Что такое воспитание в литературе. Сущность воспитания
Смысл слова «воспитание» менялся в разные эпохи. Изначально на Руси оно означало «выращивание, вскармливание», ведь произошло понятие от слова «питание». Так что такое воспитание?
Определение воспитания
В широком смысле под воспитанием понимают передачу от поколения к поколению знаний, умений, навыков социального поведения, нравственных норм, т.е. накопленного человечеством опыта, духовного наследия. Осуществляется этот процесс всеми социальными институтами государства: образовательными учреждениями, семьей, церковью, общественными и культурными организациями, средствами массовой информации.
В более узком, педагогическом, смысле воспитание - это деятельность, направленная на развитие личности ребенка, подготовку его к жизни, привитие ему определенных навыков поведения, личностных качеств. Это и есть цель воспитания. Под воспитанием понимается как процесс, так и результат воспитательной деятельности.
Различают такие виды воспитания: нравственное, умственное, физическое, трудовое, эстетическое, гендерное и др. Таким образом, целью воспитания является формирование всесторонне развитой личности.
Нравственное воспитание
Понять, что такое нравственное воспитание, непросто. Зависит это от господствующих в обществе или конкретной среде нравственных установок. Нравственное воспитание должно формировать понятия, соответствующие социальным нормам. Оно направлено на усвоение и общечеловеческих ценностей, и основных моральных принципов. Во многом нравственному воспитанию способствует религиозное воспитание.
Физическое воспитание
Можно понять, что такое физическое воспитание, если рассмотреть понятие физической культуры человека. Это осознание необходимости действий, направленных на сохранение и укрепление здоровья. И цель физического воспитания - физическое развитие, привитие навыков здорового образа жизни и, в конечном итоге, обеспечение работоспособности.
Эстетическое воспитание
Эстетическое воспитание - это формирование эстетического отношения к действительности. Это воспитание способности к эстетическому восприятию (умению видеть прекрасное), к творчеству, развитие художественных навыков. Способствуют этому такие предметы, как ИЗО, музыка и пение, литература.
Гендерное воспитание
Ранее применялся термин «половое воспитание». Но сейчас пришли к выводу, что ориентация исключительно на биологическое понимание пола не верно. Так что такое гендерное воспитание? Понятие «гендер» (от англ. «род») рассматривает пол как продукт социальных и культурных отношений. Гендерное воспитание направлено не только на изучение физиологических и психологических особенностей полов, но и на формирование правильных представлений о предназначении мужчины и женщины, их функциях в обществе, культуре взаимоотношений, равноправии и недопустимости дискриминации по половым признакам.
Таким образом, мы рассмотрели, что такое воспитание и каковы его виды, а также, что является целью воспитания.
Прежде всего, научайся каждую вещь назвать ее именем: это самая первая и важнейшая из всех наук.
Воспитание - великое дело: им решается участь человека.
В. Г. Белинский
Воспитание - для всех времен и всех народов важнейшее явление духовной жизни общества. Без воспитания немыслима жизнь человеческого общества, ибо его назначение передача накопленных знаний и жизненного опыта от поколения к поколению- Без этого невозможен прогресс человечества. Без этого немыслимо развитие человека в онтогенезе. Вот почему воспитание относится к числу категорий общечеловеческих, категорий вечных. Оно появилось с возникновением человеческого общества, с ним вместе и развивается: изменяются цели воспитания, его содержание и средства, методы и педагогические приемы... в зависимости от типа культуры (первобытно общинной, античной, средневековой, нововременной, современной). К.Д. Ушинский писал: «Воспитательная деятельность, без сомнения, принадлежит к области разумной и сознательной деятельности человека, самое понятие воспитания есть создание истории, в природе его нет, кроме того, эта деятельность направлена исключительно на развитие сознания в человеке: каким же образам может она отказаться от мысли, от сознания истины, от обдуманности плана?»
Как известно, человечество (в филогенезе) и, каждый родитель воспитательные функции получает с рождением ребенка от природы; когда пеленают, кормят, купают, поют колыбельную
Недаром издревле слово «воспитание» обозначало «вскармливание". Но люди очень рано. еще на заре человеческого общества, поняли, что лиги человеческое нуждается не только в пище физической, материальной, но и в пище духовной. Поэтому и стало воспитание, иметь смысл более духовный, нежели материальный. Уже у Платона читаем: «Воспитание и наставление начинаются с самых первых лет существования и продолжаются до конца жизни. Мать и кормилица, отец и дядька («педагог»), лишь только ребенок начинает понимать их, только и хлопочут о его усовершенствовании».
Задаваясь целью поставить воспитание («духовное питание») на высокий профессиональный уровень, общество постепенно создает различные воспитательные учреждения: воспитательные дома, детские сады, приюты, школы, интернаты, университеты-
Таким образом, издревле и до наших дней воспитанию придается большое значение. Даже отдается приоритет перед образованием. А. Экзюпери : «Современный человек по сравнению с пещерным не представляет собой биологического прогресса. Воспитание имеет приоритет перед образованием. Создает человека воспитание... Имеет значение не багаж (образование), а орудие, которым его схватываешь...» М.М. Пришвин: «Устойчивое нравственное правило для воспитания детей нам нужно сейчас больше, чем хлеб».
О важности воспитания, о том, что дитя человеческое становится Человеком только благодаря воспитанию, именно «духовному питанию», говорят многочисленные истории с «Маугли» - детьми, вскормленными и взращенными в логове зверя. В 1694 г. ирландский врач Б. Конном описал случай, когда на границе Литвы и России был найден десятилетний мальчик, живший с медведями. Голландский врач Бургове в XVIII веке рассказал о ребенке, обнаруженном среди диких коз. В Индии в 1920 г. в волчьем логове вместе с волчатами отыскали двух девочек- Уже в наши дни в Гвинее-Бисау обнаружен ребенок 9-10 лет, выросший в стае обезьян. Индийская девочка Камала, попав к людям в 7-8 лет, только через два года научилась стоять, через 6 лет - ходить. К 17-!8 годам сумела с трудом приобрести умственное развитие четырехлетнего ребенка. Словарный запас таких де-
тей ограничивается несколькими десятками слов; писать и выполнять простейшие арифметические действия они вообще не могут.
Хорошо известны каждому школьному педагогу печальные истории детей из неблагополучных семей, не получивших надлежащего воспитания, судьбы детей и подростков-правонарушителей, пагубные последствия алкоголизма, наркомании и токсикомании детей и подростков...
Что же такое воспитание? Как его понимают учителя - практики? Как его ощущают наши воспитанники? И что значит это с научной точки зрения? Учителям города Севастополя мы задали вопрос: «Как, по-Вашему, что самое глазное в воспитании? В чем его суть?» Получили очень много признаков, характеризующих воспитание как позитивный процесс воздействия на формирование личности школьника: «понять суть ученика - отсюда возникают методы воспитания»; «научить ребенка делать правильный выбор между добром и злом; истиной и ложью, прекрасным и безобразным»; «воспитать человека нужного обществу, достойного, красивого в своих поступках и делах»; «воспитать высоконравственного, трудолюбивого человека»; «понять причины поведения ребенка и работать с ним, исходя из ЕГО миропонимания, помочь ребенку понять себя»; «уважение в ребенке личности и уважение ребенком личности воспитывающего и доверие к нему. Умение поставить себя на место ребенка».
Нетрудно заметить, что в этих отрывочных точках зрения, высказанных педагогами, просматривается гуманистические начала отношения к воспитанию, которые исповедуются сегодня лучшими учителями; и в определении цели и задач воспитания, и в содержании, и в позиции педагога по отношению к ученику, и в методике и технике воспитательного воздействия.
Однако, среди общего позитивного стиля и тона высказываний есть и такое" «Авторитет педагога, когда дети безоговорочно принимают то, что сказал педагог. Есть люди, обладающие магическим действием на коллектив.» Здесь просматривается хорошо известный в истории педагогики (и в теории, и в практике), а также и в современной жизни (в семье, школе, общественных местах) авторитарный подход к воспитанию и обучению. Он основан на авторитете, правильных взглядах, верных нравственных посылках... Но, не об этом ли у Ш. Фурье: «Мораль! Какие грустные мысли порождает это слово; Мораль! При этом слове ре-
бенку кажется, что он видит вооруженных розгами учителей; молодая женщина представляет себе ревнивцев, угрожающих кипящим котлами ада; честный человек вспоминает о множестве интриганов и преступников, которым мораль служила во все времена».
Спросите у детей разного возраста, любят ли они, когда их воспитывают? - получите однозначный ответ: «Нет!" И у А.С. Макаренко поэтому: «Не следует въедаться детям в печенки педагогикой.» Можно в этих рассуждениях пойти еще дальше. У Максимилиана Волошина в дневнике читаем: «Из всех насилий, производимых над человеческой личностью, убийство является наименьшим насилием, а воспитание - наибольшим».
Почему так? Видимо, насилие над личностью, уничтожение ее смерти подобно. Ведь если личность раздавлена, то нет и человека. Громко? Трагично? Да, но ведь так и есть. И только в суматохе будней не вдумываемся мы, когда корежим формирующуюся личность школьника воздействиями типа: «Только посмей...", «Прекрати сейчас же..!», «Кто.... тот будет весь год..." Сплошные угрозы, наказания, чтение нотаций, морализирование, запреты, слова-руководства: «Нет!», «Не смей!», «Нельзя!» и т.п. Тогда нравственность и превращается в «полицию духа" (К.Д. Ушинский), вызывает бурный (или тихий) протест воспитуемого, порождает всякого рода защитные реакции (нигилизм, грубость и дерзость, аффект неадекватности, повышенный критицизм, непослушание, «смысловой барьер»), появляется «сопротивление воспитанию».
Так что же такое ВОСПИТАНИЕ в истинном, научном понимании этого слова? Воспитание - это творческий целенаправленный процесс взаимодействия педагогов и воспитанника (-ков) по созданию оптимальных условий, организации освоения социально-культурных ценностей общества и как следствие - развитие их индивидуальности, самоактуализация личности.
Рассмотрим более подробно основные признаки категории «воспитание». Их надо усвоить хорошо, ибо нереализованные в практическом действии учителя-воспитателя они сводят на нет сам процесс воспитания, превращая его в совершенно другие педагогические явления: формирование личности (придание «формы», заданной извне, без учета возможностей и желания воспитанников), управление развитием (опять без учета индивидуальности воспитанника), руководство (нечто наподобие отношений
начальства и подчиненного), спонтанное развитие (отсутствие целенаправленности, неосознанность цели воспитателем и воспитанником), организация (формализм и заорганизованность «массы школьников») и многие-многие другие, хорошо известные по современной практике.
Итак, основные признаки воспитания как педагогического явления:
1. Целенаправленность всего воспитательного процесса и каждого его элемента. Имеется в виду постановка воспитателем цели (как конечного результата педагогической деятельности), определение стратегических и тактических задач по ее реализации, переведение цели и задач во внутренний план воспитанников; планирование на основе их всей жизнедеятельности воспитателя и воспитанников. Конечная цель воспитания двуедина: 1) освоение социально-культурных ценностей общества, 2) развитие (всестороннее, гармоничное) индивидуальности воспитанников, их самоактуализация.
И в более узком смысле этого слова - предполагается целенаправленность, определенность каждого акта педагогического воздействия. Думающий педагог, работающий на уровне научно-методического осмысления воспитательного процесса, постоянно, каждодневно и ежечасно сознательно (а с опытом творческой деятельности - интуитивно) ставит и решает определенные задачи, лежащие в русле поставленной цели воспитания. Выглядит это просто (как и все гениальное): «Веду детей в поход - зачем? 1-ое, 2-ое, 3-е....!»; «Организую «Огонек» - зачем?», «В школу обязательно приносить сменную обувь - зачем?», «Классные часы должны быть в расписании - зачем?», «Вместе с детьми планируем воспитательную работу - зачем планируем? И почему - вместе с детьми?».,. И так - в каждом педагогическом акте. Постепенно выстраивается отлаженная система воспитательной деятельности, которая легко «работает» и без «бдительного ока-воспитателя, классного руководителя. Отпадает его роль «поводыря», «человека с указкой», «приказчика и надсмотрщика».
2. Воспитание - процесс. Мы исповедуем диалектический подход к характеристике воспитания как педагогического явления, ибо система компонентов воспитательного процесса самая динамичная (изменяющаяся, развивающаяся) структура, так как каждый из компонентов ее в наивысшей степени динамичен: педагог как субъект педагогического процесса - развивающаяся
личность, находящаяся во взаимодействии со стремительно меняющимся окружающим миром, воспитанник - развивающаяся личность, не только объект педагогических воздействий, но и субъект многообразных отношений с окружающей действительностью, в том числе и в педагогическом процессе его позиция активна, многочисленные внешние факторы - также динамичны.
Изменчивостью и динамичностью отличается и сам педагогический процесс: уроки в начальной, средней и старшей школе - это разные уроки, уроки в четырех классах одной параллели - это разные уроки; уроки одного учителя в одном и том же классе - неоднородны; первый и последний урок дня, изучаемой темы, учебного года и так далее резко отличаются друг от друга. Это касается любого педагогического действия и явления. В учебно-воспитательном процессе следует выделить два типа динамики, развития: спонтанный (совершаемый вроде бы сам по себе, стихийно происходящий под влиянием факторов среды и внутренних особенностей личности воспитанника) и педагогический, то есть целенаправленный, осмысленный воспитателем и воспитанником.
3. Воспитание - в своей сущности - это процесс взаимодействия педагога и воспитанника (-ков) при активности обеих сторон. Схематично суть его можно изобразить так.
Цели воспитания - это главный вопрос педагогики, который определяет содержание, методы и результат воздействия на ребенка. Именно от их правильного выбора зависит, каким вырастет человек, какие у него будут личностные качества и характер.
Что такое цель и задачи воспитания
Для начала необходимо разобраться, что же означают эти понятия. Принято считать, что целью является тот результат, к которому стремишься. Задачи же, в свою очередь, отвечают на вопрос, с помощью каких действий этого можно добиться.
Любое воспитание всегда на что-то направлено, независимо от того, выражается оно в мельчайших актах или широкомасштабных государственных программах. Воздействие на ребенка непрерывно, постоянно устремлено в будущее и предполагает определенный итог.
Цель воспитания - это заранее прогнозируемый результат в подготовке подрастающего поколения к жизни в обществе, в его формировании и личностном развитии. Его может достичь педагог в процессе своей работы только через выполнение более конкретных задач.
Например, учитель хочет повысить уровень информированности учащихся о ВИЧ-инфекции. То есть в результате ребята должны иметь представление о данном заболевании. Для этого педагогу нужно будет решить несколько задач: рассказать, что такое ВИЧ-инфекция, какими способами передается, как можно предотвратить заражение, познакомить с вариантами обследования, а также проверить уровень усвоения материала.
Как видно, если правильно определить воспитания, то можно грамотно выстроить свою работу. Это даст возможность понять, развитию каких качеств, умений и навыков способствовать, а также какие знания формировать.
Общие и индивидуальные цели воспитания
Если говорить о целях воспитания, то в первую очередь выделяют индивидуальные и общие. Гуманистическое направление в педагогике выступает за их совмещение и единство, что, конечно, правильно и нужно в процессе обучения.
Цель воспитания является общей, если она направлена на формирование качеств у всех людей. Можно сказать, что это некий социальный заказ на подготовку подрастающего поколения к исполнению определенных функций, в которых большего всего нуждается общество на данном этапе развития. Ее также называют целью-идеалом, которая сочетает в себе политические, экономические, правовые, биологические, нравственные и эстетические представления о гармонично развитом, совершенном человеке и его значении в социальной жизни.
Индивидуальная цель воспитания - это развитие определенного, отдельно взятого индивидуума. На этом акцентируется внимание по той причине, что каждый человек неповторим и уникален, со своим особенным набором возможностей и устремлений. Именно поэтому важно подбирать линию развития в индивидуальном порядке.
Человек как член общества зависит от него, подчиняется его законам, нормам и требованиям. Потому обязательным условием в определении результата воспитания является совмещение индивидуальной и общей целей.
Факторы, определяющие выбор цели воспитания
Прежде всего, выбор цели воспитания определяет потребность общества в людях определенного типа. С другой стороны, результат воздействия на ребенка будет отражать достигнутый уровень развитости социума. Доказательством является тот факт, что в различных общественно-экономических формациях были свои цели воспитания. Это проиллюстрируем на примере изменения приоритетов в такие эпохи, как первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная и капиталистическая.
Так, в доисторическом обществе всех детей учили готовить пищу, мастерить одежду и охотиться на животных. То есть цель воспитания сводилась к вооружению знаниями и навыками, которые просто необходимы для выживания. При рабовладельческом строе в приоритет ставилась роль обладателя, знатных детей учили завоевывать чужие земли и защищать свои. Простой же люд воспитывал свое поколение, исходя из ценности покорности и физического труда. В эпоху феодализма прививали качества джентльмена и рыцаря-добродетеля. Период капитализма развивал активных и деятельных людей-предпринимателей. Вместе с тем во все времена высоко ставили такие вечные ценности, как добро, истина и красота.
Также в большинстве своем цель воспитания определяет политика и идеология государства. В любой стране развитие ребенка всегда направлено на укрепление сложившихся общественных отношений. Кроме того, на выбор целей воспитания оказывает влияние социальное развитие, научно-технический прогресс, возможности образовательных учреждений и становление педагогической науки. Помимо перечисленных факторов немалое значение имеет психическое созревание и физиологические особенности человека.
Все это, конечно, просто необходимо учитывать в работе педагога и при определении результата развития ребенка.
Современные цели воспитания
Исходя из вышесказанного, стало понятно, какого гражданина хотели получить в ту или иную эпоху. Но как же обстоят дела с целью воспитания в современном мире?
В настоящее время упор делается на гуманистическое направление. Согласно ему, нужно создавать условия для формирования всесторонне развитой и гармоничной личности. Именно она сегодня является ориентиром формулировки целей и задач педагогики.
Гуманистическое направление считает, что для всестороннего развития важно акцентировать внимание на умственном, физическом, трудовом, экономическом, нравственном, экологическом и эстетическом воспитании.
Рост ребенка в интеллектуальном плане можно назвать ключевым. Именно ум помог человечеству отделиться от животного мира, создать все блага цивилизации и обеспечить социально-экономический прогресс. В ходе усвоения знаний дети получают определенные умения и навыки, учатся понимать окружающую действительность, явления природы, пробуют выстраивать свою жизнь, используя на практике полученную теоретическую информацию.
Также важной целью воспитания является физическое развитие. Оно способствует укреплению здоровья и формированию таких качеств, как смелость, дисциплинированность, настойчивость, решительность и ответственность. Трудовое воспитание прививает любовь к любой работе, будь она бытовой или профессиональной. Знание основ экологических дисциплин поможет сберечь окружающую среду и понять детям, как можно уменьшить расход природных ресурсов.
Эстетическое воспитание вырабатывает умения создавать прекрасное вокруг себя своими руками. У детей уже в раннем возрасте формируются взгляды, вкусы и идеалы, которые основаны на национальных особенностях и достижениях цивилизации. Цель нравственного воспитания - это создание высокоморального человека, который понимает убеждения, привычки поведения и нормы, принятые в социуме. Детей важно научить уважительно относиться к обществу, людям, самому себе и труду. должно ценить честность, ответственность, порядочность, милосердие и другие качества, которыми должен обладать гражданин страны.
в образовательном учреждении
Цель достигается путем решения определенных задач. И сфера образования имеет немалое значение в воспитании детей. Перед дошкольными учреждениями стоят следующие задачи:
- Охрана жизни, укрепление психического и физического здоровья.
- Проведение коррекционных занятий для устранения недостатков в развитии.
- Воспитание в детях с учетом возрастных особенностей любви к природе, семье, родине, чувства гражданственности и уважения к другим.
- Осуществлять гармоничное развитие в разных направлениях: познавательно-речевом, физическом, социально-личностном и художественно-эстетическом.
- Взаимодействовать с семьями ребят и оказывать им консультативную помощь для полноценного формирования детей.
Цели и задачи воспитания школьного образования сводятся к следующему:
- Приобщение учащихся к национальной культуре, ценностям народа, языку, обычаям и традициям.
- Развитие физических данных, привитие любви к здоровому образу жизни.
- Создание условий для профессионального самоопределения детей.
- Профилактика преступлений и правонарушений несовершеннолетними.
- Способствование проявлению потенциала одаренных ребят.
- Поддержка самостоятельности, инициативности и творчества школьников через создание детских движений и ученического самоуправления.
- Проведение воспитательной работы посредством взаимодействия педагогов, учеников и родителей.
Стоит отметить, что решение этих задач актуально для любой возрастной группы. Однако содержание и приоритет отличаются в разные периоды школьной жизни.
Какие задачи решает воспитание в семье?
Наверное, никто не сомневается, что семья оказывает самое сильное влияние на воспитание ребенка. В окружении близких людей, родителей и родственников формируются все личные качества.
Семейное воспитание представляет собой сложную систему, так как большое значение имеет целый ряд факторов. Это биологическое здоровье родителей и ребенка, наследственность, материально-экономическое состояние, социальное положение, образ жизни, место проживания, родственные взаимоотношения. В каждом отдельном случае все эти факторы проявляются по-разному и переплетаются в уникальную цепочку, создавая конкретные условия для воспитания. Исходя из этого, можно сказать, что семьи по-своему понимают цели воспитания. Это, к сожалению, не всегда верное представление, и оно зачастую вредит детям.
Семья как ячейка общества должна выполнять несколько функций, чтобы ребенок вырос здоровой и полноценной личностью:
- Создание максимальных условий для развития детей.
- Социально-экономическая и психологическая защита ребенка.
- Обучение полезным навыкам, которые направлены на помощь близким и самообслуживание.
- Передача успешного опыта создания семьи и воспитания детей.
- Формирование чувства собственного достоинства и ценности своего «Я».
При реализации этих задач в семье родителям важно помнить, что наиболее полно раскрыть детский потенциал можно через использование привлекательных для ребенка видов деятельности.
Принципы воспитания
Что такое принцип? Это исходное или основополагающее положение, которым руководствуется педагог, когда организует процесс воспитания. Цель при этом определена заранее, и она не может быть достигнута, если не соблюдать определенные принципы.
Итак, чем же должен руководствоваться педагог в своей деятельности?
- Целенаправленность воздействия на ребенка.
- к каждому.
- Осуществлять воспитание в процессе обучения.
- Учитывать возрастные и индивидуальные особенности.
- Предъявлять требования, но уважать личность ребенка.
- Связывать воспитание с жизнью.
Педагоги и родители при осуществлении принципов, целей и задач могут использовать разные методы воспитания.
Что такое методы воспитания
Начнем с определения этого понятия. Методами являются конкретные способы и пути воздействия на поведение, сознание, волю и чувства. По-другому можно сказать, что это приемы управления деятельностью, в процессе которой осуществляется развитие и самореализация личности. Это некие ходы, которые помогают осуществить достижение заданной цели. нужно использовать с умом. Правильный выбор гарантирует успех, удачный результат.
Факторы выбора методов воспитания
- Цели и задачи развития ребенка.
- Содержание воспитательного процесса.
- Учет возрастных и личностных особенностей. Одна и та же цель может быть достигнута разными методами в зависимости от зрелости воспитанника.
- Отведенные сроки. В условиях ограниченного времени используются жесткие методы, которые быстро подействуют.
- Педагогическая грамотность. Учитель или родители должны опираться на свои знания и выбирать только те методы, с которыми знакомы, в которых полностью уверены.
- Ожидаемые последствия. При выборе метода нужно уметь предвидеть результат, к которому он может привести. При неблагоприятном исходе необходимо отказаться от способа воздействия на ребенка и найти другой путь, который бы помог осуществить цель воспитания человека.
- Условия воспитания. К ним относится стиль воздействия, климат в коллективе и другие факторы.
Методы воспитания
Традиционно выделяют четыре группы методов: убеждения, приучение (упражнения), стимулирование деятельности и самовоспитание. Рассмотрим каждый вид более подробно.
Методы убеждения предполагают сознательное восприятие некоторых ценностей, что формирует личные убеждения, взгляды, идеалы и влияет на развитие отношений. При таком способе воздействия используются следующие приемы: увещевание, рассказ, разъяснение, беседа, наставление, совет, внушение и требование.
Приучение представляет собой многократное повторение каких-либо действий с осознанием результатов и цели воспитания. Это, как писал великий педагог А. С. Макаренко, упражнение в верном поступке. Для этого необходимо регулярно выполнять одно и то же, чтобы действие стало привычной формой поведения. В процессе своей жизни у ребенка появляется множество привычек. И хорошие из них нужно поощрять и превращать в качества личности. Для развития маленьких детей важно использовать игровые ситуации, в которых участники смогут понять суть происходящего и попробовать себя в разных ролях.
При стимулировании деятельности важно показать перспективы, создать настроение радости и ожидания награды в результате деятельности. При таком методе воспитания можно использовать несколько приемов. Это поощрение (похвала, вручение чего-то материального), наказание (неодобрение, порицание, замечание, осуждение, выговор) и соревнование.
Самовоспитание - главный способ развития
Этот метод связан с ситуациями, когда ребенок сам учится понимать, какая основная цель воспитания, ставить ее перед собой, предвидеть результаты и двигаться к ним. Детей просто необходимо подталкивать к такому способу развития. Человек изначально активен с рождения и способен к самовоспитанию. Осуществляя его, ребенок может самообучаться, самообразовываться и самосовершенствоваться.
Чтобы помочь детям в этом непростом деле, педагогам и родителям нужно только наметить общий план и отдельные действия в работе. При этом важно делать упор на самооценку, самоанализ, самоконтроль, самоотчет и личные обязательства. При таком методе воспитания у ребенка формируются нравственные и волевые качества личности, которые в будущем очень помогут в жизни.
Подводя итог, можно сказать, что ведущее место в развитии детей занимают задачи, цели, принципы и методы. Их правильный выбор поможет сформировать гармоничную и всестороннюю личность.
На сайте 4brain мы не раз рассказывали о том, как можно научиться полезным навыкам: самообразованию, скорочтению и работе с информацией, здоровому образу жизни и многим другим. В этом курсе задачей будет не самим научиться этим навыкам, а постараться привить их подрастающему поколению во время воспитательного процесса. Таким образом задача усложняется, с одной стороны, вам нужно понимать, что представляют собой эти навыки, а с другой стороны, вам нужно научиться «воспитывать», или другими словами, передавать эти навыки.
Данный курс посвящен теме воспитания детей, а уроки раскрывают различные аспекты этого процесса: физический, нравственный, духовный и патриотический, социальный, умственный и образовательный. Кроме того, в курсе разобраны многочисленные программы и методики, которые могут применяться как в семье, так и в школьных и дошкольных учреждениях. Мы постарались раскрыть проблему детского воспитания со разных сторон и показать многочисленные подходы, объективно описав их преимущества и недостатки. В этом уроке мы коротко расскажем про то, что представляется собой воспитание детей и опишем цели, задачи и структуру курса.
Что такое воспитание?
Определение воспитанию ребенка можно дать в широком (общественно-культурном) и узком (педагогическом) смыслах.
Воспитание (в широком смысле) — это механизм обеспечения сохранения исторической памяти популяции (по И. П. Павлову). С понятием воспитания тесно связана социализация ребенка, то есть усвоение детьми основ культуры, одобряемых и неодобряемых другими людьми поступков, знаний, традиций и обычаев.
Этот процесс осуществляется не только семьей и школой, как это об этом принято думать, но и всеми институтами государства: общественными, религиозными и культурными организациями, средствами массовой информации. Однако, роль семьи и школы, где воспитание осуществляется как целенаправленное действие, конечно, является главенствующей.
Воспитание (в узком смысле) - это комплекс специальных действий, направленных на формирование личности ребенка. В узком смысле воспитание является целенаправленны процессом, который осуществляют родители и педагоги.
Именно о воспитании в узком смысле мы и будем говорить в данном курсе. Ведь воспитанию не только можно, но и нужно учиться.
Цель курса: дать папам, мамам, воспитателям и учителям широкий воспитательный инструментарий. Или другими словами «воспитать родителей».
Задача каждого урока состоит в том, чтобы разобрать различные аспекты воспитания по наиболее востребованным направлениям.
Кто-то из великих учёных сказал, что образование это то, что остается, когда все выученное забыто. Если это правда, то образование в нашей стране почти везде пущено на самотёк. Целенаправленно формированием характера занимается только семья и редкие вузы в силу традиций. Тема воспитания духовности и нравственности довольно парадоксальна и экстремальна. Худшими вещами в воспитании являются самообман и лицемерие. А ключевыми понятиями в этой теме будут самопожертвование и дисциплина. В этом уроке вы также узнаете, как правильно «заставить» ребёнка полюбить Родину, надо ли это вообще, и что о нравственности думал Зигмунд Фрейд. Мы отметим роль экологического и эстетического воспитания и постараемся разобраться, почему нигде в Евангелии Иисус Христос ни разу не осудил явных грешников.