Что значит презирать и призирать. Неправильное обращение и пренебрежение детьми. Призреть - это оказать милость

Пренебрежение основными нуждами ребенка и его последствия.

Пренебрежение основными нуждами ребенка (моральная жестокость) заключается в нежелании или неспособности родителей или лиц, их заменяющих, удовлетворять основные нужды ребенка, необходимые для развития физических, эмоциональных и интеллектуальных способностей.

Появившись на свет, ребенок прежде всего нуждается в пище, одежде, жилье, гигиене, безопасной обстановке и заботе. Особенно это значимо для детей до 5-летнего возраста, поскольку в этот период детства происходит быстрый рост на фоне утраты пассивного иммунитета, передаваемого от матери (после отнятия от груди) и недостаточно развитой собственной иммунной защиты против инфекций. В этот период неадекватное возрасту питание или его недостаток приводят не только к задержке развития неорганической природы, но и являются потенциальной угрозой для жизни. К. Хоббс и X. Хэнкс (Hobbs, Hanks, Wynne, 1993) перечисляют следующие признаки физической и психической задержки развития.

Физические последствия пренебрежения основными нуждами ребенка:

  • тело худое, истощенное, тонкий подкожно-жировой слой, худые руки и ноги;
  • стопы и ладони могут быть отечными, покрасневшими и холодными;
  • живот большой, вздутый;
  • волосы тусклые, тонкие, висят клочками, выпадают;
  • физическое развитие может быть нарушенным, включая плохую осанку.

Психологические последствия пренебрежения основными нуждами ребенка:

  • задержка в развитии: моторного, речевого, интеллектуального, социального, поведенческого компонентов;
  • эмоциональная сфера: растерянность, беспокойство, сниженный фон, депрессия, фрустрированность, слезливость, молчаливость, склонность к одиночеству, негативизм.

Наиболее часто задержка развития неорганической природы, особенно в раннем возрасте, наблюдается в семьях, ведущих асоциальный образ жизни (пьянство или наркомания родителей). Нередко в таких дисфункциональных семьях роль родителей по отношению к маленьким членам семьи берут на себя дети постарше. Так, в одной семье 5-летняя девочка кормила свою младшую 8-месячную сестру, поскольку мать беспробудно пила и уходила из дома. Соседка научила девочку варить кашу, но девочка не могла знать, что нельзя самой есть и тем более кормить маленького ребенка немытыми незрелыми яблоками. В результате оба ребенка были госпитализированы с тяжелой формой кишечного заболевания.

Причиной неправильного вскармливания детей может быть также отсутствие соответствующих навыков (у юных родителей), низкая медицинская активность, социальные факторы - бедность, безработица. Более трудными для выявления причин неполноценного вскармливания, чем асоциальные факторы и бедность, являются позиция родителей, их стиль жизни. Например, потенциальные патронат-ные родители, которые были убежденными вегетарианцами, собирались взять в семью трехлетнего ребенка. На собеседовании с психологом они настаивали на том, чтобы и ребенок следовал их пищевым привычкам. В результате ребенок не получал бы мяса, рыбы, яиц, молока - то есть тех продуктов, которые содержат необходимые для роста и развития детей белки и минералы.

Ребенок может и сам отказываться от пищи, имея опыт насильственного кормления, когда ему в рот торопливо запихивали еду, больно тыкая ложкой в десны, или пища была слишком горячей, куски слишком большие, и он давился. Причиной отказа от еды может быть и отсутствие эмоционального контакта ребенка с кормящим лицом, а также перенесенное ребенком сексуальное насилие (впоследствии ребенок избегал пищи с запахом и консистенцией, которые напоминали ему подробности насилия).

Наиболее частые отговорки матерей, чьи дети имели задержки в развитии:

  • не беспокойтесь, у нас в семье все «мелкие»:
  • ребенок слишком подвижен, потому такой худой;
  • он наберет вес, когда будет старше;
  • организм ребенка сам знает, сколько ему надо.

Самое печальное, что подобные утверждения вполне устраивают некоторых специалистов - медицинских работников, психологов, социальных работников, что значительно затрудняет своевременное выявление причин задержки развития у детей и проведение коррекции. Поведение специалистов, в свою очередь, свидетельствует о наличии проблем у них самих - профессиональных или психологических.

Большое значение имеет также образ жизни, связанный с культурными, национальными и религиозными особенностями. Проведенное в Таджикистане Р.Х. Саидмурадовой (1990) исследование влияния на внутриутробное развитие детей соблюдения беременными религиозного поста - уразы показало, что если пост приходился на первую половину беременности, то в этой группе выявлялось большее число детей с задержкой внутриутробного развития (56%), а если на вторую половину - то рождалось больше детей с внутриутробной гипотрофией (то есть при нормальном развитии новорожденные имели недостаток веса).

Результаты исследований выдающихся отечественных психологов - Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина и их последователей свидетельствуют о том, что психическое развитие ребенка определяется его эмоциональным контактом с близкими взрослыми, особенностями его сотрудничества с ними. Характер взаимодействия ребенка с ухаживающим лицом - привязанность, по Дж. Боулби, - влияет на поздние взаимоотношения. От того, как сложится опыт общения в детстве, зависит способность человека оценивать себя и регулировать свое поведение. Таким образом, ребенок использует свой опыт привязанности для создания, по выражению Дж. Боулби, «внутренней рабочей модели», которая становится руководством для его последующих межличностных отношений. Отсутствие в раннем возрасте эмоциональной стимуляции, любви, заботы, поддержки ребенка со стороны взрослых, то есть пренебрежение эмоциональными нуждами ребенка, нарушает его психическое развитие и является фактором риска для возникновения психопатологических расстройств в более старшем возрасте: нарушений познавательной деятельности, социального функционирования, расстройства взаимоотношений, низкой самооценки. У подростков, воспитывавшихся в подобных семьях, наблюдались отсутствие интереса и способности к учебе, отклонения в поведении - раннее употребление алкоголя и токсических веществ, побеги из дома, самодеструктивное поведение, уязвимость к различным формам насилия, вовлечение в преступную деятельность.

Игнорирование безопасного окружения ребенка может оказаться смертельным для него. По данным Министерства здравоохранения России, 70% несчастных случаев, травм и отравлений детей в возрасте от 0 до 14 лет происходит из-за недосмотра и из-за невнимательности родителей или других близких людей.

К пренебрежению основными нуждами ребенка относятся также необращение родителей за медицинской помощью при наличии у ребенка заболеваний, необоснованный отказ от прививок, от обращения за психиатрической помощью, игнорирование необходимости психологической помощи при наличии проблем поведения, эмоциональных расстройств. Все чаще приходится встречаться с тем, что родители не считают нужным дать образование своему ребенку, хотя, согласно Семейному кодексу, это является их обязанностью.

В сводках новостей постоянно встречаются сообщения о плохом обращении с детьми, и вам только и остается думать, насколько безопасна жизнь вашего ребенка. Хотя избыточная опека ребенка в этом случае является ошибкой, важно осознавать фактически опасные ситуации и знать признаки насилия. Каждый год сообщается о более чем 2,5 миллионах случаев неправильного обращения и пренебрежения детьми, включая случаи физического и сексуального насилия по отношению к детям.
Сексуальным насилием является любая сексуальная деятельность, не приемлемая ребенком без его на то согласия. Сюда относятся такие сексуальные отношения, как любовные ласки, орально-генитальный контакт, половая генитальная и анальная связь, а также эксгибиционизм, вуайеризм и участие в порнографии.
Физическое насилие включает в себя повреждения тела младенца. Сюда входят синяки, ожоги, повреждения костей, травмы головы и внутренних органов. Поскольку синяк свидетельствует о том, что ткань тела была повреждена, в результате чего произошел разрыв кровеносных сосудов, любой дисциплинарный метод, после которого остаются синяки, по определению может считаться физическим насилием над ребенком. Пренебрежение детьми включает в себя физическое пренебрежение (отказ в предоставлении пищи, одежды, крова или других физических нужд), эмоциональное (отказ в любви, утешении или ласке) либо медицинское (отказ в обеспечении необходимого медицинского ухода).
Большинство случаев неправильного обращения с детьми встречается внутри семьи, чаще всего со стороны родителей или родственников, которых самих в детстве обижали. Случаи пренебрежения и ненадлежащего ухода за младенцами чаще всего встречаются в семьях, живущих в нищете, а также со стороны несовершеннолетних родителей либо родителей, которые злоупотребляют алкоголем или наркотиками. Хотя в последнее время участились случаи неправильного обращения с детьми за пределами дома, все же чаще всего такое обращение с детьми встречается со стороны взрослого, который за ними ухаживает, или кого-то, кого они знают, но не постороннего человека.

Признаки и симптомы

Не всегда просто узнать о том, что с ребенком неправильно обращались. Помимо этого зачастую родители стараются не замечать симптомов, потому что им не хочется сталкиваться с правдой. Это серьезная ошибка. Ребенку, подвергшемуся неправильному обращению, как можно раньше требуются особая поддержка и уход. Чем дольше ребенок будет продолжать подвергаться такому обращению либо стараться справиться с ситуацией самостоятельно, тем меньше вероятность того, что"он полностью оправится после этой ситуации.
Лучший способ заметить признаки неправильного обращения - это следить за проявлением необъяснимых изменений в поведении ребенка или на его теле. Следите за появлением любых повреждений (синяков, ожогов, переломов, абдоминальных повреждений или повреждений головы), которым нет объяснений.

Получение помощи

Если у вас возникли подозрения, что с ребенком неправильно обращаются, немедленно обратитесь за помощью через вашего педиатра или местное отделение защиты прав ребенка.
Врачи юридически обязаны сообщать в местные правоохранительные органы обо всех случаях неправильного обращения или пренебрежения детьми. Педиатр также выявит и будет заниматься повреждениями или проблемами со здоровьем, посоветует терапевта, к которому можно обратиться, и сообщит всю необходимую информацию по этому делу следователю. В случае необходимости врач может давать показания в суде, чтобы обеспечить правовую защиту младенцу либо уголовное преследование подозреваемого в сексуальном насилии взрослого.
Если ваш ребенок подвергся насилию, возможно, вы - единственный человек, который может ему помочь. Не следует откладывать сообщение о своих подозрениях относительно насилия по отношению к ребенку. Если вы решите, что проще всего отвернуться от этой проблемы и сделать вид, что ничего не происходит, это только усугубит ситуацию - тем самым вы позволите насилиям продолжаться и значительно уменьшите шансы на полное восстановление ребенка после случаев насилия.
Здесь главным моментом выступает безопасность. Ребенку важно находиться в безопасной обстановке, где нет потенциальной опасности проявления насилия по отношению к нему.

Предупреждение насилия

Основными причинами физического и психологического неправильного обращения с детьми внутри семьи чаще всего являются родительские чувства изолированости, стресса и расстройства.
Уход за младенцем может быть трудным, в особенности если он беспрестанно плачет. Если вы стараетесь успокоить младенца, но ничего не помогает, крайне важно сохранять собственное спокойствие и держать себя в руках. Помните: ни в коем случае не трясите, не бросайте и не бейте ребенка! Если вы чувствуете, что ваше терпение на пределе:

  • сделайте глубокий вдох и сосчитайте до десяти;
  • выйдите из комнаты и дайте ребенку проплакаться в одиночестве;
  • позвоните близкому человеку, который сможет оказать вам эмоциональную поддержку;
  • позвоните педиатру - возможно, плач ребенка обусловлен медицинской причиной.

Для того чтобы ответственно растить детей, родителям необходимы поддержка и как можно больше информации. Родителям нужно научиться справляться с собственными чувствами расстройства и злости, а не срываться на детях. Им также необходимо общение с другими взрослыми, которые всегда смогут выслушать и помочь в трудные моменты. Первыми шагами помощи часто служат группы поддержки, созданные при местных общественных организациях, благодаря которым удается уменьшить чувства изолированности и расстройства, испытываемые родителями.

Это важно
В последние годы все чаще встречаются случаи усыновления детей гомосексуалистами или лесбиянками, поэтому в некоторых штатах это стало политическим вопросом. В этих спорах результаты некоторых незначительных исследований показали, что сексуальная ориентация родителей не имеет ощутимого влияния на взаимоотношения ребенка и родителей, а также на психическое состояние или социальную адаптацию ребенка, даже в некоторых случаях исключений. Сексуальная ориентация родителей играет менее значимую роль, чем любовь и воспитание, которое родители готовы дать ребенку.
Американская академия педиатрии осознает все многообразие стилей жизни разных людей. Мы считаем, что дети, рожденные или усыновленные одним из членов пары гомосексуалистов или лесбиянок, заслуживают иметь двух законно признанных родителей. Поэтому мы поддерживаем правовые и законодательные попытки, предусматривающие возможность усыновления ребенка вторым родителем или равноправным родителем пары с однополыми отношениями.

Синдром тряски младенца

В последние годы педиатры используют термин «синдром тряски младенца» для описания серьезных повреждений, которые могут возникнуть при слишком сильной или неистовой тряске младенца. У младенцев очень слабые мышцы шеи, и они еще не могут уверенно держать свою тяжелую голову. Когда младенца трясут, его хрупкий мозг ударяется о черепную коробку. Это может привести к смерти младенца или вызвать такие серьезные нарушения, как:

  • слепота или повреждения глаз;
  • задержка развития;
  • судороги;
  • повреждение спинного мозга (паралич);
  • повреждение головного мозга.

Синдром тряски младенца обычно возникает в том случае, когда родитель или ухаживающий за ребенком взрослый трясет младенца в порыве злости или нервного срыва, чаще всего потому, что ребенок никак не прекращает плакать. Хотя синдром тряски младенца является серьезной формой неправильного обращения с детьми, многие родители и не подозревают о повреждениях, которые может вызвать тряска. Помните: ни в коем случае нельзя трясти младенца!
Если вы или кто-то другой трясете младенца, самое главное - как можно раньше получить медицинскую помощь. Обязательно сразу же отвезите ребенка на осмотр к педиатру или в отделение «Скорой помощи». Не позволяйте чувству стыда, вины или страха вставать на пути здоровья вашего ребенка.
Если у младенца поврежден мозг или в результате сильной тряски открылось кровотечение, без лечения ему станет только хуже. Незамедлительное обращение за медицинской помощью может спасти жизнь младенца и предотвратить развитие серьезных проблем со здоровьем.
Обязательно сообщите педиатру или кому-то из врачей, если вы уверены или подозреваете, что вашего младенца каким-либо образом трясли или неправильно с ним обращались. Врач должен знать о том, что младенца сильно трясли, иначе он может подумать, что у него рвота или проблемы с дыханием по причине какого-либо заболевания. Слабые симптомы синдрома тряски младенца очень похожи на симптомы младенческих колик, проблем с питанием и на общее беспокойное состояние ребенка. Педиатр должен иметь как можно более полную информацию, чтобы была возможность назначить младенцу правильное лечение.

Временный присмотр и насилие над детьми

В средствах массовой информации время от времени появляются ужасающие сообщения о насилии над детьми в детских учреждениях. В результате этого многие родители боятся оставлять ребенка с посторонними взрослыми людьми. Правда заключается в том, что насилие над детьми в детских учреждениях встречается крайне редко. Чаще всего детские центры и учреждения служат местом, где дети, подвергающиеся насилию в иных местах, могут получить необходимую помощь.
Тем не менее для собственного спокойствия вы можете свести к минимуму рее случаи вероятности насилия над ребенком, тщательно изучив программу детского центра, прежде чем отдать туда своего ребенка, а после того как ребенок начнет туда ходить, нанести несколько неожиданных визитов.
Как узнать о том, что ребенок подвергается физическому насилию в детском учреждении или другом месте? Вы можете заметить это по изменению его поведения или внешним проявлениям.

Вас должны насторожить:

  • любые травмы, появившиеся без разумных объяснений;
  • повторяющиеся травмы, даже нечаянно полученные;
  • постоянно меняющиеся сообщения о травмах ребенка со стороны ухаживающего за ним взрослого;
  • синяки в форме кисти руки; ожоги с очертаниями, не похожими на полученные случайно; следы на теле от предметов типа шнура, ремня и т.п.;
  • синяки, инфекции и кровотечения вокруг области гениталий или анального отверстия.

В качестве руководства примите к сведению следующее: если ваш ребенок какое-то время с удовольствием ходил в детское учреждение, а после этого вдруг начал отказываться, постарайтесь найти этому причины, но не думайте сразу о плохом. Такая смена настроения может просто объясняться изменением в ходе развития ребенка. В период с семи до девяти месяцев, к примеру, у большинства детей появляется страх по отношению к посторонним людям, к которым могут относиться все взрослые, кроме мамы и папы. Если вы не можете найти разумного объяснения изменениям поведения ребенка, проконсультируйтесь с педиатром и попросите его совета, прежде чем начинать расследование в отношении программы детского учреждения.

Если сегодня спросить прохожих на улицах любого большого города, что такое призрение, то они наверняка скажут вам, что призреть - это оказать кому-то пренебрежение, показать ему, что этот человек имеет низкий социальный статус. Однако люди путают два смежных понятия - призрение и презрение.

Поговорим о них подробнее.

Что происходит, когда мы презираем…

Когда мы презираем, мы испытываем негативные эмоции к какому-то человеку, мы полны высокомерия и гордости, поэтому позволяем кого-то не уважать. Мы считаем поступок какого-то низким и полагаем (заслуженно или нет), что сам человек достоин нашего презрения.

Таким образом, приставка пре- указывает на то, что говорящий хотел бы дистанцироваться от того явления, которое он считает неблаговидным.

Призреть - это оказать милость

Однако совсем иное значение у другого слова, это слово «призреть». Как мы видим, здесь используется совсем иная приставка.

В данном случае присутствует и совсем иное значение слова. Это выражение произошло от глагола "призирать". Призреть - это оказать помощь и попечение.

Поэтому издавна на Руси благотворительные организации назывались домами попечения и призрения. Вообще само слово «благотворительность» появилось гораздо позже.

Получается, что всего лишь от одной буквы в приставке слова так много зависит. Искажается смысл. Одно дело призреть кого-то (например, бездомного щенка или сироту) или презирать кого-то (человека, которого вы по тем или иным причинам не уважаете).

Отметим, данные слова являются однокоренными. Корень у них семантически восходит к глаголу «зреть» - то есть видеть. Следовательно, презирать - не желать видеть кого-то, смотреть на кого-то, находится рядом с кем-то, а призреть - это, наоборот, присматривать за кем-то, оказывая ему поддержку и помощь. То есть желать того, чтобы тот, за кем вы присматриваете, находился вблизи вас.

Значение призрения

Несмотря на то что данное слово давным-давно считается в словарях устаревшим, его значение очень важно для общества. Ведь что такое призрение, как не социальная поддержка, которая так необходима всем нам в любое историческое время?!

И пусть сегодня не все наши сограждане понимают истинное значение этого выражения, оно все равно остается значимым.

По сути дела, задача каждого из нас - понимать значение каждого выражения нашего родного языка, ведь благодаря языку формируется не только характер и образ мыслей отдельной личности, но и всей нации в целом.

ПРИЗИРАТЬ

ПРИЗИРАТЬ

ПРИЗИРАТЬ, призреть на что, на кого, взглянуть, бросить взор со вниманием, с участием, сочувственно, милосердно. Прозираяй на землю и творяй ю трястися. Призри на мя и помилуй мя, Псалтирь. Яко призри на смирение рабы своея, Лук. Призирайте на нужды ближнего своего.

| - кого, или призревать, призреть и призрить (Акад. Слв.), принять, приютить, пристроить, дать приют и пропитание, взять под покров свой, и озаботиться нуждами ближнего. Призирайте нищих, оденьте нагих, напитайте алчущих. Бог призревает сирот. Его нагого добрые люди призрели.

| Призирать, призреть за чем, за кем, приглядеть, присматривать, наблюдать, смотреть. -ся, быть призреваему. Призирание, призревание ·длит. призрение ·окончат. действие по гл. б.ч. в последнем ·знач. Приказ общественного призрения, губернское место, заведующсе этою частью, заботой о нищих, калеках, больных, сиротах, содержащее их на счет земства и пр. Призор муж. присмотр, надзор, наблюдение, смотрение за чем. Хозяйство требует призору. Дом без призору - яма.

| Призренье или попечение, забота, призирание неимуших, дряхлых, сирых, больных и пр.

| церк. и народное, сглазь, озёв, озева, порча от дурного глаза, от уроков, изурочья. Соблюди (Господи) от насилия духов и от очес призора, из Требника. Оберегайте младенца от призора. С призора попритчилось. Призиратель, -ница, призирающий на что, призревающий кого. Призреник, -ница, призренный кем или где; богадельник, -ница. Призорный, ко призору вообще относящийся. Призорчивый, заботливый по надзору за чем или усердный смотритель. Призорить кого, сев. , вост. урочить или портить сглазом, озевывать; опризорить, сглазить.

| Позорить, стыдить (в Словарь Академии ошибочно призаривать). -ся, быть опризорену. Призрак муж. обманчивая видимость, образ, явление, представшее чувствам нашим, или чувству внутренему; все мнимое, мечта, бред, греза; видение, привидение; невещественое явление, дух, во образе. В зеркале один только призрак человека. Тень есть призрак, в ней - ни существа, ни вещества. Марево призрак. Радуга и пасолнца призраки, но падающия звезды и огневые явления в воздухе не призраки, они вещественны. Во сне являются призраки, быть может, видения из духовного мира. И видевше его (Христа) по морю ходяща, смутишася, глаголюще, яко призрак есть, Лук. ·т.е. мара, мана, морока, обманчивое, ложное видение. Призрак покойника, тень его, привиденье во образе его. Душа порывается за призраком, за чем-то неуловимым, воображаемым. Тебя пугает призрак, мечта, воображение, мнимое, чего нет на деле. Весь видимый мир есть призрак, коего существеность заключена в мире духовном. Призраковый, призрачный, до призрака относящийся, невещественый; мнимый, мечтательный, воображаемый; обманчивый, обольстительный; недоступный уму и чувствам, недосягаемый, непостижимый, неуловимый. Призрачные явления марева. Призрачные стремления ко счастью. Призрачность марева весьма обманчива. Призрачник, -ница, кто ходит призраком.


Толковый словарь Даля . В.И. Даль. 1863-1866 .


Смотреть что такое "ПРИЗИРАТЬ" в других словарях:

    ПРИЗИРАТЬ, призираю, призираешь (книжн.). несовер. к призреть. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    Несов. перех. устар. то же, что призревать Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

    призирать - призир ать, аю, ает (к призр еть) … Русский орфографический словарь

    призирать - (I), призира/ю, ра/ешь, ра/ют (несов. к призре/ть; ср. презирать) … Орфографический словарь русского языка

    призирать - взирать; заботиться … Cловарь архаизмов русского языка

Поделиться: