Воспитание без принуждения читать онлайн бесплатно. Томас У.Фелан "Воспитание без принуждения"

К сожалению не нашла её в электронном виде (есть одна ссылка, но с вирусами). Единственное что могу вот-прям-щаз предложить тем, кто с книгой не знаком это вот такое описание содержания , даёт некоторое представление о методе, но конечно не полное и всегда лучше читать самому.

Вполне пригодная методика если выполнить ряд условий .

1. не увлекаться первой частью («раз-два-три»):
действительно правильно применять «счёт»;
не злоупотреблять этим приёмом вворачивая его по 10 раз на дню в любую сферу деятельности;
не заменять им все остальные способы общения с ребенком в негативной ситуации и даже в самом «перестань-поведении» пользоваться и другими инструментами общения, не только этим;
не ограничивать с помощью и вправду прекрасно работающего «1-2-3» любое неудобное родителю поведение ребенка, в том числе и то же нытьё.
и конечно не в коем случае не заменять им, счётом 1-2-3, мотивацию «начни-поведения», а этим грешат ОЧЕНЬ многие родители, даже среди тех, кто книгу не читал («считаю до трёх» же не Фелан придумал, это народная мудрость практически любого народа), а уж среди читавших…

2. Побольше внимания уделить второй части – там чистый бихивеаризм, теория обучения, тоже не Феланом придуманная. Он просто описал применение общей теории к родительско-детским отношениям. И позитивные подкрепления (те, что описаны во второй части) всегда эффективнее негативных («1-2-3») – им нужно уделить больше внимания, чем самому этому «волшебству один-два-три».

В целом могу с казать, что я не одобряю эту книжку. Не потому что не одобряю сам метод, напротив, с указанными выше оговорками (в книге они, в общем-то, в той или иной форме тоже есть) я очень даже поддерживаю его.
Не одобряю именно саму книгу, потому что то, как её применяют родители мне в подавляющем большинстве не нравится. Даже то, какими словами обычно родители описывают эффект от методики – «ребенок стал послушным». Послушный ребенок – адаптивный ребенок*. Это удобно для родителя, удобно для общества, но плохо для личности ребенка. Из адаптивных детей вырастают адаптивные взрослые.

Без предварительной подготовки соблюсти нужные условия, особенно описанные в первом пункте, родителям очень трудно, большинство проваливает самые значительные из них – применяют счёт очень много в неуместных ситуациях: вместо позитивного подкрепления и мотивации, вместо других способов общения с ребенком в негативе. А самое главное – счёт совершенно не уместно применяется многими что б «отучить» ребенка ныть, канючить, приставать, мешать, и всячески ограничить его неудобное родителям и другим домочадцам поведение. И это очень плохо, потому что лишает родителей обратной связи с ребенокм и лишает детей возможность показать родителям, что у них есть неудовлетворённая потребность, проблема, нужда (в общении, заботе, уверенности в родительской любви и т.п.) – многое «неудобное поведение» это именно сигналы о таких неудовлетворённых нуждах. Если ребенок методом счёта научен не проявлять себя подобным образом его нужды так и остаются не удовлетворены, а родитель прибывает под ложным впечатлением благополучия своего ребенка.
Кроме того ограничение негативного поведения ребенка мешает ему выразить свои отрицательные эмоции, а следовательно мешает научится ими владеть в полном обёме (переживать, осознавать, контролировать). И это тоже плохо.

Так же, в силу разных причин, но родителями обычно вторая часть просто игнорируется, это видно хотя б из тех же обсуждений (в интернете и в живую с родителями) – обсуждается «метод 1-2-3», активно и со всех сторон. Второй же части книги какбуд-то и нет вовсе. В то время как она должна быть самой главной. Но она не наглядна и не так эффектна (не «эффективна», а «эффектна») как «1-2-3» поэтому автор написал книгу так, что главной и основной мыслью оказывается метод счёта – для популярности и продаж. Как бизнесмен не могу его в этом винить, но как психолог - никакого ему «респекта и уважухи».

Книга прекрасно учит «как», но она не учит «зачем», «почему», «когда». Получается вариант, простите за грубое сравнение, «обезьяна с гранатой». Когда родитель получает прекрасный, легитимный, не насильственный, реально работающий метод, но не имеет возможности отличить, когда его стоит, а когда не стоит применять, где границы. Хорошо когда есть предварительная подготовка (образование, литература, житейский опыт, интуиция или что-то ещё), тогда никаких «гранат». Но такие родители обычно и не читают подобных книг - им это не нужно, у них всё и так хорошо получается.

Так что, Баба-Яга против =)
Но это глас вопиющего в пустыне, никто меня всё равно не послушает. Однако я должна была это сказать, у меня мораль с этикой такие =)

* Адаптивный ребенок – это термин из транзактного анализа. Адаптивность, в данном контексте, это черта личности характеризующая человека как конформиста, в негативном вареанте этого слова. Человек, подстраивающийся под коружение в ущерб своим личным интересам, пассивный, зачастую даже сам себе не отдающий отчёт что он хочет чего-то другого, не того, что предлогает ему партнёр, друг, общество.

Наткнулся на книжку Томас У.Фелан "Воспитание без принуждения". Впечатление очень неоднозначное. С одной стороны –масса толковых и дельных советов, адресованных родителям. А с другой стороны – методы воздействия на детей, которые я лично принять и рекомендовать кому либо не могу.

Точнее один метод, который Фелан применяет вместо крика, битья и других методов воздействия. Причём, судя по отзывам попробовавших и самого Фелана, этот метод действует великолепно, и дети реагируют с полуслова.

Судя по тем цитатам из книги, что любезно выложила у себя метод действительно действует стопроцентно, потому что для ребёнка он страшнее крика и порки. Это одиночество. В наказание ребёнок остаётся один.

Причем, судя по названию, ребёнка не должны принуждать, однако, судя по тексту книги, как раз наоборот – любое отклонение от того, что нужно родителям, наказывается. Наказывается жестоко и сильно. И детям не остаётся ничего другого, кроме как послушаться.

Чтобы взрослым было проще понять последствия этих действия, которые были и у нас в детстве, предлагаю мысленный эксперимент. Итак, представляем своего любимого, с которым вам хорошо и радостно. И вот он вам вдруг сообщает, что за некую вашу провинность, типа опоздания или повышения тона, он с вами больше не встречается неделю. Если же вы попробуете с ним выйти на связь, то наказание обнуляется и неделя отсчитывается от текущего момента. Вот, а теперь представьте, какие ощущения будут у вас на это предложение. У тех, кого в детстве не бросали, реакция, скорее всего, будет весьма спокойная - что то типа "хорошо, я найду с кем провести время". Ну, или злость... Всё остальное – страх, боль, обида, вина, желание сделать все, чтобы он не уходил и пр. – это то, что чувствует ребёнок в той ситуации. Как вам это понравилось? А автор предлагает этому подвергать детей

Это в книге, названной воспитание без принуждения, предлагается 100%-ое принуждение. Даже в том, что детям хорошо?

Ну да, если выхода нету, что ещё делать. Я бы тоже, наверное, сидел, если бы мужик в раз 5 тяжелее меня пригрозил, что я не выйду, пока срок не закончится. А что делать то?

Угу, дети так запуганы, что даже напоминание про наказание уже заставляет их делать то, что угодно родителю. Вы мысленно представьте, что нужно сделать с вами такого, чтобы вы по поднятому пальцу делали то, что нужно кому-то? Я знаю два таких места – армия и тюрьма. Супер. Сделать такое же своим детям?

Т.е. максимум общения с родителями, которое как воздух необходимо ребёнку, ограничено 30-ю минутами. А так как список большой, то вряд ли больше чем 10. Это, по-моему, просто не нормально мало.

Т.е. у ребенка, у которого возникло новое желание перед сном, есть выбор: или получить это желание на каждый вечер до совершеннолетия, или не исполнять его. Что бы вы выбрали?

Т.е. опять же наказание тем же одиночеством. Хочешь общаться хотя бы пару минут с родителями – исполни список быстрее 30 минут. Не успел – общения не видать.

Ответ действительно идиотский. Но это не означает, что нету других способов решения вопроса. И опять же – "наказание" и "без принуждения" для меня как то не стыкуются

Как альтернативу могу предложить бесплатную книгу по воспитанию детей, выложенную тут. По моему она гораздо больше соответствует названию "Воспитание без принуждения":

Воспитать достойного человека в жестоком и порой несправедливом мире. Каждый пытается сделать это по-своему: некоторые решают все вопросы криком, другие остаются спокойными, но при этом лишают дитя свободы, третьи предпочитают сохранить себе нервы и просто отдаляются от ребенка. Четвертые не хотят бороться с недостатками своих детей и вместо того, чтобы приучить их к ежедневной уборке своей комнаты, скрипя зубами, сами наводят там порядок. Но все эти способы взаимодействия с детьми абсолютно неправильны.
Главное, что Вы должны осознать: авторитет у ребенка Вы заслужите только в том случае, если будете оставаться спокойными в любой ситуации. Это вовсе не значит, что Вы должны быть равнодушны ко всему. Лишь дайте понять ребенку, что Вы даете советы, но ни в коем случае не лезете в душу, - тем самым Вы предоставите ему свободу выбора и получите возможность быть услышанными. Ваш враг – не ребенок, а Ваши собственные неуправляемые эмоции.

7 способов сохранять спокойствие

Если Ваш ребенок в любой ситуации способен легко вывести Вас из себя, вряд ли это можно назвать нормальным явлением. Самое главное, что нужно понять, - виноваты в этом только Вы, а не Ваши дети. Вот несколько полезных советов:

1. Поймите, что Вас раздражает

Каждый из нас примерно знает, какие слова нас обижают больше всего. Но лучше всех об этом известно детям. Они видят наши слабые места. Так что сделайте глубокий вдох и закройте рот на замок, когда услышите, например: «Я ненавижу тебя!», «Отсталая!», «Твоя работа важнее, чем я!», - и особенно фразу, которая сражает наповал: «Лучше бы у меня была другая мама!»

2. Не заходите на территорию ребенка

Каждый ребенок имеет на свое пространство в доме. Отдельная комната – путь к развитию индивидуальности Вашего ребенка. Не стоит быть тираном и постоянно копаться в его вещах, напоминать об уборке и упрекать за беспорядок. В конце концов, однажды утром он проснется и сам поймет, что пора бы ему разобраться в своей комнате. И каждый раз, когда Вам захочется напомнить ребенку об уборке, для начала пойдите и наведите порядок в собственной комнате.

3. Не задавайте общих вопросов

Вряд ли он Вам честно ответит. А если ответ покажется поверхностным, Вы начнете возмущаться, что в итоге перерастет в очередной скандал. Дело в том, что очень сложно ответить на вопросы: «Как дела?» или «Как ты себя чувствуешь?» Большинство из нас ответ «Нормально» не устраивает, так как он в принципе не значит ничего – все равно, что промолчать. Поэтому, если Вы хотите узнать о состоянии ребенка, будьте более конкретны и старайтесь постоянно быть в курсе его дел. Он ведь Вам не чужой человек.

4. Позвольте ребенку не согласится с Вами

Это довольно сложно. Но свобода суждений установит взаимоуважение между Вами и Вашим ребенком. Прислушивайтесь к детским высказываниям и ни в коем случае не осуждайте такую точку зрения. Просто постарайтесь объяснить, «что такое хорошо, а что такое плохо», подчеркнув при этом, что не пытаетесь ничего навязывать.

5. Уважайте его выбор

С определенного возраста ребенок имеет право на то, чтобы проводить свое свободное время так, как он хочет. Скажем, вместо поездки в гости к Вашей подруге, он хочет пойти с друзьями на каток, - так позвольте ему сделать это. Общество друзей куда приятнее, чем разговоры взрослых о работе. Карманные расходы – тоже важный вопрос. Давайте столько, сколько можете, научите его копить. Помните: если Вы будете говорить, как и на что ребенку тратить карманные деньги, он никогда не научится ими распоряжаться.

6. Старайтесь не сверлить ребенка глазами

Если во время беседы Вы буквально заглядываете ему прямо в глаза, например, чтобы понять, врет или нет, ребенок автоматически начинает волноваться, даже если его совесть чиста. Не нужно стараться увидеть свое чадо насквозь, следует понять его и не отпугивать.

7. Не принимайте вызов

Двухлетний малыш берет кухонный нож сразу после того, как мама запретила это. Подросток говорит своей маме: «Ты самая ужасная мама на свете. Потому что я не могу сделать то, что всем остальным можно». Ваши дети пытаются брать Вас за живое, но Вы то знаете, что бой не начнется, пока Вы не захотите в нем участвовать. Вместо того чтобы принимать вызов, возьмите тайм-аут. Спокойно закройте глаза и уйдите в свою комнату. Время поможет Вам остыть, отвлечься. А Ваш ребенок поймет, что такой номер с Вами не пройдет.

Действительно, американская книга.... Но только ли для американцев? Возможно, все не так критично.

Автор делит поведенческие проблемы на 2 глобальные категории: так называемое "перестань-поведение" (т.е. то, что по мнению родителя необходимо прекратить - капризы, истерики, шантаж, манипуляции, драки с братьями/сестрами и пр.) и "начни-поведение" (т.е. то, что Вы бы хотели чтобы Ваш ребенок начал делать - выполнение домашнего задания, уборка за собой, укладывание спать, чистка зубов и пр.).

Для коррекции первой категории поведения предлагается методика "счет 1-2-3". Ребенок получает 2 устных предупреждения с интервалом в 5 секунд дабы иметь возможность среагировать и остановиться. Если они не принесли никакого эффекта - то после счета "Три" предлагается его изолировать на определенное время (количество минут изоляции = количеству лет; например 7 лет ребенку - 7 минут изоляции).

По прошествии этого времени наболевший вопрос не комментируется, не обсуждается и не сопровождается никакими морализаторскими лекциями в духе "я тебя предупреждала, вот видишь - а я тебе говорила, и т.д.". Как говорится "было и прошло".

Действительно, все это напоминает эффект дрессировки, однако автор аргументирует это тем, что ребенок - это не маленький взрослый, и задача родителя в момент истерики - не вступать с ним в дискуссии о морали и нравственности в стиле "перестань меня позорить", а предпринять некое действие, способное прекратить инцидент.

Рискуя подорвать свой авторитет, хочу сказать, что метод не так уж бессмысленный. Весь мой родительский опыт говорит о том, что в моменты истерик, слез и капризов ребенок действительно не способен успокоиться только от одного нашего рявканья "перестань сейчас же".

Метод финансового поощрения - всего лишь один из 7 вариантов мотиваций для "начни-поведения", причем совершенно не обязательный. Просто для американского менталитета - вполне приемлемый, но без него вполне можно обойтись и использовать оставшиеся 6.

Заключение:

Эту книгу я купила с небольшой опаской, тщательно ознакомилась с предлагаемой методикой и ничего криминального в ней не увидела. В конце концов - это "инструмент", а уж в каких руках он будет применяться - уже вопрос второй.

Моя задача заключалась в том, чтобы приучить ребенка к быстрому реагированию на замечания (требование в школе), и в этом направлении все работает.

P.S. а в России бОльшая часть родителей не видит ничего криминального в воспитании по схеме "наподдал по заднице и нечего тут мудрить и разбираться ".
И будучи уже пенсионерами - все еще помогать финансово (а то и почти содержать) своих 40-летних деточек

В возрасте 4-5 лет ребенок начинает проявлять свой характер. Иногда с ним становится очень тяжело справляться. При этом физическую силу применять не хочется. И даже за крики потом начинаешь себя винить. В то же время не хочется превратить в ребёнка в послушного робота, который потом всю жизнь будет покорно подчиняться другим.

Мы долгое время пытались объяснять ребёнку, что он поступает неправильно. Понятно, что длинные нотации ребёнок всё равно не воспринимает. Но даже с короткими возникали проблемы - ребенок кричал, капризничал и пытался манипулировать. При этом на удивление, когда начинали считать до трёх, то зачастую это останавливало дитёныша. И это при том, что никакого наказания ему по результатам счёта не обещали.

Книга Томас У. Фелан "Воспитание без принуждения. Как привить послушание детям от 2 до 12 лет. Волшебство 1-2-3" как раз во многом посвящена именно такому счёту, который назван здесь "Волшебство 1-2-3" и используется для контролирования несносного поведения. В книге конечно более системный подход. Родители должны реагировать без эмоций. Ребёнок должен понимать, что после счёта до 3 он получит наказание. В качестве такого автор предлагает, например, поставить ребёнка в угол или изолировать в комнате. Поскольку изоляция может впоследствии сказаться и во взрослом возрасте, к такому методу мы не прибегали. А вот лишение мультиков или других прелестей дитё получало. И чем чаще начинали счёт вместо объяснений, тем больше понимали, что это гораздо более быстрый способ прекратить манипуляции и крики, что не нужно считать, что маленький человечек уже взрослый и ему нужны длинные объяснения.

Также в книге понравилось описание 6 способов тестирования и манипулирования ребенка: выклянчивание, запугивание, угрозы, мученичество, подлизывание, физические тактики.

Контролированию несносного поведения посвящена только половина книги. Для поощрения хорошего поведения "Волшебство 1-2-3" уже не используется. Вместо этого предлагаются другие тактики:


  • положительное подкрепление,

  • простые просьбы,

  • кухонные таймеры,

  • система вычитания,

  • естественные последствия,

  • составление таблиц,

  • счёт.

Для себя конечно отметил, что хвалить ребёнка нужно хотя бы в 2 раза чаще. Пока получалось как раз в основном только ругать и критиковать. Есть над чем поработать. Про большую эффективность таблиц также наслышан, так что нужно будет тоже взять на вооружение. Возможно, и другие способы пригодятся. Но вот стимулировать хорошее поведение деньгами, вычитая их при плохом, желания нет.

Также в будущем нужно будет попробовать семейный советы для выработки правил вместе с детьми, больше заниматься активным слушанием, проводить время с ребенком один на один. И конечно важно не забывать про любовь и похвалу.

В целом книга может оказаться очень полезной для многих родителей. Рекомендую прочитать. В электронном виде (fb2, epub, pdf, djvu) мне эта книга не попадалась. В Интернет-магазинах

Поделиться: