Подбор игрушек по возрасту. Выбираем игрушки по возрасту ребёнка. Новый взгляд на юлу и пирамидку

Малыш растет, и игрушек в доме становится все больше. Конечно, хочется, чтобы они не просто занимали место в ящике, а были полезными.

Читая форумы и советы бывалых мамочек, я составила список из десяти игрушек, которые непременно должны появиться в доме, где живет годовасик.

Пирамидки

Требования: деревянные (самые экологичные), текстильные (самые безопасные) или пластиковые (самые легкие), не слишком высокие, с устойчивым основанием.

На сколько хватит: до трех лет.

Пока мы их с удовольствием разбираем и грызем. Позднее ребенок будет учиться нанизывать кольца на штырь, собирать их в определенном порядке. Они подойдут для распознавания размеров, сравнения (особенно если пирамидка не одна). А там и до цветов недалеко.

Игрушки Монтессори

Требования: качественные материалы, несколько разных по величине деталей.

На сколько хватит: до восьми лет.

Методика Монтессори захватила почти весь мир, эти игрушки стали мечтой многих родителей. Такие материалы развивают пространственное мышление, мелкую моторику, учат не только различать цвета и формы, но и считать.

Геометрические пирамидки

Требования: не менее трех-четырех основных форм: квадрат, круг, треугольник. Материал - хорошо обработанное дерево (без сколов).

На сколько хватит : до шести лет.

Вкладыши (геометрические пирамидки) отлично развивают мелкую моторику, а также знакомят кроху с геометрическими формами. После того как ребенок начнет легко отличать круг от квадрата, а треугольник от прямоугольника, усложните задание: сыграйте с ним вслепую - предложите узнать фигуры на ощупь.

Машина-каталка

Требования: устойчивая, невысокая, с надежной высокой спинкой и местом для игрушек под сиденьем, с прорезиненными колесами (чтобы соседи снизу не жаловались на грохот).

На сколько хватит : до четырех лет.

Не стоит забывать про физическое развитие. Такая машина-каталка (вариант - игрушка-каталка) отлично помогает развивать координацию, становится опорой для неуверенно ходящего малыша.

Конечно, она подойдет не для каждой квартиры. Но с ней можно неплохо играть летом на детской площадке, заодно тренируя ноги малыша и разгружая мамины руки. Многие машинки-каталки предусматривают ручку для мамы, которая при необходимости легко убирается.

Для восторга малыша можете приобрести каталки-ходунки с фигурками, формочками, шестеренками и звуковыми эффектами.

Мячики (обычные и сенсорные)

Требования: чем больше, тем лучше. Разных размеров, цветов, материалов.

На сколько хватит : до шести лет.

Мячики, чтобы бросать и играть ими в футбол, скакать или надувать для игр на пляже. Это важно для физического развития и координации, для обучения различным играм и правилам общения с другими людьми (детьми). И, кстати, неплохо развивает фантазию.

Куклы

Требования : экологичность и безопасность, небольшой размер, ноги и руки надежно скреплены с туловищем, нет мелких деталей.

На сколько хватит : до семи лет.

  • Расскажите друзьям:

Когда говорят о трудном детстве, полном лишений, нередко звучит ироническая фраза о «деревянных игрушках, прибитых к потолку». При этом делается намёк, что тяжёлое детство трактором проехалось по психике «пациента». Есть и более мягкий афоризм с похожим смыслом: «Если у вас в детстве не было велосипеда, а теперь вы купили Bentley, то в детстве у вас всё равно не было велосипеда».

Психологи утверждают, что в равной степени опасно как заваливать чадо кучей игрушек, в которых он будет со скукой рыться, как «поросёнок в апельсинах», так и придерживаться аскетических методов воспитания, отказывая ребёнку в развлечениях, подходящих ему по возрасту. Почему родительская жадность вредна для ребёнка?

● Современные производители детских игрушек делают акцент на их развивающих возможностях. Рынок изобилует инновационными играми и игрушками для всех возрастов. Они делают детей умнее, развивают моторику, логику, память, мышление.

● Хомо сапиенс, согласно современным научным концепциям, - это «человек играющий». Дети должны играть, чтобы примерить на себя социальные роли, познакомиться в процессе взросления с «большим миром». Кстати, даже детёныши зверей учатся охотиться и взаимодействовать в процессе игры! Человеческому «детёнышу» в современном быстро меняющемся информационном мире важно получать инновационные игрушки, чтобы адаптироваться к реалиям третьего тысячелетия.

● Лишённый современных игрушек ребёнок будет чувствовать себя изгоем среди детей, чьи родители идут в ногу со временем и покупают актуальные новинки. Малыш, выпрашивающий игрушку у ровесника на детской площадке - печальное зрелище. У более старших детей формируется затаённая обида на родителей.

● Своевременное получение игр, соответствующих возрасту - залог правильного взросления. Поверьте, отсутствие желанной игрушки - это стресс, который отпечатывается в психике навсегда . А потом, компенсируя психологические комплексы, взрослые люди скупают «Барби» и железные дороги. Но это не помогает, потому что игрушки должны появляться у ребёнка в то время, когда этого требует его возраст.

● В XXI веке появилась серьёзная опасность для детей, лишённых широкого выбора игрушек - виртуальная реальность. Да, купить ребёнку планшет или ноутбук - это, конечно, дешевле, чем регулярно обновлять пул современных игрушек. И проще - сидит себе молча, игрушки не раскидывает… Вот и получается, что во многих семьях дети с двух лет сутки напролёт пялятся в экран, а потом родители жалуются, что подросток превратился в «компьютерного задрота»!

Подчеркнём, что мы ничего не имеем против компьютерных игр, тем более что среди них есть масса развивающих. Но всё хорошо в меру. Компьютерные игры - лишь незначительная часть того, чем вы можете порадовать своего ребёнка.

Как правильно подойти к выбору игрушек?

Давайте же посмотрим, что, по мнению психологов, стоит выбирать для ребёнка на разных этапах взросления, чтобы он умнел, развивался, а также изучал социальные и профессиональные роли сложного современного мира. Выбор игрушек в соответствии с возрастом ребёнка - задача непростая, многих родителей ставит в тупик. Купишь куклу или машинку - а дитя скучает. Вертишь в руках коробку с пазлами, и думаешь: «А вдруг я и сам-то не смогу сложить, не слишком ли будет сложно для дошкольника?».

Ну что, давайте знакомиться с современным миром детских игр и игрушек!

Для самых маленьких

Появление в семье младенца - это уже сам по себе повод обзавестись игрушками, которые вызывают у малыша интерес, привлекают звуком и цветом. Чем разнообразней, интересней и красочней будет мир вокруг вашего крохи - тем активнее будет развиваться мозг. Первые игрушки развивают у детей тактильные ощущения, хватательный рефлекс. Затем чадо будет учиться сидеть, ползать, вставать - а значит, тянуться к игрушкам, развивать моторику, изучать формы. К концу первого года развития стоит начать развивать у малыша память, внимание, когнитивные функции.

Базовый набор игрушек для этого возраста:

1) погремушки всевозможных форм и расцветок, музыкальные игрушки (в том числе подвешивающиеся на дуге к кроватке, коляске);

4) «профессиональные наборы», которые для этого возраста создаются уже более сложными (например, это может быть большая кухня с игровой плитой на уровне пояса дошкольника или «ящик мастера» с добрым десятком пластмассовых инструментов);

5) игрушки, представляющие собой миниатюрные упрощённые аналоги взрослых вещей (детские компьютеры,игрушечные швейные машинки, синтезаторы и другие музыкальные инструменты);

6) актуальные игрушки из мира, отражающего современную и мультипликационную реальность (супергерои, роботы-трансформеры, модели автомобилей, «трендовые» куклы; кстати, часто такие игрушки разрабатываются целыми коллекциями);

7) игровые комплексы для развития физической активности, детские городки, батуты и тому подобное;

8) разнообразный детский транспорт (велосипеды, самокаты и электросамокаты, педальные автомобили, электромобили, гироскутеры).

Для младших школьников (7 - 10 лет)

К этому возрасту относится известная родительская сентенция о том, что современным детям не угодишь! И действительно, ребёнок XXI века нередко ставит взрослого в тупик своими навыками обращения с инновационными гаджетами. Игрушки для нынешних младших школьников порой поражают родителей сложностью, «недетскостью». На самом деле, конечно, всё не так страшно!

Во многом набор игрушек для детей 7 - 10 лет повторяет базовый комплект для дошколят. Но «развивайки», пазлы, мозаики, викторины, конструкторы становятся сложнее, кухни и железные дороги - намного более детальными, игровые комплексы и городки тоже усложняются в соответствии с возрастом. Девочки требуют для кукол всё более обширное «приданое», мальчики сходят с ума по «настоящим» машинам, самолётам и фрегатам.

Что нельзя пропустить, формируя набор игрушек для ребёнка 7 - 10 лет?

1) на одно из первых мест выходит инновационный детский автотранспорт - гироскутеры (мини-сигвеи), велосипеды, электросамокаты;

2) восторг вызывают всевозможные электронные и радиоуправляемые игрушки;

3) развивающие игры должны появляться у ребёнка регулярно, по мере прохождения предыдущей;

4) не забывайте о наборах «Юного химика», Юного анатома», «Юного геолога» - и так далее;

5) полезно снабжать ребёнка всё более продвинутыми наборами для развития творчества (включая его редкие и оригинальные виды), это позволит ему не только развить мелкую моторику, но и определиться со своим хобби.

Для старших школьников и тинейджеров

Этих ребят удивить совсем непросто! Скорее, они удивят родителей. Иногда кажется невероятным, как девочка 12 лет одновременно увлекается коллекционированием кукол - и в то же время выделывает трюки на мини-сигвее. Как мальчишка то часами сидит, погружённый в набор «Юного химика», то совсем по-детски возится с солдатиками…

Вот несколько советов родителям:

1) Примите как данность, что современных подростков привлекает крутая техника. Впрочем, многие родители и сами «тащутся» от вертолётиков и квадрокоптеров (особенно папаши).

2) У ребёнка этого возраста должны быть «умные» настольные игры, интеллектуальные конструкторы, наборы для творчества (с учётом его интересов, разумеется). Не нужно сердиться, если ребёнок, чем-то увлёкшись, через пару месяцев сменит своё увлечение и попробует что-то новое. Это нормально.

3) И самое главное: спрашивайте детей, что им нужно - они наверняка мониторят интернет, общаются со сверстниками и, скорее всего, раньше вас узнают об очередной «продвинутой» новинке типа гироскутера или спиннера!

Что делать, если у вас среднестатистические доходы

Итак, родителям, выбирающим игрушки и игры для детей, нужно придерживаться нескольких важных принципов:

● Соблюсти баланс между пресыщением и недостатком игрушек у ребёнка.

● Обеспечить ему доступ к современным, инновационным, развивающим играм, помогающим в формировании здоровой психики и интеллекта.

● Грамотно выбирать то, что подходит чаду по возрасту.

Задачи понятны, но что делать, когда в семье банально не хватает денег? Технически сложные, инновационные игрушки недёшевы, и не стоит рассчитывать, что ребёнок будет годами играть в одну и ту же игру, даже если она обошлась вам в ползарплаты. А что делать, если вы ошиблись в выборе? Обвинять ребёнка в неблагодарности и кричать: «Ты же сам просил, а теперь не играешь! Больше ничего не получишь»?

Решить такие проблемы, как «ему неинтересно» и «у нас нет денег» позволяет услуга проката детских игрушек. У этого подхода - целый ряд преимуществ:

● Достигается серьёзная экономия семейного бюджета.

● У вашего ребёнка будут появляться новые дорогостоящие игрушки, даже если вы небогаты.

● Зная, что игрушка взята на время, ребёнок, скорее всего, отнесётся к ней с большим интересом, а не забросит в угол (надо же успеть наиграться, пока она дома).

● Если игрушка надоест, её можно сдать обратно и взять что-нибудь новенькое.

● Вы сможете регулярно предлагать ребёнку новые игрушки в соответствии с возрастом.

● Игрушку можно взять на короткий период - потестировать. Если вы ошиблись с выбором, можно поменять.

● Не придётся откладывать приобретение дорогой игрушки, разработанной для определённого возраста, «на потом», когда ребёнку уже будет не нужно, неинтересно.

Дарите ребёнку игрушки вовремя!

С самых первых лет жизни ребенок познает мир, и его воображение далеко от нашего. Постепенно ему открываются новые цвета, комбинации, новые возможности. И он жаждет больших открытий. Мир он открывает с помощью звуков, маминых рук, и конечно же, игрушек. Присутствие игрушек очень хорошо сказывается на развитии малыша, но и с возрастом игрушки помогают ему достигать новых целей. К тому же игрушки развивают у ребенка умственную деятельность, координацию движения, помогает развить слуховой аппарат и речь. Но вот точка зрения родителей и потребности детей могут различаться. Поэтому стоит понимать, какие игрушки отвечают запросу по возрасту именно вашего ребенка? Как они влияют на ребенка? И как правильно подбирать игрушки для своих детей?

Потребность в игрушках и психологическое развитие с помощью них

Каждому ребенку необходимы игрушки для развития навыков и умственной активности в первую очередь. В зависимости от игрушек, ребенок во время игры развивает сразу несколько механизмов психики , но чаще всего какой-то один более выражен:

  • мышление;
  • память;
  • внимание;
  • восприятие;
  • воображение;
  • речь;
  • обоняние;
  • слух.

Многие игры воспроизводят действия из реальной жизни, это очень хорошо влияет на развитие психики ребенка. Например, при знакомстве нужно говорить свое имя, протягивать руку, или за проступок нужно извиниться. Это действует, если во время игры родители ребенку помогали понять, как правильно затевать игру. Спустя время ребенок оказывается окружен другими людьми, гости, группа в садике и ему проще будет социализироваться.

С помощью игры можно показать ребенку процесс готовки, ведения хозяйства, научить заботиться о своих игрушках, в девочках это развивает материнское начало. Чаще всего девочки любящие игру дочки-матери становятся в будущем хорошими мамами.

Участие родителей в обучении игре очень важный момент. Так как сам по себе ребенок может и не научиться, после двух лет дети уже могут подражать взрослым, но некоторые игры еще требуют участия родителей для полного понимания.

Положительное воздействие

По мере взросления в жизни ребенка самое важное место занимают куклы и (мишки, зайки, котики). Изначально ребенок может выполнять только те действия, которые показали ему мама и папа, к примеру, как качать пупса, кормить и т.д. Ребенок еще не осознает значение этих действий, он просто подражает родителям и ему от этого становится весело. Конечно, любопытство в малыше просыпается (почему они делают именно так), но понимание приходит гораздо позже.

Затем для ребенка игрушка приобретает эмоциональный окрас. Малыш учится заботиться об игрушке, примеряет на нее свой опыт. Например, если он споткнулся и ему было больно, он может повторить действия у игрушки, а затем обнимать и переживать за нее. Детские игрушки оказывают положительное воздействие в большом объеме: развитие, любопытство, забота, понимание. Игрушки, с которыми можно вести контакт помогают в дальнейшей социализации. Такие игрушки дают волю для воображения. Это хороший друг на момент детства, послушный, мягкий, ласковый.

Ребенок переживает со своей любимой игрушкой все, что коснулось его в течении дня. Такая игрушка очень хорошо заменяет ребенку друзей, когда он еще не успел познакомиться ни с кем, она не имеет зла и всегда поддержит, если ребенок ее обнимет. Главное, чтобы игрушка не стала единственным другом малыша, он может любить ее долгие годы, но в какое-то время стоит вытеснять игрушку настоящими друзьями.

Очень сильно на ребенка влияет материал той или иной игрушки, ее внешний вид. Именно мягкие игрушки вызывают самые положительные эмоции.

Негативное воздействие

Для начала стоит рассмотреть показатели игрушек, которые негативно влияют на психику ребенка:

  • Появление агрессивного состояния (проявляется через яркий цвет, неприятные тактильные ощущения, запах и т.д.);
  • Игрушка провоцирует в ребенке совершение негативных поступков;
  • Уменьшение активности ребенка;
  • Преждевременное появление потребностей, даже сексуальных;
  • Могут вызвать чувство зависти;
  • Проявление высокомерия от наличия такой игрушки;

Стоит вспомнить Вселенную Барби, эти игрушки сейчас можно встретить в любом магазине, с разной фигурой, цветом кожи, разными народами и мебелью к ней, с пупсами и колясками. Эта игра направлена на подражание реальной жизни взрослых людей, как и компьютерная игра Симс. Но если последняя показывает мир так или иначе с реальной стороны, не смотря на наличие кодов, то мир Барби - это сплошная роскошная жизнь, не соответствующая идеалам реальности.

Девочки, которые погружены в это мир хотят быть такими же как Барби, ассоциируют свою жизнь с Вселенной Барби. Для них роль «красотки с длинными ногами и золотистыми волосами, которая одевается стильно и может себе позволить все» примеряется в первую очередь на себя. Это может привести к комплексу неполноценности.

Опять же, во многом это зависит от влияния родителей на игру ребенка и тех подруг, с которыми они играют в куклы вместе. А вот игра с пупсами, помогает в усвоении роли матери. Но не удивляйтесь, если ребенок в 5 лет спросит вас откуда берутся дети.

Для мальчиков ситуация очень похожа. Магазинные полки пестрят выбором «мускулистых героев» из любимых фильмов и мультиков. У них есть сверхчеловеческие силы, и здесь урок, что добро побеждает зло не всегда работает. Детям как будто намекают: есть сила – ты победитель! Для мальчиков, у которых от рождения физические данные превосходят других – это может стать показателем того, что он превосходит других и может обижать более слабых.

Или же тема войны. Популярные пистолеты, ножи, автоматы и т.д. Это игры с агрессивными действиями. У детей в фантазии просыпаются действия, как они убивают воображаемых врагов. Но в тоже время эти игрушки можно использовать как выплеск негатива у ребенка.

Потому стоит помнить о силе воздействия игрушек на ребенка. И если вы покупаете ему такие игрушки, стоит объяснить, что это только игра и в жизни такие действия - это плохо. Отражение реального мира в игрушках не обойти, и ребенок, увидев такую игрушку у друга тоже будет просить, главное понимать для чего они предназначены и подавлять агрессию, которую игрушки вырабатывают в действиях ребенка.

Как родители обманывают потребности детей с помощью игрушек

Некоторые родители, пытаются подменить желания детей покупкой игрушек. Но пытаясь их осчастливить таким способом, мы не удовлетворяем их потребности.

Покупаем любовь игрушками

Сейчас в мире тысячное количество разновидностей игрушек. У прошлых поколений таких возможностей не было и, если игрушку испортили, приходилось играть такой, какой она стала. В настоящее время у ребенка есть все, что только он захочет в своем воображении. Для мальчиков: модели всех машин, самолетов, железные дороги, для девочек: целый выдуманный мир кукол, плюшевых игрушек.

Когда в семье появляется малыш, то это приобретает настолько радостный оттенок для всей семьи, что ребенка пытаются задарить бессчётным количеством игрушек. Да и сами родители по каждому поводу могут подобрать абсолютно не похожие предметы для игр.

Особенно в праздники. И ребенок ждет этих моментов безумно. Но что, если есть и минусы, такие как потеря интереса к праздникам, ведь задаривая и в обычные дни, ребенку уже не интересно ждать особых дней. Или же потеря воображения. Раньше приходилось играть с тем, что под руку попадется и развивалось воображение. Сейчас у детей есть и мини-кухня, и искусственные деньги, и пластиковые блюда.

И вот она ошибка родителей, они скупают для ребенка самые классные игрушки в немереном количестве. Чаще всего это продиктовано тем, что они пытаются подарками заменить свое присутствие. А что дарить, как не игрушки. И чаще всего получается круговорот, родители работают слишком много, чтобы купить ребенку подарок и не видят своего малыша, и эти подарки должны компенсировать их нахождение рядом.

И, казалось бы, это лучший способ порадовать ребенка, но вот только потребности в игрушках как таковой не существует. Игрой могут послужить любые предметы вокруг, а получение игрушек, становится просто уже привычкой, и обрадовавшись пару раз, они будут радоваться постоянно, так принято.

Но счастье игрушками не купить, ведь все, что им нужно это быть вместе со счастливыми родителями. Чувствовать тепло, заботу и контакт. И если покупаете игрушки в подарок, то старайтесь выбирать то, во что вы вместе сможете играть.

Группы игрушек

Существуют группы игрушек, которые предназначены для развития определенных навыков, учат определенному стилю игры:

  • Сюжетные игры. Такие игры созданы для развития сюжета в фантазии ребенка. Играть в сюжетные игры можно с мягкими игрушками, игры в профессии тоже хорошо подойдут, куклы, сказочные персонажи.
  • Игры для обучения. Здесь игры разделяются по направлениям:
  1. Творческое: игры в театр; музыкальные инструменты, раскраски;
  2. Моторика и логика: строительные (мозаика, конструкторы, пазлы);
  3. Поучительные: игры с формами разных размеров, настольные игры и другое.
  • Праздничные игры (переодевания в персонажей, хорошо для детских праздников, хлопушки)
  • Для самовыражения: конструктор, пластилин, краски, раскраски, настольные игры.
  • Выплеск негативных эмоций:игры с мячом, скакалкой, обручем, пистолеты, автоматы, дартс.
  • Подражание реальной жизни: больничка, мебель, посуда, железная дорога, кукольный домик.

Как играют дети по возрастам

Груднички (до года)

Когда малыш появляется на свет ему хочется исследовать этот удивительный мир. создают условия для развития малыша. Их хочется за одну игру получить сразу все ощущения. Поэтому они трогают, пробуют, кидают, наблюдают.
Затем игра начинает усложняться. Схватить предмет, потрясти. Этот этап появляется около 4 месяцев. К 6 месяцам ребенок умеет перекладывать игрушку с одной руки в другую. А в 9 месяцев усовершенствованные навыки дают возможность поднимать мелкие игрушки. Ребенок может в этом возрасте изучать все сам, около года ему уже необходима помощь. Малыш начинает подражать. И самое для него – это взрослый человек, а не игрушки.

К году ребенок уже начинает понимать взаимодействие вещей, их запах, вкус, звук. Следующая стадия развития - это исследование функционала предметов. Т.е. для чего они нужны.

Ясельки (дети от года до трех)

Ребенок этого возраста настоящий исследователь и экспериментатор. Ему уже интересен не просто предмет, а его функции, назначение. Это уже игры с моторикой, которые развивают мозг очень быстро. Если вы замечали, как ребенок говорит по телефону, точнее изображает это, пытается сделать, что-то из кубиков, подражает – значит ваш ребенок достиг этого этапа развития, и очень хорошо, если это происходит раньше, значит развитие вашего ребенка опережает возраст.

После года ребенок уже четче различает цвета, и новые яркие игрушки будут радовать его. Он может рисовать мелом, если вы купите доску. В три года он может уже кататься на трехколесном велосипеде.
Ошибки этому возрасту характерны, ведь малышу хочется попробовать абсолютно все. И Игрушки для его возраста подобрать не сложно.

Дошкольный возраст (от 3 до 6 лет)

В этом возрасте все действия уже более осознаны. Они не только могут использовать предметы по назначению, но и фантазировать, придумывать собственные миры. Для них игра – это использование предметов по максимуму.

Таким детям очень нравится представлять себя кем-то. Мальчики настоящие супергерои, космонавты, которые должны защитить мир, с помощью своих сверхспособностей.
Девочки чувствуют себя принцессами, волшебницами. Этому еще и способствуют мультики, сказки.
Вполне вероятно, что у ребенка появится . Это вполне нормально, с помощью него ребенок учится справляться со стразами, переживаниями, мечтами.

Еще дошкольный возраст - это целое представление. Дети очень любят показывать и хвастаться, так что смотрите внимательно, если он прибежит вам показать свое достижение. Детям в этом возрасте нравится устанавливать контакт, они учатся дружить. Плюс игры переходят на физический уровень развития. Им нравится бегать, скакать.

Школьники (от 6 до 10)

Когда ребенок идет в школу он уже имеет запас огромного количества знаний. Теперь задачи усложняются, вырабатывается система обучения. Социализация происходит в более сложных условиях. И игры тоже становятся сложнее. Те навыки, которые приобретались ранее начинают развивать в ребенке таланты, и это могло произойти через простую игру. Теперь некоторые игры заменяют хобби. Дети больше тянуться к командным играм в мяч, догонялки, казаки-разбойники и т.д. Семейные игры в этот момент помогают ребенку чувствовать себя в своей зоне комфорта, так что не пренебрегайте временем общения, только потому что ребенок подрос.

Игрушки по возрастам

Игрушки для малышей до года

  • Подвесные игрушки (желательно с движением). Такие игрушки развивают зрение ребенка.
  • Отражение в зеркале. Малышу будет безумно интересно познакомиться со своим отражением, он не сразу поймет, что это он. Ему будет нравится смотреть на себя и меняющиеся рожицы. Такая игра помогает изучить самого себя, свое тело.
  • Легкие конструкторы. Такими игрушками называются пирамидки, это самый первый вид конструктора в жизни ребенка. Он не сразу научится понимать, что ему нужно сделать, будет пробовать на вкус кольца и перекладывать их с места на место. Такая игра развивает мелкую моторику.
  • Игрушки, которые можно передвигать. Чаще всего у таких игрушек две функции: потянуть и толкнуть. Они развивают мышцы и равновесие ребенка.

Игрушки для малышей от 1 до 3

  • Мячик. Игры с мячом развивают крупную моторику, координацию малыша, ловкость, зрение. Даже если он будет просто катать мячик туда-сюда.
  • Собирательные игрушки. В эти игрушки входят пазлы, формы, кубики, что развивает хорошо зрение, логику.
  • Игрушки на механику. Например, игрушки с кнопками на доске. Развивает мелкую моторику
  • Игрушки, подражающие реальной жизни взрослых. Это игрушки, которые имитируют жизнь родителей: кастрюли, пластмассовые фрукты, бытовая техника. Они помогают ребенку с социализацией, а куклы и мягкие игрушки показывают, как надо заботиться.

Игрушки для детей от 3 до 6

  • Творческие игрушки. Так мелкая моторика развивается, то развивается и творчество. Здесь играми выступает рисование, лепка, плетение, создание аппликаций.
  • Конструкторы. Создание фигур из мелких деталей, помогает находить решение ребенку в сложной ситуации.
  • Игры головоломки. Идеальной головоломкой в этом возрасте станет игра с пазлами. Они также активно развивают логическое мышление.
  • Игрушки на воображение. Кукольные дома, куклы, костюмы, игры, подражающие уже действиям взрослых.

Игрушки для детей от 6 до 10

  • Мячи. Игры с мячом, подходящие для детей постарше. Футбол, волейбол, горячая картошка и т.д. Они развивают уже мышцы ребенка.
  • Скакалка. Учит соблюдать очередь, если игра на несколько персон. Развивает моторику, координацию, вестибулярный аппарат.
  • Настольные игры. Это учит развивать стратегическое качество, умение находить компромисс, держать эмоции под контролем.
  • Музыкальные инструменты. Развивает слух ребенка, мелкую моторику, умение слушать.
  • Экспериментальные игрушки. Наборы химика, физика, телескопы, наборы выжигания по дереву и т.д. помогают развивать качество любознательности, пробуждают интерес к чему-то новому, развивают воображение

Для каждого возраста характерны свои подходящие игрушки, они могут повторяться, но функции в каждом возрасте будут у одной и той же игрушке свои. Более подробный список игрушек по возрастам смотрите .

Безопасность ребенка — главное! Это то, на что стоит обратить внимание в первую очередь. Никаких мелких деталей, острых углов, плохо обработанных краев. Краска не должна сходить с игрушки, когда по ней проводите ногтем. Ребенок, особенно маленький все тянет в рот, пробует на вкус и это может ему навредить.

  1. Сертифицированные игрушки. Не стоит доверять непонятным производителям, только потому что их игрушки выглядят нормально и дешевле. Неизвестно из чего сделаны эти игрушки, и какой вред они могут нанести ребенку.
  2. Производитель. Лучше выбирать игрушки известных производителей, так как они очень серьезно подходят к качеству своего товара. Погрешности в производстве им могут подпортить репутацию.
  3. Возраст ребенка. Не стоит покупать малышам игрушки с мелкими деталями. А взрослым ни к чему погремушка.
  4. Тактильные ощущения. Потрогайте игрушку, подерите ее в руках, если она тяжелая ребенок не сможет ее поднять.
  5. Набивка игрушки. Смотрите на то из чего сделана набивка у мягких игрушек. Правильнее всего будет - синтепон. Ни в коем случае не поролон, так как он спустя время начинает выделять вредные вещества.
  6. Запах. На него стоит обратить внимание при покупке. Ведь если вам он не нравится, то возможно игрушка сделана не качественно.
  7. Этикетка. Читайте этикетку на игрушке. Все те, которые проходят сертификацию в России имеют значок Ростеста и к ним прилагается инструкция на русском языке.

Помните, что выбор игрушки по возрасту, не такой уж и простой процесс. Ведь она не только влияет на здоровье ребенка, но и психику. Не скупайте все подряд, лучше проведите время вместе. Придумайте игру из того, что есть, а игрушки дарите по праздникам.

В жизни каждого ребенка, начиная с самого рождения должны присутствовать игрушки. Они влияют на умственную активность ребенка, координацию движений, развитие речи. Благодаря им ребенок выражает свои чувства, общается, познает окружающий мир.

Какие игрушки нужны детям с точки зрения родителей не всегда отвечают эмоциональному запросу самого ребенка. Целевые игрушки, автоматические, полуавтоматические не могут в полной мере восполнить потребность ребенка. Для определенного возраста существует свой необходимый набор игрушек.

Какие игрушки нужны детям для развития определенных навыков?

  • Самовыражение: кубики, конструктор, пластилин, краски, пирамида, настольные игры, краски, карандаши.
  • Помогают выразить чувство раздражения, недовольства: скакалка, пистолеты, автоматы, игра дартс, груша для битья, мячи.
  • Выражающие реальную жизнь людей: медицинские принадлежности, мебель, посуда, стиральная машина, плита, железная дорога, кукольный домик – все эти игрушки позволяют ребенку подражать взрослым, проигрывая реальные ситуации.

Выбирая предметы для игр родители должны обратить внимание из какого материала они сделаны. Составляющая игрушек должна быть прочной, не разбиваться. В ней не должны содержаться мелкие детали, чтобы ребенок не смог их проглотить и не засунуть в нос или ухо. Они должны легко чиститься. Отличный пример — игрушки Лего на 8terminal

Все игрушки разделяются на группы:

  • Предназначенные для определения сюжета игры. Мягкие зверюшки, представители различных профессий, куклы, персонажи сказок — все это образно-сюжетные игрушки.
  • Обучающие. Какие игрушки развивают ребенка в творческом направлении. связанные с театральными постановками – которые помогают развивать память, речь, внимание, инсценируя сюжеты из сказок; музыкальные инструменты – развивают слух у ребенка (гармошка, барабан, пианино, маракасы, гитара); строительные игрушки – мозаика, конструкторы, наборы из мелких и крупных деталей; поучительные – развивают сообразительность, знакомят ребенка с различными формами (вырезанные детали из картона, матрешки, настольные игры).
  • Напоминающие праздник (костюмы различных сказочных персонажей, шарики, фонари, маски, хлопушки) – ребенок превращается в сказочного героя.
  • Развивающие интеллект. Такие развлечения больше подходят для мальчиков. выражающие средства коммуникации (радиотелефон, рация, телевизор, пейджер);армейская тематика (автоматы, пистолеты, человечки в военной форме); на радиоуправлении (самолеты, машинки, роботы); все транспортные средства передвижения.

Какие игрушки развивают ребенка с учетом возрастной категории

  1. Возраст ребенка от двух до пяти месяцев. Самая первая игрушка – погремушка подвеска. Она тренирует координацию, отдельные движения рук. Во время плача погремушка способна отвлечь и успокоить ребенка. Такая игрушка знакомит младенца с цветом и формой.
  2. Возраст от пяти месяцев до года. В этом возрасте игрушки должны развивать органы чувств. Детям на данном этапе жизни уже мало просто хватательных движений, им уже хочется разбирать, ломать. Для этого хорошо подойдут игрушки, развивающие координацию движений и чувствительность – деревянные кубики, матрешки, что хорошо разбирается и имеет материал приятный на ощупь.
  3. Возраст от года до трех лет. Этот период требует разнообразия игрушек. Идет тренировка координации движений в ходьбе, развивается мелкая моторика. Здесь подойдут доски – вкладыши, различные шнуровки, большие пуговицы с большими дырками. В три года ребенок знакомиться с составляющими игрушек их качеством. У ребенка должны присутствовать мягкие игрушки, они дарят покой и безопасность.
  4. Возраст от трех до пяти лет. У ребенка возникает интерес к окружающим его людям. Появляется интерес к игрушкам различных животных, фигуркам людей. У ребенка развиваются творческие навыки. Дома должны находиться карандаши, белая и цветная бумага, краски фломастеры.
  5. Период от пяти до десяти лет. В этом возрасте ребенок начинает уже созидать и упражняться. Поэтому игрушки должны быть разнообразными от сюжетно — образных до спортивных. Большую роль в жизни ребенка начинают играть книги. Дети начинают учиться читать, развивая свое воображение.

С возрастом дети перестают интересоваться игрушками и на первый план выходят подвижные игры со сверстниками с помощью таких игр, как футбол, волейбол, прыгание на скакалках.

Малыш только родился, а родители уже думают о том, как вырастить его не только здоровым, а умным, талантливым и всесторонне развитым. Они штудируют литературу в поисках программ обучения и скупают в магазинах игрушки и игры с надписью «развивающие». Это стремление естественно и похвально, хотя во всем нужно знать меру и не измучить ребенка непрерывной учебой и завышенными требованиями.

Если вы выберете интересные упражнения и игры, правильную периодичность и атмосферу занятий, то обнаружите, что благодаря вашим регулярным усилиям у ребенка происходит закладка и развитие логического и образного мышления, мелкой моторики, улучшается внимание и растет любознательность. Во время занятий могут открыться творческие способности, проявиться коммуникативные навыки, расширяется кругозор малыша и видоизменяются способы самовыражения. Но стоит ли пробовать буквально все существующие уже на новорожденном младенце или лучше подождать до более сознательного возраста? Чем полезнее всего заниматься с крохой? Рассмотрим поэтапно, как одновременно играть и обучать детей разных возрастов.

Начало начал

Надо сказать, что между девятью месяцами и пятью годами жизни способность человека усваивать информацию поистине уникальна, а желание получить ее огромно. Это может показаться удивительным, но вся жизнь построена на применении тех способностей, которые будут развиты в ребенке в первые восемь лет.

4-5 лет оптимальное время для посещения ребенком различных развивающих групп . Это могут быть творческие мастерские, где с малышами занимаются , лепкой, аппликацией, а, может, и столярным делом или работой на гончарном круге, танцевальные классы, на которых, помимо прочего, формируются навыки координации движений, чувство ритма и баланса, музыкальные занятия и пение, группы по методу Монтессори или Домана … Выбор сейчас огромен! Кроме того, тем деткам, у которых есть проблемы с речью, именно в 5 лет стоит начать посещать логопеда, чтобы успеть все поправить до школы.

Что можно посоветовать родителям, которые решили заниматься самостоятельно со своим чадом?

Занимайтесь регулярно, не перескакивайте с одного на другое – начав заниматься одним делом, закончите его.
Откажитесь от занятий, если ребенок болеет или активно не хочет заниматься.
Начинайте всегда с любимых или простых заданий. Так ребенок почувствует уверенность.
Не раздражайтесь, не злитесь на малыша, если у него что-то не получается. Не нужно его ругать. Постарайтесь спокойно объяснять, что от него требуется.
Всегда поддерживайте ребенка, хвалите, когда у него что-то получается.
Обращайте внимание на сильные стороны ребенка. Пусть он сам почувствует, что именно у него получается лучше всего.

Составьте план развивающих занятий и помните, что они должны быть увлекательными и интересными, построенными в форме игры (особенно для самых маленьких). Не стоит насильно заставлять ребенка заниматься. Это только оттолкнет его от будущих занятий и никак не простимулирует его любознательность, так как именно с года до трех лет начинает формироваться основа высшей психической деятельности вашего малыша.

Учитывайте желание и наклонности ребенка. Заметив заинтересованность малыша, постарайтесь в игровой форме провести веселый и развивающий урок. Подкрепляйте его успехи одобрительными словами. Каждое занятие должно быть в чем-то увлекательным, только так вы вызовите интерес ребенка к обучению и желанию заниматься дальше.

Детям до трех лет желательно заниматься вместе с родителями, ведь психологическая связь в этот период очень велика и важна. Именно мама и папа – лучшие и главные учителя для ребенка. Они первые и основные значимые взрослые в его жизни. От их терпения и внимания зависит создание базовой безопасности по отношению к окружающему миру. До достижения трехлетнего возраста самое важное – качество взаимоотношений между родителями и ребенком. Поэтому, даже посещая групповые занятия, родители и дети вместе играют в пальчиковые игры, танцуют, рисуют, лепят, экспериментируют, общаются, делают первые открытия.

Чтобы понять, что именно нужно вашему ребенку, учитывая его особенности, характер, темперамент и состояние здоровья, совсем не лишней будет помощь психолога. Вместе со специалистом можно будет составить индивидуальный график занятий и «умных» развлечений, которые принесут малышу максимальную пользу.

Владимир Белов, психолог сети медицинских клиник «Семейная»
журнал для родителей «Растим Ребенка», апрель 2014

Поделиться: