Каким был мужик на древней руси. Отношение мужчин и женщин в древней руси. Свадебный наряд в Древней Руси

В середине XIX века термин "купец" обозначал являющееся членом купеческого общества лицо, записанное в гильдию, наделявшей его, при взятии им свидетельства на торговлю или промысел, особыми экономическими правами, а также личными преимуществами.

Манифестом 17 марта 1775 года впервые российское купечество было разделено на привилегированное гильдейское купечество (из трех гильдий) и мещанство. Единственным основанием такого разделения "был принят размер капитала: имеющие капитала не свыше 500 руб., были отнесены к мещанам, а те, чей капитал превышал указанную норму, были отнесены к купцам" (*1).

В 1775 году было установлено, что вступление в гильдию зависело от размера капитала, которым владел предприниматель. К третьей гильдии причислялись купцы, имевшие капитал от 500 до 1 000 рублей. Ко второй гильдии причислялись купцы с капиталом от 1 000 до 10 000 рублей. Купцы первой гильдии должны были иметь капитал от 10 000 рублей и более. Гильдейское купечество было освобождено от уплаты подушной подати, которая была заменена для нее однопроцентным сбором с объявляемого капитала (в XIX веке сбор составил 4%). В 1776 году гильдейское купечество было освобождено от рекрутской повинности, замененной денежным взносом в 360 рублей (с 1783 года взнос составил 500 рублей).

Определение прав, обязанностей купечества (вместе с несколько измененными нормами капиталов) нашло свое отражение в Жалованной грамоте городам 1785 года. Основанием для "принадлежности к разряду гильдейского купечества служило объявление капитала соответствующего размера"(*2). В статье 92 "Городового положения" говорилось: "Дозволяется всякому, какого бы кто ни был пола, или лет, или рода, или поколения, или семьи, или состояния, или торга, или рукоделия, или ремесла, кто за собою объявит капитал выше тысячи рублей до пятидесяти тысяч рублей, записаться в гильдии»(*3). Для записи в третью гильдию требовалось объявить капитал от 1 000 рублей до 5 000, для записи во вторую гильдию необходимо было объявить капитал от 5 000 до 10 000 рублей, а для включения в 1-ю гильдию объявленный капитал должен был составлять от 10 000 до 50 000 рублей. Крупные купцы (с капиталом более 50 000 рублей), банкиры (с капиталом от 100 до 200 тысяч руб.) и некоторые другие горожане были выделены в разряд "именитых граждан", имевших право на внешнюю торговлю, на заведение фабрик и заводов, на возможность иметь сады, загородные дворы, быть освобожденными от телесных наказаний, иметь морские и речные суда и т. п. Купцам 1-й гильдии разрешалось производить оптовую и розничную внутреннюю и внешнюю торговлю, иметь морские суда. Купцам 2-й гильдии разрешалось вести внутреннюю оптовую и розничную торговлю, иметь речные суда. Купцам первых 2-х гильдий разрешалось иметь фабрики, заводы, быть свободными от телесных наказаний. Купцам же 3-й гильдии позволялось производить мелочный торг по городу и уезду, иметь станы, малые речные суда, содержать трактиры, герберги, торговые бани, постоялые дворы, производить рукоделия. Срок записи в гильдии и платеж с капитала производился с 1 декабря по 1 января. Объявление капитала по 97 статье оставалось "на показании по совести каждого"(*4), и утайка его не преследовалась.

В первой половине XIX века издан был ряд законов, которые уточняли и дополняли прежние права, обязанности купцов, их статус. Изданное 14 ноября 1824 года "Дополнительное постановление об устройстве гильдий и о торговле прочих состояний" разрешало купцам 1-й гильдии вести внутреннюю и внешнюю оптовую торговлю российскими и иностранными товарами, иметь собственные корабли, магазины, фабрики, заводы (кроме винокуренных), банкирские дома, страховые конторы и т. п. Также они могли входить в казенные подряды и откупа, заключать частные контракты и "маклерские условия" на всякую сумму. Розничная торговля разрешалась купцам этой гильдии лишь в тех городах где они были записаны, но если они имели желание вести данную торговлю в других, то обязаны были взять "особое свидетельство по окладу того города купца 3-ей гильдии". Кроме того, "первостатейные" купцы могли иметь звание банкира, коммерции-советника, они и их дети могли поступать на гражданскую службу, равно как и дети личных дворян, но все это возможно было после 12-летнего пребывания в 1-й гильдии "с ряду". Также купцы данной гильдии обязаны были принимать на себя должности: городского головы, заседателей палат, совестных судов, приказов общественного призрения, депутатов торговли, директоров банков и их контор, церковных старост. От иных должностей они были вправе отказаться.

Купцам 2-й гильдии "Дополнительное постановление..." 1824 года предоставляло право ведения оптовой и розничной торговли, равно как и купцам 1-й гильдии, но устанавливались ограничения на торговые обороты, объемы продаж, суммы сделок и пр. Также им разрешалось иметь страховые конторы, банкирские дома, позволялось содержать гостиницы и т. п. заведения. Кроме того, купцы данной гильдии не могли, равно как и купцы 3-й гильдии, быть на гражданской службе, но обязаны были принимать на себя должности: бургомистров, ратманов, членов судоходных расправ и т. п. Купцы 3-ей гильдии могли заниматься розничной торговлей в городе (где были записаны) и уезде всякими отечественными и иностранными (купленными от российских купцов первых двух гильдий и от крестьян, торгующих по свидетельствам первых 2-х родов) товарами. Они могли иметь собственные суда для внутреннего сообщения, содержать в городе и уезде (где были записаны) трактиры, ренсковые погреба, торговые бани, постоялые дворы, питейные дома, различные "фабрики и заводы" и т. п. небольшие домашние заведения. При таких заведениях купцы 3-й гильдии могли иметь не более 32 работников. Также купцы данной гильдии могли вступать в контрактные отношения на сумму, не превышающую 20 000 рублей. Важной для купцов была возможность записи в нескольких городах. В §13 об этом так говорится: "Купцам 3 гильдии не возбраняется записываться и в нескольких городах, но не иначе, как со взятием из сих городов особенного свидетельства купца 3 гильдии и с исправлением городских и земских повинностей по каждому, отправление же городских служб в таком случае будет лежать на них только по тому городу, где они имеют постоянное жительство"(*5). Купцы 3-ей гильдии должны были принимать на себя должности городских старост, членов шестигласной думы и т. п.

Теперь, рассмотрев торговые и личные права и обязанности купечества, остановимся на самом термине, понятии "купец" в законодательстве. Это важно для выявления составляющих, которые приводят к образованию того социального слоя, который мы называем "купечество". Итак, для определения, кого же следует называть "купцом", обратимся к §48 "Дополнительного постановления об устройстве гильдий и о торговле прочих состояний" 1824 года. Там сказано: "Только одно то лицо из купеческого семейства, на имя коего выдано свидетельство на торговлю или промысел, приемлет название купца, и пользуется присвоенными гильдии торговыми правами и личными преимуществами", и далее продолжение: "Все прочия, к семейству по вышеозначенному правилу принадлежащия лица, именуются купеческими детьми, братьями, внуками и проч. и, не имея сами по себе отдельного права торговли, пользуются однако же, яко члены семейства, теми же Гражданскими правами, которые принадлежат и главе онаго"(*6). Из 507 статьи Свода законов о состояниях 1842 года следует, что купеческие дети при жизни их отца пользуются его "званием", но до тех только пор, пока они сами не выделены из семейства и пока отец платит гильдейскую подать. Для того, чтобы закончить смысл последнего предложения о статусе остальных членов семейства, процитруем §50 "Дополнительного постановления": "Купеческий сын или внук и вообще Член купеческого семейства, может действовать по доверенности отца или начальника семейства только на праве прикащика на счет общаго капитала с отдачею отчета"(*7). Статья 506 Свода законов о состояниях сообщает о положении жены купца: "Как мещанин, так и купец, сообщают состояние своей жене, буде она происхождения низшаго, но жена купца пользуется сим званием до тех только пор, пока муж ея сам состоит в гильдии"(*8). Это значит, что после смерти начальника семейства (мужа) жена, к примеру, если она была из мещан, снова попадала в мещанское сословие.

Возвращаясь к понятию "купец", мы можем выделить ряд признаков, составляющих вышеприведенную формулировку данного термина. Итак, из §48 видно, что "купец" - это:

1.) член купеческого семейства, а следовательно, и купеческого общества;

2.) лицо, владеющее торговым свидетельством;

3.) лицо, числящееся в гильдии;

4.) лицо, обладающее и реализующее свои права и преимущества.

Согласно §36 и 37 "Дополнительного постановления...", купец должен был платить кроме городских и земских повинностей, еще и подать за право торговли. Само это право приобреталось записью в гильдию со взятием торгового свидетельства. Размер подати за право торговли определялся в зависимости от размера капитала и, соответственно, от принадлежности к какой-либо гильдии. Для купцов 3-ей гильдии размер капитала должен был составлять от 8 000 до 20 000 руб., для купцов 2-й гильдии от 20 000 до 50 000 руб. и для купцов 1-й гильдии от 50 000 руб. и выше. Цена торгового свидетельства для 3-й гильдии составляла 220 руб., для 2-й гильдии - 880 руб., для 1-й гильдии - 2 200 руб. Для получения свидетельства на торговлю или промысел купцам необходимо было предоставить в уездное казначейство удостоверение от городской думы или ратуши о заплате городских и земских повинностей с указанием, в какую гильдию были записаны предъявители. При отсутствии законных препятствий уездное казначейство (того уезда, где был записан купец) выдавало торговое свидетельство со взысканием положенной за каждое свидетельство пошлины. Выдача свидетельств проходила в период с 1 ноября по 1 января ежегодно, а срок действия их оканчивался к 1 января следующего года. Купца, не взявшего к 1 января торгового свидетельства, записывали в посадские и об этом публиковали в газетах. Но законодательство вновь бывшему купцу позволяло вернуться в свое сословие: "Купцу, который за необъявление в положенный законами срок, желания записаться в которую либо гильдию, по прекращении торговли, выписан в мещане, дозволяется в течении года вновь таковое желание; и, заплатив городские и земские повинности за весь год, явиться в Казначейство для получения свидетельства на торговлю, с заплатою полной годовой пошлины, и еще четвертой части оной. Сие же относится и к мещанам, желающим получить в течении года свидетельства на торговлю или промысел, или записаться в гильдию"(*9).

О переходе мещан в купечество говорилось, что он должен был совершаться по предварительному увольнению от их общества и по объявлению гильдейского капитала, с платежом изложенных в Торговом уставе повинностей. Примечательно, что бывшему купцу для записи в гильдию надо было объявить "желание записаться", а мещанину - "гильдейский капитал".

Говоря о социальных перемещениях купечества, следует сказать, что при определенных обстоятельствах купцы могли укрепить свое положение и статус. Достигалось это, как правило, при переходе в более привилегированное сословие - потомственных почетных граждан.

Скажем еще и несколько слов о правах иногородних купцов. Закон требовал, чтобы иногородние купцы первых 2-х гильдий, служащие, занимающиеся торговлей в каком-либо городе, имеющие там постоянное жительство и промысел, должны были быть записаны в том городе в "гости" или купцы и нести все "личныя службы и повинности наравне с местным купечеством" (§57)(*10). Купцы же 3-й гильдии, записанные в городах, должны были платить все городские повинности, взяв и особое свидетельство по роду своего торга, наравне с местным купечеством, "хоть если б и не имели недвижимой собственности" (§58)(*11) .

Таким образом, подводя итог всему вышеобозначенному, можно сказать, что в середине XIX века термин "купец" обозначал являющееся членом купеческого общества лицо, записанное в гильдию, наделявшей его, при взятии им свидетельства на торговлю или промысел, особыми экономическими правами, а также личными преимуществами.

Литератур a: Lyon-Caen и Renault, Tratte de droit commercial, I , стр. 317-360; Boistel, Precis de droit commercial, стр. 82-109; Mo l inier, Tratte de droit commercial, I , стр. 186-209; Handbuch des Handels-See- und Wechselrechts, I , § 60-63; Braune, Kaufmännische Buchführung («Z. f. H. R.», т. 27, 1882); Betzinger, Wie der Kaufmann Bücher führen muss, 1905; Germano, Instituzioni di diritto commerciale, I , стр. 209-243; Vivante, Trattato di diritto commerciale, I , стр. 209-239; Башилов, Русское торговое право, \, стр. 98-126; Нисселович, Юридические беседы: О юридическом значении торговых книг («Счетоводство», 1888); его же, Общедоступные очерки по русскому торговому праву, I ; О торговых книгах, 1893; Удинцев, Русское торгово-промышленное право, 1907, стр. 250-279.

I . Необходимость счетоводства. Ни одно сколько-нибудь значительное торговое предприятие не в состоянии вести дела без счетоводства. Необходим строгий порядок в отчетности относительно всех товаров, приобретенных и проданных, относительно поступления и расходования сумм, необходимо через известные промежутки времени обозревать состояние имущества торгового предприятия, наличного и долгового, а подобные проверки возможны лишь при условии правильного и точного записывания всех действий торгового предприятия и движений его имущества. Этой цели служат купеческие или торговые книги, которые имеют не только частнокоммерческое, но и публичное значение. Правильное счетоводство дает возможность во всякое время если не видеть, то по крайней мере определить, вывести состояние дел предприятия, что может иметь большое значение для третьих лиц, особенно в случае несчастья, постигшего торговое предприятие, несостоятельности. В таких случаях беспорядок в счетах затрудняет, а иногда делает совершенно невозможным привести в известность пассив и в особенности актив несостоятельного должника. Ввиду такого публичного значения купеческих книг ведение их не предоставляется только на волю самих купцов, но требуется законом под страхом невыгодных гражданских или даже уголовных последствий.

II . Исторический очерк. В римском быту встречаем со dices accepti et expensi, подобие торговых книг, в частности кассовой книги; особенное значение приобретали они, когда их вели argentarii и nummularii (rationes). Купеческое счетоводство развилось в средние века преимущественно в Италии вместе с развитием торговли и возникновением крупных предприятий. Solent et debent, говорит Стракка , merca-tores libros rationum conficere; id enim ad statum eorum praecipue obtinet. Впервые встречаем в 1539 году указ, которым французские короли предписывали банкирам ведение журнала. Постановление это в уставе 1673 года было распространено на всех купцов. Торговые книги обратили внимание французского законодателя главным образом по тесной связи с несостоятельностью: более или менее строгое воззрение на последнюю отражалось в том же духе и на вопросе о торговых книгах. Современное французское, а также итальянское право предписывают купцам ведение книги-журнала, копировальной и инвентарной . Особенной ясности и отделения юридической стороны вопроса от бухгалтерской достигли торговые законодательства Германии и в особенности Швейцарии. В настоящее время законодатель не берет на себя задачи определять, какие именно книги должны вести торговцы, предоставляя этот вопрос на усмотрение их самих применительно к роду их торговли. Требование законодателя ограничивается тем, чтобы купец имел книги, из которых вполне ясно были бы видны его торговые сделки и состояние его имущества .

Взамен нескольких предписаний, брошенных вскользь в банкротском уставе 1800 года, 14 июня 1834 года вышел в России чакон, определивший порядок ведения купцами торговых книг. Чтобы понять характер этого закона, необходимо войти в положение законодателя того времени. С одной стороны, перед ним пример Запада, где успел водвориться строгий порядок счетоводства в торговых предприятиях, возбуждающий сознание важности ведения торговых книг, с другой стороны - грубое невежество русского купечества, не признающего никакой бухгалтерии и не имеющего о счетоводстве ни малейшего понятия. Законодатель понимал, что обязать купечество к ведению книг и даже подтвердить требование страхом наказания невозможно ввиду подобных условий, - предписание закона должно было остаться мертвой буквой. Поэтому законодатель решился взять на себя несвойственную ему роль учителя и не только подробно указал для каждого разряда купцов род книг, которые они должны вести, с объяснением назначения каждой книги, но присоединил еще образцы счета для розничных торговцев . При этом, опасаясь, чтобы купцы не избегали ведения книг из страха, что все их дела будут закреплены на бумаге и будут, может быть, преданы гласности, законодатель признал за купеческими книгами принцип неприкосновенности и распространил коммерческую тайну гораздо далее, нежели то допускают западные законодательства.

III . Кто обязан вести книги. Обязанность содержания и ведения книг падает на всех лиц, торговыми делами занимающихся, безразлично, взяли ли они торговые свидетельства или нет, обязаны ли они их брать по роду торговли или нет . Она распространяется не только на собственно торговые предприятия, но также на фабрики и мануфактуры, на банкирские конторы . Аптеки принадлежат к торговым предприятиям, а потому к содержателям их применяются постановления торгового устава относительно ведения торговых книг и доказательной их силы . Ведение торговых книг обязательно как для единичных купцов, так и для товариществ. От этой обязанности свободны только мелочные торговцы, продающие с лотков, ларей и столов, также вразвоз и разнос .

IV .Какие книги. Купеческие книги ведутся сообразно роду торговли, которую закон разделяет на три разряда: оптовую, розничную и мелочную. Для каждого разряда установлен особый круг обязательных купеческих книг, который сокращается по направлению от оптовой к мелочной торговле. Три книги, предписанные последнему разряду торговли, обязательны и для других, только в подробностях замечается некоторое различие, смотря по роду торговли. Эти книги следующие. 1) Товарная книга имеет своим назначением записывание всех купленных, полученных, проданных и отправленных товаров с означением цен их. Для розничной и мелочной торговли в порядке записывания в этой книге сделано то облегчение, что мелочные статьи могут быть обозначены итогом, а не отдельно; кроме того, от мелочных торговцев требуется записывание только полученных товаров, именно ввиду мелкой раздробленности их при продаже. 2) Кассовая книга должна содержать статьи прихода и расхода денег; она должна быть ежемесячно заключаема с подведением остатка к первому числу наступающего месяца. В розничной и мелочной торговле статьи прихода могут быть означены итогом, тогда как расход должен быть обозначен весь в подробности, безразлично, сделан ли он для надобностей торговых или домашних. 3) Расчетная книга предназначается для открытия специальных счетов отдельным лицам, которые должны торговому предприятию и которым оно само должно.

Более этих книг для мелочной торговли не требуется. Для розничных торговцев, кроме указанных, обязательна еще документная книга для подробной записи векселей, заемных писем, расписок, банковских билетов, акций, контрактов, договором и тому подобных документов, как полученных, так и выданных.

Особенно значительны требования, предъявленные к оптовой торговле. Кроме указанных выше трех книг, товарной, кассовой и расчетной, для нее обязательны следующие: 1) Мемориал, или журнал для ежедневной записи всех дел и всего торгового производства. Эта книга является ежедневным и подробным протоколом всех событий в жизни купца, способных повлиять на его имущество. Она должна представлять собой в хронологической последовательности все заключенные купцом сделки. Она предполагает еще черновую книгу (brouillon, primanota), куда по мере заключения сделок, налету, записываются совершенные сделки. Закон требует сохранения этой книги, хотя бы она и не отвечала требованию порядка и исправности. 2) Книга для копий со всех отходящих писем, которые вписываются, а чаще всего оттискиваются буквально. Эта книга имеет значение ввиду того, что в торговом быту сделка заключается очень часто посредством корреспонденции. С развитием телеграфного сообщения смысл приведенного требования должен быть распространен и на копии с отправляемых телеграмм. Западные законодательства наряду с копиями отходящих писем требуют сохранения в пачках приходящих писем, что имеет еще более важное значение. 3) Книга для записи исходящих счетов на проданные товары не имеет большого значения. 4) Фактурная книга предназначается для записи фактур на отправляемые товары: под именем фактуры понимается счет за посланные товары, заключающий в себе обозначение цены товара в единицах и в сумме, а также издержки по перевозке. 5) Наконец, вся эта система завершается главной книгой, или гроссбухом, открывающей отдельные счета по всем оборотам торговли, как-то: счет собственного капитала и имущества недвижимого и движимого, счета должников и заимодавцев, счет товаров, счет кассы, торговых расходов, домашних расходов, прибыли, убытка и пр.; главная книга должна быть ведена таким образом, чтобы из нее можно было составить полный и ясный баланс и видеть состояние дел.

Законодатель не мог не сознавать, что как ни подробны его указания, но по роду дел некоторых предприятий может явиться потребность еще в иных книгах, например в банковом деле принята книга биржевых сделок. Закон и сам иногда указывает на необходимость ведения книг, выходящих из предписанных настоящими постановлениями, так, например, капитан морского корабля обязан иметь особую книгу для записи производимых им расчетов и платежей служащим . Поэтому закон допускает вспомогательные книги, кто какие признает для себя удобными, которые не лишаются, конечно, юридических последствий, соединенных с купеческими книгами, потому только, что они необязательны .

V . Порядок ведения книг. Для возможности легкого и быстрого уяснения состояния книг предписываются некоторые формальности, некоторый порядок в ведении книг, существующие во всех законодательствах. Закон требует исправного содержания книг, которое нарушается переправками, подчистками, вымарываниями, приписками между строк и в пробелах между статьями. Все эти недостатки способны внушить сомнение в действительной их причине, вызвать невольное подозрение, не являются ли эти изменения результатом намеренного искажения истины. Книги, заключающие подобные недостатки, теряют значительную долю своей доказательной силы и могут навлечь на купца штраф в размере до 50 рублей .

Предвидя, однако, возможность ошибок и описок, закон определяет, чтобы таковые не вымарывались, а проставлялись в скобках; под статьей же делается оговорка для исправления происшедшей ошибки. Это определение относится к таким только ошибкам, которые способны изменить смысл, название товара, цены и суммы, но не касается маловажных описок или исправлений слога . Если бы ошибка была замечена позднее, она должна быть записана в тот же день в мемориале или в другой книге, если купец не имеет мемориала. Но подобная запись ошибки возможна только до заключения баланса , который всегда должен обнаружить ошибку, и если таковая обнаружится после заключения баланса, очевидна неисправность торговца.

Относительно языка, на котором должны быть ведены книги, кодексы делают ограничения, не допуская мертвых языков , а также еврейского. В нашем законодательстве ограничение установлено по отношению к еврейскому языку. Евреи должны вести книги на русском или на том языке, на котором в месте их пребывания дела производятся . Помимо этого ограничения каждый может вести книги на том языке, на котором заблагорассудит . Далее требуется, чтобы страницы каждой книги были при самом начале все перенумерованы . По французскому праву книги перенумеровываются и скрепляются подписью одного из членов суда, кроме того, они должны быть переплетены . Наше законодательство не идет так далеко.

VI . Санкция. Неведение установленных законом купеческих книг влечет за собой последствия уголовного и гражданского характера.

Уголовные последствия сводятся к I ) денежным изысканиям в первые три раза совершения со стороны купца указанною проступка в размере от половины до двойной пошлины, платимой им по торговому званию; 2) лишению навсегда права на производство торговли в случае обнаружения проступка в четвертый раз.

Гражданские последствия этого проступка состоят в том, что 1) в случае несостоятельности, хотя бы она была несчастной в действительности, лицо признается неосторожным банкротом, если при этом нет доказательств злого умысла со стороны несостоятельного должника . 2) Важное последствие правильного ведения книг обнаруживается при смерти купца; при этом условии допускается безостановочное продолжение хода торгового предприятия до утверждения наследников в правах наследства - особенность по отношению к общему охранительному порядку, имеющая весьма важное значение в торговом быту; напротив, совершенное неведение книг или неправильное ведение останавливает дела предприятия . 3) Если книги ведутся без соблюдения предписанных законом правил, то они теряют свою доказательную силу . Никакие отговорки в неимении и неведении книг или в том, что оказавшиеся в них беспорядки произошли от конторщиков или приказчиков, не могут быть приняты в уважение .

К сожалению, следует признать, что, несмотря на эти меры, принятые законом для обеспечения исправного ведения торговых книг, в действительности подобное явление очень редко, - купеческие книги даже в столицах и довольно значительных предприятиях ведутся весьма небрежно, что и обнаруживается постоянно при рассмотрении их в суде. Угроза уголовного закона не особенно устрашает ввиду принципа коммерческой тайны, ввиду того обстоятельства, что купеческие книги могут подвергнуться рассмотрению только в случае несостоятельности, что не каждый купец имеет в виду, денежное же взыскание теряет всякое значение при этих условиях и самый закон остается мертвой буквой .

VII . Доступность книг. Мы уже не раз указывали, что наше законодательство стремится охранить тайну купеческих книг, их недосягаемость для постороннего глаза. Гласность купеческих книг заключается в праве вытребовать их от купца для рассмотрения. Самое рассмотрение может быть двоякого рода: 1) в форме допущения полного и всестороннего рассмотрения их (communication, communicazione, Mittheilung) и 2) в форме допущения рассмотрения тех только мест, которые составляют предмет спора (representation, esibizione, Vorlegung).

Рассмотрение первого рода ограничивается обыкновенно случаями: а) несостоятельности, b ) споров по наследованию и с) споров по делам товарищества . Напротив, рассмотрение второго рода допускается в широких размерах по требованию сторон и по усмотрению суда, причем за последним сохраняется во всяком случае право всестороннего обзора для удостоверения в правильности ведения книг.

Наше законодательство сильно стесняет право вытребования книг купеческих. Только в случае несостоятельности, когда постановлено уже определение суда о признании ее, отбираются купеческие книги и подлежат общему рассмотрению . Вытребование книг возможно в случаях спора о наследстве или по торговому товариществу, но рассмотрение их допущено только суду или отдельному члену его, и притом только в подлежащих статьях . Задерживание книг в суде не разрешается, и собственник книг не может быть принужден допустить к обозрению их противную сторону . Впрочем, по Уставу Гражданского Судопроизводства, в случае споров между товарищами книги товарищества могут быть вытребованы в суд. В случае невозможности представить книги в суд последний отряжает одного из своих членов для обозрения их по указаниям сторон, что к делу относится . Помимо этих случаев никто и ни под каким предлогом не вправе требовать, чтобы открыты были купеческие книги; предъявление книг и суд для доказательства отдается таким образом на полную волю хозяина . В этом отношении наше законодательство представляет полный контраст с новейшими иностранными уложениями, отрешившимися от поклонения коммерческой тайне купеческих книг.

VIII . Инвентарь и баланс. Ведение книг по всем правилам счетоводства еще недостаточно для знакомства с состоянием дел торгового предприятия. Необходимо иногда останавливаться и делать общее одновременное обозрение состоянию имущества. Эта задача достигается составлением инвентаря, который представляет собой обзор всего имущества торгового предприятия в данный момент и заключает ся в перечислении всех составных частей этого имущества с соответствующей их оценкой.

Подобный инвентарь должен быть составляем при самом открытии торговли, потому что необходимо знать наличные силы предприятия. Западные торговые кодексы, например германский , действительно высказывают подобное требование, но наше законодательство умалчивает об этом вопросе. Оно требует только периодического инвентаря, причем срок, назначаемый им, более того, какой всюду определяется на Западе, именно в 1"/ 2 года , тогда как обыкновенно этот срок не превышает года. Понятно, ничто не препятствует производить поверку эту гораздо чаще, через 6 месяцев или 3, закон устанавливает только наибольший промежуток между двумя поверками. Время для составления инвентаря предоставлено усмотрению самого купца: он может считать или от начала торговли или, применительно к календарю, с 1 января, как ему удобнее. Инвентарь должен указывать на все части имущества, движимые и недвижимые, товары и деньги, долги пассивные и активные.

Цель инвентаря - определить состояние имущества в данный момент - достигается полнее всего в заключении баланса, т.е. в сравнении обшей ценности имущества с долгами предприятия. Разность указывает или на задолжание предприятия, или на процветание его дел; сравнение одного баланса с балансами предшествовавших годов может служить указателем размера доходности предприятия, хотя при этом следует принимать во внимание значительные одновременные затраты.

По германскому и итальянскому праву инвентарь вместе с балансом должен вноситься периодически в особую книгу за подписью хозяина предприятия, удостоверяющей правильность составления. У нас закон не предписывает особой для этой цели книги, а предлагает вписывать баланс на первых листах расчетной книги по розничной и мелочной торговле, а по оптовой в главную книгу . Но заведение особой книги для инвентаря и баланса не будет нарушением закона.

Ввиду того что инвентарь и баланс имеют своей целью определить состояние имущества в данный момент, отдельные вещи, входящие в состав имущества, должны быть показываемы по оценке, какую они могут иметь в момент поверки, а не в момент приобретения, например, ценность парохода, много лет служившего, не может равняться ценности его при построении, ценные бумаги должны быть принимаемы по их курсовой цене, а не номинальной, сомнительные для получения долги должны быть оцениваемы по вероятной сумме возвращения, например, вексель несостоятельного лица в 1000 рублей может быть показан в 50, но с обозначением номинальной суммы .

IX . Сохранение книг. Все законодательства требуют сохранения торговых книг в течение некоторого, довольно продолжительного времени, обыкновенно 10 лет, считая со дня последней внесенной записи . В нашем законодательстве определяется, что хозяин книг должен сохранять их непременно за все предшествующие годы, но так как тот же закон ограничивает обязанность несостоятельного должника предъявлением книг за последние 10 лет своей торговли, то, следовательно, срок хранения определяется и у нас 10 годами . В случае покражи книг или истребления их пожаром, наводнением или иным несчастным случаем необходимо немедленное заявление о том суду. Суд, удостоверясь в справедливости показания, выдаст в том надлежащее свидетельство, которое впоследствии ограждает предъявившего от ответственности за несохранение книг .


Франц. торг, улож., § 8 и 9; итал. торг, улож., § 21 и 22.

Герм. торг, улож., § 38; Швейц. обяз. право, § 877; этой же системы придерживается и английское право - Smith, Compendium of commercial Law, стр. 13-14.

В издании Торгового Устава 1887 г. образцы эти выпущены. Напрасно Башилов (I , стр. 115) упрекает проф. Цитовича за то, что тот «ошибочно принимает образцы за обязательную легальную бухгалтерию» (Очерк, стр. 51), потому что под этим именем он понимает обязательное указание видов и названий книг, а не образцов. О значении соблюдения формы книг см. Анненков, Опыт комментария, II, стр. 288. На основании указаний закона относительно главной книги и прежних образцов Ниселович делает заключение, что наше законодательство требует двойной бухгалтерии (Очерки, 22-23).

Ст. 685 Уст. Торгового.

Т. XI ч. 2; Уст. кред., р. X , ст. 177, 182.

Реш. Гражд. кас. деп. 1886, № 60; ср. т. XIII Уст. врач., изд. 1905, ст. 362, 369.

13:24 — REGNUM

Александр I в дороге. Гравюра. II четверть XIX в.

1801 год. 24 декабря (12 декабря ст.ст.) был издан указ, предоставивший право владеть землей купцам, мещанам и казенным крестьянам. Отныне не только дворяне, но и другие свободные сословия могли покупать ненаселенные земли.

«Одновременно с реформами административными затронуты были и общественные отношения. Здесь также резко заявлено было направление, в каком предполагалось действовать; направление это состояло в уравнении всех общественных состояний перед законом. В числе первых мер нового императора было восстановление жалованных сословных грамот, отмененных, как мы видели, прежним императором в их главных частях. Но в неофициальном комитете император признавался, что он против воли восстановил жалованную грамоту дворянству, потому что исключительность дарованных ею сословных прав была ему всегда противна. Затронут был робко щекотливый вопрос о крепостном праве. Рядом мер с начала царствования заявлено было намерение правительства постепенно подготовить умы к упразднению этого права. Так, в правительственных периодических изданиях запрещено было печатать публикации о продаже крестьян без земли. С 1801 г. запрещена была раздача населенных имений в частную собственность. 12 декабря 1801 г., в день рождения императора, обнародован был еще более важный указ, предоставлявший лицам всех свободных состояний приобретать вне городов в собственность недвижимые имущества без крестьян; этим правом могли воспользоваться купцы, мещане, казенные крестьяне. Закон 12 декабря разрушил вековую землевладельческую монополию дворянства, которое одно дотоле пользовалось правом приобретать землю в личную собственность. Ободренные этим первым начинанием, некоторые свободомыслящие помещики возымели желание, вступая в соглашение со своими крепостными крестьянами, освобождать их на волю целыми селениями. Доселе не существовало закона о таком массовом освобождении крестьян. Так, воронежский помещик Петрово-Соловово заключил сделку с 5001 душой своих крестьян, предоставив им в собственность земли, которые они обрабатывали, с условием выплатить ему в 19 лет 1 1/2 млн руб. Сын екатерининского фельдмаршала граф Сергей Румянцев задумал отпустить на волю 199 душ своих крестьян с землей по добровольному соглашению с ними, но при этом он представил правительству проект общего закона о сделках помещиков с крепостными крестьянами. Правительство приняло этот проект, и 20 февраля 1803 г. издан был указ о свободных хлебопашцах: помещики могли вступать в соглашение со своими крестьянами, освобождая их непременно с землей целыми селениями или отдельными семьями. Эти освобожденные крестьяне, не записываясь в другие состояния, образовали особый класс "свободных хлебопашцев". Закон 20 февраля был первым решительным выражением правительственного намерения отменить крепостное право.

Таковы были первые опыты перестройки управления и общественных отношений, они составляют первую эпоху преобразовательной деятельности Александра. Опыты эти недостаточно обдумывались и страдали важными недостатками: недостаточно соглашались одни с другими, велись чрезвычайно торопливо; так, новые центральные ведомства, министерства явились единоличными учреждениями, а руководимые ими губернские учреждения сохранили прежний коллегиальный строй. Затем последовали известные внешние события, на некоторое время отвлекшие императора от внутренних работ; то было участие в двух коалициях против Франции - в 1805 г. в союзе с Австрией, в 1806 - 1807 гг. - в союзе с Пруссией. Во время этих войн расстроился интимный кружок первых советников императора. Походы и неудачи охладили первоначальное либерально-идиллическое настроение Александра; наблюдения, им собранные, поселили в нем недовольство окружающим. Члены неофициального комитета один за другим удалились от императора. Их опустелые места занял один человек, который стал единственным доверенным сотрудником императора. То был Михаил Михайлович Сперанский».

Цитируется по: Ключевский В.О. Курс русской истории. Том 5, лекция 83. М.: Мысль, 1989. с.196-197

История в лицах

Александр I:

Даровать России свободу и предохранить ее от поползновений, деспотизма и тирании - вот мое единственное желание.

Цитируется по: Три века. Исторический сборник под редакцией Каллаша В.В. М.:ГИС,1994

Мир в это время

В 1801 году между Францией и Австрией был заключен Люневильский мирный договор. Францию на переговорах представлял Жозеф Бонапарт, Австрию - граф Кобенцль.

Портрет Жозефа Бонапарта. Ж.-Б.-Ж. Викар. Начало XIX века

«Люневильский мир заключен 9 февраля 1801 г. между Францией и Австрией после продолжительных, начатых еще до битвы при Гогенлиндене переговоров, веденных со стороны Франции Иосифом Бонапартом. Мир этот, заключенный после двух важных побед французов (при Маренго и Гогенлиндене), в территориальном отношении мало изменил условия Кампо-формийского мира. Австрия вновь уступила Франции Бельгию и левый берег Рейна, признала Цизальпинскую республику, в пользу которой отказалась от владений на правом берегу Эча, сохраненных ею по Кампо-формийскому миру; зато за Австрией вновь утверждено обладание Венецией до р. Эча, Истрией и Далмацией. Моденское герцогство было присоединено к Цизальпинской республике, а Тосканское преобразовано в королевство Этрурию: герцог Моденский в виде вознаграждения получил Брейзгау, Ортенау и епископства Бриксенское и Триентское; великому герцогу тосканскому тоже предназначалось вознаграждение на территории Германии, которое, однако, не было определено с точностью. Германские князья, лишившиеся владений (на левом берегу Рейна), должны были получить вознаграждение из секуляризованных церковных владений и земель имперских городов. Мир был одобрен регенсбургским сеймом. Главным последствием Люневильского мира было то, что Италия из сферы австрийского влияния перешла в сферу влияния французского».

Цитируется по: Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. Спб: Издательское общество Ф. А. Брокгауз — И. А. Ефрон. 1890-1907 гг.


НА РУСИ ВСЕ МУЖЧИНЫ БЫЛИ ВОИНАМИ
На Руси все мужчины считались воинами, эта традиция шла ещё со времён эпохи так называемой «военной демократии». Были, конечно, и специально подготовленные витязи, которые посвящали всю свою жизнь войне. Но владели военными навыками все юноши и взрослые мужчины, будь то горожане, землепашцы, охотники.

Надо помнить, что взросление в ту пору происходило быстрее, мужчина в 14-16 лет считался вполне взрослым и мог начать самостоятельную жизнь, жениться. Для землепашца всей общиной строили дом, боярский сын поступал на военную службу, юный князь получал в управление град.

Кроме того, люди той поры сильно отличались от нынешних, и сравнение будет не в нашу пользу. Практически все они были психически и физически здоровы. Все болезненные дети умирали в первые годы или при рождении – действовал естественный отбор. Выживали самые здоровые, в дальнейшем постоянный тяжелый физический труд землепашца, ремесленника, охотника, воина укреплял их. В обществе Руси отсутствовали нынешние пороки индустриального и постиндустриального обществ – алкоголизм, наркомания, проституция, блуд, ожирение от недостатка движения, переедание и т. д.

Первым этапом в становлении мужчины было посвящение, переход из возраста младенчества в состояние ребёнка (отрока) – в 2-3 года. Этот рубеж был отмечен постригом и сажанием на коня. Надо отметить, что этот обычай бытовал у всех социальных слоёв. Этот священный обряд восходит ко времени седой языческой древности. Только позднее церковь взяла обряд пострига на вооружение. Обряд пострига прослеживается у всех народов индоевропейского корня, в христианской Европе он сохранился, как ритуал посвящения в рыцари.

Это очень важный психологический рубеж, он создавал в мальчиках особый настрой, закладывал основные принципы бытия. Мальчиков настраивали на то, что они защитники своей семьи, общины, города, области, всей «Светлой Руси». В них закладывали стержень, который определял их судьбу. Очень жаль, что эта традиция почти утрачена в нынешней России. Мужчин воспитывают женщины – дома, в садиках, школе, в вузах, в итоге в стране очень мало «мужского начала», русские перестали быть Воинами. Только в критической ситуации, на войне, у части русских просыпается родовая память, и тогда русским нет равных в бою. Частично подобное воспитание сохранилось у кавказских народов, в Чечне, но в извращенном виде, там свой народ считается избранным, а остальные принижаются (своеобразный нацизм).

Основным в воспитании воина является воспитание Духа, это прекрасно знали наши предки. Это знали и великие русские полководцы, например, А. Суворов, его «Наука побеждать» - плоть от плоти наследие предков.

В Восточной Руси не было специальных школ (по крайней мере нет известий об их существовании). Их заменяла практика, традиция, ученичество. С самого раннего детства мальчиков приучали к оружию. Археологи находят много деревянных мечей, их форма соответствовала настоящим мечам. Это не нынешние пластиковые игрушки - деревянным мечом опытный боец мог противостоять врагу, вес деревянного дубового меча почти соответствовал железному. В набор юного воина также входили: деревянные копья, ножи, лук со стрелами (простой лук).

Существовали игрушки, игры, развивающие координацию движений, ловкость, быстроту - качели, всевозможных размеров мячи, вертушки, санки, лыжи, снежки и т. д. Многие из детей, особенно из знати, уже малыми детьми получали боевое оружие – ножи, мечи, топорики. В летописях описаны случаи, когда они их и использовали, убивая врага. Нож был с мужчиной с самого детства.

Вопросами существования особой школы боя на Руси занимался А. Белов, он создал систему – «Славяно-горицкая борьба». Он подтверждает, что боевая подготовка проходила в форме народной игры, а затем «форма» поддерживалась регулярными состязаниями, которые проходили по праздникам, большинство из них имели дохристианские корни (Купала, день зимнего солнцестояния и другие). Одиночные кулачные бои, бои «стенка на стенку» были обыкновенным явлением вплоть до 20 века. Дети впитывали эту культуру боя чуть ли не «с пелёнок».

Обучение велось и на уровне учитель – ученик, сравните: на Руси до 18 столетия университетов не было, но города и храмы строили, пушки и колокола отливали, книги писали, уровень образованности населения в X-XIII века был намного выше европейского (как и уровень гигиены). Навыки передавались от учителей к ученикам на практике, чтобы стать мастером-зодчим русский человек шёл не в специальную школу, а становился учеником мастера, в военном деле также.

Важнейшую роль играла практика, Русь вела постоянные войны с соседними народами, часто шли и междоусобные войны. Недостатка в реальных боевых условиях не было, молодые воины могли на практике проверить себя. Естественно, война брала свою «дань», но те кто выживал, получали уникальный урок. Ни в одной школе таких «уроков» не получишь.

В мирной жизни боевые навыки поддерживались не только народными игрищами, но и еще одной важной сферой – охотой. Это в настоящее время зверь почти не имеет шансов против человека с огнестрельным оружием. Тогда борьба шла почти на равных - когти, клыки, мощь, развитые чувства против умений человека и холодного оружия. Настоящим воином считался тот, кто добыл медведя. Представьте себя с охотничьим копьём (рогатиной) против медведя! Охота была отличным тренингом для поддержания Духа, боевых навыков, учёбой по преследованию, выслеживанию врага. Недаром Владимир Мономах в своём «Поучении» с одинаковой гордостью вспоминает о боевых походах и охотничьих подвигах.

Подведём итог: мальчика делали Воином, защитником Рода, Родины на основе психических установок (по-современному - программ), которые внедряли с рождения (и даже до рождения, т. н. предродовое обучение), традиций народных детских и взрослых игр, празднеств, постоянной практики. Именно поэтому Русы считались лучшими бойцами планеты, даже китайских императоров охраняли не бойцы их монашеских орденов и школ, а воины русы.

Создание семьи - ответственное занятие. Если сегодня мы живем в цивилизованном мире и придерживаемся определенных правил морали, то в далекие времена все было по-другому.

Сегодняшние женщины изо всех сил стараются быть стройными, ведь именно таких любит большинство мужчин. Но если бы мы вдруг перенеслись во времена крестьянской Руси, то на худосочную барышню никто бы даже не обратил внимания, отдав предпочтение розовощекой пампушке. Да, мужчинам, кстати, тоже пришлась бы по душе жизнь в том времени, ведь раньше на Руси измена вовсе не считалась прелюбодеянием, а была всего лишь блудом.

Тощих в жены не берут

Идеалом красоты на Руси многие века была полнотелая и широкобедрая женщина, пышущая здоровьем. В те времена мужчины совсем не жаловали худышек. Худоба была символом либо нищеты, либо болезни. Также сваты в те времена боялись взять «ялицу», то есть бесплодную девушку. Считалось, что худые девушки не смогут забеременеть или выносить ребенка. У них зачастую узкий таз, поэтому в древности они часто умирали при родах либо же погибал ребенок. Так или иначе, худобу наши предки считали признаком уродства, вырождения.

На щечке родинка, а в глазах любовь…

Сейчас родинка на щечке - синоним красоты, а раньше обладательниц таковых замуж не брали. Любые отметины на теле - большие родимые пятна, родинки - считались серьезными недостатками для будущей невесты. Наличие небольшой царапины, болячки и даже насморка могло поставить под угрозу будущее замужество девушки. В связи с этим невесту старались никому не показывать и все царапины, ушибы залечить именно перед свадьбой.

Была здоровая, стала худая

Невест перед свадьбой тщательно охраняли еще и потому, что находились «доброжелатели», которые пытались помешать свадьбе. Например, царь Михаил Федорович захотел жениться на бедной дворянке Марии, а его мать эта кандидатура не устраивала. Когда должна была состояться свадьба, невеста заболела. Причина заболевания была проста - девушка отравилась пирожными с несвежими взбитыми сливками, которые ей подсунула мать Михаила Федоровича. Хотя со здоровьем у нее все было хорошо, этот факт стал причиной расторжения помолвки. В то время в ход шло все - и колдовские заговоры, и женские хитрости.

Принарядиться на выход

Если девица не могла в одиночестве покинуть стены родительского дома, то замужняя женщина не имела права куда-либо выйти, даже в церковь, без разрешения супруга. Зато если уж покидала семейное гнездо, то при полном параде: насурьмив брови, нарумянившись и набелившись, «притом так грубо и заметно, что кажется, будто кто-то пригоршней муки провел по лицу их и кистью выкрасил щеки в красную краску».

Жены знатных людей ездили в закрытых каретах, обтянутых красной тафтой, где «восседали с великолепием богинь». Лошадь украшалась лисьими хвостами. Рядом бежали прислужники.

Стегать - наедине

«Домострой» (свод правил и наставлений XVI века) ввел некоторые ограничения в привычные отношения. Бить жену рекомендовалось «не перед людьми, наедине поучить» - «плеткою вежливенько побить, за руки держа». Звучал в сборнике и другой призыв к гуманности: «…ни по виденью не бите, ни под сердце кулаком, ни пинком, ни посохом не колотить, никаким железным или деревянным». Потому что кто «с сердца или с кручины так бьет, много притчи от того бывают: слепота и глухота, и руку и ногу вывихнут и перст, и главоболие, и зубная болезнь, а у беременных жен и детем поврежение бывает в утробе». Иностранцы дивились, что при всем при том «русские жены в частом битье и бичевании усматривали сердечную любовь, а в отсутствии их - нелюбовь и нерасположение мужей к себе».

Ночь с чужой женщиной - блуд, а не прелюбодеяние

Секс с незамужней или холостым вообще не считался прелюбодеянием и назывался «блудом». Мужчин за него зачастую не наказывали, а женщин могли сослать в монастырь или дать плетей. Прелюбодеем считался тот, кто имел на стороне длительную связь с чужой женой или любовницу и детей от нее. Правда, рассматривались и другие варианты - например, в «Правосудии митрополичьем» (XII век) рассказывалось о двух женах, живущих с одним мужем, а в «Сказании об убиении Даниила Суздальского и начале Москвы» (XVII век) два «сына красны» боярина Кучки «жыша со княгиной в бесовском вожделением, сотонинским законом связавшися, удручая тело свое блудною любовною похотною, скверня в прелюбодействии». Неверного подвергали штрафу в пользу церкви.

Уличенная в блуде замужняя женщина должна быть бита кнутом, а затем несколько дней провести в монастыре, питаясь водою и хлебом. После чего ее вторично бьет муж за запущенную дома работу. Мужа же, простившего блудницу, следовало подвергнуть наказанию.

Гостю - водку и поцелуй

Демонстрация жены гостю была величайшим знаком почтения. В 1643 году князю Льву Шляховскому так понравился голштинский посол Адам Олеарий, что он увел его в специальный зал. Вскоре туда вошла жена в пышном наряде. Посол должен был взять у нее из рук рюмку водки, пригубить и, если муж подаст знак, поцеловать хозяйку в губы.

«К нам вышла его жена, очень красивая лицом… и в сопровождении прислужницы, несшей бутылку водки и чарку. При входе она сначала склонила голову перед мужем своим, а затем передо мной, велела налить чарку, пригубила ее и затем поднесла ее мне, и так до трех раз. После этого граф пожелал, чтобы я поцеловал ее. Не будучи привычен к подобной чести, я поцеловал ей только руку. Он, однако, захотел, чтобы я поцеловал ее и в уста. Поэтому я, в уважение к более высокой персоне, должен был принять эту согласную с их обычаями честь».

«Нигде, кажется, кроме России, нет по крайней мере того, чтобы один вид кровосмешения приобрел характер почти нормального бытового явления, получив соответствующее техническое название - снохачество», - писал Владимир Набоков. Это повсеместная практика в русской деревне, при которой мужчина - глава большой крестьянской семьи (живущей в одной избе) - состоит в половой связи с младшими женщинами семьи, обычно с женой своего сына (связь свекра с невесткой, называемой сноха). Эта практика получила особое распространение в XVIII-XIX веках, сперва в связи с призывом молодых крестьян в рекруты, а затем и в связи с отходничеством, когда молодежь уходила работать в города и оставляла жен дома в деревне.

Надоела жена - иди в монастырь

Если семейная жизнь совсем разладилась и на мир между супругами нет надежды, то один из них может уйти в монастырь. Коли уйдет муж, а жена его снова выйдет замуж, ушедший может стать священнослужителем, даже если прежде варил пиво. Если же жена бесплодна, то, отправив ее в монастырь, мужчина имеет право через шесть недель снова жениться.

В кодексе норм «распуста» (развода), входящего в состав «Устава князя Ярослава» (XIII век), приводились поводы развода с женой: в случае прелюбодеяния, подтвержденного свидетелями; из-за общения с посторонними без разрешения; за покушение на жизнь мужа или несообщении об угрозе такового. Жена, в свою очередь, могла попросить развода, если благоверный «клеветнически обвинял ее в измене» (без доказательств). Поводом также могло послужить длительное безвестное отсутствие второй половины, когда местонахождение неизвестно.

Четвертый брак - вне закона

Церковный брак в православии трактует повторный брак как нежелательный. Каноническое право дозволяло только три брака. Святитель Григорий Богослов говорил: «Первый брак - закон, второй - понуже прощение слабости ради человеческия, третий - законопреступление, четвертый - нечестье, понеже свинское есть житие». Тем не менее вдовцы и разведенные женились - и по третьему, и по четвертому разу. Церковь хоть третий брак и порицала, но все-таки считала, что это лучше, чем жить во грехе. А вот четвертое по счету обзаведение семьей однозначно считалось незаконным. Брак подвергался немедленному расторжению, а священник, повенчавший такую пару даже по неведению, лишался сана.

Хочешь жену - занавесь иконы

Выполнением супружеского долга, хоть и было это делом законным, предпочитали Господа не оскорблять. Перед тем как приступить к делу, снимали нательный крестик. Если в комнате висели иконы с ликами святых, их тщательно завешивали. В этот день предпочтительнее было не посещать церковь, а уж если возникала непреодолимая необходимость, то только тщательно обмывшись и переодевшись в чистое.

Вдова - глава семейства

Женщина, потерявшая мужа и больше не вступившая в брак, автоматически получала все те права, которых была лишена в браке. Она управляла имуществом, становилась полноценной хозяйкой в своем доме и главой семьи, если таковая имелась. В обществе вдовы пользовались уважением.

Поделиться: