Психология подростка: особенности развития по возрасту. Чем увлечь подростка. Вот что может действительно помочь

Статья предназначена для педагогов и мастеров работающих с подростками 15-16 лет, 1 и 2 курсы. Подробно описаны особенности данного подросткового возраста. При изучении и анализе представленного материала, мастер или преподаватель имеет возможность подобрать образовательные технологии наиболее эффективно отвечающие требованиям урока или практического занятия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья:

ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА

ОБУЧАЮЩИХСЯ 15 – 16 ЛЕТ

Мастер ПО Акинтьева Т.В.

Санкт – Петербург

2016

В подростковом и юношеском возрасте происходит дальнейшее развитие психических познавательных процессов и формирование личности.

Наиболее существенные изменения в структуре психических познавательных процессов у лиц, достигших подросткового возраста, наблюдаются в интеллектуальной сфере.

В этот период происходит формирование навыков логического мышления, а затем и теоретического мышления, развивается логическая память. Активно развиваются творческие способности подростка, и формируется индивидуальный стиль деятельности, который находит свое отражение в стиле мышления.

Тогда как период первичной социализации в основном связан с бессознательными и пассивными механизмами усвоения культуры, вторичная социализация предполагает творческое преобразование среды и большую включенность когнитивных механизмов.

Период старшего подросткового возраста, 15-16 лет, является одним из важнейших этапов вторичной социализации. В этот период формируется мировоззрение личности, ее представление о смысле жизни и собственном предназначении. События, пережитые и осмысленные в этом возрасте, становятся определяющими для ценностной базы человека.

На этапах жизненного пути, в течение первичной и вторичной социализации различна и значимость агентов социализации. В период первичной социализации, в младенчестве главную роль играют семья, группы сверстников, соответствующие средства массовой информации, начальная школа, «значимые другие». В дальнейшем, в период вторичной социализации, когда индивид входит в новые секторы своего общества, особенно значимы образовательные институты (учебные заведения, школа), сообщества, средства массовой информации.

Следует отметить, что в старших классах школы развитие познавательных процессов детей достигает такого уровня, что они оказываются практически готовыми к выполнению всех видов умственной работы взрослого человека, включая самые сложные. Познавательные процессы делаются более совершенными и гибкими, причем развитие средств познания очень часто опережает собственно личностное развитие.

Анализ группы показателей психологического состояния подростков в социуме, их мотивационно-ценностных ориентаций и восприятия действительности показал:

1. Оценка подростками той части действительности, которая направлена на их интеллектуальное развитие, характеризуется противоречивостью. С одной стороны, обнаружена завышенная самооценка по сравнению с объективным уровнем соответствия их поведения нравственным нормам. Например, оценка ими качественных сторон организованной познавательной деятельности свидетельствует о нежелании перемен в своей познавательной деятельности, что не свойственно данному возрасту.

2. Значимые для интеллектуального развития мотивационно-ценностные ориентации современного подростка характеризуются перемещением из области познавательной деятельности и развития своей личности в область общения, а также в область сугубо процессуальных сторон познавательной деятельности и развития своей личности в область общения, а также в область сугубо процессуальных сторон познавательной деятельности, что не соответствует объективным особенностям развития в данном возрасте.

Дети подросткового возраста 15-16 лет включаются в качественно новую систему отношений, общения с товарищами и взрослыми в школе, в общественных организациях. Изменяется и фактическое место в семье и среди сверстников. У подростка значительно расширяется сфера деятельности, значительно усложняются ее виды и формы.

Существенной особенностью старшего подростка (15-16 лет) остается особая форма познавательной деятельности, активно сочетаемая с производительным трудом . Это имеет важное значение, как для выбора подростками профессии, так и для выработки ценностных ориентаций. Имея учебно-профессиональный характер, эта деятельность, с одной стороны, приобретает элементы исследования, с другой – получает определенную направленность на приобретение профессии, на поиск своего места в жизни

Креативный подход создает множественность вариаций при выборе цели, мотивов, средств их достижения. Гибкость, творческость мышления позволяет уходить от застревания на нерешаемой проблеме или эмоции, сохраняя психическое здоровье подростка и гарантируя движение в развитии.

Подросток приобретает взрослую логику мышления. Происходит дальнейшая интеллектуализация восприятия и памяти . Этот процесс зависит от усложняющегося в средних классах обучения. Для развития памяти важно то, что усложнение и значительное увеличение объема изучаемого материала приводит к окончательному отказу от заучивания. Развиваются различные формы речи, в том числе письменная. С общим интеллектуальным развитием связано и развитие воображения . Сближение воображения с теоретическим мышлением дает импульс к творчеству: подростки начинают писать стихи, музыку, конструируют и т.д.

Существует и вторая линия развития воображения. Далеко не все подростки стремятся к достижению объективного творческого результата, но все они используют возможности своего творческого воображения, получая удовлетворение от самого процесса фантазирования. В своих фантазиях подросток лучше осознает собственные влечения и эмоции, впервые начинает представлять свой будущий жизненный путь.

Сегодня есть множество подходов к определению креативности (лат. creative - творческий, лат. creatio - создание). Поэтому невозможно привести единое обобщающее определение, которое удовлетворило бы запросам всех исследователей.

Несмотря на различные точки зрения, практически во всех определениях креативность связывают с изображением чего-то нового (для личности и для общества). В целом можно сказать, способность порождать необычные идеи, отклоняться в мышлении от традиционных схем, быстро разрешать проблемные ситуации; такая способность и была названа креативностью (творческостью). Креативность охватывает некоторую совокупность мыслительных и личностных качеств, способствующих становлению способности к творчеству.

Выполняя творческие задания на занятиях, при том, что задания несут четкие требования к их исполнению, подросток получает уникальную возможность самореализоваться, избавиться от многих подростковых комплексов, обрести уверенность в себе и четче определиться со своей будущей профессией.


Рациональное планирование занятий физической культурой, правильное использование средств и методов развития физических качеств на всем протяжении обучения возможно лишь при условии знаний анатомо-физиологических особенностей растущего детского организма .

Возраст 15-16 лет характеризуется интенсивным ростом и увеличением размеров тела. Быстро растут длинные трубчатые кости верхних и нижних конечностей, ускоряется рост в высоту позвонков.

Позвоночный столб подростка очень подвижен. Чрезмерные мышечные нагрузки, ускоряя процесс окостенения, могут замедлять рост трубчатых костей в длину.

В этом возрасте быстрыми темпами развивается и мышечная система. С 13 лет отмечается резкий скачок в увеличении общей массы мышц, главным образом за счет увеличения толщины мышечных волокон .

У подростков на фоне морфологической и функциональной незрелости сердечно-сосудистой системы, а также продолжающегося развития центральной нервной системы особенно заметно выступает незавершенность формирования механизмов, регулирующих и координирующих различные функции сердца и сосудов.

В период полового созревания у подростков отмечается наиболее высокий темп развития дыхательной системы. Режим дыхания у детей среднего школьного возраста менее эффективный, чем у взрослых. За один дыхательный цикл подросток потребляет 14 мл кислорода, в то время как взрослый - 20 мл.

Подростки меньше, чем взрослые, способны задерживать дыхание и работать в условиях недостатка кислорода. У них быстрее, чем у взрослых, снижается насыщение крови кислородом.

Как отмечает Е.А. Бондаревский, подростковый возраст - это период продолжающегося двигательного совершенствования моторных качеств, больших возможностей в развитии двигательных качеств.

У детей 15-16 лет достаточно высокими темпами улучшаются отдельные координационные способности (в метаниях на меткость и на дальность, в спортивно-игровых двигательных действиях), силовые и скоростно-силовые способности; умеренно увеличиваются скоростные способности и выносливость. Низкие темпы наблюдаются в развитии гибкости .

15-16 лет - самый благоприятный для развития силовых качеств человека. Наиболее высокими темпами возрастают показатели силы крупных мышц, туловища, бедра, голени, стоп. Относительные же показатели за это время улучшаются у лиц мужского пола примерно на 200%, а у лиц женского пола - только на 150%.

Самыми благоприятными периодами развития силы у мальчиков и юношей считается возраст от 13 - 14 лет до 17 - 18 лет, а у девочек и девушек от 11 - 12 до 15 - 16 лет, чему в немалой степени соответствует доля мышечной массы в общей массе тела (к 10 -11 годам она составляет примерно 23 %, 15-16 годам - 33%, а к 17 - 18 годам - 45%).

Правда за это время увеличивается и общая масса тела, поэтому прирост относительной силы не столь уж выражен, особенно у девочек. В этой связи наиболее значительные темпы возрастания относительной силы различных мышечных групп наблюдаются в младшем школьном возрасте, особенно у детей от 9 до 11 лет .

Показатели развития силовых качеств определяются не только возрастными и половыми особенностями, но сильно колеблются довольно в больших пределах в зависимости от индивидуальных различий детей, характера двигательной активности, занятий конкретными видами спорта и других обстоятельств.

В таблице 1 представлены показатели темпов прироста различных физических качеств у подростков 15-16 лет.

Таблица 1. Темпы прироста различных физических качеств у детей старшего школьного возраста (%) (И.В. Бельский)

Как и в любом другом возрасте, в подростковом необходимо тщательно следить за дозировкой нагрузки при выполнении упражнений, направленных на развитие силовых качеств. В таблице 2 и 3 представлены показатели по темпам прироста силовых качеств у детей старшего школьного возраста и объемы нагрузки в соответствии с видами силовых качеств.

Таблица 2 Темпы прироста силовых качеств у подростков 15-16 лет

Материал, представленный в таблице 3, позволяет сформулировать основные задачи развития силовых качеств у подростков 15-16 лет.

1. В рамках базового физического воспитания необходимо обеспечить гармоническое развитие всех мышечных групп опорно-двигательного аппарата. Эта задача решается путем избирательно направленного воздействия силовых упражнений. Здесь важное значение имеют объем и содержание силовых упражнений. Они должны обеспечить пропорциональное развитие различных мышечных групп. Внешне это выражается в соответствующих формах телосложения и осанке. Внутренний эффект применения силовых упражнений состоит в обеспечении высокого уровня жизненно важных функций организма и двигательной активности. Скелетные мышцы являются не только органами движения, но и своеобразными периферическими сердцами, активно помогающими кровообращению, особенно венозному. Особое внимание следует обратить на важнейшие мышечные группы: мышцы брюшного пресса, туловища, поясничной области, шеи, плечевого пояса, ног и рук.

Таблица 3 Объемы нагрузки в соответствии с видами силовых качеств у подростков 15-16 лет

2. Разностороннее развитие силовых качеств в единстве с освоением жизненно важных двигательных действий (умений и навыков). Данная задача предполагает развитие силовых качеств всех основных видов.

3. Создание условий и возможностей (базы) для дальнейшего совершенствования силовых качеств в рамках занятий конкретным видом спорта или в плане профессионально-прикладной физической подготовки. Решение этой задачи позволяет удовлетворить личный интерес в развитии силы с учетом двигательной одаренности, вида спорта и выбранной профессии.

Таким образом, в 15-16-летнем возрасте происходит активное развитие организма учащегося, которое отражается в интенсивном росте и увеличении размеров тела, в развитии мышечной и дыхательной системы. В этот период совершенствуются моторные и силовые способности детей, развиваются двигательные качества. Воспитание силы может осуществляться в процессе общей физической подготовки (для укрепления и поддержания здоровья, совершенствования форм телосложения, развития силы всех групп мышц человека) и специальной физической подготовки (воспитание различных силовых качеств тех мышечных групп, которые имеют большое значение при выполнении основных соревновательных упражнений). Каждое из этих направлений имеет свою конкретную установку на развитие силы и задачи, которые необходимо решить, исходя из этой установки. Исходя из этого, подбирают определенные средства и методы воспитания силы.

Конкретика: практически сведено на нет нормальное общение внутри семьи. практически любые попытки родителей, отчима или мои достучаться до него не приносят никакого результата. Были перепробованы все способы воздействия: и долгие спокойные разговоры, которые он все равно сводил к скандалу. и громкая агрессивная ругань, и общение со всеми учителями с целью выяснить проблему. На данный момент он полностью лишен денежного довольствия и каких-либо развлечений, дома он занимается только тем, что переписывается в соц.сетях.

Главные, по моему мнению, пункты:
- Полное отсутствие желания идти на контакт с близкими, в приватном разговоре со мной звучала такая фраза: "Если они (родители) уедут в другой город, оставят меня тут (в квартире) и будут просто присылать мне денег, я буду счастлив, я их уже видеть не могу, скучать не буду.", а также: "Не могу дождаться, когда мне исполнится 18, я уйду из дома. Буду хоть бомжевать. хоть что, лишь бы не жить тут с ними, я уже просто не могу всех видеть!"
- Отсутсвие влечения ни к противоположному. ни даже к своему полу.
- Демонстративное отрицание мнения любого несогласного с ним человека.
- Странная история, которую он сочинил для школьного психолога, про то. что он якобы приемный и т.д.
- Борьба сразу нескольких противоречий: хочет жить красиво и богато, но специально и регулярно кусает "кормящую руку" и заявляет, что помощь родителей ему не нужна. В то же время совершенно не стремится достичь чего-то сам, имеет все шансы быть недопущенным в 10 класс, не имеет каких-либо серьезных увлечений или хобби, кроме интернета.
- Периодические, вскользь, упоминания суицида.
- Наблюдал за братом после нескольких очень сильных скандалов, которые он раздул из простого разговора, выведя из себя и мать, отчима или отца. Вернувшись в свою комнату после сильнейшей ругани он всегда выглядит очень довольным и удовлетворенным, я бы так мог описать человека. который только что вкусно пообедал. Весьма странное наблюдние, на мой взгляд.

Собственно, хотелось бы понять, является ли это просто тяжело проходящим переходным возрастом или чем-то более серьезным? Ведь в без месяца 16 лет переходный возраст уже заканчивается (?) Ребенок всё больше и больше отдаляется от семьи и никакой надежды на улучшение я не вижу.
Стоит ли вести его к психологу?

Я просто переживаю за семью, за мать, которая отчаялась с ним справиться настолько, что уже почти готова насильно его отправить в военный интернат, чтобы его там "сломали", типа всё равно уже ничего не помогает. так хоть кардинальный способ попробовать.

Пишу к вам первый раз, буду отвечать на комментарии.

Воспитывать ребенка - это очень сложная задача для любого родителя. И она становится еще сложнее в процессе взросления. И когда вашим детям исполняется 15 лет - вас ждет невероятная головная боль, потому что это очень сложный возраст. К сожалению, в большинстве случаев ребенок подходит к этому моменту совершенно неподготовленным, потому что родители не знают, что рассказать детям о подростковом периоде, да и часто дети не хотят слушать своих родителей. Однако вам обязательно стоит выделить самые важные вещи, касающиеся данного возраста, и постараться их всеми возможными способами донести до ваших детей, чтобы облегчить им жизнь. Вот что вам обязательно нужно сказать вашим детям.

«Я никогда не стану твоим лучшим другом»

«Я никогда не буду твоим лучшим другом, потому что я уже - гораздо больше. Я твой постоянный помощник, я твоя группа поддержки, я люблю тебя больше всего на свете с того момента, как ты родился - и это не изменится никогда и ни при каких обстоятельствах, независимо от того, что бы будешь говорить или делать».

«Думай за себя, для этого у тебя есть мозг»

"Будучи родителем, я могу помогать тебе, влиять на тебя, оказывать тебе поддержку в принятии сложных решений. Но гораздо важнее, чтобы ты умел думать за себя, использовать свой собственный мозг, принимать решение самостоятельно, потому что я не всегда буду рядом, и тебе придется когда-нибудь все делать самостоятельно".

«Проблемы будут всегда - концентрируйся»

"Всегда концентрируйся не на человеке, а на проблеме, даже если ты знаешь, что именно этот человек и стал причиной проблемы. Таким образом ты сможешь более эффективно решить проблему, забыв о чувствах и эмоциях. Любая проблема в таком случае теряет часть своей сложности и становится более решаемой".

«Это не конец света»

"Требуется иметь большую храбрость, чтобы признать свои ошибки и взять на себя ответственность в том случае, если ты что-то сделал не так. Именно так и поступают взрослые, хотя некоторые люди никогда не взрослеют и всегда продолжают сваливать вину на кого-либо еще. Не будь таким человеком".

«Помни, в чем ты хорош»

"Успех для каждого имеет свое значение. Поэтому не ориентируйся ни на кого - создавай свой собственный успех, учитывая то, в чем ты на самом деле хорош. Выбирай для себя сферу, в которой ты уже хорошо разбираешься - и продолжай в ней совершенствоваться, чтобы достигнуть небывалых высот".

«Ты уникален»

"Сложно себе это представить, но ты на самом деле уникален, нет другого такого, как ты. В мире миллиарды людей, но нет такого же как ты. Ты не я и не кто-либо еще. Поэтому не пытайся быть мной или любым другим человеком - будь только собой. Это твоя жизнь, и только от тебя зависит, как именно ты ее проживешь".

«Пусть твой голос услышат»

"Сила слова может сделать очень многое - ранить, излечить, поднять дух или втоптать в грязь. Проще говоря, нужно сделать так, чтобы твой голос был услышан, но при этом правильно, для благих целей, а не для того, чтобы сделать кому-нибудь плохо. Говори то, что нужно сказать, но будь при этом вежлив".

«Секс и отношения - есть разница»

"Возможно, ты не считаешь, что об этом стоит со мной разговаривать, но на самом деле я для тебя по этому вопросу - лучший собеседник. И самое главное, что тебе нужно знать - это то, что секс и взаимоотношения являются разными вещами. Секс - это лишь физический акт, в то время как отношения - это единение душ".

«Социальные сети»

"Если ты хочешь, чтобы твоя жизнь оставалась под твоим контролем - не слишком углубляйся в социальные сети. Не стоит размещать фотографии личного характера и другие подобные вещи, потому что в социальной сети даже друзья могут оказаться не теми, за кого себя выдают, и ты можешь испортить себе жизнь сам".

«Переполнение эмоциями»

"Возможно, нам не удастся наладить тесные отношения, учитывая твой возраст, но при этом я все еще помню, что сам был в этом возрасте - и представляю, что это значит. Это целый взрыв эмоций, которые переполняют тебя через край, и иногда ты не можешь это контролировать. Поэтому умей себя сдерживать, чтобы потом не пожалеть о последствиях".

«Уважение может стать твоим лучшим союзником»

"Ты можешь этого не осознавать в таком возрасте, но в тебе заложен невероятный потенциал, и если ты будешь себя оценивать здраво и уметь себя ценить за то, кем ты являешься, то ты сам себе облегчишь жизнь. Но также не забывай, что уважать нужно и окружающих".

«Учеба не так скучна»

"Не думай, что учиться можно только на скучных уроках в школе. Обучение может быть гораздо более веселым, если правильно преподносится".

«Покажи мне деньги»

"Иметь собственные деньги - очень важно. В твоем возрасте ты можешь уже начать нащупывать свою дорогу в будущее и приобретать финансовую независимость".

«Тебе действительно все это нужно?»

«Люби жизнь»

"И самое главное - всегда люби жизнь, независимо от того, что в ней происходит".

Время чтения: 7 минут

Переходный этап между детством и взрослостью порой нелегко дается как ребенку, так и родителям. Начинается он с 12-14 лет и заканчивается в 15-17 лет. Некогда спокойные мальчики и девочки могут полностью измениться в поведении, стать неуправляемыми, делать все назло. Что движет ими? Психология подростка детально объясняет, какие проблемы возникают в таком возрасте, и как сделать так, чтобы у ребенка этот период прошел максимально спокойно.

Что такое психология подростка

Термин можно трактовать с двух точек зрения. В первой формулировке речь идет о науке, которая изучает особенности поведения мальчиков и девочек 12-17 лет. Вторая формулировка подразумевает непосредственно суть этого учения – возрастную особенность поведения, психических процессов. Это явление, которое может возникнуть у каждого растущего человечка, но оно необязательно. Родителям следует запастись терпением, создать для себя и ребенка ряд железных правил и не думать, что чадо останется таким неуправляемым на всю жизнь.

Возрастные особенности подростков 13-14 лет

Со стартом этого периода (у кого-то раньше, у кого-то позже) в организме происходят существенные физические изменения: начинается половое созревание. Перестройка в теле многих пугает, доставляет неудобства, иногда может стать причиной насмешек со стороны ровесников (например, при недостатках в фигуре, появлении прыщей, непроизвольной эрекции). Это откладывает свой отпечаток на незрелой психике. Современные подростки ощущают взрослую любовь, начинают проявлять сексуальную активность.

Физическое созревание влияет на нервную деятельность. У мальчиков и девочек 13-14 лет особая психология: процессы возбуждения преобладают над торможением. Это влечет за собой ухудшение реакции, временные трудности в формировании условных рефлексов. У подростков наблюдается очень эмоциональное общение, психическая неуравновешенность из-за переживаний . Сильно развито воображение: ребенок переживает одни и те же чувства, пока не изживет свои внутренние терзания.

Подростковые проблемы

Когда ребенок входит в возраст 12-15 лет, психология меняется. Основные проблемы, которые доставляют неудобства окружающим (но не самому подростку):

  1. Одержимость гаджетами. Электронные устройства заменяют реальный мир, влияют на саморазвитие, не оставляют времени на помощь по дому, учебу.
  2. Враждебность к родителям. Мальчики и девочки начинают хамить, вести себя неуважительно, игнорировать правила.
  3. Ложь. За ней стоит боязнь быть осужденным, отруганным или наказанным, ведь подросток нередко нарушает установленные правила.
  4. Поздние приходы домой. Ребенок испытывает пределы, намеренно нарушает временные границы.
  5. Дружба с плохой компанией. Ребенок думает, что те ребята крутые, поэтому он жаждет стать таким же.
  6. Употребление алкоголя, наркотиков, курение. Трудный подросток стремится возвыситься над другими, испытать новые ощущения.

Психологические проблемы подростков

Основные трудности связаны с противоречиями в потребностях мальчика или девочки. Психология подросткового возраста говорит о том, что возникает внутренний конфликт: стремление к обособлению и социализации. Ребенок ищет свою автономию, проходит процесс личностного самоопределения. Он рьяно отстаивает свое пространство, убеждения, но не понимает ценности чужой автономии. Вместе с этим у подростка формируется необходимость примкнуть к какой-то социальной группе, кроме семьи. Это сверстники, интересы которых он разделяет .

Почти все проблемы современных подростков вытекают из конфликта, описанного выше. Тинейджер хочет самоутверждения. Если что-то идет не так, как он желал, возникают депрессии, замкнутости, ребенок становится скрытным или всячески протестует против общественности. Вопросы пола подогревают это состояние. Подростковая гиперсексуальность приводит к активной мастурбации, которая сопровождается чувством вины, ранним половыми связями и всеми последствиями, связанными с ними. Девственность тоже может стать причиной волнения.

Подростковая психология мальчиков

Процесс превращения мальчика в парня, а затем и в мужчину сложный. В младшем подростковом возрасте (12-14 лет) проблема не так чувствуется, но затем становится ощутимей. Насколько она будет глобальной, зависит от семейных взаимоотношений: участия матери и отца (особенно отца!) в воспитании ребенка. Мальчик все больше внимания обращает на девочек, случается первая любовь. Если она неразделенная, у подростка может возникнуть подмена в ориентации – стремление к партнеру своего пола.

Психология выделяет несколько тревожных и волнующих состояний подростка:

  • беспокойство по поводу мнения окружающих, своей внешности;
  • неуверенность в своих силах;
  • юношеский максимализм: самонадеянность, категоричность в суждениях;
  • полярность психики: сочетание замкнутости и общительности, цинизма и мечтательности, наглости и стеснительности;
  • стремление получить максимум информации по интересующему вопросу.

Подростковая психология девочек

Поведенческие особенности практически одинаковые у обоих полов, но переходный возраст у девочек наступает раньше. Подростка легко рассмешить или заставить плакать, похвала или критика воспринимается очень близко к сердцу. У девочек происходит формирование самосознания. Потребность в психологической близости, взаимопонимании у них сильнее, чем у мальчиков. Нередко подростки влюбляются в красавцев из телевизора, взрослых мужчин. У девочек формируются идеалы и авторитеты, они стремятся подражать им.

Кризис идентичности

Эрик Эриксон ввел термин «кризис идентичности», который тесно связан с кризисом смысла жизни. В подростковом периоде происходит личностное самоопределение. Перед юным человеком стоит непростая задача, являющаяся этапом взросления: ему необходимо понять свою роль как члена общества и собственные уникальные особенности, интересы. Подросток обретает социальный статус, проходит адаптацию во взрослом окружении, приобретает новый способ мышления.

Парень или девушка находятся в процессе становления своего «Я» с точки зрения реализации взглядов на жизнь. У идентичности есть две характеристики:

  • положительная: кем подросток должен стать;
  • отрицательная: кем не должен стать.

Социальные взаимоотношения

При описании этого аспекта психология выделяет две разных модели взаимоотношений: со взрослыми и ровесниками. Последние формируют устойчивые социальные группы, в которые новичку попасть сложно. Такие объединения являются для подростков эталонными и субъективно значимыми, их требования и нормы парень или девушка принимает и разделяет. Общение выходит на новый уровень, и это не только развлекательные совместные игры, но и общий труд, разговоры на жизненно важные темы.

Если подросток становится изгоем, или сверстники объявляют ему бойкот, это приводит к формированию низкой самооценки, комплексов, ощущению одиночества, неполноценности и даже суицидальным мыслям (в особо тяжелых случаях). Каждое детское переживание, связанное с ровесниками, очень глубокое и значимое. Все подростки имеют повышенную чувствительность к групповому мнению, и если ему не соответствуют, то возникают страхи.

Общаться со взрослыми подросшему ребенку уже сложнее. К нему выдвигаются большие требования, что сопровождается сопротивлением. Особая роль в этот период отводится влиянию семьи. Благополучные отношения родителей и умеренное давление на подростка становятся решающими при выборе модели поведения. Однако неустойчивость психики создает определенные сложности в общении со взрослыми, приводит к периодическим протестам.

Поведение подростка в 14 лет

В этот период меняется когнитивная сфера, что откладывает отпечаток на поведение. Психология подростков говорит о возникновении фантомного чувства взрослости, самостоятельности. Молодой человек хочет всячески показать, что он уже взрослый, но, по сути, он остается ребенком. Старшие подростки делают контакты с семьей более слабыми, обособляют свое «Я». Впервые появляются серьезные мысли о будущей профессии. Фантомная взрослость как бы наделяет юных ребят полномочиями к запрещенным и нежелательным действиям: курению, употреблению алкоголя, половым связям.

Как разговаривать с подростком

Родителям в переходный возраст ребенка не менее сложно. Неосторожные слова, необдуманные действия могут причинить вред неокрепшей психике. Несколько правил общения с подростком:

  • Не допускайте критики внешности. Даже если не все идеально, совместными силами вы исправите изъяны.
  • Будьте внимательны к ребенку. Спрашивайте, как дела. Если вам не нравится поведение, не осуждайте это откровенно. Окольными путями или на своем примере можно предложить тот вариант развития событий, который вам приемлем.
  • Будьте искренне заинтересованы успехами чада, «глобальными» проблемами со сверстниками.
  • Делитесь своими планами, выслушивайте советы, даже если они кажутся нелепыми. Цените выбор ребенка.
  • Займитесь половым воспитанием. Не бойтесь неадекватного восприятия информации – дети уже готовы к новым открытиям.
  • Хвалите ребенка, будьте на равных, не обижайтесь на перепады настроения и говорите с ним, а если он этого не желает, находите нужный момент для беседы.

Чем увлечь подростка

Тинейджеры – самые увлекающиеся люди. Они занимаются всем и понемногу. Родителям важно обнаружить потенциал ребенка и дать ему раскрыться. Желательно это делать в более раннем возрасте – 5-6 лет. Самые интересные занятия для подростков:

  • Физическая культура: баскетбол, волейбол, футбол. Юноши с удовольствием играют в эти игры и выплескивают свою энергию.
  • Собирательные увлечения, коллекционирование. Складывайте марки, фото кумиров, календари, яркие игрушки.
  • Конструирование, создание предметов своими руками. Юные ребята любят делать модели, собирать из конструктора сложные фигуры, экспериментировать с папье-маше.
  • Походы в молодежные организации. Есть специальные объединения, где подростки собираются и общаются по интересам под присмотром психологов, проходят тренинги. В Москве это школа практической психологии «Эмпатия», центр образовательной помощи «ПсиЛайнер».
  • Преображения во внешности. Подберите мальчику классный гардероб, сводите девочку на маникюр, мастер-классы по макияжу, уходу за кожей. Сделайте модную стрижку.

Видео

Поделиться: