Тю! (Михаил Шабашов)

Если разобраться, христианское смирение все-таки не малодушие и не внутренняя слабость. Малодушный и рад бы отомстить, да внутренняя робость не позволит, и он думает, что сил телесных и душевных не хватает, – то есть никакого смирения в этом нет, а есть констатация своего бессилия.

Напротив, смирение – подлинная сила духа, когда ты можешь ответить ударом на удар, но мужественно побеждаешь в себе гнев и обиду, проявляешь к обидчику благородство, любовь. Конечно, если есть воля Божия на проявление силы, то этому надо следовать, ведь подлинная сила духа – это твердая надежда на Бога, соединенная с личным мужеством. Но в конечном итоге подлинное мужество не в том, чтобы сокрушить врага как источник опасности, а в том, чтобы из врага сделать друга.

Так зачем же необходимо смиряться?

Святитель Николай Сербский предлагает нам следующее мудрое наставление: «Преступление – всегда слабость. Преступник – это трус, а не герой. Потому всегда считай, что творящий тебе зло слабее тебя; и как не мстишь малому ребенку, так же не мсти и сотворившему тебе зло. Ибо он злодей не по причине силы, а по причине слабости. Таким образом ты будешь набирать в себе силы и станешь подобен морю, которое никогда не выходит из берегов, чтобы топить всех людишек, бросающих в него камни».

Среди лютых истязаний Фавста молилась за своего мучителя: «Молю Тебя, Господи, просвети его верой и утверди в страхе Твоем»

В житиях святых встречается имя ныне мало известной святой мученицы Фавсты (начало IV в.). Она в совсем юном возрасте, на тринадцатом году своей жизни, была предана на мучение за веру Христову. Император велел мучителю Максиму источить над святой весь ужас своих мучений. Среди лютых истязаний Фавста, вопреки ожиданиям окружающих, только благодарила Бога и кротко молилась за своего мучителя, произнося такие слова: «Молю Тебя, Господи, возлюби Максима, просвети его верой и утверди в страхе Твоем». Эта кроткая молитва и желание блага своему истязателю так поразили его сердце, что Максим сам уверовал во Христа и вместе со святой Фавстой принял мученический венец. Так любовь и смирение всегда завершаются духовной победой.

Итак, если вы видите, что вокруг вас кипят страсти, что на вас смотрят с гневом, а в ваш адрес раздраженно высказываются или возводят всякую клевету, то не поддавайтесь на порывы собственного раздражения. Если ваши обидчики желают гореть в огне собственных страстей, в пламени собственного негодования, то хотя бы вы сами не вступайте в этот огонь. С мирной молитвой в душе, с сочувствием к негодующим пребудьте в стороне от этих страстей. Кто знает, быть может, ваша молитва, словно обильная, чистая вода, остудит огонь, после которого в душе неприятелей останется сожаление и раскаяние.

В реалиях нашего страшного мира есть такое явление – сатанизм. Служители этого безумного культа, избрав откровенное зло и насилие как главные ценности жизни, порой не гнушаются приносить в жертву диаволу живых людей. Мало кто знает, что в этом изуверском, немыслимом по своей жестокости для здравого сознания ритуале собственно жертвой является тот момент, когда несчастный человек допускает в себе злость по отношению к истязателям. И это признается победой.

Увы, культовая интуиция сатанистов в данном случае соответствует духовным реалиям. Христос потому и побеждает на Кресте диавола, что во время невинных, несправедливых страданий являет в Себе любовь, добро и прощение, а не злобу, ненависть или жажду мести. Только так добро и побеждает зло. Своим смирением на Кресте Господь сокрушает гордыню диавола, и потому на протяжении вот уже двух тысячелетий темные силы боятся знамения креста.

В Древнем патерике приводится история о том, как в Вавилоне дочь одного из идолопоклонников имела в себе беса. Отцу ее был знаком некий монах, который сказал ему: «Никто не сможет исцелить твою дочь, кроме известных мне отшельников. Но и те, если будешь просить их, не захотят сделать этого по смирению. Вот как поступим: когда они придут на торг, то притворимся, что хотим купить у них рукоделие. Как только они войдут в дом для получения денег за купленные у них вещи, то скажем, чтобы они сотворили молитву, и я верую, что исцелится твоя дочь». Итак, они пошли на торг, где увидели инока, продающего корзины. Его пригласили в дом, чтобы отдать там деньги. Едва монах вошел внутрь, как беснующаяся выбежала навстречу и ударила его по щеке. Он тут же подставил ей другую щеку по заповеди. Демон, ощутив муку, возопил: «О беда! Заповедь Иисуса Христа изгоняет меня!» Девица немедленно очистилась. О случившемся поведали старцам, которые прославили Бога и сказали: «Обычно гордыне диавола падать перед смирением заповеди Христовой».

Авва Моисей говорил: «Имеющий смирение смиряет демонов, а не имеющий смирения осмиряется демонами»

Еще в Древнем патерике повествуется, как один человек, мучимый бесом и источавший во множестве пену от действия жившего в нем демона, ударил по щеке старца-отшельника. Старец подставил ему другую щеку. Демон, не вынеся действия смирения, тотчас вышел из беснующегося. А древнехристианский подвижник авва Моисей говорил: «Имеющий смирение смиряет демонов, а не имеющий смирения осмиряется демонами».

Итак, почему же мы говорим о важности смирения? Если ответить просто, то потому, что мы христиане, а Христос явил в Своей жизни смирение. «Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мк. 10: 45). Путь к славе, явленной Христом, пролегает через смирение, явленное также Христом.

Архимандрит Софроний (Сахаров) раскрывал эту истину образно. Человеческое общество подобно пирамиде, на вершине которой находится лидер – царь, президент, какой угодно правитель. Далее, на приближенных к вершине слоях, находятся люди, имеющие власть, близкую к царской, а в основании пирамиды располагаются люди подвластные. Обыкновенно в миру сильнейшие подчиняют себе слабейших, царства падших людей основаны на эксплуатации и насилии. Однако Христос перевернул эту пирамиду. Он Сам, возглавив обновленное человечество, является основанием пирамиды, а по отношению к подчиненным Сам стал слугой. Поэтому в Царстве Христа больший служит меньшему, сильнейший смиряется перед немощным. Соответственно, прийти к подлинной высоте можно, лишь следуя примеру Христа, а не примеру Его распинателей.

Значение добродетели смирения невозможно передать рационально. Ее ценность постигается опытом духовной жизни, когда сердце не разрывается страстными помыслами мести, обиды, вражды, а ощущает мир и свободу. Да укрепит Господь каждого христианина к искреннему исполнению заповеди смирения, столь значимой для обретения подлинной духовной силы.

Фамилия - это наследственное имя семьи, а часто и ее живая история. Но знаете ли Вы, что означает Ваша фамилия, каково ее происхождение?

Фамилия Ли имеет очень интересную историю происхождения и относится к распространенному типу китайских фамилий. В Древнем Китае традиция именования человека была чрезвычайно важной составляющей материальной и духовной жизни китайцев. Во многих сферах деятельности общества, политической, культурной и социальной, как имени, так и фамилии придавалось очень большое значение.

История возникновения китайских фамилий и имен начиналась только в период 5-6 тысячелетия, то есть в период матриархата, особенностью которого являлось то, что всеми внутренними делами в общине заведовали женщины: именно они занимали все руководящие посты. Согласно обычаям того времени, члены одного рода не могли вступать в брак. Именно по этой причине, появилась необходимость различать членов своего клана и чужого. Таким образом, возникли фамилии как принадлежность к определенному роду.

В структуре китайских фамилий до сих пор проявляются черты древнего Китая: абсолютизм власти, структура общественного уклада, этика и нравственные нормы общества. Китайские фамилии несут в себе важную информацию о традициях, а также о роли родственных связей в развитии социальной жизни в Китае.

Фамилия Ли является одной из самых распространенных в Китае. Историю фамилии Ли можно проследить до времен восшествия на престол внука Желтого Императора по имени Чжуань Сю.

Согласно записям в «Книге о имперской родословной» танской династии, фамилия Ли «происходит от рода Ин, легендарным основателем которого считается Бо И - глава племени Дун И, помощник императора Ю в усмирении потопов, помощник императора Шунь в приручении зверей и птиц, и родоначальник 14 колен рода Ин, от которых пошли самые древние китайские фамилии. Императором Шунь за вышеуказанные заслуги ему была подарена фамилия Ин. Император Чжуань Сю родил Да Е, Да Е родил Ню Хуа, Ню Хуа родил Гао Тао, второе имя которого было Тин Цзянь, ставшего главным чиновником по судебным делам при императоре Яо. Гао Тао родил И, И родил Сы Чен. Начиная с Гао Тао, 26 поколений его потомков служили чиновниками по судебным делам при трех династиях - Ю, Сиа, Шан, при этом они приняли официальную фамилию Ли - полученную от названия должности».

Существует несколько трактовок значения фамилии Ли. По одной из версий, эта фамилия означает «календарь». Согласно другой гипотезе, в китайской философии «ли» - это «ритуал-предписание выполнения религиозных действий», «абсолютные истины на пути к абсолютному совершенству».

Все это свидетельствует о том, что фамилия Ли представляет собой замечательный памятник восточноазиатской письменности и культуры.

Однако процесс формирования фамилий был достаточно длительным, поэтому окончательно говорить

Чтобы узнать при использовании «значит» нужна ли запятая, стоит рассмотреть каждый случай отдельно. Где ставится знак препинания, подскажет текстовое окружение лексемы.

Слово «значит» выделяется запятыми

С двух сторон

1. «Значит» выделяется запятыми с двух сторон внутри предложения, если является вводным словом в значении «следовательно», «стало быть».

2. Если «значит» является союзом в значении «таким образом», «следовательно», «поэтому», он также отделяется запятыми.

  • У него обнаружили серьезное заболевание, значит, в армии он служить не будет.
  • Сегодня певице передали много цветов, значит, персоналу нужно принести дополнительные вазы.

3. Выделяется запятыми в составе сложных союзов «раз…, значит», «если…, значит».

  • Раз он получил это сообщение, значит, смог разблокировать телефон.
  • Если сапоги не подлежат ремонту, значит, их стоит просто выбросить.

Перед словом

Перед «значит» запятая ставится, когда вводное слово стоит в конце предложения.

  • Уже уходите, значит?
  • Сегодня посылки не будет, значит.

После слова

1. Запятая после «значит» ставится, когда вводное слово стоит в начале предложения.

  • Значит, увидимся только завтра.
  • Значит, сегодня он прийти не сможет.

2. От стоящего впереди присоединительного союза («но», «да», «а», «и») вводное слово не отделяется. Запятая ставится после.

  • Да значит, нам с тобой в разные стороны.
  • А значит, никто не уйдет без подарка.

3. Вводное слово «значит» не отделяется от предшествующего сочинительного союза (чаще всего «а»), если в предложении лексему нельзя опустить без потери смысла или структуры.

  • В прошлом году были серьезные нарушения, а значит, сейчас будут проверять тщательно.
  • Он слишком ее любит, а значит, уже простил.

Запятая не нужна

1. Если слово «значит» не является вводным, а выступает в роли члена предложения, то запятая не используется.

  • Твой статус для меня ничего не значит.
  • Для нее дорогой браслет значит ровно столько, сколько и обычная бижутерия.

2. Когда «значит» выступает в роли связки (в значении «это») со сказуемым-инфинитивом, запятые не нужны. Перед лексемой ставится тире.

  • Любить – значит безоговорочно доверять.
  • Ждать отстающих – значит не успеть к обеду.

3. Если «значит» в роли вводного слова стоит в конце обособленного оборота, то запятыми выделяется только весь оборот (исключая обороты, взятые в скобки).

Ли, как союз и частица

Слово ли употребляется достаточно часто в разговорной речи и в письменности. Осуществляется это благодаря неоднозначности данного слова. Ли может быть и союзом, и фамилией, и аббревиатурой. Поэтому необходимо детальное изучение слова ли, начиная от значения союза ли до возможных аббревиатур.

Ли, как союз — частица — часть речи

В русском языке союз ли является послесловным, предлагающим и вопросительным союзом. К примеру: «Сможешь ли ты сделать это?», «Было ли трудно это сделать?». Ли может означать понуканье, к примеру: «Иди, что ли» или выражать сомнение «Так ли на самом деле?». Можно союз ли услышать или увидеть при выражении человека изумления, к примеру: «Неужели в самом деле». Союз ли может употребляться и в других значениях. Но стоит обратить внимание, что союз ли может заменяться на «либо или нибудь».

Ли, как название или фамилия

В настоящее время можно найти много названий рек, стран или фамилий с названием ли. К примеру, в Англии и Ирландии протекает такие реки, как Ли. В Великобритании и США существуют города с названием Ли. В Лондоне расположен крупнейший парк Ли. Правда полное название, как Ли Вэлли. Словом ли может называться и военная техника, к примеру Ли-2 – военно – транспортный самолет Советского Союза или танк Ли – во время второй мировой войны средний танк Америки. Также ли может быть фамилией в юго-восточной Азии, Норвегии или Великобритании.

Ли, как мера

Ли может быть мерой массы или длины в ряде Восточных стран. Например, в Китае или Вьетнаме ли является мерой длины (единицей измерения расстояния). Равняется ли (китайская) – 500 м и вьетнамская – 1мм. В некоторых странах Дальнего Востока ли является единицей массы и колеблется от 30 до 40 мг.

Ли, как аббревиатура в интернете

В настоящее время наиболее распространенной аббревиатурой в интернете является счетчик посещений пользователями вебресурсов. Это liveinternet. В среде вебмастеров сокращенно обозначается счетчик Ли.

1. Li – тег в HTML определяет отдельный элемент списка.
2. В математике li – является функцией интегрального логарифма.
3. В химии символом Li обозначают химический элемент Литий.
4. В интернете li – национальный домен верхнего уровня.
5. Ли – в Китае называют так этническую группу.
6. LI – обозначается число в римской записи — 51.
7. Сокращенно может называться Либеральный Интернационал или линейная независимость.

Строить дом - дело серьёзное и ответственное, сколько всего нужно учесть и просчитать, а тут часовня в честь святителя Луки, исповедника и врача. Да не где-нибудь, а в самом центре нашего, пускай и небольшого, но всё-таки городка.

Мы с моим старым приятелем, а заодно и сантехником, сидим на лавочке что у меня перед подъездом и решаем как станем проводить отопление в новую часовенку. И так увлеклись, что не заметили, как на лавочку рядом с нами опустилась незнакомая женщина неопределённого возраста.

Почему неопределённого? Потому что у людей пьющих невозможно определить возраст, даже приблизительно. Женщина дохнула в мою сторону запахом свежевыпитой водки и произнесла со слезинкой в голосе:

Скоро уже тётю Галю выносить будут.

Мы, не обращая на неё внимания, продолжаем высчитывать необходимое количество радиаторов отопления на внутренний объём часовни. Женщина снова:

Жалко тётю Галю, хороший она была человек.

Рома, а что если вместо биметалла мы возьмём чугунину?

И картошки всегда наварит, а если есть, то и селёдочкой угостит.

Батюшка, я и сам за чугун. Ну что биметалл, там полезный объём горячей воды всего 350 миллилитров, а сейчас появились новые чугунные радиаторы, небольшие, аккуратные, и объёмом аж на 850.

Ну и что, что она пьющая? А кто не пьёт? Зато у тёти Гали всегда можно было переночевать. И на похмел, если оставалось, никогда не жалела. Пойди сейчас найди ещё такого доброго человека. Одинокая она, никого после неё не осталось.

Краем уха я разобрал слова про «доброго человека», привычно перекрестился и сказал:

Помоги Бог доброй тёте Гале. Раз никого нет, вот вы за неё и молитесь.

Бог, а что ваш Бог? - Собеседница снова обдала меня густым водочным ароматом. - Он есть и будет, а нашей тёти Гали больше нет.

Потом, уже после разговора, я позвонил старосте и поинтересовался, не заказывал ли кто поминовения по новопреставленной Галине?

Они действительно в целости и сохранности доставили меня домой, а прощаясь, предупредили:

Будь здоров, пацан, и наш тебе бесплатный совет, старайся так поздно по городу не ходить. И с нами больше не встречаться. Не каждый день нам так везёт.

Где-то в те же годы начинался и мой путь к Богу. Я слушал того священника и понимал, что если разбойники не чураются добрых дел, то и мне, христианину, Сам Бог велел творить добрые дела. Только не так это просто. Вот кто хочет, пусть попробует и потом скажет, просто это или нет.

Ходил я тогда по улицам и всё думал, какое бы доброе дело сделать? Ну точно как тот сказочный герой из фильма «Морозко»:

Люди, какое вам доброе дело сделать?

Но ничего доброго в голову не приходило. А то, что приходило, казалось каким-то жалким и смешным. И вот однажды, возвращаюсь вечером с работы и вижу на столбе объявление. Я человек любопытный, если что-то там висит на столбе, обязательно подойду и прочитаю, за что много лет получаю от матушки. Та не одобряет моего любопытства и постоянно в такой ситуации произносит свою любимую фразу:

Не читай заборов! Ты разве не знаешь, кто и что на них пишет?

Но в тот вечер я шёл в одиночку, потому мне никто не помешал. На половинке бумажного листа из тетрадки в клеточку дрожащим почерком пожилого человека было написано примерно следующее:

«Миленькие, я, старая, потеряла кошелёк. А в нём вся моя пенсия. Как же мне теперь месяц прожить? Если кто найдёт, Христом Богом прошу, верните мне его по адресу…».

Прочитав объявление, я чуть не задохнулся от нахлынувших на меня радостных чувств. Вот, это именно то, что надо. Настоящее дело, спасти человека от голода, помочь ему заплатить за квартиру. Понятно, что никакого кошелька искать я не собирался. Ищи его теперь, свищи. Я поступил по-другому. Узнал, какая на то время пенсия считалась средней, поговорил с женой, а она у меня человек не жадный. Взял необходимую сумму и отправился по указанному в объявлении адресу.

Про домофоны тогда ещё никто не знал, я беспрепятственно поднялся на третий этаж и позвонил. Дверь, как я и ожидал, мне открыла бабушка.

Чего тебе, милок?

Скажите, это вы потеряли кошелёк?

Да, - бабушка обрадовалась, - неужто нашёлся?!

Ну, почти нашёлся. Вот возьмите, это ваши деньги.

Мои деньги? - бабушка внимательно смотрит на купюры, - нет, это не мои деньги. Мои бумажки были не такие.

Потом она посмотрела мне в глаза и сказала:

Ты меня обманываешь, это твои деньги. А мне чужого не надо, я в жизни чужого ничего не брала. И у тебя не возьму.

Она протянула мне мои деньги, а я, не зная как поступить, стал пятиться назад по лестнице. Я отступаю, а та упорно продолжает идти вслед за мной. Наконец, я повернулся и побежал. И как же я удивился, когда спустившись на первый этаж, услышал, что моя бабушка тоже бежит. Правда она была уже старенькая, и угнаться за мной не могла. Потому, запыхавшись, остановилась на этаж выше, и закричала:

Пойми, мне не нужна твоя жалость! Я хочу, чтобы тот человек, что нашёл мои деньги, чтобы он их мне вернул. Пожалуйста, забери это назад.

Нет, сейчас не возьму. Вам на что-то целый месяц жить надо. Решите вернуть, приносите в храм.

Она всё-таки вернула мне мои деньги через много лет, когда я уже стал священником. Подошла после службы с конвертом в руках и напомнила о себе.

Первый неудачный опыт не поколебал моей решимости продолжить творить добрые дела. Только теперь я понимал, что не нужно приставать к людям со своей помощью, ещё далеко не каждый согласится её принять. Даже от священника.

Как-то в аварии погибла одна моя знакомая. Муж, считая себя виноватым, в отчаянии решил покончить с собой, но не вышло, зато получилось на целый год улечься на больничную койку.

Помню, зима. Приходит на их девочка, помолиться о маме. Почти ровесница моей дочери. Холодно, а на ней такое серенькое лёгкое осеннее пальтишко. Мы с ней немного общались. Встречая её в посёлке, я всегда расспрашивал об отце, и так, вообще, о жизни. Потому и тогда поинтересовался:

Почему ты так легко одета?

А у меня нет тёплой одежды. Мама собиралась купить, но не успела.

Я представил на её месте моего собственного ребёнка, и стало так больно. От этой боли даже слёзы на глазах навернулись. Так иногда бывает. И ничего не могу с собою поделать, болит и всё тут. Пошёл в алтарь и стал рыться в сумке, в карманах. Достал все свои заначки и снова подошёл к девушке. Я уже не помню, сколько там было, но на зимнее пальто, пускай и скромное, ей должно было хватить.

Возьми, и обязательно купи себе что-нибудь тёплое.

Это была суббота, а на следующий день, в воскресенье, ко мне подошла её бабушка и сказала:

Никогда, слышите, никогда больше так не делайте. Мы не нищие и мы не нуждаемся в ваших деньгах!

Я не знаю, что она обо мне тогда подумала, но спасибо, что не пыталась вернуть мне эти деньги назад.

А эпопея с добрыми делами продолжалась. Как-то, ещё задолго до священства, поехал на рынок купить картошки. Уже возвращаясь с тяжёлой сеткой в руках, подхожу к автобусной остановке и наблюдаю такую картину. Из автобуса выходит пожилая женщина, скорее всего, какая-нибудь дачница, с их неизменным дачным атрибутом - большущей сумкой на колёсиках. Тётенька уже было сошла, но в последний момент оступилась и, почувствовав резкую боль в ноге, громко вскрикнула.

Люди, находившиеся в тот момент на остановке, заботливо усадили женщину на лавочку, подкатили к коленям сумку, сели в автобус и разъехались по своим делам.

А я остался, потому, что мне в очередной раз повезло проявить и христианскую любовь. И уж этот человек точно не откажется от моей помощи. Одно мешало, моя тяжелая авоська с картошкой. На остановке её не оставишь, утащат. Брать с собой, а как же тётка с её немаленькой поклажей, хоть и на колёсиках? Тут меня неожиданно выручил знакомый. Он как раз мимо на своей «Волге» проезжал, увидел и остановился. Мол, садись до дому подброшу. Я обрадовался, вот оно, Господь, всегда рядом с тем, кто помогает ближнему!

Мой знакомый, человек добрый, конечно же, согласился помочь. Общими усилиями мы усадили плачущую дачницу-москвичку к нему в машину и отвезли в приёмный покой городской больнички.

Вы мне дайте телефон кого-нибудь из ваших близких, - говорю ей, - нужно же сообщить, где вы и что с вами произошло. А то беспокоиться станут, переживать.

Когда я вернулся в поселок, мне не терпелось немедленно отправиться на переговорный пункт и позвонить в Москву. Я уже заранее слышал, как приятный, и обязательно женский голос говорит мне:

Спасибо вам, молодой человек! Мы вам очень благодарны за помощь, оказанную нашей маме.

А я ей отвечаю:

Ну, что вы, что вы! Какая благодарность?! На моём месте так поступил бы каждый христианин.

Но картошка, целая авоська весом двенадцать килограммов, заставила сперва отправиться домой, а уж только после этого спешить на переговорный пункт.

Звоню и слышу в трубке недовольный мужской голос. Первое разочарование.

Простите, я звоню по поручению Петровой Марии Ивановны. Знаете такую?

Ну, знаю, это моя мать.

Так вот она, к сожалению, приехав к нам в город, сходила с автобуса и, видимо, сломала ногу.

Блин! Этого ещё только не хватало! - Молчание, потом, - А сам-то ты кто такой?

В общем, никто, просто прохожий. Я ей до больницы помог добраться.

И чего ты хочешь, прохожий со сто первого километра?! Бабла срубить захотел? Так ты лучше на носу себе заруби. Ничего у тебя не получится! Ты меня понял?! Ещё хоть раз позвонишь, я тебя найду и точно бошку сверну!

Домой я возвращался точно оплёванный. Меня обидели в очередной раз, когда я действительно по-настоящему помог человеку. Нет, ну что ему было трудно просто сказать «спасибо»? И всё, и повесить трубку.

Потом я расскажу об этом случае моему духовнику отцу Павлу, и он скажет:

Обидно? Я понимаю, ты сделал доброе дело и ждал похвалы, а вместо этого тебя обругали. Ты читаешь Евангелие. Вспомни, как много доброго сделал Христос, и что в ответ? Правильно, люди Его убили. И ладно, если бы Господь не догадывался о том, что Ему грозит. Нет, Он знал что убьют, но продолжал делать.

Так что тебе ещё повезло, тебя только обругали. А на будущее имей в виду, христианство, несмотря на то, что мы постоянно говорим о смирении, всегда наступательно. Мы действуем на опережение. Пускай тот человек, что сегодня считает тебя своим врагом и относится к тебе с явным предубеждением, почувствует на себе твою бескорыстную любовь. И неважно, обругает он тебя сразу после того, как ты ему поможешь, или промолчит. Годы пройдут, может, и он поймёт, что ему или его близкому помогли просто потому, что он человек. Он не поймёт, сын поймёт, или внук. И сам станет человеком, способным на добро. Миру как воздух нужны добрые дела.

Уже десять лет как ушёл в вечность мой дорогой отец Павел, а я сам, став священником, пытаюсь продолжать его дело. Я улыбаюсь, вспоминая те мои первые неофитские, но такие искренние и наивные попытки сделать кому-нибудь что-нибудь доброе. Со временем я понял, что нам не нужно специально искать добрых дел, а просто жить этим, и раздавать добро так же естественно как есть хлеб и дышать воздухом. Делать и не задумываться о том, что ты совершаешь что-то большое и необычное. Так живут святые.

Часто вспоминаю Фёдора Петровича Гааза. Человека удивительной судьбы. Немец, католик, заработавший огромное состояние в России, потом всё это состояние спустил на русских же каторжников. Будучи доктором, он еженедельно осматривал арестованных и отправлял людей на этап. Наверно, не сразу созрело в его душе желание помогать преступникам, облегчить их участь. Когда это произошло, кто теперь скажет? Но не было в Москве такого кандального этапа, что отправлялся бы в далёкую Сибирь по знаменитой Владимирской дороге, и который бы не проводил доктор Гааз.

Он не просто их провожал, он осматривал людей, ходатайствовал за больных, искал возможность заступиться за невинных. На свои деньги заказывал для каторжан книжечки с христианскими поучениями, привозил сладости и фрукты. Каждый должен был получить из рук «святого доктора», так называли его сами кандальники, яблочко, печеньку или апельсин.

«Кто её там, в Сибири, пожалеет и подаст конфетку? Так я это сейчас сделаю».

В каждые руки гривенник или пятиалтынный, кому-то обувь, кому-то одежду, и всем - надежду на Божию милость.

Сперва Фёдор Петрович потратил на заключённых всё своё состояние. Будучи статским генералом, он был принимаем в домах московской знати. Все знали, придёт Гааз и станет просить пожертвования на заключённых. Потому в ожидании его прихода гости и их хозяева заранее собирали продукты и деньги, чтобы передать их сердобольному доктору.

Двадцать семь лет каждый понедельник в любую погоду отправлялся Фёдор Петрович провожать в дорогу очередной этап отверженных. Он экономил на всём, перешивал и донашивал свою старую одежду, ходил пешком, отказываясь от извозчиков.

Когда он умер, в его конторке нашли что-то около двадцати копеек денег и потому хоронили за казённый счёт. По благословению святителя Филарета Московского в последний путь доктора Гааза провожало почти всё московское православное духовенство, а за его гробом, в соответствии с полицейской справкой, шло около двадцати тысяч человек.

За несколько лет до кончины доктора Гааза Москва прощалась с великим . Тогдашние журналисты задавались вопросом, найдётся ли ещё человек, которого так будет оплакивать Россия. Оказалось, что Гааза любили больше.

После похорон тёти Гали прошла неделя, а я уж про неё и забыл. Как забываешь о множестве мимолётных встреч, случайных разговорах ни о чём. Да и потом, я не помню эту тётю Галю, хотя мы и жили с ней в одном доме. Вот Серёгу-инвалида помню. Его лоджия выходит прямо на пешеходную дорожку. Кто бы ни шёл, обязательно мимо пройдёт, а Серёга, как непременное дополнение к своей лоджии постоянно свешивался через перила и болтал с прохожими. Частенько он с кем-нибудь распивал, а завидев меня, бурно приветствовал и поздравлял с праздником.

Сегодня лоджия постоянно закрыта, на углу никто больше не распивает и не ведёт бурных споров о достоинствах «Зенита» или «Спартака». Соседям стало спокойнее. Только и меня на этом углу больше никто не поздравляет с праздником. Теперь уже я, всякий раз проходя мимо лоджии, произношу одну и ту же фразу:

С праздником тебя, Серёжа! И ещё, Царство тебе Небесное и вечный покой.

А тётю Галю, нет, не помню.

Подхожу к своему дому и вижу, как из окна квартиры на третьем этаже ребята-гастарбайтеры бросают вниз, прямо в палисадник чью-то старую мебель и прочий домашний скарб.

Внизу возле дома меня окликнул знакомый работник из местной хозбригады:

Батюшка, ты там повнимательнее!

А чем это вы тут занимаетесь?

Да, вот, алкашка одна преставилась. Квартирка освободилась, велено очистить от хлама.

А наследников, что же, никого не нашлось?

Говорят, одинокая была. Потому и не приватизировала. Но я тебе скажу, хозяйка хоть и выпивала, а квартирка ничего, чистенькая.

Я догадался, ага, так это же он про тётю Галю. И подумал, вот и закономерный финал. Закончилась человеческая жизнь, и теперь в огонь отправится всё, что было с ней связано. Я увидел рассыпавшиеся фотографии, пачку старых писем, перевязанных верёвочкой. Может, ещё мамины? У меня дома тоже такая же. Поднять? Но кому интересны чужие письма? А вот душа, куда пойдёт её душа?

Говорят, будто она была неплохим человеком и делала много доброго. Так что же, неужели от этих дел ничего не останется? И тут замечаю, среди мусора валяется икона. Кричу:

Эй, там наверху, погодите кидать!

Поднимаю икону с земли, отираю от пыли. Спаситель. И поражаюсь, какой хороший образ. Немалых денег стоит. Сохранила, не пропила. Получается, Он ей был нужен? Молилась?

Я заберу, можно?

Вот басурманы, икону выбросили, - посетовал мой знакомый. - Бери что хочешь, батюшка, всё одно жечь.

Я прижимаю образ к груди и поднимаюсь к себе. У меня отличное настроение, я вдруг почувствовал, что мы с этой тётей Галей не чужие друг другу. Завтра же подарю эту икону кому-нибудь из наших, пускай поминают. И ещё, нужно узнать, где её могилка, обязательно пойти и отпеть.

Поделиться: