Девушка из бедной семьи. все большее количество современных мужчин и женщин. Статистика до революции, в ссср и сейчас

Ну, как там ваша семья? Хочется верить, для Вас лично это не звучит издевательски, и Вашу семью кризисные явления обошли стороной. Впрочем, есть счастливцы, кто и в экономике ничего не замечают, а ситуация такова, что замечай или нет, скоро постучится сама... Но не всё так печально: неожиданно выяснилось, что и жёны, и матери-одиночки не падают к нам с неба, и есть вариант всё изменить, а уж кто виноват - это всегда интересно. Пришлось до крайности откладывать написание этой статьи, учитывая предыдущий опыт. Понять, что происходит с этим важнейшим институтом нельзя без понимания всего общественного устройства, поэтому по тексту я буду ссылаться на предыдущие работы, имеющие единую концепцию. Зато детальные доказательства и обоснования я опущу, и просто изложу целостную точку зрения, предоставив Вам самим принимать или опровергать, но, надеюсь, что Вам удастся почерпнуть что-то для себя.

Не стану скрывать: долгое время я профессионально-близок был к кинопрокату. Отслеживая всю динамику его развития и нарастающий кризис, (особенно в сфере киносценариев), легко заметить и значимые тенденции общественной жизни. Наверное, все уже видят, что старые фильмы переснимаются для «политкорректного» (а чаще - нелепого) введения в число прежних героев «героев новомодных»: геев, лесбиянок, негров, азиатов, енотов и, у каждого второго, навешены (чаще силиконовые) «прелести». Скоро дождёмся 150 спартанок-лесбиянок и транс-агента 007. Недавно грустно шутил про тётку-кардинала, а уже стучится новость, что любовницы кардиналов выступают за отмену безбрачия. Это рассматривать, как победу семейных ценностей или феминисток? Недолго в Голливуде шутили про негра-президента Америки, а теперь непонятно уже: как это в целой Европе не нашлось места лесби-президенту вслед за министрами? Мы видим действие масштабной программы изменения общественного сознания, меняющей базовое мировоззрение, его ценностную основу.

Семья - одно из первых понятий, которые мы осознаём, как данность, понимаем без объяснения, поэтому на вопрос в лоб многие «зависают» или хватаются за «штампы». Для желающих «копнуть» глубже предложу статью «Семья и Свобода», где определяется, что Семья - одно из важнейших достижений эволюции нашей цивилизации, а также заостряется внимание на главных проблемах и реальных угрозах для этого сокровища. Первое, что настораживает и заставляет задуматься - то, насколько кардинально меняется представление о семье не только у представителей разных поколений, но уже и за 10-20 лет в жизни тех, кому эту семью создавать. Учитывая инерционность столь глобальных систем, такое говорит о влиянии внешних факторов, особенно информационных и это точным эхом ложится на статистику браков-разводов. У нас не просто распадается половина браков, мы перешагнули рубеж пандемии, когда самостоятельное излечение уже НЕ ВОЗМОЖНО. Почему? Дело в том, что базовые системные институты сложны для понимания большинством. Самый простой и надёжный способ привить правильное понимание - пример своей семьи, передаваемый из поколения в поколение. Дети, копируя родителей, усваивают его на подсознательном уровне и переносят в свою новую семью. Теперь оглянитесь вокруг: много ли у вас пред глазами семей, достойных подражания, вспомните семью своих родителей…. Неумолимая статистика говорит уже о доли в 20-30% нормальных семей. И выходцам из таких семей ещё нужно встретить друг друга, чтобы хоть не ухудшить статистику.

Бытует мнение, что для ускоряющегося течения нашей жизни семейные метаморфозы ожидаемы, ничего с этим не поделать. Кажется, что прогресс ускорил и изменил всё - вот вам и «новые типы» семьи, и устранение кабальной зависимости её членов внутри, а «традиционная семья» отжила своё, как древний институт «порабощения». Подобные откровения в моём детстве не стали бы слушать, ещё ранее - остановили бы подзатыльником, сейчас - это тема диссертаций и КРОМЕ ЭТОГО поисковики уже ничего не находят. Не стану пересказывать прошлую статью, а сразу уточню, что достижением нашей цивилизации стала не просто семья, как способ взаимовыгодного сожительства сообществ, а исключительно ПАТРИАРХАЛЬНАЯ СЕМЬЯ и её значение и влияние на все стороны жизни явно (часто сознательно) недооценено. Были периоды выбора-становления, но именно этот институт стал фундаментом нашей цивилизации, а «неполные», однополые, шведские (и любые «демократические» семьи - в будущем) - это лишь ШЛАК от разрушения настоящей семьи. Развитие патриархальной семьи тоже происходит, но более происходит её разрушение. Напомню, что патриархальная она в силу того, что род должен прослеживаться по отцу - этот механизм оказался самым надёжным и устойчивым на протяжении многих поколений, именно он включает механизмы наиболее качественного и естественного внутривидового отбора для эволюционного развития человечества. Только в этом случае удаётся обеспечить преемственную сменяемость в вопросах воспитания, помощь старшего поколения молодой семье в её становлении и в воспитании детей - это очень важный фактор.

Безусловно, одной из главных диалектической проблемой общества являются противоречия внутренних взаимоотношений в семье, как его основы и внешней политико-экономической и социальной организации общества в целом. Их нельзя путать и переплетать. Трагизм современного момента в том, что концепция эгалитаризма в общественном устройстве перенесена и ВГЛУБЬ Семьи. Важно понимать, что униженное положение женщины в обществе диктовалось нацеленностью на её существование ВНУТРИ семьи. Выход даже самых исключительных особ за эти рамки в социальные институты ломал стереотипы. Первой глобальной проблемой для Семьи стало преобладание капиталистического способа производства, экстенсивное развитие которого потребовало больше работников. В обществе потребления стала навязываться схема «благополучия», достижение которого требовало работы женщины вне семьи (например: нужно содержать 2 машины и «семейное гнездо», но ОТДЕЛЬНОЕ от родителей, а детям обеспечить «достойное будущее», заплатив за престижный ВУЗ - для этого набрать кредитов и работать до смерти). И (чего греха таить) организаторам такого порядка приятнее работать в окружении более исполнительных «обобществлённых» милых особ. Экстенсивное производство с хищническим заглатыванием ресурсов и идеологией «после нас - хоть потоп» только вершина айсберга следствий такого развития, главная проблема - разрушение фундамента цивилизации - патриархальной Семьи. Известно, что давно уже уровень производства при современной эффективности и роботизации сделали не только возможной, но и необходимой работу лишь одного члена семьи, да ещё при сокращении рабочего времени. Но аппетит «рулевых» мировой экономики не знает границ, и сама схема экономики финансовой пирамиды не позволяет сменить модель развития без разрушения старой. Мы все - её заложники. Повсеместно понижается эффективность в угоду «занятости», нормальной стала признаваться схема, где одна куча проверяющих сама готовит задания на работу другой туче работников с искусственной специальностью, которая только тормозит процесс реального производства, где задействовано всего 15% работников. Обществу дали настолько заманчивую, насколько и ложную идею «Свободы и Демократии» и вышибают из-под ног «консервативный» фундамент в виде семьи, мешающей «свободному» полёту ВНИКУДА!

Да, основные конкретные угрозы мы видим, как привнесённые, но заметьте, что они не имели бы столь печальных последствий, не попадая на уже подготовленную почву. Кроме капиталистического влияния при «совдепии», наступление на семью проходило даже более интенсивно. Семья является фундаментом цивилизации неспроста: её важность вплетена в нравственную основу человека и окружена моральными рамками в обществе. Именно религия делала возможным такую структуру, «стучалась» в сознание большинства, а для интеллектуальной части общества это понимание приходит само. По обоим граням был нанесён непоправимый удар: нравственное здоровье общества не стабилизировало семью, а экономика скорее душила. Только в среде партийной элиты за развод можно было «положить партбилет», у простых людей краеугольным стал "квартирный вопрос" и разрушение патриархальной деревни. Соблазн воспитания «нового поколения» обобществлял и детей, уменьшая влияние семьи. В той же Америке этот процесс тормозила протестантская церковь и сильная выборная местная консервативная власть. Ныне Демократизация «расправляется» со всем миром (подробнее эти проблемы отражены в статьях «Демократия - аспирин для народа? » и «Поколение непуганых демократов »). Трудно сказать, что движет авторами (возможно, элементарная безнравственность) такого сценария апокалипсиса, выпустившими столь опасный общественный вирус, но нужно учитывать лишь факты, а не лозунги.

Мы рассмотрели макроуровень проблемы, на что непосредственно повлиять не в силах. Перейдём теперь на наш, грешный. В этом расследовании мы не будем приплетать темы, которые влияют на Семью опосредовано типа алкоголизма, инфантилизма, измен и «женской природы», а также сексуальные революции, хиппи и общежития коммунаров. Важно представлять, что здесь первопричина. Разбор семейный полётов тоже оставим психологам. Заманчивее решить глобальную проблему, которая махом оздоровит семьи на 90%. Кого-то удивит, но существуют проблемы, когда проще и вернее убедить или заставить сразу всех, чем воспитать свою одну. Впрочем, одна тема имеет продолжение и грех сбрасывать со счетов важнейший биологический фактор. Уже сексологи с горечью признают, что современным брачным отношениям пусть суррогатную, но «замену» составляют вибратор или искусственная вагина. Представляете, как на статистике разводов скажется появление биоробота-гейши с внешностью любой топ-модели и бесплатной функцией домохозяйки? Это уже не так смешно, как в анекдоте о новом русском и еноте. Мало кто откажется от верной и раскрепощённой в постели спутницы, но не любой же ценой. Не обязательно быть ханжой, чтобы осознать, что раннее сексуальное «просвещение» попадающее на период полового созревания не просвещает, а меняет ценностное восприятие жизни. Это уводит в сторону удовлетворения эгоистических животных инстинктов, мешая реальному развитию личности, обучению и социализации. И не понимать это может только «ведомое» большинство, развращённое ложными стереотипами, руководители процесса делают это преднамеренно. Общество, где бесспорно-талантливая порнозвезда становится медиа-персоной - больнО! Для новоиспечённых извращенцев все новые варианты сожительства взаимно-удовлетворяющихся партнёров, конечно, прогресс, но для цивилизации гомосапиенса - ДЕГРАДАЦИЯ. То на чьей Вы стороне - не отклонит стрелку весов, только пример вашей удачной семьи и реальный заслон развращению.

Так же, как общая идея СПРАВЕДЛИВОСТИ помогает обществам, где она резонирует с нравственными императивами, менять общественное устройство, так и для христианства (или для других основных религий) понятие семьи скрепляет базисное устройство. Скорее всего, это не ускоряет НТП, ведь сколь бы не был прогрессивен «учитель», вооружённый новыми методиками, его ученик, вернувшись в семью, услышит оценку его знаний от главы семейства, авторитетность которой будет тем выше, чем правильнее семья. Эта «проблема поколений» очень популярна в искусстве. Ныне вариант, когда «яйца учат курицу» обыден, как и дурные семьи и основной вклад в этот раздор вносит именно нелепая «прогрессивность» образования, за которой нет ничего, кроме отрицания старых истин. Стоит ли того «ускорение» - решать каждому из нас, но то, что происходит с образованием иначе, как катастрофой не назовёшь (подробнее желающие могут ознакомиться в статье «Образование: от ЕГЭ до РАН »), а вот прогресс-то тормозится уже причинами, производными от «благих намерений». Зато в этой проблеме кроется и решение: можно воздействовать не из разрушенной семьи. Ответственные родители просто обязаны корректировать учебные планы, приходящие, в основном, из-за бугра, а родительские собрания могут перевесить влияние РОНО на самих учителей. К тому же, это единственный положительный момент, который можно извлечь из обязательной оплаты уже и среднего образования.

Итак, время затронуть самую неоднозначно-воспринимаемую проблему, решение которой необходимо и наиболее болезненно, т.к. менять приходится систему ценностей взрослых, состоявшихся людей. Я говорю о процессе Демократизации с его усреднением членов общества потребления, формировании им новых ценностей, враждебных Семье, и о его самом подлейшем направлении - феминизме. Это та часть «уравнивания» прав, которая и выдирает женщин из семьи (особенно, падких на рекламу). Для любого более слабого существа нормально цепляться за всё, что даёт ему преимущество, поэтому обвинять «пострадавших» наивно, но «помочь» справиться с соблазнами - святой долг. Даже я ещё помню приветливо-улыбающихся девушек в метро. Теперь «настоящая» девушка в понятиях большинства виновниц - «крутая», холодная, расчётливая стерва, «тусующаяся» в поисках статусного кавалера, кому можно продать брачный секс подороже. Не случайно, все новые секс-символы появляются в стиле Лары Крофт и убийц Билла. Конечно, пока не всем «удаётся» соответствовать тенденции, но ТРЕНД - налицо. «Спасибо» подругам-феминисткам, трясущим грудью и бесящимся в церквях - теперь никто не хочет так называться и, понятно, что истинных борцов за половое равноправие - единицы, но вирус феминизма проник глубоко в наше общество и основное проявление его в совершенно-искусственном, лицемерном «признании равноправия» для нудных и малооплачиваемых работ и, особенно, для половых партнёров. Среди «мужиков» его даже больше: это выгодно оправдывает их полигамию, но отказ от ОТВЕТСТВЕННОСТИ перед реально более зависимым партнёром ведёт к деградации мужского начала, перемешивает мужские-женские понятия, и подтверждает, в итоге, нытьё феминистов, что «мужчин не осталось» - замкнутый круг. Так же социально-правовое равноправие, необходимое в обществе, перенесённое в Семью не оставляет ей шансов. Но выход есть. Он прост для тех, кто в состоянии сбросить шелуху насаждаемых новых ценностей.

Мужчина и женщина созданы более разными, часто - противоположно. Их счастье в единении, суммирующем все плюсы и учитывающем минусы. Имя ему - Семья. Давно пора разорвать тупое противостояние: зачем стараться быть мужчиной (женщиной), если настоящих женщин (мужчин) нет? - начнём с главного. В современном состоянии, когда большинство, выходя из ненормальных семей, НЕ ПОНИМАЕТ, что такое настоящая семья, начинать восстановление придётся с воспитания тех, кому эту семью создавать. И главная, решающая роль здесь принадлежит тому самому «слабому полу». Несмотря на вопли о страданиях феминистов, многие догадываются, что не случайно история умалчивает о восстаниях униженных и обездоленных женщин-рабов (похожих на древних воительниц или суперагенток), типа восстания под предводительством Спартака, или хоть в стиле «Планеты обезьян». Зачем им это? С молоком матери девочка получает мощное оружие «котика из Шрека» - умение манипулировать. Муж может быть сколь угодно важен и страшен, но «в умелых руках» в семье творит чудеса, сам того не осознавая. Не следует сразу бросать тапки в «подкаблучника» - это совсем иное, хотя вынужден признать тот печальный факт, что в современных условиях больше шансов на выживание у семей подкаблучников, и их число растёт. Кроме того, никто не способен так вдохновить творца, окрылить лидера, как настоящая спутница, и не случайно рядом (чаще в тени) с большинством истинно-успешных людей имелось такое счастье. Не особенно важно, кто там считается главой, но обычно управление в руках «бухгалтера» - того, кто занимается домоводством. Основная проблема в том, что новые пропагандируемые ценности смещают этот «акцент выживания» девушек в социальную среду. И вот, исполнительная, милая сотрудница всегда готова к трудовому подвигу для самого святого - КАРЬЕРЫ! Заботливо ловит каждый чих своего босса, а в семье - грызётся с мужем за каждую мелочь, «ущемляющую достоинство свободной личности», которая «вкалывает наравне с мужем». «Я вам не посудомойка!». Домохозяйка - так просто стала ругательством - дура, отказавшаяся от «личной жизни» (которая давно отличается от семейной!!!) и пашущая на мужа и спиногрызов. Популярные шоу-политики не стесняются с голубых экранов называть таких «свиноматками» - теперь им нет места не только в их политике (где всё место занято национальной гордостью и возрождением), но и в системе ценностей целого поколения дегенератов.

Это казалось бы странным, но на просторах интернета удалось «нарыть» лишь одного автора, возвращающего женщину в рамки понимания того, как именно следует применять природные навыки манипулирования в хорошем смысле. Оксана Дуплякина поставила на поток подготовку курсанток, натаскивая их для охоты за самыми «достойными» (по мнению гуру) - предпринимателями (опуская тот факт, что в условиях Российской действительности, большая часть из них уже прошла сито отбора по лживости, лицемерию и манипулированию не хуже охотниц). В общем, надеюсь, понятно, что главным элементом любой семьи является слабая половинка и именно на воспитание девочек следует делать основной упор. Хорошо обученная Домохозяйка из каждого второго (не «залюбленного» ранее феминистами) способна сотворить настоящего мужчину, правда, пока остаётся загадкой: откуда она возьмёт его образ, в случае, если воспитательного присутствия отца у неё не было… опять из кино? Значит, процесс этот будет не быстрым и займёт десяток поколений. Понятно, что и частично-противоположное карьеристкам, тупо-ржащее стадо из раскрепощённых «секси», коротающее время до пышной свадьбы за сексуальным курением и сосанием (коктейлей), тоже следует признать потерянным для семьи… и даже фитнес это не изменит. «Этим» возможно лишь намекать о семейных ценностях с экрана. Но, сначала, придётся убрать засилье развращающее, типа «Нимфоманки» (не даёт-таки покоя модному среди фанатов «саморазвития» Л.Ф.Триеру), или хита «Отвязные каникулы» и, заканчивая, внешне-безобидным «Сексом в большом городе» (где нужен возрастной штамп «+40»). Их отрицательное воздействие на неокрепшие умы превосходит порно и перевесит любой талант создателей, а осознание если и придёт, то уже после детородного возраста. Вдруг, какая из бывших «гламурных чикс» станет пригодной, пусть и татуированной, но бабушкой, и воспитает нормальную внучку: поэтому бороться следует за каждого. К великому сожалению, даже такие качественные и популярные хиты, как сериалы «Папины дочки» и «Воронины», «зеркально» делящие успех «Американской семейки» (Modern Family завершил 5 сезон), неплохо развлекают, но чаще профанируют семейные ценности, смещая акценты на второстепенное, а главное - увы, прошучивают.

Опять возвращаемся в школу. Для подростков создана целая индустрия развращения: от спаивания «безобидными» пивом и тониками-энергетиками до формирования образов «героя нашего времени» в виде поголовных ботанов-танцоров или офисного планктона (для него), которые только мечтать могут о «большей мужеподобности». Для неё же все героини как на подбор мужеподобны, а если женственны (типа «Молода и прекрасна»), то только нимфоманки - «выбирай, не хочу». На дворовой быдло-тусовке из «Дома 2», молебне на шоу типа «Топ модель», «Сними это» (где педики в реальном времени «чморят» из домохозяек фэшн-иконы) супруга не воспитать, а только разрушителя семей - в этом их единственный смысл. Несомненно, главная мишень современного телевидения именно девушки, вовлекаемые в безумную вакханалию гламура. Обществу как-то удалось убрать рекламу «слабых наркотиков», осталось ОСОЗНАТЬ, что гламур и сексуальная раскрепощённость (в нынешнем виде) - тяжёлый наркотик, убивающий институт Семьи даже вернее первых. Слышал мнение, что с лихих девяностых, когда популярные девочки «мечтали» стать валютными проститутками стало лучше…. Да, изменений полно: теперь желают модных футболистов, причём именно за их валютную «продажность». Остальные «успешные женихи» ценятся и «узнают себе цену» исключительно из зарплаты и доения «предков», и этим постулируют «всеобщую продажность», а оставшиеся «личностные ценности» хранятся у них вообще глубоко в ж… банке.

Если с обывателями всё видно сразу и на улице, то, возможно, хоть думающие и творческие люди проявляют обеспокоенность? За 17 лет, что мне приходилось анализировать успешность кинематографа, фильмов, защищающих семейные ценности вышло менее десяти процентов от прямо-противоположного контента (и не каждый год). Влияние не трудно предсказать и увидеть вокруг. К настоящему времени только интернет приблизился к его уровню воспитательного (точнее-развращающего) воздействия, но здесь «закон больших чисел» проявляется ещё сильнее и ситуация всё ещё ждёт решения. Чтобы не быть голословным, вот все хиты, хоть как-то, правильно преподающие семейные ценности за последние 5 лет: Дети сексу не помеха (Friends with Kids), Клятва (The Vow), Отважные (Courageous), Любовь по-взрослому (This Is 40), Чего ждать, когда ждешь ребенка (What to Expect When You"re Expecting), Я не знаю, как она делает это (I Don"t Know How She Does It). Ситуация с подростковым романтическим кино аналогична. Даже у признанных мастеров типа Ф.Озона заметна растерянность. Да, в «Молода и прекрасна» он пронзительно точно рисует образ новой героини, но внутренний мир - лишь мазками, причины - намёками. Безысходность, чудовищная бездуховность, когда даже любовь недоступна…

Забавно видеть, как солидные дяди или политики с некоторыми признаками женского пола заумно рассуждают о женском счастье, о возрастании роли ранее бесправной кухарки в общественно-социальной жизни. А много ли Вам известно счастливых среди гламурных сучек или «успешных» деятелей? Необходимо постоянно душить того змия с яблоком! Не должно быть на экране К.Собчак в «Доме 2» и в гламурных тусовках - пусть будет на экране ТОЛЬКО в семье и с ребёнком. Пора напомнить внушаемым жертвам, что их радость и предназначение - в семье, материнстве, воспитании детей, домоводстве - там полно места творчеству, применению образования и талантов - настоящего женского счастья. Они должны начать СТРЕМИТЬСЯ стать домохозяйкой, как к высшей награде и успеху, а уж всем миром будем помогать, и помогать им в этом, не слушая нытьё феминистов: «А чё это они меньше работают?». Конечно, сильная половина себе такого «счастья» не пожелает, так НА ТО МЫ И РАЗНЫЕ. Разумное самоограничение для вечно-женских слабостей никому не вредило, даже наоборот. Вряд ли процесс возвращения в лоно семьи «обобществлённых» тружениц будет гладким, но это нужно делать. И без активной помощи церкви этот вопрос не решить. Знаете, в силу значимости проблемы даже РАЗУМНЫЙ КОМПРОМИСС о допуске священников в школы УЖЕ не выглядит столь непотребным, как раньше. Проблему нужно решать со всех сторон и не допускать абсурда (опять ведь и лоб могут расшибить - религиозных фанатиков не меньше феминистических). Сначала неполный рабочий день и не уменьшаемый отпуск по уходу за ребёнком и т.д., и не останавливаться.

Мы подошли к главному: создание Семьи есть непрерывный творческий процесс для обоих супругов и основной строительный каркас - уже накопленный и восполняемый нравственный багаж. На этот каркас возможно «одеть» морально-этическое наполнение обоих личностей и только затем сравнивать «ролевые» предпочтения (чем и любят развлекаться психологи). Это чрезвычайно важно для понимания совместимости членов Семьи - самого малоизученного момента в этой области психологии: легче найти расчёт Вашей совместимости с космонавтом на МКС. Высоконравственному интеллектуалу не удастся получить супруга ни из дворовой шлюшки или кумира всей шпаны, ни из породистой фэшн-стервы или «упакованного сынка». Нужен хоть минимальный и, лучше, близкий запас нравственности (простым языком: супругам необходимо единое понятие «о добре и зле» и Семья должна стоять главной в списке). Тогда любые компромиссы, любые сложности и кризисы в семейном творчестве отойдут на второй план. Сам процесс выбора супруга станет ответственнее, а по важности превзойдёт современные социальные миражи типа карьеры или уровня потребления. Для значимого большинства общества не придумано более действенного механизма донесения нравственных истин, чем религия, поэтому движение в области православия следует признать позитивным, особенно в противостоянии к насаждаемой Демократии, и её спутникам - феминизму и саморазвитию. Также необходимо сознавать, что спасение семейного уклада - мощнейший инструмент нации для очищения и противостояния разрушительному влиянию «ценностей нового мира», превращающих нации в толерантное месиво.

Все перечисленные проблемы требуют пристального внимания и решения. Представьте, как изменится мир, если общество будет нацелено на реальные проблемы, а не на мусоленье их следствий. Например, разумнее бороться с разжиганием национализма, а не с националистами на Украине или Кавказе. Вернее возрождать национальное самосознание укреплением семьи, а не ура-патриотическими лозунгами предателей. Решение проблемы иммиграции можно начать в рамках борьбы с рабским трудом и за справедливость экономических стимулов.… Даже если смириться с «не идеальностью» собственной семьи, ещё не поздно озаботиться правильным воспитанием детей или внуков, можно, наконец, обучить или повлиять на педагогов. В мире полно здоровых сил: там, где люди АКТИВНОЙ ПОЗИЦИИ ПОВЕРИЛИ в пагубность курения - табачные компании НЕ спасли ни деньги, ни реклама - эти убийцы перебираются к нам. Даже мода помогла в справедливой борьбе. Если активная часть нашего общества озаботится КАТАСТРОФИЧЕСКИМ состоянием института Семьи, то движение за спасение может стать и основой для становления гражданского общества, и предотвратить любую национальную катастрофу. А уже оздоровление семьи сулит возможности дальнейшего развития, и ключ ко всему - правильное видение мира.

Мне нравится, что я зарабатываю достаточно, и я ценю деньги. Они позволяют реализовывать людям их желания. Но я невероятно благодарна судьбе, что у моей семьи не было ни гроша в то время, пока я росла.

Реальность такова, что материальный достаток изменяет направленность нашего внимания. Если у вас много денег, ваша жизнь часто сосредотачивается на том, что вы еще можете позволить себе купить. На кого и как вы можете произвести впечатление, и насколько хорошо вам это удается?

Я выросла в очень бедной семье. Мой отец ушел от нас, в поисках нового счастья, когда я была совсем маленькой. Нам даже стало лучше без него. Потому что все, что мы от него в жизни видели в качестве родительского участия — это редкие и небольшие алименты.

Моя мама осталась растить нас троих в маленьком трейлере. Она работала на двух или трех работах, чтобы накормить и одеть нас и оплатить коммунальные платежи.

Бывали дни, когда мы сидели без света или тепла, потому что не могли себе этого позволить. Много раз наш ужин состоял из сухариков, найденных в шкафу или бесплатных обедов от местной общины. Сухое молоко и самые дешевые консервы у нас считались за лакомство. Только по большим праздникам наша семья могла позволить себе купить замороженную пиццу.

Мы, дети, каждый месяц жили под угрозой того, что в следующем месяце нас выселят за неуплату. Мы радовались тому, что бытовая техника работает и не ломается, потому что позволить себе новую или ремонт мы бы просто не могли. Мы радовались тому, что оджеда не протерта. Купить новую одежду означало отказаться от еды на несколько дней.

Это звучит как кошмар. Однако, для меня это был лучший опыт и я не соглашусь променять его ни на что другое.

Почему? Потому что все внимание у нас в семье было направлено друг на друга, а не на материальные объекты.

Мы не выходили семьей ни в кино, ни в кафе, ни в театр. Нашим развлечением было включить оставленный отцом проигрыватель и танцевать под затертые пластинки Элвиса Пресли. На выходных мы все усаживались на кровати у мамы и болтали по несколько часов, или подолгу просиживали, общаясь, за столом, после того как заканчивали есть. Смех, веселье и ощущение счастья от общения с мамой, старшим братом и сестрой — это лучшие из моих воспоминаний.

У нас не было ничего в достатке, но мы были здоровы, счастливы и окружены взаимной заботой. Прежде всего мы чувствовали любовь. Мы были вместе. Нашей целью была семья, а не материальные блага.

Когда я рассказываю о своей семье, я ловлю на себе странные взгляды. Люди не понимают, что такое быть сплоченной семьей. Я дожила до 20 с лишним лет, прежде чем осознала, что вокруг очень мало семей, похожих на мою. Наша бедность, нехватка денег заставляла нас понимать, что мы очень зависим друг от друга, и по-настоящему ценить поддержку и заботу.

Дети не нуждаются в изобилии хлама, игрушек, одежды и чего там еще предлагает современный массовый рынок. Детям нужна любовь и воспитание. Недостаточно говорить им, о том, что вы их любите, вы должны доказать им это своими поступками.

Покажите свою любовь участием в их жизни, активным общением с ними и играми. Будьте с ними там, где они в вас нуждаются.

Это удивляет меня, но я постоянно вижу, как семьи за столом сидят, молча уткнувшись в свои телефоны и планшеты, методично и молча поедая свой ужин. Отложите вы трубки, поднимите глаза и улыбнитесь тем, кто вас окружает. Насладитесь жизнью, прежде чем она пройдет мимо вас.

Деньги заставляют мир вращаться, но они не могут заменить привязанность, воспитание, поддержку и любовь. Деньги не научат уважению, трудолюбию или признательности.

Самый бедный человек может не иметь ничего, что можно было бы подержать в руках, но если у него есть то, что я перечислила, у него есть все, что действительно имеет значение.

Дж. М. Пол, американская журналистка, публицист, блоггер. Опубликовано Good Housekeeping

Ирина Лагунина: По данным Росстата, я ссылаюсь на публикацию в новостном сайте Newsru.com, по итогам второго квартала 2009 года средний месячный доход на душу населения в России составил около 17 тысяч рублей. Среднемесячный доход европейца - 5,3 тысяч долларов. А гражданина России - чуть менее 600. Так что, по Росстату получается, делает вывод сайт, что среднестатистический россиянин беднее европейца в восемь раз. Откуда приходит бедность? Над темой работала Татьяна Вольтская.

Татьяна Вольтская: Сколько в России бедных семей, не знает никто. Специалисты до сих пор спорят, что считать бедностью. Во всем мире живущими за чертой бедности считаются те, чьи доходы не дотягивают до прожиточного минимума. Но российские правозащитники все время обвиняют власти, что они нечестно считают этот минимум, прожить на который все равно нельзя. Тем не менее, многие специалисты сходятся на том, что к бедной категории можно отнести примерно треть российских семей. Многие из них являются так называемым неблагополучными - то есть имеющими большие проблемы помимо бедности. Им обычно стараются помогать неправительственные организации - например, такие, как петербургский благотворительный фонд "Теплый дом". Чтобы помочь семье в трудной ситуации, надо еще эту семью найти. Очень часто маячком, тревожным сигналом здесь оказываются дети, - говорит тренер-консультант фонда "Теплый дом" Дарья Тюрина.

Дарья Тюрина: Мы познакомились с мальчиком 12 лет у метро «Звездная», он подошел и попросил деньги. Мы начали узнавать, кто он, какая у него семья и так далее. Оказалось, что этот мальчик живет в Колпино и у него родители-инвалиды. Мы начали работать с этой семьей. Там есть старшая сестра.

Татьяна Вольтская: Вы пришли в эту семью?

Дарья Тюрина: Да. Увидели очень сложную ситуацию. Дома у них, во-первых, было очень грязно. У них двухкомнатная квартира, при этом папа лежачий инвалид, он получил производственную травму, но при этом на производстве эту ситуацию повернули таким образом, что это не производственная травма и по закону ее не доказать. Ему не выплачивают никаких пособий именно как по производственной травме, какие должны быть компенсации.

Татьяна Вольтская: Не лучше обстояли дела и с женой - она была прикована к постели в результате двух инсультов и даже не имела инвалидной коляски.

Дарья Тюрина: При этом при всем ее муж еще до того, как получил производственную травму, у него есть проблемы с алкоголем. Понятно, что там ситуация всегда была достаточно тяжелая, что и привело к инсульту. Здесь не та ситуация, что это просто так случилось.

Татьяна Вольтская: После первого инсульта женщина еще могла передвигаться и работать, после второго слегла окончательно. То есть, она по сути сама разрушила свое здоровье? - Правда, председатель правления "Теплого дома" Светлана Егорычева так не считает.

Светлана Егорычева: Неизвестно, пила ли она. Я думаю, мы не будем так утверждать. Мне кажется, что вряд ли. Но то, что она была зависимой – это совершенно точно, от своего мужа злоупотребляющего. И когда мы пришли, весь дом держался на старшей девочке. То есть все, что могла, она делала. Ей было 16, она училась в школе. Делала все, что могла, ухаживала за матерью и категорически отказывалась ситуацию изменить. Мы, например, предлагали госпитализировать мать в больницу, чтобы она там была. Это было отвергнуто сначала, потом мы все-таки добились. К сожалению, после больницы мы договорились с руководством, руководство пошло навстречу, ее внепланово положили, пролечили. После лечения стало хуже. Но все-таки эту поддерживают. Мы подключили еще партнерские НКО. Что мы могли дать, что детский кризисный центр давал продукты и мальчик ходил туда на кружки. Девочку мы поддерживали, сюда они приезжали. В результате сейчас девочка учится на первом курсе в педагогическом институте. Так успешно сдала ЕГЭ, прошла по конкурсу и сейчас учится на социального педагога.

Татьяна Вольтская: И она продолжает ухаживать за родителями?

Светлана Егорычева: Отец встал, слава богу, он теперь ходит. Мать теперь тоже передвигается в пределах квартиры, то есть у нее есть инвалидная коляска – это очень большое дело. Она может себя перебросить. Влад ходит к нам на подростковую группу. Недавно он ходил с нами в зоопарк первый раз в жизни. Столько восторга у 14-летнего мальчика мы не видели никогда.

Татьяна Вольтская: Да, дети, растущие в таких семьях, лишены самых элементарных радостей. О том, какая обстановка в этой квартире, говорит социальный работник "Теплого дома" Татьяна Ситникова.

Татьяна Ситникова: Там есть две собаки. Одна собака наполовину парализована, и собаки эти не гуляли. И дома этот запах. На девочке мало того, что мать, отец проблемный, если у него есть деньги, он их пропивает, колотит мать. Собаки – это их отдушина. Неужели, такой тяжелый воздух от собак, ты сама будешь болеть. Она говорит: да, для меня собака важнее, чем что-либо. У них все время собачий навоз по всей квартире. Представляете, какой это запах, это же куча болезней. Мало того, что мать инвалид, это неполезно твоей маме с инсультом, неполезно для тебя. От них пахнет от одежды, естественно, круглый год мухи навозные.

Татьяна Вольтская: А как вообще эта семья восприняла тот факт, что к ним пришли, что им хотят помочь?

Дарья Тюрина: Сначала с недоверием. У них было очень четко такая беспомощность по отношению к жизни и безнадежность. Им казалось, что им никто ничего не должен и никого не касается то, что у них такая ситуация. Это обычное отношение к тому, что происходит. Люди, даже если они попадают в тяжелую ситуацию, им кажется, что ничего не изменить и они даже не пытаются. И именно это влияло вначале на отношение. То есть им казалось, что явно от них что-то нужно, что это не просто так, что детей заберут или что-то такое. То есть сначала так недоверчиво. Но это меняется, когда продолжаешь работать, продолжаешь что-то делать, продолжаешь выстраивать отношения с семьей. Тут еще личные отношения выстраиваются, как-то это меняется.

Татьяна Вольтская: А были случаи, когда у вас не получился личный контакт?

Дарья Тюрина: Это же люди, как можно с людьми не выстроить личный контакт? На моей памяти я не помню, чтобы у нас в результате не получилось. Но не получается может быть сама работа как таковая, недостаточно ресурсов у нас. Например, если бы можно было в эту семью внедрить человека, который бы денно и нощно, предположим, был бы какое-то время.

Татьяна Вольтская: Но, конечно, не всегда бедность семьи происходят из-за алкогольной зависимости или производственных травм. Специалист по социальной работе "Теплого дома" Елена Арманова вспоминает совершенно другую историю.

Елена Арманова: У нас есть семья, мама, три дочки у нее, она выпускница детского дома. Живут в центре города в большой коммунальной квартире. Маленькой дочке ее младшей три годика. В коммунальной квартире этой живут очень долго, то есть она была по выходу из детского дома прописана, туда и вернулась. Неоднократно были там, это просто нежилой фонд, это абсолютно темные коридоры, обшарпанные стены, рушащиеся потолки. И что мы видели: маленькая, просто крохотная дверь, которая ведет в комнату нашей подопечной, заходишь туда и там открывается маленький уголочек, но очень светлый, теплый, то, что она создала своими руками. 12 квадратных метра. Они выживает, она пыталась жить как-то в этих условиях.

Татьяна Вольтская: Львиную долю места в этой каморке занимает двухъярусная кровать для старших девочек, которые учатся с 11 и в 7 классе, и раскладной диван, на котором спят мама с малышкой.

Дарья Тюрина: При этом удивительно, что у нее очень чисто. Вот это странно, как на 12 метрах может разместиться такое количество вещей и при этом не создаться ощущение захламленности. Потому что его нет, все очень аккуратно, занавески. При этом окно у нее выходит, в трех метрах соседняя стена. Все равно при этом при всем очень уютно, очень по-домашнему. Старшая девочка живет на верхнем этаже своей кровати, она там учит уроки и оттуда она практически не слезает. При этом в коммунальной квартире живут 25 человек, один туалет и одна ванна. Для того, чтобы утром собраться в школу девчонкам, им приходится вставать за два с половиной часа до выхода, потому что иначе они не попадут ни в душ, никуда. Понятное дело, что это нарушение прав детей. Опять же, мы разговаривали, куда можно переехать и что можно сделать. И тут опять срабатывает беспомощность: я даже не знаю, куда писать. И именно на этом моменте очень важно подключаться к семье, к тому, чтобы ее направить. Потому что она готова делать многое сама при том, что она выпускница детского дома, у нее самой опыта всякого разного, багаж большой. Ситуация была сложнее, когда мы с ней познакомились. Старшие девочки, у них подростковый период и они девочки сложные. Самая старшая замкнутая, недоверчивая. Она хорошо достаточно учится, но на уроках она не разговаривает. То есть хорошо делает письменные работы, но говорить она не может, она стесняется до глубины души. Потому начала ходить к нам на подростковую группу тоже. И она начала говорить. На занятии на пятом что-то произошло.

Татьяна Вольтская: А мама, кем она работает?

Дарья Тюрина: В то время, когда мы с ней познакомились, она не работала. У нее трехлетняя девочка, она была маленькая и в садик ее не отдать, потому что она требующая внимания. Сначала Катя не стала устраиваться на работу, а устроила в детский сад и какое-то время была с ней. Варя болела, она всячески сопротивлялась, но сейчас она привыкла. Катя устроилась на работу на хлебзавод. И при этом, когда мы с Катей познакомились, она действительно была в депрессии, безнадежность перла отовсюду.

Татьяна Вольтская: Была у этой безнадежности и дополнительная причина, - говорит Светлана Егорычева.

Светлана Егорычева: Это третий ребенок, за которого ее презирали старшие дети, им жить негде, а тут она еще родила. Она была в депрессии, ей было тяжело. И она сказала, что тогда мы были для нее действительно лучиком теплым, который ее согрел. Но сейчас они любят, конечно, все прошло, слава богу. Но момент был очень сложный.

Татьяна Вольтская: Есть действительно какая-то возможность улучшить их условия, так же жить нельзя?

Светлана Егорычева: Будем писать. По нашему ходатайству уже две девушки получили жилье, две выпускницы детских домов. Я думаю, и в этом случае нам что-то удастся сделать, потому что на самом деле проблема вопиющая. Это не единственная семья, которая так сильно нуждаются. У нас есть семья, где семеро детей, которые живут 22 метра. Прекрасная любящая семья, архитекторы. Там верующие люди, которые рожают и дают прекрасное своим детям воспитание, любовь и ласку. Я считаю, что обязанность государства предоставить таким людям жилье, потому что дети там растут в любви. Но, к сожалению, маленьким детям приходится спать в коробке на комоде, потому что больше некуда их положить.

Татьяна Вольтская: Атмосфера в семье прекрасная, но из-за тесноты и бедности людям все равно нужна помощь, - говорит Дарья Тюрина.

Дарья Тюрина: Для них придти сюда раз в неделю – это большой праздник. Несмотря на то, что ситуация в семье вроде хорошая, но это единственное место, где они бывают все вместе.

Татьяна Вольтская: Ну, с этой семьей, в общем, понятно - нищие интеллигенты в России не новость, а если еще семеро по лавкам, то процветания ожидать трудно. Но в других семьях, где болеют, пьют, легкомысленно относятся к долгам за квартиру - откуда все это? Говорит психолог Ирина Хоменко.

Ирина Хоменко: Я наблюдаю такую тенденцию: за границей быть бедным стыдно, а у нас в некотором смысле люди гордятся своей бедностью. Вот такой парадокс. Мы бедные, поэтому нам положено. То есть бедность у нас воспринимается как некий бонус. Но это синдром сиротства. Есть дети, которые вырастают в детских домах с идеей, что им весь мир должен. Это тоже не самая хорошая позиция, которая у них вырабатывается. Поэтому за границей люди стремятся всеми силами не попасть в категорию бедных. А если точнее сказать, не попасть в категорию нуждающихся в помощи людей. Естественно, что есть ситуации, когда какая-то часть пользуется. Но в целом если говорить о позиции общества цивилизованного, когда тебе приходится помогать, то это не очень здорово. У нас же наоборот, у нас люди ищут малейшие лазейки для того, чтобы что-то получить бесплатно, какое-то пособие, какую-то помощь независимо от того, реально они нуждаются или нет.
Я знаю одну историю, моя знакомая в Америке, когда приехала по работе в американский штат, ей какое-то время оказывалась помощь материальная, потому что ее доход, у нее были дети, не соответствовал стандартам, которые есть в США. Потом у нее сложилась ситуация, когда она стала на ноги, она перестала нуждаться в этой помощи, но буквально на 5 долларов у нее было превышение порога бедности. То есть она считалась пока бедной. И даже когда она стала писать в эту организацию, которая ей помогала, что она не нуждается, в нашей ситуации такое сложно было бы представить, что человек пошел и сам отказался от материальной помощи на основании того, что у него наладилась жизнь. Поэтому если говорить о философии, да, у нас бедность используется как бонус в борьбе с государством.

Современный человек окружен самыми разнообразными явлениями, многие из которых оказывают на него значительное влияние. Но самое главное, что стоит выделить из окружения человека – это социальная среда.

Социальная среда

Социальной средой мы можем назвать то, что окружает личность в социальной жизни – это проявление общественных отношений относительно самого человека. Важно понимать, что социальная среда обусловлена национальной и классовой принадлежностью, общественными экономическими процессами.

Между людьми существуют внутриклассовые различия, многие из нас находятся в разных социальных слоях, также выделяют профессиональные и бытовые различия в социальной жизни каждого отдельного индивида.

Например, можно выделить «артистическую среду» и «деревенскую среду», распространенным является понятие «городской среды» и «производственной среды».

В зависимости от исторической, географической, национальной и демографической ситуации образуется конкретная социальная среда. А определенная социальная среда порождает конкретный образ жизни, поведения и мышления.

Совокупность экономических, политических, материальных, социальных и духовных условий жизни человека, его деятельности и формирования личности – все это и определяет социальную среду для человека.

Социальная микросреда и макросреда

Также различают социальную микросреду и макросреду. Социальная микросреда – это близкое окружение человека, например, семья, группа друзей или трудовой коллектив. Социальная макросреда охватывает большие социальные группы и общественные явления – это общественные институты, экономика, общественная культура и сознание.

Бедные и богатые семьи

Чем взрослее становится ребенок, тем больше он осознает, что его сверстники и их родители отличаются друг от друга материальным положением и социальным статусом. Тогда приходит понимание того, что есть бедные и богатые семьи.

Бедные семьи – это те семьи, которые неспособны поддерживать приемлемый уровень жизни и доходы которой небольшие. Члены такой семьи вынуждены постоянно экономить, ограничивать свои потребности.

Порой такие семьи экономят даже на жизненно важных расходах – на питании и проживании, на одежде и расходах на лечение. Бедным семьям приходится отказываться от некоторых услуг, предметов и видов деятельности.

Очевидно, что богатые семьи могут позволить себе множество материальных благ и не экономят на многих услугах и предметах. Такие семьи могут обеспечить и родителей, и детей всеми необходимыми жизненными благами.

Если члены такой семьи добрые и духовно развитие люди, зачастую они помогают тем, кто вынужден постоянно экономить и от чего-то отказываться.
Но то, что у бедной семьи нет материальных средств на определенные вещи и блага, это не значит, что такая семья чем-то хуже богатой семьи. Необходимо понять с детства, что большинство людей отличаются друг от друга материальным статусом, но это не мешает им уважать друг друга и относится к друг другу с добротой и любовью.

Есть дети из богатых семей, которые могут надсмехаться над детьми из бедной, но это не только невоспитанно, но и не справедливо. Человек, независимо от доходов своей семьи, должен вести себя культурно и тактично, и не показывать свое превосходство над теми, у кого по какой причине нет материальных благ.

Мне нравится, что я зарабатываю достаточно, и я ценю деньги. Они позволяют реализовывать людям их желания. Но я невероятно благодарна судьбе, что у моей семьи не было ни гроша в то время, пока я росла.

Реальность такова, что материальный достаток изменяет направленность нашего внимания. Если у вас много денег, ваша жизнь часто сосредотачивается на том, что вы еще можете позволить себе купить. На кого и как вы можете произвести впечатление, и насколько хорошо вам это удается?

Я выросла в очень бедной семье. Мой отец ушел от нас, в поисках нового счастья, когда я была совсем маленькой. Нам даже стало лучше без него. Потому что все, что мы от него в жизни видели в качестве родительского участия — это редкие и небольшие алименты.

Моя мама осталась растить нас троих в маленьком трейлере. Она работала на двух или трех работах, чтобы накормить и одеть нас и оплатить коммунальные платежи.

Бывали дни, когда мы сидели без света или тепла, потому что не могли себе этого позволить. Много раз наш ужин состоял из сухариков, найденных в шкафу или бесплатных обедов от местной общины. Сухое молоко и самые дешевые консервы у нас считались за лакомство. Только по большим праздникам наша семья могла позволить себе купить замороженную пиццу.

Мы, дети, каждый месяц жили под угрозой того, что в следующем месяце нас выселят за неуплату. Мы радовались тому, что бытовая техника работает и не ломается, потому что позволить себе новую или ремонт мы бы просто не могли. Мы радовались тому, что оджеда не протерта. Купить новую одежду означало отказаться от еды на несколько дней.

Это звучит как кошмар. Однако, для меня это был лучший опыт и я не соглашусь променять его ни на что другое.

Почему? Потому что все внимание у нас в семье было направлено друг на друга, а не на материальные объекты.

Мы не выходили семьей ни в кино, ни в кафе, ни в театр. Нашим развлечением было включить оставленный отцом проигрыватель и танцевать под затертые пластинки Элвиса Пресли. На выходных мы все усаживались на кровати у мамы и болтали по несколько часов, или подолгу просиживали, общаясь, за столом, после того как заканчивали есть. Смех, веселье и ощущение счастья от общения с мамой, старшим братом и сестрой — это лучшие из моих воспоминаний.

У нас не было ничего в достатке, но мы были здоровы, счастливы и окружены взаимной заботой. Прежде всего мы чувствовали любовь. Мы были вместе. Нашей целью была семья, а не материальные блага.

Когда я рассказываю о своей семье, я ловлю на себе странные взгляды. Люди не понимают, что такое быть сплоченной семьей. Я дожила до 20 с лишним лет, прежде чем осознала, что вокруг очень мало семей, похожих на мою. Наша бедность, нехватка денег заставляла нас понимать, что мы очень зависим друг от друга, и по-настоящему ценить поддержку и заботу.

Дети не нуждаются в изобилии хлама, игрушек, одежды и чего там еще предлагает современный массовый рынок. Детям нужна любовь и воспитание. Недостаточно говорить им, о том, что вы их любите, вы должны доказать им это своими поступками.

Покажите свою любовь участием в их жизни, активным общением с ними и играми. Будьте с ними там, где они в вас нуждаются.

Это удивляет меня, но я постоянно вижу, как семьи за столом сидят, молча уткнувшись в свои телефоны и планшеты, методично и молча поедая свой ужин. Отложите вы трубки, поднимите глаза и улыбнитесь тем, кто вас окружает. Насладитесь жизнью, прежде чем она пройдет мимо вас.

Деньги заставляют мир вращаться, но они не могут заменить привязанность, воспитание, поддержку и любовь. Деньги не научат уважению, трудолюбию или признательности.

Самый бедный человек может не иметь ничего, что можно было бы подержать в руках, но если у него есть то, что я перечислила, у него есть все, что действительно имеет значение.

Дж. М. Пол, американская журналистка, публицист, блоггер. Опубликовано Good Housekeeping

Поделиться: