Как научить ребенка пользоваться часами понимать время. Как научить ребенка определять время по часам быстро и продуктивно. Как это просто донести ребёнку

Для ориентации образовательных учреждений и педагогов в существующем многообразии учебно-методических комплексов приводим их краткое описание.

В настоящее время в Российской Федерации существуют традиционная и развивающие системы обучения.
К традиционным относятся программы: «Школа России», «Начальная школа ХХI века», «Школа2000», «Школа 2100», «Гармония», «Перспективная начальная школа, «Классическая начальная школа», «Планета знаний», «Перспектива». К развивающим системам относятся две программы: Л.В. Занкова и Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова.

Ниже дается краткое описание вышеназванных учебно-методических комплексов (УМК). Более подробную информацию по каждому УМК можно найти на указанных сайтах.

Учебно-методический комплекс «Школа России»

(под ред. А. Плешакова)

Издательство «Просвещение».
Сайт: http://school-russia.prosv.ru

Традиционная программа «Школа России» существует десятки лет. Сам автор подчеркивает, что этот комплект создан в России и для России. Основная цель программы заключается в «развитии у ребенка интереса к познанию своей страны и ее духовного величия, ее значимости в мировых масштабах». Традиционная программа позволяет тщательно отрабатывать навыки учебной деятельности (чтение, письмо, счет), которые необходимы для успешного обучения в средней школе.

Учебно-методический курс «Обучение грамоте и развитие речи»авторов В. Г. Горецкого, В.А.Кирюшкина, Л.А.Виноградской отвечает всем современным требованиям обучения детей в начальной школе.

В период обучения грамоте ведется работа по развитию фонетического слуха детей, обучению первоначальному чтению и письму, расширению и уточнению представлений детей об окружающей действительности, обогащению словаря и развитию речи.

Помимо «Русской азбуки», в комплект входят два вида прописей: прописи авторов В. Г. Горецкого, Н. А. Федосовой и «Чудо-прописи» автора В. А. Илюхиной. Их отличительной особенностью является то, что они не только формируют навыки грамотного, каллиграфического письма, но и дают возможность корректировать почерк на разных этапах обучения и в разных возрастных группах.

Для развития познавательных способностей каждого ребенка в курсе«Математики» обновлена тематика задач, введен разнообразный геометрический материал, даны занимательные задания, развивающие логическое мышление и воображение детей. Большое значение придается сопоставлению, сравнению, противопоставлению связанных между собой понятий, задач, выяснению сходства и различия в рассматриваемых фактах.
В комплект входят учебники и учебные пособия нового поколения, отвечающие всем требованиям к современной учебной книге.
Выпускает учебники и учебные пособия УМК «Школа России» издательство «Просвещение».

Система учебников «Школа России»:
1. Азбука - В.Г.Горецкий, В.А.Кирюшкин, Л.А.Виноградская и др.
2. Русский язык - В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.
3. Русский язык - Л.М. Зеленина и др.
4. Литературное чтение - Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова и др.
5. Английский язык - В.П. Кузовлев, Э.Ш. Перегудова, С.А. Пастухова и др.
6. Английский язык (расширенное содержание обучения иностранному языку) - И.Н.Верещагина, К.А.Бондаренко, Т.А.Притыкина.
7. Немецкий язык - .И.Л.Бим, Л.И.Рыжова, Л.М.Фомичева.
8. Французский язык - А.С. Кулигина, М.Г. Кирьянова.
9. Испанский язык - А.А. Воинова, Ю.А. Бухарова, К.В.Морено.
10. Математика - М.И.Моро, С.В. Степанова, С.И.Волкова.
11. Информатика - А.Л. Семёнов, Т.А. Рудниченко.
12. Окружающий мир - А.А. Плешаков и др.
13. Основы духовно-нравственных культур народов России - А.В.Кураев, Д.И.Латышина, М.Ф.Муртазин и др.
14. Музыка - Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина.
15. Изобразительное искусство - Л.А.Неменская, Е.И.Коротеева, Н.А. Горяева.
16. Технология - Н.И. Роговцева, Н.В. Богданова и др.
17. Физическая культура - В.И.Лях.

Учебно-методический комплекс «Перспектива»

(под редакцией Л.Ф. Климановой)

Издательство «Просвещение».
Сайт: http://www.prosv.ru/umk/perspektiva

Учебно-методический комплекс «Перспектива» выпускается с 2006 года. В состав УМК входят линии учебников по следующим предметам: «Обучение грамоте», «Русский язык», «Литературное чтение», «Математика», «Окружающий мир», «Технология».

Учебно-методический комплекс «Перспектива» создан на концептуальной основе, отражающей современные достижения в области психологии и педагогики, с сохранением при этом тесной связи с лучшими традициями классического школьного российского образования.

УМК обеспечивает доступность знаний и качественное усвоение программного материала, всестороннее развитие личности младшего школьника с учетом его возрастных особенностей, интересов и потребностей. Особое место в УМК «Перспектива» уделяется формированию духовно-нравственных ценностей, знакомству с культурно-историческим наследием мира и России, с традициями и обычаями народов, населяющих РФ. В учебники включены задания для самостоятельной, парной и групповой работы, проектной деятельности, а также материалы, которые можно использовать во внеклассной и внешкольной работе.

В УМК используется единая система навигации для учителей, учеников и родителей, которая помогает работать с информацией, организовывать и структурировать учебный материал, планировать деятельность ученика на уроке, организовывать выполнение домашнего задания, формирует навык самостоятельный работы.

Курс обучения грамоте отличается коммуникативно-познавательной и духовно-нравственной направленностью. Основная цель курса - активное формирование всех видов речевой деятельности: умения писать, читать, слушать и говорить, развитие речевого мышления первоклассников, умения общаться и понимать себя и других. Эффективность новой системы обеспечивается учебным материалом, подобранным в соответствии с уровнем развития познавательных интересов ребенка, игровыми и занимательными упражнениями, структурно-образными моделями слов, которые вписаны в различные коммуникативно-речевые ситуации. В этой связи, слово представлено по-иному, а именно, не только как звукобуквенный комплекс, но как единство смысла, значения и его звукобуквенной формы.

На страницах УМК «Обучение грамоте» созданы все условия для дифференцированного подхода к учащимся с разным уровнем подготовки к школе.
Обучение русскому языку органически связана с обучением грамоте и имеет общую направленность. Особенность курса - целостный взгляд на язык, который обеспечивает изучение языка (его фонетических, лексических и грамматических аспектов), речевой деятельности и текста как речевого произведения.

Основная задача курса «Литературное чтение» - формирование личности младшего школьника, знакомство с культурно-историческим наследием и формирование читательской компетентности. Для этого в учебнике используются высокохудожественные тексты, фольклорные произведения разных народов. Система вопросов и заданий способствует формированию культуры речевого общения, развитию творческих способностей учащихся, приобщает их к духовно-нравственным ценностям, знакомит с этическими и эстетическими нормами, развивает образно-логическое мышление учащихся и формирует у младших школьников интерес к художественному произведению как искусству слова. Рубрики «Самостоятельное чтение», «Семейное чтение», «Идем в библиотеку», «Наш театр», «Читалочка - обучалочка», «Маленькие и большие секреты страны Литературии», «Мои любимые писатели» предлагают различные формы работы с литературным произведением, систематизируют знания и обогащают практический опыт ребенка, в них представлена система работы с книгой как в урочной так и во внеурочной деятельности.

«Обучение не только математике, но и математикой» - ведущая идея линии УМК по математике, направленная на усиление общекультурного звучания математического образования и повышения его значимости для формирования личности ребенка. Содержание материала ориентировано на формирование у младших школьников умений наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, что позволяет им освоить эвристические приемы рассуждения, их логику, развивает дивергентность мышления, как важнейший компонент мыслительной деятельности, речевую культуру и позволяет расширить представления об окружающем мире средствами математики. Большое внимание уделяется развитию числовой грамотности учащихся, формированию вычислительных навыков на основе рациональных способов действий.

Учебники имеют одинаковую структуру и состоят из 3 разделов: числа и действия с ними, геометрические фигуры и их свойства, величины и их измерение.

Ведущей идеей курса «Окружающий мир» является идея единства мира природы и мира культуры. Окружающий мир рассматривается как природно-культурное целое, человек - как часть природы, создатель культуры и ее продукт.

В курсе раскрывается структура понятия «окружающий мир» в единстве трех его составляющих: природа, культура, человек. Эти три составляющие последовательно рассматриваются на разных социокультурных уровнях общества (семья, школа, малая родина, родная страна и др.), благодаря чему определяются главные педагогические подходы к освоению предмета:коммуникативно-деятельностный, культурно-исторический, духовно-ориентированный.

Основной задачей предмета «Технология» является создание условий для приобретения учащимися опыта проектной деятельности от замысла до презентации изделия. Младшие школьники овладевают приемами работы с бумагой, пластилином и природными материалами, конструктором, изучают свойства различных материалов и правила работы с ними. Такой подход создает условия для формирования у младших школьников регулятивных универсальных учебных действий, позволяет формировать конкретные личностные качества (аккуратность, внимательность, готовность прийти на помощь и т.д.), коммуникативные умения (работать в паре, группе), умения работать с информацией и осваивать элементарные приемы работы в компьютере.

Материал в учебниках построен в виде путешествия, которое знакомит учащихся с деятельностью человека в разных сферах: Человек и Земля, Человек и вода, Человек и воздух, Человек и информационное пространство.

В учебник «Технология» введена знаковая система оценивания качества и сложности выполнения изделия, что позволяет формировать мотивацию успеха и самооценку ученика.

В состав УМК «Перспектива» входят:
Учебники по предметам (1-4 класс)
Рабочие тетради
Творческие тетради
Дидактические материалы для ученика: «Читалочка», «Волшебная сила слов», «Математика и информатика», «Основы безопасности жизнедеятельности».
Методические пособия для учителей: поурочные разработки по предметам, дополнительные учебно-методические материалы, календарно-тематическое планирование, технологические карты.

Календарно-тематическое планирование и технологические карты, обеспечивающие учителю эффективное и качественное преподавание путем перехода от планирования урока к проектированию изучения темы, размещены на страницах Интернет - сайта УМК «Перспектива».

Учебники, входящие в состав УМК «Перспектива»:

1. Азбука - Л.Ф. Климанова, С.Г.Макеева.
2. Русский язык - Л. Ф. Климанова, С.Г.Макеева.
3. Литературное чтение - Л. Ф. Климанова, Л.А. Виноградская, В.Г. Горецкий.
4. Математика - Г.В. Дорофеев, Т.Н. Миракова.
5. Окружающий мир - А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая.
6. Технология - Н.И. Роговцева, Н.В. Богданова, Н.В. Добромыслова

Учебно-методический комплекс «Школа 2000…»

Издательство «Ювента»
Сайт: http://www.sch2000.ru

Дидактическая система деятельностного метода «Школа 2000…» предлагает решение актуальных образовательных задач в системе непрерывного образования (ДОУ - школа - вуз). В основе лежит непрерывный курс математики для дошкольников, начальной и средней школы, ориентированный на развитие мышления, творческих сил детей, их интереса к математике, на формирование прочных математических знаний и умений, готовности к саморазвитию. Программа «Учись учиться» учитывает возможность работы по данной программе в условиях различных вариантов учебного плана ОУ (4ч или 5ч в неделю).

Главной целью программы «Школа 2000…» является всестороннее развитие ребенка, формирование у него способностей к самоизменению и саморазвитию, картины мира и нравственных качеств, создающих условия для успешного вхождения в культуру и созидательную жизнь общества, самоопределения и самореализации личности.

Отбор содержания и последовательность изучения основных математических понятий осуществлялось в программе «Учись учиться» на основе системного подхода. Построенная Н.Я. Виленкиным и его учениками многоуровневая система начальных математических понятий (CНМП, 1980) позволила установить порядок введения в школьном математическом образовании фундаментальных понятий, обеспечивающий преемственные связи между ними и непрерывное развитие всех содержательно-методических линий курса математики 0-9.

Основой организации учебного процесса в программе «Учись учиться» является дидактическая система деятельностного метода обучения «Школа 2000», которая может использоваться на двух уровнях: базовом и технологическом.

Курс математики «Учусь учиться» для начальной школы может использоваться совместно с курсами по другим учебным предметам, входящим в Федеральные перечни учебников Минобрнауки РФ, на основе собственного выбора учителей. В этом случае в качестве дидактической основы, упорядочивающей работу учителей в условиях вариативности образования, можно использовать технологию деятельностного метода на базовом уровне.

УМК по математике для начальной школы программы «Учусь учиться» («Школа 2000…»

1. Математика - Л.Г. Петерсон

Учебники оснащены учебно-методическими пособиями, дидактическими материалами и компьютерной программой мониторинга успеваемости.

Дополнительная литература
2. Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Мазурина С.Е. Что значит уметь учиться. Учебно-методическое пособие.-М.: УМЦ «Школа 2000…», 2006.
3. Петерсон Л.Г. Деятельностный метод обучения: образовательная система «Школа 2000…»//Построение непрерывной сферы образования.- М.: АПК и ППРО, УМЦ «Школа 2000…», 2007.

Учебно-методический комплекс «Школа 2100»

(научный руководитель - Л.Г. Петерсон)

Издательство «Баласс»
Сайт: http://www.school2100.ru/

В процессе обучения по УМК в соответствии с деятельностным подходом реализуется задача формирования функционально грамотной личности. На разном предметном содержании школьник учится получать новые знания, искать ответы на возникающие у него вопросы. Все учебники программы построены с учетом психологической специфики возраста. Характерной особенностью этой образовательной программы является принцип минимакса. Он предполагает, что авторы учебников и учитель дают возможность ученику (если он захочет) взять материал по максимуму. В учебниках для этого есть избыточная информация, позволяющая ученику делать личностный выбор. В то же время важнейшие факты, понятия и связи, входящие в минимум содержания (ФГОС и требования программы), должен усвоить каждый ученик. Минимум предъявляется ученику на уроках открытия нового знания, закрепляется и выносится на контроль. Максимум позволяет ученику удовлетворить свои, личностные запросы и интересы.

Таким образом, у каждого ребенка есть возможность взять столько, сколько он может.

С помощью технологии проблемного диалога, используемой в образовательной системе «Школа 2100» школьники на каждом уроке учатся ставить цель, составлять план её достижения, осуществлять поиск решения, рефлексировать результаты работы с текстом. Для формирования коммуникативных общеучебных умений используется технология работы с текстом. Таким образом, учитель, работающий по учебникам Образовательных системы «Школа 2100», имеет возможность достигать новых целей образования, просто качественно проводя уроки с использованием принятых в этой системе технологий.

Перечень учебников УМК «Школа 2100»
1. Букварь - Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина.
2. Русский язык - Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина.
3. Литературное чтение - Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева.
4. Английский язык - М.З. Биболетова и др.
5. Математика - Т.Е. Демидова, С.А. Козлова, А.П. Тонких.
6. Окружающий мир - А.А. Вахрушев, О.Б. Бурский, А.С. Раутин.
7. Изобразительное искусство - О.А. Куревина, Е.Д. Ковалевская.
8. Музыка - Л.В. Школяр, В.О.Усачева.
9. Технология - О.А. Куревина, Е.Л. Лутцева
10. Физическая культура - Б.Б.Егоров, Ю.Е. Пересадина.

Учебно-методический комплекс «Перспективная начальная школа»

(научный руководитель - Н.А. Чуракова)

Издательство «Академкнига/учебник»
Сайт: http://www.akademkniga.ru

Концепция УМК основана на гуманистическом убеждении, что все дети способны успешно учиться, если для них созданы необходимые условия. Учет возраста учащихся делает процесс обучения успешным. Все учебники комплекта предоставляют педагогам возможности для реализации регионального компонента.

При отборе учебного материала, разработке языка изложения материала, разработке методического аппарата комплекта учитывались следующие составляющие.

Возраст школьника. Первоклассник может быть как шести, так и семи, и восьми лет. И это не проблема понижения возраста первоклассника, но проблема одновременного присутствия на урокеразновозрастных детей,что потребовало сочетания игровых и учебных видов деятельности на протяжении всего первого года обучения.

Разный уровень развития школьника. Школьник, не посещавший детский сад, часто приходит в школу с несформированными сенсорными эталонами. Это потребовало решения задачи формирования сенсорных эталонов в адаптационный период обучения.

Топографическая принадлежность школьника. Отбор материала учитывает опыт школьника, проживающего как в городской, так и в сельской местности.

Разная наполняемость класса. Развернутая формулировка заданий вместе с указаниями организационных форм их выполнения (в группе, в паре) позволяет школьникам достаточно продолжительное время заниматься самостоятельно, что важно для малокомплектной и малочисленной школы. Сходная структура учебников внутри каждой предметной области и единая для всех учебников комплекта внешняя интрига помогают учащимся разных возрастных групп, находящихся в одном помещении, быть в едином образовательном пространстве.

Разный уровень владения русским языком. При разработке УМК«Перспективная начальная школа»учитывалось, что не для всех учащихся русский язык является родным языком и что сегодняшний школьник имеет большое количество логопедических проблем. Поиск решения этого комплекса проблем потребовал пересмотра некоторых важных теоретических позиций русского языка, разработки специальных линий орфоэпической работы и работы с обратным словарем.

В результате освоения предметного содержания, заложенного в комплекте, каждый школьник получает возможность приобрести общие учебные умения и навыки. Овладеть теми способами деятельности, которые соответствуют требованиям государственного образовательного стандарта. Это, прежде всего,первоначальные умения поиска необходимой информации в словарях, справочниках, каталоге библиотеки.Система взаимных перекрестных ссылок между учебниками, каждый из которых имеет специфичные для своей образовательной области словари, дает школьнику возможность в процессе четырехлетнего обучения приобрести навыки работы с орфографическим, орфоэпическим, обратным, толковым, фразеологическим, этимологическим и энциклопедическим словарями.

Размещение методического аппарата по организации деятельности детей на уроках в корпусе каждого учебника позволяет комплекту выполнять и такое требование ФГОС, как формирование деятельности учебного сотрудничества - умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в общий результат учебной деятельности.

Единая система условных обозначений во всех учебниках рассчитана на организацию индивидуальной, парной, групповой и коллективной работы.

Список учебников УМК «Перспективная начальная школа»

1. Азбука - Н.Г. Агаркова, Ю.А. Агарков
2. Русский язык - Каленчук М.Л., Чуракова Н.А., Байкова Т.А., Малаховская О.В., Ерышева Е.Р.
3. Литературное чтение - Чуракова Н.А., Малаховская О.В.
4. Математика -А.Л. Чекин, О.А. Захарова, Е.П. Юдина.
5. Окружающий мир - О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов, Л.А. Царева, Л.Г. Кудрова.
6. Информатика - Е.Н. Бененсон, А.Г. Паутова.
7. Технология - Т.М. Рагозина, А.А. Гринева.

Дополнительная литература
1) Чуракова Р.Г. Технология и аспектный анализ современного урока
Чуракова Н.А., Малаховская О.В. Музей в твоем классе.

Учебно-методический комплекс «Развитие. Индивидуальность. Творчество. Мышление» (РИТМ)

(УМК «Классическая начальная школа»)

Издательство «Дрофа»
Сайт: http://www.drofa.ru

Учебно-методический комплекс «Развитие. Индивидуальность. Творчество. Мышление» (РИТМ) создан на основе УМК «Классическаяначальная школа», главной особенностью которого является сочетание современных подходов к решению методических проблем и проверенных практикой принципов дидактики, что позволяет школьникам достигать неизменно высоких результатов образования.

Учебно-методический комплекс «Развитие. Индивидуальность. Творчество. Мышление» (РИТМ) переработан в соответствии с Федеральным государственным стандартом и дополнен новыми учебниками (иностранный язык, окружающий мир, физкультура). В состав УМК входят программы, методические пособия, рабочие тетради. Учебные линии по основным предметам обеспечены дидактическими материалами, тестами и комплектами наглядных пособий. Все компоненты УМК интегрированы в единую методическую систему, имеют современный макет, объемный методический аппарат, профессионально исполненные иллюстрации.

В предметной линии по русскому языку и литературному чтению родной язык рассматривается не только как объект изучения, но и как средство обучения детей другим дисциплинам, что способствует формированию метапредметных умений. Содержащиеся в учебниках тексты и упражнения расширяют знания о родной стране, ее природе, способствуют воспитанию патриотизму, освоению норм и правил поведения, традиционных нравственных ценностей, толерантности, а значит, формированию необходимых личностных качеств, что является важнейшим результатом образования.

В ходе изучения курса математики учебники включаются в активную самостоятельную и групповую деятельность, важнейшим результатом которой является развитие гибкости, критичности и вариативности их мышления. Методический аппарат предметной линии направлен на развитие логических умений: понимания учебной задачи, самостоятельного планирования своих действий по его решению, выбора для этого оптимальных способов.

Методика, положенная в основу предметных линий по иностранному языку, призвана сформировать у младших школьников элементарную иноязычную коммуникативную компетенцию. Принцип диалога культур, реализованный в курсе английского языка, позволяют ребенку плавно войти в иноязычное коммуникативное пространство. Курс немецкого языканаправлен на взаимосвязанное формирование всех видов коммуникативных умений - аудирования, говорения, чтения и письма. Содержание курсов иностранного языка способствует формированию у ребенка ощущения принадлежности к определенному языковому и культурному сообществу - российской гражданской идентичности.

В предметной линии по окружающему миру осуществляется интеграция естественно-научных и социально-гуманитарных знаний, что закладывает основы формирования целостной картины мира, решает задачи формирования экологического мышления, культуры здорового и безопасного образа жизни, системы национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающихся на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества.

Предметная линия по изобразительному искусству ориентирована на эстетическое развитие личности на основе освоения лучших образцов художественного наследия народов России и мира. Она построена на принципах системно-деятельностного подхода к обучению и отражает коммуникативно-нравственную сущность художественного образования.

Эстетическое и духовно-нравственное развитие учащихся при использовании предметной линии по музыке осуществляется через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармонично развитой личности. Курс музыки выстроен на широкой интегративной основе с предметами гуманитарно-эстетического цикла. В его основу положен принцип формирования универсальных учебных действий - личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных.

В предметной линии по технологии и физической культуре содержатся неординарные методические приемы формирования необходимых предметных и метапредметных умений, а также качеств личности выпускника начальной школы. Линии практико-ориентированы и представляют широкие возможности для организации учебной и внеучебной деятельности младших школьников.

УМК «Развитие. Индивидуальность. Творчество, Мышление» (РИТМ) направлен на достижение результатов образования, определенных Федеральным государственным стандартом, и реализацию «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России».

Учебники, входящие в состав УМК «Классическая начальная школа»:
1. Азбука - О.В. Джежелей.
2. Русский язык - Т.Г. Рамзаева.
3. Литературное чтение.- О.В.Джежелей.
4. Английский язык - В.В. Бужинский, С.В.Павлова, Р.А. Старикова.
5. Немецкий язык - Н.Д. Гальсакова, Н.И. Гез.
6. Математика - Э.И.Александрова.
7. Окружающий мир - Е.В.Саплина, А.И.Саплин, В.И. Сивоглазов.
8. Изобразительное искусство - В.С. Кузин, Э.И. Кубышкина.
9. Технология.- Н.А. Малышева, О.Н. Масленикова.
10. Музыка - В.В. Алеев, Т.Н. Кичак.
11. Физическая культура - Г.И. Погадаев.

Учебно-методический комплекс «Начальная школа XXI века»

(научный руководитель - Н.Ф. Виноградова)

Издательство «Вентана - Граф»
Сайт: http://www.vgf.ru

Комплект базируется на теории деятельности А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова. Общая цель обучения - формирование ведущейдля этого возраста деятельности. Цель педагогов начальной школы - не просто научить ученика, а научить его учить самого себя, т.е. учебной деятельности; цель ученика при этом - овладеть умениями учиться. Учебные предметы и их содержание выступают как средство достижения этой цели.

Формы, средства и методы обучения направлены на формирование у младшего школьника предпосылок (в 1-м полугодии первого класса), а затем умений учебной деятельности. В ходе начального образования у младшегошкольника формируются умения учебной деятельности, позволяющие ему успешно адаптироваться в основной школе и продолжить предметное обучение по любому учебно-методическому комплекту.

Ведущими характеристиками выпускника начальной школы являются его способность самостоятельно мыслить, анализировать любой вопрос; умение строить высказывания, выдвигать гипотезы, отстаивать выбранную точку зрения; наличие представлений о собственном знании и незнании по обсуждаемому вопросу. Отсюда две методические особенности УМК. Так, работая с учебно-методическим комплектом «Начальная школа XXI века», школьник осваивает принципиально другую роль - «исследователь». Такая позиция определяет его заинтересованность процессом познания. А также усиление внимания к творческой деятельности учащихся, основанной на инициативе и самостоятельности каждого школьника.

Список учебников УМК «Начальная школа XXI века»

1. Букварь - Л.Е. Журова.
2. Русский язык - С.В. Иванов, А.О.Евдокимова, М.И. Кузнецова.
3. Литературное чтение - Л.А. Ефросинина.
4. Английский язык - УМК «FORWARD», М.В.Вербицкая, О.В. Оралова, Б.Эббс, Э.Уорелл, Э.Уорд.
5. Математика - Е.Э.Кочурина, В.Н.Рудницкая, О.А.Рыдзе.
6. Окружающий мир - Н.Ф. Виноградова.
7. Музыка - О.В. Усачева, Л.В. Школяр.
8. Изобразительное искусство - Л.Г. Савенкова, Е.А. Ермолинская
9. Технология - Е.А. Лутцева.
10. Основы духовно-нравственной культуры народов России (4 класс) - Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков.

Содержание учебных предметов УМК ориентировано на стимулирование и поддержку эмоционального, духовно-нравственного и интеллектуального развития и саморазвития ребенка; на создание условий для проявления самостоятельности, инициативности, творческих способностей ребенка в различных видах деятельности. При этом сохраняется значимость усвоения детьми знаний и овладения умениями и навыками как средствами развития, но они не рассматриваются как самоцель начального образования.

В предметах УМК усилена гуманитарная направленность и ее влияние на эмоциональное и социально-личностное развитие ребенка. В УМК представлено содержание, которое помогает ребенку удерживать и воссоздавать целостность картины мира, обеспечивает осознание им разнообразных связей между объектами и явлениями и, в то же время, формирует умение увидеть с разных сторон один и тот же предмет. Основная особенность этого комплекта заключается в его целостности: единстве структуры учебников и рабочих тетрадей по всем классам и предметам; единстве сквозных линии типовых заданий, единстве подходов к организации учебной деятельности.

Выпускают учебники и учебные пособия УМК «Планета знаний» издательства «Астрель» и «АСТ».
В состав УМК входят:

1. Букварь - автор Т.М. Андрианова.
2. Русский язык - автор Т.М. Андрианова, В.А. Илюхина.
3. Литературное чтение - Э.Э.Кац
4. Английский язык - Н.Ю.Горячева,С.В. Ларькина, Е.В. Насоновская.
5. Математика - М.И. Башмаков, М.Г.Нефедова.
6. Окружающий мир - Г.Г.Ивченкова, И.В. Потапова, А.И. Саплин, Е.В. Саплина.
7. Музыка - Т.И. Баланова.

Учебно-методический комплект «Гармония»

(научный руководитель - Н.Б. Истомина)

Издательство «Ассоциация XXI века».
Сайт: http://umk-garmoniya.ru/

В учебно-методическом комплекте "Гармония" реализованы: способы организации учебной деятельности учащихся, связанные с постановкой учебной задачи, с ее решением, самоконтролем и самооценкой; способы организации продуктивного общения, которое является необходимым условием формирования учебной деятельности; способы формирования понятий, обеспечивающие на доступном для младшего школьного возраста уровне осознание причинно-следственных связей, закономерностей и зависимостей.

В основу построения курса положена методическая концепция целенаправленной и систематической работы по формированию у младших школьников приемов умственной деятельности: анализа и синтеза, сравнения, классификации, аналогии и обобщения в процессе усвоения математического содержания, предусмотренного программой.

Букварь «Мои первый учебник», предназначенный для курса «Обучение грамоте», обеспечивает не только освоение первоклассниками элементарного чтения и письма, но и развитие их мышления, познавательных интересов, чувства языка, формирование фонетического слуха, орфографической зоркости, речевых и читательских умений, введение в мир детских книг, а также накопление опыта работы с учебной книгой.

Букварь предполагает активное продвижение как детей, только начинающих учиться читать, так и тех, кто уже находится на разных этапах овладения техникой чтения.

В целом данный букварь создает условия для успешного продолжения обучения чтению и русскому языку в рамках отдельных учебных предметов.
Курс русского языка, представленный в учебниках «К тайнам нашего языка», обеспечивает формирование у младших школьников языковых и речевых умений, их функциональной грамотности одновременно со становлением у них всего комплекса универсальных учебных действий.

Этому способствует реализация деятельностного подхода к организации обучения, при котором освоение языковых и речевых понятий, правил, работа над умениями проходит путь от мотивации и постановки учебной задачи - к её решению и через осмысление необходимого способа действия - к использованию приобретенных знаний, к умению контролировать выполнение действия и его результат.

Изучение языка носит коммуникативную направленность, так как подчинено развитию речи учащихся, совершенствованию всех форм их речевой деятельности.

Формирование грамотности школьников осуществляется на основе целенаправленного развития их орфографической зоркости иорфографического самоконтроля.

Курс «Литературное чтение» предполагает формирование читательской компетентности младшего школьника, которая определяется владением техникой чтения и способами освоения литературного произведения, умением ориентироваться в книгах и приобретением опыта самостоятельной читательской деятельности.

Обучение литературному чтению направлено также на:
обогащениедуховно-нравственной сферы младших школьников, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности, уважения к культуре народов многонациональной России;
освоениеуниверсальных учебных действий
совершенствование всех видов речевой деятельности, умений строить монологическое высказывание и вести диалог;
развитие творческих способностей;
воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы;
расширениечитательского кругозора.

Курс математики , представленный в учебнике, в процессе усвоения программного материала целенаправленно формирует все виды универсальных учебных действий (УУД) у учащихся. Этому способствуют: логика построения содержания курса, разнообразные методические приёмы организации учебной деятельности младших школьников, система учебных заданий, направленных на выполнение учениками различных видов действий.

В процесса изучения курса дети овладевают: математическими знаниями, умениями и навыками, предусмотренными программой курса, и научатся использовать их для описания окружающих предметов, процессов, явлений, оценки количественных и пространственных отношений; овладеют умениями: строить рассуждения; аргументировать и корректировать высказывания различать обоснованные и необоснованные суждения; выявлять закономерности; устанавливать причинно-следственные связи; осуществлять анализ различных математических объектов, выделяя их существенные и несущественные признаки, что обеспечит им успешное продолжение математического образования в основной школе.

Особенностями содержания курса «Окружающий мир» являются: интегративный характер предъявления естественнонаучных, обществоведческих и исторических знаний; целенаправленное формирование УУД при освоении предметных знаний и умений.

Изучение окружающего мира направлено на:
формованиеу младших школьников целостной картины мира природного и социокультурного мира, экологической и культурологической грамотности, нравственно-этических и безопасных норм взаимодействия с природой и людьми;
освоение комплекса предметных знаний, умений и универсальных учебных действий для успешного продолжения образования в основной школе;
развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;
воспитание гражданина, любящего своё Отечество, осознающего свою принадлежность к нему, уважающего образ жизни, нравы и традиции населяющих народов, стремящихся участвовать в природоохранной и творческой деятельности.

Основной курс, представленный в учебниках «Технология» , является предметная преобразующая деятельность, которая позволяет интегрировать понятийные (умозрительные), наглядно-образные, наглядно-действенные компоненты познавательной деятельности.

Главные особенности курса «Изобразительное искусство»:
знакомство школьников с образным языком изобразительного искусства как основой эмоционально-этического освоения окружающего мира;
коммуникативная направленность обучения, обеспечивающая воспитание базовой визуальной культуры личности и первичное освоение изобразительных средств визуального общения;
деятельностный подход к изучению и дальнейшему практическому освоению изобразительной, конструкторской и декаративно-художественной деятельности;
обучение на основе проблемных задач, когда учитель, не подсказывая окончательного ответа, ставит вопросы, помогающие учащимся самим прийти к правильному решению;
формирование приёмов познавательной деятельности и развитие интереса к области художественного освоения мира, обогащение чувственного и практического творческого опыта ребенка.

Курс музыки , представленный в учебниках «К вершинам музыкальногоискусства», имеет следующие особенности:
развитие музыкального мышления школьников за счет освоения различных жанров музыки;
отбор музыкального материала с ориентацией на шедевры мирового музыкального искусства, что помогает ребенку сформировать целостное представление о музыкальной культуре по её эталонным образцам;
формирование наряду с песенным типом музыкального мышления на симфоническом уровне;
методический принцип «воссоздания» шедевров мирового музыкального искусства, состоящий в том, что целостному восприятию произведения предшествует этап «создания» его ребенком посредством прохождения основных этапов композиторского пути;
создание школьниками самостоятельности музыки как вида искусства, способного своими собственными средствами передавать чувства и мысли людей как результат знакомства с музыкальными образами различных жанров музыки и раскрытия многогранных связей музыки и жизни.

Целью учебников «Физическая культура» является формирование у учащихся основ здорового образа жизни, умение общаться и взаимодействовать со сверстниками, планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе её выполнения, анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, оценивать красоту телосложения и осанки, технически правильно выполнять двигательные действия.

Выпускает учебники и учебные пособия УМК «Гармония» издательство«Ассоциация XXI века».
Для общения с коллегами и обмена опытом работы по образовательной системе «Гармония» создана социальная сеть - www.garmoniya-club.ru

В состав УМК входят:
1. Букварь - автор М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко, Н.М. Бетенькова, О.Е.Курлыгина.
2. Русский язык - автор М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко.
3. Литературное чтение - автор О.В. Кубасова.
4. Математика - автор Н.Б. Истомина.
5. Окружающий мир - автор О.В. Поглазова, Н.И. Ворожейкина, В.Д. Шилин.
6. Технология - автор Н.М.Конышева.
7. Изобразительное искусство - (издательство «Яхонт»), авт.: Т.А.Копцева, В.П. Копцев, Е.В.Копцев.
8. Музыка - (издательство «Яхонт»), авт.: М.С.Красильникова, О.Н.Яшмолкина, О.И.Нехаева.
9. Физическая культура - (издательство «Яхонт»), авт.: Р.И.Тарнопольская, Б.И.Мишина.

И снова здравствуйте! Не устали от изучения ? Не запутались в их названиях и авторах? Сможете вынести ещё одну? Хочу наконец-то поставить жирную точку в этом вопросе, но не закончив исследование в полной мере, не готова так поступить. Так что мужайтесь: сегодня на обсуждении программа обучения Перспектива.

План урока:

Ещё один традиционный проект

Комплект «Перспектива» относится к традиционной системе обучения в начальной школе, и разрабатывался он в 2006 году во время становления для первой ступени образования.

Учебные материалы были подготовлены по инициативе автора проекта — доктора педагогических наук Людмилы Петерсон совместно с издательством «Просвещение». В «перспективном» проекте приняли участие ученые академий образования и наук, практикующие педагоги и методисты.

Как и положено любому методическому комплекту, используемому в образовательном процессе в школе, «Перспектива» в своём составе имеет всё, что необходимо:

  • азбуку для 1 класса Л.Клемановой и этого же автора русский язык;
  • математику Г.Дорофеева;
  • литературу В.Горецкого;
  • информатику Т.Рудниченко;
  • «окружайку» А.Плешакова;
  • технологию Н.Роговцевой;
  • физкультуру на выбор педагога: или А.Матвеева, или И.Винера;
  • ИЗО Т.Шпикаловой;
  • музыку Е.Критской;
  • основы религии и этики по направлениям разных культур.

«Перспектива» предлагает изучение аж четырёх иностранных языков:

  • английского по стандартной или углублённой программам, а также по курсу «В Фокусе» или «Звёздный»;
  • испанского и немецкого по классической программе;
  • французского либо по курсу «Твой друг…», либо «В перспективе».

Следует отметить, что, как и многие другие учебные комплекты школьных образовательных программ, «Перспективный» столкнулся в 2014 с проблемой получения рекомендаций Минобразования. Под сомнение были поставлены учебники по математике и религии.

В результате математический труд Л.Петерсон «Учусь учиться» был заменён, а материалы по изучению религий в 4-5 классах доработаны. УМК «Перспектива» прошёл необходимые согласования в полном своём составе.

Перспективные цели, или как и чему учит программа

За основу своего образовательного проекта Людмила Петерсон взяла разработанную ею систему деятельностного подхода, за что в своё время получила премию Президента РФ. Сказано мудрёно.

На самом деле всё просто: это очередная попытка объединить в школьном обучении знакомый уже нам развивающийся подход и сложившуюся классику через универсальные умения ставить цели, решать задачи и отвечать за результаты.

Задача такого образования в школе – не дать готовую информацию, а научить ребёнка открывать новые знания самостоятельно. «Слышу – забываю, вижу – запоминаю, делаю – усваиваю», — это, помнится, мы уже с вами проходили.

В результате такой деятельностной методики у учебного комплекта «Перспектива» появилось несколько направлений, вокруг которых вертится весь образовательный «перспективный» процесс:


Все вышеперечисленные направления развития школьника воплотили идеи авторов в тематических учебных материалах: «Моя планета – Земля», «Моя страна – моё Отечество», «Моя семья – мой мир», «Природа и культура – среда нашей жизни».

«За» и «против» перспективного обучения

Отзывов по «Перспективе» на самом деле не так много, но для себя отметила, что совсем категоричной критики, как в других образовательных программах, например в , немного.

«…не понравились прописи: первоклашкам проблематично после написания от линии до линии определиться впоследствии в тетради с размером букв: заглавную и прописную пишут одинаково…»,

«…математика сначала изучает таблицу умножения, не дав понятия чисел до 100…»,

«…как научить грамоте детей, если в «Азбуке» есть ошибки?»,

«…упражнения в учебниках не соответствуют темам…».

А вот учебники для последующих 3 и 4 классов педагогам вполне подходят:

«…интересный окружающий мир, но часто требуется помощь родителей…»,

«…математика рассчитана на разных детей: слабым и сильным одновременно интересно работать, хорошо представлены задачи, одна тема предполагает их решение от 4 до 6 штук за урок, сильные дети могут попробовать свои силы в решении олимпиадных заданий…».

Мнения родителей представлены сухо и в двух словах сводятся к тому, что по письму детям в 1 классе задают очень мало, хотелось бы побольше, а математика Дорофеева проста и скучна для тех, кто желал бы овладеть знаниями уровнем повыше.

Больше всего родителей школьников беспокоит преемственность программы при переходе в среднее звено, так как она рассчитана только на начальную школу.

Высказать все «за» и «против» оказалось не так-то просто. Те, кто хотят быть «перспективными», делают, оказывается, это почти неслышно. Такая, скажем, нейтральная программа, не напрашивающаяся на комплименты, но и не подвергающаяся сильным критическим замечаниям.

Возможно, быть «серым кардиналом» не так и плохо, как думаете?

Надеюсь, что я немного помогла вам разобраться со всей сложностью многочисленных образовательных программ для начального обучения. Думаю, на этом можно поставить точку. Прощаюсь с вами, но совсем ненадолго.

Всегда ваша, Евгения Климкович.

Особенно остро этот вопрос встает перед родителями будущих первоклассников. Каждый хочет не навредить ни ребенку, ни себе. Начинается опрос знакомых и штудирование сайтов в надежде найти интересующий ответ на вопрос.

Родители встают перед выбором образовательной программы .

Но какой бы ни была программа, очень многое зависит от учителя начальных классов: стиля преподавания, заинтересованности, ответственности, отношению к детям и работе. Наверное, будет справедливо сказать, что в начальной школе «нужно идти на учителя». А значит стоит побольше узнать об учителях, которые будут набирать будущих первоклассников и .

Начнем с перечисления существующих программ на 2017-2018 учебный год в школах РФ:

Также следует отметить, что все учебные программы разработаны в соответствии с НОО, который позволяет освоить необходимый минимум знаний (инвариантная часть учебных пособий) или допустимого для любознательных (вариативная часть).

Разберем плюсы и минусы каждой учебной программы в начальной школе:

ОС «Школа 2100»

Эта программа непрерывна с детского сада и до 11 класса школы. Охватывает большой объем материала. Учитель направляет, контролирует поисковую деятельность учеников. Наиболее сложными предметами являются математика Козловой С. А. и окружающий мир Вахрушева А. А.
На данный момент программа ограничена в использовании школ, так как учебные пособия не вошли в Федеральный перечень, то есть не прошли экспертизу Минобр.

Плюсы: учащиеся приучены учиться и добывать знания. Они умеют без труда найти нужную информацию. Много пишут сочинений и изложений, рефератов, имеют широкий кругозор знаний.

Минусы: задания посильны для освоения учащихся среднего и высокого уровня, требует контроля и помощи со стороны родителей. Еще один минус - не все учителя средней и старшей школы готовы продолжать обучение по ней в 5 классе.

Традиционная программа, по которой учились многие в советский период и на сегодняшний день она остается актуальной, предполагает взращивание патриотов, желающих познавать, изучать страну, в которой живешь, любить природу, уважать других людей.

Плюсы: задания посильны для освоения учащихся даже очень слабого уровня.

Минусы: мало развивающих заданий на логику, мышление, расширяющих кругозор детей. Здесь все будет зависеть от учителя готового выходить за рамки программы, подбирать развивающие, логические задания. Кругозор знаний учащихся будет недостаточным для успешного обучения в среднем звене.

Система Д. Б. Эльконина - В. В. Давыдова

Эльконин Д. Б. и Давыдов В. В. - известные психологи, основатели системы развивающего обучения. Программа сложная, но «гениальная», кардинально отличается в целом от других систем.

Учащиеся должны быть в постоянном поиске информации, развивают теоретическое мышление и воображение. Предполагается, что учащиеся ходят в школу не за отметками, а за знаниями. Для оценивания используется оценочная линейка или шкала для учащихся и учителя. В результате у ребенка формируется самооценка, самоконтроль и самообразование. Методика характеризуется также минимумом домашних заданий.

Плюсы: дети стремятся к знаниям, а не к отметкам, обладают высокой мотивацией, имеют глубокие знания, стремление к нестандартному мышлению. Уроки интересны, часто используются игры. И опять все зависит от учителя, который точно представляет, что делать.

Минусы: сложный уровень преподаваемых предметов, сложно перестроиться на другую систему преподавания в изменившихся условиях.

Занков Л. В. - психолог, разработчик развивающей программы обучения. Обучение по данной программе проходит в творческой форме, нетрадиционно, в быстром темпе, предлагается информация из средних классов для ознакомления. Уделяется большое внимание развитию логики, мышления, самостоятельной добыче знаний.

Плюсы: дети осознанно учатся, имеют аргументировать и доказывать свою точку зрения, используется работа в группах. Обучение проходит в силу своих возможностей, так как программа не предполагает достигать максимума.

Минусы: при поступлении в школу необходима хорошая подготовка, а при поступлении в среднее звено необходимо продолжение, иначе все напрасно.

И опять проблема, нехватка «умных» учителей, болеющих занковскими идеями.

УМК «Планета знаний»

Программа с уклоном на развитие творческих способностей и мышления учеников начальных классов. Учитель контролирует и помогает открыть «планету знаний».

Плюсы: яркие привлекательные учебники, творческое развитие ребенка.

Минусы: при поступлении в школу необходима хорошая подготовка в счете и письме. Большой объем выполнения домашней работы, а также текстовые ошибки в учебниках.

УМК «Перспективная начальная школа» или ПНШ

Роза Чуракова - руководитель авторского коллектива, кандидат педнаук, профессор Академии повышения квалификации работников образования. "ПНШ" или Перспективная начальная школа - это гуманитарная программа, основывающаяся на личностно-ориентированных принципах образовательного процесса.

Плюсы: учебники 1-4 класса опираются на жизненный опыт ребенка, учат говорить, читать и наблюдать.
По окончании начальной школы ученики переходят в среднее звено с большим багажом знаний, подготовленными к дальнейшему обучению. Они самостоятельно ищут информацию в разных источниках и ее используют, работают с большим количеством словарей.

Минусы: программа требует непосредственной помощи родителей и активного участия. Курс требует опытного и подготовленного педагога, с которым все будет доступно и понятно.

УМК «Начальная школа XXI века»

Одна из самых распространенных программ в России, удостоена премии президента РФ. Руководитель проекта - Виноградова Н.Ф.

Плюсы: полностью соответствует ФГОС. Дети показывают хороший результат. Учащиеся учатся самоконтролю и самооценке. Очень сильный учебник по литературному чтению, хорошо представлены классики, анализ текста.

Минусы: многих родителей, да и учителей напрягают иные написания букв в 1 классе, запись перечисления слов с маленькой буквы; своеобразная подача материала по математике, отличная от других программ. Программа развивающая, как и многие другие требует непосредственного участия родителей и умелого педагога.

УМК «Перспектива»

Название программы обещает многое. Главное - воспитать духовно-развитую личность, гражданина. Автор проекта - доктор педагогических наук Петерсон Л.

Плюсы: учит детей не отставать от современного мира, быть подготовленным, отстаивать свою позицию.

Минусы: большой объем информации, предполагает постоянное участие родителей.

Плюсы: разнообразие учебного материала учит самостоятельно школьников искать правильное решение, логически мыслить, аргументировать и дискутировать.

Минусы: требует хорошей подготовки к школе, так как в дальнейшем подразумевает тесное сотрудничество с родителями, многие темы вынесены на самообразование.

  • прежде всего родителям будущих первоклассников нужно ориентироваться на уровень развития своего ребенка;
  • серьезно отнеситесь к выбору учителя начальных классов, ведь грамотный, опытный педагог сделает любую программу интересной и полезной, и ребенок ее обязательно усвоит;
  • также необходимо помнить, что успех образования зависит не только от педагога, но и от желания родителей участвовать в жизни самого ученика, тратить свои силы и время.

Время - отвлечённое понятие для ребёнка, его нельзя увидеть или потрогать. В нашем быстром мире часы со стрелками не пользуются популярностью. На улицах, в общественных местах и в метро висят в основном электронные табло, у всех есть телефоны, показывающие время цифрами. Но маленького человека сначала нужно научить понимать который час по стрелочкам. Так, подрастая, он сможет планировать: сколько времени нужно для занятий, игр, прогулок.

Первые понятия о времени

Дети к 2,5 -3 годам обычно знают, что утром они просыпаются и завтракают, днём - играют, гуляют, обедают и спят, после тихого часа у них полдник, а затем наступает вечер с ужином, купанием и подготовкой к ночному сну.

В разговорах с детьми нужно употреблять понятия прошедшего, настоящего и будущего времени. То есть: вчера мы ходили в ботанический сад, сейчас будем читать, завтра пойдём в зоопарк. Можно повесить у малыша в комнате календарь с рисунками или фотографиями, отображающими сезоны, и объяснять ему, какое сегодня число, день недели, месяц. О временах года лучше рассказывать при помощи ассоциаций и картинок:

  • зима: снежно, холодно, Дед Мороз, зимние вещи;
  • весна: таяние снега, ручьи, птицы, распускаются листья;
  • лето: солнечно, тепло, ягоды, фрукты, дача, речка;
  • осень: дождь, желтеют и опадают листья, улетают птицы.

Трёхлетнему малышу можно рассказать, что год назад он был маленький, не очень хорошо говорил, боялся кататься с горки, а сейчас уже вот какой большой! Когда пройдёт ещё год, ему исполнится 4 года, он будет сам одеваться и ещё больше помогать маме. Ребёнок научится понимать, что время всегда идёт только вперёд, и ему уже никогда не будет 2 года, он будет всегда становиться старше. Нужно акцентировать внимание ребёнка на времени: уже 9 часов вечера, тебе пора спать, через 15 минут будем ужинать, подожди 1 минутку.

Как научить ребёнка узнавать время по часам

Когда ребёнок подрастёт, в 5–6 лет, научится считать до ста и будет знать цифры, его можно начинать учить понимать время по часам со стрелками. К школе надо уметь это делать самостоятельно. Для начала стоит объяснить малышу таблицу умножения на 5, так ему будет легче разобраться с минутами.

Изучаем циферблат и стрелки

Дайте ребёнку большие часы, лучше без стекла, чтобы он сам пальчиками мог двигать стрелки.

  1. Расскажите и покажите, в какую сторону всегда двигаются стрелки, что большая показывает минуты, а маленькая часы.
  2. Объясните, что если большая стрелка указывает на 12, то цифра, на которую указывает маленькая, и есть настоящее время.
  3. Двигая минутную стрелку от одной цифры к другой, обратите внимание, что это 5 минут, до следующей - ещё 5 минут, и так до конца круга, всего 60 минут. Пока минутная стрелка обходила целый круг, часовая передвинулась только до следующей цифры, это прошёл один час.

Давайте малышу задания, пускай поставит стрелки, а мама назовёт время и наоборот.

Создаём часы своими руками

Дети очень хорошо обучаются во время игры. Ребёнок с помощью мамы, папы или бабушки может сам сделать почти настоящие часы. Нужно из картона вырезать круг, нарисовать на нём циферблат, раскрасить, в середину прикрепить кнопкой две картонные стрелочки так, чтобы они двигались. Можно купить такие картонные часики в магазине.

Показывайте ребёнку, как движутся стрелки, сначала часовая, затем минутная. Начните с простых значений, например: 2:10, 3:30. Когда он поймёт про пятиминутные интервалы, усложните и объясните, как будут выглядеть, например, 12:28, 1:37. Пускай малыш поставит время, когда отправится спать, а утром время поставит мама и он ответит.

Пользуемся знаниями в повседневной жизни

Купите ребёнку настоящие часы со стрелками и повесьте на видное место в его комнате. Когда малыш будет разбираться в часах и минутах, познакомьте его с секундной стрелкой, объясните наглядно, что такое секунда (хлоп в ладоши - прошла секунда). Торопить не надо, а вот хвалить - обязательно. Одни схватывают на лету, другим нужно время, но, в конце концов, все это осваивают.

Обучающие игры

День и ночь они идут.
Никогда не устают.
Монотонно шепчут в такт:
Тик, так, тик и так.
Стрелки, будто как усы.
Называются… (часы)!

http://zagadochki.ru/zagadka-den-i-noch-oni-idut.html/

Есть много игр, помогающих ребёнку лучше понять и запомнить то, чему его учили. Можно нарисовать несколько циферблатов с цифрами и предложить малышу изобразить стрелками свой распорядок дня, а потом повесить это на стену.

Фотогалерея: игры, уроки и задачки для изучения времени

Нарисовать стрелками обозначенное под часами время Показать на часах режим дня На каких часах правильное время? Какие часы показывают неправильное время? Обучающая игра с часами Задание для изучения часов в сутках

Время — непрерывная величина, основа для измерения смены событий и продолжительности чего-либо. Это абстрактное понятие, которое даже взрослые люди не могут осознать до конца. Стоит ли говорить, насколько малышу, мыслительные способности которого только развиваются, трудно делать анализ? Перед родителями стоит вопрос: как научить ребенка понимать время по часам?

Опытные педагоги говорят, что это одна из самых сложных задач для детского ума. Придется потрудиться, чтобы помочь малышу усвоить такие определения, как часы, минуты и секунды. Эти знания ребенку необходимы, ведь ему придется жить в одном ритме с остальным сообществом, начиная с посещения школы.

Начинать знакомство с циферблатом можно в дошкольном возрасте, когда малыш уже умеет считать и готов воспринимать действия, связанные с числами. Оптимальный возраст — 6-7 лет.

Хорошо, если ребенок умеет вести счет до десяти, но для лучшего освоения желательно, чтобы он считал до шестидесяти. Иначе ему будет трудно объяснить, что в минуте шестьдесят секунд, а в один час состоит из шестидесяти минут.

Не обязательно ждать, когда малыш подрастет, ведь основу для развития можно закладывать с самого начала. Как научить ребенка определять время с раннего возраста? Есть действенные способы, которые с успехом применяют многие родители.

Один из способов: озвучивать время, употребляя фразы, подобные этим: «в 2 часа пойдем гулять в детский парк»; «через 15 минут разрешим тебе посмотреть мультфильм»; «на часах уже 9 утра, пора просыпаться»; «нужно поставить пирог на 20 минут в духовку».

Второй способ поможет малышу не только понять, но и почувствовать время. Родители могут предложить ему за 10 минут съесть завтрак или за 3 минуты почистить зубы. Отсчет следует начинать по часам, показывая их ребенку. Так будет проходить первое знакомство с понятием времени и с таким устройством, как часы.

Способы обучения для дошкольников

Чуть позже возникает следующий вопрос: как научить ребенка определять время? Пора переходить к более конкретным знаниям.

  1. Для занятий нужно купить дошкольнику механические часы с циферблатом без стекла и крупными стрелками, которые без труда можно переводить. Как вариант, родители могут приобрести игрушечный будильник или самостоятельно смастерить большой циферблат из подручных материалов.
  2. Начинать тренироваться лучше на простых часах, с указанием основных цифр — 3, 6, 9 и 12.
  3. Следует объяснить ребенку, что короткая стрелочка — для определения часа, она ходит медленно, а длинная стрелка — для обозначения минут, она движется быстрее. Знакомство с секундами лучше оставить на потом.
  4. Прежде всего дошкольника знакомят с понятием целого часа, когда минутная стрелка стоит на цифре 12, а короткая на любой другой. Переводя стрелки, взрослый озвучивает: «Это означает 9 часов, а теперь мы поставим указатели так, чтобы стало 12 часов». После чего ребенку предлагается самостоятельно передвигать стрелки на указанные цифры, определять и озвучивать результат.
  5. Как только малыш освоит деятельность самого простого циферблата, можно переходить к часовому механизму с полным набором чисел — от 1 до 12.
  6. Следующий этап: знакомство с понятием половины часа, когда минутная стрелка стоит на цифре 6. Если дошкольник хорошо усвоил предыдущие уроки, он легко справится и с этой задачей. Взрослый может выставить указатели на нужных числах и попросить ребенка ответить на вопрос: «Сколько времени на часах?» Можно сказать — половина первого, а можно — 12 часов 30 минут. Малышу понятнее и легче будет освоить второй вариант, к тому же он более правильный. На этом этапе может возникнуть трудность: когда часовая стрелка стоит между двумя цифрами, ребенку сложно правильно определить время. Но эта проблема преодолима, если малыш понимает значение слов «до» и «после». Главное, простым языком объяснить дошкольнику, что стрелочка стоит на половине пути к следующей цифре, а значит нужно назвать предыдущее число и добавить к нему 30 минут.
  7. Придется потратить больше времени, чтобы научить ребенка определять по часам минуты. Здесь не обойтись без умения считать. Стоит заняться с дошкольником решением математических примеров. Для того, чтобы он, глядя на часы, смог называть 5, 10, 15, 20 и так далее минут, нужно уделить внимание задачам на прибавление с числом «5». Для лучшего освоения лучше учить малыша правильно говорить время. Например, «8 часов 40 минут», а не «8.40» или «без двадцати девять», — такие определения более сложные для восприятия.

Как закрепить пройденный материал?

Важно продолжать обучение, применяя полученные знания в повседневной жизни. Если раньше родители сами определяли время для тех или иных дел, то теперь хорошо бы это поручать ребенку. Можно сказать: «В 10 часов 20 минут нам нужно собираться на прогулку. Скажи, когда наступит это время». Или: «Через 10 минут мне нужно доставать торт из духовки. Посмотри, когда это будет и напомни мне, пожалуйста».

Можно придумать вопросы, которые помогут определить, насколько хорошо дошкольник ориентируется по часам.

  • Который сейчас час?
  • Было 11 часов, сейчас 11 часов 40 минут. Сколько времени прошло?
  • Папа вернется с работы в 8 часов вечера. Посмотри на часах, сколько времени осталось до его прихода?

Дети любят получать знания в игровой форме. В магазинах детских игрушек можно найти развивающие наборы с яркими игрушечными часами и перечнем заданий, выполняя которые, малыш будет запоминать последовательность расположения цифр, в какую сторону движутся стрелки и так далее.

Обучение должно проходить по принципу: от простого к сложному; от основ к более мелким деталям. Пройдет время, и ребенок сможет решать другие задачи. Освоит значение секундной стрелки, узнает, что в сутках 24 часа, а значит правильнее говорить не 10 часов вечера, а 22 часа, перестанет округлять минуты.

Главное, что должны помнить родители: не стоит оказывать на малыша давление. Чтобы ребенок учился охотно, важно проявлять любовь и большое терпение.

Как избавиться от растяжек после родов?

Поделиться: