Пропедевтическая педиатрия, новорожденный ребенок. Как делать воздушные и солнечные ванны новорожденному

Общеизвестно, что новорожденный младенец нуждается в особом уходе. Поэтому всем родителям полезно знать, что именно включает понятие «уход за новорожденным», и почему именно за новорожденным ребенком нужно ухаживать так, а не иначе.

Уход за новорожденным: особенности кожи

Кожа новорожденного отличается не только тем, что очень тонка и нежна, но и тем, что имеет определенные физиологические отличия от кожи взрослого человека. Они заключаются в том, что:

  • Потовые и сальные железы только начинают свою работу, поэтому защитная пленка на поверхности кожи выражена слабо.
  • Из-за большой поверхности и большого количества капилляров кожа легко впитывает различные вещества и принимает участие в газообмене (дыхании). Кожное дыхание у новорожденных интенсивнее, чем у взрослых, в 8 раз!
  • Кроме того из-за очень малого количества пигмента меланина кожа практически не защищена от действия солнечных лучей.

Именно поэтому кожа младенца легко травмируется и инфицируется, легко теряет влагу и пересыхает, не может адекватно защитить ребенка от переохлаждения и перегревания.

Уход за новорожденным: создание комфортных условий

Неспособность организма новорожденного защититься от переохлаждения и перегревания обязывают родителей создать комфортные тепловые условия для малыша. Температура в помещении должна быть 20-220 С. Проветривание и влажная уборка проводятся 2 раза в день. Сквозняков необходимо избегать.

Одежда новорожденного должна быть легкой, свободной, не мешающей дыханию кожи, не сковывающей движений. Не надо пеленать кроху, лучше оденьте его в костюмчик и укройте одеялом. В теплых домашних условиях шапочку можно не одевать. Избегайте перегревания!

Ориентир правильности действий родителей (в смысле создания необходимых условий для новорожденного) - температура тела ребенка. В норме она должна находиться в диапазоне 36.6-37.20 С.

Уход за новорожденным: умывание ребенка

Самое главное правило ухода за новорожденным: не забыть хорошенько помыть руки с мылом перед проведением любой гигиенической процедуры!

Умывание ребенка проводится кипяченой водой, по мере загрязнения личика.

Глаза промываются отдельными кусочками ваты (в направлении от ушка к носу).

Нос прочищается вращательными движениями тонкими ватными жгутиками, смоченными водой или детским маслом. Жгутики вводят на глубину не более 1.5 см. Нельзя пользоваться для этого твердыми предметами (ватными палочками и пр.) Помните: очистка носовых ходов - в отличие от купания - не самый приятный момент в жизни ребенка!

Уши новорожденного не надо чистить уши ватными палочками. Ушная сера довольно активно выталкивается при сосании, поэтому достаточно вытирать внутреннюю поверхность ушка и аккуратно забирать кусочки серы ватными жгутиками, стараясь не повредить кожу.

Уход за новорожденным: уход за пупочным остатком, пупочной ранкой.

К сожалению, еще довольно часто можно встретить рекомендации при уходе за новорожденным каждый день обрабатывать пупок перекисью и зеленкой, заклеивать его при купании, присыпать ксероформом и т. д. Так вот: если ребенок после рождения находился вместе с мамой - этого делать не надо! Его кожа заселена материнской флорой, которая при обработке пупка будет уничтожена, что увеличивает шанс на присоединение инфекции.

Однако при уходе за новорожденным необходимо, чтобы пупочный остаток всегда был чистым и сухим. Поэтому его нельзя накрывать подгузником! В случае загрязнения пупочный остаток промывается кипяченой водой с мылом и тщательно высушивается чистой пеленкой. При появлении гнойных выделений из пупка или неприятного запаха необходимо обратиться к врачу: в этой ситуации действительно могут понадобиться антисептики.

Уход за новорожденным: купание

Купание новорожденного можно начинать независимо от того, отпал пупочный остаток или нет. Однако пока не заживет пупочная ранка, купание традиционно проводят в кипяченой воде. Комфортная температура воды для купания - 37-380 С. Внимание! Никогда не добавляйте горячую воду, когда ребенок находится в ванночке! Могут возникнуть ожоги!

Температура воздуха в помещении для купания должна быть не меньше 22 0 С.

Перед купанием новорожденному полезно проведение воздушных ванн. В это время можно выложить малыша на животик, нежно поглаживать его. Начиная при уходе за новорожденным проводить воздушные ванны, подержите малыша голышом 2-3 минуты. Потом постепенно увеличивайте время ”прогулок” до 15-20 минут (для “надежности” можно оставить на новорожденном подгузник).

Перед купанием необходимо заранее подготовить чистые вещи, полотенце, средства по уходу за кожей малыша и, собственно, ванночку. Ванночку рекомендуется вымыть пищевой содой и ополоснуть водой.

Купать ребенка нужно каждый день в одно и то же время, в удобное для родителей время суток. Во время купания при уходе за новорожденным взрослый левой рукой поддерживает головку ребенка (так, чтобы вода не попала в ушки), а правой в течение 1-2 минут поливает водой, нежно обтирает губкой или пеленкой. Со временем длительность купания постепенно увеличивают до 10 мин.

При уходе за новорожденным большое значение имеет тщательный подбор моющего средства. Ни хозяйственное мыло, ни антибактериальное, ни взрослое мыло для ухода за новорожденным категорически не подходят - только специальное детское мыло! С мылом новорожденного ребенка купают не чаще одного раза в неделю. Купание с мылом завершается обливанием ребенка чистой кипяченой водой.

Не стоит злоупотреблять и «травками» - к большому сожалению, при купании в травяных настоях у новорожденных детей все чаще возникают аллергические реакции, поэтому лучше не рискуйте - используйте при уходе за новорожденным чистую воду.

После купания сразу же заверните ребенка в большое полотенце (пеленку), нежно промокните насухо. Обработайте естественные складки кожи новорожденного увлажняющим молочком или детским кремом. Нельзя мазать кремом или маслом все тело: это мешает дыханию кожи.

Уход за новорожденным: смена подгузников

При уходе за новорожденным «долгоиграющие» одноразовые подгузники, которые имеют высокую впитывающую способность, нужно менять не реже, чем каждые 4 часа. Марлевые - сразу же после намокания (загрязнения).

Сняв подгузник, положите малыша на левую руку (спинку на предплечье, головку в локтевой изгиб, а попку удобно разместите на ладони, можно обхватив одну ножку пальцами) и поднесите к крану. Подмойте под теплой проточной водой (обязательно в направлении «спереди назад») и вытрите ребенка насухо (при отсутствии условий для подмывания, кожу новорожденного можно протереть влажной детской гигиенической салфеткой, не забывая проникать во все складочки). Наденьте чистый подгузник.

Для ухода за новорожденным старайтесь покупать одноразовые подгузники в специализированных детских магазинах, где они продаются отдельно от бытовой химии.

Уход за новорожденным: ногти

Уход за новорожденным включает обязательную стрижку ногтей. Ногти у новорожденного ребенка очень острые и довольно быстро растут. Их необходимо стричь по мере отрастания, так как ноготками ребенок может и себя поцарапать, и маму. При этом удобно пользоваться миниатюрными детскими щипчиками или маленькими ножницами.

Новорожденный в доме - это большая радость и для родителей, и для бабушки с дедушкой, и для старших братьев и сестер. Хорошо, если к этому готовятся все. В чисто прибранном доме лучшее место должно принадлежать самому маленькому человеку. Он требует не так уж мало внимания.

Необходима прежде всего детская кровать, потому что новорожденный большую часть суток спит. Для этой цели не подходит коляска, так как в ней при комнатной температуре скапливается много влаги и постель прогревается. Ребенку становится душно, к тому же маленькое пространство коляски мешает ему свободно двигаться.

Кроватку поставьте так, чтобы к ней можно было подходить с двух сторон-головным концом к стене. Матрац должен быть ровным и полужестким, на него постелите кусок детской медицинской клеенки размером полметра на метр, застелите ее чистой простынкой. Укладывайте малыша спать без подушки. Перовые, а тем более пуховые подушки, перинки не рекомендуем: может произойти искривление позвоночника или развиться аллергия к домашней пыли, которая скапливается в мягких предметах.

Выделите стол для пеленания, покройте его, фланелевым одеялом, а сверху-детской клеенкой, которую не забывайте ежедневно промывать теплой водой с мылом.

Отрежьте кусок медицинской клеенки размером 30×30 см. Используйте ее для пеленания ребенка: целлофан ддя этих целей не годится, так как он совершенно не пропускает воздух и способствует скоплению избытка влаги вокруг тела ребенка, а тем самым - возникновению опрелости кожи.

О приданом для малыша многие мамы и бабушки заботятся заблаговременно. Давайте проверим, все ли вы предусмотрели. Надо приготовить два одеяла: байковое и теплое, 20 бязевых и 5 байковых пеленок. 30 подгузников размером 60×65 см (из сшитой в два слоя марли или из мягких, предварительно выстиранных и прокипяченных простыней), 2-3 чепчика, 2 косынки, 2-3 конверта, 5 бязевых распашонок и 5 байковых кофточек с закрытыми рукавами.

Не забудьте приобрести и специальную аптечку, куда входят: термометр для измерения температуры тела, водный термометр, чтобы измерить температуру воды для купания, стерильная вата, бинт, порошок борной кислоты, коробочка с кристаллами марганцовокислого калия, питьевая сода , соски и градуированные детские бутылочки, резиновый клизменный баллон емкостью 100 мл, резиновый катетер для выведения газов из кишечника, детское мыло, мензурки и пипетки.

Все предметы ухода за новорожденным ребенком храните в специально выделенном месте. Для стерилизации сосок и бутылочек кипятите их 15 минут в кастрюле. Резиновый катетер и клизменный баллон кипятите в другой кастрюле.

Чисто вымытыми руками (на проглаженной горячим утюгом пеленке) скрутите стерильную вату в небольшие тампоны и положите их в прокипяченную чистую стеклянную банку с крышкой. Они пригодятся для туалета глаз и кожи ребенка. Следите за температурой в комнате, постоянно поддерживайте ее от 19 до 22 градусов тепла, рядом с кроваткой не ставьте нагревательных приборов. Помещение проветривайте 4-5 раз в сутки; в это время новорожденного, чтобы он не простудился, переносите в другую комнату или теплее одевайте.

Появившийся на свет малыш беззащитен и нежен; незначительное переохлаждение или перегревание - и уже болезнь. Может заболеть он и в том случае, если к нему подошел человек с насморком, ангиной или иным недугом. Будьте строгой и принципиальной, не разрешайте подходить к ребенку родственникам и знакомым, если кто-либо из них болен или даже здоров, но у кого в семье имеется больной. Помните: здоровый человек может быть переносчиком инфекции.

Как только привезли ребенка из роддома, сразу же начинайте его правильно воспитывать. Что значит «правильно?»

Соблюдайте режим, когда в определенном порядке чередуются сон , бодрствование, кормление, купание, прогулки.

Купать новорожденного рекомендуется сразу после выписки из роддома в кипяченой воде температурой 36 градусов тепла с добавлением розового раствора марганцовокислого калия. Это предохранит малыша от гнойничковой инфекции. Время купания- не позже 19 часов.

На первом месяце жизни малыш долго спит: 18-20 часов в сутки. Кормите его шесть раз в такие часы: 6; 9.30; 13; 16.30; 20; 23.30. Сразу же после приема пищи он заснет. Но постепенно он все дольше бодрствует после кормления, от получаса в месячном возрасте до полутора часов к полугоду.

Лучшая пища - материнское молоко - не только пища в самом удобном для переваривания виде. В нем и защитные вещества, предохраняющие от многих заболеваний.

Ну, а что же делать, если у матери грудного молока не хватает? Докармливать донорским грудным молоком. Или, если это невозможно, использовать молочные смеси с детской кухни.

На одно кормление (при 6-кратном приеме пищи) для двухнедельного ребенка нужно готовить 80-85 граммов смеси, в месячном возрасте - 90-100, в двухмесячном -110-130, в трехмесячном -140-150 граммов.

За первый месяц жизни вес малыша увеличивается на 600-700 граммов, за второй и третий месяцы примерно по 800 граммов.

Дитя нуждается и в воде. Лучше поить его отваром шиповника (5 плодов шиповника на стакан кипятка с добавлением двух кусочков сахара) или только кипяченой водой, но с сахаром в указанной пропорции.

С полутора месяцев в рацион включают овощные и фруктовые соки , но постепенно, иначе это может привести к расстройству пищеварения Например, морковный сок начинают с 5 капель, затем увеличивают до 1/4 чайной ложки и только через неделю - до чайной ложки. К двум месяцам - 2 чайные ложки (10 г), а к 3 месяцам - 5 ложек (25 г). К полугоду общее количество овощного и фруктового сока не должно превышать 100 граммов.

Следите за чистотой глаз малыша, протирайте их ватными тампонами, смоченными в двухпроцентном растворе борной кислоты (чайная ложка на стакан кипяченой воды). В первый раз погуляйте с ним полчаса, постепенно увеличивайте время пребывания на чистом воздухе до полутора часов. Три часа в день ребенок должен быть на воздухе, зимой при температуре не ниже 20 градусов холода, летом не выше 33-градусов тепла.

Не ограничивайте движений ребенка, не пеленайте, его так. чтобы он не смог шелохнуться, не вытягивайте ему ножки, что, к сожалению, делают некоторые матери, полагая, будто ножки станут прямыми. Это вредно: скованные движения затрудняют правильное формирование костей и мышц.

Одежда должна быть рациональной: две распашонки (тонкая и теплая) вверху и две легкие пеленки закрывают тело до пояса. Традиционный подгузник в виде треугольника лучше заменить прокладкой прямоугольной формы, которую помещают в области промежности, и при этом бедра ребенка разводят (в стороны), что важно для профилактики вывиха тазобедренных суставов.

Важны и такие элементы физической культуры, как общеукрепляющий массаж и гимнастика.

Не забывайте, что ваши первые помощники и советчики - детский врач и медицинская сестра. Слушайтесь их, а не людей несведущих, не имеющих медицинского образования.

- И. Елизарова, доктор медицинских наук, профессор

Министерство здравоохранения России Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» (ГБОУ ВПО ИГМУ Минздрава России)

Кафедра педиатрии №2

Особенности ухода за новорожденными и детьми грудного возраста.

Основы воспитания детей раннего возраста

для аудиторной работы студентов 2 курса педиатрического факультета по дисциплине

«Организация медицинского наблюдения и уход за здоровым и больным ребенком»

УДК 613.952-083.4.(075.8)

ББК 57.302я73 С12

Рекомендовано методическим советом педиатрического факультета ГБОУ ВПО ИГМУ Министерства здравоохранения России в качестве учебно-методического пособия для студентов педиатрического факультета медицинского вуза

№ 1 от 19.09.2013 года

Составитель:

В.Г. Савватеева – д-р мед. наук, проф. каф. педиатрии №2 ГБОУ ВПО ИГМУ Министерства здравоохранения России

Рецензенты:

Л.А. Решетник – зав. каф. детских болезней ИГМУ, д-р мед. наук, проф., засл. врач РФ

В.Т. Киклевич - д-р мед. наук, зав. каф. детских инфекционных заболеваний ИГМУ, проф., засл. врач Р.Ф.

Савватеева, В.Г.

К 60 Особенности ухода за новорожденными и детьми грудного возраста. Основы воспитания детей раннего возраста /сост.: В.Г. Савватеева; ГБОУ ВПО ИГМУ Министерства здравоохранения России.- Иркутск, 2012.- 44с.

Основная задача данной работы – дать стандарт (норму) правильного, четкого и последовательного выполнения основных сестринских вмешательств. Методика выполнения представлена в виде алгоритмов. Кроме этого в работе изложены подходы к сестринскому процессу, который только вводится в нашей стране. Он раскрывает сестринскую деятельность на современном этапе. Медсестры должны быть компетентными, способными мыслить и анализировать, владеть этико-деонтологическими принципами при организации ухода за новорожденными, владеть элементами воспитания детей раннего возраста.

УДК 613.952-083.4.(075.8)

ББК 57.302я73

© Савватеева В.Г., 2013 © ГБОУ ВПО ИГМУ Министерства здравоохранения России, 2013

Наименование

Актуальность темы

Учебные и воспитательные цели

Краткая аннотация

Периоды жизни ребенка

Новорожденный и уход за ним

Особенности ухода за новорожденными и детьми грудного возраста

Уход за кожей и слизистыми оболочками

Правила пеленания и одежда детей первого года жизни

Кормление детей первого года жизни

Наблюдение за стулом и его регистрация.

Профилактика деформаций скелета.

Транспортировка детей грудного возраста.

Элементы воспитания

Режим дня.

Оборудование детских учреждений.

Массаж и гимнастика.

Контроль за развитием и поведением ребенка

Тесты для оценки достигнутого уровня знаний

Ситуационные задачи

Контрольные вопросы

Ресурсное обеспечение

Тема: Особенности ухода за новорожденными и детьми грудного возраста. Основы воспитания детей раннего возраста.

Основными задачами занятия являются:

- овладение навыками ухода за новорожденными и детьми грудного возраста, умение не только выполнить все манипуляции по уходу,

- способность научить родителей правильному уходу за ребенком, выполнению необходимых режимных моментов, обеспечению адекватного питания соответственно возрастным потребностям.

Продолжительность занятия: 3 часа.

База проведения занятия: Детское грудное отделение с подбором 5-6 детей, дома ребенка

1, № 2, симуляционный класс.

Материальное оснащение: Методические пособия. Симуляционное оборудование. Тесты для оценки исходного и достигнутого уровня знаний. Ситуационные задачи.

Изучив данную тему, студенты должны знать:

- первичный туалет новорожденного;

- ежедневный уход за новорожденным в родильном доме;

- патронаж новорожденного;

- элементы воспитания ребенка;

- режим дня ребенка грудного возраста;

- методику обработки кожи, полости рта, половых органов;

- характер стула ребенка грудного возраста, находящегося на естественном, искусственном вскармливании;

- основы безопасности ребенка. Студенты должны уметь:

- осуществлять уход за пупочным остатком и пупочной ранкой;

- обрабатывать кожу, глаза, носовые ходы;

- провести гигиеническую ванну;

- организовать режим дня для ребенка грудного возраста;

- запеленать и одеть грудного ребенка;

- оценивать стул ребенка грудного возраста;

- обучать навыкам опрятности детей раннего возраста;

- подобрать игрушки для детей в зависимости от возраста. Владеть навыками ухода за ребенком в различные возрастные периоды;

- Уметь организовать режим дня, сна, активного бодрствования с учетом возраста;

- Оценить физическое и нервно-психическое развитие детей грудного возраста;

- Методиками общего массажа детей грудного возраста;

- Организации грудного вскармливания, искусственного вскармливания, правилами и сроками введения прикормов;

- Подобрать игрушки с учетом возраста, потребностей и возможностей ребенка

Аннотация

Одной из характерных особенностей детского организма, отличающей его от организма взрослого, являются интенсивный рост и непрерывное развитие. В процессе развития ребенок все время меняется. С ранних стадий внутриутробной жизни и во все последующие возрастные периоды происходит развитие и совершенствование функций организма. Каждый период жизни ребенка имеет характерные особенности. Без знания этих особенностей нельзя судить о правильном развитии ребенка, а также понять патологию и своеобразное течение заболевания у детей разного возраста. На развитие детского организма большое влияние оказывает окружающая его среда.

В зависимости от закономерных изменений, происходящих в организме ребенка, различают следующие периоды его жизни:

I. Период внутриутробного развития:

1) фаза эмбрионального развития (зародыш, или эмбрион);

2) фаза плацентарного развития (плод).

II. Период новорожденности (ранний неонатальный, поздний неонатальный). III. Грудной возраст (младший ясельный возраст).

IV. Ранний возраст (до 3-х лет)

Дошкольный возраст (период посещения детского сада).

V. Препубертатный (младший школьный возраст, отрочество).

VI. Пубертатный (период полового созревания, старший школьный возраст).

Период внутриутробног о развития занимает время от момента имплантации оплодотворенного яйца до момента рождения ребенка и составляет 10 лунных месяцев (280 дней). В течение первых 3 мес. (фаза эмбрионального развития) происходит формирование плода. С III по 1X месяц (фаза плацентарного развития) сформированный плод растет и развивается.

При неблагоприятных воздействиях (заболевания, погрешности в питании, профессиональные вредности) на организм беременной, первые 3 мес. беременности могут возникнуть различные аномалии развития и уродства плода. Состояние здоровья беременной и в последующие месяцы имеет большое значение для правильного развития плода. Дородовой патронаж беременных включает ряд профилактических мероприятий, предупреждающих рождение недоношенных, мертвых детей, а также внутриутробное развитие различных аномалий и уродств.

Период новорожденности – ранний неонатальный - первый период внеутробной жизни, его длительность - с момента рождения до 28 дней жизни. В это время отпадает

остаток пупочного канатика, заживает пупочная ранка. После рождения ребенок приспосабливается к новым условиям существования, у него возникает легочное дыхание, устанавливается внеутробная система кровообращения, начинает функционировать пищеварительный аппарат. Однако у ребенка отмечается функциональная незрелость органов и систем, особенно ЦНС. В этот период проявляется ряд пограничных с патологией состояний, отражающих процесс приспособления ребенка к внеутробной жизни: физиологическая желтуха, физиологическая убыль и последующее восстановление массы тела, гипотермия, половой криз и др.

В период новорожденности могут быть выявлены патологические состояния, возникшие в связи с нарушением внутриутробного развития: врожденные уродства, врожденные пороки сердца, а также последствия родовой травмы. Возможно инфицирование новорожденного через пупочный канатик, пупочную ранку, кожу, что приводит к таким заболеваниям, как пиодермия, воспаление пупка, сепсис. Особенно опасна для новорожденного стафилококковая инфекция и туберкулез. Тщательное наблюдение за состоянием новорожденного с первых дней его жизни, создание оптимальных условий для его развития, правильный уход за ним, организация режима, соответствующее грудное (естественное) вскармливание обеспечивают нормальное развитие ребенка в этот период жизни, когда его органы и системы особенно легко ранимы. Наиболее частые проблемы этого возраста: опрелости, потница, молочница, недостаточная лактация у матери.

Грудной возраст (младший ясельный) охватывает 1-й год жизни (период от 1 мес. до 1 года), характеризуется интенсивным увеличением массы тела и роста. Заметно совершенствуется функциональная деятельность ЦНС, развиваются моторные функции, ребенок начинает узнавать предметы и лица, ориентируется в окружающей среде. К концу этого периода ребенок произносит первые слова. В этом возрасте сохраняется относительная функциональная незрелость пищеварительного аппарата, поэтому самые частые болезни - заболевания желудка, кишечника и расстройства питания. При неправильном вскармливании, недостатке витаминов, в частности кальциферола (витамина Д), могут развиться рахит, спазмофилия. Часто наблюдаются в грудном возрасте так называемые диатезы, особенно экссудативно-катаральный, аллергический диатезы. Острые детские инфекции в возрасте до 6 мес. встречаются редко, во 2-м полугодии учащаются острые респираторные заболевания. Из хронических инфекций в отдельных случаях могут быть выявлены врожденный сифилис и туберкулез.

Период молочных зубов следует за грудным, охватывает возраст от 1 года до 6 - 7 лет. Подразделяется на старший ясельный (преддошкольный) - от 1 года до 3 лет и дошкольный возраст - от 4 до 7 лет. Первый период характеризуется дальнейшим ростом и развитием ребенка, но энергия роста несколько меньше, чем в грудном возрасте. Совершенствование ЦНС и познание окружающей среды способствуют развитию двигательных навыков - ребенок много двигается, участвует в играх. Значительно пополняется запас слов, формируется речь. В этом возрасте особенно важное значение приобретают окружающая среда, воспитание ребенка. Из заболеваний часто встречаются болезни пищеварительного аппарата, анемии, диатезы. Характерны частые детские инфекции (корь, ветряная оспа, коклюш, скарлатина), острые респираторные заболевания.

В дошкольном возрасте продолжается дальнейшее совершенствование функций организма, развитие нервно-психической деятельности. Укрепляется мускулатура, костный скелет, происходит смена молочных зубов. Ребенок получает то же питание, что и взрослый человек. Темп роста несколько замедляется по сравнению с предыдущим периодом. Постоянный контакт с окружающей средой, взрослыми способствует дальнейшему развитию речи, она становится более сложной. К завершению дошкольного возраста ребенок начинает читать и писать, готовится к поступлению в школу. Частота острых детских инфекционных болезней продолжает оставаться высокой, но течение их становится менее тяжелым. В этом возрасте могут наблюдаться различные формы эндокринных расстройств.

Период отрочества, следующий период, подразделяется на младший школьный возраст (от 7 до 11 - 12 лет) и старший школьный возраст (от12 до 16-18 лет). У детей происходит дальнейшее развитие мышечной системы аппарата движения, заканчивается смена молочных зубов постоянными. Окружающая среда, пребывание в школьном коллективе, домашнее воспитание накладывают определенный отпечаток на формирующийся характер детей, интеллектуальное развитие. Различия в психофизическом развитии мальчиков и девочек становятся заметными. В патологии школьного возраста все еще имеют значение острые инфекции. Чаще, чем у детей более ранних возрастов, наблюдаются ревматизм, заболевания сердца, нервной системы и т. д.

Пубертатный (старший школьный возраст или период полового созревания) в зависимости от пола и индивидуальных особенностей наступает в разные сроки. У девочек период полового созревания начинается в 12 -13 лет и заканчивается к 16 годам, у мальчиков - с 13 лет и заканчивается к 17-18 годам. В этот период завершается физическое и психическое развитие ребенка, происходит значительная перестройка эндокринной системы, усиливается деятельность гонад (половых желез). Внешний облик ребенка изменяется, появляются вторичные половые признаки. В связи с неустойчивостью вегетативной нервной и эндокринной систем в этом возрасте нередко наблюдаются функциональные расстройства различных органов и эндокринные нарушения. Острые детские инфекции отмечаются значительно реже, иногда может обостряться туберкулезный процесс. Большинство заболеваний протекает так же, как и у взрослых.

НОВОРОЖДЕННЫЙ И УХОД ЗА НИМ

Новорожденный считается доношенным, если он родился по истечении нормального срока беременности (280 дней) и имеет массу тела более 2500 г. Во внутриутробном периоде газообмен обеспечивается плацентарным кровообращением, во время родов плацентарная циркуляция нарушается, уменьшается поступление кислорода в организм ребенка, в его крови накапливается двуокись углерода, что приводит к возбуждению дыхательного центра. Сокращаются диафрагма, скелетные мышцы грудной клетки, расправляются легкие, происходит первый вдох, сопровождающийся громким криком доношенного ребенка. После прекращения пульсации сосудов пупочного канатика (через 5--10 мин после рождения) его перевязывают и новорожденного отделяют от матери. Пупочный канатик перевязывают стерильной шелковой лигатурой или тесемкой (длиной до 20 см), на 1,5 -- 2 см отступя от пупочного кольца, вторую лигатуру накладывают ближе к плаценте на расстоянии 2 -- 3 см от первой. Между лигатурами пупочный канатик обрабатывают 95% спиртом (или 5% спиртовым раствором йода), затем перерезают стерильными ножницами. Место разреза смазывают раствором йода, остаток пупочного канатика -- 95% спиртом. На этот остаток накладывают грушевидную повязку из двух квадратных стерильных марлевых салфеток размером 10x10 или 12х12 см. Верхнюю салфетку, сложенную в виде косынки углом, туго завязывают вокруг остатка пупочного канатика. Повязку снимают на 5-й день, после осмотра снова накладывают стерильную сухую повязку. Лицо ребенка, область рта и носа обтирают стерильной ватой или марлей, отсасывают слизь и кровь из полости рта и верхних дыхательных путей.

Можно обрабатывать пупочный канатик и другим способом: на протертый спиртом пупочный канатик на расстоянии 0,5 см от передней брюшной стенки накладывают зажим Кохера или Пеана, затем на 2 см выше зажима пупочный канатик перевязывают тесьмой, после чего над зажимом его перерезают. Под зажим подкладывают стерильную вату, культю с зажимом прибинтовывают к животу, через 4 ч зажим снимают, остаток пупочного канатика покрывают сухой стерильной марлевой салфеткой, сложенной в 4 слоя, и прибинтовывают.

Для обработки пупочного канатика можно использовать скобки Роговина из луженой хромированной жести. Скобки накладывают специальным зажимом. Пупочный канатик отсекают около скобки, остаток обрабатывают 10% раствором перманганата калия

(марганцовокислый калий), затем остаток пупочного канатика смазывают 1 раз в день 5% раствором перманганата калия. Пуповинный остаток отпадает на 4 --5-й день жизни, осложнения бывают крайне редко. Детям, родившимся от резус-конфликтной беременности, пупочный канатик обрабатывают по способу А. И. Чистяковой с наложением грушевидной повязки на длинную культю, так как сосуды пупочного канатика используют для обменного переливания крови. При открытом методе ведения пуповинного остатка после перевязки пупочного канатика и первичной обработки повязку не накладывают, а остаток пупочного канатика ежедневно осматривают и обрабатывают 5% спиртовым раствором йода.

При обработке пупочного канатика и дальнейшем уходе за культей и пупочной ранкой самым важным является соблюдение правил асептики.

Для профилактики бленнореи новорожденных, чаще гонорейной, применяют 30% раствор сульфацил-натрия, который закапывают сразу после рождения на конъюнктивы глаз по 2 -- 3 капли. Через 2 ч закапывание повторяют. Новорожденным девочкам закапывают по 1--2 капли 2% раствора нитрата серебра в вульву.

Важно обеспечить тщательный уход за кожей и слизистыми оболочками, так как повреждение кожи и опрелости могут привести к инфицированию с последующим развитием сепсиса. Особое значение имеет первый туалет новорожденного. Слизь, кровь, первородную смазку из глубоких складок кожи удаляют мягкой стерильной салфеткой, смоченной в стерильном масле (вазелиновое, подсолнечное), которое заготавливают для каждого ребенка в отдельном пузырьке по 15 мл. Смазку из складок кожи необходимо удалять в связи с тем, что жиры смазки разлагаются с образованием низших жирных кислот, раздражающих кожу, и это приводит к опрелостям. Если кожа ребенка сильно загрязнена, околоплодные воды инфицированы, рекомендуется сделать ванну со слабым раствором перманганата калия (температура воды 37 -- 38 °С) в течение 2 -- 3 мин.

Через 2 ч после рождения производят взвешивание и измерение длины тела ребенка, проверяют состояние пупочной повязки. Новорожденного внимательно осматривают для установления видимых пороков развития (врожденных пороков). При неудовлетворительном состоянии кожных покровов в связи с инфицированием околоплодных вод можно припудрить кожу порошком ксероформа.

В последующие дни в отделении новорожденных уход за ребенком состоит в следующем. Два раза в сутки проводят туалет - лицо и ушные раковины обтирают стерильной ватой, смоченной в 2% растворе борной кислоты или кипяченой воде. Глаза промывают раствором фурациллина или слабым раствором перманганата калия. Для каждого глаза берут отдельный ватный тампон. Ноздри неглубоко протирают ватным жгутиком, смоченным стерильным вазелиновым маслом или раствором фурациллина, уши - сухими стерильными шариками. Складки кожи и ягодицы смазывают стерильным вазелиновым или растительным маслом.

Пеленки следует менять не менее 6 раз в сутки, при смене пеленок ребенка подмывают. Врач при ежедневном осмотре детей производит туалет пупочного канатика. Руки предварительно моют с мылом и протирают спиртом. При закрытом методе повязку, если она чистая, не трогают в течение первых двух дней. В дальнейшем повязку меняют, протирая пупочное кольцо 70% спиртом. При наложении скобок Роговина пупочный канатик обрабатывают так же. Остаток пупочного канатика отпадает на 3 --5-й день жизни, пупочную ранку ежедневно обрабатывают 3% раствором перекиси водорода, затем 5% раствором калия перманганата, 5% спиртовым раствором йода или спиртовым раствором красителей: бриллиантовый зеленый 0,1; метиленовый синий 0,1; этакридиналактат (риванол) 0,01; этиловый спирт 70% 10 мл до полной эпителизации, которая наступает обычно через 2 дня.

Регистрация новорожденного. Акушерка записывает в истории развития ребенка час, минуты, число, месяц и год рождения, пол ребенка. Через 2 ч после рождения медицинская сестра отделения новорожденных записывает пол, массу тела, рост и окружность головки ребенка в историю родов и историю развития ребенка.

На клеенчатых браслетках, которые надевают на обе ручки ребенка, пишут номер истории родов, число, месяц, год рождения ребенка, фамилию, имя, отчество матери, пол ребенка, номер детской кроватки. Те же сведения пишут на клеенчатом медальоне, который надевают на шею ребенка. При раздаче детей на кормление матерям медицинская сестра проверяет эти сведения.

В историю развития новорожденного вписывают: номер истории родов, фамилию, имя, отчество матери, пол ребенка, номер детской кроватки, дату родов, массу тела, рост ребенка, степень доношенности, сведения о состоянии ребенка в момент рождения, в родовой палате, отмечают особенности родового акта, примененные оперативные вмешательства, лечебные мероприятия в отношении ребенка.

Патронаж новорожденного. По регламенту врач-педиатр совместно с патронажной сестрой посещает новорожденного на дому в первые три дня после выписки из родильного дома. Если ребенок - первенец в семье, то визит приходится на первый день. Изучается выписка из родильного дома, проводится тщательный осмотр ребенка с оценкой состояния его здоровья. Медицинская сестра оценивает состояние лактации у женщины, проводит подробный инструктаж по технике грудного вскармливания и уходу за ребенком. Тщательно выясняют, как сосет ребенок грудь матери, какие делают перерывы между кормлениями, нет ли рвоты, срыгиваний, беспокойства, выдерживает ли ночной перерыв. Проводится антропометрическое исследование: измеряют длину и массу тела, окружность головы и грудной клетки. В конце осмотра составляется индивидуальный план ведения новорожденного (количество и сроки патронажей, консультации у специалистов, комплекс оздоровительных мероприятий).

Последующее наблюдение за новорожденным ребенком врач и медсестра осуществляют поочередно. Медицинская (патронажная) сестра в течение первой недели посещает новорожденного через 1-2 дня, а затем на протяжении первого месяца - еженедельно, чередуя посещения с педиатром. Медицинский персонал принимает самое активное участие в процессе воспитания детей. Нельзя лечить детей или ухаживать за ними, исключив воспитательные приемы. Правильный уход не только обеспечивает крепкое здоровье, но и способствует правильному физическому и психическому развитию ребенка. Проведение воспитательной работы требует определенного опыта общения с детьми и знакомства с основными принципами воспитания и обучения. Объем и задачи воспитательной работы во многом определяются местом нахождения ребенка, т.е. условиями стационара, дома ребенка, яслей-сада и т.д. В любом случае необходимо обеспечить эстетическое оформление помещений, участка для прогулок, манежей, достаточный набор игрушек и книг. При этом нужно учитывать возраст и состояние здоровья детей, особенности воспитания детей в домашних условиях, в школе. Воспитание - это целенаправленное руководство развитием ребенка, подготовка его к жизни и труду в обществе.

ОСОБЕННОСТИ УХОДА ЗА НОВОРОЖДЕННЫМИ

И ДЕТЬМИ ГРУДНОГО ВОЗРАСТА

В последнее десятилетие произошли существенные изменения в практике ухода за детьми раннего возраста. На смену примитивным вате и марле пришли современные предметы детской гигиены, удобные разовые тампоны, электронные весы, детские ушные термометры, «умные» игрушки, детские зубные щетки с ограничителем, бутылочки с индикатором нагрева, соски с антивакуумным эффектом, назальные аспираторы, детские щипчики-кусачки (ножницы), разноообразные губки, варежки-мочалки, детские кремы, масло, лосьоны, гели, памперсы-подгузники и т.д. Тем не менее, основополагающий принцип ухода за ребенком остался прежним - соблюдение режима дня, в котором особенно нуждаются заболевшие дети. Так называемый свободный режим, когда ребенок спит, бодрствует и кормится в зависимости от его желания (метод распространен в нашей стране благодаря книгам американского педиатра Б. Спока) в условиях стационара неприемлем.

Для детей первого года жизни должны быть фиксированы основные элементы режима дня: время бодрствования, сна, частота и время кормления больного ребенка.

У новорожденных и детей грудного возраста все патологические процессы в организме протекают чрезвычайно бурно. Поэтому важно своевременно отмечать любые изменения в состоянии больного, точно их фиксировать и вовремя ставить в известность врача для принятия неотложных мер. Роль медицинской сестры в выхаживании больного ребенка грудного возраста трудно переоценить.

Основой ухода является соблюдение строжайшей чистоты, а для новорожденного ребенка - и стерильности (асептики). Уход за детьми грудного возраста проводится средним медицинским персоналом при обязательном контроле и участии врача-неонатолога (первые недели жизни) или врача-педиатра. К работе с детьми не допускаются лица с инфекционными заболеваниями и гнойными процессами, недомоганием или повышенной температурой тела. Медицинским работникам отделения грудных детей не разрешается носить шерстяные вещи, бижутерию, кольца, пользоваться духами, яркой косметикой и пр.

Основные элементы режима дня ребенка грудного возраста Медицинский персонал отделения, где находятся дети грудного возраста, должен

носить одноразовые или белые, тщательно выглаженные халаты (при выходе из отделения заменяют их другими), шапочки, при отсутствии режима принудительной вентиляции - одноразовые или четырехслойные маркированные маски из марли и сменную обувь. Обязательно строгое соблюдение личной гигиены.

При поступлении в детскую палату новорожденного врач или медицинская сестра сверяет паспортные данные «браслета» (на руку ребенку в родильном блоке повязывают «браслет», на котором указываются фамилия, имя и отчество матери, масса тела, пол, дата и час рождения) и «медальона» (те же записи на медальоне, надетом поверх одеяла) с записями в истории его развития. Кроме того, отмечается время приема больного.

Для новорожденных детей и детей первых дней жизни с желтухой принципиально важным является контроль за уровнем билирубина крови, значительное повышение которого требует серьезных мер, в частности организации заменного переливания крови. Билирубин в крови определяют обычно традиционным биохимическим методом. В настоящее время используют также «Билитест», позволяющий с помощью фотометрии, одним прикосновением к коже получить оперативную информацию об уровне гипербилирубинемии (повышении уровня билирубина в крови).

Уход за кожей и слизистыми оболочками. Цель ухода - здоровая кожа. Целости защитного слоя кожи новорожденного способствуют абсолютная чистота, исключение контактов с сильнодействующими веществами, снижение степени увлажненности и трения кожи о пеленки и другие внешние поверхности. Любые предметы ухода за новорожденным, белье - все должно быть одноразового применения. Оборудование детской палаты или комнаты включает лишь необходимые предметы ухода и мебель. Температура воздуха должна достигать 22-23°С, палаты необходимо постоянно проветривать или использовать кондиционер. Воздух обеззараживают УФ-лучами. После окончания периода адаптации в детской поддерживается температура воздуха в пределах 19-22 °С.

Новорожденный ребенок, как и в дальнейшем грудной ребенок, нуждается в соблюдении важнейших правил гигиены: умывании, купании, уходе за пупком и т.д. При пеленании кожу ребенка каждый раз внимательно осматривают. Уход не должен причинять ему неприятных ощущений.

Утренний и вечерний туалет новорожденного заключается в обмывании лица теплой кипяченой водой, промывании глаз смоченным кипяченой водой стерильным ватным тампоном. Каждый глаз промывают отдельным тампоном в направлении от наружного угла к переносице, затем сушат чистыми салфетками. В течение дня глаза промывают по мере надобности.

Носовые ходы ребенка приходится очищать довольно часто. Для этого используют ватные жгутики, приготовленные из стерильной ваты. Жгутик смазывают стерильным вазелиновым или растительным маслом и вращательными движениями осторожно продвигают в глубь носовых ходов на 1,0-1,5 см; правый и левый носовые ходы очищают отдельными жгутиками. Не следует слишком долго проводить эту манипуляцию.

Туалет наружных слуховых проходов проводят по мере необходимости, их протирают сухими ватными жгутиками.

Полость рта здоровым детям не протирают, так как слизистые оболочки легко травмируются.

Тампоном, смоченным растительным маслом, обрабатывают складки, удаляя избытки сыровидной смазки. Для профилактики опрелостей кожу ягодиц, подмышечных областей, складки бедер смазывают 5 % таниновой мазью.

Ногти новорожденному ребенку и ребенку грудного возраста нужно обрезать. Удобнее пользоваться ножницами с закругленными браншами или щипчиками для ногтей.

Период новорожденности связан с возрастанием кровотока в сосудах легких и головного мозга, изменением энергетического обмена и терморегуляции. С этого периода начинается энтеральное питание ребенка. В период новоржденности адаптационные механизмы легко нарушаются. В этот период развивается гормональный криз новорожденного, связанный с нарушением взаимодействия эндокринного аппарата матери и ребенка и родовым стрессом. Состояния, отражающие адаптацию ребенка:

1) физиологический катар кожи;

2) физиологическая желтуха;

3) физиологическая потеря веса;

4) мочекислый инфаркт.

В этот период выявляются аномалии развития, фетопатии, наследственные заболевания, болезни, обусловленные антигенной несовместимостью, проявляются родовые повреждения, внутриутробное инфицирование или инфицирование в родах. Могут возникнуть гнойно-септические заболевания, бактериальные и вирусные поражения кишечника и легких. В раннем неонатальном периоде должны быть созданы асептические условия, оптимальная температура окружающей среды, тесный контакт новорожденного с матерью. Поздний неонатальный период охватывает период с 8 по 28-й день. В этот период выявляется задержка нарастания массы тела. Резистентность организма ребенка низкая, полной адаптации еще не произошло.

В этот период также могут выявиться заболевания и состояния, связанные с патологией внутриутробного, интранатального и раннего неонатального периодов. Важным критерием благополучия ребенка следует считать оценку динамики массы тела, нервно-психического развития, состояние сна.

В важнейшую характеристику этого этапа входят интенсивное развитие анализаторов, начало развития координационных движений, образование условных рефлексов, возникновение эмоционального, зрительного и тактильного контакта с матерью.

2. Преимущества женского молока

Дети, находящиеся на грудном вскармливании, в 3 раза реже болеют кишечными инфекциями, в 1,5 раза – респираторными заболеваниями.

1. В молозиве и в женском молоке содержатся антитела к возбудителям кишечных инфекций – к О-антигену сальмонелл, эшерихий, шигел, энтеровирусам, респираторным инфекциям (таким как грипп, реовирусная инфекция, хламидии, пневмококки), к возбудителям вирусных заболеваний (вирусу полиомиелита, цитомегаловирусам, вирусам эпидемического паротита, герпеса, краснухи), бактериальным инфекциям, вызываемым стафилококками, стрептококками, пневмококками, столбнячному токсину).

2. В молозиве содержатся иммуноглобулины всех классов, особенно YgА (90 %). По мере лактации его содержание уменьшается, но суточное потребление остается высоким (3–4 г). Этот иммуноглобулин выполняет роль первой защиты против инвазии, подавляет адгезию бактерий, нейтрализует вирусы, препятствует аллергизации.

В сутки ребенок получает 100 мг YgМ. Плацента жвачных животных для иммуноглобулинов непроницаема. В молозиве копытных животных содержится преимущественно YgG, а YgА и YgМ – в незначительном количестве.

3. В первые 4 недели лактации в женском молоке присутствует лактоферрин (50-100 мг/л), который активирует фагоцитоз, связывая в кишечнике ионизированное железо, блокирует новообразование бактериальной флоры.

4. В молозиве содержатся компоненты комплемента С3 (30 мг в день) и С4 (около 10 мг/день).

5. В женском молоке содержание лизоцима в 100–300 раз выше, чем в коровьем. Его действие заключается в повреждении оболочки бактерий, стимулировании образования амилазы слюны, повышении кислотности желудка.

6. В женском молоке содержится бифидус-фактор, активность которого в 100 раз выше, чем в коровьем. Этот углевод способствует образованию бифидус-флоры, молочной и уксусной кислот, что препятствует росту стафилококка, сальмонелл, шигелл, эшерихий. При естественном вскармливании соотношение в кишечнике лактобактерий и других микроорганизмов составляет 1000: 1, при искусственном – 10: 1.

7. В женском молоке обнаруживается большое количество жизнеспособных клеток – 0,5–1 млн в 1 мл молока, макрофагов – 50–80 %, лимфоцитов – 10–15 % от общего цитоза. Макрофаги молока способны синтезировать интерферон, лактоферрин, лизоцим, компоненты комплемента, они сохраняют свое значение и при кишечных инфекциях. Среди лимфоцитов в женском молоке присутствуют В-лимфоциты, синтезирующие YgА, Т-лимфоциты – хелперы, супрессоры, клетки памяти. Они продуцируют лимфокины. Нейтрофилов в молозиве – 5 х 105 в 1 мл, в дальнейшем происходит некоторое снижение. Они синтезируют пероксидазу, обладают способностью к фагоцитозу.

8. Аллергия к женскому молоку матери неизвестна, в то время как аллергия к молочным смесям у детей 1-го года составляет около 10 %.

9. Женское молоко, особенно молозиво, в отличие от коровьего, содержит гормоны гипофиза, щитовидной железы.

10. В женском молоке содержится около 30 ферментов, участвующих в гидролизе, что обеспечивает высокий уровень усвоения женского молока.

11. В женском молоке в 2 раза меньше белка, но больше углеводов (лактозы), чем в молоке животных. Количество жира одинаковое. Энергетическая ценность за счет белка в женском молоке покрывается за счет белка на 8 %, в коровьем молоке – на 20 %. Доля энергетической ценности углеводов в женском молоке 45 %, в коровьем – около 30 %, жир в обоих случаях покрывает около 50 % его энергетической ценности.

12. Женское молоко имеет меньшую зольность, чем коровье молоко.

13. Соотношение суммы количества сывороточных лактоальбуминов и лактоглобулинов к казеиногену составляет 3: 2. В коровьем молоке это соотношение 3: 2, поэтому адаптированные смеси обогащены сывороточными белками. Казеин при створаживании молока в желудке дает крупные хлопья, а альбумины – мелкие, что увеличивает поверхность для контакта с ферментами гидролиза.

В женском молоке содержатся и протеолитические ферменты.

14. Основным компонентом жира женского молока является триглицериды. У детей в силу низкой активности липазы поджелудочной железы и низкой концентрации конъюгированных желчных солей гидролиз жира затруднен. В грудном молоке содержание пальмитиновой кислоты ниже, что способствует более легкому гидролизу. Пищевая ценность триглицеридов коровьего молока ниже, чем женского, в силу большего образования свободных жирных кислот, которые выводятся. Коэффициент усвоения жира женского молока на 1-й неделе жизни составляет 90 %, коровьего – 60 %, в дальнейшем несколько повышается. Состав жира женского молока также отличен от коровьего. В составе жира женского молока преобладают ненасыщенные эссенциальные жирные кислоты, которые не синтезируются в организме человека, особенно на первом году жизни. В коровьем молоке они содержатся в крайне малом количестве. Высокое содержание эссенциальных жирных кислот имеет большое значение для развития мозга, сетчатой оболочки глаз, становления электрогенеза. В женском молоке по сравнению с коровьем большее содержание фосфатидов, которые обеспечивают замыкание привратника при переходе пищи в двенадцатиперстную кишку, что приводит к равномерной эвакуации из желудка, способствуют синтезу белка. Абсорбционный коэффициент жира женского молока составляет 90 %, для коровьего молока – менее 60 %. Объясняется этому присутствием фермента липазы в женском молоке с его большей активностью в 20–25 раз. Расщепление липазой жира молока обеспечивает активную кислотность в желудке, что способствует регуляции его эвакуаторной функции и более раннему выделению панкреатического сока. Другой причиной лучшей усвояемости жира женского молока является стереохимическое расположение жирных кислот в триглицеридах.

15. Количество молочного сахара (лактозы) в женском молоке больше, чем в коровьем, причем в женском это b-лактоза, которая медленнее усваивается в тонкой кишке и обеспечивает рост грамположительной бактериальной флоры в толстой кишке. преимущественное содержание лактозы среди сахаров женского молока имеет большое биологическое значение. Так, ее моносахарид галактоза непосредственно способствует синтезу галакто-цереброзидов мозга. Преимущественное содержание в женском молоке лактозы (дисахарида), обладающей большей энергетической ценностью, но равной моносахаридам осмолярностью, обеспечивает осмотическое равновесие, оптимальное для усвоения пищевых веществ.

16. Соотношение кальция и фосфора в женском молоке составляет 2–2,5: 1, в коровьем – 1: 1, что сказывается на их всасывании и усвоении. Коэффициент усвоения кальция женского молока составляет 60 %, коровьего – всего 20 %. Оптимальные показатели обмена наблюдаются в случае поступления с женским молоком от 0,03 до 0,05 г кальция и фосфора на 1 кг массы тела, а магния – более 0,006 г/(кг в сутки). Женское молоко богаче коровьего железом, медью, цинком, жирорастворимыми витаминами.

3. Значение молозива в питании новорожденных первых дней жизни. Характеристика молозива

Молозиво – клейкая густая жидкость желтого или серо-желтого цвета, которая выделяется в конце беременности и в первые 3 дня после родов. При нагревании легко створаживается. В молозиве больше белка, витамина А, каротина, аскорбиновой кислоты, витаминов В12, Е, солей, чем в зрелом молоке. Альбуминовая и глобулиновая фракции превалируют над казеином. Казеин появляется лишь с 4-го дня лактации, его количество постепенно увеличивается. До прикладывания ребенка к груди в молозиве содержание белка наивысшее. Особенно много в молозиве YgА. Жира и молочного сахара в молозиве меньше, чем в зрелом молоке.

Молозиво содержит лейкоциты в стадии жирового перерождения, макрофаги в значительно количестве, лимфоциты. В-лимфоциты молозива синтезируют секреторный YgА, который вместе с фагоцитами формирует местный иммунитет кишечника, когда происходит интенсивное бактериальное заселение организма новорожденного.

Белки молозива всасываются в неизмененном виде в силу идентичности белкам сыворотки ребенка.

Молозиво является промежуточной формой питания между периодами гемотрофного и амниотрофного питания и началом лактотрофного (энтерального) питания. Энергетическая ценность молозива в первый день составляет 1500 ккал/л, во 2-й – 1100 ккал/л, в 3-й – 800 ккал/л.

4. Естественное вскармливание и техника введения прикорма

Естественное вскармливание – кормление ребенка посредством прикладывания к груди его биологической матери. Оно представляет единственную форму адекватного питания для ребенка после рождения и в течение 1–1,5 лет жизни.

Первое прикладывание новорожденного в родильном доме осуществляется одновременно с процедурой первого контакта. Нормальный доношенный ребенок к моменту рождения имеет все для того, чтобы успешно сосать грудь согласно врожденной программе поиска питания в течение 120–150 мин после рождения: карабканье к груди матери, координированное действие ручек и рта в активном поиске соска с широко открытым ртом, цепкое присасывание к груди и энергичное насыщение до наступления засыпания.

Грудное вскармливание нужно начинать в течение первого часа после рождения, когда оба рефлекса ребенка (поисковый и сосательный) и чувствительность области соска (ареолы) к тактильной стимуляции у матери наивысшие. Кожный контакт после родов должен быть близким – на животе матери после неосложненных родов. При кормлении ребенок должен захватывать сосок и ареолу при энергичном «бодательном» движении головкой, поднимающим грудь, и затем как бы накладывая ее при движении груди вниз, на широко раскрытый рот, с подкладыванием под грудь опущенным, но не высунутым языком. Захват только одного соска без ареолы и последующее его сосание неэффективны и сразу приводят к образованию трещины. Эффективность сосания определяется ритмичным массажем ареолы языком ребенка. Если сосание при первом кожном контакте не состоялось, то держать ребенка у груди более 2 ч нецелесообразно. Неэффективно и прикладывание ребенка или создание кожного контакта через 2–3 ч после родов.

Хороший захват материнского соска ртом ребенка обеспечивает ему достаточную легкость сосания, хорошую рефлекторную регуляцию дыхания, сопряженного с сосанием груди. Наблюдение за кормлением должно быть ориентировано на достижении акта глотания молока, о котором можно судить и по выраженности глотательных движений, и по звуку, сопровождающему глотание.

Прикладывание ребенка к груди должно осуществляться уже с первого дня, по любому знаку голода или дискомфорта со стороны ребенка. Знаками голода могут быть активные сосательные движения губ или вращательные движения головки с различными звуковыми знаками еще до крика. Частота прикладывания может быть 12–20 и более в сутки. Перерыв между дневными кормлениями может и не достигать 2 ч, между ночными быть не более 3–4 ч.

Наиболее закономерные дефицитные состояния при естественном вскармливании.

1. Недостаточность витамина К в первые несколько дней жизни возникает вследствие его низкого содержания в женском молоке или по причине малого потребления молока в этот период. Рекомендуется однократное парентеральное введение витамина К новорожденным.

2. Недостаточность витамина D возникает вследствие его низкого содержания в женском молоке и недостаточной инсоляции. Рекомендации: 200–400 МЕ витамина D в сутки в тот период, когда нет регулярной инсоляции.

3. Необходима коррекция по йоду матери и ребенка в регионах с неоптимальной природной обеспеченностью. Рекомендации: однократное внутримышечное введение йодированного масла.

4. Дефицит железа. Из 1 л материнского молока ребенок получает около 0,25 мг железа, из других пищевых источников – примерно столько же.

При естественном вскармливании дотация железом должна осуществляться лекарственными препаратами железа или через смеси, обогащенные железом, при необходимости введения докормов.

5. Недостаточность фтора требует применения микродоз – 0,25 мг в сутки начиная с 6 месяцев и в дальнейшем.

Введение прикормов зависит от качества женского молока. Оптимальное вскармливание при хорошем питании беременной и кормящей вполне может обеспечить развитие ребенка без прикормов до 1–1,5 лет.

Отсутствие уверенности в оптимальном вскармливании требует введения густого прикорма в интервале от 4 до 6 месяцев.

5. Блюда прикорма и сроки их назначения при естественном вскармливании

В качестве обучающего прикорма можно использовать 50–20 г тертого яблока или фруктового пюре. При хорошем глотании, хорошей переносимости и отсутствии аллергической реакции его можно давать регулярно на прикорм и перенести на начало кормления. Наиболее подходящий возраст – между 16-24-й неделей жизни, длительность этого прикорма – 2–3 недели (см. табл. 4).

Показанием к введению основного (или энергетически значимого прикорма) является явное проявление неудовлетворенности ребенка получаемом объемом молока при таком состоянии его физиологической зрелости, когда эта неудовлетворенность уже может быть компенсирована именно густым прикормом. У некоторых детей могут формироваться объективные признаки недостаточности питания даже при отсутствии беспокойства и крика: дети становятся апатичными, снижается двигательная активность, происходит замедление темпа весовых прибавок. Условия введения прикорма:

1) возраст более 5–6 месяцев;

2) сложившаяся адаптация к продвижению и глотанию густой пищи при использовании обучающего прикорма;

3) состоявшееся или текущее прорезывание части зубов;

4) уверенное сидение и владение головкой;

5) зрелость функций желудочно-кишечного тракта.

Таблица 4. Примерная схема естественного вскармливания детей 1-го года жизни (Институт питания РАМН, 1997 г.)

Сначала вводится пробная доза прикорма – 1–2 ч. л. и затем при хорошей переносимости происходит быстрое наращивание до 100–150 мл пюре из фруктов или овощей или каши без соли и сахара на основе гречневой крупы или риса.

Этапы расширения прикорма:

1) обучающий прикорм;

2) одно овощное пюре (из картофеля, моркови, капусты) или фруктовое пюре (из бананов, яблок). Лучше использовать продукты, выпущенные производством;

3) каши безглютеновые (из рисовой, кукурузной, гречневой круп);

4) дополнение овощного пюре мясным фаршем, рыбой или мясом птицы из мясных консервов для детского питания, расширение овощей и фруктов, кроме цитрусовых. Срок адаптации – 1–1,5 месяца;

5) каши на пшеничной муке;

6) заменители коровьего молока для детского питания, неадаптированные молочные продукты (молоко, кефир, йогурт, творог), цитрусовые и их соки, яичный желток вкрутую;

7) начало «кусочкового» кормления: печенье, кусочки хлеба, нарезанные фрукты, паровые котлеты.

Общее суточное количества молока (грудного или в смеси) ни в каком периоде первого года жизни не должно быть меньше 600–700 мл, его следует распределять равномерно в течение дня.

К концу первого года жизни вместо смесей группы «follow up» для молочного компонента рациона целесообразно использовать заменители коровьего молока для детей 2-3-го года жизни «Энфамил Юниор» фирмы «Мид Джонсон».

При хорошей переносимости блюд прикорма и аппетите ребенка объем одной порции кормления может к III–IV кварталу первого года составить 200–400 г.

Сразу после рождения опускают головку плода под углом 15 ° для очистки полости рта и носоглотки от слизи с помощью катетера. Новорожденный должен закричать и сделать первый вдох в течение 30 с после рождения. Первое обследование новорожденного заключается в оценке его состояния по шкале Апгар.

Оценка по шкале Апгар

Оценка состояния новорожденного по шкале Апгар проводится на 1 и 5-й минуте жизни. Обычно низкая оценка на 1-й минуте обнаруживает новорожденных, нуждающихся в реанимационных мероприятиях; а оценка на 5-й минуте свидетельствует об эффективности этих мер.

Большинство новорожденных на 1-й минуте жизни имеют оценку 7-8 баллов по шкале Апгар (наблюдается легкий акроцианоз вследствие переходного кровообращения и снижение мышечного тонуса). Оценка 4-6 баллов свидетельствует о асфиксии средней степени, 0-3 балла — о тяжелой асфиксии. Оценку 10 баллов на 1-й минуте жизни имеют только 15% новорожденных.

На 5-й минуте жизни оценка по шкале Апгар обычно повышается до 8-10 баллов. Если на 5-й минуте оценка по шкале Апгар менее 7, дополнительно проводят оценку новорожденного каждые 5 мин в течение 20 мин.

Для стимуляции активности нежно потирают его туловище, спинку, конечности и легко похлопывают по подошвам. Другие методы стимуляции недопустимы в связи с опасностью травмы новорожденного.

В случае тяжелой асфиксии (0-4 балла по шкале Апгар) выполняют повторное отсасывание слизи и искусственную вентиляцию легких со 100%-м кислородом. При подозрении на аспирацию околоплодных вод сразу после рождения головки (до рождения туловища!) тщательно отсасывают содержимое глотки, трахеи, выполняют интубацию трахеи и оксигенацию с положительным давлением кислорода (100%-й кислород).

Первичный туалет новорожденного заключается в обработке глаз 30% раствором сульфацил натрия (профилактика офтальмобленореи). На расстоянии 0,5-0,8 см от пупочного кольца накладывают зажим, культю пуповины обрабатывают 5% раствором йода и накладывают марлевую повязку. Первичная обработка кожи новорожденного заключается в удалении творожистого масла, остатков крови, слизи ватным тампоном, орошений стерильной маслом. После окончания первичного туалета новорожденного измеряют его рост от макушки до пят, массу тела, окружность головки (согласно прямому диаметру) и окружность плечиков. На ручки надевают браслеты с указанием фамилии матери, пола ребенка, номера истории родов, даты и времени рождения.

Оценка новорожденного по шкале Апгар

Параметры

Оценка, баллы

Сердцебиение

Отсутствующее

До 100 уд/мин

Более 100 уд/мин

Дыхание, крик

Отсутствующие

Брадипное, аритмичное дыхание, слабый крик

Дыхание нормальное, громкий крик

Мышечный тонус

Тонус слабый, конечности вялые, свисают

Тонус уменьшен, конечности несколько согнуты

Активные движения

Рефлексы (реакция на отсасывание, раздражение подошв)

не определяется

Гримасса

Кашель, чихание, плач

Оттенок кожи

Генерализованная бледность или цианоз

Розовое тело, синие конечности

При недоношенности дополнительно осуществляют оценку степени дыхательных расстройств по шкале Сильвермана-Андерсена каждые 6 ч после рождения в течение 1-2 дней или до ликвидации дыхательных расстройств.

Доношенный новорожденный имеет гестационный возраст > 37 нед, масса тела обычно > 2500 г, рост (от макушки до пят) > 45 см и в среднем составляют соответственно 3500 ± 500 г и 50 ± 5 см. Высота головки равен 1/4 длины тела новорожденного; окружность головки 34-36 см, окружность груди — 32-34 см. Доношенный новорожденный громко кричит, у него активные движения, выраженный мышечный тонус и ссальний рефлекс.

Кожа розовая, эластичная, покрыта пушковыми волосами (преимущественно на плечевом поясе), подкожный слой хорошо развит. Ушные раковины и хрящи носа упругие, ногти твердые, выходят за край ногтевого ложа. Пупок располагается посередине между лобковым симфизом и мечевидным отростком. У мальчиков яички опущены в мошонку, у девочек малые половые губы прикрыты большими.

Уход за новорожденным

Температура тела . Температура тела новорожденного быстро снижается после рождения. Итак, его нужно согреть (теплые пеленки, источник лучистого тепла) и проводить тщательный мониторинг температуры тела.

Кожа . Новорожденного следует вытереть насухо для предотвращения потери тепла через кожу. Избыточное количество казеозного масла, кровь, меконий тщательно удаляют. Остатки казеозного масла абсорбируются кожей в течение 24 часов. Купание новорожденных, а также стабилизации температуры не проводят и прикосновения к телу новорожденного в течение этого времени минимизируют.

Родовая опухоль возникает на предлежащей части плода вокруг ведущей точки в родах вследствие отека мягких тканей и венозной гиперемии, иногда с точечными кровоизлияниями. Родовая опухоль спонтанно исчезает в течение 1-3 суток.

Витамин К. Рутинное назначение витамина К новорожденным позволяет уменьшить риск кровоизлияний.

Иммунизация против гепатита В новорожденным производится при антиген-положительности у матери.

Пупочный канатик . Потеря жидкости вартонового студня приводит к мумификации остатка пупочного канатика в течение 24 ч; через несколько дней он отпадает. Заживление пупочной ранки обычно происходит в течение 2 нед, но может варьировать от 3 до 45 дней. Уход за ранки заключается в ежедневном применении антисептиков (повидон-йодином, бриллиантовый зеленый, ксероформ т.п.). Пупочная инфекция может быть вызвана золотистым стафилококком, кишечной палочкой, стрептококком группы В.

Стул и мочеиспускание . В течение первых 2-3 дней после рождения содержание толстой кишки представлен мягким, коричневато-зеленым меконием, состоящий из слущенных эпителиальных клеток кишечного тракта, слизи, эпидермальных клеток и пушковых волос плода, которые плод проглатывал вместе с амниотической жидкостью. Темно-зеленый цвет связан с наличием желчных пигментов.

В течение внутриматочной жизни и нескольких часов после рождения содержание кишок плода является стерильным, хотя вскоре они заселяются бактериями. Выделение мекония и мочи через несколько минут сразу после рождения или в течение следующих нескольких часов свидетельствует об анатомической и функциональной способности желудочно-кишечного и мочевого тракта. Мекониальные испражнения имеют 90% новорожденных в течение первых 24 ч и большинство из них в течение 36 час. Задержка стула может наблюдаться до 2 дней жизни. Отсутствие стула или мочи после этого времени может свидетельствовать о врожденной аномалии, например неперфорированный анус или уретральный клапан.

После 3-4-го дня, когда новорожденный переходит на кормление грудным молоком, меконий сменяется светло-желтые гомогенные фекалии с характерным кисловатым запахом. В течение нескольких первых дней стул является неоформленным, но вскоре приобретает цилиндрической формы.

Физиологическая желтуха . Почти в 1/3 всех новорожденных между 2 и 5-м днем ​​жизни развивается так называемая физиологическая желтуха новорожденных. Сывороточный уровень билирубина при рождении равен 1,8-2,8 ммоль / л. Этот уровень возрастает в течение первых нескольких дней, но имеет значительные индивидуальные вариации.

Между 3 и 4-м днем ​​уровень билирубина у доношенных новорожденных обычно достигает 5 ммоль / л, что приводит к развитию видимой желтухи. Большую часть этого билирубина составляет свободный, несвязанный билирубин. Одной из причин физиологической желтухи является незрелость , что вызывает меньше связывания билирубина с глюкуроновой кислотой и уменьшение его экскреции с желчью.

Реабсорбция свободного билирубина в кишечнике также способствует транзиторной гипербилирубинемии и желтухи. Желтуха более выраженная, тяжелая и продолжительная у недоношенных новорожденных в связи с меньшей зрелостью ферментных систем печени. Рост деструкции эритроцитов в любом месте также увеличивает гипербилирубинемию. С целью лечения желтухи применяют фототерапию (ультрафиолетовое облучение тела).

Физиологическая эритема. В первые 2 дня после рождения наблюдается гиперемия кожи, которая постепенно исчезает с последующим шелушением течение 4-6 дней — физиологическая эритема.

Токсическая эритема характеризуется высыпаниями на коже в виде полиморфных красных пятен и мелких пузырьков в период физиологического уменьшения массы тела (на 4 5-е сутки), когда ребенок не получает достаточного количества питания и жидкости (кормление молозивом). Специального лечения не требует, как и все преходящие состояния новорожденных.

На лице новорожденного (лоб, нос) могут наблюдаться расширенные сальные железы, которые исчезают через несколько месяцев. Расширенные сальные железы могут локализоваться также на волосистой части головы, на шейной складке, плечевом поясе и груди.

Начальная потеря массы тела . В связи с тем, что большинство новорожденных получают ограниченное питание в течение первых 3-4 дней, они теряют массу тела, пока не будет установлено кормления грудным молоком или другое. Недоношенные новорожденные обычно теряют массу тела быстрее и в большей степени и дольше ее восстанавливают. Новорожденные с ЗВУР обычно быстрее восстанавливают массу тела, чем недоношенные. У здорового новорожденного начальная масса тела восстанавливается до 10-го дня жизни и растет примерно на 25 г / день в течение первых нескольких месяцев. К 5-месячному возрасту масса тела новорожденного увеличивается вдвое, а до 1-летнего — втрое.

Грудное вскармливание

Начало рекомендуется в течение 12 ч после рождения. Во многих родильных заведениях новорожденного прикладывают к груди матери сразу после рождения, в родильном зале. Доношенных новорожденных обычно кормят с интервалом 2-4 ч; недоношенные новорожденные и новорожденные с ЗВУР требуют более частого кормления.

В большинстве случаев 3-часовой интервал между кормлением является достаточным. Продолжительность каждого кормления зависит от нескольких факторов:

1) количества грудного молока;

2) легкости его получения из молочной железы;

3) жадности, с которой новорожденный сосет грудь.

Сначала новорожденного оставляют у груди на 10 мин. Некоторым новорожденным достаточно 4-5 мин, другим необходимо 15-20 мин. Обычно достаточным является прикладывание новорожденного на 5 мин в каждой молочной железы в течение первых 4 дней. После 4-го дня новорожденного прикладывают на 10 мин в каждой молочной железы.

Противотуберкулезная вакцина (БЦЖ). На 3-5-е сутки после рождения, при отсутствии противопоказаний, осуществляют вакцинацию новорожденных противотуберкулезной вакциной. Вакцину вводят 0,1 мл внутрикожно.

Гормональный криз может возникать у новорожденных в связи с отменой действия материнских эстрогенов: кровянистые выделения из влагалища наблюдаются у 1-2% девочек на 3-4-е сутки жизни.

Набухание молочных желез может возникать у новорожденных обоих полов на 7-14-й день жизни и продолжаться 2-4 нед. Выписку новорожденного проводят обычно вместе с матерью при его удовлетворительном состоянии, тенденции к восстановлению массы тела. В США и большинстве стран Европы здоровых доношенных новорожденных выписывают вместе с матерями через 24 ч после рождения.

Поделиться: