство, может, кому и нравится, предатели же ненавистны всем». Ее впервые озвучил Мигель Сервантес де Сааведра. Она дает исчерпывающий ответ на вопрос о том, почему следует жить правильно и поступать по совести. Предательство, даже совершенное в собственных интересах, никому не принесет счастья. Помните об этом, старайтесь жить в правде и без обмана. И даже если предали вас, не теряйте веру в окружающих людей.

  • Быть другом женщины, не став любовником, – предательство по отношению к любви.
  • Преданный - переданный раз и навсегда, предательство - это самопередавательство как процесс. Отступил от предназначения и шарахается между выгодами или опасностями, забыв о служении. Елена Ермолова
  • Из всех живых существ на земле, в друзьях, я хотел бы иметь только собаку, лишь она не способна на предательство. Александр Тихонов
  • Нет ничего ужасного в том, чтобы ждать, когда тебя предадут. Весь ужас в том, когда предательства не ожидаешь.
  • Предательство самых близких нам людей убивает нас медленно, очень медленно.. Оно как будто сдирает кожу со всего твоего существа.. можно жить без души, можно без руки... но без кожи? Когда твоё тело одна сплошная рана? Мария Мацкевич
  • Мы с легкостью преодолеваем трудности, мы мужественно переносим предательства и терпим обиды, мы смеемся в лицо неприятностям и идем с гордо поднятой головой, но выбор одежды на вечер часто доводит нас до истерики...
  • [Будет] предательством [в судебной речи] бегло и кратко коснуться того, что следует втолковывать, вбивать, повторять. Для большинства в длинном рассуждении есть нечто внушительное, весомое; меч входит в тело не от удара, а более от нажима: так и слово в душу.
  • Предательство в любви невозможно: человек либо любит, либо нет.
  • Счастье приспособленности после отказа от попыток угнаться за своим предназначением попахивает не только поражением, но подлостью предательства. Елена Ермолова
  • Предательство есть взаимное заблуждение. Леонид С. Сухоруков
  • Последнее предательство в его жизни – был предан земле. Валентин Домиль
  • Если бы предатель видел потери других не хуже, чем свой выигрыш, он не стал бы предателем. Это утверждение подразумевает, что человек изначально добр, но истории предательств доказывают обратное. Елена Ермолова
  • Отказаться от своей любви - самое ужасное предательство; это вечная утрата, которую невозможно восполнить ни во времени, ни в вечности. Серен Кьеркегор
  • Был верен ей, потому что на предательство и измену был неспособен. Валерий Афонченко
  • Начинай каждый день с того, что говори себе: Сегодня я встречусь с противодействием, неблагодарностью, дерзостью, предательством, злобой и себялюбием - и все они будут вызваны невежеством обидчиков, их неумнием отличать добро от зла. Марк Аврелий
  • Самое жестокое предательство - это когда стараешься быть предельно честным с самим собой, а тебя вероломно обманывают. Юрий Татаркин
  • Предательства совершаются чаще всего не по обдуманному намерению, а по слабости характера. Франсуа де Ларошфуко
  • Безграничная доверчивость, из-за отсутствия кордонов подозрительности, позволяет свободно проникать на свою территорию обманам и предательствам. Юрий Татаркин
  • Если предаешь врага это не предательство, а наступление. Вавилин Андрей Валерьевич
  • Предают те, кто в предательстве не нуждается, предаёт тот, кто близок, но далёк, предаёт тот кто любит, но одинок. В ком нет искры огня, но есть блеск тени у костра. Предают того, кто не отвечает взаимностью, предают того, кто в шагу от самоубийства… Никита Кельман

Самые несчастные люди за всю историю рода человеческого те, чьи имена стали нарицательными, чьи образы стали символами зла, порочности. Есть личности в истории, к которым нет однозначного отношения, их имена символизируют лишь какие-то черты характера. Например, когда хотят сказать, что у маленького человека чересчур грандиозные планы, его насмешливо называют Наполеоном. Однако ироничная насмешка – еще не оскорбление. А вот назовите кого-то Гитлером!.. За исключением сознательных неонацистов, любой вменяемый человек обидится. Причем обидится даже тот, кто к этой исторической личности и некоторым его взглядам весьма лояльно относится. Как говорится, «эта роль ругательная и прошу ее ко мне не применять!» Впрочем, ладно, с политическими лидерами не все так просто.

Вспомним другое имя: Ирод. На Руси издревле было принято так называть жестоких и коварных людей, безжалостных, губителей, не щадящих никого, ни старого, ни малого, более того, предпочитающих куражится именно над безобидными и беззащитными. Современники о царе, при котором родился Спаситель, тоже могли весьма разнообразно отзываться, не случайно ведь в истории он остался как Ирод Великий. Опять же, храм Иерусалимский восстановил… Ну что с того, что превентивную контртеррористическую операцию провел? Это ж он своим добрым именем пожертвовал, чтобы предотвратить гражданскую войну, сохранить геополитическое единство, понимать надо! И потом ничего такого, что выходило бы за рамки тогдашних общепринятых норм, он не совершал. Небось решил, что это происки «пятой колонны» Вавилона, раскрыл свиток наугад и прочитал: « Дочь Вавилона, опустошительница! блажен, кто воздаст тебе за то, что ты сделала нам! Блажен, кто возьмет и разобьет младенцев твоих о камень!» (Пс. 136; 8–9). А весть кто принес?.. Вот-вот. Родился, значит, будущий узурпатор и надо предотвратить малой кровью великую.

Впрочем… это в наше время правителям приходится прикрывать свою корысть высокими идеалами, благом народа, искать оправдания в источниках возвышенной мысли, придумывать всевозможные конспирологические теории. В то время все было просто. Ирод испугался за свою власть, за будущее своих наследников, и этого было достаточно, чтобы провести зачистку территории. И кто виноват в массовом детоубийстве? Царь, который не мог поступить иначе? Когда это у нас цари виноваты в крови, которая проливается в их стране? Виноваты были волхвы, которые Ангела послушали, а не царя. Послушались бы царя, так не пришлось бы ему геноцидить весь Вифлеем по возрастно-половому признаку, а все бы ограничилось одной незаметной спецоперацией… Царь тут ни при чем. Он делал только то, что должен был делать, будучи государственно мыслящим гарантом стабильности и процветания своего царства. Если бы не провокация зарубежных агентов влияния, путешествующих как паломники (с какой целью они произвели вброс информации о родившемся Царе?), если бы не планы небесной Сверхдержавы, посягающей на суверенитет его страны, разве стал бы он мараться? Имя Ирода Великого тогдашней либеральной интеллигенцией намеренно было отождествлено с купированием населения Вифлеема в рамках возрастной категории «2–», чтобы выставить его как богоборца и дискредитировать саму монархию как управленческую парадигму. Ирод Великий – оклеветанный государь, обогативший Небеса сонмом святых, а мы его именем всяких «чикатил» (кстати, тоже имя нарицательное) обзываем…

Пир Ирода. Греция, XVI в. Афон, монастырь Дионисиат

Бред?.. Подобный бред приходится слышать, когда чуть ли не канонизируют Сталина, когда всерьез продавливают на канонизацию Ивана Грозного вкупе с Григорием Распутиным (тоже, между прочим, неслучайная связка, но об этом сейчас не время). А ведь такого рода позиция – не просто глупость, а предательство тех, кто пострадал от или из-за этих «ставленников во святые». Более того, если отложить всякую иронию, Ирод Великий – не просто жестокий человек; он, в первую очередь – предатель. Ему бы в самом деле, как он лукаво сказал тогда волхвам, пойти да поклониться Богомладенцу – это ведь Бог, Которому он поклоняется, Кому храм восстановил (и получил большие политические дивиденды с этого). Пусть даже его представление о Мессии не вмещают этого, но ведь, по меньшей мере, он не мог не понимать, что грядущий Мессия – Царь от Бога. Убить Божиего… хотя бы Наместника?.. Чтобы не отдать своей власти кому?.. – Богу. Это же предательство по отношению к Нему! – Вот, что предшествует кровавой резне в Вифлееме. Предательство, продиктованное своекорыстным властолюбием. В этом основополагающий грех Ирода, а не только в жестокости, которая – закономерное следствие предательства Бога. Что касается ужасающей масштабности – такова циничность жизни: масштабные личности – масштабные дела (добрые или злые – это уж кто, что выберет).

Однако Ирод не стал олицетворением предательства. Нарицательным для этого зла стало имя апостола Иуды (которого Евангелисты называют Искариотским, в отличие от Иуды Иаковлева (он же Леввей Фаддей, именуемый в некоторых кодексах Иудой Зилотом). И ведь имя-то изначально отнюдь не «говорящее». Никакого намека на сребролюбие или предательство в имени Иуда нет. Наоборот, Йехуда (יהודה) переводится с древнееврейского как «восхваление Господа». Но вот, уже почти две тысячи лет оно произносится так, словно оно и не имя вовсе, а синоним подлого предательства и продажности. Какая-то бесовская насмешка чувствуется в том, что Христа предал человек с таким именем. Впрочем, и в случае с другим апостолом, предавшим своего Учителя, ирония чувствуется не меньшая: Симона Ионина Спаситель назвал Кифой – скалой, камнем (имя Петр – русифицированная версия греческого имени Πέτρος <Петрос >, которое является переводом слова «кифа»). Правда, характер этой иронии качественно иной: нет в этом мире ничего абсолютно твердого самого по себе, все держится силой Божией, Его милостью, если даже тот, кого Господь назвал Камнем, поколебался и предал… Тут, конечно, речь о совсем другого рода предательстве, чем в случае с Иудой Искариотом, но все же отрекся ведь, пошатнулся Камень и съехал со своего места. Это вразумление не только Петру, потрясенному и кающемуся, который вскоре был восстановлен Господом в своем апостольском достоинстве, но и предостережение всем нам, чтобы не обольщаться на свой счет, не зарекаться ни от чего, не воображать, что в нас есть что-то поистине твердое, незыблемое, или, что есть предел низости нашего падения… Нет предела! Вернее он есть, но определяется не нашими внутренними достоинствами, способностями, волей, а мерой попущения Божия познать нам свою немощь. Падение Петра – это предостережение и вразумление нам, да не посмеем зарекаться от какого-либо греха или кого-то осуждать, чтобы не напроситься на попущение Божие и не впасть в тот же грех, за который осуждаем ближнего, или от впадения в который считаем себя гарантированными.

Мысль о недопустимости осуждения высказывает свт. Иоанн Златоуст в Первой беседе о предательстве Иуды, обращая внимание, что апостол и евангелист Матфей называет Иуду «Искариотом» по месту происхождения («человек из Кариота»), тогда как другого Иуду называет по его добродетели – «Зилотом», т.е. «ревнителем» (выше мы уже говорили об отличии в упоминании двоих апостолов с именем Иуда.). В этом свт. Иоанн видит нравственное наставление: «Чтобы от одинаковости имени не произошло какой-нибудь ошибки, евангелист и отличил того от этого; этого назвал по доброму качеству его: Иуда Зилот , а того не назвал по злому его качеству – не сказал: Иуда предатель . Хотя следовало бы, как этого назвал он по доброму качеству, так и того назвать по злому качеству и сказать: Иуда предатель ; но, дабы научить тебя соблюдать язык свой чистым от осуждения, он щадит и самого предателя » (выделено мной – И.П .).

Интересно, что свт. Иоанн предательство называет «качеством» личности. Не проступком или преступлением, а именно качеством, неким сформированным состоянием души. Предатель – не просто тот, кто предал, а тот, чье нравственное сознание изменилось, нравственное чувство исказилось. Предал и Петр, но не стал предателем. А Иуда стал им еще до того, как «лобзанием предал Сына Человеческого» (Лк. 22; 48).

Нам неизвестно, как давно Иуду посещали помыслы против Христа, когда у него впервые мелькнула мысль предать Учителя. Мы знаем из Евангелия, что он был избран Спасителем на служение (не на погибель), и вместе с другими радовался, что «и бесы им повинуются» (Лк. 10; 17). Знаем, когда он решился на предательство и предложил свои услуги врагам Учителя: после того, как пришедшая в дом Симона прокаженного грешная женщина, как сумела, послужила Иисусу, возливая миро Ему на голову, а ноги поливая слезами и волосами отирая их (Мф. 26; 6–16; Мк. 14; 3–11). Против непрактичной траты драгоценной жидкости возразили и некоторые другие апостолы, но лишь для Иуды это стало стартом в преисподнюю.

И что ведь интересно: апостол предает свой чин, блудница – свой. С той лишь разницей, что он падает, увлекаемый пороком, а она возносится в покаянии. Быть может, это покажется странным: как это блудница предает свой чин? Разве вырваться за пределы греховного круга – предательство? Это, с какой стороны посмотреть. Покинуть в одностороннем порядке некое сообщество, объединенное общей системой моральных норм (я уж молчу о корпоративной этике, финансовых интересах и т.п.), воспринимается как предательство «своих». Справедливо ли это? Иногда, безусловно, да. Но далеко не всегда.

Вспомним прабабку Иисуса Христа Раав блудницу. Формально она предала Иерихон, своих родных и друзей, спрятав у себя разведчиков Израиля. Осуждается ли она в Писании? Рассматривается ли ее поступок как предательство? – нет. Почему? Потому ли, что, как это может показаться из текста, она просто все верно рассчитала? Неужели она поступила, руководствуясь принципом, который декларировал Талейран: «Вовремя предать – это значит предвидеть»?

Нет, она руководствовалась не столько страхом перед интервентами, сколько верой в Бога, которому они поклонялись. А если человек переходит в стан противника, потому что считает его дело правым, или преследуя иные высокие цели, которым он именно в стане противника может послужить, формально этот поступок является предательством, но становится ли этот человек предателем качественно ? Как Иуда Искариот? Изменилась ли качественно Раав? Если да, то лишь в лучшую сторону.

Изменяется ли качественно душа преступника, решающего прекратить порочную жизнь? Безусловно. Покаяние изменяет душу. Но только в лучшую сторону. Предает ли он своих товарищей по преступному сообществу? Можно и так сказать, даже если он всего лишь обманул их надежды на свое участие в планируемых преступлениях, а тем более, когда, желая «зло пресечь», сдает их компетентным органам. Становится ли он предателем по внутреннему состоянию? – Нет.

А внутрисемейные преступления? Аналог Иуды – Павлик Морозов. Еще одно нарицательное имя, причем нарицательное в двух параллельных плоскостях: героизации (кстати, в первые послереволюционные годы воздвигались памятники Иуде) и демонизирования. Так можно ли доносить на членов семьи? Какой страшный вопрос, правда?.. Хорошо, сформулируем чуть иначе: допустимо ли жаловаться на членов семьи в полицию? Если шарахнуться в мистическом ужасе от тени Павлика, то и в этом случае ответ будет отрицательным. В таком случае, конкретизируем: если, например, отец-педофил принуждает к сексуальной близости своего родного ребенка или падчерицу/пасынка, может ли ребенок жаловаться на него в полицию? А мать этого ребенка, понимая, что, если удастся доказать факт преступления, ему, по всей вероятности, светит наречение девчачьего имени со всеми прочими радостями петушиной жизни – может ли на мужа подавать заявление? Не станет ли она предательницей? К сожалению, в глазах его родни, а может и вообще в круге их семейного общения, да, именно предательницей она и станет. – Опозорила, очернила, посадила, погубила. Это не из пальца высосано. Это из жизни.

Так заслуживают ли пострадавшие от внутрисемейного насилия дети или их матери, посмевшие заступиться за них (что далеко не так уж часто бывает), клейма Павлика Морозова? Являются ли они предателями? Они предали своего отца/отчима/мужа? Предали, конечно. Заявили же по всей форме, дали показания – сдали (пре-дали) по полной. Стали они от этого предателями? Качественно стали?.. Кто сказал «да»?! Каким же моральным уродом надо быть, чтобы так к ним относиться?!.. К сожалению, с этим уродством приходится сталкиваться на самом разном уровне.

Но вернемся к Иуде Искариоту. Что его побудило предать Учителя? И Евангелия свидетельствуют, и богослужебные тексты говорят нам, что «Иуда злочестивый сребролюбием недуговав омрачашеся». Кому-то этот мотив может показаться несерьезным для столь страшного преступления как предательство Богочеловека, как-то уж очень оно тупо, банально, пошло… Ценности несоизмеримые же!

В поисках рационального обоснования поступка Иуды, выдвигались разные версии, вплоть до самых извращенных, где ключевую роль в Домостроительстве нашего спасения играет именно Иуда, с которым у Христа якобы договоренность была, что он пожертвует своим добрым именем и т.п. Достаточно распространена версия, что Иуда хотел вынудить Иисуса продемонстрировать Свое могущество и таки стать Царем в том смысле, в котором от Него ждали массы униженных и оскорбленных единоплеменников, стонавших под сандалией Римского империализма. Отсюда якобы его раскаяние, потому как «никак не ожидал он такого вот конца».

Кстати, о раскаянии Иуды. Это немаловажный момент. Члены Синедриона, засудившие Христа, не раскаялись. Ничего мы не знаем о Пилате, раскаивался ли он впоследствии. А Иуда раскаялся. Да еще сребреники швырнул тем, кто его использовал. Ничего в этом удивительного нет, ведь Господь, призывая его к апостольскому служению, видел в нем что-то достойное, не из одного же сплошного сребролюбия он состоял!..

«Покаяние может убить», – сказал как-то о. Андрей Кураев, имея в виду в том числе Иуду. Не могу согласиться. Покаяние не может убить. Покаяние возрождает к жизни. А вот раскаяние без соразмерного ему покаяния – может. Именно это и произошло с Иудой.

Тут уместно уточнить понятие «покаяние», потому что в обиходе, как правило, отождествляются совместимые, но отнюдь не синонимичные термины – покаяние и раскаяние .

Несмотря на свое созвучие в русском языке, в тексте Священного Писания им соответствуют разнокоренные слова μετάνοια <метания > (от μετανοέω <метаноэо >) и μεταμέλεια <метамелия > (от μεταμέλομαι <метамеломэ >).

Возможно ли раскаяние (μεταμέλεια ) без покаяния (μετάνοια )? Возможно, судя по действиям Иуды, который «раскаялся», но его раскаяние принесло горький плод (Мф. 27; 3–5). Разница в понимании этих слов очевидна не только из их употребления в Новом Завете, но также из самой этимологии.

Слово μετά <мета > в сложных словах иногда применяется для обозначения перехода из одного места или состояния в другое, перемену, как рус. пере -: μεταβαίνω <метавэно > (переходить ), μεταβάλλω <метавалло > (переменять ), μεταβάπτω <метавапто > (перекрашивать ), μεταβιβάζω <метавивазо > (переводить, перемещать, переносить, изменять ).

Νοῦς <нус > означает ум , разум , мысль , образ мыслей , а также смысл и значение слова. Отсюда глагол νοέω <ноэо > – обращать внимание , видеть , замечать , понимать , думать , обдумывать , взвешивать . Из чего следует, что μετανοέω значит «переменять свой образ мыслей», изменять видение, понимание смысла жизни и ее ценностей.

Но раскаиваться – это уже перевод слова μεταμέλομαι , которое происходит от сочетания слов μετά (о значении которого уже сказано выше) и μέλομαι <меломэ > – заботиться , от слова μέλω <мело >, что означает составлять предмет заботы , заботить . Т.е. получается (если использовать слово μετά в том же значении), что μεταμέλεια – это некая перезабота , т.е. изменение предмета заботы, изменение отношения к чему-либо, изменение предмета устремлений, попечений. Оно, разумеется, тут пересекается со смыслом слова μετάνοια , но все же не отождествляется. Ибо покаяние в отличие от раскаяния предполагает именно глубинное переосмысление всего в корне, перемену не только предмета стремлений, забот, но качественную перемену самого ума .

Так вот именно покаяния ждет Бог от людей, а не одного лишь раскаяния , которое (в отличие от покаяния) может быть вызвано и принуждением под страхом наказания . Поставленный перед фактом неудавшегося предприятия, стоящий перед неотвратимостью тяжких последствий своей ошибки, человек, несомненно, раскается, но это раскаяние не будет иметь нравственного характера. Как сказал один мальчик, вызванный к директору школы за чуть было не устроенный пожар, что он понял, почему нельзя больше так делать: «Потому что за это могут посадить в тюрьму»… Он, безусловно, понимал, что кому-то наносит ущерб, что кто-то может пострадать, что это плохо само по себе, но основное, что его заботило – это плохо, потому что причинит ему страдания . А если можно избежать этих «печальных последствий»?.. Тогда вновь возникает соблазн, потому что сам-то человек не изменился, у него не изменилось нравственное отношение к этому делу. Он озабочен другими вопросами – как бы не пострадать за совершенное зло, но ему не до изменения отношения к этому злу, к самому себе, к иерархии ценностей…

Это большая проблема многих верующих, воображающих, что для спасения достаточно их, вызванного страхом вечных мук, раскаяния на исповеди, и не сознающих, что это всего лишь начало покаяния – изменения, качественной умоперемены.

Беда Иуды состояла в том, что он, искренне сожалея о своем предательстве («согрешил я, предав кровь невинную» (Мф. 27; 4)), не изменился в корне, не переосмыслил своей самости, которая его побудила ложно думать об Учителе (были это подозрения в неискренности, или в своекорыстии, или, в самом деле, он пытался спровоцировать Его на государственный переворот – мы это узнаем в лучшем случае на Страшном суде), и принимать решения, не посоветовавшись с ним, самостоятельно, как бы ставя себя в центр Вселенной, воспринимая свое мнение как критерий истины… И, конечно, гордыня. Если бы можно было ожидать, что припади он к стопам Спасителя, получит презрительно-брезгливый пинок – это он еще мог бы перенести, но в том-то и дело, что Иуда понимал: Христос его простит, а этого гордая душа не в состоянии вынести.

Наказания соразмерного преступлению требует душа Иуды; великодушие, милосердие ее унижает, а раз от Христа он справедливости не дождется, так он сам ее и осуществит!..

Отчаяние – грех гордой души, смеющей судить и решать за Бога.

Наверное, и впрямь предательство - самое страшное, что только может быть. Предательство друзей, близких, тех, в ком мы не сомневаемся, тех, кому доверяем не задумываясь. Это все равно что утратить землю под ногами и небо над головой, потому что те, кому мы верим, они ведь и есть наша земля и наше небо.

Не глупо ли выкорчёвывать старое доброе дерево, чтобы с надеждой втыкать вместо него сомнительный рыночный саженец. Не глупо ли изводить добротное старое, будь то жёны или руководители, ради наивных своих надежд.

Понимание, сочувствие, доброта, любовь - это единственные идеалы. И когда мы предаём их, мы становимся теми, кого мы презираем. И мы теряем нашу человечность, и тогда после нас в мире остаётся лишь насилие и разрушение.

Верность в любви - это всецело вопрос физиологии, она ничуть не зависит от нашей воли. Люди молодые хотят быть верны - и не бывают, старики хотели бы изменить, но где уж им.

Предательство мужчины - это не измена. Предательство не то, что он ушел к другой. Предательство - когда на то, что ты беременна... он скажет, чтоб шла ты на аборт.

Спасибо тем, кто оставил меня в трудную минуту. Вы сделали меня сильнее. Настолько сильнее, что лучше нам не пересекаться.

Благонадёжность - это клеймо, для приобретения которого необходимо сделать какую-нибудь пакость.

Никогда не прощайте измен. Любая измена - это сравнение, поиск лучшего, чем имеешь. Тот, кто ищет лучшее, никогда не будет ценить то, что имеет...

Надо помнить, что те вещи, которые приносят тебе много денег, рано или поздно предадут тебя.

Продавший Родину и самого себя продает.

Что может быть унизительнее для предавшего, чем сознание того, что его предательством не сумели, как следует, воспользоваться.

Короли знают о делах своих министров не больше, чем рогоносцы о делах своих жен.

Дон-Жуан - тот, который изменяет женщине, но не женщинам.

Обидно, когда ты - Иуда, а тебя продают, как Христа.

Предательство, разрушая надежду и веру, убивает любовь.

Что физическая измена - лишь следствие измены духовной. Ибо люди, которые подарили друг другу любовь, не имеют права лгать.

В мире ничто так приятно не пахнет, как труп врага, предателя или изменника.

Любовь не вопрос морали. Но чувство не знает предательства. Оно растет, исчезает, меняется - где же тут предательство? Это же не контракт.

Кому целомудрие в тягость, тому не следует советовать его, чтобы не сделалось оно путем в преисподнюю, превратившись в грязь и похотливость души.

Кто жив, напрасно ждет похвал толпы надменной. Лишь преданность друзей - сокровище владык, Оно прекраснее, чем все богатства мира.

Самые жестокие, самые злые и нетерпимые к своим оппонентам – это предатели и ренегаты.

Способен на любой обман тот, кто привык делать из черного белое и из белого черное.

Храни меня, Господь, от тех, кому я верю. Кому не верю - тех остерегусь я сам.

Предательство, как и закон, обратной силы не имеет.

Когда тебе вскружили голову, трудно заметить момент, когда тебе уже свернули шею.

Бессмысленно убивать мелких предателей в таком государстве, где само правительство состоит из предателей.

Любовь и дружба - это то, ради чего приходится терпеть измены и предательство.

Первое предательство непоправимо. Оно вызывает цепную реакцию дальнейших предательств, из которых каждое все больше и больше отдаляет нас от точки нашего исходного предательства.

Прощение предательства немногим отличается от самого предательства.

Он вас уже бросил однажды и бросит снова. Нельзя зависеть от людей, которые вас подводят.

Верить клятвам предателя - все равно что верить благочестию дьявола.

Самая большая конкуренция - на рынке продажных шкур.

Каждый удар в спину имеет своё лицо.

Нельзя предавать одного, чтобы защитить многих.

Ближе всего к телу продажная шкура.

Существует ли хоть один человек, который не предавал ни разу? Верность - исключительно собачье качество!

Предательство самых близких нам людей убивает нас медленно, очень медленно... Оно как будто сдирает кожу со всего твоего существа... можно жить без души, можно без руки... но без кожи? Когда твоё тело одна сплошная рана?

Был личностью, предал - стал околичностью.

Поделиться: