Тайирбеков Н.Т., Романова Е.С. Роль религиозных праздников в духовно-нравственном воспитании личности. Праздник как феномен культуры

Отмечается знаменитый шотландский праздник Апхеллио в последний вторник января в городе Леруике на севере Шетландских островов. Это день, в который наряженные викингами участники с факелами в руках и звучными горнами ведут через город 30-ти футовый корабль с драконом на носу для последующего сожжения его на берегу моря.

Праздник посвящен викингам, которые высадились в 9-м веке на Шетландские острова, рядом с побережьем Шотландии, и это стало значительным событием в истории островов. Большой фестиваль огня считается одним из самых уникальных в мире.

Праздник Хадака Мацури - Япония

Это один из самых необычных и популярных праздников в Японии. В третью субботу февраля японские мужчины от 23 до 43 лет в городе ходят в одних набедренных повязках фундоси и пьют сакэ. По традиции таким образом они пытаются очистить себя от проблем и неприятностей. Запрещается раздеваться только мужчинам, имеющим татуировки на теле.

В Японии считается, что холод не только закаляет тело, но и очищает душу. Поэтому в холодном месяце феврале, разогреваясь бесплатным сакэ, толпа обнаженных мужчин идет к храму Сайдайдзи, где в кульминацию праздника они устраивают поединки и обливаются ледяной водой. В полночь жрецы храма бросают в толпу несколько священных амулетов синги, которые приносят большую удачу весь следующий год. Проводится праздник преимущественно в маленьких городах, а его история началась в Окаяме в VIII веке.

Фестиваль Джаз Фест - Новый Орлеан

Новый Орлеан считается мировой столицей джаза, и в конце апреля - начале мая здесь проходит один из крупнейших джазовых фестивалей мира – JazzFest. Исполнители джазовой музыки устраивают концерты на открытых и закрытых сценах, а то и просто на улицах города.

Луизианский джазовый фестиваль славится не только музыкой, но и неповторимой новоорлеанской кухней. Это утка «po-boy», жареные баклажаны с соусом из кубинских раков, лангусты и устрицы. И некоторые фанаты приезжают сюда каждый год только для того, чтобы вновь отведать необычные праздничные блюда.

Праздник Томатина - Испания

Томатина или битва томатов (La Batalle del Tomate) проходит в последнюю неделю августа в городке Буньоле на востоке Испании.

Ежегодный томатный фестиваль посвящается уходящему лету и проходит он с праздничными фейерверками, танцами, зажигательной музыкой и бесплатными угощениями. Кульминацией праздника становится томатная битва (La Tomatina), которая проходит на городской площади.

После сигнала петарды на улицы города приезжают машины с сотнями тонн помидоров, которыми и кидаются друг в друга участники битвы. На это время закрываются почти все общественные заведения в городе, а окна и двери домов завешиваются пластиком.

После томатины городские улицы напоминают томатные реки, порой доходящие до щиколоток ног. Ничем, кроме помидоров, бросаться нельзя, а сами овощи перед броском рекомендуется раздавить, чтобы избежать травматизма. В конце праздника можно искупаться в бассейне с томатным соком и попробовать окорок традиционной иберийской свиньи.

Праздник Burning Man - США

В последний понедельник августа, в пустыне Блэк-рок собираются артисты и художники, диджеи и музыканты. В конце праздника сжигают большую фигуру деревянного человека. Black Rock City - это своеобразный мифический город, который появляется и через несколько дней исчезает.

В пустыне устанавливают различные арт-объекты, участники фантазийно одеты и раскрашены, проводятся музыкальные концерты и танцы. Необычный праздник самовыражения первый раз отмечался в 1986 году.

Парад цветов - Голландия

Ежегодно в первые выходные сентября по главной улице голландского городка Аалсмеер проходит торжественное шествие платформ с цветами в форме животных и героев народных сказок, которое протягивается на два с половиной километра до центра Амстердама. Это одно из самых известных и незабываемо красивых цветочных шоу в мире.

Во время знаменитого парада выступают музыканты, проходят различные представления и танцы. Более миллиона цветов украшают лодки-платформы и автомобили - это розы, хризантемы, лилии, фрезии и, конечно же, гордость Голландии - тюльпаны, которые считаются одним из символов этой страны. Декорируются не только «участники» цветочного парада, но и все дома, заборы, машины города. На площади Дам (Dam Square) в центре Амстердама начинается праздничный концерт, который и завершает шествие.

Фестиваль света - Берлин

Массу впечатлений можно получить, посетив Фестиваль света в Берлине. Ежегодно, с 2005 года, во второй половине октября на две недели все известные места города украшаются световыми инсталляциями. В волшебную сказку город превращает ночью несметное количество разноцветных лампочек на фасадах зданий и памятников. Праздник дополняется лазерными шоу, огнями фейерверков и вспышками прожекторов. До поздней ночи открыты бары, рестораны и музеи.

«Участниками» фестиваля стали более 70 известных исторических зданий и мест города, таких, как Александровская площадь, телебашня, улица Унтер ден Линден, фасады Берлинского Дома, Берлинского собора, здания Главного вокзала, замка Шарлоттенбург и др. Чтобы помочь туристам осмотреть все световые композиции, по городу ездит специальный автобус «LightLiner», а также речные трамвайчики, велотакси и даже воздушный шар, также украшенные разноцветной иллюминацией. Завершается фестиваль света ночным марафоном «City Light Run», участники которого совершают 10-километровый забег по центру Берлина.

Фестиваль Шоколада - Италия, Перудже

Ежегодно в октябре, в Италии, в г. Перудже проводится уже ставший традиционным – праздником «Еврошоколад». Сюда съезжаются все сладкоежки мира, чтобы отведать сладости, сделанные как по старинным традиционным рецептам, так и основанные на новейших технологиях.

Лас Файяс - Испания

Это праздник салютов и самых красивых фейерверков проходит в Испании с 14 по 19 марта (во время масляничной недели). Пиротехники (специалисты, которые занимаются салютами и фейерверками) придумывают множество спецэффектов, чтобы развлечь публику и подарить ей незабываемое шоу!
Фестиваль гурманов в Санкт-Морице - Швейцария

Фестиваль гурманов в Санкт-Морице (Gourmet Festival) – ежегодный гастрономический фестиваль, который проходит зимой на знаменитом горнолыжном курорте Швейцарии в течении 5 дней.

Не менее чем горнолыжными трассами Санкт-Мориц также издавна славится своими ресторанами, а долина Энгадин имеет давние традиции ведущей кулинарной области в Альпах. Поэтому именно здесь – на «Вершине мира» на высоте 1800 метров над уровнем моря – проходит этот фестиваль «высокой кухни». Каждый год первоклассные шеф-повара со всего мира, обладатели высших поварских титулов и «колпаков», приезжают в Санкт-Мориц на Фестиваль гурманов и вместе со своими местными коллегами творят на кухне настоящие чудеса. Они собираются здесь, чтобы продемонстрировать свои таланты всем ценителям и просто любителям изысканных блюд, для которых в течение пяти дней в лучших отелях Санкт-Морица накрываются столы для многочисленных дегустаций, кулинарных ревю и гала-ужинов. Открытие фестиваля проходит в 5-звездочном «Carlton Hotel».

В фестивальные дни все гости и участники могут не только продегустировать творения мэтров высокой кухни, но и понаблюдать за процессом приготовления блюд и отведать деликатесы прямо «с пылу, жару». Пик фестиваля – обед на 300 персон, который проводится в знаменитом отеле «Kempinski Grand Hotel des Bains».

Для гостей же фестиваля и туристов в программе – многочисленные вечеринки, гала-ужины, коктейли, тематические обеды, а также интересная культурная программа и дегустация прекрасных вин. Традиционно Фестиваль гурманов завершается демонстрацией мастерства кулинаров на берегу замершего озера Санкт-Мориц, обещая фантастическое сочетание прекрасных природных видов и эксклюзивных блюд.

Фестиваль цветов – Таиланд

Фестиваль цветов - одно из самых красивых и впечатляющих событий Таиланда - проводится ежегодно на севере страны, в городе Чиангмай (Chiang Mai Flower Festival). Праздник начинается в первую пятницу февраля и длится три дня.

По городу проносят сотни тысяч, если не миллионов, самых разных цветов. Самые красивые девушки шьют к этому событию экзотические национальные костюмы - ведь в конце фестиваля будет выбрана самая красивая из них. Красавица станет королевой цветов.

Все мероприятия праздника цветов начинаются рано утром, а заканчиваются поздно вечером. Фестиваль насыщен самыми разными увлекательнейшими событиями: церемония открытия, шествия, выставки и соревнования цветочных декораторов, ярмарки, представления, выборы королевы красоты.

Берлинский международный кинофестиваль «Берлинале» - Германия

Берлинский международный кинофестиваль (Internationale Filmfestspiele Berlin) «Берлинале» – это самое крупное событие в Германии и одно из важнейших в Европе. Фестиваль проходит в феврале.

Наряду с Каннским и Венецианским кинофестивалями, «Берлинале» также является одним из центральных событий в мире кинематографа. Но в отличие от других, он ориентирован, прежде всего, на «авторское» и «интеллектуальное кино». В конкурсной программе фестиваля участвуют художественные полнометражные и короткометражные фильмы, созданные в течение года до начала фестиваля и не демонстрировавшиеся на других фестивалях.

Премьеры проходят во дворце «Berlinale Palast». Жюри фестиваля, в состав которого входят известные актеры, писатели, режиссеры и деятели культуры, уделяет особое внимание тому, чтобы на «Берлинале» были представлены фильмы со всего мира.

Как правило, на фестивале показывают около 350 фильмов, а посещают его порядка 200 тысяч зрителей. В рамках киносмотра, помимо конкурсной программы, работают секции «Международный форум молодого кино», «Панорама», «Форум нового кино» (это авангардные и некоммерческие фильмы), видеофестиваль, фестиваль фильмов для детей, а также европейский кинорынок.

Основной наградой является «Золотой медведь» Основной наградой является «Золотой медведь» Основной наградой является «Золотой медведь» (медведь – геральдический символ Берлина), присуждаемый за лучший фильм. «Серебряный медведь» присуждается в нескольких номинациях – «Лучший режиссер», «Лучший актер», «Лучшая актриса», «Лучшая музыка»; отдельные призы вручаются за выдающиеся достижения в области искусства, за лучший фильм-дебют, а также – Премия Альфреда Бауэра, которой отмечают картины, «открывающие новые пути в киноискусстве».

Винный фестиваль в Марльборо – Новая Зеландия

Винный фестиваль в Марльборо (Wine Marlborough Festival) – самый большой винный фестиваль Новой Зеландии. Регион Марльборо – сегодня известный на весь мир винодельческий район – расположен на северо-востоке острова Южный, крупнейшего из островов Новой Зеландии.

Именно здесь каждый год во вторые выходные февраля, с пятницы по воскресение, проходит Винный фестиваль. Хотя это довольно молодой праздник, и его история насчитывает всего несколько лет, но с каждым годом популярность этого фестиваля растет. Ежегодно здесь собираются гурманы и любители вина не только со всей Новой Зеландии, но и из-за рубежа. Традиционно праздник проводится на территории известной винодельни Montana Brancott Estate.

Насыщенная культурная программа, бесплатные винные семинары, секреты винные и не только, атмосфера праздника, танцы, всеобщее веселье и Савиньон Блан – неотъемлемые атрибуты Винного фестиваля на самом облачном краю земли. Новозеландцы традиционно гордятся своими винодельческими традициями, поэтому фестиваль Вина стал для них почти национальным праздником.

Кинопремия «Сезар» - Франция

Главная кинематографическая премия Франции «Сезар» – одна из самых престижных наград за успехи в киноискусстве. Она учреждена Французской академией кинематографических искусств и техники и считается европейским аналогом «Оскара».

Премию «Сезар» присуждают французским и иностранным фильмам по результатам тайного голосования членов Французской академии кинематографических искусств, которое проходит в два тура. Бюллетени для голосования рассылаются по почте, так же и собираются. В ходе первого тура определяются по пять претендентов на премию в каждой из номинаций, в ходе второго – победители.
Церемония вручения кинопремии «Оскар» - США

Главная национальная кинопремия США и одна из самых престижных кинонаград мира – «Оскар» (Oscar) является самой старой премией в мире в области медиа, но до сих пор остается одной из наиболее значимых наград в мировом кинематографе. Она вручается ежегодно Американской академией киноискусства (Киноакадемией) на торжественной церемонии, которая традиционно проходит в конце февраля в театре «Kodak» в Лос-Анджелесе (США).

Международный фестиваль кубинских сигар – Куба, Гавана

В конце февраля в Гаване открывается ежегодный Международный фестиваль кубинских сигар (Habanos Cigar Festival). Обычно в нем участвуют более 600 производителей, экспортеров, коллекционеров и просто любителей знаменитого табака из 47 стран мира. В программу пятидневного фестиваля включаются выставки, концерты, поездки на табачные плантации, обсуждения и презентации. И все это о кубинских сигарах. Проводятся различные конкурсы и аукционы табачных изделий. Гостям предлагаются поездки на табачные фабрики и плантации, а также возможность принять участие в семинарах на самые разные темы: от умения производить сигары и искусства наслаждаться ими, до выявления подделок. Программой предусмотрен обед, во время которого изысканные вина подаются с определенными сортами сигар.

День пива в Исландии – Исландия

1 марта в Исландии - Bjórdagurinn, празднуется День пива. Самое главное, что полагается в этот день - пить его ровно столько, сколько сможете в себя вместить. Дата празднества вовсе не случайна - в этот день отмечают принятие закона о крепком пиве, который действует в Исландии с 1989 года. Этим актом был отменен «сухой закон», действовавший в стране в течение 75 лет. День пива празднуется во всех барах и ресторанах.

Кроме того, проводится пивной фестиваль, особенно активные участники которого - студенты, распивающие пенный напиток в самых шумных кабачках Рейкьявика, но присоединиться может и любой желающий. Весело отметить праздник можно не только в пивнушке (Фото: glen gaffney, Shutterstock) Весело отметить праздник можно не только в пивнушке (Фото: glen gaffney, Shutterstock) Кабачки открыты вплоть до утра, и дело лишь за тем, чтобы было, чем расплатиться, поскольку цены на пиво в Исландии, прямо скажем, немаленькие. А если быть еще точнее, то цены - одни из самых высоких в мире (более 10 евро за пинту в баре - в 2008 году).

О-ханами (фестиваль цветения и любования сакурой) – Япония

Невозможно не сказать, наверное, о главном весеннем событии в Японии - цветении сакуры. Любование сакурой японцы называют о-ханами. Период цветения сакуры не является официальным праздником в Японии. В японском календаре нет ни национального праздника, ни специальных праздничных или выходных дней, связанных с этим великолепным природным чудом. Но психологически это, несомненно, праздник, как для самих японцев, так и для многочисленных иностранных туристов.

В мартовские дни цветения сакуры парки, скверы, аллеи, а также территории буддийских и синтоистских храмов с цветущей сакурой посещают и проводят в них время огромное число людей. Период цветения относительно короток, поэтому цветением сакуры любуются и в дневное, и в вечернее время. Вечерний осмотр сакуры невероятно популярен: после 6 часов вечера деревья очень умело подсвечены, и прогулка в такой атмосфере наполнена романтизмом и некоторым таинством. Но, откровенно говоря, уединиться в тишине нет никакой возможности - вокруг масса народа!

Фестиваль воздушных змеев – Китай

Драконы занимают центральное место в китайской мифологии. В отличие от европейских драконов, изображаемых обычно злыми и кровожадными, китайский дракон был, как правило, существом добрым, благодатным, милостивым к людям. За это китайцы своих драконов любили и воздавали им высокие почести. В честь этого главного мифологического существа в китайском городе Вэйфань в апреле проходит Международный фестиваль воздушных змеев (Weifang International Kite Festival), в котором принимают участие более ста тысяч человек из более чем 60 стран мира.

Кроме основной насыщенной программы в дни фестиваля проводятся торговая и кулинарная ярмарки.

Фестиваль виски – Великобритания

Одним из знаменитых фестивалей Шотландии является фестиваль виски в Спейсайде (Spirit of Speyside Whisky Festival). У каждой страны есть свой национальный продукт, своя национальная гордость. Шотландцы гордятся своим виски. С наступлением весны в Шотландии начинается пора фестивалей и праздников, посвященных виски.

Первым стартует The Spirit of Speyside Whisky Festival. За ним идет Feis Ile - a festival of Malt and Music. И так до сентября, когда начинается последний - Autumn Speyside Whisky Festival.

Спейсайд - это место, где самая высокая плотность расположения вискокурен в мире. Заводов, которые производят знаменитый напиток там более 100. Там находятся самые знаменитые вискокурни - Glenfiddich, Glen Grant, Strathisla… Один раз в год обычные люди могут посетить заводы самых престижных производителей виски

Один раз в год обычные люди могут посетить заводы самых престижных производителей виски (Фото: Jaime Pharr, Shutterstock) Один раз в год обычные люди могут посетить заводы самых престижных производителей виски. В обычное время заводы не допускают в свои цеха посторонних. Главной и наиболее притягательной частью фестиваля является дегустация многочисленных сортов и разновидностей ароматного напитка, в том числе под руководством экспертов.

Тем участникам, в ком виски начинает будить бурлящую кровь предков - предлагается принять участие в шотландских спортивных состязаниях: метание бревна или молота. В программе фестиваля, чествующего местный эликсир жизни, веселые конкурсы, приемы и обеды в вискокурнях, шотландские вечеринки с музыкой и танцами, специальные меню в ресторанах, различные конкурсы и соревнования, показ мод килт (шотландских юбок), посещение музея Виски и конкурс на самое быстрое сооружение бочки, выставки и вечера народной шотландской музыки.

Канадский фестиваль тюльпанов – Оттава

Один из самых великолепных праздников весны - фестиваль тюльпанов в Канаде (The Canadian Tulip Festival) - ежегодно стартует в Оттаве в первую неделю мая и длится чуть более двух недель.

Ежегодно в мае канадская столица утопает в разноцветном море тюльпанов, которые по давней традиции посылают в дар Канаде благодарные голландцы. Эта традиция появилась после Второй мировой войны, на время которой Канада предоставила кров вынужденному бежать от фашистского режима королевскому дому Нидерландов. Королева Маргриет родилась здесь, на североамериканском континенте. Однако для того, чтобы стать наследницей трона, она должна была родиться в родной стране.

Канадское правительство специальным указом любезно провозгласило комнату в госпитале Оттавы, в которой родилась принцесса, территорией Нидерландов. Вернувшись на родину в 1945 году, принцесса Голландии Юлиана послала в дар Оттаве 100 тысяч луковиц тюльпанов. Подарок был сделан не только в знак благодарности за предоставление убежища, но и в признание роли, сыгранной канадскими освободителями Голландии. С тех пор тюльпаны стали символом интернациональной дружбы и первой приметой настоящей весны в Оттаве.

Первый фестиваль прошел в 1953 году. По сей день из Голландии приходит по 20 тысяч луковиц ежегодно, и теперь в Оттаве растет больше тюльпанов, чем в любом другом городе Земли. В период цветения тюльпанов Оттава превращается в цветочную столицу мира, несмотря на то, что она является одной из самых холодных столиц. Посмотреть на цветение более 5 миллионов тюльпанов в страну приезжает ежегодно более 1,5 миллионов туристов.

Фестиваль Диксиленда в Дрездене – Германия

Фестиваль Диксиленда в Дрездене (International Dixieland Festival Dresden) – это международный фестиваль джазовой и блюзовой музыки, старейший джазовый фестиваль Европы и второй по величине фестиваль диксиленда в мире. Он проходит ежегодно, начиная с 1971 года, в середине мая и длится неделю.

В течении фестивальных дней проходит более 60 концертов на двух десятках сценических площадок города, а также множество импровизированных выступлений на разнообразнейших площадках – в концертных залах и на улицах, в кафе и барах, в парках и на площадях, на пароходах и даже в зоопарке. Уже традиционно стартует это красочное мероприятие на центральной площади Дрездена с выступления юных джазистов – воспитанников детских садов и учащихся начальных классов Дрездена. Затем свое мастерство демонстрируют взрослые исполнители. Все это сопровождается аплодисментами тысяч восторженных зрителей.

Завершающий аккорд Диксиленда – большой парад ансамблей-участников (Фото: de.wikipedia.org) Завершающий аккорд Диксиленда – большой парад ансамблей-участников (Фото: de.wikipedia.org) Каждый год Диксиленд дарит поклонникам изысканную музыкальную программу.

Кроме выступлений ведущих джазменов, в рамках фестиваля пройдут семинары, тематические музыкальные выставки-продажи. Также в насыщенную программу фестиваля включены детские и семейные концерты, фейерверки и мини-парады. Весь город поет и танцует под зажигательную музыку. По традиции часть представлений для публики бесплатная. Завершающий аккорд Диксиленда – общий финал и большой парад ансамблей-участников, которые закрывают фестиваль уже несколько лет и являются особо популярными пунктами программы джазового праздника.

Каннский кинофестиваль – Франция

Каннский кинофестиваль (Festival de Cannes) является наиболее престижным и широко освещаемым весенним событием в мире искусства кино. Успех фестиваля и его стремительное развитие сделали из фестиваля настоящий «город», в котором можно потеряться: 10 тысяч аккредитованных профессионалов, около 4 тысяч журналистов. На 10 дней в Каннах собираются звезды, профессионалы кино и любители большого экрана со всего мира.
Оперный фестиваль в Мюнхене - Германия

Оперный фестиваль в Мюнхене (Opernfestspiele) – уникальное событие культурной жизни не только Европы, но и всего мира, а сам город на юге Германии – считается одним из крупнейших центров мировой оперной культуры. Поэтому именно здесь для любителей изысканных развлечений ежегодно проводится Оперный фестиваль, который стартует в конце июня и длится примерно месяц. Главные события проходят в Национальном театре Баварии.

Этот фестиваль пользуется необычайной популярностью – ежегодно на его мероприятия продается более 80 тысяч билетов. Дополнительно, на установленном большом экране, на площади перед театром, еще 14 тысяч зрителей могут бесплатно увидеть представления. Художественное руководство фестивалем традиционно осуществляет музыкальный директор Баварской государственной Оперы. С 2006 года этот пост занимает Кент Нагано – знаменитый американский дирижер японского происхождения.

Репертуар фестиваля чрезвычайно разнообразен и нетривиален. В течение пяти недель местная публика и туристы со всего мира получают уникальную возможность посмотреть новые постановки, лучшие спектакли текущего и прошлых сезонов и фестивальные премьеры самых различных оперных жанров, с привлечением лучших музыкальных сил и исполнителей мирового уровня.

Венецианский международный кинофестиваль – Италия

Венецианский международный кинофестиваль (итал. Mostra Internazionale d’Arte Cinematografica) – один из старейших международных кинофестивалей и важное событие в мире кинематографа. Он проводится ежегодно осенью (чаще в августе-сентябре) на острове Лидо (Италия) и длится около двух недель.

Помимо конкурсной программы, фестивальный показ также состоит из следующих основных частей: Программа «Горизонты» (Orizzonti), где участвуют игровые и документальные фильмы, представляющие новые тенденции в развитии кинематографа; Конкурс короткометражных фильмов (Corto Cortissimo) – это конкурс игровых и анимационных короткометражек; Внеконкурсный показ, где демонстрируются наиболее выдающиеся мировые премьеры, вышедшие в текущем году; Секция независимого и параллельного кино; Международная неделя критики (Settimana Internazionale della Critica); Конкурс авторского кино (Giornate degli Autori). И, конечно же, в течение всего фестиваля проводится Кинорынок, где крупнейшие торговые компании предлагают прокатчикам со всего мира последние новинки кинопроизводства.

Праздник фонариков во Флоренции – Италия

Исторический праздник фонариков (Festa della Rificolona) проходит во Флоренции ежегодно 6–7 сентября. Эти числа соответствуют кануну дня рождения Богоматери. Праздник берет свое начало в 17 веке. Тогда у жителей окрестных городков и деревень было принято приезжать во Флоренцию ко дню рождения Девы Марии, которую в Италии всегда очень почитали.

Людям нравилось отмечать эту дату на флорентийской площади Благовещения, посвященной Богоматери. При этом крестьяне старались совместить приятное с полезным - не только принять участие в торжествах, но и выгодно продать свои товары. Поэтому канун рождения Девы Марии постепенно превратился в одну из важнейших городских ярмарок.

Флоренцию в эти дни наводняли толпы крестьянок, нарядившихся по случаю праздника в лучшие платья. Городские жители, считавшие, что селянки одевались не в меру пышно, называли их «фонариками» - Rificolona. В память о тех временах в наши дни в ночь с 6 на 7 сентября - после традиционной ярмарки - по городу проходит многолюдная процессия с красочными бумажными фонариками, в которых горят свечи. Шествие, возглавляемое кардиналом, начинается у базилики Санта-Кроче и заканчивается на площади Пьяцца Сантиссима-Аннуциата. По другой версии, традиция берет свое начало от триумфального входа войск Флоренции в Сиену. Это случилось в 1555 году. Воины-победители вошли в захваченный город, освещая себе дорогу светильниками, поднятыми на пиках.

Как бы то ни было, осенний праздник фонариков во Флоренции пользуется большой популярностью среди туристов. Говорят, в эти дни город-музей оживает и показывает гостям свое настоящее лицо.

Октоберфест – Германия

Октоберфест (Oktoberfest) - крупнейший в мире фестиваль пива. Он проходит в столице Баварии - Мюнхене, начинается во второй половине сентября и продолжается 16 дней.

По традиции, в день открытия, ровно в 12 часов, мэр города откупоривает бочку с пивом. Это символическое действие дает старт «пивному марафону». Затем по центральным улицам города начинает движение праздничная процессия. Во главе ее - «Munchner Kindi» - символ города - молоденькая девушка с большим колокольчиком в руке верхом на разукрашенной лошади. Она одета в монашескую одежду желто-черного цвета.

Все 16 дней распития пива сопровождаются насыщенной шоу-программой. Костюмированные парады, шествия стрелков, скачки, концерты сменяют друг друга. Близ пивных часто можно увидеть танцоров в традиционных баварских костюмах с кожаными штанами, отбивающих чечетку «шуплаттль» тяжелыми альпийскими ботинками. Также вас ждут со своими экскурсиями пивоварни города и музеи пива. О размахе праздника лучше всего говорят цифры статистики. За время фестиваля выпивается около 7 миллионов литров пива (с каждым годом этот объем увеличивается), съедается порядка 1,5 миллионов жареных цыплят и сосисок, 84 быка. Пиво, предоставляемое шестью пивоварнями Мюнхена, продается в 650 пивных местах. Дополнительно открывается 363 магазина с сувенирами. Посетителей развлекают 200 аттракционов и концертных площадок. Во время фестиваля Мюнхен посещают более 7 миллионов туристов со всех континентов земли. Сам праздник освящается в прямом эфире телеканалами различных стран мира. За все это пивной фестиваль «Октоберфест» был занесен в Книгу рекордов Гинесса как самый большой в мире праздник.

Праздник «Нового божоле» - Франция

Как обычно, в третий четверг ноября, ровно в полночь, на французскую землю приходит праздник «Нового божоле» - молодого вина, изготовленного в небольшом регионе к северу от Лиона. Праздник «Божоле нуво» (Beaujolais Nouveau) появился во Франции в середине 20 века и имел под собой чисто коммерческую основу. В принципе вино из винограда сорта «гамэ», который традиционно выращивают в Божоле, заметно уступает по качеству продукции виноделов Бургундии и Бордо.

Как обычно, старт празднованию дают виноделы из городка Божо. Держа в руках зажженные факелы из виноградной лозы, они торжественным шествием выходят на городскую площадь, где уже установлены бочки с молодым вином. Ровно в полночь выбиваются затычки, и хмельные струи «Божоле нуво» начинают очередное ежегодное странствие по Франции и всему миру. За несколько дней до третьего четверга ноября, из небольших деревень и городов региона Божоле, миллионы бутылок молодого вина начинают свой путь из Франции по странам и континентам, где его уже с нетерпеньем ждут в магазинах и кафе, ресторанах и клубах. Для их владельцев провести у себя праздник молодого вина - дело чести! Между производителями даже происходит соревнование, кто первым доставит свое вино в ту или иную часть света. Используется все: мотоциклы, грузовики, вертолеты, самолеты Конкорд, рикши.

Почти невозможно объяснить причины сумасшедшей популярности этого праздника в мире. В этом есть что-то мистическое… Независимо от часового пояса дегустация Beaujolais нового урожая начинается в третий четверг каждого ноября. Божоле нуво - это целый ритуал, большой языческий и народный праздник. Будучи универсальным, он приспосабливается к любой стране и вливается в любую культуру.

В настоящее время в православной Церкви существует деление праздников по степени значимости и торжественности. Главными православными торжествами именуются двунадесятые праздники, названные так в меру количества последних в календарном году. Существуют и так называемые великие , также отмечаемые Церковью с особой торжественностью и благолепием. Однако главным торжеством православной Церкви является Воскресение Господа Иисуса Христа, называемое также Пасхой Господней.


Событие воскресения Христова является основополагающим моментом в вере православного человека. Священное Писание Нового Завета неоднократно говорит о важности и действительности воскресения Христова. Апостол Павел и вовсе возвещает людям, что если Христос не воскрес, то тщетно все христианское упование, тщетна и православная вера. В событии воскресения Христова Церковь свидетельствует миру о победе жизни над смертью, добра над злом. Праздник Пасхи Христовой нашел свое отображение в культурном быте русского человека. Так, в этот день всегда готовили праздничные угощения (к празднику Воскресения Христова заканчивался Великий пост). Неотъемлемой частью стола, как и в настоящее время, являлись окрашенные яйца, куличи и .


Среди великих двунадесятых православных праздников особо выделяется день Рождества Господа Иисуса Христа (7-е января). Значимость рождения Спасителя мира до сих пор не может быть переоцененной, ведь по учению Церкви именно посредством Боговоплощения и произошло спасение человека и примирение последнего с Богом. Исторически на Руси празднования Рождества Христова нашли свое отображение в определенных народных гуляниях, называющихся святками. Люди ходили друг к другу в гости и пели песни, прославляющие рожденного младенца Христа. Появившееся практика наряжать на этот праздник ель и венчать верх дерева звездой свидетельствовала о евангельском повествовании о том, как звезда привела мудрецов с Востока к месту рождения Спасителя. Позднее в советское время ель стала атрибутом светского Нового года, а звезда символизировала не Вифлеемскую звезду, а символ советской власти.


Другой значимый праздник православного календаря – день Крещения Иисуса Христа в Иордане (19-е января). В этот день в православных храмах освящается вода, за которой приходят ежегодно миллионы верующих людей. Историческая значимость этого торжества для народного сознания находит свое отображение и в практике окунания в крещенскую прорубь. Во многих городах России готовятся специальные купели (иордани), в которые после водоосвятного молебна люди с благоговением окунаются, испрашивая у Бога здоровья души и тела.


Еще одним важнейшим праздником православной Церкви является День Святой Троицы (Пятидесятница). Этот праздник отмечается на пятидесятый день после Пасхи Христовой. В народе это торжество иначе называют «зеленой Пасхой». Такое именование стало следствием народной традиции украшать храмы зеленью на праздник Святой Троицы. Иногда с этим днем ошибочно связывают православную практику поминовения усопших, однако исторически по церковным указаниям усопшие поминаются накануне Пятидесятницы – в Троицкую , а сам праздник Святой Троицы является не днем усопших, но торжеством живых.


Среди распространенных традиций русской культуры, связанной с православными праздниками, можно отметить освящение ветвей вербы и ивы на двунадесятое торжество Входа Господня в Иерусалим. Евангелие свидетельствует, что перед входом Спасителя в Иерусалим непосредственно для совершения крестного подвига люди встречали Христа ветвями пальм. Такие почести предлагались древним правителям. Чудеса Иисуса и его проповедь вызвали особую любовь и почтение ко Христу в среде обычного еврейского народа. В России в память об этом историческом событии освящаются ветви вербы и ивы (за неимением в большинстве случаев пальм).


Особое место в церковном календаре занимают Богородичные праздники. Например, день Рождества Божией Матери, Благовещение Пресвятой Богородицы, Успение Божией Матери. Особое почитание этих дней выражалось в отложении всей мирской суеты и стремлении к посвящению дня Богу. Неслучайно в русской культуре существует выражение: «В день Благовещения птица гнезда не вьет, а девица косы не плетет».


Многие великие православные праздники нашли свое отображение не только в народных традициях, но и в архитектуре. Так, на Руси воздвигнуто множество храмов, являющихся историческими памятниками, освященных в честь великих христианских праздников. Известны многие русские Успенские Соборы (в честь Успения Богородицы), Христорождественские храмы, Свято-введенские храмы, Покровские церкви и многие другие.

Праздник (по Д. Генкину) – особое многостороннее общественное явление, отражающее жизнь каждого человека и общества в целом, он выступает как первичная форма человеческой культуры, являясь частью социальной жизни общества; праздник включает ситуацию каждого отельного человека.

Праздник – это особый феномен, важнейшая составляющая человеческого бытия. По мнениюА. И. Мазаева, «праздник есть свободная жизнедеятельность, протекающая в чувственно обозримых границах места и времени и посредством живого контакта людей, собравшихся добровольно». Л. С. Лаптева определяет его как «традиционную народную форму отдыха». А. Ф. Некрылова считает, что «праздник - это социальное и культурное явление, в котором соединены две тенденции: возврата, неподвижности и обновления, динамики, то есть он одновременно ориентирован на прошлое и устремлен в будущее» 3 . В этом его связь с традицией. Праздник опирается на устоявшееся, постоянно стремится к возрождению и актуализации традиционного. Но, по природе своей направленный на обновление, он всегда находится в оппозиции к той же традиции, способствуя ее развитию и обогащению. Поэтому праздник сопровождается ритуалами и обрядами, но никогда не сводится к ним, оставляя место новому и непредусмотренному.

В атмосфере праздника человек особенно остро ощущает себя одновременно личностью и членом коллектива. Осуществляется непринужденное общение, без которого невозможна нормальная жизнедеятельность людей. Праздник - это еще и проявление всех форм и видов культуры коллектива, включая принятые формы поведения, исполнение известных песен и т. д.

Значительные события и даты традиционного праздничного календаря всегда отмечались трояко: собирались дома, в кругу семьи, показывая сплоченность рода; обязательно посещали храм, акцентируя родство по вере, приобщение к высокой духовности; выходили на улицу, «в народ», тем самым подчеркивая единство социума. Таким образом, все три части были направлены на осуществление древнейшей философии праздника, выраженной в солидарности, общем устремлении, преображении себя и мира, приобщении к непреходящим ценностям.

Современная праздничная культура - сложная полифункциональная система. Ее функции - это функции коллективного поведения и общения человека, направленного действия, и поэтому трудно выстроить их единый, универсальный ряд, сложно выделить среди них ведущие. Хотя думается, что основоопределяющими следует назвать информационно-коммуникативные, эмоционально-регулятивные, социально-организующие, художественно-эстетические и воспитательно-просветительские функции праздничной культуры социализма. Через эти и многие другие функции праздничная культура предстает как важное социально-общественное явление жизни, составная часть социалистической культуры в целом, как устойчивый способ общественного поведения, ценностного ориентирования, эмоциональной разрядки, эстетического переживания.


Некогда скромный по масштабу цикл первых революционных праздников «красного календаря» сегодня выкристаллизовался в широкую систему массовых всенародных праздников и торжеств. Созданные за десятилетия социалистического строительства, они способствовали и способствуют преодолению и постепенному вытеснению религиозной праздничной обрядности, ее влияния прежде всего на определенную группу семейно-бытовых праздничных обрядов, воспитывают коммунистическое мировоззрение у трудящихся масс, помогают отказаться от отживающих традиций и обычаев. Праздничная культура социализма «обслуживает» все классы общества, его группы и прослойки.

Праздники общественно-политические, революционные и комсомольские, торжества в честь эпохальных исторических событий, чествование выдающихся гениев человечества, праздники города, улицы, двора, рабочих профессий и семейно-бытовых событий, празднества природного цикла - все это звенья единой цепи праздничной культуры. Разветвленную систему праздников можно подразделить на ряд групп, важнейшие из которых следующие: общегосударственные праздники, трудовые (рабочих профессий, «отраслевые»), воинские, молодежные, семейно-бытовые, наконец, праздники, посвященные различным природно-временным циклам года.

Праздничная культура важна в социокультурном пространстве современной России, интересует современных исследователей. Праздник как феномен российской культурной жизни рассматривают многие культурологи, философы, педагоги, историки, психологи, этнографы и другие специалисты. Однако до сих пор данный феномен не является объектом комплексного культурологического исследования.

История мировой культуры уделяет большое внимание проблеме возникновения и развития праздника как феномена, как ценности не только в плане изучения народного искусства, общественного быта, этногенеза, но и в целом для исследования материальной и духовной культуры народа. «Судьба нашего искусства есть судьба нашей культуры, судьба культуры - судьба веселия народного. Вот имя культуры: умное веселие народное», - так в контексте развития искусства и культуры определяет место праздника В Иванов.

Каждый праздник - это целостная, относительно открытая система с присущими сложным системам признаками: появлением, расцветом, изменением элементов праздника, самим способом празднования.

Изменения праздника - это часть общих изменений, происходящих в целом в культуре сообщества, вытекающих из тех же самых причин. Прежде всего, это: изменения условий жизни сообщества; изменения его социально-экономической структуры и политического строя или места в общественной системе; изменения общественного сознания сообщества, выраженных в изменениях его системы ценностей.

Но, даже глубокие изменения праздника часто сохраняют старинные элементы, которым сообщество придает новый смысл и которые можно идентифицировать как идущие из далекого прошлого свидетельства о непрерывности культурных влияний и заимствований.

Благодаря празднику рассматриватся в единстве элементы культуры, постоянно передаваемые традицией и возобновляемые в каждом поколении, а также новые ее элементы. Многие праздники - это резервная система культурно-исторической памяти общества (также как и семья, церковь), и чем меньше удельный вес одних ее элементов, тем больше удельный вес других. Согласно данной системе, принятие или отрицание ее, переосмысливание и ассимиляция ее, существует любое культурное развитие, любая культурная динамика.

Праздник в своем развитии соприкасается с вопросами, важными для человеческой общности, это не только игра, развлечение, миф и так далее.

Противники праздников, начиная с античности - это отдельные представители философской и религиозной мысли, так и целые направления.

С их точки зрения, главная цель и смысл человеческой деятельности - труд, праздники же имеют служебное значение. Признаются лишь те, которые напрямую выполняют религиозные, воспитательные или другие полезные функции. В большей или меньшей степени элементы такого идеала культуры встречаются в трудах Платона. Аналогичную точку зрения поддерживают позже некоторые разновидности христианства, прежде всего пуританство. Носитель протестантской культуры должен проводить свою жизнь, по выражению М. Вебера, в «посюсторонней аскезе».

Противоположную точку зрения отражают взгляды Аристотеля, считающего, что труд существует ради досуга, праздника, причем они - не безделье, а специфическая и высокая по значимости деятельность. Этих взглядов придерживаются и представители светской культуры Нового времени.

В современном мире существует недопонимание роли праздника, а отсюда и недооценка самого феномена досуга, праздника, свободного от трудовой деятельности времени. Предположительно: потребность в празднике уменьшается там, где растает богатство и уровень образованности, где человеку не надо много и тяжело трудиться, когда ослабевают его эмоциональные связи с традиционными празднующими группами, к которым он формально принадлежит, когда он не зависим от ритма природы и сам рациональным образом определяет ритм собственной жизни.

Необходимость праздника, общечеловеческую потребность в нем определяют многие его общественные функции - духовное объединение, примирение, сплочение людей, возобновление общественных связей, нравственное очищение, коллективное самовыражение, эстетическое образование. Выполняя компенсаторную функцию, праздник выступает как способ обретения свободы, релаксация от груза будничных забот и тревог.

Понятие праздника, несомненно, многозначно. Но все его значения производны от тех социальных функций, соотнесенных с основными слагаемыми исторического процесса, такими как: личность, общество, нация, государство, культура, субкультура. Функций много. Наиболее общая и универсальная функция праздника - обеспечение социальной интеграции людей, то есть формирование оснований их устойчивого коллективного существования, стимулирование эффективности взаимодействия, накопление в праздновании социального опыта.

Одна из самых ранних функций праздника: исключить всякий общественный хаос и не допустить изменений. Трансформация всего многообразия функций праздника зависит от изменений в социальной структуре общества и общностей и от изменений в системе социокультурных ценностей. Развитое общество институализирует многие праздники, выполняющие определенные общественные функции. К таким функциям относят: воспитательные и рекреативные (праздник как отдых) функции, физическую и психическую реабилитацию и релаксацию человека.

Благодаря пространству праздника как в его институализированных, так и неинституализированных формах, развиваются такие духовные сферы, как искусство, философия и даже наука. В празднике, кроме мировоззренческих, воспитательных, регулирующих основ, сильно заявляет о себе и сугубо художественная, зрелищная сторона. Именно эта функция праздника, стимула специфического творчества личности можно признать критерием общественной жизненности праздника и его идеи. Пока праздник вдохновляет людей творчества, он остается живым. Традиционная народная культура никогда не трактует веселье, отдых от физического труда как безделье. Праздник всегда выполняет важные общественные функции, имеет глубокий смысл. Как и все многообразие функций культуры в целом, функции праздника можно разделить на такие направления: социально-интегративное, регулятивно-нормативное, познавательно-коммуникативное, рекреационно-творческое и оценочное.

Как социокультурный феномен, праздник имеет следующие качества:

  • - непрерывность;
  • - детерминированность праздников ритмом природы, мифологическим временем, конкретно-исторической ситуацией;
  • - относительная устойчивость праздника при постоянном внутреннем изменении его содержания и формы;
  • - идентификация личного и национального самосознания в процессе праздника, то есть общественный, коллективный характер празднеств;
  • - культурная ценность праздника;
  • - реактуализация религиозных форм праздников в культурогенезе.

Исследователи неоднократно подчеркивают глубинную связь мифа и религии, проявляющуюся на протяжении всей истории человечества. Праздники, согласно верованиям древних, устанавливаются мифическими предками, основателями государства и города, предками божественного происхождения. Миф как рассказ о судьбах необыкновенного и необыкновенных героев персонифицирует события и ценности, для почитания которых учрежден праздник.

Древние праздники, восходящие к временам складывания тотемистических представлений - это праздники, связанные с культом животных. Пример подобного культа - это культ медведя, прослеживаемый еще в эпоху позднего палеолита в так называемой ориньякской культуре. Человек палеолита при этом верит, что способствует таким путем возрождению, употребляя прием анимистической магии воплощения и совершая искупление убийства медведя и употребления его в пищу. Культ медведя и Медвежьи праздники, по словам З. Соколовой и сейчас «бытуют среди немногочисленных коренных жителей Сибири».

Отсюда, у праздника - более древняя история, чем у организованных религий.

Религиозные и административные власти, которые считают праздники не только публичным, общественным делом, но и государственным, постепенно берут на себя организацию игр и праздничных развлечений.

Регламентированность праздника, добровольное подчинение его нормам и правилам во многом помогают процессу идентификации личного и национального самосознания во время праздника, а это - одно из условий преемственности социальной структуры и культурной традиции. Идентификация личности, стремление отождествить себя с нацией, осознание своей принадлежности к великому народу - механизм социализации личности, благодаря которому приобретаются или усваиваются ценности, нормы, идеалы, роли и моральные качества того народа, к которому принадлежит данный индивид, а также все достижения человеческой культуры. В ранние периоды жизни и социализации человека, в детстве, в юном возрасте, когда в процессе воспитания он воспринимает культурные нормы, обычаи и, главное, ценности старшего поколения, формируется его отношение к празднику.

Отсюда, праздник - это особенно интенсивная культурная инициация и социализация личности. Эмоциональный климат, зрелищность, необычайность, часто веселье и изобилие, возможность воспользоваться благами, недоступными в повседневности, подарки, развлечения и отступления от обычных правил, ограничивающих человеческое поведение, праздник на протяжении тысячелетий привлекает детей и молодежь, глубоко западая им в память.

Потребность в празднике и праздновании - это не только естественная, но и культурная потребность, и потому ее необходимо возрождать в каждом новом поколении. Церемониал, обряд, обычай праздника - это прекрасная школа культурной традиции, к которой подрастающее поколение приобщается естественно и достойно - через непосредственное участие в торжествах. Знание праздничного ритуала и обычая с одной стороны: условие действительного участия в празднике, с другой - принадлежность к определенной группе и ее культуре. Различные формы праздника - зрелищная, вербальная, символическая, метафорическая или драматическая, реалистическая - отображают прошлое народа, мифическое и историческое, а также современность, нынешнюю ситуацию. Поэтому праздник - это и ориентир молодежи во времени, в котором жил или живет его народ.

В национальной, политической и общественной жизни личность, участвуя в празднике, демонстрирует в этот день свою привязанность, верность, готовность к защите идеалов. Связь между ценностями и человеческим сообществом необходима: сам принцип, правило существования сообщества, коллектива составляет общее благо, принимаемое как ценность, хотя нередко над ним возвышается философская или религиозная надстройка, имеющая характер доминирующей ценности. Значит, для учреждения праздников требуются - главные, доминирующие ценности нации, основа ее системы ценностей.

Праздник по своей сути - это форма обновления и подтверждения ценностей коллективной жизни. Это - вид совместной деятельности, позволяющий обществу выразить свое почитание этих ценностей. Участие человека в праздновании - важное доказательство его устойчивой связи с сообществом, отмечающим праздник, показатель усвоения им культурных ценностей этого сообщества.

Отсюда, праздник, как по своему существу, так и по формам - это коллективистское явление. Он всегда требует присутствия, участия других людей, является совместным действием, общим переживанием. Праздник - это общность людей, так как возникает как по поводу событий, имеющих значение и смысл не только для одного человека, так и потому, что выражает коллективную реакцию, коллективное отношение к этим событиям.

В праздновании посредством общих усилий воссоздается утрачиваемая в обычные дни гармония и мир, соединяются не только живые, но и осязаема связь с умершими и еще не родившимися членами сообщества. То есть человек в празднике - это точка пересечения будущего и прошлого, средоточение опыта и мудрости праотцев и той жизненной энергии, которая является причиной рождения потомков и прогресса в его положительном смысле. Это во многом объясняет тот факт, что все большие праздники сопровождают разные гадания - как возможность заглянуть в будущее, предугадать судьбу, а также посещение могил, поминовение усопших - как дань уважения и благодарности предкам, прошлому.

Крупные события и даты традиционного календаря празднуются как бы в трех измерениях. Собираются и отмечают праздник дома (демонстрируя сплочение семьи, рода; подчеркивая родство по крови), обязательно в церкви (родство по вере, приобщение к серьезной и высокой духовности), на площади (единение социума, легализация и высвобождение естественного, природного в человеке). Отсюда, все три части направлены на осуществление древнейшей философии праздника - объединение в общем устремлении, преображение себя и мира, приобщение к непреходящим ценностям.

Праздник возникает только там, где существуют постоянные культурные связи между людьми; совместное празднование в свою очередь эти связи укрепляет.

В прошлом участие в религиозных праздниках запрещается людям чужой веры, религиозные таинства для народных масс придают этим праздникам особый смысл. Участие в празднике входит в комплекс обязанностей, вытекающих из общности личности и народа, и потому и до настоящего времени, праздник - это религиозный, патриотический, национальный, гражданский, классовый или политический, а также профессиональный, корпоративный, семейный долг перед сообществом.

Личность, уклоняющаяся от выполнения долга, подвергается религиозным, юридическим, традиционным санкциям.

В сознании самой нации праздник - это ценность, подтверждающая ее культурную тождественность, оригинальность, приверженность традициям, наследию, доказательство обладания собственными национальными, этническими, региональными художественными образцами, достижениями искусства, обнаруживающими себя именно в праздничной форме.

Кроме всего перечисленного, праздник для празднующего сообщества и его членов - это время эмоционального подъема, особого праздничного настроя. Праздник для личности - это также расширением ее привычных прав, временный отход от повседневных норм поведения, даже в таких сферах, которые обычно связаны со строгими запретами (как, например, в сексуальном поведении). Последнее в особенности касается праздников в традиции культа плодородия и эротических культов, оставивших прочные следы во многих культурах.

Часто праздник сочетается с характерными формами развлечений, которые дают личности возможность разрядки, позволяют участвовать во всеобщности праздничного смеха, очищают его. Перенося человека в атмосферу игры, свободы выбора, российские городские праздники прошлого, например, дают эту возможность. Массовое гуляние со всеми его развлечениями дарят каждому, вступившему в его магический круг, столь необходимое праздничное настроение и потрясение. Хорошо известно, что потрясение - важнейшая потребность человека, как и переключение его из серьезной сферы жизни в смеховую. Испытанные сильнодействующие комические приемы и эффекты способствуют проявлению здоровой эмоциональности, знание же вкусового спроса посетителей ведет к удовлетворению эстетических потребностей.

Вероятнее всего: постоянство, устойчивость праздников связаны, прежде всего, с тем, что, концентрируя из поколения в поколение культурную активность людей, обрастая обрядами, развлечениями, декорациями, создавая атмосферу радости и подъема, прерывая обыденный ритм труда и забот, праздник отвечает многим коллективным и индивидуальным запросам, что потребность в его проведении оказывается более устойчивой, чем первоначальная идея, ценность или совокупность ценностей, вызвавшие его к жизни.

Для вовлеченных в праздник людей - это мощный стимул к творчеству, к активному участию в его художественном оформлении, в придании ему блеска, к созданию произведений пластических видов искусства, литературы, музыки, органически связанных с праздником.

В история искусства много таких творцов и их произведений - от скромных, безвестных до общепризнанных гениальных художников. Так, например: работы Леонардо да Винчи, сделанные по заказу знатных вельмож для проведения того или иного праздника. Способность праздника вдохновлять людей на творчество, пробуждать творческие возможности личности - это проявление его общественной жизненности. Эстетическая составляющая праздника: чувственно-эмоциональная насыщенность содержания, выразительность, алогизм, экспрессивность, зрелищность, элементы карнавальности, театрализация - все эти качества роднят праздник с искусством, но не отождествляют с ним. Психологический механизм влияния праздника на личность близок к катартическому (очищающему) воздействию искусства, так как праздник может быть пограничной зоной между реальной действительностью и произведением искусства.

Праздник - это часто еще и своеобразная концентрация духовной, религиозной активности человека, специфический момент, где культовые потребности полностью удовлетворяются, так как от культового действа верующий ожидает разрешения своей проблемы, а в культе не бывает безвыходных ситуаций. Литургийный обряд - будь то заклание животных или участие в торжественном шествии, или сакральная трапеза - внушает верующему, что такое решение существует в иной, сверхчеловеческой сфере, к которой он взывает. Сверхъестественные силы в любую минуту готовы разрешить проблемы человека, превратить его страдание в радость, а смерть - в воскресение. В любом случае исход для истинно верующего всегда предрешен и всегда счастливый.

Отсюда, праздник связан с ценностью высшего порядка - святыней для празднующих.

Отход от какого-то вида праздника может быть следствием перемен в мировоззрении человека. Как правило, те же самые факторы, которые определяют место личности в общественной структуре, в основном влияют и на его отношение к празднику.

Для человека, который занимается тяжелым физическим трудом, праздник - это желанный отдых, обильное потребление продуктов, редких или недоступных в обычное время, усиление межличностных и культурных контактов, развлечения и забавы.

Для людей, ведущих праздный образ жизни, а также для высокообразованных интеллектуалов праздник всегда выполняет другие функции: это возможность отдать дань традиции, повод для удовлетворения престижных устремлений, для развлечений, банкетов и визитов.

Понимание праздника как исключительного отдыха, необходимого для восстановления душевных и физических сил человека, позволяет говорить о том, что праздник - это пространство для духовного и эстетического развития личности, для ее эмоциональной разрядки.

Достичь все вышеописанные цели и задачи праздника помогает его семиосфера, то есть сфера знаковой деятельности праздника, а также ее трансляция и трансформация в культурогенезе.

С праздником как фазой культурной жизни связаны культурные явления, в принципе не имеющие места вне праздника.

Создавая образ идеального общественного состояния, высокого духовного порядка будущего, праздник использует все знаки культуры какой - либо эпохи и общества в виде: символов, обрядов, ритуалов, церемоний, норм общения, публичной жизни, привычек и традиций, лексики (например, словесных формул), жестов, изделий народных промыслов, игр, вещей, а также умения оперировать праздничными символами, праздничных магических действий, гаданий, игр и забав. То есть - это целый комплекс элементов, составляющих внешний антураж праздника и несущих, каждый в отдельности и все вместе, определенную семантическую нагрузку.

В культурном отношении знаковый арсенал праздников постоянно пополняется; песнями, стихами, рассказами, плясками, предсказаниями, играми и развлечениями с использованием элементов природы, которые придают им характер символа, метафоры, наполняют мистическим и эстетическим значением. Так создается традиция как ценное достояние, хранимое, культивируемое и передаваемое группой следующим поколениям.

Об этом пишет М. М. Бахтин: «Язык образов обогащается новыми оттенками значений и утончается. Благодаря этому народно-праздничные образы - могущественное орудие художественного овладения действительностью, основа подлинного широкого и глубокого реализма. Народные образы эти помогают овладеть самим процессом становления действительности, смыслом и направлением этого процесса. Отсюда, глубочайший универсализм и трезвый оптимизм народно-праздничной системы образов».

В празднике все преобразуется, любая утилитарность оборачивается культурой: «...каждое действие, слово, предмет, часть пространства приобретают второй смысл, резко отличный от обычного. Другими становятся и правила их сочетания, и принципы их использования».

Продолжительность и всенародный характер празднования требуют от всех активного участия в общем веселье. Праздничное поведение предусматривает прием и хождение в гости, обильную еду и питье, совместное исполнение песен, коллективные игры и развлечения.

С праздником связана особая сторона материальной культуры, куда входят костюмы, украшения, декорации, кухня, специальные временные сооружения и снаряжения, символы. Обязательным считается преображение людей и обстановки. Из сундуков вытаскиваются лучшие, нарядные одежды, снаружи и внутри украшаются дома, выезжают в расписных санях, устланных коврами и яркими ткаными дорожками, лошади и дуги обвешиваются колокольчиками и лентами. На Троицу, например, девушки в праздничных нарядах и с венками на головах украшают березку цветными ленточками и водят на лугу под песни сложные живописные хороводы необыкновенной красоты.

Со временем некоторые праздники утрачивают первоначальный смысл, например связь с культом, приобретают светский характер, игра и забава не превращаются в центральный элемент, то есть элемент, придающий смысл самому празднику. В забавной, комической, сатирической форме, также часто берущей начало в культе, выражаются идеи праздника. Забава, игра, состязание имеют цель придать блеск праздничному дню, сделать его привлекательным, сообщить участникам состояние радостного возбуждения, служить празднику.

Одновременно превращение праздника лишь в фольклорное зрелище может быть связано с утратой его смысла в общественном сознании, что может привести к отмене праздника. К тому же то, что в одной ментальной системе несет одну семантическую нагрузку, в другой системе может обратиться в свою противоположность. Выявить первоначальный смысл праздника позволяет иногда исследование, проведенное по правилам семиотики. С помощью семиотического анализа жестов, нарядов, обрядов и так далее ученые неоднократно пытаются реконструировать генетическую основу праздника.

Праздники - это не просто сохранение прошлых этапов развития культуры в новых условиях, это препятствие окостенению наличной, современной культуры, то есть тренировка способности к мобильному и неоднозначному, объемному видению мира. Поэтому полноценное знание и понимание праздника невозможно без изучения его истоков.

Таким образом, культура не возрождается сама, мир человеческих ценностей необходимо возобновлять и перестраивать постоянными усилиями людей. Поэтому важны механизмы обновления, напоминания, осознания ценностей, интеграции вокруг них членов сообщества благодаря коллективному действию.

В прошлом праздник - это один из главных источников творчества, двигатель развития культуры. Будний день, даже при наилучшей его организации не заменит эту творческую функцию праздника. Отмирание праздника в обществе обедняет значительную часть почвы, на которой тысячелетиями расцветает культура.

Относительно развития личности, опыт участия в празднике - это что-то уникальное, неповторимое. Пожалуй, никогда человек не перестанет ощущать потребность в том промежуточном состоянии между реальной и идеальной действительностью, причастностью к сакральному, которое всегда несет в себе праздник.

Поделиться: