Что подросток видит в зеркале

Что подросток видит в зеркале?

Одна из основных проблем, волнующих подростков, – это оценка своего внешнего вида: лица, фигуры, физических данных. Многие из них словно постоянно задают себе вопрос: «Насколько я соответствую представлениям о красоте, принятым в моей среде и в современном мире?». От степени удовлетворенности подростков (особенно девушек) своей внешностью зависят и многие другие качества личности – жизнерадостность, открытость, общительность. Подростки, негативно оценивающие свою внешность, более склонны к депрессии и тревоге. Можно ли помочь юношам и девушкам справиться с подобными переживаниями и обрести уверенность в себе?

Родители и учителя подростков знают: это возраст, полный противоречий и болезненных переживаний. Отношение к своему внешнему облику – одна из проблем, особенно волнующих подростков обоего пола.
Подросток не только сам слишком придирчиво оценивает собственную внешность, но и крайне чувствителен к ее оценке другими людьми. Сравнивая себя со сверстниками, он формирует представление о себе самом, создает образ своего «психологического Я» и «телесного Я», то есть «физического».
Для подростка внешность – не просто отражение в зеркале. Это уверенность и общительность, это пропуск в любую компанию и статус в коллективе сверстников. Отношение к своей внешности может составлять основу самооценки в целом.

Самооценка складывается из знаний о себе и отношения к себе. Знания о себе человек приобретает через общение с другими людьми в семье и в социуме. Но эти знания не остаются нейтральными: со временем они окрашиваются различными эмоциями – как отрицательными, так и положительными. И эти эмоции могут быть сильными и напряженными.
«Когда я была маленькой – лет до десяти, то была уверена, что я очень хорошенькая. Так говорили взрослые, которые меня окружали. Особенно их умилял мой маленький носик. Они говорили, что это очень красиво. Помню, как я радовалась, когда слышала эти слова. Но потом все изменилось. Я росла, и черты моего лица менялись. И те же взрослые с сожалением стали говорить: надо же, а ведь был такой хорошенький носик, как не повезло – теперь на всем лице только нос и виден. Они мне очень сочувствовали.
Я часами сидела перед зеркалом и пыталась как-нибудь его втянуть, чтобы он выглядел меньше, но ничего не получалось. Мне казалось, что с таким носом нельзя выходить на улицу – все будут его разглядывать и смеяться. Осенью, зимой и весной я носила шарфы и заматывала ими пол-лица, чтобы закрыть огромный нос. Только тогда я чувствовала себя спокойно. А всем говорила, что у меня хроническая ангина (не знаю, бывает ли такая). Сейчас, когда я выросла, я вижу, что нос у меня самый обычный и не стоило так переживать. Но иногда я по привычке втягиваю его абсолютно автоматически».

У девушек самооценка в большей степени зависит от оценки привлекательности своего лица и тела, у юношей – от оценки эффективности тела, то есть от спортивных умений.
«Уроки физкультуры были для меня настоящим мучением. За одну четверть, к ужасу мамы, я «потерял» три или четыре физкультурные формы. Это на какое-то время избавляло меня от насмешек одноклассников. Двойка казалась ерундой по сравнению с тем, чего мне удавалось таким образом избежать. Не только на уроке, но и в раздевалке после урока (и особенно – в раздевалке) я становился объектом не только двусмысленных шуток, но и откровенного унижения. Как же я ненавидел себя и своих одноклассников за то, что не умею подтягиваться! Конечно, я потом всему научился. Но мог научиться гораздо раньше, если бы не этот липкий страх каждый раз и ощущение множества насмешливых глаз, которые на тебя смотрят и ожидают твоей неудачи. Даже теперь в сложные моменты я иногда теряю уверенность и напоминаю себе того беспомощного толстого подростка на турнике».
П сихологи уже давно обнаружили взаимосвязь между самооценкой своей внешности у подростков и другими важными личностными особенностями.

Психологи считают, что есть два основных мифа, определяющих эгоцентричное поведение подростков и их сосредоточенность на оценке собственной внешности.
Первый – миф о собственной исключительности. Этот миф заставляет подростка верить в уникальность и неповторимость своих переживаний, своего опыта. Обратной стороной уникальности всегда является чувство одиночества: «Меня никто не понимает», «Никто не может любить так, как я», «Никто не может страдать так, как я», «Ни у кого нет таких проблем, как у меня».
Понимание универсальности человеческих переживаний (при безусловной уникальности каждой отдельной личности) болезненно и спасительно одновременно: ведь если кто-то переживал что-то подобное – значит, он может понять тебя и разделить твою боль, он может помочь.
Второй миф – это миф о воображаемой аудитории.
«Сегодня на уроке психолог говорила нам о нас самих – о подростках. Много всего. Например, рассказала про «воображаемую аудиторию». Будто подросткам кажется, что они в жизни – как на сцене: все на них смотрят и все их оценивают.
Я сейчас немного растеряна. Получается, что я просто приписываю другим людям намерение меня рассмотреть и оценить. А на самом деле другие люди думают не обо мне, а о себе. И даже если делают какие-то замечания про внешность, то не для того, чтобы обидеть, а потому, что за свою внешность волнуются и поэтому у других недостатки высматривают. Но я все-таки думаю, что мои недостатки очень людям в глаза бросаются».
Именно чрезмерная озабоченность собой приводит подростков к тому, что им кажется, будто и других в такой же степени волнует их внешность или поведение.

Подростковый возраст – это еще и время экспериментов с собственной внешностью. Что скрывается за многократно перекрашенными волосами, немыслимыми прическами, пирсингом, оригинальной одеждой и ярким макияжем? Только ли испорченность подростков и их стремление во что бы то ни стало выделиться из толпы или подчеркнуть свою принадлежность к определенной группе?
Психологический смысл экспериментов с собственной внешностью – в поиске собственного образа; через изменения внешности подросток ищет и раскрывает свою идентичность (свое Я). Внешний вид подростка (да и взрослого человека тоже) – это своеобразное послание миру о том, кем он хочет быть. Но у взрослого человека образ себя, как правило, уже сложившийся, а у подростка – только формирующийся. Поэтому взрослым, вводя правила, касающиеся одежды и причесок, следует помнить, что всегда остается риск их нарушения теми подростками, которые активно ищут свой образ или используют свою внешность именно как орудие протеста против правил, установленных взрослыми. (И дело здесь тогда уже не во внешности, а в способе взаимодействия взрослых и подростков и их умении обсуждать проблемы и договариваться.)
«Даже когда ввели школьную форму, мы все равно старались внести в этот скучный костюм хоть капельку индивидуальности: укоротить юбку, подшить кружева, надеть под пиджак что-то яркое. И мы все равно красились, даже когда директор запретила косметику. Я красилась потому, что без карандаша у меня совсем невыразительные глаза и я начинала себя ужасно чувствовать на уроке. А с подведенными глазами я была уверена в себе и даже отвечала гораздо лучше».
«Когда я сталкивался с правилами, мне ужасно хотелось сделать все наоборот. Учителя боялись, что я плохо влияю на других ребят. Я был единственный в классе, кто носил длинные волосы. А потом я их покрасил в два цвета – черный и белый. И все думали, что я просто издеваюсь над учителями. Ну, отчасти мне хотелось их немного позлить. И был только один учитель, которому я мог рассказать, что черное и белое – это внутри меня. Это как ангелы и черти, как добро и зло, а тебя тянет в обе стороны сразу. Когда ты не можешь понять, какой ты на самом деле – примерный сын своих родителей или уличный хулиган? Лучший спортсмен школы или прогульщик? Хам или тихоня? И непонятно было, как в себе это примирить, как прекратить эту внутреннюю борьбу. Потом я успокоился и покрасил волосы обратно».

Отечественный психолог А.А. Леонтьев описал эксперимент, в котором проявился так называемый «эффект ореола». В ходе эксперимента педагогам предлагалось оценить личные дела учеников. Перед ними ставилась задача определить на основании личных дел учащихся уровень развития их интеллекта, отношение родителей к школе, планы учащихся на дальнейшее продолжение образования и отношение к нему сверстников. При этом всем участникам эксперимента давалось одно и то же личное дело, но к нему прикладывались разные фотографии с заведомо приятными и заведомо неприятными лицами оцениваемых школьников. Выяснилось, что привлекательным детям учителя приписывали более высокий интеллект, намерение продолжить образование, родителей, больше занимающихся их воспитанием, и более высокий статус среди сверстников.

К сожалению, негативная оценка своей внешности у подростков может быть спровоцирована неосторожными замечаниями окружающих. Не застрахованы от субъективности и учителя.
Как правило, со временем подростки перерастают эксперименты над собственной внешностью; недовольство собой тоже остается в прошлом.
Однако иногда случается так, что критическое отношение к своей внешности приобретает болезненный характер. Для таких состояний итальянским психиатром и психологом Э.Морзелли был предложен термин дисморфофобия.

Основные симптомы дисморфофобии, свидетельствующие о болезненном характере страхов:

    симптом зеркала – постоянное, навязчивое разглядывание себя в зеркале с целью убедиться в наличии или отсутствии «дефекта» и попытаться найти положение и поворот лица, скрывающие недостаток;

    симптом фотографии – избегание или категорический отказ от фотографирования, уничтожение своих фотографий с целью сокрытия дефекта.

При дисморфофобиях могут возникать и другие поведенческие признаки: например, попытки скрыть реальный или мнимый дефект с помощью чрезмерного количества косметики или с помощью одежды, ощущение неловкости в обществе, навязчивый поиск информации о способах устранения недостатка и т.д. Чаще всего недовольство вызывают состояние кожи, рост, вес, черты лица и формы тела.
Опасность заключается в том, что «незначительное» расстройство, которое «только лишь» отравляет жизнь, может перерасти в серьезное заболевание, при котором идея физического недостатка превращается в самый настоящий бред. В таких случаях представление больного о себе абсолютно не соответствует действительности и не поддается разубеждению. К сожалению, случаются даже попытки самоубийств на фоне сильных депрессивных переживаний. Поэтому очень важно вовремя заметить опасность и обратиться за профессиональной психиатрической помощью. Своевременно начатое лечение обычно приводит к хорошим результатам.
Серьезные психические расстройства, связанные с недовольством собственной внешностью, встречаются все-таки реже «обычных» подростковых переживаний.
Как помочь недовольным собой подросткам?
Подростку с низкой самооценкой полезна помощь психолога: есть много способов, помогающих изменить отношение к себе и начать уважать и любить себя.

«Я психологу честно про свои проблемы рассказала – что я себе не нравлюсь, что я толстая, уродливая, что даже жить не хочется. Она мне несколько заданий дала – что-то вроде тестов, но только надо было не на вопросы отвечать, а рисовать, а потом уже она мне объяснять стала.
Получается, что моя проблема – в низкой самооценке. То есть, как я поняла, это не я плохая, а я плохо к себе отношусь, особенно к внешности.
Она объяснила, что это только в детстве самооценка от родителей зависит, пока ребеночек маленький. А потом он уже сам себе хозяином становится и самооценку можно исправить. Есть даже специальные упражнения для этого. Вот, например, наше первое упражнение.
Надо сделать таблицу, в левой части написать негативные утверждения о себе (те, которые из-за низкой самооценки). А потом труднее – в правой части надо напротив каждого негативного утверждения написать прямо противоположное, хорошее. Например, слева написано «я толстая» – значит, справа пишем «у меня хорошая фигура». Слева написано «я некрасивая» – справа пишем «у меня вполне приятная внешность». Ну и так далее. Потом левый список можно выкинуть, а правую колонку читаем себе два раза в день…
Конечно, от этих упражнений моя кожа лучше не стала и фигура, в общем, такая же. И они (кожа и фигура) мне не очень нравятся. Странно, но сейчас я могу об этом спокойно думать и писать. Таблетки «похудательные» я решила не пить. В спортзал тоже не пойду. Интересно, как я могла забыть, но я ведь всегда хотела танцевать! Так что с завтрашнего дня я иду на танцы. Еще прочитала на сайте, что для фигуры хорошо плавание. Надо взять абонемент в бассейн! Буду себя любить и меняться потихоньку».

Из дневника восьмиклассницы*

Х орошо, когда рядом оказывается тактичный, понимающий взрослый, который поможет подростку разобраться в себе и в причине своих переживаний, снизить их напряженность и подсказать выход. Для подростка очень важна позитивная оценка его внешнего вида: ему нужно чаще говорить о достоинствах его внешности, о том, что он красивый (милый, привлекательный, симпатичный, обаятельный).
Теплое и принимающее отношение взрослых поможет даже не очень привлекательному ребенку вырасти счастливым.

Статья подготовлена при поддержке информационного портала «Babyblog».Если вы ищете советы по уходу за ребенком или хотите сшить своему чаду интересный костюм, то лучшим решением окажется информационный портал «Babyblog». На сайте, расположенном по адресу «www.Babyblog.Ru», вы сможете найти советы как сшить , а также другую интересующую вас информацию. Информационный портал «Babyblog» постоянно пополняется интересными статьями, насыщенными фактами и полезными советами.

Трагедия происходит не с художником и не с машинистом поезда, а в уме художника или машиниста поезда.

Виктор Пелевин, «Чапаев и пустота»

В чём суть проблемы

В человеческом обществе существует подсознательно воспринимаемый эталон красоты, который, возможно, связан с эволюционным преимуществом. Симметричность лица и тела говорит о хороших генах и здоровье в целом, большие глаза и детские черты лица вызывают симпатию благодаря родительскому инстинкту, определённое соотношение бёдер и талии у женщин показывает способность выносить и родить здоровое потомство. Значит, проблема в том, чтобы привлечь партнёра? Вот что говорит об этом психолог Олег Иванов.

Нередко своей внешностью бывают недовольны одинокие люди. И в этом они чаще всего видят причину неудач на личном фронте. К сожалению, это самые распространённые и самые обманчивые суждения. Мы забываем простую истину: привлекательность иллюзорна.

Олег Иванов, психолог, конфликтолог, руководитель Центра урегулирования социальных конфликтов

Вокруг множество некрасивых с точки зрения эталона людей, и они живут счастливо, влюбляются, создают семьи и рожают детей. Более того, в современном мире чувство юмора, забота, понимание и общие интересы могут оказаться куда , чем симметричное лицо и большие глаза.

Внешность имеет значение при поиске партнёра, но не определяет успех. Возможно, дело в не в поиске пары, а в страхе перед социальным неодобрением.

Мы стесняемся, потому что боимся негативных высказываний в свой адрес со стороны окружающих, близких, коллег. В этом случае любой, даже самый невинный укол со стороны вызывает обиду и слёзы. А связано это с низкой самооценкой и придирчивостью к самому себе.

Олег Иванов, психолог

Поймите: мысль о том, что вы некрасивы, - это всего лишь мысль. Пусть она возникает изо дня в день и ощущается уже как истина. Проблема не в вашей фигуре, форме лица или строении ног, проблема в этой мысли, и именно с ней нужно бороться.

Мы покажем способ изменить отношение к себе, разбитый на несколько этапов. Каждый этап занимает около недели, однако если вы чувствуете, что не добились особенных успехов за отведённое время, то проведите на одном этапе столько, сколько понадобится.

Как решить проблему

1. Осознайте её

Обычно люди считают свои недостатки очевидными, однако при этом их поведение не совсем осознанное. Эта неделя посвящена тому, чтобы осознать негативные мысли о своём теле.

Подойдите к зеркалу, посмотрите на своё отражение и отметьте негативные мысли о своём внешнем виде, которые возникают в голове. Также обратите внимание на невербальные привычки, которые отражают стыд за своё тело и которые вы неосознанно повторяете изо дня в день: втягиваете живот, опускаете плечи, чтобы казаться ниже, или убираете щёки перед тем, как фотографироваться.

Отмечайте мысли, которые возникают, например, когда вы начинаете сравнивать себя с другими людьми, запрещаете себе носить то, что нравится, или есть то, что хочется. Можете запоминать мысли или записывать их в блокнот.

Это только подготовка к настоящей работе, но она важна. Чтобы решить проблему, надо сначала полностью осознать её.

Каждый раз, когда в голову приходит оскорбительная мысль о своей внешности, спрашивайте себя, смогли бы вы сказать это своему лучшему другу или ребёнку? Это упражнение поможет вам понять, как жестоко вы обходитесь с самим собой.

2. Поменяйте мысленные шаблоны на нейтральные

Трудно резко переменить своё мнение с «Я ужасно некрасивый» на «Я красивый». Если вы долго ненавидели своё тело и уже привыкли ругать себя, для начала попробуйте быть нейтральным. Например, вместо «В этом платье я выгляжу жирной» или «Я ужасный дрыщ» вы можете сказать: «В этой одежде я не чувствую себя уверенно».

В это время не участвуйте в любых разговорах, касающихся обсуждения внешности - своей или чужой. Если в компании все начинают говорить, как они хотят похудеть, подкачаться, сделать пластическую операцию, просто не участвуйте или попробуйте сменить тему.

Часто проблема кроется не в нас самих, а в окружающих людях. Токсичные отношения с близкими, которые любят при каждой встрече как бы вскользь указать на недостатки фигуры, приносят боль. Постарайтесь хотя бы на время свести к минимуму такое общение, пока не научитесь спокойно реагировать на неприятные высказывания в свой адрес.

Олег Иванов, психолог

Негативные мысли о внешности вы можете заменять позитивными мыслями о других качествах. Например, если вы пока не готовы сказать: «Я прекрасно выгляжу», можете заменить негативную мысль на «Я хорошо рисую», «Я умею слушать людей», «Со мной приятно общаться».

Сконцентрируйтесь на своих успехах, а не на провалах. Хвалите себя за достижения на работе, за новый подписанный контракт, за успешные переговоры. Возможно, сначала будет сложно и трудно вытащить себя из состояния «никчёмного человека». Но постепенно это войдёт в привычку, прибавится уверенности в себе.

Олег Иванов, психолог

Оставайтесь на этом этапе, пока не почувствуете, что перестали автоматически судить людей по внешности и едко комментировать свой внешний вид.

3. Смените нейтральные мысли на позитивные

Когда вы уже поняли, что вы прекрасный человек, и перестали осуждать себя за недостатки внешности, пора признать, что это никакие не недостатки. Каждый раз, когда вы смотритесь в зеркало или снимаете селфи, делайте себе комплименты. Хвалите себя за всё, что кажется вам прекрасным, и в конце концов вы увидите эту красоту.

Делать себе комплименты - это как покупать новые очки. Сначала они ощущаются странно, но потом вы привыкайте и вообще перестаёте их замечать.

Интересная особенность: даже самый некрасивый по общим меркам человек будет казаться вам прекрасным, если вы полюбите его. Это работает и по отношению к себе самому. Более того, другие люди очень чувствительны к таким изменениям. Мы подсознательно считываем самоощущение собеседника, с радостью общаемся с теми, кто , и избегаем тех, кто замкнут и втайне ненавидит себя.
Поэтому, изменив отношение к себе, вы поменяете и отношение к вам других людей.

Работайте не над телом, а над счастьем

Если вы счастливы, то выглядите и ощущаете себя прекрасно. Это замечают все окружающие люди. Поэтому не надо работать над своим телом, работайте над тем, чтобы стать счастливым.

Людям, которые стесняются своей внешности, можно было бы дать самый распространённый совет: принимай себя таким, какой ты есть. Но я не буду этого делать. Если человек недоволен своей внешностью, значит, он недоволен своей жизнью, следовательно, образ жизни нужно изменить.

Олег Иванов, психолог

Ходите в спортзал, если это делает вас счастливым и приносит удовольствие. ИсследованиеEffects of exercise interventions on body image: a meta-analysis 2009 года доказало, что занятия спортом улучшают восприятие своего тела. Даже если у вас не будет внешних результатов (а они придут далеко не сразу), уже после нескольких тренировок вам будет больше нравиться своё тело.

Посещайте тренировки, которые нравятся, заставляют чувствовать себя лучше, и не бойтесь: вы можете начать заниматься спортом .

Старайтесь исключить из своей жизни всё, что вас расстраивает, злит или угнетает. Если вам не нравится на работе - уходите с неё. Работа занимает половину жизни, и всегда можно подыскать что-то получше если не в плане зарплаты, то уж точно в плане спокойствия и удовольствия.

Уходите от людей, с которыми скучно, которые не ценят вас и не понимают. Среди миллионов вы точно найдёте себе настоящих друзей, с которыми захотите разделить свою жизнь.

Вы прекрасны, когда счастливы. Работайте над этим.

Из первых рук. Интервью психотерапевта Мартынова С.Е. для журнала “Женское здоровье”.

Для большинства женщин очень важно хорошо выглядеть. Но что происходит, когда забота о красоте становится главным смыслом жизни?

Об этом мы беседуем с директором Московского психологического центра «Просвет»

– Как отличить нормальное отношение к своей внешности от патологического?

– Мы меняемся на протяжении всей жизни, меняется и наша внешность. И когда-то мы больше удовлетворены своей внешностью, когда-то меньше. О неврозе можно говорить тогда, когда человек постоянно не доволен своим обликом в целом или какой-то его частью. Бывает так, что все жизненные неудачи человек объясняет именно этим «дефектом». Например, женщина может считать, что у нее маленькая грудь и именно поэтому она не вышла замуж, не родила ребенка. И даже не сделала карьеру, потому что, с ее точки зрения, преуспевают только дамы с пышным бюстом.

У человека, страдающего таким расстройством, все зависит от того, как он сегодня выглядит. Если, он оценивает свою внешность хорошо, то он весел, энергичен, доволен жизнью. Если считает, что плохо, то будет тревожен или раздражителен, может конфликтовать с близкими, не пойти на работу. В иерархии ценностей, где у большинства людей на вершину попадают: семья, работа, хобби – такой человек на первое место ставит внешнюю привлекательность.

– Но ведь вы не будете отрицать, что симпатичным людям многое в жизни дается легче.

– Да, есть исследования, в которых на больших группах испытуемых доказано, что внешность влияет на отношение окружающих. Так, например, привлекательные преступники получают меньший срок наказания. Симпатичным ученикам педагоги склонны завышать оценки. Но смещение это не очень значительное. Симпатичного убийцу не оправдают, а дадут, допустим, вместо 10 лет – 9. Обаятельному ученику пару раз натянут «тройку», но если он не будет заниматься, в дальнейшем красота не спасет его от плохих оценок.

Для создания семьи внешность имеет еще меньшее значение. Нет никаких статистических данных, которые подтвердили бы, что люди с привлекательной внешностью быстрее женятся, выходят замуж. Или что их браки более крепкие. Или что детей у них рождается больше.

– Да, но мужчины, прежде всего, обращают внимание на красоту женщины. А потом уже оценивают ее доброту, ум и прочие достоинства.

– Однако это не значит, что они женятся на красавицах. Дело в том, что внешне привлекательных людей мы склонны считать более общительными, более компетентными в общении, более жизнерадостными. Но при этом – и менее добрыми, менее внимательными, менее отзывчивыми. И с кем создавать семью – это еще большой вопрос. Тот, кто делает ставку на внешнюю привлекательность, часто попадает в нелепые ситуации. Один мой знакомый, собираясь жениться, выдвинул два критерия оценки будущей невесты: чтобы она была красивой и происходила из богатой семьи. Через полтора года он рассказал, в какой ад попал, выбрав такую девушку. Теперь он с ней разводится. Если бы для этого человека была важна доброта и ум будущей жены, результат, возможно, оказался бы другим.

– В подростковом возрасте мы часто кажемся себе некрасивыми и страдаем от этого. Но потом большинство перерастает эти проблемы. А кто застревает на них?

– Наиболее восприимчивые, сензитивные подростки, люди замкнутые и личности с демонстративным характером. Чувствительные дети постоянно тревожатся, сомневаются, все ли у них в порядке, не слишком ли они отличаются от других. Замкнутым подросткам вообще трудно общаться. А тут они видят, что кто-то легко завязывает контакты. В чем дело? Почему? Наверное, потому что эти ребята более красивы… Истероидам важно произвести эффект. Но если яркой внешностью они не отличаются, то потом могут зациклиться на красоте, считая, что это – главное в жизни. И посвятить большую часть жизни достижению или удержанию желаемой внешности.

Многое, конечно, зависит от поддержки подростка в семье. Если девочка знает, что папа ею восхищается, то отношение к своей внешности у нее будет положительным, кто бы потом что ни говорил. А если она растет только с мамой, и та постоянно сравнивает ее с другими: «Вот если бы ты была такой красивой, как Леночка, я бы купила тебе это платьице» – у ребенка, конечно, разовьется комплекс неполноценности. Трудно понять такое отношение родителей к своим детям. Уверен, что считать своего ребенка самым красивым, это нормально.

Поделиться: