Для чего нужна семья и для чего людям нужны дети? Зачем людям нужны дети — основные причины

  • Теги:
  • Родительский лекторий
  • 0-1 год
  • 1-3 года
  • 3-7 лет

Зачем нам дети? Как правило, этот вопрос мы никогда себе не задаем. Более привычен вопрос «хочу я ребенка или не хочу?». Иногда бывает, что ребенок берет на себя решение быть и рождается, не спрашивая нашего согласия. Когда ребенок уже есть, мы не задаем вопрос, зачем он нам, мы просто живем и стараемся выполнять все наши родительские обязанности по мере своих сил и в соответствии со своей картиной мира.

Однако, на мой взгляд, взгляд психолога и мамы, этот вопрос очень важен. При этом далеко не всякая мама сможет внятно ответить на этот вопрос прежде всего самой себе.

Поправить здоровье, привязать мужа (жену), отделиться от семьи родителей, почувствовать свою взрослость и самостоятельность, показать своей маме (отцу), как правильно воспитывать детей, получить новый социальный статус родителя – все это довольно распространенные побудительные мотивы к рождению ребенка. Есть еще список причин, принятых в обществе, таких как: вырастить себе помощника, воспитать хорошего человека, дать ребенку образование. И еще принятое в христианстве: «женщина спасется через рождение детей».

Грустно констатировать этот факт, но ни одна из перечисленных причин не отражает ценность ребенка как такового. Ребенок является средством достижения наших родительских целей и в этом контексте уже в самом своем замысле не живет собственной жизнью…

Список ситуаций, когда рождение ребенка должно решить какую-то проблему родителей, можно продолжать очень долго. И конечно, мало кто из нас, родителей, признается себе в том, что ребенок очень сильно страдает от такого посыла в жизнь. Ребенок не должен решать задачи взрослого человека, он всего лишь ребенок и просто не способен на это

Мне захотелось написать эту статью, потому что в определенный момент я почувствовала, что уловила это «зачем?». Более того, мне кажется, что во многих родителях это есть (а может быть, даже в каждом), просто нам никто про это не говорит. Никто не рассказывает о том, какая причина самая важная, зачем стоит рожать и воспитывать ребенка. Ведь и нас в свое время рождали и воспитывали для решения каких-то родительских задач. И теперь нам трудно жить своей жизнью, и мы насыщаем ее проблемами и задачами своего ребенка, теряя свою жизнь и не давая ребенку определиться в своей.

Если мы будем говорить о воспитании ребенка как о совместном проживании определенного куска жизни, у нас не будет чрезмерных ожиданий от нашего дитя, так нагружающих его детскую жизнь. А значит, и не будет бесконечных разочарований и обид. А значит, ребенок сможет реализовывать свой естественный потенциал, изучая и развивая себя.

Это не значит, что мы становимся пассивными и больше не водим ребенка на развивающие кружки. Нет, это значит, что мы ведем ребенка на кружок не для того, чтобы вырастить идеального танцора и почувствовать себя идеальной матерью, а для того, чтобы показать ребенку, что есть мир танца, и если ему или ей понравится этот мир, то он или она может посвятить часть своей жизни на развитие умения двигаться под музыку…

Анна Смирнова, психолог

Наверное, каждый человек слышал фразу о том, что полная семья возможна только с детьми. И это убеждение испортило жизнь многим парам, которые решились родить ребенка только потому, что так нужно. Но на самом деле, далеко не каждые супруги могут внятно ответить, зачем им нужны дети. Они не представляют себя родителями в полном смысле этого слова, и не могут понять, какие именно функции они должны выполнять. Попробуем рассуждать более подробно о том, зачем нужны дети в семье. А также ответим на вопрос: зачем детям нужны родители?

Зачем в семье ребенок?

Существует довольно много мотивов для рождения малыша. Некоторые супружеские пары решаются на роды, чтобы поправить здоровье, ощутить себя самостоятельными, обрести новый статус родителей, отделаться от собственных родителей и пр. Также в обществе принято заводить детей, чтобы вырастить себе помощников, воспитать хороших людей либо дать ребенку соответствующий социальный статус.

К сожалению, ни одна из приведенных причин не способна отобразить ценность детской жизни, как таковой. Дети становятся средством достижения целей своих родителей и уже только поэтому не могут жить полной собственной жизнью.

Люди, которые задумываются о рождении детей, должны раз и навсегда осознать, что ребенок не является их собственностью либо частью государства. Малыш – это свободная личность с самого рождения, и он имеет право на выбор своей судьбы, поиск смысла и цели жизни своими путями.

Родители берут на себя огромную ответственность, приводя ребенка в этот мир. Дети приходят в нашу жизнь для нашего же собственного развития и полноценного раскрытия. Они помогают родителям познать себя и мир, через общение и совместную деятельность. У родителей есть возможность посмотреть на жизнь глазами ребенка, учитывая прожитый опыт, пересмотреть определенные выводы и понять что-то новое.

Принимая эту информацию как аксиому, стоит дать малышу полную свободу для возможного проявления себя в жизни. Душа ребенка приходит в этот мир, чтобы получить собственный жизненный опыт. Соответственно, мы растим свободного человека, отдельную душу в маленьком теле.

Общее состояние малыша является отражением, как в зеркале, родительского уровня развития. По нему можно судить о состоянии ума мамы и папы, о раскрытии их сердца, чистоте мыслей, балансе духовного, а также материального проявления, и наличии счастья.

Таким образом, можно сделать вывод, что дети нужны нам для того, чтобы разделить с ними нашу жизнь. Не для решения различных проблем и задач, а для того, чтобы стать счастливыми и научиться быть лучше.

Зачем родители ребенку?

Зачем нужны детям родители такой же важный, как и тот, зачем дети в семье. Однако его родители задают себе гораздо реже. На самом деле, папа и мама для ребенка – это целый мир и вся Вселенная. Как раз они становятся материалом для построения малышом самого себя и всего остального мира. Родители являются не только источником удовлетворения каких-то потребностей ребенка, они играют роль средства и способа построения себя и всех представлений о жизни.

В раннем детском возрасте ребенок полностью сливается с мамой, использует ее, чтобы понять себя, свои состояния и научиться их оценивать. Во многом такое сливание продолжается до окончания детства, а частично – и до юности. По мере взросления крохи мама начинает играть немного другую роль, малыш отделяется и осваивает половую роль.

Для девочек мать становится образцом, к которому они проявляют повышенное внимание и даже иногда и ревность. А для мальчиков мама – это центр мира, она должна давать им достаточно ласки, сочувствия и признания «мужского достоинства».

Роль отца в жизни детей также очень высока. На раннем этапе жизни ребенка папа берет на себя многие функции матери, но со временем он становится настоящим эталоном социальных понятий, воплощая требовательную и оценочную функции. Также отец играет роль защитника, помогает становлению личности малыша и его отделению от матери. Папа крайне важен для ребенка, как образец роли мужчины в семье и за ее пределами. Для мальчиков отец становится примером, которому он будет сознательно или подсознательно следовать в дальнейшей жизни. А для девочек папы нужны в семье как образец будущего партнера, поэтому крайне важно, чтобы каждый папа видел и высоко ценил в дочери все женские качества.

Родители – это центр мира малыша. Именно от качеств мамы и папы зависит то, каким человеком вырастет ребенок. В семьях, где царит покой, душевная теплота, уважение, оптимизм и доброжелательность, дети вырастают спокойными и уверенными, ощущают поддержку близких людей и их принятие себя как отдельной личности.
И наоборот, если кроха растет в атмосфере тревожности, ссор, конфликтов и напряжения, он будет чувствовать себя потерянным, ненужным, может стать агрессивным либо, наоборот, замкнутым.

К сожалению, научиться быть хорошими родителями очень сложно. Ведь большинство семейных пар переносят стиль воспитания их же на свою семью, что приводит к повторению одних и тех же ошибок. Конечно же, всем нам хочется, чтобы наши дети были действительно счастливыми, успешными и здоровыми. Но для этого нужно постараться и понять, зачем они даны нам, а мы им.

Детям нужна семья. Это даже не обсуждается. Дети не могут обойтись без взрослых, они просто погибнут. И, если ребенку не посчастливилось расти в семье, он может выжить физически, но психологически это очень трудно. Поэтому дети, которые выросли в детских домах, часто становятся не самыми лучшими, как говорится, членами нашего общества. Другими словами они, выходя из государственных учреждений, часто попадают в другие, похожие учреждения – тюрьмы, занимаются проституцией, принимают наркотики, ведут асоциальный образ жизни.

Ошибаются те, кто считает, что это все гены. Не передается генами воровство или занятия проституцией, а так же склонность к алкоголизму или наркомании. Просто эти дети, выходя из закрытого учреждения, не умеют жить в обществе, не умеют обслуживать свои нужды, да и нужды, а точнее потребности свои они не осознают. Ведь они этому не научены. В детском доме все по расписанию. Не тогда, когда ты хочешь кушать или мокрый, или когда больно, а тогда, когда положено. Со временем, ребенок понимает, что о своих потребностях не стоит заявлять громким плачем или другим способом, а еще спустя время, малыш перестает их осознавать. Он просто замирает и ждет, когда наступит нужное время, по расписанию. А боль или голод вообще перестает чувствовать. Вот почему дети из детского дома иногда действительно не чувствуют боль, холод, повышенную температуру своего тела. А тем более они не умеют чувствовать боль и переживания другого человека. Для них страдания другого не имеют значения. Поэтому они бывают жестоки порой.

Именно поэтому детям нужна семья. Именно там, в семье, ребенок формирует привязанность к маме, а потом и к другим близким, а это основа будущих взаимоотношений – дружбы, любви, родительства. Именно в семье ребенок получает понимания того, что мир может быть безопасен, что он не страшен. Чего нет у детей из детских домов. У них, оставленных родителями, базовое чувство безопасности нарушено. Вместо этого в сердце, в душе, в каждой молекуле поселяется страх. Именно он потом движет таким человеком. Для того, чтобы справиться со страхом, защититься, ребенок находит самые простые и взятые из опыта общения с взрослыми методы, а именно равнодушие и жестокость к другим. Только в семье ребенок может сформировать отношение к себе: Какой я? Если в семье удовлетворяются потребности ребенка в защите, уходе, внимании, общении, ребенок понимает, что этот мир рад ему. У маленького человека рождается ощущение «Я – есть! Я - любим!», или как говорили на Руси «Я – есмь!».

Если не сложилось с биологическими родителями, то очень хорошо, что есть люди, которые называют себя приемными родителями. Много деток сейчас становится приемными, а это значит, что очень много будущих взрослых людей станет счастливыми и способными жить в обществе, создавать семьи, реализовывать себя и растить собственных детей. Есть большая вероятность того, что ребенок, пришедший из тяжелых условий детского учреждения или неблагополучной родительской семьи, компенсирует вместе с приемными родителями те упущения, которые там были. Пройдет время и он поймет, что людям можно доверять, что есть люди, которые о нем заботятся и переживают, что не все взрослые равнодушны к его потребностям. Но сначала, придется немало потрудиться новым родителям, чтобы заслужить доверие к себе и снизить планку страха, который уже живет в маленьком человечке. А он, к сожалению, селится там сразу после рождения, если мама не была рядом, или была рядом, но по разным причинам удовлетворяла потребности ребенка не всегда, а иногда реакцией на плач малыша были побои, вместо еды или тепла. Должно пройти много времени, прежде чем малыш привяжется к новым родителям. Привязанность формируется, она не рождается. Она не может вспыхнуть как любовь, или появиться как симпатия. Привязанность – путь, который нужно пройти. С мамой этот путь проходит младенец от рождения, и даже еще до рождения он чувствует себя у мамы защищенным, и там она его кормит не зависимо от того хочет или нет. А после рождения ребенок чудесным образом просто привязывает к себе маму и папу своим внешним умилительным видом, улыбкой, плачем, который не в силах вынести ни один нормальный взрослый, первыми «агу» и «дай». Затем, подрастая, рука об руку с самыми близкими людьми, малыш познает мир, набивает шишки, учится общаться со сверстниками, получает новые знания. И он это может делать, потому что уверен, что есть место, где его всегда успокоят, поддержат, пожалеют, если он ударился или его обидели, что его ошибки примут и позволят безопасно исправить. Ребенок идет по жизни с ощущением, что родители до определенного момента будут рядом, пока он не окрепнет и сможет уйти в свое собственное плаванье.

У приемных детей такой возможности не было. И этот путь, новым родителям приходится проходить заново, иногда начиная сначала. Порой дети удивляют своим регрессом в этом отношении. Они могут в 7 или 10 лет проситься на руки, просить, чтобы их покачали и даже соску. И это не патология или психиатрия. Это – признак доверия к родителям. Это желание пройти тот путь, который не пройден, но который как программа записан на нашей дороге развития. Не пройдя один уровень, невозможно попасть на другой. И ребенок хочет пройти его вместе с новыми родителями. Это как научиться ходить. Сначала нужно научиться сидеть, ползать, потом стоять, а затем, первый неловкий шаг. Если сравнивать по аналогии с выпускником детского дома, то ему от рождения и… сразу нужно ходить. А это невозможно. Поэтому он совершенно не знает, как строить отношения, не умеет любить, создавать привязанность. Он не понимает, зачем ходить на работу и как тратить деньги. Всегда все решали за него, и его мнение не учитывалось.

Этот путь формирования привязанности, а значит формирования отношения к себе, к другим и к миру, дети могут пройти только рядом с понимающим, заботливым и авторитетным взрослым. Самому этот путь не осилить. Поэтому это не вопрос о том, лучше ли ребенку в семье или в детском доме? Это вопрос жизни и смерти. Вопрос выживания. Крыша над головой и обед по расписанию - это много, но совершенно не достаточно для выживания ребенка. Именно из-за этого часть деток погибает без видимых причин еще в грудном возрасте, и потом от разных не смертельных болезней. Именно поэтому взрослые без детства – люди как будто мертвые внутри, потребители, презирающие мораль, нормы или забитые, испуганные, тихие, не счастливые.

Сейчас закрываются детские дома – наследие советского детоустройства. Сложное время для тех, кто много лет посвятил работе в таких учреждениях. Но лучшее время для детей, оставшихся без родителей. Время, когда у каждого своя семья, а не общий дом. Одного желания обеих сторон в процессе создания новой семьи, конечно мало. Нужно отдавать себе отчет в том, что ребенок, прошедший травму привязанности, потери, часто насилие, не может быть идеальным. И родители – тоже люди, со своими взглядами на жизнь, семейными правилами, традициями. Не стоит ожидать, что все быстро станет на свои места, что через пару месяцев ребенок преодолеет все то, что должен был пройти за годы. Трудно поверить, что он вдруг станет хорошо учиться, будет послушным, или таким как надо нам, взрослым. Очень важно понимать, что требовать быстрого результата ни от ребенка, ни от родителей нельзя. Кроме того периода адаптации в новой системе, новому члену семьи еще предстоит наверстать все этапы развития взаимоотношений с родителями, которые он не прошел. А это – грудничковый возраст, когда малыш все время на руках, так называемый «юбочный», когда всегда рядом с мамой и практически держится за подол. Следующий за ним – возраст присмотра, когда малыш - дошкольник и всегда должен видеть взрослого в поле зрения, первых школьных шагов, когда мама или папа вместе делают домашние задания. И, особенный подростковый возраст, возраст противоречий и негативизма.

Семья – общность людей, связанных между собой браком или кровными узами, поэтому предполагается, что в семье царит взаимопонимание и поддержка, обусловленная общими целями, направленными на благополучие данной конкретной семьи. Каждая семья представляет собой микро срез общества, социальный институт, который имеет свои традиции и историю. Семья совместно ведет общее хозяйство, растит общих детей на основе моральных принципов, традиционно принятых в ней и тех, которые объясняются социальной необходимостью.

Общие цели и задачи, кровные связи, в идеале, делают семью для каждого человека тем местом, где отсутствует всякое насилие над ним: физическое, психологическое и сексуальное. Это общность близких по духу и культуре людей, которые всегда готовы поддерживать друг друга в неприятностях и горе и радоваться в случае удач и побед. Все ее члены принимают друг друга без всяких оговорок и условий.

Если не считать вопросов рождения и воспитания детей, с которыми связано будущее человечества как вида, получается, что семья нужна человеку для того, чтобы у него была безопасная среда обитания, способная защитить его от тех опасностей, которые таяться во внешней среде.

Психологам известен такой психики: если человеку трудно, ему надо выговориться, после этого ему становится легче. При этом совершенно не важно, какова степень болезненности переживаний. Т.е. у человека существует физиологическая потребность общения с близкими людьми, с которыми он может не опасаться насмешки или предательства. Тем местом, где его могут выслушать, посочувствовать и поддержать, для него является семья.

Конечно, вы можете возразить, что не во всех семьях так заведено, значит, это положение надо исправлять и к этому стремиться. Ведь, если супруги любят и уважают друг друга, то им не составит никакого труда разделять друг с другом свои переживания и просто мысли. Опыт показывает, что в крепких, счастливых семьях именно такие взаимоотношения и, судя по всему, вопроса: «Зачем нужна семья?» в них ни у кого не возникает.

Семейное законодательство обеспечивает всех граждан правами и обязанностями, а также регулирует правоотношения между супругами и детьми, тем самым создавая благоприятные условия для их развития.

Законодательная основа семейного права

Семья, как маленькая ячейка общества, постоянно находится в группе риска. Специфика данной категории заключается в союзе между супругами, отличающимся особыми доверительными отношениями, в основе которых лежит крепкая духовная и интимная связи. Семья в общественном понимании символизирует единство и верность, общность интересов и взглядов. Также выполняет главные социальные функции – репродуктивную и воспитательную. Однако семья не может развиваться в изолированном состоянии. Это открытая система, имеющая множество связей, каждый член которой выполняет не одну социальную роль.

Государство берет на себя ответственность в поддержании и развитии каждой ячейки общества, через установленные законодательные акты и конституцию. Одним из основных актов является семейный кодекс Российской Федерации. В нем прописаны основные положения, обеспечивающие защиту прав каждого отдельного человека в новых социально-экономических условиях, а также обеспечиваются гарантии осуществления и охраны семейных прав граждан. Кодекс возлагает на родителей определенные права, которые они вынуждены выполнять в отношении друг друга и собственных детей.

Закон о семье регулирует отношения между супругами нормами семейного права. Существует два вида правоотношения: личное имущественное и личное неимущественное. Каждый из супругов может пользоваться правами по своему собственному усмотрению, так как вступление в брак не ограничивает в правах. Семейные права зиждутся на основных принципах, которые заключаются в равенстве супругов в семье. Законодательством отмечено, что вмешательство в решение вопросов семьи извне недопустимо.

Права ребенка

Кодекс подробно раскрывает юридические права и обязанности детей. Они, в свою очередь, делятся на личные и имущественные. Каждый ребенок имеет право жить и воспитывать в семье, когда это возможно. Несовершеннолетний, признанный законом полностью дееспособным до достижения совершеннолетнего возраста имеет право самостоятельно осуществлять свои права и обязанности, в том числе и право на защиту.

При нарушении прав и законных интересов ребенка, в том числе при невыполнении родительских обязанностей по воспитанию, образованию, при злоупотреблении родительскими правами, ребенок вправе обращаться в органы опеки и попечительства, а по достижению четырнадцатилетнего возраста в суд.

Поделиться: