Когда празднуют День гражданской авиации России? Когда Международный день гражданской авиации

Гражданская авиация давно перестала быть чем-то удивительным. Каждый день в воздух поднимаются сотни тысяч людей, считающих перемещение из одной точки земного шара в другую обыденным делом. Мы же часто упускаем из внимания тот факт, что этот процесс контролируют работники авиации – пилоты, стюардессы, техники. И это еще не все – есть аэродромный персонал и конструкторы. В гражданской авиации работает много людей, у которых имеется профессиональный праздник, отмечаемый девятого февраля.

История праздника

Гражданская авиация всегда была и остается важнейшей составляющей единой транспортной системы Российской Федерации. Сегодня это сложная многоцелевая отрасль с обширным и разнообразным парком воздушных судов, с широкой сетью аэропортов, учебных и научных заведений. Кроме того она имеет множество ремонтных предприятий, разветвленную систему управления воздушным движением, а также некоторыми другими структурами, которые и обеспечивают ее жизнедеятельность.

Пилоты, стюардессы и механики работают на благо пассажиров, решивших воспользоваться услугами лайнеров, уже около 90 лет. В 1923 году был учрежден особый орган, отвечающий за пассажирские перевозки по воздуху. Гражданский аэрофлот тех времен носил название «Добролет». В 1932 году у этой авиации появился собственный флаг. Приблизительно в то же время сменилось название на имеющее меньшую эмоциональную окраску и хорошо знакомое всем нам – «Аэрофлот».

У сотрудников этой компании спустя несколько десятилетий появился собственный праздник, который отмечали в середине февраля. Он долгое время был неофициальным. В 2013 году было решено учредить новый профессиональный праздник, старый же был перенесен на август. Соответствующие документы были подписаны главой государства – в знак признания значимости гражданской авиации и уважения к ее сотрудникам.

Аэропорт Сочи. Ту-154М (RA-85627) авиакомпании Аэрофлот. Фото: Базэл Аэро

День гражданской авиации России — праздник отмечается в России ежегодно 9 февраля с 2013 года. В 2018 году российская гражданская авиация отмечает 95-летие.

Сегодня гражданская авиация – важнейшей составляющая единой транспортной системы. Гордостью нашей страны являются высококлассные летные экипажи, специалисты наземных служб, работники аэропортов, обеспечивающие комфорт и безопасность полетов.

ИСТОРИЯ ПРАЗДНИКА

Выбранная дата имеет символическое значение. В 1923 году открылась первая авиалиния Москва - Нижний Новгород протяженностью 420 километров. Это событие побудило к созданию Всероссийского общества добровольного воздушного флота «Добролет». Планирование и развитие авиалиний требовало введения технического контроля за ними. И уже 9 февраля 1923 г. Совет Труда и Обороны принял постановление об организации Совета по гражданской авиации. Этот день считается датой рождения гражданской авиации в нашей стране.

В 1932 году в СССР был утвержден специальный флаг гражданской авиации и введена форменная одежда и знаки различия для персонала. В этом же году новая отрасль получила имя, известное и по сей день, - «Аэрофлот».

Кстати, с 1979 по 1988 годы во 2 воскресенье февраля отмечали День Аэрофлота. Сегодня все воздухоплаватели страны - представители как гражданской, так и военной авиации - празднуют профессиональный праздник, День Воздушного флота России, в 3 воскресенье августа, а 7 декабря отмечается Международный день гражданской авиации.

В современной России чествования на официальном уровне берут начало после издания Указа Президента России Владимира Путина от 9 февраля 2013 г. № 98 «О Дне работника гражданской авиации».

КТО ПРАЗДНУЕТ

В этот день в России чествуют заслуженных деятелей гражданской авиации, вручают им подарки, грамоты, дипломы. Чиновники правительства РФ направляют благодарности, письма, выступают с речами и заявлениями. Представители авиаслужб говорят об актуальных проблемах и способах их устранения. Проводятся занятия по повышению квалификации. Устраиваются празднования в кругу сотрудников авиакомпаний. Коллеги обмениваются подарками, тостами. Ветераны делятся воспоминаниями о полетах. На телевидении и радиостанциях транслируют тематические передачи. Информационные ресурсы публикуют материалы об отрасли, техническом персонале, журналисты рассказывают о важных событиях.

О ПРОФЕССИИ

Сотрудники гражданской авиации обеспечивают перемещение пассажиров и грузов воздушным транспортом. Они выполняют задачи сельскохозяйственного, исследовательского, медицинского, развлекательного назначения. Путь в профессию начинается с получения профильного образования. Студент осваивает необходимые знания и навыки. К работникам предъявляются строгие требования на знание материальной части и норм обслуживания.

Профессия относится к категории опасных для здоровья и жизни в связи с большими стрессами, возможными авариями, специфическими условиями труда. Сотрудники компаний-перевозчиков выходят на пенсию раньше, в связи с опасностью работы.

Праздник, о котором мы хотим вам рассказать, - это своего рода некоторая путаница в датах. Какого числа День аэрофлота отмечается? Связан ли он как-то с гражданской авиацией? Чем отличается от Дня Воздушного флота РФ, или это одно и то же? Давайте во всем этом разберемся.

Когда отмечается праздник?

День аэрофлота даты празднования, определенного числа не имеет. По традиции он отмечается во второе февральское воскресенье. В 2017 году, к примеру, это было а в 2018 году будет 11-го.

Праздник имеет и второе название - День гражданской авиации. Хоть он и не является красной отметкой в календаре, его значимость переоценить сложно, ведь современный мир, современное государство трудно представить без гражданских самолетов.

Чей это день?

Кого же поздравляют в День аэрофлота? Весь коллектив людей, которые обеспечивают как возможность, так безопасность, комфорт воздушных перелетов:

  • Летный состав.
  • Авиаконструкторские, испытательные бюро.
  • Команду стюардесс.
  • Диспетчерские отделения.
  • Технические бригады.
  • Обслуживающий персонал и т. д.

Кроме того, что в этот день раздаются теплые поздравления в адрес тех, кто связал свою жизнь с авиацией, происходит традиционно и следующее:

  • Награждение лучших работников.
  • Чествование тех, кто в который раз подтвердил свой профессионализм в самых экстренных ситуациях.
  • Посвящение новичков.
  • Поднесение ветеранам авиационной сферы.

История праздника

То, что не для всех однозначно, когда День аэрофлота чествуется, связано с советской историей праздника:

  • С 1923 по 1979 год празднование этой знаменательной даты традиционно приходилось на 9 февраля. Именно в этот день в 1923 году был создан Совет по гражданской авиации.
  • В 1979 году было решено отмечать День аэрофлота во второе воскресенье февраля.
  • В 1988 году вышел новый указ: праздник аэрофлота был совмещен с другой знаковой датой - Днем советского воздушного флота. Поэтому чествование сдвинулось на 19 августа. Но снова ненадолго.
  • В конце 90-х, уже в пору современной Российской Федерации, было принято решение отмечать День российского аэрофлота исторически - во второе февральское воскресенье. Так продолжается вот уж более десятка лет, вплоть до настоящего времени.

История отечественного аэрофлота

Говоря о Дне аэрофлота, не лишним будет сделать краткий ознакомительный экскурс в историю российской гражданской авиации, которой вот уже больше 100 лет.

Первые российские авиаконструкторы начали свою деятельность еще в самом начале XX века. Это такие выдающиеся люди, как Я. Гаккель, И. Стеглау, С. Сикорский. Разработкой и созданием первых русских самолетов мы обязаны именно им.

1918 год - создание Коллегии воздушного флота. В то тяжкое время она не отступала от своей главной задачи: создания твердой теоретической основы отечественного авиастроения, начала производства собственных самолетов. В этот же год был основан Московский центральный аэродинамический институт, которому потребовалось всего несколько лет для того, чтобы стать флагманом советского авиамашиностроения. Параллельно с этим по всей стране начинают появляться конструкторские бюро, вузы, подготавливающие будущих высококлассных авиаинженеров.

23 февраля 1932 года был официально основан советский аэрофлот - было учреждено Главное управление Воздушного флота страны. Всего двадцатилетие потребовалось ему, чтобы войти в список 20 самых крупных мировых авиаперевозчиков.

Лидирующие позиции, перевозя порядка 9 млн пассажиров (7 млн - непосредственно сам "Аэрофлот", 2 млн - его дочерние компании, что составляет около четверти всех авиаперевозок на территории России) ежегодно, одноименная авиакомпания занимает и по сегодняшний день. А контролирует на настоящее время она около половины всех авиаперевозок по стране.

О Дне Воздушного флота России

Напоследок расскажем вам об еще одном знаменательном празднике, с которым нередко путают День аэрофлота. Это третье воскресенье августа, Традиционно его чествование ведется с 1992 года - по постановлению Президиума Верховного российского Совета. Однако, в отличие от Дня гражданской авиации, вектор праздника военизированный - проходят показательные авиавыступления, незабываемые шоу с участием истребителей, воздушный парад техники и т. д.

Считается, что основанием праздника воздушного флота мы обязаны двум абсолютно несхожим правителям - Николаю Второму и Иосифу Сталину:

  • 12 августа 1912 года последний российский император повелел создать при Главуправлении Генерального штаба первую в империи часть, которая занималась развитием военно-воздушных сил.
  • Сталин же, в свою очередь, приказал сделать 18 августа праздником, посвященным советскому воздушному флоту, уже в 1933 году.

Вот и все, что мы хотели вам рассказать о двух самых главных авиапраздниках России. Путаница в них возникла из-за переноса Дня гражданской авиации, аэрофлота, в силу чего многие до сих пор считают, что этот праздник - то же самое, что и День российских воздушных сил. Однако последний посвящен военному авиафлоту.

Не так давно российская гражданская авиация отпраздновала свой юбилей – 90 лет со дня образования этой отрасли. И сегодня у нас есть повод для того, чтобы еще раз вспомнить о том, какого числа День Гражданской Авиации в 2019 году будет отмечаться, с чем именно связана эта дата, а также еще раз поговорить о наших славных летчиках, бортпроводниках и всех людях, посвятивших свою жизнь служению небу.

Какого числа День Гражданской Авиации в 2019 году – 21 августа 2019 года

9 февраля 1923 года Советом Труда и Обороны ССС было принято решение о создании структуры, обеспечивающей нужды обычных людей в пассажирских и грузовых авиаперевозках – «Об организации Совета по гражданской авиации». Поэтому еще до недавнего времени День Гражданской авиации было принято отмечать во второе воскресенье февраля. Однако, после 1992 года в соответствии с Постановления Президиума Верховного Совета Российской Федерации «Об установлении праздника День Воздушного Флота России № 3564-1 от 28 сентября, этот профессиональный праздник было решено перенести на третье воскресенье августа. Кстати, именно в этот день отмечается и профессиональный праздник российских ВВС. Поэтому День Гражданской Авиации в 2019 году будет отмечаться 21 августа.


Несколько слов о российской гражданской авиации

После того, как была окончена Первая Мировая война, практически все страны, имевшие авиацию, начали использовать ее в мирных целях – для доставки людей, почты и грузов на дальние расстояния. То же самое было и в России. Здесь переоборудовали военные самолеты и летали на них за границу.

В мае 1922 года открылась первая линия международных авиаперевозок по маршруту Москва-Кенингсберг. Чуть позже из Москвы начали летать и в Берлин. Через год в Советском Союзе было открыто общество «Добролет» - прародитель современного Аэрофлота.

В 1923 году была открыта первая внутренняя линия авиаперевозок, по которой пассажиры могли добраться из Москвы в Нижний Новгород. В декабре того же года был выпущен и прошел успешные испытания первый отечественный самолет, предназначенный именно для перевозки пассажиров АК-1.

Уже в начале 30-х годов прошлого столетия российское авиастроение было поставлено на широкую ногу. Оно включало в себя несколько конструкторских бюро, предприятия, выпускающие самолеты, а также научно-исследовательские институты, работавшие именно в этой области. Сегодня всем известны имена Андрея Туполева, Олега Антонова и Сергея Ильюшина проектировавших первые российские самолеты, отвечавшие всем требованиям современности. Тогда же был открыт и первый в нашей стране аэровокзал – от располагался в Москве на Ходынском поле.

25 февраля 1932 года было сформировано ГУ ГВФ – Главное управление гражданского воздушного флота и выходит в свет первый Воздушный Кодекс Советского Союза.

Воздушное сообщение между нашей страной и дальним зарубежьем не прекращалось даже в годы Великой Отечественной войны. Многие гражданские летчики были мобилизованы и совершали регулярные вылеты, перевозя пассажиров к линии фронта, а также еще дальше – во вражеские тылы.

Но особенно начала развиваться гражданская авиация в России в послевоенные годы. Конструкторское бюро Ильюшина выпускало все более и более совершенные самолеты. Не отставали и туполевцы. В 1955 году Аэрофлот получил один из лучших самолетов того времен – Ту-104, работавший, как на внутренних, так и на международных рейсах, а уже в конце 50-х годов на линии вышел еще более совершенный Ту-114. В это же врем в столице нашей родины открывается новый аэропорт – Шереметьево, обслуживающий только международные линии.

В 1978 году на международных авиалиниях появился новый грузовой самолет – Ил-76, а в 1980 году Аэрофлот становится основным перевозчиком Московской Олимпиады-80.

После распада СССР, произошедшего в начале 90-х годов прошлого столетия, Аэрофлот остался российской авиакомпанией, а в бывших союзных республиках появились свои собственные. Частные авиакомпании, появились и в России. На сегодняшний день их насчитывается около 120. Крупнейшие из них - "Аэрофлот", "Трансаэро", "ЮТэйр" и группа S7.

Основная проблема гражданской авиации в 2019 году

Пилот гражданской авиации – без преувеличения можно сказать, что это одна из немногих специальностей, за представителями которой будущие работодатели ведут настоящую охоту. И даже еще на этапе их обучения. Все дело в том, что в России, к сожалению, сложился настоящий дефицит пилотов. Объем гражданских перевозок все возрастает и возрастает и современные летные училища просто физически не успевают покрывать потребности рынка. Ежегодно выпускается не более 400 курсантов, в то время, как сокращение по возрасту – почти в два раза больше, до 700 человек в год. Увы – ряды наших пилотов редеют. Конечно, можно было бы просто увеличить набор – но в этом случае училища будут испытывать дефицит преподавателей. Ведь обучают будущих летчиков гражданской авиации тоже пилоты, только более старшие и опытные. И они тоже с возрастом выходят на пенсию. И, несмотря на высокие заработные платы – а гражданские пилоты получают сегодня около 300 000 рублей, решить эту проблему пока не удается.

Между тем, конкурс в летные училища достаточно высок – до 4-5 человек на место. Прежде всего, необходимо пройти придирчивую медкомиссию. До четверти претендентов отсеивается уже на этом этапе. Далее необходимо будет пройти профессиональные тесты, на которых проверяются разные параметры, например, скорость реакции, умение концентрироваться и так далее. Наконец, третий отборочный тур – это собеседование. Преподавателям важно выяснить и понять мотивацию, которая привела молодого человека именно сюда.

Тем же, кому удалось пройти все туры и выиграть по результатам ЕГЭ предстоят непростые учебные будни. В летном училище изучают самые разные дисциплины, от летной эксплуатации и безопасности полетов до истории и иностранных языков.

Общество может обойтись без авиации и самолётов. Но без них не выйдет быстрого перемещения из одной точки страны в другую. А на дорогу от Москвы до Владивостока уйдёт половина отпуска. Гражданская авиация способна оперативно привезти лекарство и вакцину, доставить спасателей в зону землетрясения, транспортировать скоропортящиеся продукты. В России авиация нужна особенно — ведь её просторы и расстояния огромны!

Достойный труд

Лётчик — это одна из самых сложных профессий. Необходимо крепкое здоровье, светлая голова, сообразительность и идеальная координация движений. А ещё важны серьёзные знания физики, механики, аэродинамики. Пилот самолёта — это хладнокровие, спокойствие и полная уверенность в себе. Авиация не ограничивается лишь командой лётчиков и стюардесс. Это целая отрасль народного хозяйства, в ней работают диспетчера, механики, заправщики, метеорологи, электронщики, конструктора самолётов. Эти люди заслуживают уважения и почёта. И у них должен быть свой профессиональный день.

История появления

Эпоха СССР оставила нам традицию отмечать профессиональные даты. В 1923 году первое в мире государстве рабочих и крестьян создало авиацию. Случилось это девятого февраля. Именно девятое число стало профессиональным днём лётчиков и обслуживающего персонала. Учредил день Совет Труда и Обороны. Его указ «Об организации авиационного Совета» стал основой для ежегодного празднования. С 1979 года по 1988 год каждое второе воскресенье последнего месяца зимы гуляли День Аэрофлота. У лётчиков РФ есть ещё и общая дата — «День авиационного флота РФ». Его празднуют каждое третье воскресенье последнего месяца лета (в августе). Существует ещё Международный день авиатора: 7 декабря.

Как гулять?

День гражданской авиации не является государственным праздником высочайшего уровня (типа 9 Мая или 8 Марта). Это не выходной день, нет традиции устраивать парад и праздничный салют. Но первые лица страны часто обращаются к авиаторам, поздравляют их с торжеством. Их речи просты и понятны: в них желают добра и благополучия, обещают максимум внимания и финансирования воздушному транспорту. Основные мероприятия пройдут в лётных коллективах. Начальство обязательно устроит крутую корпоративную вечеринку с приглашением звёзд эстрады или кино. Рядовые работники отметят более скромно, но весело. Ничего страшного, если веселье будет организовано дома.

Наши ожидания

В 2018 году праздник пройдёт по всем нормам и правилам. Тематика многих программ по телевизору будет соответствующей. Советский кинематограф снял множество интересных лент, которые можно смело крутить по центральным телеканалам:

  • «Экипаж».
  • «Мимино».
  • «Кандагар».
  • «Валерий Чкалов».
  • «Поэма о крыльях».

Редко без самолётов обходятся крутые голливудские боевики. Про самолёты и работников гражданской авиации спето много песен. Достаточно вспомнить «Стюардессу по имени Жанна» или «Под крылом самолёта».

Удобно то, что 9 февраля в 2018 году — пятница. После вечеринки два выходных дня. Хотя большинство работников авиалиний трудится по особому графику, который не признаёт праздников и выходных дней. Даже новогодняя ночь — рядовой рабочий день. И совсем не важно — какого числа День гражданской авиации. Любой лётчик или авиадиспетчер достоин внимания и уважения к себе в течение всего года. От наших добрых и тёплых слов будет зависеть жизнь сотен людей.

Если Вы любите и цените своего авиатора, то не стоит ждать середины февраля, когда наступит праздник. Делайте небольшие презенты и сюрпризы по любому поводу. В качестве доступного поздравления можно использовать ролик:

На эпиграф:

В День авиации, друзья, за лётчиков пьют стоя, удачи, мира и добра, чтобы не знали горя!

Поделиться: