Теория множественных интеллектов ховарда гарднера. Виды интеллекта

Последнее обновление: 08/11/2014

Когда Вы слышите слово «интеллект», наверняка Вам на ум сразу приходит мысль о тесте IQ. Интеллект часто определяют как наш интеллектуальный потенциал; то, с чем мы рождаемся; то, что можно измерить, но очень трудно изменить. В последнее время, однако, появились и другие взгляды на интеллект. Одной из таких концепций является теория множественного интеллекта, предложенная психологом Говардом Гарднером. Эта теория предполагает, что традиционные психометрические виды интеллекта слишком ограничены. Сначала Гарднер изложил свою теорию в книге «Структура разума. Теория множественного интеллекта», которая вышла в 1983 году. В ней он высказал предположение о том, что у людей встречаются различные виды интеллекта. Гарднер предложил, что их восемь и что, возможно, существует ещё и девятый - известный как «экзистенциальный интеллект» (он охватывает качества, характерные для всех выделенных им ранее интеллектов).
Стараясь охватить весь спектр способностей и талантов, которыми обладают люди, Гарднер предположил, что люди не имеют только интеллектуальный потенциал, но много различных интеллектов - в том числе музыкальный, межличностный, пространственно-зрительный и вербальный.
Человек может быть особенно способным в одной конкретной области, например, музыке, но нельзя при этом забывать, при этом обладает целым спектром способностей. Теория Гарднера подвергается критике со стороны как психологов, так и педагогов. Критики утверждают, что определение интеллекта, которое даёт Гарднер, является слишком широким, и что его восемь различных «интеллектов» просто представляют таланты, черты личности и способности. Теория Гарднера страдает и от недостатка исследований, подтверждающих её.
Несмотря на это, теория множественного интеллекта пользуется значительной популярностью у педагогов. Многие учителя используют теорию множественного интеллекта в своей философии преподавания и работают над интеграцией теории Гарднера с конкретными подходами к обучению.

Пространственный интеллект

К сильным сторонам обладающего им человека можно причислить отличное визуальное и пространственное восприятие.
Такие люди визуализируют окружающий их мир. У них не возникает проблем с ориентированием в незнакомом городе, чтением карт, схем, обработкой видео и фотографий.
Обладатели пространственного интеллекта:

  • любят читать и писать;
  • без труда решают головоломки;
  • легко интерпретируют изображения, графики и диаграммы;
  • любят рисунок, живопись и изобразительное искусство.

Чаще всего такие люди становятся архитекторами, художниками, инженерами.

Вербальный интеллект

Сильные стороны: языки, речь и письмо. Люди с вербальным интеллектом могут довольно ловко управляться со словами, причём как устно, так и письменно. Эти люди, как правило, очень хорошо пишут, кроме того:

  • хорошо запоминают письменную и устную информацию;
  • любят читать;
  • хороши в обсуждении или произнесении убедительных речей;
  • способны доходчиво объяснять;
  • часто прибегают у юмору, рассказывая истории.

Эти люди - потенциальные писатели, журналисты, юристы и учителя.

Логико-математический интеллект

Сильные стороны: анализ проблем и математические операции. Люди, обладающие логико-математическим интеллектом, отлично умеют рассуждать, распознавать образы и логически анализировать проблемы. Эти люди склонны думать концептуально о числах, отношениях и моделях.
Обладатели логико-математического интеллекта обычно:

  • имеют отличные навыки решения проблем;
  • любят размышлять над абстрактными идеями и понятиями;
  • любят проводить научные эксперименты;
  • способны проводить сложные вычисления.

Потенциальные профессии для таких людей - учёный, математик, программист, инженер, бухгалтер.

Телесно-кинестетический интеллект

Сильные стороны: физическая активность, контроль движений. Те, кто обладает телесно-кинестетическим интеллектом, способны хорошо двигаться и контролировать свои движения. Такие люди, как правило, имеют отличную координацию рук и глаз, а также очень ловки.
Обладатели телесно-кинестетического интеллекта:

  • хорошо танцуют и любят спорт;
  • с наслаждением создают вещи своими руками;
  • запоминают, делая, а не при помощи слуха или зрения (моторная память).

Такие люди вполне могут становиться танцорами, строитель, скульпторами, актёрами.

Музыкальный интеллект

Сильные стороны: ритм и музыка. Люди, у которых развит музыкальный интеллект, хорошо распознают ритмы и звуки. Они очень любят музыку и зачастую хорошо ещё исполняют.
Для людей с музыкальным интеллектом характерно то, что они:

  • наслаждаются пением и игрой на музыкальных инструментах;
  • легко распознают музыкальные мотивы и тона;
  • хорошо запоминают песни и мелодии;
  • хорошо понимают музыкальные структуры, ритм и ноты.

Такие люди чаще всего становятся музыкантами, композиторами, певцами, учителями музыки, дирижёрами.

Межличностный интеллект

Сильные стороны: понимание и взаимоотношений с другими людьми. Те, у кого имеется межличностный интеллект, хорошо понимают других людей и взаимодействуют с ними. Эти люди способны правильно оценить эмоции, мотивы, желания и намерения окружающих.
Люди с межличностным интеллектом:

  • коммуникабельны;
  • способны общаться как вербально, так и невербально;
  • способны рассматривать ситуации с разных точек зрения;
  • формируют позитивные отношения с другими людьми;
  • способны участвовать в урегулировании конфликтов в группах.

Чаще всего человека с межличностным интеллектом ждут: карьера психолога, консультанта; работа в сфере продаж; политика и философия.

Внутриличностный интеллект

Сильные стороны: самоанализ и рефлексия. Обладатели внутриличностного интеллекта хорошо осознают своё собственное эмоциональное состояние, свои чувства и мотивы. Они, как правило, пользуются рефлексией и анализом, они мечтательны, они готовы исследовать отношения с другими людьми и способны правильно оценивать свои сильные стороны. Такие люди обычно:

  • хорошо знают свои сильные и слабые стороны;
  • любят анализировать теории и идеи;
  • хорошо осознают самих себя;
  • понимают основу собственных мотивов и чувств.

Среди них чаще всего встречаются философы, писатели, теоретики, учёные.

Натуралистический интеллект

Сильные стороны: нахождение общего языка с природой.
Натуралистический интеллект - последнее дополнение к теории Гарднера. Его появление было встречено с ещё большим сопротивлением, чем оригинальные семь интеллектов. Согласно Гарднеру, люди с натуралистическим интеллектом стремятся к гармонии с природой и проявляют интерес к исследованию окружающей среды и изучению других видов. Эти люди, как считается, хорошо чувствуют даже небольшие изменения в среде.
Обладатели натуралистического интеллекта:

  • интересуются такими предметами, как ботаника, биология и зоология;
  • легко справляются с классификацией и каталогизацией информации;
  • наслаждаются кемпингом, садоводством, походами и проведением исследований на открытом воздухе;
  • не любят ничего, что не имеет никакого отношения к природе.

Естественно, такие люди становятся биологами, защитниками окружающей природы, садовниками или фермерами.


Есть что сказать? Оставть комментарий!.

Люди давно начали задумываться над вопросом, почему у одних легко получается решать сложные математические задачи или писать сочинения, стихи, музыку, а другие должны приложить для этого максимум усилий, и результат не всегда будет высоким. Почему одни могут нарисовать прекрасный пейзаж или портрет, а решить задачу по физике они не в силах.

Способности человека определяет его интеллект. Это не одно понятие, оно бывает нескольких типов. В психологии выделяют 9 разновидностей, которые имеют свои особенности характера, предрасположенность к наукам.

Теория Гарднера

В 1994 году психолог Ховарт Гарднер создал теорию множественного интеллекта. Она стала альтернативой классическому взгляду на природу интеллекта, как способность индивидуума к логическому мышлению.

Гарднер считал, что именно множественный характер интеллекта позволяет отдельному человеку выбирать себе профессию или хобби, к которым у него наиболее выраженная предрасположенность.

Психолог охарактеризовал интеллект не как определенное устройство, которое находится в голове, а как потенциал, который позволяет человеку использовать все свои способности в определенной ситуации.

Гарднер выделяет 7 типов интеллекта в психологии, которые не зависят один от другого и могут существовать как отдельные системы со своими правилами. Со временем теория была интерпретирована, доработана и добавились еще несколько типов.

Выделяют:

  • природный (натуралистический);
  • музыкальный;
  • логико-математический;
  • экзистенциальный (философский);
  • кинестетический (телесный);
  • межличностный (социальный);
  • пространственный (образный);
  • лингвистический (вербальный);
  • личностный (внутренний).

Теория Гарднера позволила по-новому взглянуть на понятие таланта, способностей и ума. Психолог утверждал, что у разных людей разный тип интеллекта. Поэтому если в школе одни ученики имеют склонность к точным наукам и считаются умными, а те, кто легко находит общий язык с другими детьми считаются болтунами и бездельниками, то это неправильно. Разные типы интеллекта востребованы в разных профессиях.

Такой тип определяет способность человека взаимодействовать с природой: чувствовать животный и растительный мир. Человек замечает все, что находится вокруг него. Ему интересно исследовать растения, изучать животных, их повадки, классифицировать виды, следить за погодой, коллекционировать бабочек или минералы.

Человек с природным интеллектом любит природу, отдых на свежем воздухе. Для него нет лучшего отдыха, чем поехать в лес, на озеро или пойти в горы. Такая способность нашими предками считалась даром. Им обладали великие охотники, собиратели ягод и грибов.

Несмотря на то, что такая способность отходит в прошлое, в связи с развитием техники, которая прочно вошла в жизнь, люди найдут себя в таких профессиях как:

  • животноводство;
  • ботаника;
  • садоводство;
  • астрономия;
  • химия;
  • поварское дело;
  • агрономия;
  • археолог.

Раньше такой тип интеллекта был невероятно востребован. Ведь наши предки тесно взаимодействовали с природой: собирали травы, фрукты, охотились. Этот дар считался невероятно полезным, а его владелец получал уважение.

У человека с музыкальным интеллектом развит слух, чувство ритма. Он легко улавливает и различает музыкальные тональности, мелодии. Он может легко почувствовать фальшивую ноту, на слух подобрать аккорды песни.

Он обожает музыку, изучает разные стили, ему нравится играть на музыкальных инструментах, ведь это дается легко. Талант проявляется в сочинении песен и стихов, игре на музыкальных инструментах, пении. Такие люди легко импровизируют, становятся душой компании.

Музыкальный интеллект проявляется раньше других. Младенцы начинают реагировать на песни, двигаться в ритме до того, как начинают ходить и говорить. Редко, но встречаются настоящие гении, как Йо-Йо Ма, который первый раз выступил с концертом в возрасте 6 лет.

Профессии:

  • дирижер;
  • композитор;
  • песец;
  • музыкант;
  • диджей;
  • режиссер;
  • музыкальный продюсер.

Если личность обладает не только музыкальным, но и математическим типом способностей, то можно легко стать барабанщиком. Ведь он должен не только чувствовать ритм, но и уметь быстро считать.

Логико-математический

Люди с такими способностями легко понимают все задачи, связанные с цифрами и математическими понятиями. Они найдут себя в математике, информатике или логистике. Такие способности позволяют с легкостью решать сложные задачи, проводить вычисления, даже с большим количеством данных. Эти способности подходят и детективам.

Человек с логическим мышлением больше любит цифры, чем живое общение с другими людьми, поэтому он малообщительный. Для него представляют интерес решения логических задач, головоломок, уравнений. Многие становятся программистами.

Люди с логико-математическим типом интеллекта характеризуется быстрым распознанием связей между двумя объектами, последовательными рассуждениями, замечанием малейших деталей. Подходящие профессии:

  • математик;
  • детектив;
  • композитор;
  • экономист;
  • дирижер;
  • физик;
  • инженер;
  • финансист;
  • аналитик.

Экзистенциальный (философский)

Считается одним из самых сложных типов мышления. Люди с такими способностями характеризуются интересом к глобальным вопросам, которые касаются сущности человека, смысла его существования. Такие индивидуумы могут выдвинуть новую теорию о жизни и смерти, о возникновении разума, зарождении вселенной.

Проявлениями служат духовные практики и религиозные убеждения. Философский интеллект присущ всем людям в той или иной степени. Ведь все задаются вопросом о собственном предназначении, смысле жизни, почему иногда случается плохое, о карме. Но именно для экзистенциального мышления характерны глобальные вопросы: существует ли Бог, где зародилась жизнь, что будет после смерти.

Для таких людей идеально подойдет профессия:

  • политика;
  • психолога;
  • философа;
  • историка;
  • археолога;
  • писателя.

Человек с таким мышлением много спорит и рассуждает. Он ищет ответы на вопросы о смысле жизни, изучает других людей, их характеры. Увлекается различными теориями.

Кинестетический (телесный)

Люди с таким типом мышления ощущают мир телом и могут обучаться с его помощью. Оно помогает им выразить свои мысли или отношение к предмету. Индивидуумы с кинестетическим интеллектом много двигаются, занимаются спортом, танцами, единоборствами. Они не могут сидеть на месте длительное время, им постоянно нужно что-то делать.

Прекрасно чувствуют пространство и предметы вокруг себя, ощущают время. Выделяются великолепной физической формой, активно используют пространственное мышление.

Лучшие профессии:

  • спортсмен;
  • врач-хирург;
  • хореограф;
  • танцор;
  • дирижер;
  • военный;
  • артист.

Такие люди особенно ценились в Древнем Риме и Греции, где боготворили прекрасное спортивное тело. Считалось, что здоровое тело — залог здорового ума.

Межличностный (социальный)

Это довольно интересный тип мышления. Те, у кого хорошо развит межличностный интеллект, способны легко чувствовать других людей, им подвластна высокая степень эмпатии. Для них характерно легко сходиться с новыми людьми, уметь увлечь буквально с первого слова. Используют разные способы общения: вербальные и невербальные.

Легко ощущают настроение собеседника, поэтому с ними просто и приятно общаться. Часто становятся лидерами в компании, ведь могут понимать окружающих, помогают и всегда поддерживают других.

Им нравится находиться среди других людей, работать с ними, учится, постоянно контактировать. Они легко понимают настроение собеседника, его потребности, желания. Могут объяснить поведение друзей и знакомых. Отличаются добрым сердцем, часто помогают другим. Умеют контролировать собственные эмоции.

Подходящие профессии:

  • учитель или воспитатель;
  • психолог;
  • артист;
  • HR-специалист;
  • социальный работник.

Пространственный (образный)

Человек мыслит и запоминает картинку. У таких людей великолепная зрительная память на лица, места, предметы. Они могут воспроизвести у себя в мыслях даже страницу книги с расположенными внутри картинками и абзацами. Они хорошо запоминают то, что выучили, но если материал подается устно, то практически сразу стирается из памяти.

Замечают те детали, на которые обычно никто не обращает внимания. Могут легко чувствовать предметы в пространстве. Например, сделать перестановку комнаты в мыслях, или набросок картины. Просто находят дорогу даже в незнакомом городе. У таких людей прекрасно развит внутренний мир, поэтому они часто занимаются разными видами искусства.

Оперируют мыслительными процессами в 3 измерениях. Даже единожды побывав в помещении, запоминают обстановку.

Ребенок с пространственным мышлением очень любит собирать паззлы, проходить разные лабиринты и путаницы. У него прекрасно развито воображение.

Самые подходящие профессии для образного типа личности:

  • архитекторы;
  • летчики;
  • скульпторы;
  • военные;
  • художники;
  • моряки;
  • водители;
  • инженеры;
  • строители.

Лингвистический (вербальный)

Человек очень правильно и грамотно выражает собственные мысли, преобразовывает сложные словесные конструкции. Он любит общаться и умеет это делать так, что другие застывают с открытым ртом, слушая его истории. Постоянно делится собственными размышлениями, впечатлениями. Может легко убедить другого человека, приведя толковые факты. Он может вести за собой, стать лидером, учителем и другом.

Индивидуумы с лингвистическим интеллектом характеризуются умением общаться с другими людьми не только при личной встрече, но и на бумаге. Поэтому вербальный тип мышления присущ журналистам, писателям, политикам. Такие люди могут убедить участвовать в акциях, разработках, уболтают клиента сделать покупку в его магазине.

Такой тип интеллекта подходит для профессий:

  • журналист;
  • писатель;
  • копирайтер;
  • преподаватель;
  • историк;
  • аналитик;
  • переводчик;
  • актер;
  • оратор.

Даже люди, у которых «дислексия», с вербальным мышлением могут стать актерами, артистами, ораторами или комиками. Как Кира Найтли, Том Круз, Джон Леннон и многие другие.


Известную методику разработал опытный американский психолог, невролог Говард Гарднер. Он первым ввел в медико-психологическую терминологию понятие множественного интеллекта. Такая теория, основанная на многолетних исследованиях мозга большого количества людей разного уровня развития (одаренных, с умственной отсталостью, различными заболеваниями нейрогенного происхождения и т.д.), позволила опровергнуть существовавшее понятие о моноинтеллекте.

Множественный интеллект - основа теории развития детей:

В результате длительного изучения работы мозга Говард Гарднер сделал вывод, что у человека не один-единственный интеллект, а несколько. Каждый из отдельных интеллектов "располагается" в различных частях головного мозга. Их развитие зависит от условий, которые были созданы ребенку для этого.
У каждого ребенка свое уникальное сочетание "интеллектов". Способности, навыки, таланты человека определяются уровнем и степенью развития того или иного интеллекта (или нескольких одновременно). Этим и объясняется то, что у одних малышей больше выражены склонности к логике и математике, у других - к природе, у третьих - к искусству и творчеству.
Используя эту уникальную теорию, можно и нужно построить обучение и развитие ребенка таким образом, чтобы обеспечить гармоничный и индивидуальный подход к каждому. Ведь задания и упражнения для малышей с разным сочетанием видов интеллектов по Гарднеру будут существенно отличаться.

Роль родителей и педагогов:

Индивидуализация процесса обучения издавна была одной из распространенных проблем в педагогике. С появлением теории Говарда Гарднера многие воспитатели, учителя и родители задумались над тем, что подходы к обучению и развитию разных детей должны существенно отличаться. Учитывая их интеллектуальные профили, которые образуются в результате большего развития мини-интеллектов определенных участков головного мозга, родители, а позднее и преподаватели должны обязательно это учитывать, создавая определенные условия для развития этих способностей. Таким образом и будет обеспечиваться такой сложный, но вполне реальный индивидуальный подход к воспитанию и развитию каждого отдельного уникального ребенка.
С появлением теории множественных интеллектов Говарда Гарднера полностью пошатнулась психолого-педагогическая теория, когда единственный интеллект можно было однозначно измерить с помощью простого теста IQ. Воспитание и развитие всех детей по одной строгой утвержденной программе уже принято считать нерациональным и неправильным. Это нарушает естественные процессы работы головного мозга каждой отдельно взятой уникальной личности ребенка.

Отличия между детьми во многом объясняются тем, в каком процентом соотношении у них развиты типы интеллектов. От этого будет зависеть и их профессия в будущем, склонности и успехи в определенных видах деятельности. Задача педагогов и родителей - способствовать максимальному раскрытию таланта малыша и развивать его в дальнейшем именно теми способами, которые наиболее подходят отдельному ребенку, учитывая особенности его интеллектов по Гарднеру. Индивидуальная программа обучения и подобранные способы обучения с учетом наиболее развитых способов восприятия информации ребенком - основа теории множественного интеллекта Говарда Гарднера.

Сущность теории множественного интеллекта Говарда Гарднера:

Говард Гарднер доказал, что у каждого человека с рождения имеется девять типов интеллекта.

При изучении типов интеллекта, которыми наделен каждый отдельный ребенок, важно понимать, что у каждого человека имеются все девять разновидностей. Они имеют огромное количество проявлений. Никогда не стоит вешать на ребенка ярлык по принципу того, что он обладает только ограниченными способностями. Важно, обеспечивая индивидуальный подход к развитию и обучению ребенка, создавать такие условия, в которых он смог бы проявить множество своих сторон и интересов.

Немного о каждом типе интеллекта:

Вербально-лингвистический

К проявлениям этого типа интеллекта можно отнести умелое использование слов в различных формах (устной, письменной). Такие дети с удовольствием рассказывают стихотворения на публике, поют, много общаются, любят чтение (как правило, такие малыши быстро и рано учатся читать и писать), письмо. Они с восторгом рассказывают обо всем, любят словесные игры, участвуют в театральных постановках. Дети с проявлениями вербально-лингвистического интеллекта легко обучаются различным языкам, как иностранным, так и родным. Если достаточно внимания уделять развитию этого типа интеллекта, то в будущем ребенок может стать успешным политиком, журналистом, оратором, учителем, писателем, лингвистом.

Визуально-пространственный

Такие дети обладают способностями к образному мышлению. Они могут представлять и изображать образы. У детей с развитым визуально-пространственным интеллектом активно задействовано сенсомоторное восприятие окружающего мира. То, что они представляют в своем воображении, переносится на реально создаваемые объекты и изделия. Для людей с выраженным пространственным типом интеллекта характерно великолепное ощущение форм. Зрительное восприятие в комплексе с определенными знаниями, навыками, эмоциями способствует созданию нового видения привычных образов. Дети с развитым визуальным интеллектом тонко чувствуют цвета, линии и взаимосвязи, существующие между объектами. При создании правильных условий для развития таких малышей, они в будущем обязательно проявят себя в роли талантливых инженеров, проектировщиков, дизайнеров, художников, скульпторов и даже шахматистов.

Музыкальный интеллект (в некоторых источниках его называют музыкально-ритмическим)

Дети с развитым музыкальным интеллектом прекрасно воспринимают звук и эмоционально реагируют на него. Создавая условия для занятий музыкой и игры на музыкальных инструментах, родители будут способствовать эффективному развитию музыкального интеллекта у ребенка. Малыши с более выраженным этим типом интеллекта способны достаточно точно повторять и воспроизводить звуки и музыкальные произведения, им с легкостью дается осваивание игры на инструментах. Из таких детей получатся талантливые композиторы, музыканты, преподаватели музыки, вокальные исполнители.

Кинестатический интеллект

Дети с развитым кинестатическим интеллектом отличаются прекрасным ощущением своего тела и способностью контролировать движения, а также танцевать, бегать, прыгать, жестикулировать, управлять предметами. У детей с выраженным кинестатическим интеллектом хорошо развиты такие физические качества, как координация движений, баланс, ловкость, сила, гибкость. Эффективное развитие этих способностей и талантов позволит вашему ребенку в будущем стать профессиональным спортсменом, практикующим хирургом, иллюзионистом-фокусником, танцором.

Логико-математический интеллект

О развитом логико-математическом интеллекте свидетельствует способность ребенка делать умозаключения, варьировать абстрактными понятиями, решать головоломки, понимать взаимосвязи между предметами и явлениями (причинно-следственные связи), любовь к экспериментам, подсчетам. Этот интеллект включает способность классифицировать, прогнозировать, размышлять критически и рассуждать на разные темы. Такие дети могут размышлять, как маленькие профессора или ученые. Они очень любознательны и всегда хотят докопаться до истины. Такие дети успешно реализуют себя в таких профессиях, как математик, физик, врач, программист, ученый.

Межличностный интеллект

К проявлениям этого интеллекта относятся способности чувствовать настроение, интересы и ощущения людей. Такие дети тонко воспринимают выражения лица, тембр и тон голоса, жесты. Также они чутко реагируют на эти "сигналы" и стремятся помочь собеседнику. Межличностный интеллект включает в себя навыки невербальной (без слов) и вербальной (словами) коммуникации. Дети с выраженным межличностным интеллектом прекрасно чувствуют себя в совместных играх, часто являются инициаторами. Они могут сглаживать назревающие конфликты или разрешать уже сложившиеся. Малыши умеют договариваться, управлять другими, мотивировать их для достижения поставленных целей. Из таких детей вырастают талантливые психологи, общественные деятели, бизнесмены, работники сферы обслуживания и продаж. У любого лидера и руководителя должны быть ярко выражены проявления межличностного интеллекта.

Внутриличностный интеллект

Дети с выраженным внутриличностным интеллектом обладают прекрасной способностью видеть себя, свои преимущества и недостатки. Они четко оценивают свое настроение, эмоции, желания и намерения. Малыши, у которых развит этот тип интеллекта, отличаются способностью к самодисциплине и самооценке. Такие дети даже в самом раннем возрасте легко отличают чувство удовольствия от боли. Основываясь на этом, принимают дальнейшее самостоятельное решение об участии в сложившейся ситуации. Чтобы стать в будущем хорошим учителем, философом, успешным бизнесменом, психологом или человеком интеллектуального труда, необходимо с детства развивать внутриличностый интеллект.

Натуралистический интеллект

У таких детей ощущается сильная тяга к природе. Они учатся с ее помощью, получают огромное удовольствие от любых действий, в которых задействована природа (наблюдение за птицами, коллекционирование насекомых, изучение растений, уход за животными). Малыши с выраженным натуралистическим интеллектом любят ходить в походы, ездить в горы, работать на приусадебном участке. Они с детства интересуются экологией, животными и растениями. Для этих детей очень важно, чтобы процесс обучения как можно чаще проходил на открытом пространстве, а не в помещении. Малыши с выраженным натуралистическим интеллектом могут стать метеорологами, химиками, физиками, археологами, путешественниками, биологами.

Экзистенциальный интеллект

К проявлениям этого интеллекта относят способности философствовать и медитировать (в более старшем возрасте). Такие малыши интересуются историей, религией, любят много говорить о насущных "жизненных" вопросах. Дети с этими особенностями в будущем станут успешными журналистами, а также аналитиками, экспертами, философами, общественными деятелями.

Как применить теорию к отдельному ребенку:

На самом деле в существующей системе образования очень сложно найти место для внедрения системы и теории Говарда Гарднера. Все дело в том, что разработанные и утвержденные соответствующими органами общеразвивающие программы не могут быть личностно-ориентированными. В них обучение всех без исключения детей происходит по шаблону, не учитывая индивидуальных особенностей и более развитых способов восприятия новой информации.
По мнению автора теории, основной принцип - образовательный процесс должен строиться так, чтобы дать возможность детям приобрести опыт и навыки с привлечением различных типов интеллекта. Сложность заключается в том, что учителю очень сложно во время проведения урока помнить и учитывать одновременно разные стили обучения, а также слабые и сильные стороны учеников.

В групповых занятиях чаще всего используется вербально-лингвистический тип интеллекта. Такие обучающие приемы, как лекции, написание на доске, письменные работы, конспектирование очень важны. Тем более, что они широко применяются в системе образования, особенно по мере взросления учеников. Задача образовательных заведений - это сочетание и интеграция вербально-лингвистического интеллекта с другими типами. Так вы будете открывать для учеников новые и эффективные способы обучения и получения опыта. Важно с раннего возраста объяснить малышам, что они могут выявить свои способности различными методами, в различных видах деятельности. А в дальнейшем создаются все необходимые условия для обучения с акцентом на сильные стороны и выявленные интересы детей.
Очень широко теория Гарднера внедряется в различных учебно-воспитательных центрах развития детей, которые в настоящее время открываются все чаще. Там это сделать достаточно просто, поскольку имеется более серьезная материальная база, а также количество учащихся в группе небольшое. Это и дает широкие возможности для реализации индивидуально-ориентированного подхода к развитию.

Способов воплощения теории множественного интеллекта Говарда Гарднера существует несколько:

Групповые проекты. Формируются небольшие группы, в которых дети выполняют специальные занятия или совместно работают над определенным проектом;
- Индивидуальные проекты. Предлагаемое задание должно позволить исследовать и развивать способности отдельного ребенка так, как ему удобно;
- Создание групп по типам интеллекта (центр творчества, математики, письма и т.д.). Основное назначение таких групп - это выявление и развитие обнаруженных способностей. Также обучение в таких центрах очень полезно, когда происходит знакомство малышей с разными видами способностей;
- Нестандартное планирование изучения определенной темы.

Основная цель обучения по теории Гарднера - дать ребенку возможность познавать мир, изучать предметы и явления тем способом, который ему наиболее близок, удобен. В таком методе познания малыш должен чувствовать себя комфортно. Один материал должен подаваться на занятиях различными способами, чтобы задействовать максимальное количество типов интеллекта.
Все центры, проводя обучение детей, базируются на общепринятых программах. Но они позволяют малышам выучить тему, опираясь на доминирующие типы интеллекта. Так, изучая историю египетских пирамид, одна группа может строить макеты пирамид, другая - ставить театральное представление на тему египетских фараонов и пирамид, третья - читать всем классом или группой книгу по истории древнеегипетских пирамид и т.д.
Важно, чтобы центры были оснащены соответствующим образом. В них должны быть все необходимые материалы для осуществления различных видов деятельности, приборы, мебель.

Говард Гарднер акцентирует внимание на то, что степень развития того или иного типа интеллекта зависит от частоты его использования в жизни. Чем чаще это происходит, тем больше возможностей формировать определенный тип интеллекта в будущем, тем лучше он будет развиваться. На самом деле, все типы интеллекта тесно связаны между собой. Развивая один, обязательно будут развиваться и другие смежные типы.
У среднестатистических детей прекрасно развито несколько типов интеллекта: есть несколько способностей, которые проявляются и развиваются с легкостью, другие проявляются, если приложить усилия, а одна или несколько - только при больших усилиях.
Чтобы определить процентное соотношение уровней развития определенных типов интеллекта, достаточно пройти несложный тест, который легко найти на просторах интернета. В результате вы увидите, какие способности и интересы выражены больше, а какие меньше.

Родители, заметив у ребенка склонность к какому-либо типу интеллекта, должны стараться развивать эти способности, а также выбрать подходящую методику для осуществления этого. Важно подобрать тот стиль обучения, который идеально подойдет именно вашему малышу. Тогда развитие ребенка будет максимально эффективным и радостным.

Нам всем хочется чувствовать себя умными. И какое же бывает разочарование, когда пройдя тест на уровень интеллекта, неожиданно получаешь не слишком высокий балл. А вы не задумывались о том, что интеллект бывает разный? Согласитесь, пытаться определить, у кого выше уровень умственных способностей – у физика-теоретика или у художника, - так же невозможно, как решить, что вкуснее – шашлык на углях или клубничное мороженое.

Само понятие «интеллект» стало популярным в начале XX века. Именно тогда же появились и первые тесты. И одновременно с этим многие психологи заговорили о невозможности сравнения людей исключительно количественным способом.

Интеллект – это совокупность качеств и свойств , определяющих способности к мыслительной деятельности. И как в любых других , недостаток одних качеств может компенсироваться высоким уровнем развития других. Например, в общении с людьми не очень хорошее развитие речи может компенсироваться умением слушать, способностью сопереживать, сочувствовать, готовностью помочь и т. д.

Умственные способности, как и любые другие, проявляются в . Нельзя , если он просто лежит на диване. Известный психолог Дж. Гилфорд выделяет более 100 первичных мыслительных способностей, связанных с разными аспектами деятельности человека. И те, что определяют высокий уровень интеллекта в одной области, совершенно не нужны в другой, поэтому и не развиваются, а их низкий уровень даже незаметен. Так, вербальные способности, необходимые для педагога или писателя, малозначимы для математика. Для него важнее умение оперировать цифрами и логическое мышление.

К тому же люди отличаются не только уровнем умственных способностей, но и характером . Мышление математика и художника разное, не хуже или лучше, а просто разное.

Есть еще и – совершено особый тип мыслительной активности, который считается высшим уровнем познавательных процессов и высоко ценится в любом виде деятельности. Но оно не вписывается ни в один тест интеллекта. Потому что тесты стандартизированы, а творческое мышление нестандартное, оригинальное, и человек, наделенный им, не может дать однозначного ответа на многие задания теста.

Виды интеллекта (по Г. Гарднеру)

Попытки составить классификацию интеллекта предпринимались с середины XX века, когда стало понятно, что умственные способности отличаются качественно, и нельзя стричь всех под одну гребенку. Классификаций много, но наибольшую популярность в психологии имеет теория Говарда Гарднера, который выделил 8 типов (или видов) интеллекта.

Логико-математический интеллект

Он связан с и математическими способностями. Именно логика долгое время считалась основой умственных способностей вообще, и она определяет различные качества интеллекта:

  • умение мыслить упорядоченно и выстраивать иерархические структуры понятий;
  • способность оперировать цифрами, давать количественную оценку явлений;
  • наличие дедуктивного и индуктивного мышления;
  • владение основными мыслительными операциями в рамках формальной логики: анализом, сравнением, обобщением, синтезом;
  • способность работать с базами данных, систематизировать и структурировать информацию;
  • понимание графиков, схем и таблиц.

Те, у кого высокий уровень логико-магического интеллекта, достигают успеха в точных науках, в конструкторском деле, там, где требуется абстрактное и логическое мышление. Большинство стандартных тестов интеллекта оценивают в основном именно способности к логике.

Вербально-лингвистический интеллект

Вербальные способности или умение понимать и передавать информацию в речевой форме играют огромную роль в жизни человека. И умственное развитие ребенка напрямую связано с овладением речью. Еще в XIX веке было замечено,что глухонемые люди, не обученные специальному языку, по уровню интеллекта соответствуют 3-4-летнему ребенку.

Лингвистический интеллект предполагает наличие следующих качеств:

  • способность к осмысленному восприятию и анализу звуков речи и их сочетаний;
  • умение составлять речевые сообщения в соответствии с нормами и требованиями языка;
  • владение письменной речью, умение писать связные, логичные тексты, в том числе литературного, публицистического и научного характера;
  • умение правильно строить свою речь в соответствии с конкретной ситуацией: соблюдать правила речевого этикета, вести беседу, диалог, монолог, дискуссию.

В той или иной степени вербальный интеллект есть у всех психически полноценных, здоровых людей. Однако уровень его может сильно отличаться в зависимости от активности центра речи в головном мозге, от вербальных способностей и от речевых навыков, приобретенных не только в детстве, но и в старшем возрасте. Лингвистический интеллект очень динамичен и хорошо развивается. Правда, если ребенок по каким-то причинам не получил элементарные речевые навыки до 3-4 лет, то впоследствии это плохо скажется не только на вербальном интеллекте, но и на общем уровне умственных способностей.

Визуально-пространственный интеллект

В широком понимании это способность ориентироваться в пространстве, воспринимать и оценивать форму и размеры окружающих предметов и их удаленность друг от друга. Но эта способность включает в себя еще один важный аспект – она предполагает развитие образного мышления и всего, что с этим связано:

  • умение создавать, фиксировать образы на уровне сознания и сохранять их в памяти;
  • развитое ;
  • способность воплощать образы в различных формах: рисунок, скульптура, конструирование, схема и т. д.

Этот вид интеллекта предполагает способность анализировать увиденное, делать выводы на основе именно визуальной информации. Если учесть, что в форме зрительных образов человек получает до 80 % всей информации из внешнего мира, то становится понятно, насколько важен этот тип интеллекта.

Натуралистический интеллект

Человек – часть физического мира. Его существование и благополучие во многом зависит от способности анализировать события, происходящие в этом мире. Умение быстро оценить обстановку, по мельчайшим признакам определять приближение природной катастрофы или стихийного бедствия, отличать съедобное от несъедобного, врага от добычи – все это натуралистический интеллект. И он сыграл огромную роль не только в адаптации, но и в эволюции человека.

В настоящее время высокий уровень натуралистического интеллекта обеспечивает успех не только в таких сферах, как сельское хозяйство, разведение животных и геология, но и, вообще в естественных науках: биологии, физике, химии и т. д.

Межличностный или интерперсональный интеллект

Мы являемся не только частью природного мира, но и часть социума. Поэтому наш успех и даже нередко само существование зависят от качества общения с другими людьми. Интерперсональный интеллект включает в себя следующие качества личности:

  • умение строить взаимодействие с другими людьми;
  • владение средствами вербальной и невербальной коммуникации;
  • умение правильно воспринимать и понимать другого человека (социальная перцепция);
  • способность работать в команде, подчиняться и руководить;
  • организаторские способности.

Уровень развития интерперсонального интеллекта во многом определяет статус человека в обществе, его качества лидера. От этого типа умственных способностей зависит, кем вы станете: ведущим или ведомым, сможете ли сделать карьеру в социальной сфере, например, в менеджменте, политике и т. д.

Внутриличностный (интраперсональный) интеллект

Этот вид умственных способностей связан с и включает в себя очень важные для человека качества:

  • способность погружаться в свой , анализировать свои чувства, мысли, поступки;
  • склонность к рефлексии как оценке своих поступков сквозь призму нравственных норм и традиций общества;
  • готовность к одиночеству и даже потребность в нем как в важном условии творчества и самосовершенствования;
  • умение формировать самооценку и ее адекватное восприятие, понимание своих сильных и слабых сторон, недостатков и достоинств.

Внутриличностный интеллект предполагает активность высшего уровня сознания, поэтому его иногда называют духовным. Возможно, сформировался этот вид мыслительных способностей на позднем этапе эволюции человека, и именно в нем личность проявляется как высшее духовное существо.

Музыкально-ритмический интеллект

Умственные способности человека предполагают умение анализировать не только звуки речи, но и звуки музыки, понимание мелодии и чувства ритма. Такому виду интеллекта, как музыкально-ритмический, обычно не придается серьезного значения. И действительно, без способности к глубокому анализу музыкального произведения вполне можно прожить и даже прослыть высокоинтеллектуальным человеком.

Однако есть люди, у которых в комплексе умственных способностей этот вид интеллекта занимает важное место. К ним относятся не только музыканты и певцы, но и актеры, педагоги, ораторы. Ведь способность воспринимать и передавать мелодию напрямую влияет на интонационность речи. Музыкальный интеллект включает в себя следующие качества:

  • способность к анализу музыки, в том числе мелодичности, ритма, тембра, темпа и т. д.;
  • умение воспроизводить мелодию на слух;
  • оценка эмоционального характера и интонационности музыки;
  • различение особенностей звучания разных музыкальных инструментов и различных тембров голоса (бас, баритон, сопрано, тенор и т. д.);
  • умение придавать речи яркую интонационную окраской.

Несмотря на кажущуюся малозначимость этого вида интеллекта, ученые доказали, что музыкальные способности у наших далеких предков сформировались раньше вербальных. И дело тут не только в понимании музыки, но и в том, что долгое время общение основывалось не на членораздельных звуках, а на музыкальной интонации, передающей разнообразные чувства и состояния.

Да и в настоящее время музыкально-ритмический интеллект необходим для придания речи выразительности, для умения использовать вокальные возможности голоса в вербальном общении: убеждать, уговаривать, восторгаться, возмущаться, сомневаться и т. д.

Кинестетический (тактильный или телесный) интеллект

Это познание и осмысление реальности через ощущения, прикосновения, движения. Необходимость чувствовать и понимать свое тело требуется не только в спорте, но и во многих видах предметной деятельности. Высокий уровень этого вида интеллекта проявляется в работе талантливых скульпторов, резчиков по дереву, виртуозных граверов и кузнецов. Без него не освоить привычных нам рукоделий, не научиться хорошо вязать и вышивать, работать с глиной или декоративным стеклом.

Когда человек сетует, что у него «руки не из того места растут», то он имеет в виду неразвитость кинестетического интеллекта. А формироваться эти умственные способности начинают в самом раннем детстве. Можно сказать, это первый вид интеллекта, который развивается у малышей. Поэтому детские психологи такое большое значение придают развитию мелкой моторики руки и вообще кожной чувствительности детей.

Эмоциональный интеллект

Виды интеллекта не ограничиваются классификаций Г. Гарднера, время от времени появляется описание еще одного вида. Это связано с многообразием проявлений умственных способностей человека. А может, мы продолжаем эволюционировать и постепенно обретаем все новые и новые способности? Так или иначе, но в последнее время все чаще говорят о таком виде интеллекта, как эмоциональный.

О важности этого вида интеллекта стали говорить сравнительно недавно – в конце XX века и тогда же начались его исследования в психологии. Эмоциональный интеллект можно определить как совокупность способностей человеку к эмоциональному познанию мира и других людей. Он включает в себя 3 аспекта:

  • Умение воспринимать окружающее через призму эмоций, давать эмоциональную оценку событиям и явлениям, поступкам и другим людям.
  • Способность понимать эмоциональное состояние других людей, анализировать его и строить свои отношения с окружающими на основании этого анализа. Проявляется эта сторона не только в понимании, но и в сочувствии, в эмпатии, то есть в способности переживать чужие эмоции.
  • Способность управлять своими эмоциональными состояниями, сочетание высокого уровня эмоциональности и высокого уровня рационального контроля.

Эмоциональный интеллект начинает формироваться очень рано. Совсем маленький ребенок в возрасте 6-8 месяцев уже способен понимать чувства взрослого и реагировать на улыбку улыбкой, а на нахмуренные брови слезами. Но до полноценного осмысления эмоций, а тем более до осознанного контроля их проявлений еще очень далеко. Этого уровня эмоционального интеллекта достигает не каждый взрослый.

Данный вид интеллект играет важную роль в жизни современного человека, он не только помогает строить отношения с окружающими, но и дает возможность избежать негативных последствий стресса, фрустрации и депрессионных состояний. Гармоничное сочетание эмоциональности и уравновешенности, экспрессивности и рациональности, умение регулировать сферу своих чувств – очень важные условия успеха в современном обществе. Поэтому многие психологические курсы предлагают программы по развитию эмоционального интеллекта.

Каждый из перечисленных видов интеллекта имеет свою специфику и требует особого подхода к процессу формирования. У каждого из них свои системы получения, обработки и хранения информации. Даже характер информации, с которой работает мышление в рамках того или иного интеллекта, совершено различный. Если говорить языком компьютерщиков, то у каждого интеллекта свои базы данных и операционная система.

Но это не мешает им гармонично сосуществовать в рамках одного сознания. Правда, высокий уровень развития всех видов интеллекта настолько большая редкость, что даже у гениев встречается не всегда.

Слово «интеллект» берет свое начало из латыни, где оно обозначало понимание или же познание.

Понятие «интеллект» и его свойства

Интеллектом называются способности отдельного человека узнавать что-то новое, учиться и развиваться, а также умение достигать поставленных целей, решая на своем пути проблемы. Каждый из видов интеллекта объединяет в себе все виды познания личности. К ним относятся:

  • Восприятие (целостная оценка каких-либо проявлений окружающего мира);
  • Память (запоминание, хранение и воспроизведение информацию);
  • Мышление (формирование представлений, понятий и суждений);
  • Ощущение (непосредственное воздействие раздражителя на органы чувств);
  • Воображение (создание образов, их контроль, формирование выводов).

Интеллект имеет множество определений, каждое из которых пытается полностью отобразить значение данного понятия. Академик Моисеев обозначил интеллект, как процесс анализа имеющихся ресурсов, исходя из которых выстраивается стратегия для достижения поставленной задачи.

Интеллект человека имеет несколько качеств или составляющих:

  • Желание узнавать что-то новое (любопытство);
  • Возможность отсеивать главное от несущественного (глубина разума);
  • Умение использовать полученные знания и опыт (подвижность разума);
  • Способность находить взаимосвязи, приходить к различным выводам по цепочке размышлений (логика);
  • Умение аргументировать (доказательность);
  • Способность адекватно оценивать себя и окружающий мир (критичность);
  • Умение оценивать проблему в целом (широта мышления).

Каждый из видов интеллекта базируется на этих свойствах, развитие которых и определяет уровень интеллекта отдельной личности. Множество игр, направленных на улучшение интеллекта можно найти на сайте Brain.apps в разделе «Игры на развитие мышления ».

Существует врожденное малоумие, которое подразумевает наличие недостаточного базового уровня интеллекта, превысить который человек не способен. Как показывает статистика, примерно десятая часть населения планеты обладает легкой степенью малоумия.

8 видов интеллекта

Теория о разделении интеллекта человека на несколько видов является вызовом известному во всем мире тесту на определение IQ. Согласно этому тестированию определяются количественные показатели уровня интеллекта. Теория о 8 видах интеллекта говорит о том, что каждый человек в той или иной мере развивает каждый из видов, что и формирует его способности к познанию.

Виды интеллекта согласно данной теории:

  • Пространственный. Отличная ориентировка в пространстве, как большого масштаба, так и маленького. Наиболее развит данный вид интеллекта у водителей различного транспорта, архитекторов, игроков в шахматы.
  • Телесно-кинестетический. Умение пользоваться собственным телом, что выражается в точности движений, балансе и т. д. Помимо танцоров, данный вид хорошо развит у всех представителей прикладных профессий.
  • Музыкальный. Данный вид интеллекта определяется высокой чувственностью к звукам в любых их проявлениях и ритму. Представителями являются певцы, игроки на различных инструментах.
  • Лингвистический. Развитое восприятие всего, что связано со словами, их пониманием, сочетанием. Этот вид наиболее доминирует у писателей, поэтов.
  • Логико-математический. Способность улавливать взаимосвязи между символами, фактами. Наиболее развит у ученых.
  • Межличностный. Умение взаимодействовать с окружающими людьми. Высокая способность понимать их, улавливать настроение, отношение, эмоции.
  • Внутриличностный. Способность правильно и четко понимать собственные чувства и эмоции, находить решения для успокоения.
  • Натуралистический. Умение разбираться в различиях природы, находить разницу между растениями и т. д.

Уровень развития каждого из видов интеллекта и их сочетание определяют способности человека к познанию того или иного объекта. Данная теория показывает, например, почему гениальные музыканты плохо усваивали школьную программу.

Поделиться: