Как пережить первый год жизни ребенка. Опыт Вики Загородних. Первый год жизни

Известно, что счастливы не те, у кого есть дети, а именно те, кто понимает, какое это счастье! Если в семье появился ребенок, то счастье и радость наполняет чувства мамы, независимо от ее возраста: будь это молодая мама или среднего возраста женщина. Следует также отметить, что имея первого малыша, все мамочки очень волнуются за его здоровье, находясь в постоянном напряжении, постоянно следят, соответствует ли развитие ребенка по месяцам .

А также они начинают рассматривать обычные предметы чуть ли не под рентгеновскими лучами. Научно доказано, что ребенок развивается определенными этапами, и это в свою очередь, как и универсально, так и индивидуально. Так с одной стороны, ступени, которые перешагивает кроха, предопределены самой природой, а с другой - малыш сам определяет момент, когда ему стоит переходить в следующую стадию. Именно только тогда когда уже пройден один этап и происходит переход к следующему. Так что не стоит переживать из-за того, что развитие вашего ребенка по месяцам не всегда будет укладываться в стандартные нормы. Ведь ребенок развивается по своим «правилам», как эмоционально, так и физически. А также не столь важно, когда ребенок начинает делать что-либо, важнее всего последовательность прогресса в освоении основных этапов развития. Проследим основные (в среднем) навыки, которые ребенок приобретает в процессе развития с 6 месяцев до одного года.

1-ый месяц жизни

Принято считать, что именно этот период очень сложный для родителей. И хотя новорожденный ребенок практически все время спит, молодые родители должны привыкнуть и приспособиться к новой, полной забот и тревог, но и в то же время очень интересной жизни. Ребенку 1 месяца развития характерны нескоординированные движения: он постоянно потягивается и двигает ручками и ножками. При этом крошечные пальчики сжаты в кулачки, а ручки и ножки полностью не выпрямляются. Но к концу первого месяца он уже может ненадолго удерживать головку и даже фиксировать свой взгляд на яркой игрушке или лице взрослого, издавать идентичные тихие гласные звуки и прислушиваться к разговору. Младенец реагирует на громкие, резкие звуки, поворачивая к источнику звуку голову, и закрывает глаза. И можно также разглядеть на его лице выражение испуга или неудовольствия: дыхание малыша учащается, и он начинает плакать. Но спетая вовремя колыбельная мамой поможет ребенку заснуть спокойно, а доброжелательный и ласковый тон, принятый в семье будет формировать у ребенка чувство уверенности и защищенности в дальнейшей взрослой жизни. А также мама должна будет примерно владеть информацией о развитие ребенка по месяцам , чтобы иметь представления о том, что малыша и ее ждет в самом ближайшем будущем.

2-ой месяц жизни

У ребенка 2 месяца, развитие происходит более активнее. Малыш уже имеет свой темперамент. А родители уже привыкли к его новому режиму, понимают его потребности и желания, знают его привычки. Можно уже также и определить характер маленького человечка. Постепенно угасают врожденные рефлексы. Малыш вырабатывает координацию, тренирует свои движения, тем самым приобретает условные рефлексы. Его действия становятся более целенаправленными, чем раньше. И ребенку доставляет просто огромное удовольствие изучать свое движение. Кроха уже может периодически разжимать кисти и, вытягиваясь расправлять ручки и ножки. Обычно к концу второго месяца тонус пальчиков и кистей уходит, т.е. кисть становится раскрытой и расслабленной. И если чаще выкладывать карапуза на животик,то он уже сможет удерживать свой «тяжелую» головку в течении 15 секунд. А также во избежание неравномерного развития мышц малышу следует периодически менять местоположение (перекладывайте с бока на бок). Двухмесячный ребенок уже проявляет активность и начинает следить за движущими предметами, которые попадают в поле его зрения. Сейчас он очень интересуется мобилем, подвешенным над кроваткой. Предметы, находящиеся примерно на расстоянии 50 сантиметров малыш уже может видеть. Ребенок может косить глазками, но не пугайтесь, это из-за того, что мышцы на его лице еще недостаточно развиты, со временем это пройдет. Маленький человечек уже узнает мамино лицо и начинает прислушиваться к разговорам, голосам, музыке. А также начинает издавать определенные звуки, а далее и простейшие слоги. Ребенок уже способен одарить вас своей незабываемой улыбкой. Он любит, когда с ним общаются. Поэтому общайтесь с малышом, показывайте предметы и рассказывайте о том, что его окружает. Ведь он радуется общению с родными, больше чем даже с предметом. В этом возрасте ребенок еще не различает цветов, кроме белого и черного. По этой причине он и чаще обращает свое внимание на контрастные цвета, а преимущество отдает светлым тонам. Мама к этому времени уже научилась понимать ребенка по плачу и может без труда определить плач голодного ребенка от мокрого. Так как именно плач на этой стадии развития является первым способом общения малыша с окружающими.Малыш все чаще проявляет эмоции: радуется перед кормлением и волнуется перед купанием.

3-ий месяц жизни

В это время продолжается укрепление опорно - двигательного аппарата малыша, совершенствуется центральная нервная система.
Родители должны быть предельно внимательными в обращении с ребенком, так как кости малыша очень хрупки и подвержены внешним воздействиям. Неправильная посадка или тугое пеленание крохи может привести к деформации костей. Малыш уже пытается сам тянуться к игрушкам и разжимает пальчики. В вертикальном положении на руках у любимых родителей хорошо удерживает голову и свободно поворачивает ее во все стороны. А также рассматривает свои руки, подносит их к маленькому личику и следит за их движением. Развитие ребенка в 3 месяц жизни предусматривает и его психоэмоциональное развитие. Малыш хорошо реагирует на звук и может четко определить, откуда именно он идет. Звуками выражает свои желания, эмоции, и неудовольствия, узнает голос мамы и слушает, когда она с ним разговаривает. В это время у малыша вырабатываются хватательные движения ручек. Сейчас он уже не просто следит за каруселькой над кроватью, но и пытается дотянуться до нее и схватить. Во время сна кроха уже может и поменять привычную позу. Внимание малыша привлекают игрушки и крупные узоры на них. Если предмет его заинтересовал, то он может следить за ним, находясь лежа на боку, спине, животике или на руках у родителей. Ваше маленькое счастье может вас приятно удивить и начать гулить. При этом может звуками подражать музыке и голосам родителей. Трехмесячный малыш уже перед купанием не волнуется, а чувствует радость и наслаждается его процессом. А также все чаще дарит вам свои откровенные, по – детски наивные улыбки. И начинает все больше и больше требовать к себе внимания. Если вы вдруг перестали с ним общаться или отобрали игрушку, он может проявить свое неудовольствие.

4-ый месяц жизни

Развитие ребенка в 4 месяца обусловлено появлением все новых и новых умений и способностей. Для того чтобы развить тактильные ощущения ему необходимо продолжать давать предметы из разных материалов. В этом периоде жизни кроха уже способен различать запахи. Кроме того уже развивается кратковременная память примерно 5-7 секунд. К четвертому месяцу у малыша формируется новый цвет и качество волос. Но на протяжении еще нескольких месяцев цвет волос, как и цвет глаз, может опять поменяться. И если кроха был обладателем, например голубых глаз, то вполне вероятно, что они могут стать и карими. Движения маленького карапуза становятся все уверенней и четче: лежа на животе, уверенно поднимает, поворачивает и удерживает головку, а лежа на спине может не только поднимать голову, но и подтягивать подбородок к груди. Четырехмесячный малыш учится переворачиваться со спины на живот, и если это у него получается, то это сопровождается просто шквалом положительных эмоций. Ручки малыша уже могут захватить игрушку, переносить ее и даже уронить. Очень старается брать небольшие предметы двумя пальчиками. Активность чувствуется также и в ножках ребенка. В состоянии покоя кроха периодически распрямляет колени. А если его поставить на пол стопами и держать под мышки, то малыш начинает сгибать и разгибать колени и даже приплясывать. Глазки ребенка к этому возрасту уже начинают двигаться скоординировано и синхронно. Малыш уже может следить за движущими предметами достаточно долго, а также и переводить взгляд от одного предмета к другому, которые находятся на разном от ребенка расстоянии. Если поднести к его лицу зеркало, то малыш начинает интересоваться своим отражением в нем, и даже самому себе дарить улыбки. Кроме того у малыша начинает проявляться любопытство. Он обращает внимание на звуковые раздражители и поворачивает в сторону шума голову, любит слушать музыку. А от собственного лепета просто приходит в восторг. Начинают появляться такие лепетные звуки как «е», «и», «а», «га», «гу». Маленький человечек очень боится щекоток и при этом достаточно громко смеется. А в окружении людей ребенок проявляет уже большую активность и стремится к тому, чтобы его заметили.

5-ый месяц жизни

В этом возрасте у ребенка продолжается процесс изучения мира вокруг себя. Он тянется к родителям, интересующим его игрушкам или предметам, двигается. Ребенок становится более гибким, и подвижным. Все чаще малыш пробует свои возможности: он уже может схватить свою ножку и лежа на спине подтянуть пальчики ног ко рту и попробовать их на вкус. А также пытается всячески выгибаться, поднимая таз. Поэтому будьте бдительны и следите за ребенком, чтобы избежать возможности получить травму при падении. Ребенок легко берет игрушку и крепко удерживает ее, а затем, немного изучив, тянет в рот. Развитие ребенка в 5 месяцев предусматривает уже и самостоятельные попытки сесть. Общение по-прежнему остается любимым занятием ребенка. Он активно агукает, гулит и производит гортанные звуки и при этом постоянно требует общения с родными и близкими. Желательно повторять язык малыша-это будет его провоцировать на дальнейший диалог. Маленький «певец» уже громко произносит гласные и согласные звуки: а, э, и, ы, б, д, к, м. А иногда даже и пытается соединить звуки в определенные слоги. Оказавшись в новом месте ребенок начинает осматриваться и интонацией показывает свой отношение, настроение и реакцию. К этому возрасту, ребенок уже узнает близких и знакомых ему людей, а к чужим относится с недоверием. За родительское общение благодарит улыбкой. Мимика лица ребенка уже чаще меняется. Слух крохи также все время совершенствуется: он четко слышит, узнает и реагирует на звуки. Уже к пятому месяцу обычно исчезает физиологическое косоглазие новорожденных. Малыша все чаще привлекает мамино лицо. Он рассматривает глаза, губы, брови, нос и касается всего этого своими маленькими нежными и мягкими ручками. Пятимесячный ребенок способен запоминать уже все детали маминой внешности и даже одежду, прическу и украшения. В этом возрасте возможно малыш начинает очень остро реагировать на незнакомых ему людей и даже пугаться. Ему становится интересно все то, что видно из коляски. Поэтому ему стоит все показывать на улице: кошечки, собачки, деревья, кустики, травка доставляют ему удовольствие. Особый интерес у него могут вызывать падающие предметы, особенно если мама будет их постоянно поднимать.К этому возрасту малыш также и открывает для себя свое тело. Таким проявлением познавательных потребностей является и изучение своих половых органов. Не стоит поднимать из-за этого панику-это является нормой. Не ругайте ребенка за это и не акцентируйте внимание на его действиях, а просто постарайтесь переключить его внимание на что-нибудь, не менее интересное.

6-ой месяц жизни

Конечно, процесс развития шестимесячного ребенка имеет определенные различия ежели, чем ребенок 1 месяца развития . Кроха уже научился контролировать движение своих ручек в такой степени, что может даже сам подтянуть к себе интересующий его предмет. А научившись брать в маленькую ручку игрушку, начнет тут же пытаться перекладывать ее из одной ручки в другую. И в определенный момент он начинает понимать, что бросить предмет также интересно, как и взять его, и его жизнь приобретает особый смысл, а ваша… особые сложности.
В 6 месяцев ребенку развитие еще сложно сказать, кто ваш ребенок – правша или левша. Обычно дети в этом возрасте предпочитают все делать одной рукой, но через определенное время «любимая» рука почему-то меняется. И точно определить левша или правша ребенок можно будет только в возрасте 2-3 года. Многие шестимесячные дети уже умеют переворачиваться со спины на живот и обратно, и это им доставляет просто огромное удовольствие (да и самим родителям тоже).

Но помните, что так веселит вашего ребенка вам может стоить определенных нервов, т.е. меняя подгузник не оставляйте малыша НИКОГДА без присмотра на кровати или другой поверхности с которой он может просто упасть.

Дети в этом возрасте не просто терпят внимание окружающих, но и пытаются его также и привлечь. Вы можете заметить, что ребенок испытывает страх перед незнакомыми людьми, но стоит им подойти к малышу и улыбнуться - они сразу становятся друзьями. К тому же малыш уже понимает, что его хорошее или плохое поведение вам не безразлично, и впредь он будет делать все, чтобы привлечь максимально ваше внимание. Очевидным также и становится и то что, что если раньше, например, когда развитие ребенка в 4 месяца предусматривало привлечение внимание только детским плачем, то сейчас его арсенал заметно расширился: он может корчиться, переворачиваться, кричать и многое другое. И вы со своей стороны не должны скупиться на похвалу - ведь он это заслужил. К шести месяцем дети уже прекрасно слышат и видят мир почти также как и мы с вами. Они умеет взвизгивать, менять октаву как оперные певцы, лепетать, издавать булькающие звуки. Некоторые (примерно половина детей) могут уже бесконечно повторять один и тот же слог, например «ба», «ма», «га» или другие подобные сочетания согласной и гласной. В этот возрастной период малыш познает окружающий его мир при помощи своих органов чувств. Поэтому стоит позаботиться о том, чтобы его окружали безопасные вещи, которые он может трогать, брать в рот и использовать для игры.

7-й месяц жизни

Когда достигает ваш ребенок 7 месяцев, развитие его заметно не только вам, но и окружающим. Сейчас он может удерживать часть своего веса на ногах и очень любит подпрыгивать. Даже более того, он уже способен сидеть без посторонней помощи и поворачиваться сидя для того, чтобы достать необходимый ему предмет. Моторика рук также совершенствуется: без труда сводит руки вместе, может пить из чашки, держась двумя ручками (конечно с вашей помощью), стучит разными предметами друг об друга. К этому времени у вашего малыша уже могут начаться прорезываться зубки, хотя у некоторых детей может быть и намного раньше, например развитие ребенка в 3 месяца это также предусматривает. В 7 месяцев обычно появляются два верхних центральных, а затем два боковые резцов. В этом возрасте кроха также склонен к тому, чтобы испытывать ваш авторитет, подчиняясь вашим указаниям или отказываясь их выполнять. А также вы можете заметить, что ребенок может быть беспокойным, если не видел маму в течение дня, и заметно успокаивается, когда вы приходите его укладывать спать. Семимесячный малыш умеет прекрасно различать тон вашего голоса и может заплакать, если вы с ним резко разговариваете. А также увлеченно играет в игры (особенно если необходимо найти спрятанную вещь) и даже помнит о том, что в конце песенки из коробочки обязательно выскочит попрыгунчик. Малыша очень интересуют мягкие игрушки, например зайцы, медведи различных размеров. И одна игрушка может и вовсе получить статус «любимой», которая будет впоследствии сопровождать вас повсюду. И если раньше не составляло особого труда забрать у крохи игрушку, то сейчас вы поймете, насколько не соответствует истине выражение «так же просто, как отнять конфетку у ребенка». При попытке взять у него предмет или игрушку вы можете столкнуться с огромной громкой формой протеста.

8-й месяц жизни

8 месяцев

Достигнув восьмимесячного возраста, ребенок может уже сидеть, а возможно и передвигаться по полу сидя, отталкиваясь спереди ногами, а сзади – руками, ползать. Кроха может пытаться встать, держась при этом за мебель. Помните, если ребенок 8 месяцев, развитие его достигло той ступени, когда он может самостоятельно передвигаться, то это значит, что нужно готовиться к неизбежным падениям, шишкам и синякам. Но это неотъемлемая часть детства, и вам придется наслаждаться, глядя хоть и с замиранием сердца, как ваш малыш исследует окружающую его среду и познает границы своих возможностей. Ребенок в этом возрасте умет отыскивать упавшие на пол предметы и показывать на них пальцем. Он без труда может пальчиком взять что-то съестное и быстро зажать это в кулаке. Восьмимесячный малыш становится более эмоциональным. Так, услышав аплодисменты, он может их повторить, или послать воздушный поцелуй знакомым ему людям. Кроха пытается оценивать поведение окружающих и подражать их поведению. Например, при виде плачущего ребенка малыш в «знак солидарности» также может расплакаться. Если развитие ребенка в 5 месяцев еще не предполагает так остро чувствовать разлуку с мамой, то уже в восемь месяцев малыш на это реагирует особо чувствительно. Расставаясь с ребенком, обязательно обнимите его скажите, что вы очень скоро вернетесь. В восемь месяцев у детей формируется понятие того, как разные предметы между собой соотносятся, т.е. они начинают понимать, что предмет меньшего размера помещается внутри большого предмета. А также легко находят спрятанные вещи и правильно указывают на картинку, если назвать им объект, изображенный на ней.

9-й месяц жизни

Принято считать, что при нормальном развитие ребенок 9 месяцев уже пытается сделать первые шаги. Пусть хоть с поддержкой, зато он самостоятельно сгибает колени и садится из положения стоя. А это не так-то просто как нам взрослым кажется! Для крохи – это просто подвиг! Можно помочь ребенку в этом процессе и таким образом ускорить сам процесс обучения: садится и вставать перед ним на колени, а также протягивать к нему руки или держать его за руки, чтобы он к вам шел. Если у него все получается отлично, то вашему дому просто не устоять: маленький следопыт сможет открыть любую дверцу шкафа и устремится туда, куда до этого времени доступ ему был закрыт. Ваш малыш в этом возрасте уже может складывать предметы в корзинку или ящик и брать их оттуда. А также его интересуют движущие игрушки: колеса, рычаги, двери - ведь их можно открывать и закрывать. Особенно вызывают интерес большие пластиковые машины, которые можно катать по дому, пирамидки и так далее. К 9 месяцев малыш понимает уже больше слов и его лепет начинает напоминать настоящие слова («ма» и «па»). Но заранее не радуйтесь, пока это еще не настоящие слова, а лишь определенный набор звуков, часто произносимые малышом.

Помните, что ребенок начинает по – настоящему понимать язык и слова только тогда когда они употребляются в процессе общения с ним.

Девятимесячный малыш уже может откликаться на свое имя и оглядываться по сторонам в поисках человека, кто его позвал. Поэтому произносить имя крохи следует как можно чаще, ведь это стимулирует его способность к узнаванию. Кроме того малыш в этом возрасте понимает слово «нет», но это совсем не означает, что он начнет сразу слушаться.

10-й месяц жизни

10 месяцев

Вот уже и 10 месяцев ребенку, развитие в этом периоде можно охарактеризовать как «активное движение». Большинство карапузов уже умеют ползать на четвереньках, при этом координируя свое движения. Малыши также почувствовали преимущество вертикального положения и все чаще пытаются с ним подружиться. Они учатся вставать самостоятельно при помощи мебели и карабкаться по ступенькам. А когда первые шаги будут позади, то родителям придется проявить недюжинную физическую энергию, чтобы поспеть за своим чадом. Пальчики ребенка также становятся все больше проворнее. Он уже может взять и даже очень мелкий предмет, зажав его между большим и указательным пальцами. И как прежде пытается попробовать на зубок. Малыш может быть, как и очень общительным, улыбаясь первому встречному до ушей, так и очень скрытным, прячась при виде незнакомых ему людей за мамину юбку. Малыш повторяет с удовольствием жесты и звуки, а также и может помахать на прощанье ручкой, если видит, что вы собираетесь уходить. Время от времени малыши могут пугаться каких-то вещей, которых они не понимают или раньше не обращали на это внимание. Например, телефонного или дверного звонка. В таком случае необходимо дать почувствовать ребенку, что вы рядом и его любите. В это время маленькие «болтуны и болтушки» начинают понимать много коротких фраз и простых слов. Поэтому с ними следует как можно чаще разговаривать и произносить строго правильную .

11-й месяц жизни

Ребенок 11 месяцев, развити е его уже вовсе не напоминает беспомощного малыша, который ничего без маминой помощи не может. Этот период можно озаглавить как «Я-сам». Ну, конечно, ему нужна ваша помощь, а тем более забота. Но он сам пьет уже из кружки, сидит на корточках, переступает ножками и стоит. А также учится ходить за ручку, просовывать руки в рукава, когда вы его одеваете. Малышу все больше и больше нравятся книжки, и он постоянно требует, чтобы их ему читали. Ведь у него, получается, переворачивать станицы книг и листать их. В 11 месяцев ребенок понимает что он самостоятельный, отдельный от своих братьев и сестер человечек. Очень часто дети этого возраста начинают играть рядом с другими детьми, но не вместе. А также у них может появиться любимый предмет. Ребенок уже вполне осознано начинает произносить слова. Так как в этом возрастном периоде активно развиваются лобные доли мозга, ответственные за речь и мышление. Малыш может не просто произносить слова, но и выполнять определенные действия, простые просьбы. Например: «Подними ложку» или «Дай мне мячик». А если хотите поставить перед ним более сложную задачу, то стоит ее сначала разделить на несколько маленьких, для того чтобы ребенок не запутался.

12-й месяц жизни

12 месяцев

Скорее всего, ваша кроха или даже можно сказать годовалый малыш осмысленно говорит «мама», «папа» и еще несколько простых слов, но чаще выдает такие «тирады», которые больше похоже на длинные фразы на иностранном языке. Ребенок уже может вам отвечать на простые вопросы, особенно если вы поможете ему уловить правильно их смысл, прибегая к помощи жестов. Например, «Дай мне чашку» − и укажите на нее или «Где у тебя рот?» − и укажите сами пальцем. Дети в этом возрасте очень восприимчивы, и это очень хороший шанс начать прививать им хорошие манеры. Можно в соответствующей ситуации четко говорить «спасибо» и «пожалуйста», а также и привлекать к домашней работе, предложив ему в игровой форме помыть игрушки. Маленькие незнайки, скорее всего не поймут смысл этих действий, но зато полезная привычка останется надолго. Дети в год понимают, что у всех вещей есть имя. По возможности просите, чтобы он показывал в книжке, магазине, на прогулке знакомые ему вещи.

Первый год жизни ребенка – самый потрясающий, самый непростой, самый важный и самый необычный период и для самого малыша, и для его родителей.

Именно в течение первых двенадцати месяцев происходит стремительное развитие всех систем организма, и ребенок из беспомощного комочка превращается в веселого «годовасика», уверенно стоящего на крепких ножках.

Именно в течение первых месяцев родители знакомятся со своим малышом, а он – с ними. Родители начинают понимать, каковы темперамент ребенка, его предпочтения, любимые действия, песни, игрушки и т. п. Малыш же, в свою очередь, из множества лиц и людей начинает выделять «своих», радоваться им, демонстрировать свои успехи, выстраивать с ними взаимоотношения.

Именно в течение этих двенадцати месяцев у ребенка формируется базовое отношение к миру. Получая первый опыт взаимодействия с людьми (в первую очередь с родителями и близкими членами семьи), ребенок решает, как – с доверием или недоверием – он будет в дальнейшем относиться к окружающему миру.

В первый год жизни малыш меняется каждое мгновение. Каждый новый день приносит родителям приятные сюрпризы и поводы для восхищения их прекрасным младенцем. Вот, еще буквально вчера он лежал на спинке, а сегодня взял и перевернулся на животик! Или сегодня он увидел вас и впервые вам улыбнулся! Или вдруг на прогулке он решительно оттолкнул вашу руку и сделал свой первый шаг!

Конечно, в первый год жизни ребенка ни одного родителя не минует тревога и беспокойство по поводу «а правильно ли и в нужном ли темпе развивается мой малыш».

Существуют определенные нормы физического и психического развития детей.

К показателям физического развития относятся рост, вес, окружности головы и груди ребенка. К показателям психического развития – умения и навыки, которым ребенок научился в течение того или иного месяца.

Эти нормы необходимы, потому что, в общем и целом, дают родителям возможность понять, в нужном ли темпе развивается их малыш. Но нужно учитывать, что, несмотря на средние показатели, у каждого ребенка – свой темп развития. И совсем не обязательно, что ваш малыш будет тем «хрестоматийным» ребенком, у которого ровно в полгода прорежутся зубки, а в год он начнет ходить. Ведь даже у детей из одной семьи с большой вероятностью будет своя, уникальная схема развития.


В нашей книге мы хотим рассказать вам о том, как в течение первого года жизни меняется ребенок, проходя за пятьдесят две недели великий путь от беспомощного новорожденного до смышленого малыша.

Первый месяц

Первая неделя

Ваш малыш после рождения абсолютно беспомощен и поэтому беззащитен. Сейчас ваш кроха полностью зависит от вас. Вы будете для него всем – теплом, любовью, питанием, защитой, счастьем и источником информации.

Эту неделю вы с малышом, скорее всего, проведете в роддоме (если не рожали дома).

Первые дни вы будете рассматривать друг друга, изучать, приспосабливаться друг к другу. Одни дети в первые дни жизни почти все время спят, другие могут бодрствовать небольшие промежутки времени. Одни малыши спокойно переносят длительные перерывы между кормлениями, другим нужно принимать пищу чаще. Некоторые нуждаются в укачивании для того, чтобы заснуть. Постарайтесь сразу приложить малыша к груди и давайте ему возможность сосать столько, сколько он захочет.

Это важно!

Сейчас у вашего малыша помимо физиологических потребностей наиболее ярко выражена потребность в психологическом комфорте. Ребенку необходим тесный контакт с матерью, ощущение ее близости, уверенность, что она быстро отреагирует на его сигналы. Максимальное удовлетворение этой потребности оказывает значительное влияние на последующее развитие новорожденного. Создание психологического комфорта для младенца является одной из самых главных основ его воспитания. Окружите своего малыша нежностью, заботой, лаской. Ваша любовь будет залогом его благополучного развития.

Самым благоприятным сейчас для ребенка будет положение лежа у вас на животе, в тесном контакте с вами. Ощущение тепла материнского тела, знакомый ритм биения сердца, звуки вашего голоса будут успокаивающе действовать на ребенка.

Никогда не оставайтесь равнодушной к плачу младенца. Бережно берите его на руки, нежно прижимайте его к себе, баюкайте. Ласково разговаривайте с ним, напевайте ему. Всегда с улыбкой приветствуйте его пробуждение.

Если малыш не спит и лежит спокойно, воспользуйтесь моментом и поговорите с ним. Можете быть уверены, что ваши ласковые слова будут им услышаны и пойдут на пользу. Все процедуры кормления, пеленания и другие занятия с малышом сопровождайте тихой медленной ласковой речью. Пусть ребенок почаще видит ваше лицо. Самая удобная поза для него – когда малыш находится под грудью. Он еще не умеет сосредоточивать взор, его взгляд блуждает, но своим голосом вы поможете ребенку найти ваше лицо и выделить его из окружающего мира. Будьте уверены, малыш быстро научится это делать.

Если ребенок много спит и просыпается только для кормления, не беспокойтесь. Не стоит побуждать его к бодрствованию.

Что уже умеет малыш

Каким бы беспомощным ни выглядел новорожденный, он не приходит в этот мир без всякого жизненного опыта. Мудрая природа снабдила его программой со множеством жизненно важных рефлексов, обеспечивающих безопасность и выживание. Их наличие у новорожденного – одно из важнейших доказательств его здоровья.

Некоторые безусловные рефлексы можно обнаружить у ребенка уже спустя несколько часов после рождения, другие – через несколько дней.

Стоит учесть

С первых же дней жизни ребенку очень важно общение с папой. Чем раньше отец включится в заботы о малыше и общение с ним, тем гармоничнее будут в дальнейшем развиваться отношения в семье.

Основные два рефлекса, связанные с удовлетворением главной потребности ребенка – питания, – сосательный и глотательный . Если малышу вложить в рот пустышку, он крепко обхватит ее губами, даже будучи сытым. Если соском или пальцем прикоснуться к щечке малыша, он повернет голову в эту сторону, приоткроет губки и попытается достать палец (сосок) ротиком. Это поисковый рефлекс .

Если вы проведете пальцем по внутренней поверхности ладони ребенка, то он с удивительной силой схватит вас за палец и сожмет его. Это – хватательный рефлекс . Правда, хватание в этот период еще ложное, и ребенок утрачивает его к 3 месяцам. Истинное умение захватывать у него разовьется позже – к 3–4 месяцам.

Возьмите малыша под мышки со стороны спины, поддерживая его голову указательными пальцами, и прикоснитесь его ступнями к какой-нибудь поверхности. Вы увидите, что сначала он отдернет ножки и подожмет их к животу, а затем выпрямит и полной ступней упрется в поверхность. Если при этом ребенка немного наклонить вперед, то он начнет «шагать». Это – рефлексы опоры и автоматической походки .

Выложите малыша на живот, так чтобы он стопами как бы уперся в ваши ладони, и чуть подтолкните его. Он начнет производить несогласованные плавательные движения руками и ногами и ползти вперед. Этот рефлекс можно обнаружить у ребенка на 3–4-е сутки после появления на свет.

Если выложить малыша на живот, то он сразу повернет голову в сторону. Иногда новорожденные делают попытки ее приподнять. Это защитный рефлекс , который сохраняет ребенку способность дышать без помех.

Есть у малыша и другие защитные реакции. Например, при громком шуме ребенок вздрагивает, моргает и выпрямляет ручки так, будто он хочет за что-то схватиться. Тот же самый рефлекс срабатывает, если ребенку грозит падение.

Если малышу надавить на середину подошвы, то у него сгибаются пальцы ног. Так проявляется подошвенный рефлекс .

Рефлекторные движения очень важны для двигательной активности ребенка и его психомоторного развития.

Взвешиваемся, измеряемся

Основными показателями состояния здоровья малыша являются длина и масса тела.

Средние показатели физического развития для новорожденных (доношенных) детей

Рост – 50–51 см.

Вес – 3,3–3,5 кг.

Окружность головы – 35–36 см.

Окружность груди – 33–34 см.


Учтите, что на эти показатели влияет множество факторов: наследственность, состояние здоровья матери, ее режим и питание во время беременности, возраст родителей и т. д.

Вы должны знать, что в первые дни жизни происходит так называемая транзиторная, или физиологическая, убыль массы тела ребенка, что считается вполне нормальным явлением. Максимальная потеря массы наблюдается обычно на 2–4-й день и не превышает 6 % (примерно 200 г).

Вторая неделя

Вот и закончилась 1-я неделя жизни вашего малыша. Она была самой трудной – ведь новорожденному пришлось затратить массу усилий, чтобы преодолеть переходные состояния и адаптироваться в новом для него мире. Теперь ребенок начнет быстро расти. На этой неделе малыш восстановит свои потери в весе, которые произошли из-за транзиторной убыли первоначальной массы тела.

Ваш малыш все так же много спит (до 20 часов в день). Иногда вы можете наблюдать легкое подрагивание уголков губ – это его первые сонные полуулыбки. Они сигнализируют о том, что малышу хорошо. Вы можете заметить, что ребенок «улыбается» в моменты облегчения (например, когда у него прекращаются колики), или в моменты удовлетворения (после еды), или когда его берут на руки и укачивают. Конечно, понадобится еще время, прежде чем у малыша появится настоящая, сознательная улыбка при общении с вами. Но каковы бы ни были причины улыбок вашего малыша сейчас, наслаждайтесь ими.

Внимание!

Не пеленайте туго малыша, одевайте его в кофточки и ползунки, которые не сковывают его движений. Сейчас важно предоставить ребенку возможность удовлетворить свою потребность в движении.

Несмотря на то что ребенок большую часть времени сейчас спит, у него очень велика потребность в движении. Если вы думаете, что малыш находится в состоянии покоя из-за того, что много спит и лежит неподвижно, то вы ошибаетесь. На самом деле он много двигается. Прислушайтесь к тому, как дышит ваш малыш во сне. Вы обнаружите, что его дыхание неравномерно. Длительность пауз между вдохом и выдохом может достигать 7 секунд. Возникает дефицит кислорода, и… запускается двигательная активность. Только в этом случае она проявляется в подрагивании. В течение минуты можно насчитать до шести таких пауз и подрагиваний. Вот и получается, что около 50 % времени ребенок проводит фактически в движении, благодаря чему учащается сердцебиение, лучше снабжаются кислородом органы и ткани, интенсивнее протекают обменные процессы.

Что уже умеет малыш

Нервная система ребенка еще не сформирована полностью, поэтому он сейчас способен в основном к движениям двух типов. Об одном вы уже знаете – это движения, основанные на безусловных рефлексах. Другой тип – спонтанные, беспорядочные движения ручками и ножками. Сейчас ваш малыш может растопыривать пальчики на руках, непроизвольно отводить пальцы ног, особенно большой, строить гримаски, периодически высовывать язык. Эти движения связаны с повышенной активностью подкорковых отделов мозга.

Двигая ручками и ножками, ребенок, с одной стороны, укрепляет мускулы – в первую очередь разгибательные (ведь пока сгибательные мышцы у него напряжены, потому его конечности полусогнуты). С другой стороны, малыш постепенно осваивает целенаправленные движения, хотя нам поначалу это и не заметно. Специально занимайтесь с малышом, стимулируйте его двигательную активность – это необходимо. С двигательной активностью неразрывно связано не только собственно физическое развитие ребенка, но и развитие его головного мозга, психики и интеллекта.

Третья неделя

Как видит ваш малыш? И что он видит?

Еще недавно ученые считали, что новорожденные в первые дни жизни смотрят, но не видят. Оказалось, что это не так. Младенцы видят, но по-своему – мир им представляется очень маленьким. В него входит лишь то, что расположено рядышком.

Жизнь вокруг младенец воспринимает как быструю смену кадров в старом фильме. Кроха наблюдает за перемещением предметов, однако проследить их путь пока не может. Малыш лишь фиксирует первоначальное местонахождение предмета, потом его исчезновение и появление в другом месте.

Если в первые недели жизни глаза ребенка скользили по вашему лицу, лишь изредка останавливаясь не более чем на несколько секунд, то сейчас малыш учится лучше фокусировать взгляд. Умение сосредоточивать взгляд на неподвижном или движущемся объекте придет позже, а пока он все равно чаще просто скользит глазами по вашему лицу.

Ребенок хорошо различает свет и темноту. Если глаза малыша закрыты, то на яркий свет он жмурится и плотнее смыкает веки. Малыш способен не только видеть близко расположенные предметы, но и различать их по форме и величине. Особенно дети любят смотреть на предметы округлой формы и контрастной окраски. А родительские лица – это самый лучший объект для сосредоточенного взгляда младенца. Вы уже наверняка заметили, что ваше лицо привлекает его больше всего.

Если иногда вам будет казаться, что у ребенка косят глазки, то не спешите волноваться, так как периодическое скашивание глаз в этом возрасте – нормальное явление. Поскольку младенцы не смотрят одновременно двумя глазами, зрительный образ не попадает в одно и то же место на сетчатку глаз. Такое монокулярное зрение – результат пока еще недостаточной глубины восприятия. Со временем зрительные образы становятся яснее, глубина восприятия увеличивается и ребенок дольше удерживает сфокусированный взгляд.

Английский детский психолог Алан Слейтер (Alan Slater) и его коллеги из университета Экзетера (University of Exeter) считают, что младенцы обладают врожденным чувством прекрасного и, наряду с врожденной способностью распознавать человеческие лица, могут оценить их привлекательность.

Используя научно подтвержденный факт, что младенцы имеют тенденцию смотреть в направлении объекта, который их больше всего интересует, ученые доказали, что даже новорожденные отдают предпочтение привлекательному лицу.

В качестве таких объектов ученые использовали фотографии взрослых людей, которые заранее по своему усмотрению рассортировали на более и менее привлекательные.

К удивлению исследователей, красивые, с точки зрения взрослых, лица дети рассматривали гораздо дольше.

Это и позволило английскому исследователю сделать вывод, что понятие о привлекательности заложено в мозге новорожденного. Он предположил, что ребенок имеет своего рода зрительный шаблон человеческого лица, который соответствует привлекательной внешности. Поэтому дети и предпочитают смотреть на привлекательное лицо, так как оно наиболее полно соответствует заложенному «опытному образцу».

Но что бы ни говорили ученые, для младенцев самое красивое лицо – лицо мамы. И тут никаких опытов проводить не надо.

До недавнего времени ученые полагали, что новорожденные не могут смеяться. Считалось, что улыбка младенца – это всего лишь непроизвольное сокращение мышц. Но японские исследователи обнаружили, что новорожденные начинают смеяться через 17 дней после рождения. Это открытие доказывает нам, что практически сразу же после рождения дети могут проявлять эмоции.

Ребенок может чувствовать вкус. Если капнуть ему на язычок сладкой водички, то малыш с наслаждением будет сосать и причмокивать. А ели капнуть что-то горькое или кислое, то это вызовет у него возмущение – он сморщится, покраснеет, задергает ручками и ножками, может даже расплакаться.

Младенец различает также и все запахи. Почувствовав резкий запах, малыш морщится, зажмуривает глаза, чихает.

Игра

Когда ваш малыш расслаблен или находится в спокойно-сосредоточенном состоянии, попробуйте поиграть с ним игру «Глаза в глаза» .

Держите ребенка на руках в вертикальном положении (в таком положении младенцы наиболее внимательны) и перемещайте его то дальше от себя, то ближе. Постарайтесь определить, на каком расстоянии от вашего лица малышу удобнее всего находиться, – тогда вы увидите, что его взгляд становится сосредоточенным. Таким образом вы сможете привлечь его внимание на несколько минут.

Массаж

Любой малыш может находить свою маму по запаху!

В одном научном эксперименте младенцев подносили к груди нескольких мам, и каждый тянулся только к груди своей матери, независимо от того, было ли в ней молоко.

Уже с этой недели вы можете начинать делать ребенку массаж. Массировать малыша нужно ежедневно. Продолжительность каждого массажного приема должна быть от 30 секунд до 2 минут. Массаж проводится идеально чистыми и теплыми руками в виде последовательных поглаживаний, растираний, разминаний и легких похлопываний различных частей тела ребенка. Направление движений при этом должно совпадать с направлением тока лимфы, то есть ручки следует массировать от кисти к плечу, к подмышкам, а ножки – от стопы к бедру. В этом случае массаж оказывает воздействие не только на поверхностные и глубоко расположенные ткани, но и рефлекторно на организм в целом.

Четвертая неделя

Физическое и психическое развитие ребенка идет высокими темпами. Лежа на животе, малыш уже пытается приподнимать голову.

Промежутки бодрствования с каждым днем становятся все длиннее. Если в первые недели после рождения ваш малыш большую часть времени спал и просыпался исключительно для того, чтобы потребовать еды или заявить о том, что он мокрый, то сейчас вы уже можете заметить, что ваш кроха просто молча лежит с открытыми глазами. Малыш начинает знакомиться с миром. И в эти короткие промежутки бодрствования начните помогать ребенку познавать окружающую действительность.

Прежде всего учите его рассматривать предметы. Можно на расстоянии 50 см от его лица подвесить вертушку. Ваш малыш будет подолгу следить за ней. Детей завораживают движущиеся предметы.

Показывайте малышу яркие игрушки. Вы заметите, что он с удовольствием будет их рассматривать. Учтите, что на одни игрушки малыш будет смотреть долго, а другие не будут вызывать у него никакого интереса, поэтому меняйте их время от времени.

Стоит учесть

Движения глазных яблок у маленького ребенка еще не скоординированы, поэтому важно помочь ребенку научиться управлять глазами. Самый простой способ – постепенно приблизить игрушку к лицу ребенку, на расстоянии 20–25 см от лица остановить ее на короткое время, а затем так же постепенно удалять.

Когда вы останавливаете руку с игрушкой, ребенок учится задерживать взгляд на неподвижном предмете. Перемещайте игрушку не только в горизонтальной, но и в вертикальной плоскости.

Одновременно со зрением у ребенка развивается и слух. Во время кормления малыш может перестать есть, если раздастся звонок в дверь или, скажем, рядом включат телевизор. У малыша появляется так называемое слуховое сосредоточение. Плачущий ребенок замолчит, если вы с ним заговорите, и начнет прислушиваться к вашему голосу.

Младенцы обычно предпочитают любым другим голосам голос матери. Материнский голос – это нечто особенное для вашего малыша. Он умеет выделять его среди множества других звуков и голосов. Ребенок может сопоставлять звук с его источником – это называется ориентацией. Позовите ребенка, находясь справа от него, и он попытается повернуть голову вправо. Чтобы привлечь к себе внимание ребенка, сначала установите с ним фиксированный контакт «глаза в глаза», а затем начинайте говорить. Если у вас не получается наладить звуковой контакт с малышом, попробуйте изменить тембр голоса. Учтите, что ребенок любит смотреть на собеседника и выглядит озадаченным, если не видит того, кто с ним разговаривает.

Вы можете ставить своему малышу записи классической музыки. Дети быстрее успокаиваются, слушая музыку с медленно ускоряющимся и замедляющимся темпом. Считается, что младенцы узнают мелодии, которые многократно слушали еще до рождения, например фортепианные пьесы, которые их мама играла в период беременности. Более внимательно малыши прислушиваются и к рассказам или стихам, которые их мать часто читала вслух во время беременности.

У младенцев есть удивительная способность не воспринимать раздражающие их шумы, поэтому не стоит говорить шепотом и ходить на цыпочках в комнате, где спит малыш.

Дело в том, что младенцы вообще очень избирательно относятся к поступающей из внешнего мира информации и умеют ограждать себя от ее переизбытка. Так, например, если в доме много гостей и становится слишком шумно, то многие дети как бы «отключаются», впадая в глубокий сон.

Чтобы у малыша вовремя возникла потребность в общении, вы должны много беседовать с ним, авансом наделив младенца теми качествами личности, которыми он еще не обладает. Вам придется общаться как бы за двоих. Для подготовки ребенка к общению необходимы два условия: во-первых, вы должны относиться к нему как к полноценной личности; во-вторых, вы должны установить с ним визуальный контакт – во время разговора смотреть ему в глаза. Как только вы заметите, что младенец лежит с открытыми глазами и готов реагировать на ваши действия, привлекайте к себе его внимание. Встретившись с малышом взглядом, улыбнитесь ему и начинайте произносить всевозможные нежные выражения. При этом ласково поглаживайте его по тельцу или щечке. Лучше всего это делать, когда малыш поел, но еще не спит и достаточно активен. Проявляйте деликатность, не беспокойте ребенка, если он не в настроении или хочет спать. Предлагайте ему общение, но не навязывайте его.

За второй месяц жизни масса малыша увеличивается в среднем на 800 г (с момента рождения средняя прибавка составляет 1400 г). Не стоит паниковать, если кроха прибавил в весе немного меньше. «Критической» прибавкой, которая должна побудить маму обратиться к педиатру, а врача – внимательно проанализировать практику кормления малыша, можно считать месячную прибавку менее 500 г.

За второй месяц жизни кроха подрастает в среднем на 3 см, увеличивая свою длину примерно на 6 см с момента рождения.

Сколько спит ребенок

На втором месяце жизни ребенок становится более активным. Сон занимает меньше времени, чем ранее: малыш спит примерно 16–17,5 часов в сутки.

Кроха больше бодрствует в течение дня. Периоды бодрствования могут уже быть не столь зависимы от времени кормлений; ребенок может просыпаться между кормлениями, а не только непосредственно перед ними. Некоторые дети такого возраста предпочитают «гулять» после сна, до и после кормления, период бодрствования при этом длится от 30 минут до 1 часа или даже чуть дольше. Это время можно использовать для общения с малышом, поскольку кроха уже способен демонстрировать непродолжительные эмоции (в виде улыбки) в ответ на обращение к нему.

Многие мамы отмечают более продолжительный ночной сон малыша, он может продолжаться 4–5 часов. Для ребенка, получающего искусственное питание, 6-часовой сон (и, соответственно, такой же по продолжительности ночной перерыв в кормлении) вполне допустим.

Время прогулок

На втором месяце жизни малыша общая суточная продолжительность прогулок с ним в летнее время может достигать 4 часов. Так, можно погулять с крохой по 2 часа до и после обеда. Обычно во время прогулки малыши такого возраста спят, поэтому следует ориентироваться на предполагаемое время кормления. Если мама знает, что ребенок сыт, то можно погулять даже несколько большее время, пока не наступит необходимость следующего кормления. Если ситуация позволяет, то покормить ребенка можно и на улице, не прерывая прогулку. Таким образом, летом в хорошую погоду мама с малышом могут практически весь день быть на воздухе. В холодное время года возможность и продолжительность прогулок зависит от погодных условий. Так же, как с новорожденными детьми, с малышами второго месяца жизни не рекомендуется гулять при снижении температуры воздуха ниже –100С или пронизывающем ветре. Для таких ситуаций более безопасной будет «прогулка» на застекленном балконе или веранде.
Если же погода позволяет выйти с малышом на улицу, то продолжительность прогулки разумно ограничить 40–60 минутами. Как уже отмечалось ранее, можно запланировать две прогулки – до и после обеда. Свежий воздух пойдет на пользу не только малышу, о и маме.

Что умеет ребенок?

Бодрствование предполагает активные движения младенца. Движения ручек и ножек крохи еще нельзя назвать целенаправленными. Говорить о координации движений в 2 месяца тоже рано.

Для детей первых недель жизни характерен повышенный тонус мышц-сгибателей рук и ног. Именно этим объясняется поза малыша с приведенными к туловищу ручками и ножками. По сравнению с первым месяцем жизни ручки и ножки более разогнуты, их движения, соответственно, более свободны.

Малыш чаще раскрывает свои ладошки, разжимая кулачки. Если малышу показать какой-либо яркий предмет, кроха не только зафиксирует на нем свой взгляд, но и некоторое время может проследить глазами за его перемещением. У малышей в таком возрасте отмечаются более выраженные эмоции в виде улыбки. Особенно хорошо это проявляется при обращении к крохе знакомых ему людей – например, родителей, бабушек, старшего братика или сестры. Некоторые дети в этом возрасте начинают гулить (произносить отдельные звуки, сопровождающиеся зачастую эмоциональной мимикой).

К концу второго месяца жизни ребенка становятся заметно более крепкими мышцы шеи и спины. Так, при выкладывании на животик малыш лучше и дольше по времени (до 10–15 минут) удерживает голову в поднятом состоянии, не уставая.

Питание ребенка

Большинство детей, получающих материнское молоко, продолжают оставаться на режиме свободного вскармливания, получая мамину грудь по потребности. Однако даже в таких ситуациях многие мамы отмечают, что кормления к этому возрасту становятся более упорядоченными; малыши вырабатывают определенный режим питания. В течение суток малыш прикладывается к груди 8–12 раз. Возможно, ребенок будет просить грудь более редко (это могут быть кормления 7 раз с ночным перерывом в 4,5–6 часов). Это возможно только при хорошей лактации у мамы, активном поведении ребенка у груди во время кормлений и уверенности в том, что малыш наедается. Любые подозрения в отношении уменьшения секреции молока или недоедании (и тем более, голодания) крохи должны сопровождаться учащением прикладываний в целом и возвратом к ночным кормлениям, так как наилучшая стимуляция выработки молока происходит в ночные часы.

«Дети-искусственники», как правило, кормятся «по часам». Оптимальный режим для второго месяца жизни – 7 кормлений в сутки с 6-часовым ночным перерывом. В отличие от «грудничков», малышам, получающим детские смеси в питании, необходимо не менее двух-трех раз в день предлагать воду для питья.

Объем суточного питания на втором месяце жизни составляет в среднем 1 / 5 массы тела. Так, при массе крохи 4 кг суточный объем смеси составит 800 г, а разовый, соответственно, около 120 мл. Дети, получающие материнское молоко, обычно не нуждаются в таких подсчетах. При суждении о достаточности получаемого ими молока принимают во внимание прибавку массы за предыдущий месяц, частоту мочеиспусканий (не менее 6 раз в сутки), а также внешний вид малыша, его поведение, частоту кормлений, состояние лактации у мамы.

Стул и мочеиспускания

На втором месяце жизни частота мочеиспусканий составляет в среднем 10–15 раз в сутки. Частота мочеиспусканий становится меньше по сравнению с первым месяцем жизни из-за увеличения объема мочевого пузыря (в нем может накапливаться несколько больше мочи) и большей стабильности рефлекса мочеиспускания. На частоту стула влияет большое количество факторов. Один из основных – характер питания. Для «грудничков» позволительны небольшие вариации в суточной частоте стула: в среднем опорожнение кишечника происходит до 4 раз за день. Могут быть дни, когда стул у ребенка отсутствует. Если при этом поведение малыша не меняется, не отмечаются срыгивания или вздутие живота, то такое вполне допустимо. Вместе с тем повторяющиеся длительные (2–3 дня) задержки стула должны насторожить родителей и побудить обратиться к врачу.

Обычно стул у ребенка, находящегося на грудном вскармливании, кашицеобразный, желтого цвета и имеет слегка кисловатый запах. Искусственное питание предполагает более плотный по консистенции стул, происходящий реже (1–3 раза в сутки).

Обследование

Каких-либо специальных обследований в возрасте 2 месяцев здоровым детям не проводится.

Прививки

По окончанию второго месяца жизни проводится очередная (третья) вакцинация против гепатита В – только детям из так называемых групп риска по развитию данного заболевания. К ним относятся малыши, мамы которых являются носителями вируса гепатита В или больны этим заболеванием. Кроме того, такую схему вакцинации (4-кратное последовательное введение вакцины начиная с первых суток жизни) используют по отношению к детям, в семьях которых есть носители вируса гепатита В или больные острым вирусным гепатитом В и хроническим вирусным гепатитом.

Каких врачей нужно посетить

В возрасте 2 месяцев малышу предстоит очередное посещение педиатра в детской поликлинике. Цель его – взвесить ребенка (определить достаточность прибавки массы за второй месяц жизни), провести измерения его длины, окружностей головы и груди. Кроме того, врач осматривает кроху, исключая признаки какого-либо заболевания.

Кроме педиатра, ребенка осматривают те специалисты, консультация которых, по мнению лечащего врача, важна для диагностики и выработки правильной лечебной тактики при возможной (предполагаемой врачом) патологии. Например, малыша дополнительно может посмотреть невролог, хирург, офтальмолог. Если же при осмотре у педиатра никакой патологии не выявлено, то в осмотре узких специалистов нет необходимости.

В этой статье:

От рождения и до первого дня рождения пройдет всего 12 месяцев. Для маленького ребенка это огромный скачок в развитии. Все для него меняется, причем очень быстро. Из грудничка он превращается в человечка, который уже может ходить, произносит отдельные слова. Меняются даже его игры и рацион питания . Правильное развитие во всем сейчас зависит от родителей.

Это время, когда дети совсем маленькие, одновременно нервное и счастливое. Сейчас изменения видны каждый день . Малыш учится сам, а к одному годику уже многое умеет. Пройти весь этот путь вместе с ним – это огромная радость для родителей.Вы обязательно будете посещать педиатра, который следит за развитием малыша . Хотя многие вещи родители могут отслеживать самостоятельно.

Прогресс за 12 месяцев

Представьте себе самый обычный год. Хотя год из жизни взрослого человека не может сравниться со стремительным развитием малыша от 0 до 1 года. Конечно, потом случится еще много всего интересного, но этот первый год самый важный в жизни каждого ребенка. Рождаясь на свет, он готов к жизни, но с одним большим условием. Рядом обязательно должны быть люди, которые смогут обеспечить ему защиту, уход, направить его в первых попытках исследовать мир.

Родителям стоит приготовиться
заранее, ведь все меняется стремительно. Первые 30-40 дней новорожденный требует особого внимания и ухода. Буквально за месяц его иммунитет набирает силу и уже становится способен защитить его от простых болезней. Пройдет немного времени, и на смену жидкой пище и молоку мамы придет твердая пища. У малыша начинают резаться зубки, а значит, организм дает сигнал: «к твердой пище готов» . Развитие ребенка за первые 12 месяцев просто поражает.

Конечно, малыш все еще абсолютно беззащитен перед окружающим миром. Пройдет еще очень много времени до его самостоятельности. Пока он сам не может пожаловаться, родителям нужно прислушиваться к состоянию его здоровья . Многие дефекты развития проще всего вылечить, если обнаружить их рано.

Рождение ребенка

Итак, малыш появился на свет. Следующие 3 дня они с мамой проведут в роддоме. А после этого начинается ваша новая жизнь. Теперь 24 часа в сутки мама и папа будут заботиться о ребенке. Он кушает каждые 2-3 часа, все остальное время спит. Более того, иногда даже спит, когда кушает – есть у
младенцев такая «суперспособность». Конечно, он много плачет. Родители учатся понимать каждый его звук. Все же это счастливое время заботы о своей крохе.

Тут родителям важно помнить: все дети разные . Существует примерный план развития. Если ваш малыш опаздывает на 1 месяц, отставая от этого плана, то это еще не повод волноваться и собирать консилиум педиатров. Очень часто дети немного опаздывают или, наоборот, куда-то спешат. Обычно к первому году жизни все стабилизируется, выравнивается. Если ребенок соседей уже сказал свое первое слово, а ваш еще нет, это еще ничего не значит . Но, конечно, в случае серьезного отставания в развитии стоит срочно обратиться к врачу.

0-3 месяцев

Дети все время крутятся, вертятся, перебирают ножками и ручками. Это значит, что карапуз вполне доволен жизнью. Он так пытается исследовать мир, свое тело. Сейчас движения ему необходимы. Активно развивается нервная система, мозг . Кстати, мозг продолжает активное развитие даже после рождения, настолько это сложный орган. Например, желудок и кишечник уже готовы работать с первого же дня жизни, а мозг еще «дремлет», выполняя только часть своих функций. Развитие малыша продолжается.

Будет полезно
менять его позу – конечно, когда малыш не спит. Так вы стимулируете его развитие, заставляя переворачиваться, менять положение головы. Ребенок учится держать головку. Уже сейчас, на 1-2 месяце, он может приподнять ее на несколько секунд.

Уже ко 2-му месяцу дети становятся вполне активными. Малышу все интересно, он с радостью рассматривает яркие предметы. Очень важно для его психического развития каждый день видеть что-то новое, интересное. Показывайте яркие картинки, игрушки, разные предметы . Малыш изучает мир вокруг себя. Особенно активно он пытается все попробовать: трогает, облизывает. Сейчас он уже различает голоса родителей, узнает маму по запаху . Когда мама рядом, ребенок улыбается, тянет к ней ручки. Сейчас это самый важный человек в жизни ребенка и, возможно, единственный, которого он научился узнавать сразу.

4-6 месяцев

Первая половина года прошла. Чему же научился малыш? Он уже узнает людей, радуется их появлению. Сам себе тоже очень рад! Чаще подносите ребенка к зеркалу – он будет с интересом разглядывать отражение. В 3-5 месяцев он первый раз начинает смеяться. Дети с радостью будут смотреть одно и то же «представление» десятки раз. Попробуйте жонглировать перед малышом предметами - каждый раз он будет с удивлением и радостью следить за яркими шариками у вас в руках.

Развивается координация движений. Теперь уже неинтересно все время лежать. Ребенок просится на руки, рассматривает все, что попадает в поле зрения. Малышам до года полезна простая физкультура: переворачивайте его на животик или на спинку, делайте простой массаж. Он уже пытается встать на четвереньки. Это подготовка к ползанью.

Все больше интереса к самому себе. Дети рассматривают свои ручки, ножки. Сейчас их позвоночник очень гибкий - кроха с легкостью может взять в рот палец ноги. Ничего плохого или опасного тут нет – не стоит запрещать это ребенку, ругать его за интерес к себе. Пока еще хватать и брать в руки предметы кроха просто не умеет. Но задевать, ронять игрушки он может, с радостью играя таким образом.

6-12 месяцев

У вашего крохи уже, скорее всего, появились первые несколько зубов. Это был сложный период, но вы справились. Хотя иногда дети вообще не замечают, как режутся зубки. Теперь он сам сообщил вам, что готов поменять свой рацион. В 6-7 месяцев малыши активные , и молока им не всегда достаточно. Считается, что сейчас уже можно вводить прикорм. Ребенок уже научился ползать, сидеть, может играть на полу. Теперь ему не нужно спать так много и часто, как раньше.

Развитие идет своим чередом. Первую половину своего первого года малыш провел, изучая себя. Кстати, вы обратили внимание? Малыш стал очень общительным! Теперь ему нужна компания почти постоянно. Играть с мамой, общаться с папой, перекрикиваться и смеяться – все это он умеет делать. А также научился обращать на себя внимание родителей. Сейчас важно, чтобы взрослые чаще с ним говорили. Неважно о чем – просто ему необходимо слушать правильную речь.

В возрасте 7-9 месяцев кроха уже может играть сам. Он улавливает связь между названием предмета и самим предметом. До первого года жизни он уже запомнил множество слов и понятий. Конечно, говорить он еще не может, но уже может приносить вещи, указывать на них пальчиком. Обязательно дайте ему место для движения, ведь сидеть в кроватке малыш уже не хочет.

Ребенку 1 годик

Вот и настал тот самый момент, когда вашему крохе исполнился 1 год. До этого момента пролетело 12 месяцев, а многим кажется, что родился он только вчера. Уровень развития малыша многих поражает. Из крошечного комочка, укутанного в одеяло, он превратился в активного человечка. Уже теперь проявляется характер ребенка, он показывает вам, что нравится, а что не нравится.

В это время многие мамы начинают отлучать детей от груди. И правда, молоко все еще необходимо, но теперь добрую половину рациона составляют пюре, овощи и фрукты, молочные продукты. Дети уже умеют кушать с ложечки, проявляют интерес к процессу. Также они могут пить из бутылочки самостоятельно.

Начинаются первые попытки разговаривать. Конечно, это пока лишь звуки и отдельные слова. Не волнуйтесь: еще немного тренировки, и ребенок выдаст свое первое осмысленное предложение. До 1 года малыш предпочитал все время проводить с мамой, теперь же он интересуется другими людьми и детьми. Многие родители пробуют оставлять ребенка на 1-2 дня с бабушкой. Пришло время ему становиться немного самостоятельнее.

Что уже умеет ребенок?

Теперь посмотрим, чему научился малыш. До первого дня рождения у него было 12 месяцев постоянных тренировок. Теперь же кроха готов поразить вас набором своих самых разных умений:

  • он ползает, ходит, даже бегает;
  • стоит на месте , не держась;
  • берет в руки предмет, перекладывает его из ручки в ручку;
  • танцует под музыку;
  • листает книжки , рассматривает картинки;
  • у него уже есть любимые игрушки;
  • с радостью играет со сверстниками.

Конечно же, это еще не все. Стоит обратить внимание на психическое развитие ребенка.

Как видите, идет активно развитие личностных качеств ребенка. Начинают проявляться черты характера, отношение к миру. Конечно, уже стоит обратить внимание на психическое развитие малыша. Творчество, игры, песенки и сказки помогут ему развиваться правильно. А больше всего ему нужна любовь родителей.

Последние вопросы в группе "Гв - вопросы и ответы" навели меня на мысли, что у большинства мам, после рождения ребенка, нет четкого понимания что и зачем делается и какие результаты принесет в будущем.
Есть какой-то хаотичный набор действий и такой же хаотичный набор советов от акушеров в роддомах и подруг. Все на уровне поверий и суеверий)
Поэтому хочу пробежаться по основам.

Знаете какой самый частый возраст детей при обращении к психологам? 3 года и подростковый период.
Это два ключевых периода, когда начинают вылезать все косяки. Ребенок "внезапно" портится, чаще всего говорят "такой был хороший, послушный, а тут как с цепи сорвался".
Так вот, дорогие мамы, дети не меняются внезапно, все это результат наших усилий, наших действий и бездействий.
И основа закладывается в первый год жизни ребенка.

Засада в том, что результат мы не увидим сразу, результат мы получим много лет спустя. Поэтому важно понимать что и зачем в этот первый год жизни мы делаем.
Именно первый год - это время, когда закладываются основные схемы взаимодействия ребенка с миром и с собой. Это досознательные схемы, формирующие до момента осознания себя как личности. Поэтому с ними практически не возможно ничего сделать в старшем возрасте. Можно только корректировать какие-то вещи.

Роды для ребенка сильнейший стресс, он получает огромное количество разных гормонов, переживает боль, сдавливание, страх перед неизвестностью. Он выходит в совершенно другой мир. Жизнь в матке кажется раем, жизнь в мире требует усилий и пугает.
Нужно дышать, сосать, выводить отходы жизнедеятельности. Учиться реагировать на свет, температуру, управлять своим телом. Хоть как-то научиться определять что опасно, а что нет.

Ребенок беспомощен, беззащитен и понятия не имеет, что он хочет и как это получить. У него всего две лампочки: зеленая - мне хорошо и красная - мне плохо. С чем связана красная он не понимает и рассчитывает, что мать будет помогать.

Вся эта неопределенность и незащищенность вызывает во-первых, сильнейшую тревогу, во-вторых, потребность в спокойной и знающей матери рядом, которая выступает в роли надежного проводника и вселяет в малыша уверенность, что все будет хорошо.
Первый месяц для малыша адаптационный, все что ему надо - покой, мама рядом, грудь и время, чтобы понять куда я попал и как тут жить. Ему не нужны чужие руки, включая бабушек и пап, это сбивает и пугает. Ему не нужны прогулки и сон на балконе, ему не нужны проныривания и гимнастики. Просто спокойное и безопасное пространство у мамы под боком.

А еще ребенку необходимо убедиться, что мир, в который он попал безопасен и доброжелателен для него.
И вот тут помогает мама. Ее основная задача видеть потребности малыша и закрывать их максимально качественно и быстро.

Чтобы создать вот это ощущение спокойного рая мы используем: неограниченное кормление грудью, ношение на руках, совместный сон, пеленание, высаживание, мягкое адаптационное купание.
Эти вещи помогают собрать тело, возвращают ощущения утерянного рая (как в матке), убирают последствия родового стресса, снижают тревожность.

Кроме этого все эти вещи помогают сформировать отношение к себе как к ценности, как к важному человеку, потребности которого важны, услышаны и реализованы. В дальнейшем это перейдет в ощущение собственной важности и базовому ощущению себя хорошим.

Все это - важные небольшие кирпичики из которых строится основание личности. Если мы делаем несколько промахов, а это неизбежно, но в целом стремимся видеть все потребности, то в основании будет пара плохих кирпичей, но база все равно будет прочной. Поэтому таких кирпичиков надо набрать как можно больше, понимая, что на этом будет потом выстраиваться характер ребенка, его отношения с собой и людьми, его самооценка, его реакция на стрессы и т.д.

Каждое действие по отдельности не так важно - может не быть пеленки, можно купать в большой ванной, можно не высаживать, но все вместе они дают накопительный эффект.
Чем меньше потребностей малыша мы видим и закрываем, тем тревожней ребенок, тем сильнее тонкое ощущение собственной никчемности, перерастающей в более старшем возрасте в уверенность, что ты недостоин заботы и любви.

Так что, дорогие мои, прежде чем отвергать пеленание, усаживать малыша в детский стульчик, сворачивать ГВ, говорить, что памперсы удобнее высаживания, постарайтесь добыть информацию как это ваше конкретное действие отразиться в будущем на малыша. Слава богу сейчас информации достаточно и можно при желании найти что угодно.

Уходите от формата форумных советов, ищите научные знания, разбирайтесь что и зачем нужно. Поверьте в 3-4 года вы будете точно знать почему ваш ребенок такой и сюрпризов не будет.

В дополнение хочу сказать важную вещь.

Все что было написано необходимо чтобы понимать что и зачем мы делаем с малышами, а не для того чтобы оценивать как мы накосячили, глядя на подрощенных детей.
Коррекция возможна на любом этапе, но даже это не главное.
Главное ваше умение как мамы видеть потребности ребенка и вписывать их в свои потребности в любом возрасте. И умение думать, а не паниковать и бездумно следовать советам.
Думать, анализировать и делать выводы.

Это не оценивать себя и свои действия с точки зрения "я молодец или я плохая мать", это совсем другое состояние.
Тут нет оценки себя как матери и нет оценки ребенка как хорошего или плохого. От оценок важно уметь уходить и с рождения ребенка вырабатывать в себе безоценочное восприятие материнства и детей.

Как по-другому?

Смотреть что сейчас происходит с ребенком, что является причинами его поведения, какие потребности стоят за этим поведением, каким образом мы можем эти потребности закрыть, если вдруг есть конфликт потребностей ребенка и моих, как закрыть потребности обоих без жертв.

Сидеть в чувстве вины не конструктивно, вы тратите на это ресурсы и силы, перестаете видеть ребенка.

Также точно бессмысленно сидеть в оценке ребенка. Всегда есть важная причина для любого поведения. Компетентная мать способна находить причины или приходить к кому-то за помощью.

У меня этот навык развит уже хорошо, но и я периодически прихожу за помощью, потому что некоторые вещи отлично видны со стороны и почти необнаружимы изнутри.

Вера в себя как в мать и вера в своего ребенка - это базис для того, чтобы быть достаточно хорошей мамой

Поделиться: